Конспект урока по теме "Сочинение по картине И. Грабаря «Февральская лазурь»" в 5-м классе.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Глотова Любовь Владимировна

Конспект урока по теме "Сочинение по картине И. Грабаря «Февральская лазурь»" в 5-м классе.

Данный конспект урока поможет вам написать сочинение по картине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ns_portal.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                         

         Конспект урока по теме "Сочинение по картине И. Грабаря «Февральская лазурь»" в 5-м классе.

Цели урока:

   Обучающая: Формирование умения “читать” картину, понимать идейный замысел художника.

  Развивающая: Развитие пространственного мышления, обогащение словарного запаса учащихся, развитие представления о холодных и тёплых тонах картины.

  Воспитательная: Способствование развитию творческого воображения и литературной речи учащихся.

Оборудование:  Портрет И.Грабаря,репродукции картин “Неприбранный стол”, “Февральская лазурь”, музыка П.И.Чайковского “Времена года” (“Февраль”).

Ход урока:

1. Организационный момент

Сегодня вам предстоит написать сочинение по картине Игоря Эммануиловича Грабаря.

( Показать портрет художника. ).

Кто из вас слышал о таком художнике?

2. Подготовительная беседа

Игорь Эммануилович увлекался рисованием с раннего детства. После окончания лицея он поступил учиться в Петербургский университет на юридический факультет. Позже он закончил Петербургскую академию художеств. Он был архитектором и замечательным реставратором.

В начале ХХ века он был директором Третьяковской галереи в Москве, а затем в Русском музее города Санкт - Петербурга.

Наиболее известные его работы “Неприбранный стол”, “Февральская лазурь”.

Он был выдающимся портретистом и пейзажистом.

Беседа:

-Что означает слово “портретист”?

-Что означает слово пейзаж? Обратимся к энциклопедии (Пейзаж – рисунок, картина, на которой изображена природа. Пейзажист – художник, специалист по пейзажам).

И.Грабарь всегда искренне и правдиво изображал русскую природу.

3. Знакомство с картиной

Отгадайте загадку.

    Ветви белой краской разукрашу

    Брошу серебро на крышу вашу.

    Тёплые весной придут ветра

    И меня прогонят со двора.

-Какое это время года?

(Зима).

-Что очень часто происходит в зимнее время? Это связано с явлением природы и состоит из двух корней. (Снегопад).

-А какой месяц зимы нас интересует, вы узнаете, отгадав ещё одну загадку.

    Снег мешками валит с неба,

    С дом стоят сугробы снега.

    То бураны и метели

    На деревню налетели

    По ночам мороз силён,

    Днём метели слышен звон.

    День прибавился заметно.

    Ну, так что за месяц это? (Февраль).

-А какой сейчас идёт месяц?

-Каким мы увидели этот месяц? – снежным, морозным, ветряным.

В старину этот месяц называли даже так: ветродуй.

- Как вы думаете, почему его так называли? В этом месяце очень часто дуют сильные ветра.

В старину февраль называли лютый, Вьюговой и Снежень из-за частых метелей и морозов. Иногда называли его Бокогреем. За то, что он вроде межи между зимой и весной, называли его Меженем. Днём в феврале часто бывает ярко, солнечно, но холодно, потому что солнце светит, но не греет.

Именно февральские краски природы стали для И. Грабаря волнующими и привлекательными.

4. История создания картины

Дети рассматривают картину под музыку П.И. Чайковского “Времена года” (“Февраль”).

Автор писал: “Когда я однажды взглянул на верхушку берёзы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединённых голубой эмалью неба”. И это видение изобразил художник на картине “Февральская лазурь”.

5. Беседа по содержанию картины.

-Объясните значение слова лазурь. (Это светло-синий цвет, голубая или светло-зелёная краска с сиреневатым оттенком).

Мастерство художника заключается в том, что он сумел в обыкновенном русском пейзаже увидеть самое замечательное, красивое.

Посмотрите внимательно на небо на картине Грабаря.

- Когда такое небо бывает в природе? – В феврале или марте в ясный, морозный, солнечный день.

- Что помогает нам понять, что день изображён солнечный? – Сверкают стволы берёз. На них видны отблески солнца.

- Какие строки из стихотворения А.Пушкина вам вспоминаются?

    Под голубыми небесами

    Великолепными коврами,

    Блестя на солнце снег лежит.

-Рассмотрите берёзы, как они расположены? - На переднем плане старая берёза, вдали расположены её подружки, молодые берёзки.

- Какой день изобразил художник – тёплый или холодный? – тёплый, уже пригревает солнышко

- Какими бы тонами изобразил художник стужу? – белыми, серыми, синими тонами.

Такие тона называют холодными. А на картине преобладают тёплые тона - солнечные.

И.Э.Грабарь вот такими словами описывал своё любимое время года (на доске): “Настали чудесные солнечные февральские дни. В природе творилось нечто необычное. Казалось, что она праздновала какой-то небывалый праздник лазоревого неба, жемчужных берёз, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу”.

- Какие слова помогают увидеть февральский день?

- Изображено ли всё это на картине?

- А как выглядит берёза на переднем плане? – она уже старая, потому что искривлённая, огромная, у неё толстый ствол, много веток.

- А на заднем плане, какие берёзы? – там одна старая берёза и много молодых.

- Что вам напоминают сплетённые ветви молодых и старой берёз, усыпанных снегом? – красивый, морозный узор на окне, кружево.

- А почему именно берёзу выбрал художник? – символ русской зимы.

Чтение стихотворения С.Есенина “Белая берёза под моим окном...” (Читает ичитель)

С.Есенин увиденное описал словами, а И. Грабарь – красками.

6. Словарная работа. Подбор опорных слов для написания сочинения. Орфографическая работа.

- Давайте ещё раз повторим те эпитеты, которыми вы будете пользоваться при написании сочинения.

День – морозный, солнечный, ясный.

Небо – голубое, бирюзовое, лазурное, чистое, высокое, прозрачное, безоблачное.

Воздух – чистый, морозный, прозрачный, бодрящий, колется.

Снег – белый, пушистый, чистый, блестит, сверкает, переливается огнями.

Берёза – большая, красивая, нарядная, огромная, могучая, гордая.

7. Составление плана.

1. И.Э.Грабарь – певец русской природы.

2. Описание картины

3. Впечатление, произведённое картиной.

7. Домашнее задание

Написать сочинение по картине И. Грабаря "Февральская лазурь"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к сочинению-описанию по картине И.Грабаря "Февральская лазурь"

Урок развития речи в 5 классе; интегрированный урок...

Презентация к уроку. Сочинение по картине И.Грабаря "Февральская лазурь"

Сочинение-описание по картине Игоря Грабаря "Февральская лазурь". В презентации предложены вопросы для характеристики картины, план сочинения....

Сочинение по картине И.Грабаря "Февральская лазурь"

Здесь представлен конспект урока " Сочинение по картине "Февральская лазурь" И. Грабаря в форме презентации...

конспект урока по русскому языку в 5 классе. Подготовка к сочинению по картине И.Э. Грабаря "Февральская лазурь".

5 классПодготовка к сочинению по картине И.Э. Грабаря "Февральская лазурь"....

Презентация к уроку русского языка в 5 классе по теме "Подготовка к сочинению по картине В.Грабаря "Февральская лазурь"".

Иллюстративный материал знакомства с творчеством художника и подготовке к описанию его картины (составление плана, подбор ключевых слов)....

Подготовка к сочинению-описанию по картине И. Грабаря «Февральская лазурь». Написание сочинения

Данная разработка урока позволит подготовить обучащихся к написанию сочинения по картине И. Э. Грабаря "Февральская лазурь", ознакомление с особенностями пейзажа как жанра живописи, формиров...