Производные предлоги
презентация к уроку по русскому языку (7 класс) по теме

Куделина Инна Валерьевна

Объяснение нового материала с применением ИКТ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proizvodnye_predlogi.pptx883.43 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка в 7 классе «СЛИТНОЕ И РАЗДЕЛЬНОЕ НАПИСАНИЕ ПРОИЗВОДНЫХ ПРЕДЛОГОВ»

Слайд 2

Лингвистическая сказка Утром, как обычно, предлог в течение отправился на работу в свой учебник. Не успел он разместиться на странице тетради Пети Иванова, как почувствовал головокружение и, цепляясь за соседние буквы, точки, страницы, всхлипывая и моля о пощаде, хлопнулся в течение разных событий. Бурный поток уносил его из одной шпаргалки в другую, бедняжка весь измок, исцарапался, но никак не мог зацепиться за тетрадь какого-нибудь грамотея. Неизвестно, куда бы унесло в течение бурным течением, если бы словарный диктант случайно не заглянул в тетради Пети Иванова и его соседа по парте Вани Петрова. Он рассердился, что мальчишки не выучили правил, но и пожалел их: поставил все на место. 1) Что произошло с предлогом в течение в тетрадях мальчиков? 2) Как помогает нам текст отличить производный предлог от омонимичной формы – имени существительного с предлогом? Мы должны помочь героям этой лингвистической сказки «поставить все на место». Что для этого нам надо знать и уметь?

Слайд 3

Предметные умения уметь отличать производные предлоги от омонимичных сочетаний существительных с предлогом; уметь правильно писать производные предлоги; уметь подбирать предлоги – синонимы; уметь составлять предложения с предлогами; уметь правильно употреблять в речи производные предлоги

Слайд 4

А ктуализация знаний Что называется предлогом? (Предлог — служебная, часть речи, которая выражает зависимость одних слов от других слов в словосочетании и предложении.) Для чего служит предлог? (Для выражения различных отношений.) Какие отношения выражает? (Временные - приехать под вечер; причинные - не приехать из-за болезни; пространственные – приехать в город; целевые – приехать для переговоров и др.) На какие две группы по происхождению делятся предлоги? ( Производные и непроизводные.)

Слайд 5

А ктуализация знаний Почему непроизводные предлоги так называются? ( Непроизводные предлоги – это предлоги, которые всегда относились к этой части речи) Приведите примеры . ( Без, в, к, за, из). Какие предлоги называются производными? ( Предлоги, образованные от самостоятельных частей речи: существительных, наречий, деепричастий ) Приведите примеры . ( Благодаря, в течение, вопреки). Какие непроизводные предлоги пишутся через дефис? ( Из-за, из-под, по-над, по-за )

Слайд 6

Перепишите, исправляя, где необходимо, ошибки в употреблении предлогов 1) Мы встретимся по окончанию фильма. 2) По прошествие часа машина выехала на мостовую. 3) Купить билеты на обратный путь нужно сразу по прибытию в город. 4) По приезду домой мы принялись разбирать вещи. 5) Благодаря болезни я не был в театре. 6 ) Согласно графика мы управились во время.

Слайд 7

Проверь себя ! 1) Мы встретимся по окончании фильма. 2) По прошествии часа машина выехала на мостовую. 3) Купить билеты на обратный путь нужно сразу по прибытии в город. 4) По приезде домой мы принялись разбирать вещи. 5) Из-за болезни я не был в театре. 6 ) Согласно графику мы управились во время.

Слайд 8

У чебная задача Прочитайте словосочетания : Был в течени е дня – находиться в течени и реки Находилась в продолжени е лета – написано в продолжени и книги Сказал в заключени е выступления – декабристы находятся в заключени и Приобрёл вследстви е болезни – обнаружились в следстви и об аварии . Что Вы наблюдаете? (Одинаково слышащиеся слова пишутся по-разному)

Слайд 9

сформулируйте тему и цели нашего урока. Правописание производных предлогов . Цели : уметь отличать производные предлоги в течение, в продолжение, в заключение, вследствие от существительных; уметь правильно писать производные предлоги.

Слайд 10

Исследовательская работа Запишите предложения в тетради : а) В течени и этой горной реки встречается много непроходимых порогов. б) В течени е нашей мирной жизни неожиданно ворвалось тревожное известие. в) В течени е часа необходимо решить контрольную работу. г) В продолжени е трех лет он писал книгу. д ) В продолжени и книги появляются новые герои.

Слайд 11

Встречается (где? В чем?) в течении (предложный падеж существительного течение). Речь идёт о течении реки. Ворвалось (куда? Во что?) в течение (винительный падеж существительного течение). Речь идёт о течении жизни. Решить ( когда? за какое время? в течение чего?) в течение часа. Речь идёт о времени. Выражение можно заменить синонимичным сочетанием с предлогом за час.

Слайд 12

Сделаем выводы В третьем предложении перед нами предлог, образованный из сочетания существительного с предлогом .( Предлог- неизменяемая служебная часть речи, значит всегда пишется одинаково, к нему часто можно подобрать синонимичный предлог: в течение суток- за сутки, в течение жизни- за жизнь, в течение некоторого времени- за некоторое время. Предлог имеет временное значение. К предлогу нельзя поставить вопрос, он не является членом предложения.) На конце производного предлога пишется –Е. Написание существительных в 1 –м и 2- м предложениях зависит от падежа. Аналогично объясняем правописание предлога в продолжение, который по смыслу равен предлогу в течение.

Слайд 13

Предлоги в течение и в продолжение Нам говорят о движении времени. Спроси: как долго? или когда? В конце пишем е и раздельно всегда.

Слайд 14

Вследствие снегопада машины не пошли в город. В следствии по делу допущен ряд ошибок.

Слайд 16

С делаем выводы Производный предлог вследствие = из-за и отличается от существительного слитным написанием и конечной –е. Предлог вследствие отличается по написанию от созвучного сочетания существительного с предлогом уже в двух позициях – слитное написание и конечное –е. Вам следует знать, что существительное в сочетании в следствии выступает только в значении «судебное следствие»: в следствии по делу, в остальных случаях вследствие – производный предлог, его можно заменить предлогом из-за: Вследствие снегопада машины не пошли в город. (Из-за снегопада машины не пошли в город) - вследствие - предлог, пишется слитно с -е на конце слова. Но: В следстви и по делу допущен ряд ошибок. (В чем? в (судебном) следствии по делу... В этом предложении в следствии – существительное , а потому пишется раздельно и с - и на конце.

Слайд 17

Вследствие – из-за, ясно вполне: слитно напишем, конечная – е.

Слайд 18

Производные предлоги Не имеют лексического значения. К ним нельзя поставить вопрос. Они не являются членами предложения. Могут иметь синонимичную замену.

Слайд 19

слитно Ввиду (болезни) = из- за Вместо (себя) = за Впереди (отряда) = перед Вроде (помощника) = наподобие Вслед ( уходящим) = на Вследствие (ошибок) = из-за Навстречу (друзьям) = к Наподобие (шляпы) = по мере Напротив (гостиницы) Насчет (отпуска) = о Посреди (поля) Сверх (меры) Несмотря на -= хотя Невзирая на = хотя

Слайд 20

раздельно в виде (варенья) в качестве (сувенира) в продолжение (отпуска) = в течение = около в связи с ( болезнью) в течение (месяца) = в продолжение = около в целях (самообороны) за счет (перегрузки) по мере (приближения)

Слайд 21

запомните ВПОСЛЕДСТВИИ наречие

Слайд 22

Пользуясь таблицей, замените производные предлоги непроизводными Вследствие положения ; в течение дня; спустя несколько лет ; ввиду приближения каникул ; пробираться сквозь заросли ; сидеть возле костра ; послать вместо себя ; идти навстречу другу; играл в продолжение часа .

Слайд 23

Проверь себя! Вследствие положения (из-за); в течение дня (за); спустя несколько лет (через); ввиду приближения каникул (из-за); пробираться сквозь заросли (через); сидеть возле костра (у); послать вместо себя (за); идти навстречу другу (к); играл в продолжение часа (около).

Слайд 24

физкультминутка Чудесный выдался денёк, А я учу предлоги… Я должен твердо знать урок – У нас учитель строгий! И я шепчу, закрыв глаза, Скрестив под стулом ноги: Что значит ПО? Что значит ЗА? И ЗА, и ПО – предлоги. А хорошо бы за порог И мчаться по дороге! Какой бы выдумать предлог, Чтоб не учить предлоги?

Слайд 25

Орфографическая разминка «Не верь ушам своим» Шли по долине в течени … целого дня. В течени … реки следует опасаться водоворотов. Нелегко отыскать ошибки (в) следстви … . Ошибка допущена (в) следстви … невнимательности. В течени … дня река неузнаваемо изменилась. В продолжени … романа появляются новые герои. В продолжени … часа слышались шорох и шепот. В быстром течени … реки мелькнула лодка. (В) следстви … непогоды мы задержались в пути.

Слайд 26

Проверь себя!!! Шли по долине в течение целого дня. В течении реки следует опасаться водоворотов. Нелегко отыскать ошибки в следствии . Ошибка допущена вследствие невнимательности. В течение дня река неузнаваемо изменилась. В продолжении романа появляются новые герои. В продолжение часа слышались шорох и шепот. В быстром течении реки мелькнула лодка. Вследствие непогоды мы задержались в пути.

Слайд 27

Выборочное списывание I вариант выписывает предложения, в которых проверяемые слова являются существительными. Графически объясните свой выбор. Расставьте пропущенные знаки препинания, графически объясните их постановку. II вариант выписывает предложения, в которых проверяемые слова являются предлогами. Графически объясните свой выбор. Расставьте пропущенные знаки препинания, графически объясните их постановку.

Слайд 28

задание В продолжени … двух дней мои дела продвинулись. (В) следстви … сильного ветра была нарушена телеграфная связь. Он участвовал (в) следстви … о подж … ге как свидетель. В продолжени … трех дней мы не могли переправиться через бурную в течени …речку. В продолжени … романа который готовится к выпуску мы узнаем о судьбе героя. Яма была довольно узкая и я в течени … получаса пробовал уп .. раясь руками в стенки выбраться наверх. Постройте схему последнего предложения.

Слайд 29

Употребление производных предлогов в речи В течени .. всей своей сознательной жизни брат мечтал стать ш … фером . Каждый клоч …к бумаги он заполнял где(то) вычита … ым заявлением: Директору транспортной конторы Прошу пр.. нять меня на работу во вере… ую Вам организацию, так как я являюсь шофером третьего класса.

Слайд 30

Проверь себя !!!! Директору транспортной компании Петрову П.П. Зайцевой О.В. заявление. Прошу Вас принять меня на работу с 18.12.11 г. во вверенную Вам организацию на должность шофера. 17.12.2011 г. Зайцева О.В.

Слайд 31

Создание собственного текста «ФЕВРАЛЬ В ДЕРЕВНЕ СОФЬИНО» Зима, день, ночь, туман, снег, снегопад, видимость на дорогах, заносы, сугробы, расчистка, синоптики, температура, ветер, столбик термометра и т.д.

Слайд 32

Проверь себя !!!!! ВАРИАНТ СОЗДАННОГО ТЕКСТА Из сводки погоды В деревне Софьино в течение всей прошедшей ночи шел снег. Вследствие этого на дорогах образовались сугробы и заносы. В продолжение сегодняшнего дня техника работает на расчистке дорог. И в заключение синоптики сообщают: в течение следующих суток столбик термометра не опустится ниже – 7°С, вследствие тумана видимость на дорогах ухудшится, ветер юго-западный, умеренный, возможен снегопад.

Слайд 33

Итоги урока А теперь вернемся в начало урока и вспомним героев сказки и ответим на поставленные вопросы: 1) Что произошло с предлогом в течение в тетрадях мальчиков? 2) Как помогает нам текст отличить производный предлог от омонимичной формы – имени существительного с предлогом?

Слайд 34

рефлексия Выберите любое начало фразы и продолжите ее Сегодня я узнал… Было трудно… Я понял, что… Теперь я могу… Я научился… У меня получилось… Я смог…

Слайд 35

Домашнее задание Подготовить связный ответ на вопрос : Как доказать, что слово является предлогом, а не омонимичной ему частью речи. 1 вариант : упр. 297 (Задание: спишите, подчеркните как члены предложения) ; 2 вариант: Составить текст на тему «Учеба в моей жизни», используя следующие производные предлоги: благодаря, вследствие, ввиду, вокруг, в продолжение, путем, в связи (с), в течение, около.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по русскому языку «Производные предлоги» для 7 класса

Цель: проверить  и закрепить знания по теме " Производные предлоги ". Презентация составлена с использованием триггеров. Чтобы выбрать правильный(ые) ответ(ы) в первых четырех тестах (...

Обособленные члены предложения, выраженные одиночными деепричастиями, деепричастными оборотами и существительными с производными предлогами.

Данный урок позволяет систематизировать, обобщить изученный материал об одиночных деепричастиях, деепричастных оборотах и факультативном обособлении существительных с производными предлогами, подготов...

Тест по русскому языку для 7 класса по темам "ПРИЧАСТИЕ", "ДЕЕПРИЧАСТИЕ", "НАРЕЧИЕ", "ПРОИЗВОДНЫЕ ПРЕДЛОГИ"

Тест по русскому языку будет полезен как учителям, так и ученикам, которые могут проверить свои знания по темам "Причастие", "Деепричастие", "Наречие" и "Предлог"....

Практическая работа по русскому языку "Правописание производных предлогов"

Работа содержит тестовые задания. Практические упражнения по данной теме....

Правописание производных предлогов. Лабораторная работа. Урок в 6 классе.

Данный урок проведён в 6 классе при изучении темы "Предлог"(  учебник под редакцией  М.В.Панова ). В ходе занятия ребята выполняют задания разной сложности. Особое внимание уделяется развити...

Тест. 7 класс. Правописание производных предлогов.

Данный тест может быть использован для контроля знаний обучающихся по теме « Правописание производных предлогов»  как текущий контроль.  Тест имеет структуру: а) формулировка зада...

Правописание производных предлогов.

Урок дан в виде плана, в котором учитель хотел бы показать свое видение использования ЦОР на разных этапах урока. В ходе знакомства с коллекцией ЦОР я пришла к выводу, что использовать ресурсы м...