Конспект урока по русскому языку в 8 классе "Обособленные приложения"
методическая разработка по русскому языку (8 класс)

Тип урока: открытие новых знаний

Формы урока: групповая, индивидуальная

Цели. 1. Обучающие: познакомить учащихся с основными правилами обособления приложений, способами его выражения; показать особенности  обособления приложений; закрепить умение находить  в  тексте обособленные определения; повторить понятие «приложение».

2. Развивающие: развивать орфографические и пунктуационные навыки у учащихся, развивать навыки выразительного  чтения, монологическую речь, память у учащихся.

3. Воспитывающие: воспитывать культуру речи у учащихся, самоконтроль.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc86.5 КБ
Office presentation icon prilozhenie.ppt943 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока русского языка в 8 классе

по теме «Обособленные приложения.

Выделительные знаки препинания при них»

Тип урока: открытие новых знаний

Формы урока: групповая, индивидуальная

Цели. 1. Обучающие: познакомить учащихся с основными правилами обособления приложений, способами его выражения; показать особенности  обособления приложений; закрепить умение находить  в  тексте обособленные определения; повторить понятие «приложение».

2. Развивающие: развивать орфографические и пунктуационные навыки у учащихся, развивать навыки выразительного  чтения, монологическую речь, память у учащихся.

3. Воспитывающие: воспитывать культуру речи у учащихся, самоконтроль.

Ход урока

I. Орг. Момент

- Добрый день, ребята! Я рада вас видеть сегодня на уроке. Давайте поприветствуем друг друга улыбкой, поделимся хорошим настроением. Вы готовы к уроку? Проверьте наличие принадлежностей на парте.

II. Актуализация знаний. Повторение

1) Фронтальный опрос.

- Какие члены предложения называются обособленными? (Выделенные второстеп. члены по смыслу)

- Как можно выделить обособленные члены в устной речи  и на письме? (Интонационно и запятыми)

- На прошлом уроке мы работали с обособленными определениями. Вспомните, когда выделяются запятыми обособленные определения. Давайте повторим случаи обособления определений.

       2) – Запишите в тетради число, классная работа, две строчки для темы пропустите.

Запись предложений под диктовку с объяснением постановки знаков препинания.

  1. Книга, написанная известным писателем, уже вышла из печати. (Прич. об.)
  2. Взволнованный переживаниями дня, я долго не мог заснуть. (П.О.перед лич. мест.)
  3. Ослепленный мраком, старик долго стоял без движения. (Обстоят. знач. причины) 
  4. Солнце, великолепное и яркое, поднималось над морем. (Одиночн. согл. опр. после опр. слова)
  5. Коля, в своей новой курточке с золотыми пуговками, был героем дня. (Несогл опр. после им. собств.)

- Проверим: обратите внимание на слайд. Все ли верно выделили в своих тетрадях?

- Молодцы, вспомнили случаи обособления определений.

III. Новый материал

- А сегодня мы расширим  наши  представления об  обособлении.

1) - Давайте разберем устно предложения. В чем особенность этих предложений? И как относятся они к теме обособления? Чем будут являться выделенные слова? (Предложения на слайде)

 Я выписываю газету «Кубанские  казаки».  Девушка-почтальон принесла нам срочную телеграмму.

- Напомните, как называются такие определения, согласованные с определяемым словом, но выраженные именем существительным? (ПРИЛОЖЕНИЕ)

- Какую функцию выполняют приложения в предложении? (Характеризуют предмет, поясняют, уточняют, называют его)

- На какие вопросы отвечает приложение? (Кто именно такой? Что именно такое?)

- Каким членом предложения оно является? (Определение)

- Молодцы, вы уже поняли, наверное, про что мы сегодня будем говорить. Значит, тема нашего урока какова? (Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них) Записываем в тетрадь.

- А цели? (Познакомиться с основными правилами обособления приложения, научиться их находить в предложениях и тексте)

- А для чего нам это нужно знать? (Чтобы речь наша была выразительной, богатой, чтобы на экзамене смогли справиться с этим заданием)

2) Сегодня вы сами будете выявлять условия обособления приложения. Для этого каждой группе розданы листы с предложениями, но знаки препинания не расставлены. Прежде чем найти приложение, обособить его, вы ищете определяемое слово, а потом уже приложение. Не забудьте сделать вывод, когда приложение обособляется.

После выступления каждой группы ребята записывают по 1 предложению в тетрадь с пояснением. (5 любых предложений)

1 группа

Вывод

  1. На митингах мы, любознательные газетчики, узнали много новостей.

Любые приложения (распр. и нераспр.), относящиеся к личному местоимению, независимо от степени их распространенности и местоположения

                 *

Личн. мест. + прилож.

  1. Его, бывалого охотника, заинтересовало это явление.
  1. Человек дела, он всегда дорожил временем.
  1. Я, ученица восьмого класса, написала диктант лучше всех.
  1. Обидно мне, старику, слушать такие речи.

2 группа

Вывод

  1. Песня, крылатая птица, смелых скликает вперед.

Любые приложения,

стоящие после определяемого слова - существ.

                  *

Сущ. + прилож.

  1. Сестра, студентка второго курса мединститута, уже дает советы бабушке.
  1. К брату зашел сосед, студент.
  1. Папа, мастер на все руки, сумел починить протекающий кран на кухне.
  1. Неизменный маяк, помощник рыбаков, горит бессменно на посту.

3 группа

Вывод

  1. Тренером команды назначен Лучников, бывший нападающий.

Любые приложения,

стоящие ТОЛЬКО после определяемого слова -  существ. собств.

Если наоборот, обособляться не будет!!!!

                *

Сущ. собств. + прилож.

  1. А.С.Пушкин, великий поэт, является основоположником русского литературного языка.
  1. Николай Иванович, опытный учитель, нам очень понравился.
  1. В.И.Даль, ровесник и друг Пушкина, является автором «Толкового словаря живого великорусского языка».
  1. Речь в передаче шла об Александре Демьяненко, замечательном актере.

4 группа

Вывод

  1. Смелый охотник, хорёк нападает на животных и крупнее его.

Приложения, стоящие перед им. сущ., имеющие обстоятельственное значение причины

  1. Смышленые звери, бобры зимуют разумно.
  1. Упрямец во всем, юноша оставался упрямцем в учении.
  1. Мастер на все руки, мама сшила мне новогодний костюм за два дня.
  1. Талантливые музыканты, ребята чувствуют душой каждую ноту и импровизируют на ходу.

5 группа

Вывод

  1. Собачка эта, по кличке Чибис, была любопытнейшим созданием.

Приложения, присоединяющиеся словами по имени, по прозвищу, по фамилии, или, родом, например, то есть…

  1. Бегемот, или гиппопотам, большую часть времени проводит в воде.
  1. Этот мальчишка, по имени Иван, учится в шестом классе.
  1. Многие произведения, например сказки Пушкина, запоминаются на всю жизнь.
  1. Лев, то есть царь зверей, известен многим.

ФИЗКУЛЬМИНУТКА

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

 3) Чтение теоретического материала в учебнике. ( п. 50стр. 147 – 148)

   - Ребята, есть одно правило обособления приложения. Приложение может отделяться ТИРЕ, если оно стоит в конце предложения и имеет уточняющее значение, является разъяснением к сказанному /можно вставить перед приложением слова “ а именно”. (Если им придаётся большое значение, и при произнесении они отделяются от определенных слов большей паузой). Обратите внимание на слайд.

Ему было присвоено звание Героя России – одно из самых почетных званий в нашей стране.

Я восхищаюсь характером Гринева -  героя произведения А.С.Пушкина «Капитанская дочка».

- Перепишите себе в тетради.

IV. Закрепление

     1) Работа с учебником.  Упражнение 307

     2) Конструирование предложений. Из 2-х предложений составить одно с обособленным приложением. Поставьте приложение до и после определяемого слова.

  • Иванов был опытным трактористом. Он разбирался в машинах различных марок. (Например, Иванов, опытный тракторист, разбирался в машинах различных марок. Опытный тракторист, он разбирался в машинах различных марок.)
  • Серегин был лучшим учеником в классе. Он охотно помогал ребятам, но никогда не давал списывать.
  • Они юные натуралисты. Они заботятся о сохранении природы.
  • Мы выпускники этого учебного учреждения. Мы любим родную школу.

     3) Самостоятельная работа с текстом.

        Выписать из текста номера предложений с приложением и подчеркнуть их как  члены предложения. (5 вариантов)

4) Игра «Кто быстрее?»

- На экране высвечиваются предложения по одному, вы должны будете быстро составить его схему. И так кто быстрее поднимет листы с пояснением предложения.

Внимание!

- Отец, герой войны, заведовал почтовым отделением. (Сущ., /распр. прилож./, …)

- Он, ответственный за судьбу младших детей, подрабатывал где придется. (Личн. мест.,/ распр. прилож./, …)

- Валентин Распутин, студент филологического факультета, о писательстве сначала не задумывался. ( Имя собств.,/ распр. прилож./, …)

- Степь, или безлесная равнина, окружала нас со всех сторон. (Сущ., /прилож./, …

V. Рефлексия.

(Синквейн)

VI. Подведение итогов

     - Наш урок подошел к концу. В каких случаях обособляются приложения? Достигли мы цели? Научились обособлять приложения?

     - Каким членом предложения являются обособленные приложения?

     - Какую роль играют приложения в тексте? (Оно дает второе название предмету; придает выразительность речи, создает образность)

 VII. Домашнее задание 

Выписать 5 предложений с приложением из комедии Гоголя “Ревизор”, упр. 308 (выписать приложения с определяемыми словами)

1 группа

  1. На митингах мы  любознательные газетчики узнали много новостей.

  1. Его бывалого охотника  заинтересовало это явление.

  1. Человек дела он всегда дорожил временем.

  1. Я ученица восьмого класса  написала диктант лучше всех.

  1. Обидно мне старику слушать такие речи.

Вывод:

2 группа

  1. Песня крылатая птица смелых скликает вперед.
  1. Сестра  студентка второго курса мединститута уже дает советы бабушке.

  1. К брату зашел сосед студент.

  1. Папа мастер на все руки сумел починить протекающий кран на кухне.

  1. Неизменный маяк помощник рыбаков горит бессменно на посту.

Вывод:

3 группа

  1. Тренером команды назначен Лучников бывший нападающий.

  1. А.С.Пушкин великий поэт является основоположником русского литературного языка.
  1. Николай Иванович опытный учитель нам очень понравился.
  1. В.И.Даль ровесник и друг Пушкина является автором «Толкового словаря живого великорусского языка».
  1. Речь в передаче шла об Александре Демьяненко замечательном актере.

Вывод:

4 группа

  1. Смелый охотник хорёк нападает на животных и крупнее его.
  1. Смышленые звери бобры зимуют разумно.

  1. Упрямец во всем юноша оставался упрямцем в учении.
  1. Мастер на все руки мама сшила мне новогодний костюм за два дня.

  1. Талантливые музыканты ребята чувствуют душой каждую ноту и импровизируют на ходу.

Вывод:

5 группа

  1. Собачка эта по кличке Чибис была любопытнейшим созданием.

  1. Бегемот или гиппопотам большую часть времени проводит в воде.

  1. Этот мальчишка по имени Иван учится в шестом классе.
  1. Многие произведения например сказки Пушкина запоминаются на всю жизнь.

  1. Лев то есть царь зверей известен многим.

Вывод:

Приложение

(учащийся сам выбирает задание)

    На «3»: Из данных предложений выпишите предложения с обособленными приложениями.

Дубровский, отставной поручик гвардии, был ближайшим соседом Троекурова. Я, ваш старинный сват и кум, пришёл мириться к вам. На окне, серебряном от инея, за ночь хризантемы расцвели. Их волосы, шёлковые и чёрные, были распущены. Ростов, как заботливый эскадронный командир, желал прежде французов воспользоваться провиантом.

На «4»: Из данных предложений выпишите предложения с обособленными приложениями. В выписанных предложениях расставьте знаки препинания.

Старик Прохор рыболов и корзинщик рассказывал мне сказку об осени. Стёпка с зазубренной ложкой в руках занял своё место в дыму около костра. Княжна Марья потерянная и бессильная сидела в зале. Смышлёные звери бобры  зимуют разумно.  Кутузов как и все старые люди мало спал по ночам.  Когда мы дети ложились спать отец садился за фортепиано.

На «5»: Данные предложения запишите в две группы – с обособленными определениями и обособленными приложениями. Расставьте знаки препинания.

Вчера утомлённый ходьбой по болоту забрёл я в сарай и заснул глубоко. Сын лесника он родился и вырос в лесу. Пастер знаменитый учёный исследовал в своей лаборатории бактерии оспы. С моря поднималась туча чёрная и тяжёлая. Скажи мне кудесник любимец богов что сбудется в жизни со мною? Прогретые солнцем тронулись в лагунах медлительные черепахи.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка в 8 классе

Слайд 2

Проверим Книга , написанная известным писателем , уже вышла из печати. Взволнованный переживаниями дня , я долго не мог заснуть. Ослепленный мраком , старик долго стоял без движения. Солнце, великолепное и яркое , поднималось над морем. Коля , в своей новой курточке с золотыми пуговками, был героем дня .

Слайд 3

Я выписываю газету Кубанские казаки. Девушка почтальон принесла нам срочную телеграмму.

Слайд 4

Я выписываю газету «Кубанские казаки». Девушка -почтальон принесла нам срочную телеграмму.

Слайд 5

Знаю 1. Приложение – это определение, выраженное именем существительным. Оно отвечает на вопросы кто именно такой? Что именно такое? 2. Приложения могут обозначать качества, свойства, видовой признак, указывать на национальность, род деятельности, то есть характеризуют предмет, поясняют, уточняют, называют его. 3. К приложениям относятся имена, фамилии, клички, географические названия, названия газет, журналов, предприятий, художественных произведений.

Слайд 6

Обособленные приложения. Выделительные знаки при них

Слайд 7

Цель урока: познакомиться с основными правилами обособления приложений, научиться их находить в предложениях и тексте, объяснять условия обособления.

Слайд 8

1 группа вывод На митингах мы любознательные газетчики узнали много новостей. 2. Его бывалого охотника заинтересовало это явление. 3. Человек дела он всегда дорожил временем. 4. Я ученица восьмого класса написала диктант лучше всех. 5. Обидно мне старику слушать такие речи.

Слайд 9

1 группа вывод На митингах мы , любознательные газетчики , узнали много новостей. Любые приложения (распр. и нераспр.), относящиеся к личному местоимению, независимо от степени их распространенности и местоположения Личн. мест . + приложение 2. Его , бывалого охотника, заинтересовало это явление. 3. Человек дела , он всегда дорожил временем. 4. Я , ученица восьмого класса , написала диктант лучше всех 5. Обидно мне , старику , слушать такие речи.

Слайд 10

2 группа вывод Песня крылатая птица смелых скликает вперед. 2. Сестра студентка второго курса мединститута уже дает советы бабушке. 3. К брату зашел сосед студент. 4. Папа мастер на все руки сумел починить протекающий кран на кухне. 5. Неизменный маяк помощник рыбаков горит бессменно на посту.

Слайд 11

2 группа вывод Песня , крылатая птица , смелых скликает вперед. Любые приложения, стоящие после определяемого слова - существительного Сущ. + приложение 2. Сестра , студентка второго курса мединститута , уже дает советы бабушке. 3. К брату зашел сосед , студент . 4. Папа , мастер на все руки , сумел починить протекающий кран на кухне. 5. Неизменный маяк , помощник рыбаков , горит бессменно на посту.

Слайд 12

3 группа вывод Тренером команды назначен Лучников бывший нападающий. 2. А.С.Пушкин великий поэт является основоположником русского литературного языка. 3. Николай Иванович опытный учитель нам очень понравился. 4. В.И.Даль ровесник и друг Пушкина является автором «Толкового словаря живого великорусского языка». 5. Речь в передаче шла об Александре Демьяненко замечательном актере.

Слайд 13

3 группа вывод Тренером команды назначен Лучников , бывший нападающий . Любые приложения, стоящие ТОЛЬКО после определяемого слова - существ. собств. (Если наоборот, то обособляться не будет!) Сущ. собств. + приложение 2. А.С.Пушкин , великий поэт , является основоположником русского литературного языка. 3. Николай Иванович , опытный учитель, нам очень понравился. 4. В.И.Даль , ровесник и друг Пушкина, является автором «Толкового словаря живого великорусского языка». 5. Речь в передаче шла об Александре Демьяненко , замечательном актере .

Слайд 14

4 группа вывод Смелый охотник хорёк нападает на животных и крупнее его. 2. Смышленые звери бобры зимуют разумно. 3. Упрямец во всем юноша оставался упрямцем в учении. 4. Мастер на все руки мама сшила мне новогодний костюм за два дня. 5. Талантливые музыканты ребята чувствуют душой каждую ноту и импровизируют на ходу.

Слайд 15

4 группа вывод Смелый охотник , хорёк нападает на животных и крупнее его. Приложения, стоящие перед им. сущ., имеющие обстоятельственное значение причины 2. Смышленые звери , бобры зимуют разумно. 3. Упрямец во всем , юноша оставался упрямцем в учении. 4. Мастер на все руки , мама сшила мне новогодний костюм за два дня. 5. Талантливые музыканты , ребята чувствуют душой каждую ноту и импровизируют на ходу.

Слайд 16

5 группа вывод Собачка эта по кличке Чибис была любопытнейшим созданием. 2. Бегемот или гиппопотам большую часть времени проводит в воде. 3. Этот мальчишка по имени Иван учится в шестом классе. 4. Многие произведения например сказки Пушкина запоминаются на всю жизнь. 5. Лев то есть царь зверей известен многим.

Слайд 17

5 группа вывод Собачка эта, по кличке Чибис , была любопытнейшим созданием. Приложения, присоединяющиеся словами по имени, по прозвищу, по фамилии, или, родом, например, то есть… 2. Бегемот , или гиппопотам , большую часть времени проводит в воде. 3. Этот мальчишка , по имени Иван , учится в шестом классе. 4. Многие произведения , например сказки Пушкина , запоминаются на всю жизнь. 5. Лев , то есть царь зверей , известен многим.

Слайд 18

Обособление приложений Лич. мест ,/ / , Сущ . , / / , / / , лич. мест . Имя собст. , / / , / О бст. знач. / , сущ . Сущ., / по имени …/,

Слайд 19

Ему было присвоено звание Героя России – одно из самых почетных званий в нашей стране. Я восхищаюсь характером Гринева - героя произведения А.С.Пушкина «Капитанская дочка». а именно а именно

Слайд 20

Конструирование предложений Иванов был опытным трактористом. Он разбирался в машинах различных марок. Серегин был лучшим учеником в классе. Он охотно помогал ребятам, но никогда не давал списывать. Они юные натуралисты. Они заботятся о сохранении природы.

Слайд 21

Игра «Кто быстрее?» Отец герой войны заведовал почтовым отделением.

Слайд 22

Игра «Кто быстрее?» Отец, /герой войны/, заведовал почтовым отделением.

Слайд 23

Игра «Кто быстрее?» Он ответственный за судьбу младших детей подрабатывал где придется.

Слайд 24

Игра «Кто быстрее?» Он, /ответственный за судьбу младших детей/, подрабатывал где придется.

Слайд 25

Игра «Кто быстрее?» Валентин Распутин студент филологического факультета о писательстве сначала не задумывался.

Слайд 26

Игра «Кто быстрее?» Валентин Распутин, /студент филологического факультета/, о писательстве сначала не задумывался.

Слайд 27

Игра «Кто быстрее?» Степь или безлесная равнина окружала нас со всех сторон.

Слайд 28

Игра «Кто быстрее?» Степь, /или безлесная равнина/, окружала нас со всех сторон.

Слайд 30

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 1) Выучить правило на с.147 2) Выписать 5 предложений с приложением из комедии Гоголя “Ревизор”, упр.308 (выписать приложения с определяемыми словами)

Слайд 32

СИНКВЕЙН 1 Кто? Что? (тема) 1 сущ-ое 2 Какой? (описание темы) 2 прил-ых 3 Что делает? 3 глагола 4 Что автор думает? Фраза из четырёх слов 5 Кто? Что? (обобщение) 1 сущ-ое


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в 8 классе "Обособленные определения и приложения (обобщение и закрепление изученного)"

Конспект урока по русскому языку в 8 классе "Обособленные определения и приложения (обобщение и закрепление изученного)". Основная цель урока: обобщить  знания об обособленных определениях и прил...

Конспект урока по русскому языку в 6 классе План – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение».

Конспект урока по русскому языку в  6 классеПлан – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение»....

План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс

Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...

Конспект урока русского языка в 9 классе по теме «Типы речи (технология моделирования концепта «дружба»)» план-конспект урока по русскому языку

Предложенный конспект урока русского языка ориентирован на подготовку девятиклассников к ОГЭ (сочинение – рассуждение 9.3), составлен на основе технологии моделирования лингвоконцепта.  Пре...

Конспекты уроков по русскому языку на темы "ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА", "ПЕРИОДЫ В ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА"

Цели: дать представление о происхождении языка и истории народа, создать условия для формирования навыков исследовательской деятельности.Тип урока: усвоение новых знаний.Методы: исследовательский, сам...