Урок развития речи "Страница школьной газеты "Решаем проблему прозвищ"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) по теме

Вашкевич Олеся Дмитриевна

Форма урока- деловая игра.

Основная технология- проектная..

Цель урока : создание тематической газеты.

Задачи:

Образовательная- повторить особенности и жанры публицистического стиля, научить создавать тексты в разных жанрах.

Развивающие-развить коммуникативные качества, устную и письменную речь, углубить навыки работы за компьютером

Воспитательная- сформировать адекватное отношение к проблеме прозвищ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_uroka_reshaem_problemu_prozvishch.doc74.5 КБ
Файл prezentatsiya_microsoft_powerpoint.rar560.87 КБ
Microsoft Office document icon otzyv.doc24 КБ
Microsoft Office document icon opros.doc25 КБ
Microsoft Office document icon intervyu.doc27 КБ
Microsoft Office document icon zametka.doc26 КБ

Предварительный просмотр:

Урок развития речи в 9 классе

 «Страница школьной газеты «Решаем проблему прозвищ"

Форма урока- деловая игра.

Основная технология- проектная..

Цель урока : создание тематической газеты.

Задачи:

Образовательная- повторить особенности и жанры публицистического стиля, научить создавать тексты в разных жанрах.

Развивающие-развить коммуникативные качества, устную и письменную речь, углубить навыки работы за компьютером

Воспитательная- сформировать адекватное отношение к проблеме прозвищ.

Уровень организации урока:

дети были включены в процесс целеполагания и постановки учебных задач. Цель ставили совместно, удалось её конкретизировать. Во время работы в группе сами планировали работу, распределяли обязанности. Этапы урока можно было отследить на слайдах, что явилось продуктивным приемом при организации учебного занятия.  Использовались следующие мотивационные приемы: форма создания проекта, была задана цель, также Для мотивации использовался фрагмент фильма «Чучело». Итоги урока были подведены при помощи рефлексивного приема. Результативность  выражена в форме представления результатов деятельности групп. Считаю, что результаты соответствуют поставленным целям и задачам. На уроке я старалась рационально использовать пространство кабинета, это работа за партами, с последующим перемещением за компьютер и обратно. Время тоже постаралась распределить рационально. Что касается оптимальности распределения учебной нагрузки- во фронтальной работе все были в равных условиях, при создании материала каждый был волен выбирать, что ему по силам- кто-то писал, кто-то печатал, кто-то брал интервью. ТСО были активно использованы на уроке- 6 компьютеров, 4 флеш-карты, принтер, проектор, доска. Что касается присутствия консультанта на уроке- первоначально задумано было сделать газету в формате обычного вордовского документа, но хотелось представить результат наиболее явно. Освоение программы пейджмейкер требует нескольких часов , поэтому я привлекла  свою ученицу, которая владеет навыками работы в этой программе.

Научность представленной информации заключалась в подаче теоретических сведений по критериям жанров публицистики. Структурирование содержания шло от простого к сложному : работа с критериями- создание материала-анализ работ. Несомненно развивающее воздействие содержания – тема прозвищ довольно актуальна в среде подростков. Явно видны межпредметные связи- русский язык- Информатика=литература.

Форма занятия- деловая игра- позволила быстро включить детей в работу на уроке. Проектная технология позволила оптимизировать время на уроке. Использование икт разнообразило виды деятельности. На уроке использовались разнообразные методы: учебный проект, Элементы поисковой технологии при определении жанров статей. Оригинальность применения методов в интеграции русского языка и икт. В целях активизации использовались фильм, игра, установка на результат- газету, авторами которой будут сами дети, интерактивный персонаж Умняш. Итоги работы на уроке были подведены при помощи приема ПМИ. Формы работы использовались разные- фронтальная, групповая, коллективная.

Урок конкурсный, поэтому характеристику класса предоставить не могу.

 

Примечание :

До урока дети разделены на группы, на столах у каждой группы задание.

Ход урока:

этап

Деятельность учителя

Деятельность учеников

слайд

Орг.

Добрый день! Я рада вас видеть.

Предлагаю вам урок в форме деловой игры. Тема урока- «Страница школьной газеты «Решаем проблему прозвищ» На всех этапах урока нас будет сопровождать вот такой Умняш»!

На доске тема

1

2

Целеполагание

Попробуем определить цель урока.

А что такое цель7 Цель- это результат. Наша цель на сегодня? (исходя из названия урока).

Страничка может выглядеть примерно так (показать школьную газету).

Какие же задачи нам нужно будет решить, чтоб достигнуть этой цели?

создание газеты- дело нелегкое, и требует интенсивной поэтапной работы.

научиться делать газету на компьютере. КАК сделать именно газету?

- собрать материал, чтобы раскрыть тему странички.

- познакомиться с некоторыми газетными жанрами(повторить публицистический стиль)

И в этом нам поможет консультант-Аленка.

(создание странички школьной газеты).

 - научиться делать газету на компьютере. КАК сделать именно газету?

- собрать материал, чтобы раскрыть тему странички.

- познакомиться с некоторыми газетными жанрами(повторить публицистический стиль)

3

4

Мотивация

Итак, учимся делать газету! Работы хватит всем! Я предлагаю вам вот такой план работы. Согласны вы работать по такому плану?План урока на доску.

У нас есть тема «Решаем проблему прозвищ».

В том, что эта проблема действительно существует, нам поможет убедиться следующий сюжет. (показываю сюжет из фильма «Чучело»).

Ваше мнение об этой ситуации.

5

Актуализация знаний

Практическая работа в группах.

Вы можете выразить одним наречием свое отношение к прозвищам?

Какую окраску несут те слова, которые вы назвали?

(позитивную или негативную)

Можем ли мы в газете попытаться решить проблему прозвищ? Каким стилем мы будем пользоваться?

публицистическим

Давайте я вам напомню цель публицистического стиля и его основные жанры.

Так как групп у нас 4, предлагаю взять 4 жанра. Это опрос, заметка, отзыв и интервью.

Попробуем разобраться в тех жанрах, с которыми мы будем работать. У нас 4 группы. Каждой группе я даю 4 материала из нашей школьной газеты и 4 варианта критериев. Ваша задача- соотнести критерии и жанры.

Итак.

1 группа. Статья с названием «Желаю всем калькуляторов» что это за жанр? (опрос). Докажите это, пользуясь критериями.

2 группа. Статья без названия. Что это за жанр? Докажите, пользуясь критериями.

3 группа. Статья «А помните ли вы?»в каком жанре написана она? Докажите, пользуясь критериями.

4 группа. Статья с названием «Сайт школы». А это что за жанр? Докажите!

Ну что ж, молодцы!

Сейчас вы попробуете создать материалы в тех жанрах, которые вы анализировали.

У компьютеров лежат 4 конверта с названиями ваших жанров. Ищете свой конверт и начинаете работу. Обратите внимание на рекомендации, которые вам предложены. Вам надо будет написать материал (то есть сделать черновик, который пригодится вам для дальнейшей работы), найти на рабочем столе документ с названием вашего жанра, напечатать статью, обязательно подпишитесь под материалом, скопировать документ на флешку, которая находится в компьютере и отдать на верстку Аленке.

Время работы- 20 минут. Определитесь в группе, кто будет следить за временем. Журналист должен сдавать работу точно в срок!

Слайд. Создаем материалы для газеты.

Выбрать фотокорреспондента. Того, кто следит за временем.

Плохо, некрасиво, невежливо, обидно, грубо

Отвечают, если что, помогаю.

Публицистический

(работаем с таблицей)

Небольшой рассказ об одном факте(чей-то положительный или отрицательный опыт, чье-то мнение, чувства.

Попытка выяснить мнение многих по одному вопросу на актуальную тему.Сначала описывается проблема. Выводы обязательны.

Беседа. Задача- показать человека или его мнение по интересующему вопросу.

Дается оценка чему-либо. Цель- дать читателю представление о предмете рецензии.

6

7

8

9

10

Фронтальная работа с классом.

Ну что ж, давайте посмотрим, что у вас получилось.

Еще раз вспомним цель публицистического стиля- побудить к чему либо, призвать, воздействовать на читателей. Получилось ли это у вас?

 Я попрошу выйти тех, кто работал над интервью.

Это 2 группа. Остальных прошу взять критерии интервью. Зачитайте, пожалуйста, что у вас получилось. А у вас, уважаемые редакторы, есть работа. Вы должны определить, соответствует ли сделанный материал критериям жанра. А главное, выяснить- соблюдена ли цель жанра публицистического стиля, а что за цель? Вспомним?

Слайд критерии интервью.

1 группа- заметка.

Слайд. Критерии заметки.

3 группа- опрос

Слайд критерии опроса

 А вот что предлагают в данном случае специалисты- психологи.

Слайд советы психолога.

4 группа- отзыв.

Слайд критерии отзыва.

Если возникают вопросы, консультирую. Можно назначить человека, следящего за регламентом.

11

12

13

14

15

Рефлексия

(когда консультант будет готов напечатать газету)

Давайте подведем итоги, используя простой, но эффективный прием ПМИ (плюс, минус, интересно).

Первая группа выявит плюсы- то есть то, чему научились.

Вторая группа выявит минусы.

Третья группа назовет, что было интересно на уроке.

Четвертая группа подумает и скажет- а достигли ли мы цели урока? Все ли у нас получилось?

Итак, минута на размышление.

Зачитывают то, что получилось.

Остальные проверяют, соответствует ли материал жанровому своеобразию.

16

(когда консультант будет готов напечатать газету)

Давайте подведем итоги, используя простой, но эффективный прием ПМИ (плюс, минус, интересно).

1 группа выявит плюсы, 2- минусы/, а 3 и 4- что было вам интересно?

Итак, минута на размышление.

Можно написать на доске.

“+” – игра, почувствовали себя в роли работника газеты;
в группах – сплачивается коллектив;
использование компьютера;
“-“ – недостаточно опыта для такой работы, волнение, недостаточно знаний для журналиста;
интересно – игра, в группах, трудные, но интересные задания, компьютер.

Итог урока

Вот и закончена работа, вы все убедились, как ответственно и трудно делать настоящее дело. А вот и газета.

ВЫВЕСТИ НА ДОСКУ,

 (раздаем ученикам и жюри).

Получилась ли у вас газета?

Это была деловая игра. Вы работали над освоением качеств делового человека в области журналистики. Какими качествами нужно обладать, чтобы сделать газету?

Я думаю, у вас все получится. Всем спасибо за работу.

 

Да, мы попытались отразить в ней основное, что есть во всех газетах

(дар слова, эрудиция, умение вести диалог, собрать нужную информацию; обладать орфографической и пунктуационными навыками)

17



Подписи к слайдам:

Тема: «Страница школьной газеты «Как избавиться от прозвищ»
Всем привет! Я - Умняш!
Вы готовы работать? )))
Этап 1. Каков будет результат?
Точно в цель!
Этап 2. Определим учебные задачи
Толковые ребята!
Этап 3. Обсудим фрагмент фильма.
Согласен!
Этап 4. Вспомним стили речи.
ХудожественныйРазговорныйНаучныйПублицистическийОфициально- деловой
Неплохо, неплохо!
Этап 5. Повторим цель и жанры публицистического стиля.
Цель - воздействовать на читателя, вызвать чувства, реакцию на высказывание.
Заметка Статья Опрос Репортаж Интервью Рецензия Отзыв
Жанры:
Ух, сколько всего интересного!
Этап 6. Работа в группах. Повторяем газетные жанры.
И с этим справились! Молодцы!
Этап 7. Создаем материалы для газеты.
А можно передать привет девочке с самыми длинными волосами?
Ну хорошо, извините, продолжаем работу!
Этап 8. Представление результатов работы.
Критерии интервью.
Наличие авторского начала.Цель интервью- освещение события или проблемы, рассказ о личности.Задача интервью- показать человека, его позицию по отношению к обсуждаемой проблеме.
Критерии заметки.
Заметка представляет собой маленький газетный текст с развивающейся главной мыслью. Это жанр, который обязательно основывается на реальных фактах и содержит новую, актуальную информацию.Может рассказывать о чьем-то положительном или отрицательном опыте, выражать чье-то мнение.
Критерии опроса.
Опрос- это попытка журналиста выяснить мнение многих людей (разного возраста, положения, профессий) по одному и тому же вопросу, на одну актуальную тему.Сначала описывается проблема.Выводы обязательны.
Не создавайте вокруг себя ореола мученика, не огрызайтесь на кличку, не показывайте, что она вас задевает. Постарайтесь превратить все в шутку, остроумно ответить на дразнилку.Уясните для себя, что обзывает только тот, кто недостаточно умен и невоспитан, а на дураков и обижаться грех.
Советы психолога.
Критерии отзыва.
Автор высказывает свои впечатления, размышления, чувства по поводу фильма, концерта, спектакля.Автор не обязан оценивать фильм или произведение в целом, может лишь написать о том, что ему понравилось и почему.
Это будет самая интересная газета!
Этап 9. Подводим итоги.
П
М
И
ИНТЕРЕСНО
М, было так интересно!!!
Молодцы! С вами было приятно работать!


Предварительный просмотр:

Рекомендуем посмотреть.

Мы хотим вам рассказать о фильме Ролана Быкова, снятом по мотивам повести В. Железникова «Чучело». Главные роли в фильме исполнили Кристина Орбакайте и Юрий Никулин.

В фильме подняты очень серьезные проблемы ….

Особенно нам в фильме понравилось…

В общем,….

Отзыв.

  1. Автор высказывает свои впечатления, размышления, чувства по поводу фильма, концерта, спектакля…
  2. Автор не обязан оценивать фильм или произведение в целом, может лишь написать о том, что ему понравилось и почему.



Предварительный просмотр:

Как избавиться от прозвища.

Самая заветная мечта мальчишек и девчонок, обладателей нелицеприятных кличек,- как можно быстрее избавиться от прозвища и забыть об этом времени навсегда. Но как это сделать? За ответами мы обратились к ученикам и учителям школ Виноградовского района.

Как видите, варианты предлагаются самые разные. Подумайте, вдруг что-то поможет и вам! Удачи!

Опрос.

  1. Опрос- это попытка журналиста выяснить мнение многих людей (разного возраста, положения, профессий) по одному и тому же вопросу, на одну актуальную тему.
  2. Сначала описывается проблема.
  3. Выводы обязательны.


Предварительный просмотр:

 «Прозвища в жизни моих знакомых».

Ни для кого не секрет, что прозвища встречаются нам постоянно в повседневной жизни. Кого-то обзывают не слишком умные ровесники, кому-то дают прозвище по никнейму в аське, а кого-то с детства родственники называют ласково «зайка» или даже «пупусичка».

А что думают по этому поводу обычные школьники? И за ответом мы обратились к

- Привет! Скажи, пожалуйста, в детстве у тебя или у твоих друзей было прозвище? Если да, какова была твоя реакция?

-

- Обзываешься ли ты сам? Почему ты так делаешь?

-

- Как ты думаешь, есть ли способ избавиться от прозвищ? Если есть, то какой?

-

Спасибо за интервью!

Интервью.

  1. Наличие авторского начала.
  2. Цель интервью- освещение события или проблемы, рассказ о личности.
  3. Задача интервью- показать человека, его позицию по отношению к обсуждаемой проблеме.



Предварительный просмотр:

 «Прозвище- это просто детская мода?»

Вот уж вопрос так вопрос. Почти все мы с детском саду, в начальной школе сталкиваемся с кличками. Клички бывают обидными, бывают более-менее терпимыми. Кто-то скажет, что у детей так принято. Обзываются- ну и пусть. Но ситуации бывают разные…

 

Заметка.

  1. Заметка представляет собой маленький газетный текст с развивающейся главной мыслью.
  2. Это жанр, который обязательно основывается на реальных фактах и содержит новую, актуальную информацию.
  3. Может рассказывать о чьем-то положительном или отрицательном опыте, выражать чье-то мнение.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока «Развитие коммуникативных навыков по теме « Школьная жизнь» к УМК И.Н.Верещагиной, О.В.Афанасьевой «ENGLISH IV»

Урок проводится с целью развития коммуникативной компетентности учащихся.Он нацелен на  обобщение изученного материала по теме « Школьная жизнь» и систематизацию лексико-грамматических...

Методика создания и развития системы школьного самоуправления

Методика создания и развития системы школьного самоуправления   ...

Урок развития речи в 8 классе."Выборы председателя школьного совета"(повторение изученного об официально-деловом стиле).

В игровой форме на уроке не только повторяются особенности официально-делового стиля, но и закрепляется умение оформления деловых бумаг....

Глобальный мир и проблемы его развития.Пути решения общечеловеческих проблем.

Открытый урок по обществознанию. Используется групповая работа....

АКТИВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КАК РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ.

В статье говорится о формах работы на уроках английского языка, которые повышают мотивацию учащихся....

Конспект урока по теме "Мое отношение к прозвищам"

Конспект урока по развитию речи в 7 классе (русский язык). Тема урока предполагает 2 учебных часа, первый - подготовка к сочинению-рассуждению, второй -классное сочинения. материалы урока включают в с...

презентация для проведения урока-дискуссии "Обсуждение морально-нравственных проблем в рассказе Л.Н. Толстого "После бала""

презентация для проведения урока-дискуссии  "Обсуждение морально-нравственных проблем в рассказе Л.Н. Толстого "После бала""...