Как сделать урок интересным?
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс) по теме

Этот материал поможет учителю русского языка при подготовке к уроку

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_sdelat_urok_interesnym.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

               КАК СДЕЛАТЬ УРОК ИНТЕРЕСНЫМ? (Из опыта работы)

      Может ли современный урок русского языка быть радостным и интересным? Может ли он активизировать творческие силы ученика? Может ли он, наконец, не только давать знания, расширяющие кругозор учащегося, но и ставить его перед ситуацией нравственного выбора, принятия им самостоятельного решения? Может и должен! Но преподавание для этого нужно построить прежде всего как курс развития речи и мышления.

         Арсенал приемов, обеспечивающих успешное достижение названных выше целей, достаточно обширен. Назовем некоторые из них.

      1. Почти на каждом уроке может быть использован текст, который под диктовку учителя записывают учащиеся. Иногда одновременно он записывается на доске, иногда учащиеся самостоятельно проверяют запись с помощью образца, заранее заготовленного в презентации. В зависимости от цели урока и содержания текста проводится комментирование каждой фразы или анализ всего текста в целом.

Воспитательное воздействие связного текста (а не отдельных предложений или словосочетаний) бесспорно. При этом текст наглядно показывает взаимосвязь и взаимодействие всех элементов грамматики. Ведь почти все, что человек говорит или пишет, т. е. живой поток устной или письменной речи,— это текст, которым в обыденной жизни владеет уже шестилетний ребенок. Зачем же, пользуясь для закрепления изучаемого материала отдельными, не связанными по мысли предложениями, отбрасывать детей назад в их речевом и умственном развитии?

Тексты, выбранные в соответствии с особенностями возрастной психологии детей, вызывают у них интерес, желание проникнуть в сюжетные коллизии, оценить происходящее. Если один текст распределяется на несколько уроков, дети с нетерпением ждут его продолжения.

Если на разных этапах урока поговорить о взволновавших детей проблемах, поднятых в тексте, то и словарные диктанты, и разборы предложений будут восприниматься детьми как  что-то лично им необходимое, нужное, интересное.

    2. Органической частью урока может стать игра, вбирающая в себя его основные учебные задачи.

      В начале такого урока класс должен быть разделен на две команды с яркими, запоминающимися названиями. Игровые моменты могут возникать практически на каждом этапе: во время лексической работы, разбора, объяснения орфограмм и т. д. Задания для синтаксических, морфологических и других турниров могут готовиться детьми заранее. Например, дома дети подбирают примеры из стихотворений, иллюстрирующие то или иное правило, формулируют на их основе задания и на уроке предлагают их игрокам команды-соперницы. Задания могут быть самыми разнообразными: найти слова, употребленные в переносном значении; определить спряжение глаголов; выделить главные члены предложения и т. п.

Во время выполнения заданий представителями команд (каждый из них занимает лишь по четверти пространства доски, причем на противоположных концах ее) класс работает над текстом — таким образом практически исключается возможность подсказки.

Умение координировать работу класса и представителей команд придет к учителю в процессе практики уже на втором, третьем уроке. По окончании работы составы команд-противниц (т. е. практически весь класс), наблюдавших за дуэлью своих представителей и проверявших друг у друга правильность выполнения заданий, получают плюс-очки за правильные замечания и, соответственно, минус-очки за ошибки.

Подсчет очков определяет команду победительницу на сегодня — но завтра можно отыграться! Эта цель мобилизует детей, делает живой взаимопомощь, потому что руководят ими естественное желание помочь своей команде.

     3. «Музыкально-литературный диктант» поднимает урок на более высокий эмоциональный уровень (название условно; материал для такого диктанта — и записи популярных песен, и чтение мастерами художественного слова стихотворений или прозаических отрывков). Тематически объединенный с текстом, используемым на данном уроке, музыкально-литературный диктант выполняет эстетические функции, он обостряет восприятие школьниками поставленной перед ними проблемы и как бы «погружает их в текст художественного произведения.

После краткой беседы по содержанию (или просто обдумывания в тишине услышанного) при повторном прослушивании детям предлагается выполнить грамматические задания.

    4. Прием «открытие темы» опирается на психологические особенности детского восприятия, на естественное желание разгадать загадку, в интересной форме поставленную учителем. Стимулирует творческую деятельность детей совпадение формулировок правил, выведенных в процессе беседы с учителем, с теми формулировками, которые даны в учебнике.

Большую помощь в «открытии тем» оказывают рисунки. Так, например, на одном из уроков по лексике на доске могут быть нарисованы следующие простейшие рисунки:

 На одном нарисованы два человека: большой и маленький, на другом два лица: одно смеется, другое плачет, на третьем: человек в движении.

Дети с удовольствием делают под ними подписи: маленький — большой; смеется — плачет; пришел — ушел — и отвечают на вопрос учителя о том, что общего у этих трех пар слов. (Слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением.) Учителю остается лишь познакомить детей с термином «антонимы» и предложить им проверить правильность их поиска по учебнику.

    5. На всех этапах урока большое значение имеет личность и слово учителя. Слово учителя - традиционное объяснение нового материала или беседа по пройденному — тоже может стать игрой, сказкой с таинственными превращениями. Например, очень важно с точки зрения психологической и педагогической, с точки зрения опоры на образное мышление учащихся иногда предлагать им написать «диктант- сказку», киносценарий, репортаж с места событий (а не просто записать текст).

Учитель на уроке должен быть другом, которому можно доверить даже сомнительную гипотезу, соучастником поисков, для которого ход рассуждений столь же интересен и нов, сколь он интересен и нов для самих школьников. Ведь ребенок не может мыслить творчески, если он боится ошибиться, допустить оплошность. Поэтому авторитарная педагогика для игрового, поискового, «живого» урока неприемлема.

Устойчивость любого знания определяется прочностью фундамента и «планностью» соединения несущих конструкций. Фундамент предлагаемой системы работы на уроке русского языка — личность учителя, способного «без швов» связать в единое целое все элементы урока и через интерес, любовь к предмету, стимулируемую использованными на уроке материалами, добиться желаемых результатов: научить детей понимать грамматический строй языка, писать без ошибок, красиво и логично говорить, умно и по-доброму мыслить.

      Покажем на некоторых фрагментах уроков русского языка в У классе, как может выглядеть практическая реализация названных положений..

  1. Фрагмент урока «Самостоятельные и служебные части речи».

«Открытие темы». На доске слева записаны самостоятельные, а справа — служебные части речи, составляющие в совокупности начало «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» (название сказки дети должны вспомнить без помощи учителя).

Сначала открывается правая сторона доски. Учитель читает предлоги, союзы и частицы. Выясняется, что предлоги, союзы и частицы лексического значения не имеют, так как не называют ни предметов, ни признаков, ни действий, ни количества и членами предложения не являются ведь к ним нельзя задать вопрос. Следовательно, они выполняют только служебную функцию. Затем открывается левая половина доски-  самостоятельные части речи.

 При чтении слов на левой части доски выясняются смысловые функции самостоятельных частей речи и их роль в предложении. На доске и в тетрадях записывается тема урока, сформулированная самими учащимися: «Самостоятельные и служебные части речи».

Возможен и другой вариант работы с данным текстом.

На доску с помощью проектора проецируется последовательно:

1) полный текст;

2) текст с опущенными служебными частями речи;

3) только служебные части речи;

4) снова полный текст.

Выясняются лексические, морфологические и синтаксические различия между самостоятельными и служебными частями речи, и записывается тема урока.

Далее обращается внимание на то, что при отсутствии служебных частей речи связного текста мы лишены. И только совокупность самостоятельных и служебных частей речи дает нам возможность создать текст, доступный для понимания.

Учитель или лучший чтец класса читает пушкинские строки, передавая голосом их музыкальность, чистоту, грусть. Прикасаясь к прекрасному, дети должны научиться видеть его, наслаждаться им -это одна из важнейших задач уроков родного языка. Изучение языка, в данном случае самостоятельных и служебных частей речи, от этого только выиграет.

   Закрепление. Игра. Опять погружаемся в мир пушкинской сказки. Только теперь это «Сказка о рыбаке и рыбке». Игра, направленная на закрепление сведений о самостоятельных и служебных частях речи, развивает одновременно литературную интуицию, память, воображение.

Учитель называет часть речи - учащиеся за определенный оговоренный промежуток времени (например, одну минуту) записывают по памяти как можно больше слов этой части речи из «Сказки о рыбаке и рыбке». Например:

   I тур — существительные: старик, старуха, землянка, корыто, невод, тина, трава, рыбка и т. д.

  II тур — прилагательные: морская, синее, золотая, человечий, великое и т. д.

  III тур — имя числительное: тридцать (лет) и три (года), в третий (раз), с одной и т. д.

  IУ тур местоимения: он (закинул); (отпусти) ты (старче) меня; (за) себя (дам выкуп) и т. д.

 У тур — глагол: жил, пряла, ловил, пришел, закинул, откуплюсь и т. д.

 УI тур — наречие: (море) слегка (разыгралось); еще пуще (старуха вэдурилась); (не пойдешь, поведут) поневоле и т. д.

 УII тур — предлог: (старик) со (старухой); у (самого синего моря); (они жили) в (ветхой землянке) и т. д.

УIII тур — союз: (тридцать лет) и (три года); (служат ей бояре) да (дворяне) и т. д.

 IХ тур частица: не (хочет) и т. д. Победивший в каждом туре (т. е. записавший большее количество слов данной части речи) приносит очко своей команде. В конце игры очки суммируются и выясняется команда-победитель.

Ответственно подготовившийся к уроку учитель не должен бояться неожиданностей в игре. Он должен за несколько дней до данного урока посоветовать детям перечитать «Сказку о рыбаке и рыбке» («Это понадобится вам для интересной игры»); в слабом классе можно попросить детей принести текст сказки на урок.

Если школьники затрудняются назвать слова какой-то части речи, то учитель приходит им на помощь, а очки за этот тур не присуждаются никому.

Относительно небольшое количество записанных слов также не должно пугать. «Еще одно слово вспомнил? Молодец! Отлично» — такая атмосфера в классе будет способствовать накоплению словарного запаса школьников, а их внутренняя раскрепощенность поможет раскрытию способностей каждого.

Раскованность и смех должны присутствовать на уроках, так же как в какие-то моменты необходимы грусть, скорбь, сострадание. Естественные душевные порывы- это один из способов раскрепощения личности, это борьба с одиночеством и эгоизмом. Самым важным здесь является нравственная основа каждого движения души. Если это смех, то важно, чтобы вызвавший его смеялся вместе со всеми, чтобы это был смех не над человеком, а над ситуацией, чтобы не было и тени издевки или насмешки. В противном случае мы перечеркиваем все познавательные и воспитательные достижения игры, и ответствен за это один человек — учитель.

  Фрагмент домашнего задания.

— Представьте себе, что вам нужно рассказать учащимся о сказках А. С. Пушкина так, чтобы вашим слушателям очень захотелось эти сказки прочитать. Для этого изложите письменно краткое содержание любой сказки. Надпишите над словами, к каким частям речи они относятся. Неизвестные пропустите.

Вам надо рассказать о самом-самом интересном в сказке, но судьба героев не должна быть раскрыта до конца. Например, так:

«В ,,Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях” говорится о том, что злая царица решила погубить молодую добрую царевну. Царевна была такой милой, такой красивой! А мачеха-царица любила только себя и поэтому завидовала красоте девушки.

О том, как семь богатырей и королевич Елисей, любивший царевну, не дали совершиться страшной несправедливости, о том, как были наказаны злоба и жестокость, вы узнаете, когда прочитаете сказку».

    II. Фрагмент урока «Имя существительное как часть речи».

Работа с текстом. Краткое слово учителя:

— Вспомнив умные, поучительные, красивые сказки А. С. Пушкина, мы обратимся теперь к творчеству писателя, который родился почти через сто лет после А. С. Пушкина, к творчеству замечательного  сказочника Евгения Шварца.

Может быть, дети перечислят названия его сказок, которые они читали, фильмов, которые сделаны по его пьесам («Обыкновенное чудо», «Тень», «Дракон», «Голый король», «Два клена» и др.). Если нет, им поможет учитель.

Несколько слов учитель скажет о пьесе Е. Шварца «Дракон», герой которой, благородный рыцарь Ланцелот, бродит по свету, защищая обиженных и угнетенных, вступая в неравный бой со злом.

Сто лет, целый век, разделяют творчество Пушкина и Шварца, но так ли уж непохожи их мысли, так ли уж далеки проблемы, которые их волнуют?

Оставив вопрос открытым, учитель начинает диктовать монолог благородного рыцаря Ланцелота:

- В Черных горах есть огромная пещера. В пещере этой лежит книга. Каждый день заполняются в ней новые страницы. Кто пишет? Мир! Горы, травы, камни, деревья, реки видят, что делают люди. От ветки к ветке, от капли к капле, от облака к облаку доходят до пещеры в горах известия о злых и добрых делах. Книга растет, и заглянувший в нее однажды не успокоится никогда. (По Е. Шварцу).

Учащиеся У класса догадываются, что на самом деле такой книги нет, а книга эта — неуспокоенная совесть человека. А если не догадываются, не надо им это объяснять.

Взрослые представления о совести и добре или наивная догадка о том, что и Пушкин, и Шварц читали книгу, которую пишет мир, будут ответом на заранее поставленный учителем вопрос,— неважно! Дети в этот момент подумают о том, о чем хотели их заставить думать писатели.

После  «открытия темы» учитель может в сказочной форме — при этом учебники у ребят закрыты — рассказать о волшебной части речи, не называя ее; «волшебство» этой части речи в том, что она называет сущность всего, что окружает нас в мире, и т. д.  Дети по просьбе учителя в написанном тексте подчеркивают все существительные, анализируют их с точки зрения семантической, морфологической, синтаксической.

   III. Фрагмент урока Имя существительное как часть речи» (продолжение).

Выборочный музыкально-литературный диктант (грамзапись песни Б. Окуджавы «Бумажный солдат).

Во время первого прослушивания ребята думают над содержанием песни, во время второго выписывают услышанные существительные.

— Глупо ли погиб солдат? А может быть, был великий смысл в его гибели? Или выбрать «тихую жизнь»?

А зачем Ланцелоту надо было заглядывать в книгу, которую пишет мир? Ведь он мог бы жить тихо и спокойно, а вместо этого каждый день подвергал свою жизнь опасности, борясь со злыми и равнодушными людьми, к нему лично отношения не имеющими.

Эти и другие вопросы, задаваемые учителем или детьми друг другу, обязательно приведут к употреблению слов: смелость, храбрость доброта, отвага, доблесть, бесстрашие, нежность.

    «От к р ы т и е  тем ы». Можно выписать эти слова на доску (а если доска раздвижная, они должны быть написаны учителем перед уроком и до поры до времени закрыты).

Еще раз обратим внимание на то, какими словами мы охарактеризуем наших героев: Ланцелота, бумажного солдата. И вернемся к разговору о морфологии:

— Какую часть речи представляют слова, написанные на доске? (Мы стараемся задавать вопросы в разных формах: в противном же случае тренируется только механическая память, а не способность к осмысленному анализу вопроса и аргументированному ответу.)

— Имя существительное,— ответят дети, безошибочно поставив к словам нужный вопрос.

— Но ведь имя существительное должно обозначать предмет, а слова смелость, храбрость, доброта и т. д. обозначают признаки наших героев? — не успокоится учитель.

Дети задумаются, и неважно, догадаются ли они сами о существительных, обозначающих признак, но обозначающих его «как предмет», или прочитают об этом в упр. 478. Их размышления будут способствовать более глубокому пониманию и запоминанию изучаемого материала.

  IУ. Фрагмент урока «Имена существительные одушевленные и неодушевленные».

«Открытие темы». Учитель просит детей посмотреть в свои тетради и выяснить, к каким из выписанных накануне слов из песни Б. Окуджавы они задают вопрос к т о?, а к каким — ч т о? Косвенные падежные формы вопросов не должны смущать их в поиске этот момент надо обговорить, иначе, неподготовленные, дети могут растеряться.

Выяснив, что только к одному из слов, слову солдат, мы задаем вопрос кто?, учитель просит объяснить причину этого.

Ответы самые разные: «Солдат живой», «Он страдает», «Он хочет, чтобы все были счастливы», «У него есть душа» и т. д.— во все они подводят нас к понятию «одушевленные имена существительные».

Может быть поставлен проблемный вопрос: почему же существительное солдат мы характеризуем как одушевленное, хотя в песне речь идет о бумажном солдатике, об игрушке? Учащиеся должны прийти к выводу, что у каждого имени существительного одушевленность- неодушевленность — постоянный морфологический признак, имеющий не только смысловой, но и грамматический показатель — совпадение форм родительного и винительного падежей: р. п.— солдата; в. п.— солдата.

А имена существительные, к которым ставят вопрос ч т о?, называются неодушевленными. Этот вывод, он же — тема урока, записывается в тетрадях и на доске.

Я как учитель , не претендую на то, чтобы дать исчерпывающий ответ на вопрос, вынесенный в заголовок, тем не менее надеюсь, что предложенные формы работы и стиль общения с учениками могут сообщить импульс дальнейшей самостоятельной творческой деятельности учителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАК СДЕЛАТЬ УРОКИ МАТЕМАТИКИ НЕСКУЧНЫМИ.

    Что же нужно знать тому, кто стремится создать на своих уроках положительную эмоциональную обстановку? Прежде всего, то, что на уроках такой строгой науки, как математика, сделать...

Сделать уроки технологии увлекательными

Основной формой обучения в технологии является учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами её организации служат лабораторно-практические, учебно-практические, творческие и...

Статья "Как сделать урок интересным"

Размышления о том, как поддержать интерес учащихся на уроке...

как сделать урок привлекательным

как сделать урок привлекательным...

презентация на тему "Как сделать урок интересным"

В данной презентации представлены различные формы повышения интереса к предмету и мотивации обучающихся. Например,прием "Удивляй",игры  "Лови ошибку" и "Да-нет", пресс-конференция и т.п. . Данная...

Использование инновационных информационных технологий на уроках музыки.Статья " Как сделать урок музыки эффективным?"

В статье раскрывается тема применения информационных технологий на уроках музыки. Рассматриваются различные формы применения  мультимедийных средств на уроках.  Применением ИКТ на уроках муз...

Как сделать урок интереснее: применение сингапурской методики обучения на уроках английского языка

Современные образовательные технологии не стоят на месте, в школьное образование в последнее время внедряется много нового и интересного. Одно из таких прогрессивных нововведений - технология кооперат...