Индивидуальная работа с обучающимися на уроках русского языка
статья по русскому языку на тему

Тибаева Юлия Михайловна

Индивидуальная работа с обучающимися на уроках русского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individualnaya_rabota_s_uchashchimisya.docx27.03 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальная работа с учащимися по русскому языку

Каждый учитель в своей педагогической деятельности применяет множество различных методов, форм, технологий обучения, чтобы фактически все ученики были заинтересованы его предметом, успешны и имели прочные знания.

Индивидуальная работа с учащимися отнимает достаточно много времени для его организации, проведения, но результат стоит того. Зная своих учеников, учитель может подобрать соответствующие задания, форму проведения уроков, внеклассные занятия. Недостаток проведения традиционных уроков в том, что учитель работает во время уроков на «средних» учеников, так как их больше, но необходимо работать и с одаренными детьми и с теми, кто не может работать в темпе «средних» учеников.

В своей практике использую много различных форм и технологий. Некоторые из них:

 Индивидуальная работа. Приглашаю «слабых» учеников во внеурочное время для восполнения пробелов, консультации, даю им посильные индивидуальные творческие задания. Например, сделать доклад (работа с дополнительной литературой, изучение занимательных материалов), составить небольшой тест или кроссворд (повторение и закрепление основных терминов), создать раздаточный материал или презентацию (отработка основных навыков работы на персональном компьютере) и т. п.

 Групповая работа. Во время урока подбираю задания для отдельных групп. Эти группы могут быть сформированы различными способами. Например, при входе в кабинет получают разноцветные или разной формы карточки, которые учитель распределяет определенным образом, известным только ему. Можно составить:

и равносильные группы, то есть в каждой группе есть ученики разного уровня, но группы между собой равносильны, более «сильные» ученики помогают остальным понять материал, который защищает перед всеми обязательно «слабый» и по его защите ставиться отметка всем членам группы;

и группы по уровням «сильные», «средние» и «слабые», которые будут выполнять задания разной степени сложности;

и ролевые группы, как «группа консультантов», «группа теоретиков», «группа практиков», можно организовать все в игровой форме, и т. д.

 Игровые технологии. Всем известно, что игровой момент или урок-игра всегда интересны для детей. Ролевые игры можно распределить по индивидуальным способностям учащихся. Кратковременные игровые моменты на уроке можно составить с учеником или группой учеников. В литературе очень много разработок уроков в игровой форме. Главное правильно подобрать форму игры для определенного класса, учитывая индивидуальные особенности учеников и всего классного коллектива.

 Проектная работа. «Сильные» ученики обычно делают проекты под моим руководством, но самостоятельно. Они выбирают тему, предполагаемый продукт, отбирают материал и начинают его создание. Обычно учащиеся с большим интересом начинают создавать что-то собственное, но многие из них при столкновении с какой-то проблемой начинают «опускать руки». Задача учителя — консультация, помочь ученику преодолеть проблему, развить способности таких детей, расширить его знания.

 

Начинаю работу в 5-ом классе с воспитания у школьников интереса к изучению русского языка. Интерес создаётся не только за счёт использования необычных форм организации обучения, но и благодаря мотивации деятельности (ученику на каждом занятии очень важно объяснить, зачем ему это нужно знать и уметь).

Успешное обучение требует, чтобы каждый ученик сознательно и прочно усвоил ту систему знаний, навыков и умений, которые предусмотрены программой каждого года обучения. Если в системе знаний, умений и навыков допущен просчёт, это снижает качество обучения и может стать причиной отставания. Следовательно, учителю важно своевременно выявлять и ликвидировать пробелы. Для этого в начале учебного года целесообразно проводить диагностический диктант. Это даёт представление о том, на какие темы при повторении в начале года учитель должен обратить особое внимание, а также выявить, каким ученикам необходима помощь.

Одним из способов предупреждения и преодоления неуспеваемости учащихся является высокое качество урока. Необходимо планировать урок таким образом, чтобы ученики выполняли большее количество заданий самостоятельно, при этом учитель должен своевременно оказывать помощь слабым ученикам. Для коррекционных занятий по русскому языку важно научить думать и действовать самостоятельно (адаптивная система обучения помогает организовать учебный процесс в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся).

В процессе перехода к адаптивной системе обучения необходимо перестроить представление об уроке, вычленив процесс совместного овладения структурой и лексикой русского языка, когда учитель работает вместе со всеми учащимися. И действительно, отказ от фронтального опроса в пользу совместной работы даёт заметный положительный результат. При фронтальном опросе фактически работает в каждый момент активно лишь один ученик. Создаётся лишь видимость активной работы всех учащихся. Недостатком такой работы является дробный характер, приблизительность учёта доли участия в ней каждого ученика, необъективность оценок за случайный удачный или неудачный ответ. При совместной работе учителя со всеми учащимися тренировка преимущественно хоровая или одновременная, когда каждый произносит, пишет или читает вслух или про себя со своей индивидуальной скоростью. наблюдающееся при этом опережение и отставание не мешает общему продвижению в выработке навыков и умений. Такая по-настоящему фронтальная работа обладает высокой эффективностью. Каждый ученик всё время активен: читает, говорит. При этом корректируется основной недостаток младших школьников: неумение думать и действовать самостоятельно.

После совместной работы необходимо организовать работу учащихся в парах и самостоятельную работу так, чтобы всё выполненное было сразу проверено в режимах “взаимоконтроль”, “самоконтроль”.

Во время такой самостоятельной работы учитель может рационально использовать своё время для проведения индивидуальной работы с учащимися по очереди. Переход к этим видам контроля, естественно сопровождался некоторыми сомнениями. Можно ли доверить ученику проверить работу товарища? Заметит ли он все ошибки? Правильно ли оценит работу? Но учащиеся успешно справляются с новой для них ролью “учителя”, практически все ошибки исправляют сами.

Введение оценок за качество взаимоконтроля, выставляемых учителем рядом с подписью проверявшего тетради товарища, повысило качество взаимопроверки и одновременно способствовало формированию самоконтроля. Обычные самопроверки перед сдачей написанного диктанта стали значительно выше по качеству. Урок, как правило, начинаем с взаимопроверки выполненных дома заданий. После объяснения нового материала, которое занимает всё меньше и меньше времени, так как обычное первичное закрепление всё больше и больше включается в самостоятельную работу на уроке, затем даётся с подробной инструкцией домашнее задание. Это стимулирует активность учащихся, они видят весь объём материала, который нужно усвоить и на таком уроке нет времени бездельничать. Затем учащиеся переходят к самостоятельной работе, а учитель, убедившись, что все включились в работу, переходит к индивидуальной работе. Выставив несколько оценок во время включённого в самостоятельную работу контроля, учитель переходит к истинно индивидуальной работе у стола или у доски. Работа у доски отвлекает внимание учащихся, поэтому доска используется реже, чем беседа у стола.

Индивидуальная работа у стола реже должна быть репродуктивной, лучше включать ученика в истинную коммуникативную деятельность (помня о коммуникативной направленности обучения русскому языку). Учитель ведёт беседу, задавая вопросы. Так строятся отношения учителя и ученика во время свободного общения. Задания обязательно должны быть дифференцированными, каждый ученик ощущает удовлетворение от того, что справился с ними и получил положительную оценку. А если и были ошибки, то учитель исправляет только самые грубые, чтобы вселить в ученика уверенность в своих силах.

Русский язык является предметом, обеспечивающим овладение языком как средством общения. Основной задачей является развитие устной и письменной речи, обеспечивающей общее культурное развитие. Исходя из этого, коррекционные занятия в пятом классе преимущественно посвящаю развитию речи.

Развитие речи учащихся на уроках предполагает совершенствование всех видов речевой деятельности (говорения, аудирования, чтения и письма) и осуществляется в трёх направлениях, составляющих единое целое:

1. Овладение нормами русского литературного языка: литературного произношения, образования форм слов, построения словосочетаний и предложений, употребления слов в соответствии с их лексическим значением и стилевой принадлежностью.

Для реализации этого направления к каждому уроку коррекции выбранный ученик с помощью учителя или самостоятельно готовит сообщение по орфоэпии и культуре речи. (Как правило, это рассказ о часто встречающихся ошибках). Раз в месяц проводится игра: ведущий читает предложение с речевой или грамматической ошибкой, учащиеся исправляют ошибку и произносят предложение правильно. Такая игра увлекает ребят, они внимательнее следят за речью друг друга, уже и во внеурочной деятельности исправляют своих одноклассников, а в трудных случаях обращаются к словарю.

2. Обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;

3. Формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме.

Не только специальные уроки развития речи, но и каждое занятие по русскому языку должно быть посвящено развитию речи, логического мышления, памяти наблюдательности.

По статистике 70% бодрствования человек приводит в речевом общении. Таким образом, основная форма речевой деятельности – устная речь. Школьная программа традиционно ориентирована на развитие письменной речи, между тем учащиеся зачастую не могут грамотно построить высказывание на какую-либо тему. На уроки коррекции стараюсь подбирать актуальные для учеников темы, которые вызывают желание обсудить, высказать свою точку зрения.

Тематика коррекционных занятий в пятом классе.

1) “Говори!” - даётся задание рассказать о книге, которую сейчас читаешь; передаче, которая понравилась. Эти уроки стали традицией, они развивают речь учащихся, логическое мышление, позволяют учителю контролировать досуг учащихся, формировать литературный вкус.

2) Творческие работы. “Свободное сочинительство”, “Мой дневник” (пиши о том, что сейчас вспоминаешь, о чём думаешь, переживаешь).

3) “Фантазия-картина” (опиши словами картину, которой нет, которую видишь только ты в своём воображении).

4) Сочинение-ассоциация по мотивам ранее написанного, прочитанного текста.

5) Музыкальное сочинение (опиши образы, которые возникают при прослушивании музыкального произведения).

6) “Что я люблю”, “Чего я не люблю”.

7) «Рассказ о несуществующем животном”.

8) Творческая работа “Таинственная история, произошедшая с мыслями-малютками”.

9) Творческая работа “Я в будущем”.

10) Невыдуманный рассказ (“Воспоминание”, “Сон”, “Плохой поступок”, “Борьба с вредной привычкой”).

11) Путешествие в страну “Глаголия”.

12) Путешествие в страну имён существительных.

13) Путешествие в страну имён прилагательных.

       Самая эффективная форма подготовки девятиклассников к ЕГЭ по русскому языку – индивидуальная работа с учащимися.

       Перед тем, как начинать готовиться к ЕГЭ, учащимся предлагаю диагностический тест на выявление уровня знаний. Задание С ученики пока не выполняют, впоследствии к нему будем готовиться отдельно и особенно тщательно. В диагностическом тесте 20 заданий по орфографии (по 5 примеров слов с пропущенными  буквами на отдельные орфографические правила, например: 1) пр.вилегия, пр. оритет, пр. зидент, пр. дельный, пр. морский; 2)бе. союзие, бе. брежный, ро. сыпь, ни. падать, бе. вкусный; и т.д.) ; 10  заданий по пунктуации (по 5 примеров предложений с пропущенными знаками препинания на отдельные правила пунктуации, например: 1.1) Пруд как зеркало 2) Москва гордость России 3) Я тоже гражданин  Российской  Федерации 4) Лес будто терем расписной 5) Птицы наши друзья. 2.1) Все и деревья и   кусты и травы покрылось   изморозью; 2) Дома дорожки кусты все вокруг засыпал снег; 3) Я оглянулся и чуть не упал от страха рядом стоял  медведь 4) Лес рубят щепки летят 5) Я  очень люблю осень она пробуждает во мне самое нежные чувства); 10 заданий по стилистике и культуре речи (нужно отредактировать предложения). Выявив уровень знаний, формирую небольшие (по 3-4 человека в каждой) группы с одинаковой степенью обученности. И начинаем занятия. Для каждого старшеклассника завожу отдельный дневник, где отмечаю все правила, которые повторяли, фиксирую ошибки, которые допустил школьник, словом, записываю все «удачи и поражения» ученика. С сильными школьниками повторяем только те правила, на которые они  допустили ошибки в  диагностическом тесте, со слабыми учащимися повторяем все орфографические и пунктуационные правила. Материал всего курса орфографии и пунктуации даю блоками, например: «Безударные гласные в корне слова» (сюда относятся и орфограммы «Проверяемые гласные», и «Непроверяемые гласные», и «Чередующиеся гласные»); «Употребление мягкого знака»; «Гласные после шипящих и ц»; «Частица не и ни» (сразу повторяем и различия в употреблении, и правила слитного и раздельного написания в словах этих частиц).

      На занятиях предлагаю различные виды работы: пишем тематические диктанты (диктанты на одно правило); словарные диктанты с последующим объяснением; проводим комментированное письмо; иногда школьники составляют свои варианты упражнений, которые потом диктуют товарищу; имеет успех и так называемое «деформированное письмо» - текст с ошибками, которые исправляют на занятии учащиеся. После тщательного повторения отдельного правила – итоговый тест, позволяющий определить, повысил ли ученик свой уровень грамотности. Обычно все ребята успешно справляются с этим заданием. Особое внимание уделяю тому, чтобы все учащиеся хорошо умели выполнять морфемный и словообразовательный разборы, ведь, зная состав слова, легко можно вспомнить орфограмму в конкретной морфеме. Так, морфема рос- может быть и корнем, и приставкой, а правописание подчиняется разным правилам. В словах «истинный» и «лебединый» некоторые пытаются выделить  один и тот же суффикс – ин. Только  правильно выделив корень, приходят к выводу, что суффиксы в словах разные. Помогают нам на занятиях и этимологические словари. Я всегда повторяю: «Представьте, что мы геологи. Или археологи. Только ищем не полезные ископаемые или древности, а проникаем в тайну слова. Это не менее интересно».

      Детально повторяем  мы и правописание безударных личных окончаний глаголов. Как правило, школьники ошибаются при написании глаголов, причастий и деепричастий потому, что не знают, к какому спряжению относится глагол. Вспоминаем смешное стихотворение: «Гнать, держать, терпеть, обидеть, видеть, слышать, ненавидеть, и зависеть, и вертеть, а еще дышать, смотреть». Тогда ребята легко запоминают глаголы – исключения и правильно образуют от них действительные и страдательные причастия. На занятиях школьники составляют алгоритмы образования от глаголов всех возможных причастий и деепричастий, выделяют суффиксы данных частей речи, не забывая указать спряжение глагола, от которого образована эта форма. Составляем схемы различия форм повелительного наклонения (крикните) и форм 2-го лица множественного числа (крикнете); рассматриваем написание глаголов с суффиксами – ова- - -ева-; -ыва- - -ива-, заполняя таблицу «Правописание суффиксов глаголов».  Часто школьники допускают ошибки в написании наречий, производных предлогов, союзов. Наиболее употребительные слова заучиваем наизусть, важно только, чтобы учащиеся хорошо усвоили «частиречную принадлежность» слова, поэтому всегда повторяем сведения из раздела «Морфология».

    Для работы над правилами пунктуации подбираю тексты как из отечественной, так и из зарубежной литературы, классической и современной. Кроме того,  используем не только художественные произведения, но и тексты научного или публицистического стиля (газетные и журнальные статьи, фрагменты из справочников, энциклопедий). Нередко тексты подбирают сами школьники. Эффективен и такой прием: раздаю девятиклассникам книги и прошу проиллюстрировать примерами какое – либо пунктуационное правило. Самое главное, чтобы учащиеся безошибочно определяли грамматическую основу предложения. Это - «скелет» предложения, его  суть. Выделив правильно все основы в предложении, легко можно определить, какая связь в предложении (союзная или бессоюзная), какой тип сказуемого в каждом из простых предложений, чем  предложения осложнены.

     Задания  из раздела «Лексика» легко выполняют учащиеся, обладающие широким кругозором. Лексические значения многих «незнакомых» слов мы чаще всего выписываем из словарей. Незаменимым помощником при этом является «настольная книга» - словарь под редакцией С.И.Ожегова. Еще школьники дома выписывают по 5 - 10 слов из словарей и предлагают объяснить их значение товарищу. Такой «обмен словами» производим на каждом занятии. Подобную работу выполняем и при повторении раздела «Орфоэпия», только объектом нашего внимания является нормы произношения и ударения. Многие слова повторяем хором несколько раз, заучивая таким  образом литературное произношение.

         И, наконец, – задание С. По праву оно считается самым сложным, но все же  написать сочинение – рецензию небольшого объема -  всего в 150 слов - на предложенный текст гораздо легче, чем написать традиционное сочинение объемом в 4 листа. А тут перед глазами – готовый текст с четко выделенный идейной проблематикой. Я всегда учащимся предлагаю такой вариант  работы: «Внимательно прочитав текст, составьте его развернутый план, а затем по нему создайте собственный текст». Обычно мои воспитанники хорошо справляются с этим заданием. Перед тем, как начать писать сочинение – рецензию, мы долго обсуждаем текст, выделяем его тему, идею, проблемы, подчеркиваем актуальность. Предупреждаю, что при оформлении работы следует излагать мысли сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями, осложненными причастными и деепричастными оборотами (в них пунктуация ясна и понятна). Стараемся «схитрить»: избегаем вариантов и спорных случаев орфографии и пунктуации, заменяем слова с «трудными» орфограммами синонимами. Тщательно проверяем черновики: все ли отмечено? Еще раз перечитываем исходный текст: со всеми ли утверждениями автора можно согласиться? Какие взгляды можно подвергнуть сомнению? С чем можно поспорить, а что можно принять полностью? При чтении авторского текста отмечаем предложения, которые можно использовать в качестве  тезисов для своего сочинения. Напоминаю, что желательно избегать выражений «я считаю», «я думаю», предпочтительнее: «мне кажется», «наверное».

       Работу над средствами выразительности текста учащиеся выполняют охотно. Им нравится искать в произведении и метафоры, и эпитеты, и олицетворения. Гипербола, анафора, градация, инверсия – все  эти  определения им хорошо знакомы, школьники правильно отмечают их роль в тексте.

     Рецензии учащихся анализируем вместе, отмечаем достоинства и недостатки сочинений, радуемся каждому удачно найденному слову. Речевые и грамматические ошибки выписываем, классифицируем. Это не всегда легко, но мы стараемся упорно работать: редактируем тексты из сборников по стилистике, выполняем тесты по культуре речи. Своих воспитанников я  всегда настраиваю на успех: « У вас все получится, только постарайтесь!» Но и от чрезмерной  уверенности в себе предупреждаю тоже: «Нельзя переоценивать свои возможности, надо просто работать и работать – очень много. И тогда вы сами почувствуете результаты своих трудов».  

   Таким образом, системная  индивидуальная подготовка учащихся к ЕГЭ по русскому языку невозможна без постоянной, вдумчивой, целенаправленной работы над каждым заданием ЕГЭ: диагностический тест, повторение правил, обучающие тесты, после - контрольный тест. Без четко спланированной, ежедневной работы учащимся будет трудно выполнить задания ЕГЭ, следовательно, надо упорно и на совесть трудиться, чтобы повысить уровень грамотности.

                                       Терпение и кропотливый труд –

                                       Успеха громкого начало!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы по теме "Мотивация учебной деятельности обучающихся на уроках русского языка"

Представлен самоанализ работы по теме "Повышение  мотивации учебной деятельности обучающихся на уроках русского языка"...

Формирование навыков индивидуальной познавательной деятельности школьников на уроках русского языка и литературы: методические аспекты и школьный опыт работы.

Самостоятельная работа учащихся является неотъемлемым элементом процесса обучения. Без нее невозможно обеспечить единство преподавания и самостоятельного учения школьников. Наиболее характерной особен...

Индивидуальная работа с обучающимися на уроках русского языка

Индивидуальная работа с обучающимися на уроках русского языка...

Организации индивидуальной работы с обучающимися на уроках русского языка и литературы (из опыта работы)

Научно-методическая публикация по проблемам образования и воспитания обучающихся  "Организации индивидуальной работы с обучающимися на уроках русского языка и литературы (из опыта работы)"...

Система работы по формированию коммуникативных навыков обучающихся на уроках русского языка как повышение качества обученности через совершенствование форм и методов работы

Система работы по формированию коммуникативных навыков обучающихся на уроках русского языка как повышение качества обученности через совершенствование форм и методов работы...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ, ДЕЛОВОГО РУССКОГО ЯЗЫКА И КУЛЬТУРЫ РЕЧИ

Роль обучающегося заключается в том, чтобы в процессе СР под руководством преподавателя стать творческой личностью, способной самостоятельно приобретать знания, умения и владения, формулировать пробле...