Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме "Имя прилагательное как часть речи"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Николина Ольга Евгеньевна

Урок русского языка с применением ИКТ, по ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока25.66 КБ
Файл Презентация к уроку256.09 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку в 5 классе (ФГОС)

по теме : «Имя прилагательное как часть речи».

Тип урока: Урок общеметодической направленности.

Задачи урока:

  1. образовательные:
  • развить умение формулировать определение понятий;
  • обогащать словарный запас учащихся;
  • совершенствовать орфографические и  умения.
  1. Развивающие:
  • развитие внимания;
  • развитие логического мышления;
  • развивать умение применять новые знания
  • развитие творческих, речевых способностей учащихся;
  • развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
  • развитие умения формулировать проблему;
  1. Воспитательные:
  • воспитание интереса и уважения к русскому языку и литературе
  • создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

Планируемые результаты:

Личностые:

1) уважительное отношение к языку;

2) стремление к речевому самосовершенствованию;

 3) пополнение словарного запаса;

4) способность к самооценке на основе критерия успешности;

Метапредметные:

1) овладение изучающим видом чтения;

 2) умение воспроизводить прочитанный текст;

3) способность свободно, правильно излагать свои мысли в          устной форме;

4) взаимодействие с окружающими людьми в процессе совместного выполнения задачи,

Предметные:

1) развитие творческой самостоятельности;

2) владение разными видами речевой деятельности;

3) способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме

 4) способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета

5) проведение морфемного анализа слов.

Оборудование:

  •   ПК;
  •     мультимедийный проектор;
  •      интерактивная доска

Структура урока:

  1.    Организационный этап.
  2.    Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
  3.    Выявление причин затруднений и постановка цели деятельности.
  4.    Построение проекта выхода из затруднения и его реализация
  5.     Первичное закрепление во внешней речи
  6.     Промежуточная рефлексия
  7.     Физкультминутка
  8.     Самостоятельная работа с самопроверкой
  9. Включение в систему знаний и повторение
  10. Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия), выставление оценок за урок.
  11. Информация о домашнем задании (комментирование).

Ход урока:


Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, садитесь!  Я надеюсь сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут внимание, находчивость и смекалка.

Учитель: Ребята, какой раздел науки о языке мы с вами изучаем? (Морфологию)

Верно! А с какой частью речи мы с вами закончили знакомиться? (Имя существительное)

Обратите внимание на слайд, давайте прочитаем что там написано.
(
Бесстрашная, энергичная, запасливая. Самая маленькая птица на земном шаре —........ Это одно из самых красивых творений природы. Достаточно только перечислить названия, которыми наградили эту птицу "топазный …......", "изумрудное горлышко"," летающий аметист" и "огненный топаз"............ — самые маленькие из всех птиц )

Как вы ребята думаете, о какой именно птичке идет речь????

Ученики:  О Колибри.

Учитель: А как же вы догадались? Какие слова вам помогли ?

Ученики: Самая маленькая на земле!

Учитель: К какой части речи  относятся слова, с помощью которых дано точное и выразительное описание птицы?? (Прилагательные)

Учитель: Верно, именно эти прилагательные помогают нам представить  колибри. Они перечисляют признаки самой маленькой птички на земле!!!

Учитель: А что вам известно из начальной школы об этой части речи? (ученики отвечают, что отвечает на вопросы: какой? Какая? Чей?)

  1.  Учитель обобщает сказанное детьми, затем открывают учебники на стр.85, и хорошо читающий ученик читает правило.

Учитель: Что еще вы узнали об имени прилагательном? (ответы учеников)

 Посмотрите на упр. 567 Давайте его выполним.

Для этого мы с вами открываем тетради, записываем число и классная работа.

Упр.567- выразительное чтение, обсуждение вопросов, самостоятельное выполнение (морфологический и морфемный разбор выполняется на доске

Комментарии: прилагательные, с помощью которых береза описана как живое существо: грустную, нарядную, родную, ненаглядную. Наряд березки описывается как наряд девочки, это прием олицетворения.

 Теперь снова обратим внимание на слайд: Это был мальчик лет девяти, больше меня, худощавый и тонкий, как тростинка. Одет он был в грязной рубашонке, руки держал в карманах узких и коротких штанишек. Темные курчавые волосы лохматились над черными задумчивыми глазами.
      
Хотя незнакомец, явившийся на сцену столь неожиданным и странным образом, подходил ко мне с тем беспечно-задорным видом, с каким всегда на нашем базаре подходили друг к другу мальчишки, готовые вступить в драку, но все же, увидев его, я сильно ободрился. Я ободрился еще более, когда из-под того же престола, или, вернее, из люка в полу часовни, который он покрывал, сзади мальчика показалось еще грязное личико, обрамленное белокурыми волосами и сверкавшее на меня детски-любопытными голубыми глазами.

Скажите мне пожалуйста из какого произведения, которое мы с вами недавно прошли,  этот отрывок? («В дурном обществе» В.Г.Короленко) — межпредметная связь!

Найдите в этом отрывке прилагательные и назовите их и на какие вопросы они отвечают. ( дети называют).

 Физкультминутка. -_- (на слайде)

 А теперь снова вернемся к учебнику и выполним упр. 568. Комментарии: стиль текста — художественный. Тема текста- отношение человека к живой природе.

Занимательная лингвистика:

Подберите как можно больше определений — прилагательных, характеризующие Жилина и Костылина, героев рассказа Л.Н Толстого «Кавказский пленник».

 Подведение итогов урока.

1. О чем мы сегодня разговаривали на уроке?

2. Что обозначает, на какие вопросы отвечает?

Выставление оценок.

  1. Домашнее задание: пар.101, упр.570.

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Отгадайте кто это? Заголовок Бесстрашная, энергичная, запасливая. Самая маленькая птица на земном шаре — …....... Это одно из самых красивых творений природы. Достаточно только перечислить названия, которыми наградили эту птицу "топазный ….....", "изумрудное горлышко"," летающий аметист" и "огненный топаз". Это....... — самые маленькие из всех птиц. Самый крупный вид, гигантский …...... из южноамериканских Анд, достигает величины 22 см.

Слайд 2

Обзор

Слайд 3

Долгосрочная цель Обозначьте желаемую цель Опишите цель более детально

Слайд 4

Отгадайте героя по описанию: Найдите в отрывке прилагательные и назовите их. Это был мальчик лет девяти, больше меня, худощавый и тонкий, как тростинка. Одет он был в грязной рубашонке, руки держал в карманах узких и коротких штанишек. Темные курчавые волосы лохматились над черными задумчивыми глазами. Хотя незнакомец, явившийся на сцену столь неожиданным и странным образом, подходил ко мне с тем беспечно-задорным видом, с каким всегда на нашем базаре подходили друг к другу мальчишки, готовые вступить в драку, но все же, увидев его, я сильно ободрился. Я ободрился еще более, когда из-под того же престола, или, вернее, из люка в полу часовни, который он покрывал, сзади мальчика показалось еще грязное личико, обрамленное белокурыми волосами и сверкавшее на меня детски-любопытными голубыми глазами.

Слайд 5

Подведение итогов урока: О какой части речи мы разговаривали на уроке? На какие вопросы она отвечает? Что обозначает эта часть речи?

Слайд 6

Домашнее задание : Выучить правило в параграфе 101 и выполнить упр.570


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по русскому языку с использованиемЭОР по теме"Частица как часть речи".

План-конспект урока по русскому языку с использованием ЭОР по теме" Частица как часть речи"....

урок по русскому языку 6 класс по теме "Глагол как часть речи"

урок по русскому языку 6 класс по теме "Глагол как часть речи"...

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: «Существительное как часть речи»

Цель урока: создать условия для формирования коммуникативной и языковой компетенций через  организацию деятельности учащихся по выведению общего понятия о существительном как части речи, которая ...

Технологическая карта урока по русскому языку 7 класс «Правописание НЕ с разными частями речи. Словообразование наречий»

Технологическая карта урока русского языка в 7 классе к учебнику С.И.Львовой, В.В.Львова....

План- конспект урока по русскому языку с применением ЭОР "Категория состояния как часть речи"

План-конспект урока по русскому языку в 7 классе с применением ЭОР и ЦОР...