Конспект урока по русскому языку в 6 классе "Сравнительная степень имен прилагательных"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Конспект урока по предмету "Русский язык" 6 класс по теме "Сравнительная степень имен прилагательных" (по программе Ладыженской)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока. 6 класс. Сравнительная степень имен прилагательных

Цели: познакомить учащихся с категорией «степень сравнения имен прилагательных»; учить находить прилагательные в сравнительной степени в речи, тексте; расширять словарный запас, воспитывать культуру речи.

Ход урока

  1. опрос по домашнему заданию

Учебник, Ч. 2, параграф 56, выполнить синтаксический разбор предложения: "В саду росли красные, фиолетовые и белые астры", выполнить морфемный и словообразовательный разбор слов: "седоватый", "премилый"        

  1. Актуализация опорных знаний

  1. Беседа
  • Что такое прилагательное?

Имя прилагательное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей? Имена прилагательные изменяются по числам и падежам, а в единственном числе и по родам. Имена прилагательные могут иметь краткую форму. В предложении имена прилагательные выполняют функцию определений и сказуемых.

  1. Постановка целей и задач урока
  2. объяснение нового материала

  1. работа с текстом

Прослушайте текст и ответьте на вопрос в конце текста.

ИЗ ПрИКЛЮЧенИЙ ОШИБКИна

Разгорелся как-то раз спор у Кости и Лены:

  • Зачем сравнивать предметы? — спросил Костя.
  • Чтобы узнать, что лучше.
  • А давай мы сравнимся, — предложил он и сразу же начал:
  • У тебя волосы длиннее моих, глаза голубее, и на физкультуре ты более быстрая, чем я, и уроки готовишь старательней. Видно, совсем я никудышный, — огорчился Ошибкин.
  • Ну, что ты, постой! а знаешь, что ты уже почти выучил сегодняшний урок?!
  • не может быть, когда? — растерявшись, спросил Костя.
  • Ты только что привел примеры сравнительной степени: длиннее, голубее, более быстрый, старательней.
  • Ах, вот откуда произошло название, от сравнения.

Чтение учебника. C. 10

Степени сравнения прилагательных

Прочитать правило на с. 10 (параграф 57)

Сравнительная степень

простая

Составная

основа прилаг. + -ее-(ей),-е, -ше

красивый-красивее

  • -ее (-ей) — прекрасный - прекрасней;
  • -е (перед ним происходит чередование согласных!) — дорогой - дороже;
  • -ше — ранний - раньше.

Прилаг. в н.ф. + слова более, менее

старательный        более старательный старательный        менее старательный

Или от других основ

маленький-меньше

плохой-хуже

хороший-лучше

  • малый (маленький) — меньше;
  • плохой — хуже;
  • хороший — лучше.

Примечание. Обратить внимание учащихся на ударение в слове краси´вее.

Степень сравнения прилагательного – форма прилагательного, показывающая большее или меньшее проявление признака.

Прилагательные в форме простой сравнительной степени не изменяются ни по родам, ни по числам, ни по падежам. В предложении они бывают сказуемыми.

Солнце – яркая звезда Галактики. (Определение).

Некоторые звёзды ярче Солнца (сказуемое).

Девочка младше брата. (сказуемое)

В прилагательных в форме составной сравнительной степени второе слово изменяется по родам, падежам и числам.

На более высоком дереве.

По более дальней дороге.

Простая форма сравнительной степени используется в разных стилях речи. Составная форма сравнительной степени используется, как правило, в книжном и научном стилях речи. Формы сравнительной степени на -ей употребляются в разговорной речи и в стихотворных текстах.

Бодрей, смелей – разговорная речь.

Физкультминутка для пальцев

Задание

Перечислите все части речи, загибая при этом пальцы.

Игра «Змейка» (по рядам)

Образуйте от предложенных слов:

1 вариант – простую сравнительную степень имен прилагательных

2 вариант – составную сравнительную степень имен прилагательных

Белый-белее, быстрый-быстрее, трудный-труднее, сложный-сложнее,

сильный – сильнее,  искусный – искуснее, строгий-строже, редкий-реже, тугой-туже, короткий-короче, широкий-шире, теплый-теплее, бледный-бледнее, приветливый- приветливее.

  1. Закрепление материала

Самостоятельная работа по учебнику (тренировочные упражнения).

Выполнение упражнения 332.

12. Определи степень сравнения

Старый друг лучше новых двух.
Фальшивый друг опаснее врага.

Завтрак сегодня был менее вкусный, чем
вчера
По-весеннему засияли далёкие
голубые дали и глубже, синее, теплее
стало небо.

Правый берег реки более крутой, чем
левый.
Нет ничего радостнее труда.

Знания дороже богатства.

Выполнение упражнения 333.

  1. Рефлексия

Интерактивный прием «Микрофон»

Что нового вы узнали на уроке?

  1. домашнее задание

Учебник, Ч. 2, параграф 57, упр. 334, творческое задание: сравнить 2 любых предмета (как это сделал Коля Ошибкин), используя сравнительную степень имен прилагательных

  1. «на закуску»

Задание

«Говорите правильно»

Исправьте ошибки в речи:

  1. Обед сегодня был более вкуснее, чем вчера.
  2. Эта картина красивше.
  3. Моя мама молодее твоей.

Задание № 1: образуйте от прилагательных формы простой и составной сравнительной степени. Составьте по 2 предложения со словами в  простой и составной степени.

Образец: красивый – красивее – более красивый.

Далекий, хороший, страшный, молодой,  крутой, маленький,  мелкий, 

мощный, строгий, толстый, здоровый, широкий,  дешёвый, чистый, твердый.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку в 7 классе "Имя прилагательное.Повторение"

Конспект урока по русскому языку по теме "Имя прилагательное. Повторение"Составлен  с использованием блочного метода , опорного конспекта по теме, с опорой на фраменты текста из книги "Каникулы в...

Конспект урока по русскому языку в 6 классе "Имена прилагательные в тексте"

Данный конспект урока является обобщением материала по разделу "Имена прилагательные". Конспект урока запланирован на два часа обучения по данной теме, поэтому каждый педагог сможет найти какие-либо п...

Конспект урока по русскому языку "Употребление в речи имён прилагательных"

Данный материал содержит конспект урока по русскому языку, на котором происходит обобщение знаний об имени прилагательном как части речи и изобразительно-выразительной роли прилагательного в речи...