: «Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов».
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме

Дремкова Нина Ивановна

 

Формирование навыка написания Н, НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в      классе

                                                                учителя  МОУ «Средняя школа №3»

Дремковой Нины Ивановны

Тема урока:  «Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов».

Цель урока: формирование навыка написания Н, НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных.

Развитие речи: работа над орфоэпическими нормами.

Повторение: написание Н, НН в прилагательных; вид глагола.

  1. Проверка домашнего задания осуществляется учителем при проверке тетрадей. Упражнение, выполненное в соответствии с заданиями учебника, даст учителю представление о степени овладения семиклассниками практическими навыками, графическое объяснение написанного (орфограмм и знаков препинания) покажет и уровень усвоения учащимися                          некоторых теоретических сведений о причастии.
  2. Словарный диктант:  длинная дорога, ветреный день, вещь ценна, земляной вал, ястребиный клюв, пчелиное гнездо, стеклянная рама, картинная галерея утиный крик, подлинный экземпляр, серебряная посуда, торжественный день, стеклянная рама, утиный крик, подлинный экземпляр, деревянные кони, лунная ночь, кожаная сумка.
  3. Синтаксическая пятиминутка. Учащиеся должны переделать предложение, вставив в каждую его часть причастный оборот; затем записать предложение, составить его схему, графически объяснить знаки препинания.
  4. Лес загорелся, и в небо стал подниматься удушливый дым.
  5. Возможный вариант. Лес, стоящий все лето сухим, загорелся,  и в небо стал подниматься удушливый дям, наполнявший воздух густыми кольцами.

По мере того, как учащиеся выполняют это задание, учитель проверяет работы, после чего делается анализ допущенных ошибок.

Объяснение нового материала.

Сообщаю учащимся, что прилагательные могут быть образованы не только отсуществительных, но и от глаголов без приставок, если они несовершенного вида. В таких прилагательных пишется одна буква Н в суффиксе:

Варить (глагол несов.вида) – вареный суп;

Путать глагол несов.вида) – путаный ответ;

Квасить (глагол несов.вида) – квашеная капуста.

Квасить (глагол несов.вида) – квашеная капуста.

Е влияет на написание и приставка не-: невареный картофель, негашеная известь.

Если же форма образована от глагола совершенного вида – это причастие:

Решить (глагол сов.вида) – решенная задача;

Бросить (глагол сов.вида) – брошенная лодка.

Построим «цепочку», показывающую способ образования причастий: вареный горох – сваренный суп (прибавление приставки С- сделало слово причастием) – варенный в кастрюле суп ( наличие зависимого слова сделало слово причастием, в котором пишется две буквы н).

Делается вывод: прилагательные  образованные от бесприставочных глаголов несовешенного вида, пишутся с Н.

Добавление приставки или зависимых слов указывает на причастие, которое в полной форме пишется с НН. Прилагательные, образованные от глаголов с суффиксами _ова_, _ева_ , пишутся с НН: асфальтированный путь , спрессованный торф, корчеванный лес как и причастия, образованные от глаголов совершенного вида.

Запись в словари: жеваный, кованый, негаданный, смышленый, незваный. Вымысел, фантазия. Устно с данными словами составляются предложения.

Тренировочные упражнения.

Приставки и с помощью слов.

Сравнить две пары слов. Чем они отличаются в произношении? А в написании? Сделать вывод о значении ударения для различения причастий и прилагательных

Варенный (прич.) в кастрюле, вареный суп (прил.). Груженый(прил) вагон, груженый песком ( прич.) занятый (прич.) уборкой, занятой (прил.) человек.

Оъяснительный диктант

В средневековой Европе мощеными были лишь те дороги, что сохранялись от времен Древнего Рима. Дома запирались массивной дубовой дверью с коваными петлями. Стекло было дорогое. Окна в домах горожане затягивали пузырями или промасленным холстом, нередко разрисованным яркими красками.

Итог урока.

 Домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "ОДНА И ДВЕ БУКВЫ Н В СУФФИКСАХ СТРАДАТЕЛЬНЫХ ПРИЧАСТИЙ ПРОШЕДШЕГО ВРЕМЕНИ И ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ, ОБРАЗОВАННЫХ ОТ ГЛАГОЛОВ"

Если перед вами слово, которое произошло от глагола и отвечает на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?, то оно может быть или причастием, или отглагольным прилагательным. Очень важно это правильно опре...

Урок русского языка в 6 классе по теме «Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов»

Урок проводится в разделе «Морфология. Причастие». Он является вторым в ряду уроков по изучению правила «н-нн в причастиях», где дети знакомятся с отличительными признаками причастий и отглагольных пр...

Конспект урока по русскому языку в 7 классе по теме "Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов"

Конспект урока по русскому языку в 7 классе по теме "Одна и две буквы   н   в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов"...

Проект "Интерактивные грамматические таблицы" Выпуск №1 "Две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов"

Эффективность интерактивных грамматических таблиц в сравнении со статичными состоит в том, что при работе с ними внимание учеников не рассеивается, а концентрируется на необходимом пункте...

Конспект урока по русскому языку в 7 классе по теме "Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов"

Конспект урока по русскому языку в 7 классе по теме "Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов"...