Главные вкладки

    Календарное планирование по русскому языку (5 класс УМК Львовой).
    календарно-тематическое планирование по русскому языку (5 класс) по теме

    Календарное планирование.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon kalendarnoe_planirovanie_5kl_2013-2014.doc306 КБ

    Предварительный просмотр:

    Календарно-тематическое планирование

    5 класс

    № п/п

    Наименование разделов и тем программы

    Кол.

    час

    Форма контроля

    Форма урока

    Характеристика основных видов учебной деятельности (на уровне учебных действий)

    Использо-вание ИКТ

    Дата

    Приме-чание

    1-2

    Лингвистика как наука о языке и речи. Основные разделы лингвистики. Основные единицы языка и речи. Писатели и ученые о богатстве и выразительности русского языка.

    2

    Урок формирования первичных предметных умений

    Осознают роль речевой культуры, общения, коммуникативных умений в жизни человека. Читают и анализируют текст. Текс упражнения. Пишут мини-сочинение

    Презента-ция учителя

                                   Введение в лингвистику. Вводный курс. Фонетика.

    3

    Фонетика (4часа)  Фонетика как раздел лингвистики. Звук – основная единица фонетики. Классификация звуков.

    1

    Самостоятельная работа

    Комбиниро-ванный урок.

    Овладевают основными понятиями фонетики. Анализируют схему. Распознают согласные и гласные звуки в сильных и слабых позициях, анализируют правило проверки безударной гласной и проверяемой согласной в корне с точки зрения позиционного чередования.

    4

    Гласные и согласные звуки.

    Звукопись как выразительное средство устной речи.

    1

    Практикум

    Урок применения предметных умений.

    Распознают гласные звуки, различают ударные и безударные гласные. Осознают смыслоразличительную функцию звука. Составляют таблицу «Гласные звуки». Распознают согласные звуки, выделяют шипящие, сонорные. Отрабатывают правильное произношение звуков.

    5

    Сочинение по картине    М.А. Врубеля

    « Царевна –Лебедь».    

    1

    Сочинение

    Урок р/р

    Работают с упражнением, отвечают на вопросы, анализируют репродукцию. Домашнее сочинение.

    Презента-ция учащего-ся

    6

    Слог. Ударение. Фонетический разбор слова.

    1

    Самостоятельная работа

    Урок применения предметных умений.

    Обозначают слоги, ударение в слове. Характеризуют гласные и согласные звуки. Делают разбор слов.

    7

    Орфоэпия ( 5 часов) как раздел лингвистики. Особенности произношения безударных гласных.

    1

    Комбиниро-ванный урок.

    Осознают важность нормативного произношения для культурного человека. Формулируют важнейшие произносительные нормы. Анализируют и оценивают речь с орфоэпической точки зрения, исправляют произносительные ошибки.

    Аудио-запись

    8

    Особенности произношения некоторых согласных и их сочетаний.

    1

    Урок применения предметных умений.

    Овладеть основными нормами орфоэпии в области гласных звуков. Уметь пользоваться школьным орфоэпическим словарём. Понимать и правильно употреблять

    орфоэпические пометы. Овладеть основными  правилами литературного произношения и ударения

    мягкого или твердого согласного перед [э] в иноязычных словах; сочетаний

    согласных  (чн,   чт и  др.);   грамматических  форм (прилагательных на -его, -ого, возвратных глаголов с -ся, -сь и др.); иноязычных слов.

    9

    Изменение звуков в речевом потоке. Допустимые варианты произношения и ударения.

    1

    Самостоятельная работа

    Комбиниро-ванный урок.

    Анализируют и оценивают речь с орфоэпической точки зрения, исправляют произносительные ошибки.

    10

    Орфоэпический разбор слова. Орфоэпический словарь.

    1

    Словарный диктант

    Комбиниро-ванный урок

    Использовать орфоэпический словарь. Безошибочно писать слова, предложенные для специального заучивания (ЗСП). Уметь характеризовать отдельные звуки вне слова и в составе слова, правильно

    произносить слова из орфоэпического словарика учебника на изученные правила.

    11

    Проверочная работа по фонетике и орфоэпии.

    1

    Проверочная работа

    Урок решения практических и проектных задач

    Ответы на контрольные вопросы и задания. Пишут диктант. Работают со схемами предложений. Моделируют диалог.

    12

     Графика (5ч)  

    Графика как раздел лингвистики.    Алфавит и его использование.                           

    1

    Лабораторная  работа

    Урок формирования первичных предметных умений

    Активизируют знания алфавита. Сопоставляют и анализируют буквенный состав слова. Располагают слова в алфавитном порядке, отрабатывают навыки поиска слов в словаре. Пересказывают текст, пишут диктант.

    Презента-ция учителя

    13

    Звуки и буквы. Роль букв ъ и ь в обозначении звукового состава словоформы.

    1

    Урок применения предметных умений.

    Опознают смыслоразличительную функцию мягкого знака в слове, анализируют орфографические правила. Распределяют слова на группы согласно виду орфограммы. Пишут диктант. Составляют текст на основе словосочетаний, данных в диктанте.

    14

    Обозначение звуков с помощью букв е, е, ю, я. Сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова.

    1

    Самостоятельная рабта

    Урок применения предметных умений.

    Проводят фонетический анализ слов, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают два звуа или мягкость согласного.

    15

    Контрольный диктант с грамматическим заданием.

    1

    К/д №1

    Контроль знаний

    Пишут контрольный диктант и выполняют грамматические задания.

    16

    Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками

    1

    Урок применения предметных умений.

    Анализируют свои ошибки, классифицируют, объясняют и исправляют.

    17

    Морфемика (7ч.) 

     Морфема – значимая часть слова. Словарь значения морфем. Морфемный разбор.

    1

    Урок формирования первичных предметных умений

    Овладевают основными понятиями морфемики. Осознают морфему как значимую единицу языка. Делят слова на морфемы и обозначают их соответствующими знаками.

    Презента-ция учителя

    18

    Корень, приставка, суффикс, окончание – морфемы, передающие информацию о слове.

    1

    Самостоятельная работа

    Урок решения практических и проектных задач

    Осознают роль морфем в процессах формо- и словообразования. Определяют форму слов, подбирают однокоренные слова. Пересказывают текст. Делят слова на группы (однокоренные и разные формы слов).

    19

    Морфемы словообразующие и формообразующие.

    1

    Словарный диктант

    Комбиниро-ванный урок.

    Опознают окончание как формообразующую морфему. Выделяют в словах окончание и его грамматические значения. Анализируют таблицу.

    20

    Однокоренные слова: их смысловое и структурное сходство. Формы слова.

    1

    Урок применения предметных умений.

    Опознают корень как главную значимую часть слова. Выделяют корни в словах. Формируют группы однокоренных слов. Исправляют ошибки в подборе однокоренных слов.

    21-22

    Чередование гласных и согласных в морфемах. Варианты морфем.

    2

    Лабораторная работа

    Урок формирования первичных предметных умений

    Получают представление о чередовании звуков как смене звуков в одной морфеме при образовании и изменении слов. Подбирают слова с чередующимися согласными и гласными. Определяют, при каких условиях происходит чередование (при образовании слов, при изменении слов) .

    Презента-ция учащего-ся

    23

    Исторические изменения в структуре слова. Понятие об этимологии. Знакомство с этимологическим словарем.

    1

    Практикум

    Урок решения практических и проектных задач

    Иметь представление об этимологии как разделе лингвистики. Познакомиться с этимологическим словарем.

    24

    Лексикология(8 часов )

    Слово – единица языка и речи. Лексическое значение слова. Способы объяснения лексического значения слова.

    1

    Самостоятельная работа

    Урок формирования первичных предметных умений

    Овладевают базовыми понятиями лексикологии. Понимают роль слова в формировании и выражении мыслей, чувств, эмоций. Объясняют различие лексического и грамматического значений слова.

    25-

    26

    Толковый словарь: его назначение, структура, содержание словарных статей.

    2

    Лабораторная работа

    Урок решения практических и проектных задач

    Пользуются толковыми словарями. Работают с текстом - озаглавливают его , составляют план, анализируют его содержание и структуру. Разгадывают кроссворд и определяют по толковому словарю значение одного из отгаданных слов.

    Презента-ция учащего-ся

    27

    Словари синонимов и антонимов.

    1

    Практикум

    Урок применения предметных умений.

    Опознают синонимы. Устанавливают смысловые и стилистические различия синонимов. Составляют словосочетания с синонимами. Анализируют предложения с синонимами. Подбирают синонимы к словам.

     28

    Слова нейтральные и стилистически окрашенные.

    1

    Проект. Создай свой словарик.

    Урок решения практических и проектных задач

    Уметь использовать метод подбора однокоренных слов для объяснения лексического значения слова.  Иметь представление о невербальных способах объяснения лексического значения слова.

    29

    Тематические группы слов.

    1

    Самостоятельная работа

    Комбиниро-ванный урок.

    Уметь различными способами объяснять лексическое значение слова с помощью необходимых словарей. Иметь представление о родовых и видовых понятиях и использовать родовые понятия для толкования слов. Безошибочно писать слова, предложенные для специального заучивания.

    30

    Практическая работа с текстом.

    1

    Контрольная работа

    Контроль знаний

    Ответы на контрольные вопросы и задания. Пишут диктант из слов с непроверяемыми орфограммами.. Объясняют омонимы. Подбирают антонимы к словам.

    31

    Сочинение-рассуждение по картине и тексту.

    1

    К/соч №1

    Урок применения предметных умений.

    Уметь собирать материал к домашнему сочинению по картине

    Презента-ция учителя

    32-33

    Орфография   (15часов)

    Орфография как раздел лингвистики. Разделы русской орфографии.

    2

    Урок формирования первичных предметных умений

    Иметь представление об орфографии как системе правил правописания. Понимать орфограмму как написание, требующее осмысленного выбора. Знать основной закон русской орфографии – требование единообразного написания морфем.  Соблюдать при написании слов требование единообразного написания морфем.

    34-35

    Правописание корней. Безударные гласные в корне слова.

    1

    Лабораторная работа

    Урок решения практических и проектных задач

    Читают текст, определяя ударные и безударные гласные. Усваивают правило написания. Учатся различать одинаково произносимые слова с разным написанием. Пишут диктант.

    36

    Согласные в корнях слов.

    1

    Комбиниро-ванный урок.

    Анализируют слова и распределяют их в группы по способу проверки написания согласных в корне слова. Усваивают правило написания. Учатся различать одинаково произносимые слова с разным написанием. Участвуют в лингвистической игре, направленной на запоминание правописания словарных слов.

    37-38

    Правописание окончаний. Правописание –е  и –и в  окончаниях имен существительных.

    2

    Самостоятельная работа

    Урок применения предметных умений.

    Определяют род, число, склонение, падеж существительных. Работают с таблицей в учебнике.

    39-40

    Правописание безударных личных окончаний глаголов.

    2

    Тест

    Комбиниро-ванный урок.

    Активизируют знания о личных окончаниях глаголов. Выделяют окончания глаголов в тексте, составляют предложения с глаголами.

    41-42

    Правописание слов с ъ и ь знаком

    2

    Диктант «Проверяю себя»

    Урок решения практических и проектных задач

    Активизируют правило написания разделительные ъ и ь. Выполняют упражнение, отрабатывающее данное правило, составляют предложения со словами, иллюстрирующими правило, изменяют форму слов так, чтобы появилась орфограмма. Пишут диктант.

    Работа с отдель-ными слайдами

    43-44

    Слитные, дефисные и раздельные написания.

    1

    Самостоятельная работа

    Комбиниро-ванный урок.

    Активизируют правило раздельное написание предлогов с другими словами. Выполняют упражнение, отрабатывающее данное правило. Списывают текст, выделяя орфограммы. Запоминают предлоги, пишущиеся через дефис и составляют с ними предложения. Работают с иллюстрацией, описывают происходящее на ней.

    45

    Контрольный диктант с грамматическим заданием.

    1

    К/д №2

    Контроль знаний

    Пишут контрольный диктант и выполняют грамматические задания.

    46

    Анализ контрольного диктанта и его анализ.

    1

    Урок применения предметных умений.

    Анализируют свои ошибки, классифицируют, объясняют и исправляют.

    47-48

    Морфология (4 часа)

     Самостоятельные и служебные части речи.

    2

    Урок формирования первичных предметных умений

    Знакомятся со всеми частями речм. Читают рассказ и выписывают наречия и относящиеся к ним слова, попутно знакомясь с признаками этой части речи. Участвуют в игре, списывают текст, предварительно разбив его на абзацы, определяют грамматическую основу предложения. Пишут сочинение.

    Презента-ция учителя

    49-50

    Образование форм слова с помощью окончания

    2

    Комбиниро-ванный урок.

    Иметь представление о наречии как  неизменяемой  части речи и уметь опознавать слова этой части речи в тексте.  Наблюдать за выразительными возможностями существительных, прилагательных и глаголов.

    Тренировать умение классифицировать служебные слова.

    51-52

    Соблюдение норм современного русского литературного языка.

    2

    Самостоятельная работа

    Урок применения предметных умений.

    Овладевать нормами, действующими в современном русском языке. Анализировать образцы устной и письменной речи; соотносить их с целями, ситуациями и условиями общения. Сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических

    особенностей и использованных языковых средств.

    53-54

    Употребление в речи этикетных слов.

    2

    Составление диалогов

    Урок решения практических и проектных задач

    Овладевать различными видами монолога    и   диалога    (этикетный,   диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог - обмен мнениями  и др.), нормами речевого поведения в типичных ситуациях общения. Грамотно писать слова,  отобранные для специального заучивания

    55-56

    Р/р Сочинение- рассуждение о речевом этикете.

    2

    Сочинение

    Урок р/р

    Приобретают навыки работы с сочинением –рассуждением, учатся излагать мысли.

    57-58

    Синтаксис и пунктуация (31ч)                                      Синтаксис как раздел лингвистики

    Словосочетание как единица синтаксиса

    2

    Языковой анализ текста

    Урок формирования первичных предметных умений

    Овладевают основными понятиями синтаксиса. Анализируют тексты с точки зрения их смысла и связи слов в предложеии и предложений в тексте. Распознают словосочетания в составе предложений. Определяют главные и зависимые слова. Обозначают смысловые связи между главным и зависимым словом. Пишут диктант. Работают с иллюстрацией- составляют словосочетания.

    59

    Р/р Изложение

    1

    Изложение

    Урок развития речи

    Учатся писать сжатое изложение.

    60

    Виды предложений по цели высказывания.

    1

    Комбиниро-ванный урок.

    Распознают виды предложений по цели высказывания. Характеризуют смысловые и интонационные особенности повествовательных, побудительных и вопросительных предложений. Пишут диктант. Обращаются к знаниям, полученным на уроках литературы: определяют принадлежность цитат к произведениям А.С. Пушкина.

    Презента-ция учителя

    61

    Виды предложений по эмоциональной окраске

     ( восклицательные и невосклицательные).

    1

    Лабораторная работа

    Урок решения практических и проектных задач

    Распознают виды предложений по эмоциональной окраске. Соотносят эмоциональную окраску предложения и цель высказывания. Работают в парах. Пишут сочинения и готовят устный отзыв о сочинении товарища.

    62

    Виды предложений по наличию и отсутствию второстепенных членов предложения (распространенные и нераспространенные).

    1

    Словарный диктант

    Урок применения предметных умений.

    Распознают виды второстепенных членов предложения. Анализируют схему, иллюстрирующую связи между главными и второстепенными членами предложения

    63-64

    Виды предложений по количеству грамматических основ

    2

    Языковой анализ текста (практикум)

    Комбиниро-ванный урок.

    Опознают главные и второстепенные члены предложения. Определяют признаки, способы выражения подлежащего, его связь со сказуемым. Определяют виды сказуемого и способы его выражения. Пишут мини-сочинение, используя глаголы-сказуемые. Описывают действия человека при помощи глаголов

    65

    Контрольный диктант с грамматическим заданием.

    1

    К/д №3

    Контроль знаний

    Пишут контрольный диктант и выполняют грамматические задания.

    66

    Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками

    1

    Урок применения предметных умений.

    Анализируют и классифицируют ошибки. Работают над орфограммами.

    67-68

    Простое осложненное предложение. Предложения с однородными членами.

    2

    Комплексный  анализ текста

    Урок решения практических и проектных задач

    Определяют интонационные и пунктуационные особенности предложений с однородными членами. Выделяют обобщающие слова и знак препинания после обобщающих слов. Используют в речи предложения с разными однородными членами.

    69

    Предложения с обращениями.

    1

    Языковой анализ текста (практикум)

    Комбиниро-ванный урок

    Осознают основные функции обращения. Опознают и правильно интонируют предложения с обращением. Выбирают уместный тон и форму обращения. Составляют предложения с обращением

    70

    Предложения с обращениями.

    1

    Самостояельная работа

    Урок применения предметных умений.

    Разграничивать в предложениях обращение и подлежащее.

    Употреблять обращения в речи.

    Работа с отдель-ными слайдами

    71-72

    Предложения с вводными словами.

    2

    диктант «Проверяю себя»

    Урок решения практических и проектных задач

    Учатся различать функции вводных слов, вводные слова и члены предложения.

    73-74

    Предложения со сравнительными оборотами.

    2

    Комплексный анализ текста

    Урок формирования первичных предметных умений

    Осознавать и употреблять в речи предложения со сравнительным оборотом

    75-76

    Предложения с прямой речью.

    2

    Комбиниро-ванный урок.

    Выделяют в предложениях прямую речь, объясняют постановку знаков препинания. Характеризуют интонационные особенности прямой речи. Составляют схемы предложений с прямой речью. Меняют местами слова автора и прямую речь в предложении.

    Аудио-запись

    77

    Р/Р    Изложение-миниатюра.

    1

    Изложение

    Урок развития речи

    Учатся писать изложение.

    78

    Зачем нужны знаки препинания Основные разделы пунктуации. Знаки препинания в конце предложения.

    1

    Диктант «Проверяю себя»

    Урок решения практических и проектных задач

    Определяют знаки завершения, разделительные и выделительные знаки в простом предложении. Выполняют устный и письменный пунктуационный разборы предложений.

    79-80

    Знаки препинания между частями сложного предложения.

    2

    Комплексный анализ текста

    Урок развивающего контроля

    Находят СП в текстах, объясняют расстановку знаков препинания. Строят схемы СП и составляют СП по схемам.

    Работа с отдель-ными слайдами

    81

    Знаки препинания в предложениях с прямой речью

    1

    Языковой анализ текста

    Урок развивающего контроля

    Выделяют в предложениях прямую речь, объясняют постановку знаков препинания. Характеризуют интонационные особенности прямой речи. Составляют схемы предложений с прямой речью.

    82

    Обобщение темы

    1

    Урок решения практических и проектных задач

    Ответы на контрольные вопросы и задания. Пишут диктант. Работают со схемами предложений.

    83

    Проверочная работа (тестирование) по разделам «Синтаксис»

    1

    Тест

    Урок развивающего контроля

    84

    Контрольный диктант с грамматическим заданием.

    1

    К/д №4

    Контроль знаний

    Пишут контрольный диктант и выполняют грамматические задания.

    85

    Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками.

    1

    Урок применения предметных умений.

    Выполняют работу над ошибками

    86-87

    Изложение с элементами рассуждения

    2

    Изложение

    Урок развивающего контроля

    Учатся писать изложение с элементами рассуждения.

    88

    Текстоведение (11 часов)

    Понятие о тексте.

    1

    Урок формирования первичных предметных умений

    Знать основные признаки текста.

    Презента-ция учителя

    89

    Типы речи. Повествование.

    1

    Комбиниро-ванный урок

    Устанавливать принадлежность текста к определенному типу речи. Различать типы речи по цели и объекту речи, аргументировать свое мнение.

    90

    Описание.

    1

    Языковой анализ текста

    Урок развивающего контроля

    . Устанавливать принадлежность текста к определенному типу речи. Различать типы речи по цели и объекту речи, аргументировать свое мнение.

    91-

    92

    Р/Р   Сочинение-описание картины

    2

    Сочинение

    Урок развивающего контроля

    Отдель-ные слайды

    93

    Р/Р  Рассуждение. Строение текста-рассуждения.

    1

    Самостоятельная работа

    Урок развития речи

    Устанавливать принадлежность текста к определенному типу речи. Различать типы речи по цели и объекту речи, аргументировать свое мнение. Иметь представление о рассуждении-доказательстве как разновидности типа речи «рассуждение». Знать, на какой вопрос отвечает рассуждение-доказательство (п о ч е м у?), полную схему строения текста (тезис — аргумент, примеры — вывод) и языковые средства, используемые для соединения его частей (потому что, так как; поэтому, таким образом). Уметь находить в художественном тексте и в учебной литературе фрагменты со значением рассуждения-доказательства. Уметь строить связные высказывания по схеме рассуждения-доказательства, отвечая на вопросы учителя: «Почему в слове пишется ...?», «Почему

    в предложении ... следует поставить запятую?» и т. п. Оформлять в виде рассуждения-доказательства языковые разборы (грамматический, фонетический, стилистический и т. д.)

    94

    Р/Р  План текста. Абзац.  План простой и сложный.

    1

    Составление плана

    Урок формирования первичных предметных умений

    Научиться составлять план текста (простой и сложный). Знать особенности абзацного членения текста.

    95-96

    Р/Р    Контрольное  изложение, близкое к тексту

    2

    К/изл. №1

    Контроль знаний

    Научиться различать понятия сжатое и подробное изложение.

    97

    Р/Р  Основные нормы построения текста.

    1

    Комплексный анализ текста

    Урок развивающего контроля

    Приобрести навыки работы с текстом. Усвоить порядок анализа текста.

    98

    Обобщение по разделу «Текстоведение». Контрольная работа работа(комплексный анализ текста).

    1

    Комплексный анализ текста

    Урок развивающего контроля

    Проверить свой уровень умений и знаний по изученной теме.

    99-100

      Основные разделы лингвистики               

    Систематический курс (93)                                        Словообразование (16ч)            Словообразование как раздел лингвистики.

    Основные способы  словообразования.

    1

    Урок формирования первичных предметных умений

    Понимать механизм образования слов с помощью приставок и суффиксов. Анализировать словообразовательную структуру слова, выделяя исходную основу и словообразующую морфему. Различать изученные способы словообразования.

    101-102

    Правописание букв о-а в словах с чередованием

    2

    Словарный диктант

    Урок решения практических и проектных задач

    Усваивают правило написания буквы о-а в корне  –лаг-/лож-. Выбирают правильное написание слов, в которых присутствует изучаемая орфограмма. Выписывают из орфографического словаря слова с изучаемой орфограммой. Усваивают правило написания букв А-О в корнях -раст-/ -рос- /-ращ-. Выбирают правильное написание слов, в которых присутствует изучаемая орфограмма.

    Презента-ция учителя

    103-104

    Буквы  о-е после шипящих в корнях слов.

    2

    Языковой анализ текста

    Урок развивающего контроля

    Усваивают правило написания о - ё после шипящих в корне. Выбирают правильное написание слов, в которых присутствует изучаемая орфограмма. Составляют диктант, в котором потребуется применить правила, изученные в разделе «словообразование».

    105

    Типичные способы словообразования имен существительных.

    1

    Урок применения предметных умений.

    Анализировать словообразовательную структуру слова, выделяя исходную основу и словообразующую морфему.

    106

    Словообразование

     имен прилагательных.

    1

    Урок решения практических и проектных задач

    Анализировать словообразовательную структуру слова, выделяя исходную основу и словообразующую морфему.

    107

     Словообразование глаголов.

    1

    Комбиниро-ванный урок

    Анализировать словообразовательную структуру слова, выделяя исходную основу и словообразующую морфему. Знать особенности суффикса -л- и морфемы –ть-.

    108

    Правописание неизменяемых на письме приставок.

    1

    Урок применения предметных умений.

    Знать и различать при письме слова с указанными группами приставок.

    109-110

    Правописание приставок на  з - с.

    2

    Комплексный анализ текста

    Урок развивающего контроля

    Усваивают правило написания букв З и С на конце приставок. Выбирают правильное написание слов, в которых присутствует изучаемая орфограмма. Подбирают к словам однокоренные с приставками с орфограммой. Пишут диктант.

    111-112

    Словообразовательный словарь.

    Образование слова и его морфемное строение.

    2

    Словарный диктант

    Урок решения практических и проектных задач

    Учиться пользоваться морфемным и словообразовательным словарями

    Анализировать словообразовательную структуру слова, выделяя исходную основу и словообразующую морфему. Различать изученные способы словообразования.

    113

    Контрольный диктант с грамматическим заданием

    1

    К/д №5

    Контроль знаний

    Пишут контрольный диктант и выполняют грамматические задания.

    114

    115

    Р/Р   Сочинение-рассуждение по картине

    2

    Сочинение

    Урок развития речи

    Работа с отдель-ными слайдами

    116-117

    Лексикология и фразеология (16ч)

    Словарный состав языка. Слова однозначные и многозначные.

    1

    Самостоятельная работа

    Урок формирования первичных предметных умений

    Различают однозначные и многозначные слова. Составляют словосочетания с многозначными словами. Работают с юмористическими рисунками, ирония в которых основана на многозначности слов. Определяют функциональный стиль и функционально- смысловой тип текста. Выражают свое отношение к тексту, списывают часть его.

    118

    Прямое и переносное значение слова. Толковый словарь.

    1

    Урок формирования первичных предметных умений

    Различают прямое и переносное значение слова. Выбирают в толковом словаре слова, имеющие прямое и переносное значение. Составляют словосочетания со прямым и переносным значением слова . Работают с иллюстрациями. Составляют СП со словами в прямом и переносном значении. Пишут диктант.

    Презента-ция

    119

    Слова - синонимы

    1

    Урок применения предметных умений.

    Опознают синонимы. Устанавливают смысловые и стилистические различия синонимов. Составляют словосочетания с синонимами. Анализируют предложения с синонимами. Подбирают синонимы к словам.

    120

    Слова - антонимы. Слова - омонимы. Разные виды омонимов.                                                                                                                

    1

    Урок формирования первичных предметных умений

    Опознают антонимы. Описывают с помощью антонимов происходящее на рисунке. Характеризуют животных при помощи антонимов. Пишут диктант и подбирают антонимы к словам диктанта, пользуясь словарем антонимов.Опознают омонимы. Находят в толковом словаре примеры омонимов. Составляют и анализируют предложения с омонимами. Анализируют стихотворение, содержащее омонимы.

    Презента-ция учителя

    121-

    122

    Р.р. Сочинение по картине или личным впечатлениям.

    2

    Сочинение

    Урок развития речи

    Учатся составлять план и писать по нему сочинение.

    123-124

    Исконно русские и  заимствованные слова

    2

    Урок формирования первичных предметных умений

    Знать основные пути пополнения словарного состава русского языка. Иметь представление о фонетических особенностях иноязычных слов. Правильно произносить заимствованные слова, включённые в орфоэпический словарик учебника

    (твёрдые и мягкие согласные перед е).

    125

    Правописание буквы  ы   и   и  после ц.

    1

    Графический диктант

    Урок применения предметных умений.

    Усваивают правило написания букв и - ы после ц. Выбирают правильное написание слов, в которых присутствует изучаемая орфограмма.

    126

    Лексика ограниченного употребления.

    1

    Урок применения предметных умений.

    Знать название групп слов, имеющих ограниченную сферу употребления (диалектизмы, профессионализмы). Уметь объяснить значение диалектного слова

    через подбор однокоренного. Знать сферу употребления терминов; уметь назвать

    термины лингвистики, объяснить их значение. Иметь представление о содержании «Толкового словаря живого великорусского языка»

    В. И. Даля. Учиться извлекать необходимую информацию из современных толковых словарей

    127

    Устаревшие слова.

    1

    Урок применения предметных умений.

    Определяют функцию устаревших слов и область их употребления.

    Презента-ция

    128-129

    Фразеологическое богатство русского языка

    2

    Языковой анализ текста

    Урок развивающего контроля

    Научится употреблять в речи фразеологические обороты, пополняют словарный запас, знакомясь с новыми фразеологизмами.

    130

    Обобщение темы.

    1

    Урок применения предметных умений.

    Ответы на контрольные вопросы и задания. Пишут диктант из слов с непроверяемыми орфограммами.. Объясняют омонимы. Подбирают антонимы к словам.

    131

    Проверочная работа по теме.

    1

    Пр/р

    Урок развивающего контроля

    132

    Морфология

    Имя существительное (19ч)

    Слово как часть речи.

    1

    Урок формирования первичных предметных умений

    Определяют имя существительное как самостоятельную часть речи. Характеризуют морфологические признаки имени существительного, его синтаксическую роль. Устанавливают, какой частью речи являются приведенные в тексте слова. Определяют род, склонение и падеж существительных.

    133

    Общее значение имен существительных и их употребление в речи.

    1

    Рассказать (на основе изученного ранее) об имени существительном как части речи в форме научного описания. Доказать, что данное слово является именем существительным. Тренироваться в умении опознавать имена существительные,

    образованные от прилагательных и глаголов (признак и действие выражены через значение предметности). Тренироваться в умении составлять план к лингвистическому тексту в форме вопросов.

    Работать над обогащением словаря с различными группами имён существительных

    134

    Правописание суффиксов – чик -, -щик-

    1

    Урок формирования первичных предметных умений

    Тренироваться в умении обнаруживать при письме слова, в которых суффикс сливается с предшествующей частью слова; правильно определять словообразующую основу. Образовывать существительные с суффиксами –чик-, -щик- и правильно писать их.

    135

    Правописание суффиксов – ек -,-ик-.

    1

    Словарный диктант

    Урок решения практических и проектных задач

    Овладеть способом определения верного написания суффиксов –ек-, -ик-. Пользоваться орфографическим словарём

    Отрывок из мульт-фильма

    136

    Постоянные морфологические признаки имени существительного

    Собственные и нарицательные имена существительные

    1

    Языковой анализ текста

    Урок развивающего контроля

    Распознают имена существительные собственные и нарицательные. Подбирают примеры имен собственных. Записывают текст в форме диалога, выделяя собственные имена. Рассказывают об имени существительном по плану.

    137

    Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

    1

    Самостоятельная работа

    Урок развивающего контроля

    Распознают имена существительные одушевленные и неодушевленные. Пишут диктант, выделяя одушевленные имена существительные как члены предложения. Составляют словосочетания и предложения с одушевленными и неодушевленными именами существительными

    Презента-ция

    138

    Род имён существительных

    1

    Урок формирования первичных предметных умений

    Определяют род имен существительных. Дополняют данную в учебнике таблицу примерами имен существительных, определение рода которых вызывает затруднение. Составляют словосочетания и предложения, в которых отчетливо выявляется род имен существительных

    139

    Изложение-миниатюра.

    1

    Изложение

    Урок развития речи

    140-141

    Склонение имён существительных. Разносклоняемые  существительные

    1

    Графический диктант

    Урок решения практических и проектных задач

    Определяют тип склонения имен сущ. Склоняют имена сущ. С учетом полученных знаний составляют новую таблицу на основе данной в учебнике.

    142

    Слитное и раздельное написание НЕ с именами существительными

    1

    Урок формирования первичных предметных умений

    Тренироваться в умении образовывать имена существительные от других частей

    речи. Знать основные способы образования имён существительных. Опознавать

    в тексте имена существительные со значением отвлечённого действия и признака. Пользоваться школьным словообразовательным словарём и словарём морфем. Знать и применять способ определения случаев, когда не является отрицанием, а когда частью слова, сопровождая свои рассуждения примерами. В пределах положительных оценок верно писать существительные с не

    143

    Непостоянные морфологические признаки имён существительных. Несклоняемые существительные. Число имен существительных

    1

    Комбиниро-ванный урок

    Знать способ определения рода имён существительных. Научиться использовать различные словари в случае сомнений в определении рода имён существительных. Образовывать и правильно употреблять в речи существительные общего рода. Знать, как определяется род несклоняемых имён существительных; тренироваться правильно употреблять в

    речи несклоняемые имена существительные. Приводить соответствующие примеры. Иметь представление о значении форм числа имени существительного

    144-145

    Правописание безударных окончаний  –е  и  –и   имен существительных.

    2

    Самостоятельная работа

    Урок решения практических и проектных задач

    Усваивают правило написания гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе.

    Работа с отдельными слайдами

    146

    Имя существительное как член предложения.

    1

    Урок формирования первичных предметных умений

    Обобщить сведения о синтаксической роли имён существительных. Совершенствовать умения синтаксического разбора

    предложений и словосочетаний

    147-148

    Правильное употребление имен существительных: орфоэпические, грамматические, лексические нормы.

    2

    Урок применения первичных предметных умений

    Научится употреблять имена существительные в речи, соблюдая различные виды норм

    149

    Проверочная работа.

    1

    Пр/р.

    Урок развивающего контроля

    Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме раздела. Списывают тексты, объясняя знаки препинания, выделяя морфемы, обозначая падеж имен сущ. Пишут диктант из слов с непроверяемым написанием.

    150

    Контрольный диктант с грамматическим заданием.

    1

    К/д №6

    Контроль знаний

    Пишут контрольный диктант и выполняют грамматические задания.

    151

    Имя прилагательное (16)

    Общее значение имен прилагательных и их употребление в речи.

    1

    Языковой анализ текста

    Урок решения практических и проектных задач

    Определяют морфологические признаки имени прилагательного, его синтаксическую роль. Анализируют словосочетания, предложения и тексты с именами прилагательными

    152

    153

    Употребление прилагательных в речи в качестве эпитетов.

    Сочинение по картине

    2

    Сочинение

    Урок развития речи

    Находят в текстах эпитеты, делают вывод об их роли в речи. Работают над сочинением.

    Презента-ция

    154

    Морфологические признаки имени прилагательного. Разряды прилагательных: качественные, относительные, притяжательные.

    1

    Урок формирования первичных предметных умений

    Составляют предложения с именами прилагательными. Готовят устный рассказ об имени прилагательном как о части речи

    155

    Разряды прилагательных, их  смысловые  и  грамматические отличия. Типичные суффиксы прилагательных разных разрядов.

    1

    Урок применения первичных предметных умений

    Распознают качественные, относительные, притяжательные имена прилагательные.

    156

    Разряды прилагательных, их смысловые  и  грамматические отличия.  Типичные суффиксы прилагательных разных разрядов.

    1

    Комплексный анализ текста (практикум)

    Урок развивающего контроля

    Распознают качественные, относительные, притяжательные имена прилагательные.

    157

    Непостоянные признаки имен прилагательных Степени сравнения.     

    1

    Урок формирования первичных предметных умений

    Правильно образовывают сравнительную и превосходную степени сравнения имён прилагательных. Выделяют имена прилагательные в разных степенях сравнения как члены предложения. Выделяют морфемы в именах прилагательных в степенях сравнения. Письменно сравнивают различные объекты.

    158

    Степени сравнения имён прилагательных.

    1

    Самостоятельная работа.

    Урок решения практических и проектных задач

    . Выделяют морфемы в именах прилагательных в степенях сравнения. Письменно сравнивают различные объекты.

    159-160

    Краткие и  полные прилагательные; особенности их значения, изменения. Правописание кратких прилагательных с основой на шипящую.

    2

    Урок формирования первичных предметных умений

    Распознают полные и краткие формы имен прилагательных. Образуют краткие формы прилагательных. В предложениях выделяют сказуемые, выраженные краткими прилагательными, составляют предложения и словосочетания с краткими прилагательными.

    Презента-ция

    161

    Склонение полных  прилагательных.  

    1

    Урок применения первичных предметных умений

    Показывают на примерах, как имена прилагательные изменяются по родам, числам, падежам; согласовывают имена прилагательные с существительными. Усваивают правило написания безударных окончаний имён прилагательных. Применяют усвоенное правило при выполнении упражнений.

    162

    Правописание безударных окончаний имён прилагательных.

    Проверочная работа

    1

    Пр/р

    Урок развивающего контроля

    Усваивают правило написания гласных в падежных окончаниях прилагательных. Применяют усвоенное правило при выполнении упражнений.

    163

    Синтаксическая роль имён прилагательных в предложении.

    1

    Урок - игра

    Определяют синтаксическую функцию имени прилагательного; указывают синтаксическую роль имён прилагательных в предложениях. Пишут сочинение-миниатюру.

    164

     Правильное употребление имён  прилагательных: орфоэпические, грамматические, лексические нормы.

    1

    Языковой анализ текста

    Урок решения практических и проектных задач

    Определяют, какие языковые нормы существуют, и в каких лингвистических словарях содержатся сведения о них.

    Пользуясь словариком «Говорите правильно», определяют верное произношение имён прилагательных. Выявляют грамматические нормы имён прилагательных, заполняя графы таблицы упражнения. Определяют лексические нормы в употреблении имён прилагательных. Исправляют ошибки в употреблении имён прилагательных по  упражнению. Пишут сочинение-миниатюру, употребляя прилагательные при описании природы и персонажей.

    165-166

    Контрольное изложение с элементами сочинения-рассуждения

    2

    К/изл. №2

    Контроль знаний

    Определяют уровень овладения умениями и знаниями работы с текстом изложения.

    167

    Глагол как часть речи(26ч).

    Общее значение глаголов и их употребление в речи.

    1

    Урок формирования первичных предметных умений

    Определяют морфологические признаки глагола, его синтаксическую функцию. Определяют глаголы-сказуемые в предложениях, характеризуют глаголы по времени, лицу, числу. Указывают, как согласовываются глаголы-сказуемые с подлежащими.

    Презента-ция учителя

    168-169

    Инфинитив, его грамматические особенности. Правописание –тся и -ться

    2

    Урок применения первичных предметных умений

    Распознают неопределенные и личные формы глагола. Образуют глаголы в неопределенной форме. Усваивают правило написания тся-ться в глаголах. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом.

    170-171

    Постоянные морфологические признаки глагола. Вид глагола.

    2

    Комплексный анализ текста

    Урок развивающего контроля

    Распознают глаголы совершенного и несовершенного вида. Подбирают в орфографическом словаре глаголы с приставкой -рас, -раз, составляют с ними словосочетания.

    172

    Переходные и непереходные глаголы.

    1

    Урок формирования первичных предметных умений

    Определяют семантико-синтаксические различия переходных и непереходных глаголов и  в ходе анализа текста учатся различать глаголы этих групп.

    173

    Возвратные и невозвратные глаголы.

    1

    Урок формирования первичных предметных умений

    Выявляют структурные различия возвратных и невозвратных глаголов и на этой основе формируют умения различать эти группы глаголов. Формируют представление о семантических и синтаксических различиях возвратных и невозвратных глаголов.

    174-175

    Правописание корней с чередующимися гласными е-и

    1

    Самостоятельная работа

    Урок решения практических и проектных задач

    Усваивают правило написания букв е-и в корнях глаголов с чередованием. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом.

    Работа с отдель-ными слайдами

    176-177

    Наклонение глагола

    Изменение глагола по наклонениям

    1

    Словарный диктант

    Урок применения первичных предметных умений

    Получают представление о наклонениях глагола: их смысловых отличиях и особенностях изменения глаголов в разных наклонениях.   Используют глаголы в условном наклонении в речи.

    178

    Условное наклонение.

    1

    Языковой анализ текста

    Урок развивающего контроля

       Используют глаголы в условном наклонении в речи. Образуют форму условного наклонения, указывая на особенности образования.

    179

    Повелительное наклонение..

    1

    Урок - игра

    Получают представление о  значении, образовании, изменении глаголов в повелительном наклонении. Учатся образовывать формы повелительного наклонения глаголов. Совершенствуют умение использовать глаголы в повелительном наклонении в собственной речи.

    180

    Правописание ь в глаголах повелительного наклонения.

    1

    Диктант «Проверяю себя»

    Урок развивающего контроля

    Учатся  образовывать формы повелительного наклонения глаголов. Формируют навык написания ь после шипящих в формах повелительного наклонения глаголов. Образуют формы 2 лица мн. ч наст. времени и форму повелительного наклонения ед. ч. и мн. ч

    181

    Изъявительное наклонение. Изменение глаголов изъявительного наклонения по временам.

    1

    Урок применения первичных предметных умений

    Распознают глаголы в изъявительном наклонении. Соотносят категории вида и времени глагола. Работа с текстами, заполнение таблицы по тексту.

    Работа с отдель-ными слайдами

    182

     Изменение глаголов прошедшего времени по числам и родам.

    1

    Комплексный анализ текста

    Урок развивающего контроля

    Вырабатывают правильный способ действия при выборе гласной перед суффиксом –л- в форме прошедшего времени глагола.

    183-184

    Изменение глаголов настоящего времени по числам и лицам. Спряжение глаголов

    1

    Лабораторная работа

    Урок развивающего контроля

    Работают с таблицей, распределяя слова по лицам и числам. В тренировочных упражнениях определяют лицо и число глаголов. Выявляют разноспрягаемые глаголы. Пишут сочинение-миниатюру

    185

    Безличные глаголы

    1

    Урок формирования первичных предметных умений

    Распознают безличные глаголы. Тренируются в употреблении личных глаголов в значении безличных.

    186-187

    Контрольное сочинение

    2

    К/соч№2

    Контроль знаний

    Пишут сочинение, работают с черновым вариантом.

    188

    Глагол как член предложения.

    1

    Урок применения первичных предметных умений

    Учатся определять роль глагольных форм в предложении. Пишут сочинение-миниатюру по картинкам, подчёркивая все глаголы как члены предложения.

    189-190

     Правильное употребление глаголов: орфоэпические, грамматические, лексические нормы.

    2

    Языковой анализ текста

    Урок решения практических и проектных задач

    Совершенствуют умение пользоваться различными лингвистическими словарями при определении орфоэпических норм. Работают с текстами

    Совершенствуют умение определять и исправлять нарушения лексических норм использования глагола в речи. Учатся различать глаголы-паронимы, устранять повторы в речи , работают над нормами управления.

    191

    Контрольный диктант с грамматическим заданием.

    1

    К/д. №7

    Контроль знаний

    Пишут контрольный диктант и выполняют грамматические задания.

    192

    Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками

    1

    Урок применения первичных предметных умений

    Делают работу над ошибками.

    193-194

    Повторим орфографию.

    Фонетика. Орфоэпия.

    2

    Сам. работа

    Урок решения практических и проектных задач

    Повторяют сведения о лингвистике как науке о языке. Работают с текстом, составляют его план.

    195

    Морфемика и словообразование. Орфография.

    1

    Урок-путешествие

    Закрепляют представление о  ведущем морфемном принципе русской орфографии и отрабатывают умение использовать этот принцип при выборе написания. Совершенствуют умения проводить морфемный и морфологический анализ существительных, прилагательных и глаголов.

    196

    Лексикология и фразеология. Орфография.

    1

    Урок решения практических и проектных задач

    Совершенствуют умение проводить сопоставительный смысловой анализ художественных текстов, тренируются в умении проводить орфографический анализ текста.

    197-198

    Морфология. Части речи. Орфография.

    2

    Сам. работа

    Урок развивающего контроля

    Закрепляют представление о  ведущем морфемном принципе русской орфографии и отрабатывают умение использовать этот принцип при выборе написания .Совершенствуют умения проводить морфемный и морфологический анализ существительных, прилагательных и глаголов.

    199

    Синтаксис и пунктуация.

    1

    Урок решения практических и проектных задач

    Отрабатывают навыки правильного пунктуационного оформления простых осложнённых и сложных  предложений. Пишут объяснительный  взаимодиктант. Совершенствуют умение проводить пунктуационный анализ текста.

    200

    Контрольный диктант с грамматическим заданием.

    1

    К/д №8

    Контроль знаний

    Пишут контрольный диктант и выполняют грамматические задания.

    201

    Итоги года

    1

    Урок - игра

    Сравнивают желаемый и реальный результат, делают выводы.

    202-204

    Резервные уроки

    3

    Урок решения практических и проектных задач

    Работают с дидактическим материалом, выбирая материал, который вызывает затруднения.



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Календарно-тематическое планирование по русскому языку 7 класс по программе С.И.Львовой, В.В.Львова

    Календарно-тематическое планирование по русскому языку по программе С.И.Львовой, В.В.Львова для 7 класса на 2013-2014 учебный год....

    Календарно-тематическое планирование по русскому языку 5 класс по программе С.И.Львовой, В.В.Львова

    Календарно-тематическое планирование по русскому языку 5 класс по программе С.И.Львовой, В.В.Львова на 2013-2014 учебный год...

    Календарно-тематическое планирование по русскому языку 6 класс по программе С.И.Львовой, В.В.Львова

    Календарно-тематическое планирование по русскому языку 6 класс по программе С.И.Львовой и В.В.Львова на 2013-2014 учебный год....

    Календарно-тематическое планирование по русскому языку . 7 класс . По программе –170 часов в год (автор учебника С.И.Львова, В.В.Львов)

    Календарно-тематическое планирование  по русскому языку . 7 класс . По программе –170 часов в год  (автор учебника С.И.Львова,  В.В.Львов)...

    Календарно-тематическое планирование по русскому языку . 8 класс . По программе –136 часов в год, 4 часа в неделю. (автор учебника С.И.Львова, В.В.Львов)

    Календарно-тематическое планирование  по русскому языку . 8 класс . По программе –136 часов в год, 4 часа в неделю.  (автор учебника С.И.Львова,  В.В.Львов)...

    календарное планирование по русскому языку 10 класс

    календарное планирование по русскому языку 10 класс...

    КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В КЛАССАХ С УЗБЕКСКИМ И ДРУГИМИ ЯЗЫКАМИ ОБУЧЕНИЯ

    Календарное планирование для 5-10 классов с узбекским и другими языками обучения. В планирование добавлены ключевые компетенции....