Урок русского языка в 9 классе «Двоеточие в бессоюзном сложном предложении»
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) по теме

Тропина Алёна Александровна

Данный урок является третьим в цикле уроков о бессоюзном сложном предложении в системе изучения темы «Синтаксис сложного предложения» в 9 классе.  Материал данного урока подготовлен учащимися на основе романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»,  лексико-орфографическая работа, лингвистический эксперимент и письменная работа на этапе закрепления также были подготовлены учащимися дома заранее. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dvoetochie_v_bsp.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:   Двоеточие в бессоюзном сложном предложении

Цели урока:

Образовательная: познакомить с БСП с двоеточием;

Развивающая: формировать умение определять смысловые отношения между частями  БСП с двоеточием, производить синонимическую замену предложений, правильно ставить знаки препинания в предложениях указанного вида;

Воспитательная: воспитание интереса к изучению русского языка, стремления беречь и  ценить  родной язык

Тип урока:  комбинированный

Оборудование: учебник С.Г.Бархударова, С.Е.Крючкова и др.(М.: Просвещение, 2000), тетрадь, опорные  схемы, оформленная доска, дидактический материал на основе романа  М.Ю. Лермонтова  «Герой нашего времени», иллюстративный материал.

Ход урока:

I.  Организационный момент

Сообщение темы и целей урока учителем. Учитель отмечает, что в конце урока дети должны ответить на вопрос: «Из какого художественого произведения  взяты предложения для сегодняшнего урока?»

II.  Лексико-орфографическая работа

1. Реализация  индивидуального домашнего задания с  использованием иллюстративного материала (см. Приложение 1)  

  • амфитеатр - (от греч. amphitheatron),

 1)  Античное сооружение для зрелищ: овальная арена, вокруг которой  

     уступами располагались места для зрителей (Колизей в Риме).

2)  Места в зрительном зале (в театре, цирке) или в аудитории,  

     расположенные уступами.

  • палисадник - (от франц. palissade)  частокол, загородка;  небольшой садик около дома для кустов, цветов.

2. Работа у доски

    Найти новые словарные слова в данных предложениях (записаны на

    доске заранее), вставить пропущенные орфограммы, расставить знаки  

    препинания,  подчеркнуть грамматические основы предложений,

   определить тип предложения, начертить схемы предложений.

1) Когда я открыл окно, моя комната наполнилась запахом цветов, растущих в скромном палисаднике.            

(СПП с придаточным  времени) 

( когда  -   =  ), [ -  =,  /  п.о.  / ].

2) Амфитеатром громоздятся горы, а на краю горизонта тянется серебряная цепь снеговых вершин.    

( ССП  с противительным значением)  

 [ =  -  ], а  [ =  -  ].

III.  Повторение пройденного материала

 1. Расставить знаки препинания,  подчеркнуть грамматические основы, определить тип предложения, начертить схемы предложений, объяснить постановку запятой и точки с запятой в БСП.

1) Между тем луна начала одеваться тучами, на море поднялся туман, сквозь него едва светился фонарь на корме ближнего корабля.

(БСП со значением перечисления,  т.е. перечисляются факты действительности, можно между простыми предложениями поставить союз  и)

  [ -  = ], [ =  - ], [ =  - ].

2) Сакля была прилеплена одним боком к скале; три скользкие, мокрые ступени вели к её двери.

( БСП со значением перечисления, т.е. перечисляются факты действительности, второе предложение распространено ОЧП)

  [ -  = ] ; [ -        ,          = ].

3) У ворот я увидел старую чугунную пушку;  улицы были тесны и кривы;  хижины низки и покрыты соломой.  

( БСП со значением перечисления, т.е. перечисляются факты действительности, предложения распространены ОЧП, между частями  ставится точка с запятой)

  [ -  = ] ; [  -    =   и   =  ] ; [ -   =   и   =  ].

IV.  Изучение нового материала

1.  Подготовка к восприятию новой темы

     Разбор предложений  (на доске, 1-е из каждой пары, 2-е закрыто). Тип

     предложения ( СПП ), какие союзы соединяют простые предложения  в

     составе  сложного (потому что, что, а именно ), определить вид  

     придаточного  (обстоятельственное причины, изъяснительное,  

    однородное подчинение), начертить схемы предложений.

1)  Уж татары по мне лучше, потому что  они хоть непьющие.        

     [ -  = ],  ( потому что  -  = ).

     Уж татары по мне лучше:  они хоть непьющие.          

     [ -  = ] : [ -  = ].

2)   Я тотчас увидел, что  это был повеса Азамат.    

      [ -  = ],  ( что   =  - ).

     Я тотчас увидел:  это был повеса Азамат. 

       [ -  = ] : [ =  - ].

3)   Всё было нехорошо, а именно:  Азамат  ужасно падок был на деньги,  

       он  любил стрелять по живой  мишени.  

       [ -  = ], а  именно:  [ -  = ], [ -  = ].

      Всё было нехорошо: Азамат ужасно падок был на деньги, он любил

      стрелять по живой мишени.

       [ -  = ]: [ -  = ], [ -  = ].

   2.  Объяснение новой темы

        А теперь уберём из предложения союзы, какой знак  поставим?    

Такие взаимозаменяемые союзные и бессоюзные предложения  называются  синтаксическими синонимами, т.е. одна мысль может быть выражена разными синтаксическими  способами.

Выводим правило постановки двоеточия в БСП.

3.  Работа с учебником

     Прочитаем  теоретические положения  учебника  на стр. 61.

     Правильно ли мы определили правило постановки двоеточия в БСП?

     О чём мы с вами ещё не сказали

4.  Объяснения по опорным схемам  (см. Приложение 2)     

     Иногда в первой части опускаются слова: и увидел, что; и услышал, что;  

     и почувствовал, что.

1)   Он поднял глаза  и увидел, что   над  Машуком  торжественно и радостно  

      сияло небо.

         [ -  =  и  = ],  ( что =  - ).

      Он поднял глаза:  над Машуком  торжественно и радостно сияло небо.

          [ -  = ]: [ =  - ].

5. Лингвистический (устный) эксперимент  (раздаточный материал без союзов).

Вставьте подходящие по смыслу  союзы, определите произошедшие

изменения (предложения по смыслу не изменились, но потеряли свою  выразительность и эмоциональность, значит, двоеточие придаёт особую

эмоциональную окраску высказыванию).

1)  Я помню чудное мгновенье: (потому что) передо мной явилась ты.

2) Я знаю: (что) город будет. Я знаю: (что) саду  цвесть.

3) Я замер: (и увидел, как) на Синей горе сосняк потянулся навстречу заре.

V.  Закрепление

1. Письменная работа с использованием раздаточного материала

    (раздаточный материал без знаков препинания).

    Расставить знаки препинания, объяснить свой выбор, начертить схему

    предложения.

    1)  Я говорил тебе: ни счастия, ни славы мне в мире не найти.

         (что, изъяснение)

    2)  Непогода  затягивалась: ливень то лил беспрестанно, то из-за туч  

         проглядывало скупое солнце.

         ( а именно, пояснение)

   3)  Я взглянул  на море:  нигде не было  никакого движения.

        ( и увидел, что,   изъяснение)

   4)  Герой Нашего Времени, милостивые государи мои, точно портрет, но

        не одного человека: это  портрет, составленный из пороков всего

        нашего поколения.

       (ибо, так как,  причина)

VI.  Итоги  урока

- Кто автор предложений, использованных на уроке? Из какого они  

  произведения?

- Какие синтаксические конструкции использует автор для

  раскрытия художественного  образа в своём произведении?

- Что нового вы сегодня узнали на уроке?

- Чему сегодня научились?

- Какая цель была поставлена? Достигнута ли она?

- Рассказать по опорным схемам о постановке двоеточия в БСП

 (см. Приложение 2)

VII.  Домашнее  задание

1. Выучить теоретические положения учебника стр. 61.

2. Выполнить по заданию учебника упр. № 145.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Сложные предложения"

Конспект урока русского языка по теме "Сложное предложение." В  конспекте представлены разные виды работы учащихся на уроке....

Урок русского языка в 5 классе" Простые и сложные предложения"

Урок проводится после изучения темы " Сложные предложения"...

Урок русского языка в 5 классе по теме: "Сложное предложение. Наличие двух или более грамматических основ как признак сложного предложения"

Урок «Сложное предложение. Наличие двух или более грамматических основ как признак сложного предложения" первый  в блоке "Сложное предложение". По типу урок комбинированный. Форма - урок-исследо...

Конспект урока русского языка в 11 классе по теме Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении"

Урок русского языка в 11 классе по теме "Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении". На уроке обобщаются знания, полученные в 9 классе, углубляются знания о знаках препинани...

открытый урок по русскому языку по теме"Тире в бессоюзном сложном предложении"

Методическая разработка урока в 9 классе с презентацией...

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе на тему: «Сложное предложение. Запятые в сложном предложении».

Учебник: Русский язык.6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Ч. 1/М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; науч.  ред. Н.М. Шанский. – М.: Просвещение, 2013....

Презентация по русскому языку. 9 класс. Тема: Повторение. Бессоюзные сложные предложения

Презентация  может быть использована в качестве наглядного материала при повторении темы в 9 классе "Бессоюзные сложные предложения"...