"Речевое оформление сочинения" Урок русского языка в 11 классе.
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс) на тему

Слюдеева Елена Викторовна

Урок проведен в рамках Федеральной стажировочной площадки по внедрению ФГОС в основной и средней школе. В конспекте урока подробно показана постановка и достижение целей. Также имеет практическую направленность при подготовке учащихся к ЕГЭ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_v_11_klasse.doc113.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока.  Речевое оформление сочинения.

Цели урока:

                      Учебная:

  • организовать учебную деятельность учащихся, направленную на освоение определений и значение понятий «речевое оформление сочинения»; умении применять новые  знания, умение применять полученные знания для решения учебных задач.

              Развивающая:

Развитие умения у учащихся ставить учебную цель на материале предмета «Русский язык».

Воспитательная:

  • способствовать формированию у учащихся самостоятельности в постановке учебных целей на уроках русского языка.

Эпиграф. “ «Постановление о Царскосельском Лицее»,  1810 г.  

«Успехи в словесности должны быть при окончании курса доведены до такой степени, чтобы воспитанники на всякую данную материю, по знаниям их и возрасту соразмерную, могли сами написать сочинение правильное, ясное и по  летам их изящное, но простое и невысокопарное».

                                                                  М.М. Сперанский

Этапы урока.

Действия учителя.

Действия ученика.

Орг. момент.

…– Здравствуйте! –

Поклонившись, мы друг другу сказали,

– Здравствуйте! –

Что особого тем мы друг другу сказали?

Просто « Здравствуйте», больше ведь мы

ничего не сказали.

Отчего же на капельку счастья

прибавилось

в мире?

«Здравствуйте!» - то есть будьте в

хорошем здоровье,

Это главное в жизни.

Я вам главного, лучшего в жизни желаю.

Поклонимся ж друг другу при встрече

И тропинку друг другу уступим

(Если даже там снег,

Если даже там грязь по колено).

– Здравствуйте!

Как я рад,

Что могу вам это сказать!

Этими словами известного русского публициста, писателя В. Солоухина  я приглашаю вас начать сегодняшний урок.

 

Каждый из вас сам решит, что он будет значить в системе ваших уроков русского языка. Урок красоты, общения, уверенности, любви к слову,  языку.

 

Приветствуют учителя.

2. Мотивация

Обратите внимание на эпиграф урока. Это  выдержка из постановления о Царскосельском лицее. Перед выпускниками этого учебного заведения стояла цель: «написать сочинение правильное, ясное и по  летам их изящное, но простое и невысокопарное».

 Будет ли подобная цель созвучна вашей, уважаемые будущие выпускники! (Можете ли вы сказать, что подобная цель стоит и пред вами?)

Чтобы хорошо написать сочинение и получить высокий результат,  вам нужно знать критерии сочинения. Давайте их еще раз уточним  

Да. Мы являемся выпускниками школы, и, чтобы получить высокие баллы за ЕГЭ, нам нужно научиться хорошо писать сочинение.

Первое, что оценивается в сочинении – это содержание. Какие здесь критерии мы выделяем? Как звучит первый критерий?

Что такое проблема текста?

Как формулируется проблема?

К1 – это определение проблемы текста.

  Проблема — это сложный практический или теоретический вопрос, требующий решения, исследования. 

Проблема текста – это вопрос, который задает автор текста.

В виде риторического вопроса или повествовательным предложением: в тексте поднимается проблема чего?

Назовите второй критерий по содержанию сочинения.

Какие виды комментария вам известны?

К2 – это комментарий текста.

Концептуальный                                                      

объясняет проблему текста, её актуальность,                                          авторский замысел

различные мнения о                                               проблеме.

 Текстуальный

комментарий представляет собой объяснение текста, следование за автором в раскрытии проблемы.

Назовите содержание третьего критерия.

Что такое позиция автора?

Как может выражаться позиция автора.

 К 3 - позиция автора. 

Позиция автора - это вывод, к которому приходит автор, раздумывая над какой-либо проблемой.

1. Четко, прямо, непосредственно:

- в названии текста;

- в отдельных предложениях текста;

- через ряд аргументов.

Чаще всего это в текстах публицистического стиля.

2. Через модальный план текста:

- риторические вопросы;

- риторические восклицания;

- порядок слов;

- лексические повторы;

- оценочную лексику;

- модальные слова и частицы;

- ряд вводных слов, словосочетаний, предложений.

Это происходит в текстах художественного стиля.

Какой четвертый критерий  в содержании сочинения.

Сколько должно быть аргументов, чтобы получить максимальное количество баллов по этому критерию?

К 4 - подбор аргументов.

Нужно привести не менее двух аргументов, один из которых взят их художественной литературы, второй из жизни.

 Спасибо. Критерии по содержанию сочинения вы знаете хорошо. На сегодняшнем уроке у меня будет возможность убедиться в том, что вы их умеете  точно раскрывать  на  практике.

Сообщение темы урока.

  Продолжаем учиться писать сочинение, потому что вам нужно написать сочинение «правильное и ясное». Тема урока: «Речевое оформление  сочинения». Запишите в тетрадь число и тему урока.

Записывают в тетрадь число и тему урока.

Постановка цели  урока.

Внимательно прочитайте тему урока.

Выделите слова и словосочетания, значения которых вам не совсем ясно.

Знаете ли вы значение этих слов?

Какое новое знание нужно будет усвоить в процессе изучения данной темы?

Если вы освоите только знание, вам это будет достаточно?

 Какое новое умение нужно усвоить, связанное с применением этого знания, необходимо будет усвоить.

Попробуйте сформулировать цели  урока.

В каком случае цель урока будет считаться достигнутой

.

Что же нужно сделать, чтобы достичь целей урока?

Ученики читают.

Речевое оформление.

- Знаем, но применительно к написанию сочинения на ЕГЭ  точно не можем сказать.

- освоить знание о речевом оформлении сочинения

  • Нет, знания мы получим, но у нас не будет навыков их применения на практике.

- усвоить умение  речевого оформления сочинения

- освоить знание о речевом оформлении сочинения;

-  освоить умение речевого оформления сочинения

- когда мы освоим знания о речевом оформлении сочинения;

- усвоим умение речевого оформления сочинения

- узнать критерии речевого оформления;

  • научиться строить текст;
  • проанализировать текст в соответствии с критериями;
  • научиться пользоваться критериями  при составлении собственного текста сочинения

Этап достижения целей урока.

Цели урока поставлены, намечены пути их реализации. Приступим к достижению наших целей и решению поставленных задач.

Прочитаем, как звучит критерий пять в экзаменационном сочинении.

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой

цельностью, речевой связностью и последовательностью

изложения:

– логические ошибки отсутствуют, последовательность

изложения не нарушена;

– в работе нет нарушений абзацного членения текста

Давайте начнем с последнего здесь требования: «В работе нет нарушений абзацного членения текста».  Какова композиция экзаменационного сочинения?

(композиция – это построение сочинения, связь его частей целое в соответствии с идеей)

Такова композиция сочинения, а сколько абзацев должно быть в сочинении и как записывается каждая часть сочинения?

 

Какие знания мы  получили в результате проделанной работы?

Что нам нужно сделать, чтобы закрепить эти знания?

Я предлагаю вам прочитать текст Д. Лихачева, в котором убрано абзацное членение. Разбейте текст на абзацы (всего их 6) и укажите в ответе номера предложений, соответствующие границам каждого абзаца.

Микротемы.

 

Попробуйте доказать, почему вы именно так разделили текст на абзацы?

  1. Вступление.
  2. Определение проблемы.
  3. Комментарий проблемы.
  4. Позиция автора.
  5. Свое мнение.
  6. Аргумент 1.
  7. Аргумент 2
  8. Заключение.

В работе должно быть 6, 7-8 абзацев, и

каждая часть сочинения будет писаться с красной строки.

- мы узнали требования к критерию, соблюдая которые, мы получим высокий балл.

- поработать с текстом, найти в нем абзацы, выяснить, почему в нем именно такое абзацное членение.

Приложение № 1. Текст Лихачева

1-й абзац – № 1

2-й абзац - № 2-7

3-й абзац- № 8-10

4-й абзац - № 11-14

5-й абзац - № 15-19

6-й абзац - № 20-21

В 1 предложении обозначена тема текста.

В предложениях  № 2-7 говорится о том, кто и что обладает памятью. Предложения № 8-10 раскрывают тезис, что память –это важнейший творческий процесс. В предложениях  № 11-14

делается аспект о нравственном значении памяти. Предложения № 15-19 раскрывают роль памяти в воспитании. Предложения

- № 20-21 – вывод, итог.

Ребята, докажите, что то, что вы сейчас читали, –это текст?

Вспомните признаки текста.

Выполняя часть С ЕГЭ, вам нужно создать текст. Значит, что же вы должны хорошо знать?

Выполнив все условия создания текста, посмотрите,  какое требование критерия вы раскроите?

- Текст – это группа предложений, объединенных одной темой с помощью языковых средств. Все микротемы  абзацев данного текста объединены одной темой:  духовное, воспитательное значение памяти   в жизни человека.

Все художественные средства подчинены именно этому.

- связность (каждое последующее предложение строится на базе предыдущего);

- завершенность (в нем есть начало и конец);

- членимость;

- информативность;

- подчиненность всех частей, микротем, языковых средств раскрытию темы и основной мысли текста.

Признаки текста.

 Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью.

Продолжаем работать дальше. Читаем  требование критерия 5: логические ошибки отсутствуют. Что относится к логическим ошибкам в письменной и устной речи?

 

Чтобы хорошо усвоить понятие «логические ошибки», что вам нужно сделать?

Задание. В раздаточных материалах (приложение № 2) найдите и исправьте логические ошибки. Устно попытайтесь объяснить, в чем произошло нарушение логики.

Обращаю ваше внимание на логическую ошибку № 6. Прочитайте ее. Ребята, эта ошибка типична и для ваших сочинений. Я на нее уже  вам указывала, запомните ее, поймите, что так писать нельзя.

Логические ошибки – это высказывания, в которых есть внутреннее противоречие, нарушение логики изложения мысли.

Потренироваться находить логические ошибки в предложениях.

Работа с раздаточным материалом

Неудачный зачин. Текст начинается предложением, содержащим указание на предыдущий контекст, который в самом тексте отсутствует, наличием указательных словоформ в первом предложении, например: В этом тексте автор…        

Теперь обратимся к критерию К 6. Прочитаем, какие требования в нем предъявляются.

Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения

мысли, разнообразием грамматического строя речи.

Здесь уместно вспомнить хорошо нам известную фразу лингвиста Степанова «Словарь языка свидетельствует, о чем думают люди, а грамматика - как думают они»

За счет чего достигается точность выражения мысли.

Вы пишите на экзамене текст публицистического стиля, сочинение-рассуждение. Давайте уточним, какие лексические средства художественной выразительности вы могли бы в нем использовать?

Что относится к синтаксическим средствам выразительности?

Ребята, вспомните цель нашего урока?

Мы достигли этой цели?

-  Использование разнообразной лексики;

- использование различного грамматического строения предложения.

-различные тропы;

- слова синонимы и антонимы, фразеологические обороты;

-замена существительных местоимением;

- ряды однородных членов;

- парцелляция;

- риторические вопросы и восклицания;

- использование вводных слов.

 -  освоить знание о речевом оформлении сочинения

Да.

Практическая часть.

Для достижения второй цели я вам предлагаю поработать с текстом публициста Василия Пескова.

Внимательно прочитайте текст с карандашом в руке, отмечая все фразы и слова, на которые вы обратите внимание при первом чтении.

Второй раз текст читаю сама.

- Определите тему текста.

- Определите стиль текста и тип речи.

Прочитайте  еще раз первый и последний абзац текста. Сформулируйте проблему текста.

Я предлагаю вам остановиться на первой проблеме текста

Приложение 3.

На столах у учащихся текст В. Пескова.

Ученики читают текст.

- как люди приходят к пониманию природы

- Перед нами текст-рассуждение  публицистического стиля.

1-я проблема. Что дает человеку любовь к природе? Об этой проблеме размышляет автор статьи.

2-я проблема. Текст В. Пескова посвящен важной для нашего времени проблеме: что должно стать толчком для пробуждения чувства природы?

Комментарий проблемы. Перечитываем центральные абзацы текста. Проследим за ходом мысли автора. Попробуем понять: как он приходит к поставленному вопросу, что наводит его на размышления, на какие авторитетные мнения он ссылается? Подчеркнем ключевые слова и фразы.

В. Песков замечает, что некоторые люди умеют особенно тонко чувствовать природу. Попадая в лес, они видят целый мир, полный тайн и красоты, ощущают подъем телесных и душевных сил. Почему в такие моменты «радость жизни» становится почти осязаемой? Ответ на этот вопрос автор находит в словах Л.Н. Толстого: «Счастье – это быть с природой, видеть ее, говорить с ней».

Определяем позицию автора. Рекомендую перечитать поставленный вопрос (что дает человеку любовь к природе?) и найти в тексте ответ на него. Это авторская позиция. Чаще всего наиболее четко она сформулирована в последнем абзаце.

Песков считает, что любовь «ко всему, что зеленеет, дышит, издает звуки, сверкает красками», дает человеку ощущение счастья. Она может стать для человека точкой опоры, точкой «отсчета всех ценностей жизни».

Выражаем свою позицию и приводим аргументы

Перечитайте еще раз проблемный вопрос. Ваша позиция должна содержать ответ на этот вопрос! Даже соглашаясь с автором, сформулируйте еще раз свою позицию иными фразами.

Я полностью согласен с автором текста. Природа может дать человеку силы для творчества, для жизни. Любовь к природе помогает человеку избавиться от чувства одиночества.

Известно, какую роль играла природа в творческой судьбе композитора Чайковского. Бродя по лесу, он слышал звуки природы, которые затем выливались в музыкальные звуки.

Рефлексия.

Дом. задание.

 Ребята, давайте вспомним, какие  цели  урока были поставлены?

Удалось ли достичь целей урока?

У писателя Владимира Солоухина есть замечательная книга «Камешки на ладонях». Она состоит из маленьких новелл. В каждой из них совет читателю, который можно взять с собой в жизнь. Один из них я сегодня хочу предложить вам.

«Золотое  правило альпинистов» с.273.

Какое художественно-изобразительное средство лежит в названии книги?

Каждый камешек – это  постижение нового. Вспомните начало нашего урока.  Я проила вас решить, что будет значить сегодняшний урок в системе ваших уроков русского языка. Какой камешек с урока вы заберете с собой?

Закончить сочинение.

Спасибо за урок. До свидания, до новых встреч.

- освоить знание о речевом оформлении сочинения;

-  усвоить умение речевого оформления сочинения

Удалось, но не до конца.  Мы получили знания о речевом оформлении сочинения.

Мы не успели усвоить умение речевого оформления сочинения.

Метафора –скрытое сравнение.

- общения

-уверенности

-открытия

-развития

-радости

                                                                 ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Задание

1.       Прочитайте текст Д. Лихачёва, в котором убрано абзацное членение. Разбейте текст на абзацы (всего их 6) и укажите в ответе номера предложений, соответствующие границам каждого абзаца.

(1)Память — одно из величайших свойств бытия, любого бытия: материального, духовного, человеческого... (2)Лист бумаги. (З)Сожми- те его и расправьте. (4)На нём останутся складки, и если вы сожмёте его вторично — часть складок ляжет по прежним складкам: бумага «обладает памятью»... (5)Памятью обладают отдельные растения, камень, на котором остаются следы его происхождения и движения в ледниковый период, стекло, вода и т. д. (6)Сложнейшими формами родовой памяти обладают птицы, позволяющие новым поколениям птиц совершать перелёты в нужном направлении к нужному месту. (7)А что и говорить о «генетической памяти» — памяти, заложенной в веках, памяти, переходящей от одного поколения живых существ к следующим. (8)При этом память вовсе не механична. (9)Это важнейший творческий процесс: именно процесс и именно творческий. 10)Запоминается то, что нужно; путём памяти накапливается добрый опыт, образуется традиция, создаются бытовые навыки, семейные навыки, трудовые навыки, общественные институты. (11)Память противостоит уничтожающей силе времени. (12)Это свойство памяти чрезвычайно важно. (13)Память — преодоление времени, преодоление смерти. (14)В этом величайшее нравственное значение памяти. (15)Вот почему так важно воспитываться в моральном климате памяти: памяти семейной, памяти народной, памяти культурной. (16)Семейные фотографии — это одно из важнейших «наглядных пособий» морального воспитания детей, да и взрослых. (17)Уважение к труду наших предков, к их традициям и обычаям, к их песням и развлечениям. (18)Всё это дорого нам. (19)Да и просто уважение к могилам предков. (20)Хранить память, беречь память — это наш нравственный долг перед самим собой и перед потомками. (21)Память— наше богатство.

 

(По Д.Лихачеву)

Докажите, почему вы разбили текст именно так на абзацы.

Ответ:

1-  й      абзац — предложения № ______________

2-  й      абзац — предложения № _______________

3- й      абзац — предложения № ______________

4-   й      абзац — предложения № ______________

5-  й      абзац — предложения № _______________

6- й      абзац — предложения № ______________    

Логические ошибки (Л)  – связаны с нарушением логической правильности речи. Они возникают в результате нарушения законов логики, допущенного как в пределах одного предложения, суждения, так и на уровне целого текста.

№        

Вид ошибки        

Примеры

Л1        

Сопоставление (противопоставление) двух логически неоднородных (различных по объему и по содержанию) понятий в предложении, тексте

На уроке присутствовали директор, библиотекарь, а также Анна Петровна Иванова и Зоя Ивановна Петрова;

 Он облокотился спиной на батарею;

 За хорошую учебу и воспитание детей родители обучающихся получили благодарственные письма от администрации школы.

Л2        

Нарушение причинно-следственных отношений        

В последние годы очень много сделано для модернизации образования, однако педагоги работают по-старому, так как вопросы модернизации образования решаются слабо.

Л3        

Пропуск звена в объяснении, «логический скачок».

Людской поток через наш двор перекрыть вряд ли возможно. [?] А как хочется, чтобы двор был украшением и школы, и поселка.

Л4        

Перестановка частей текста (если она не обусловлена заданием к сочинению или изложению)         

Пора вернуть этому слову его истинный смысл! Честь... Но как это сделать?

Л5        

Неоправданная подмена лица, от которого ведется повествование (например, сначала от первого, затем от третьего лица)         

Автор пишет о природе, описывает природу севера, вижу снега и просторы снежных равнин.

Л6

Сопоставление логически несопоставимых понятий

Синтаксис энциклопедических статей отличен от других научных статей.

Л7        

Композиционно-текстовые ошибки

Неудачный зачин         

Текст начинается предложением, содержащим указание на предыдущий контекст, который в самом тексте отсутствует, наличием указательных словоформ в первом предложении, например: В этом тексте автор… 

Л8        

Ошибки в основной части         

а). Сближение относительно далеких мыслей в одном предложении.

 б). Отсутствие последовательности в изложении; бессвязность и нарушение порядка предложений.

 в). Использование разнотипных по структуре предложений, ведущее к затруднению понимания смысла.

Л9        

Неудачная концовка

        Дублирование вывода, неоправданное повторение высказанной ранее мысли.

                                                                                       ПРИЛОЖЕНИЕ 2

№        

Вид ошибки        

Примеры

Л1        

На уроке присутствовали директор, библиотекарь, а также Анна Петровна Иванова и Зоя Ивановна Петрова

Л2        

В последние годы очень много сделано для модернизации образования, однако педагоги работают по-старому, так как вопросы модернизации образования решаются слабо.

Л3        

Людской поток через наш двор перекрыть вряд ли возможно. [?] А как хочется, чтобы двор был украшением и школы, и поселка.

Л4        

Автор пишет о природе, описывает природу севера, вижу снега и просторы снежных равнин.

Л5

Синтаксис энциклопедических статей отличен от других научных статей.

Л6

Текст начинается предложением, содержащим указание на предыдущий контекст, который в самом тексте отсутствует, наличием указательных словоформ в первом предложении, например: В этом тексте автор… 

                                                                       

                                                                 

     ПРИЛОЖЕНИЕ 3

1)Для одних лес - это всего лишь деревья и дрова. (2)Если нет грибов или ягод - в лесу им скучно. (З)Для других лес- это мир, полный тайн, красоты, мир, где человека покидают болячки телесные, душевные, где поннятие «радость жизни» вдруг становится почти осязаемым.

(4)Люди по-разному выражают свои чувства ко всему, что мы называем природой. (5)У одних выражение этого чувства буднично-грубоватое: «Красотища-то!» (6)Другие в эти минуты боятся обронить слово. (7)И есть люди, душевный инструмент которых особо чутко воспринимает нахлынувшие чувства и исторгает их позже так, что дрогнут струны другой души. (8)В русской литературе, живописи и музыке можно назвать много имён творцов, обладавших этим великим даром: Чайковский, Левитан, Фет, Тютчев, Бунин. Есенин, Пришвин, Паустовский.

(9)Лев Толстой говорил: «Счастье - это быть с природой, видеть её, говорить с ней». (10)Если это так, то как же сделать человека счастливым, сознавая при этом, что в понимание счастья входит многое другое? (11)Чувство природы врождённое. (12)И есть оно у каждого человека. (13)Но чувство это спит. (14)Кто разбудит его в раннем детстве? (15)Сможет ли это сделать школьный учебник? (16)Вряд ли. (17)Но может это сделать умный, чуткий учитель. (18) Этим учителем неожиданно может стать кто угодно - отец, мать (у Горького - бабушка), сельский пастух, охотник, всякий, кто сам был кем-то разбужен. (19)Сильным толчком может стать хорошая, вовремя прочитанная книжка. (20)Когда мне было лет десять, чья-то заботливая рука подложила мне томик Сетон-Томпсона «Животные-герои». (21)Я считаю её своим «будильником».

(22)Благодарность за «пробуждение» я должен сказать и матери, с которой ходил за грибами, и отцу, с которым заготавливал дрова. (23)С благодарностью вспоминаю речку, на которой мы ребятишками пропадали с утра до ночи. (24)От других людей знаю, что для них «будильником» чувства природы были месяц, проведённый летом в деревне, прогулка в лес с человеком, который «на всё открыл глаза», первое путешествие с рюкзаком, с ночёвкой в лесу... (25)Нет нужды перечислять всё, что может разбудить в человеческом детстве интерес и благоговейное отношение к великому таинству жизни. (26)Конечно, нужны и учебники. (27)Вырастая, человек умом постигать должен, как сложно всё в живом мире переплетено, взаимосвязано, как этот мир прочен и вместе с тем уязвим, как всё в нашей жизни зависит от богатства земли, от здоровья живой природы. (28)Эта школа должна обязательно быть.

(29)И всё-таки в начале всего стоит Любовь. (30)Вовремя разбуженная, познание мира она делает интересным и увлекательным. (31)С нею человек обретает и некую точку опоры, важную точку отсчёта всех ценностей жизни. (32)Любовь ко всему, что зеленеет, дышит, издаёт звуки, сверкает красками,- и есть любовь, по мысли яснополянского мудреца, приближающая человека к счастью.

(По В. Пескову) Сведения об авторе: Песков Василий Михайлович (родился в 1930 г.) - писатель, журналист, автор документальных очерков (многие с авторскими фотоиллюстрациями), описывающих жизнь советских людей, живущих в разных уголках нашей Родины, а также русскую природу, лауреат Ленинской премии 1964 года.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оформление кабинета русского языка

Оформление моего любимого кабинета русского языка...

Русский язык. ФГОС. «Предложение – основная единица речевого общения». 5 класс. Учебник. Русский язык. 5 класс. Учеб для общеобразоват. организаций. В 2 ч. [Рыбченкова Л.М., Александрова О.М., Глазков А.В]. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2014.

Конспект урока. ФГОС. "Предложение - основнаяединица речевого общения". 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. [ Рыбченкова Л. М., Александрова О. М., Глазков А. В.]. - 3-е. изд. - М.: ...