Календарно-тематический план по русскому языку_4 класс
календарно-тематическое планирование по русскому языку по теме

Планирование составлено в соответствии с рабочей программой и образовательными стандартами

Скачать:


Предварительный просмотр:

           

Календарно-тематический план

по русскому языку

в 4 классе

                                     

                   

170 часов в году,

 5 часов в неделю.

Плановое количество:

контрольных диктантов 9,

контрольных изложений 1,

контрольных списываний 2,

классных сочинений 2,

изложений 11.

№ п/п

Содержание урока (тема)

Кол-во         часов

 Примечания

  Дата

1.

Вводный урок. Что мы знаем о слове.

1

2.

Повторение: слово, предложение, текст. Виды предложений по цели высказывания.

1

3.

Знаки препинания в предложении. Виды предложений по интонации.

1

4.

Главные и второстепенные члены предложения.

1

5.

Связь слов в предложении. Словосочетание.

1

6.

Текст. Виды текста. Повествование. Описание. Рассуждение.

1

7.

Звуки и буквы.

1

8.

Слог, ударение в словах.

1

9.

Состав слова. Роль каждой части слова в языке.

1

10.

Обобщение знаний о корне слова, приставках, суффиксах, окончаниях.

1

11.

Правописание гласных в корне слова.

1

12.

Правописание согласных в корне слова.

1

13.

Упражнение в написании корня слова.

1

14.

Правописание слов с непроизносимыми и двойными согласными.

1

15.

Обучающее изложение «Медаль за отвагу».

1

16.

Анализ изложения, работа над ошибками. Приставки и предлоги.

1

17.

Разделительные Ъ и Ь.

1

18.

Части речи. Имя существительное.

1

19.

Контрольный диктант «Осенняя прогулка» по теме: «Правописание слов с проверяемыми безударными в корне; парными, непроизносимыми и удвоенными согласными».

1

20.

Анализ диктанта, работа над ошибками. Склонение имен существительных.

1

21.

Форма слова.

1

22.

Имя прилагательное. Повторение.

1

23.

Глагол. Повторение.

1

24.

Обучающее изложение «Купание медвежат».

1

25.

Анализ изложения, работа над ошибками. Однородные члены предложения.

1

26.

Упражнение в распознавании однородных членов предложения.

1

27.

Запятая в предложении с однородными членами без союзов.

1

28. 29.

Однородные члены предложения с союзами и, а, но.

2

30.

Упражнение в правильном построении предложений с однородными членами.

1

31.

Контрольный диктант «Медвежонок» по теме: «Однородные члены предложения».

1

32.

Анализ диктанта, работа над ошибками. Текст.

1

33.

Тема и основная мысль текста. Заголовок текста.

1

34.

План текста. Обучающее изложение «Гусь».

1

35.

Анализ изложения, работа над ошибками. Склонение имен существительных.

1

36.

Упражнение в склонении имен существительных. Несклоняемые имена существительные.

1

37.

Именительный падеж имен существительных.

1

38.

Родительный падеж имен существительных.

1

39.

Дательный падеж имен существительных.

1

40.

Винительный падеж имен существительных.

1

41.

Творительный падеж имен существительных.

1

42.

Предложный падеж имен существительных.

1

43.

Именительный и винительный падежи имен существительных.

1

44.

Винительный и предложный падежи в сопоставлении.

1

45.

Обобщение и повторение по теме: «Падежи имен существительных».

1

46.

Контрольный диктант «Журавли» по теме: «Склонение имен существительных».

1

47.

Анализ контрольного диктанта, работа над ошибками. Три склонения имен существительных.

1

48.

Упражнение в определении склонений имен существительных.

1

49.

Обучающее изложение по самостоятельно составленному плану «Чудо-спасение».

1

50.

Анализ изложения, работа над ошибками. Упражнение в распознавании склонений имен существительных, употребленных в косвенных падежах.

1

51.

Ударные и безударные окончания имен существительных.

1

52.

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных.

1

53.

Правописание окончаний имен существительных в родительном падеже.

1

54.

Правописание окончаний имен существительных в дательном падеже.

1

55.

Правописание безударных окончаний имен существительных в родительном и дательном падежах.

1

56.

Правописание окончаний существительных 1 и 3 склонения в родительном и дательном падежах.

1

57.

Обучающее изложение «Спасенный сад».

1

58.

Анализ изложения, работа над ошибками. Родительный и винительный падежи существительных 1 и 2 склонения.

1

59.

Правописание безударных окончаний существительных в творительном падеже.

1

60.

Правописание безударных окончаний существительных в творительном  и предложном падежах.

1

61.

Правописание окончаний имен существительных в предложном падеже.

1

62. 63.

Упражнение в правописании безударных окончаний имен существительных в косвенных падежах.

2

64.

Контрольный диктант «Дельфины – наши друзья» по теме: «Правописание окончаний имен существительных».

1

65.

Анализ диктанта, работа над ошибками. Множественное число имен существительных.

1

66.

Именительный падеж имен существительных множественного числа.

1

67.

Именительный и винительный  падежи имен существительных множественного числа.

1

68.

Родительный падеж имен существительных множественного числа.

1

69.

Упражнение в правильном употреблении существительных в родительном падеже множественного числа.

1

70.

Дательный, творительный и предложный падежи имен существительных во множественном числе.

1

71.

Упражнение в правописании существительных в дательном, творительном и предложном падежах множественного числа.

1

72.

Упражнение в правописании окончаний имен существительных во множественном числе.

1

73.

Контрольный диктант «Доброе дело» по теме: «Множественное число имен существительных.

1

74.

Анализ диктанта, работа над ошибками. Имя прилагательное.

1

75.

Имя прилагательное как часть речи.

1

76.

Правописание родовых окончаний имен прилагательных. Повторение.

1

77.

Склонение имен прилагательных.

1

78.

Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода.

1

79.

Именительный и винительный падежи имен прилагательных мужского рода.

1

80.

Контрольное изложение «Две встречи».

1

81.

Анализ изложения, работа над ошибками. Падежные окончания имен прилагательных.

1

82.

Письмо. Обращение.

1

83.

Родительный падеж мужского и среднего рода имен прилагательных.

1

84.

Дательный падеж мужского и среднего рода имен прилагательных.

1

85.

Творительный падеж мужского и среднего рода имен прилагательных.

1

86.

Предложный падеж мужского и среднего рода имен прилагательных.

1

87.

Падежные окончания имен прилагательных мужского и среднего рода.

1

88.

Контрольный диктант «Зимняя ночь в лесу» по теме: «Правописание имен прилагательных мужского и среднего рода».

1

89.

Анализ диктанта, работа над ошибками. Склонение имен прилагательных женского рода.

1

90.

Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных женского рода.

1

91.

Различие безударных окончаний имен прилагательных женского и среднего рода.

1

92.

Упражнение в определении окончаний имен прилагательных женского и среднего рода.

1

93.

Различие безударных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода.

1

94.

Обучающее изложение текста-описания «Морж».

1

95.

Анализ изложения, работа над ошибками. Винительный падеж имен прилагательных женского рода.

1

96.

Творительный падеж имен прилагательных женского рода.

1

97. 98.

Обобщение знаний о склонении имен прилагательных в единственном числе.

2

99.

Контрольное списывание «Береза у дороги» по теме: «Падежные окончания имен прилагательных в единственном числе».

1

100.

Анализ списывания, работа над ошибками. Множественное число имен прилагательных.

1

101. 102.

Склонение имен прилагательных во множественном числе.

2

103.

Обучающее сжатое изложение по готовому плану «Димка».

1

104.

Анализ изложения, работа над ошибками. Именительный и винительный падежи множественного числа имен прилагательных.

1

105.

Родительный падеж имен прилагательных во множественном числе.

1

106.

Дательный падеж имен прилагательных во множественном числе.

1

107.

Творительный падеж имен прилагательных во множественном числе.

1

108.

Обучающее изложение «Мужественный поступок».

1

109.

Анализ изложения, работа над ошибками. Предложный падеж имен прилагательных во множественном числе.

1

110. 111.

Обобщение знаний об имени прилагательном.

2

112.

Контрольный диктант «Ландыш» по теме: «Имя прилагательное».

1

113.

Анализ диктанта, работа над ошибками. Местоимение.

1

114.

Понятие о местоимении. Сравнение личных местоимений.

1

115.

Местоимения 1, 2, 3 лица.

1

116.

Вопросительные, указательные и притяжательные местоимения.

1

117.

Раздельное написание местоимений с предлогами.

1

118.

Обучающее изложение «Утро в сосновом лесу».

1

119.

Анализ изложения, работа над ошибками. Правописание местоимений с предлогами.

1

120.

Упражнение в правописании местоимений с предлогами.

1

121.

Контрольный диктант «Зимой в сторожке лесника» по теме: «Местоимение».

1

122.

Анализ диктанта, работа над ошибками. Глагол. Повторение.

1

123.

Изменение глаголов по временам.

1

124.

Изменение глаголов прошедшего времени.

1

125.

Неопределенная форма глагола.

1

126.

Употребление в речи глаголов неопределенной формы.

1

127.

Обучающее изложение по самостоятельно составленному плану «Лосенок в беде».

1

128.

Анализ изложения, работа над ошибками. Систематизация знаний о глаголе.

1

129.

Лица и числа глаголов.

1

130.

Изменение глаголов по лицам и числам.

1

131.

Спряжение глаголов.

1

132.

2 лицо глаголов единственного числа.

1

133.

Правописание Ь после Ш в глаголах единственного числа 2 лица.

1

134.

Краткое изложение «Заяц-спасатель».

1

135.

Анализ изложения, работа над ошибками. I и II спряжение глаголов.

1

136.

Правописание окончаний глаголов I и II спряжения.

1

137.

Упражнение в правописании окончаний глаголов I и II спряжения.

1

138.

Будущее время глаголов.

1

139.

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени.

1

140.

Сочинение с элементами описания по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень».

1

141.

Анализ сочинения, работа над ошибками. Распознавание спряжения глаголов по неопределенной форме.

1

142. 143.

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем времени.

2

144.

Спряжение глаголов.

1

145.

Глаголы-исключения.

1

146.

Прошедшее время глагола.

1

147.

Обучающее изложение «Настоящий герой».

1

148.

Анализ изложения, работа над ошибками. Правописание глаголов в прошедшем времени.

1

149.

Правописание глагольных суффиксов.

1

150.

Упражнение в правописании глагольных суффиксов.

1

151.

Изменение глаголов по временам.

1

152. 153.

Обобщение знаний по теме: «Глагол».

2

154.

Контрольный диктант «На рыбной ловле» по теме: «Глагол».

1

155.

Анализ диктанта, работа над ошибками. Предложение как единица текста.

1

156.

Систематизация знаний по теме: «Предложение».

1

157.

Состав слова.

1

158. 159.

Упражнение в написании корней слов.

2

160.

Изложение «Маленький, да удаленький».

1

161.

Анализ изложения, работа над ошибками. Правописание падежных окончаний имен существительных. Повторение.

1

162.

Повторение по теме: «Склонение, падеж существительных».

1

163.

Повторение по теме: «Части речи».

1

164.

Обобщение знаний по теме: «Части речи».

1

165.

Контрольное списывание «Дружи с книгой» по теме: «Части речи».

1

166.

Анализ списывания, работа над ошибками. Закрепление знаний, полученных в 4 классе.

1

167.

Итоговый контрольный диктант «Белки».

1

168.

Анализ диктанта, работа над ошибками. Общее понятие о числительных.

1

169.

Общее понятие о наречиях.

1

170.

Урок-викторина «Родной язык».

1

Русский язык

Виды речевой деятельности

Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.

Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщёние содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.

Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учетом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Овладение клавиатурным письмом. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текста (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).

Обучение грамоте

Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками.

Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твердых и мягких, звонких и глухих.

Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения.

Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твердости—мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Ь как показатель мягкости предшествующего согласного звука.

Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.

Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребенка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.

Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.

Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме (письмо от руки и клавиатурное письмо). Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради, и на пространстве классной доски, и экране компьютера. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым аккуратным письмом. Овладение первичными навыками клавиатурного письма. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приемов и последовательности правильного списывания текста.

Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.

Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.

Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка.

Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:

• раздельное написание слов;

• обозначение гласных после шипящих (ча — ща, чу — щу, жи — ши);

• прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;

• перенос слов по слогам без стечения согласных;

• знаки препинания в конце предложения.

Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений.

Систематический курс

Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твердых согласных звуков, определение парных и непарных по твердости—мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости—глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический разбор слова.

Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ.

Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.

Использование небуквенных графических средств: пробел между словами, знак переноса, абзац.

Знание алфавита: правильное название букв, знание их последовательности. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

Лексика[1]. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря (в том числе цифрового). Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова. Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов.

Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу.

Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.

Имя существительное. Значение и употребление в речи. Умение опознавать имена собственные. Различение имен существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?». Различение имен существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное.  Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имён существительных к 1, 2, 3-му склонению. Морфологический разбор имён существительных.

Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Морфологический разбор имен прилагательных.

Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения, значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 
3-го
 лица единственного и множественного числа. Склонение  личных местоимений.

Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределенная форма галагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы «что сделать?» и «что делать?». Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Морфологический разбор глаголов.

Наречие. Значение и употребление в речи.

Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами.  Функция предлогов: образование падежных форм имен существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.

Союзы и, а, но, их роль в речи. Частица не, её значение.

Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.

Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении.

Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.

Различение простых и сложных предложений.

Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов выбора написания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря и системы полуавтоматического орфографического контроля при работе с текстом на компьютере.

Применение правил правописания:

• сочетания жи — ши[2], ча — ща, чу — щу в положении под ударением;

• сочетания чк — чн, чт, щн;

• перенос слов;

• прописная буква в начале предложения, в именах собственных;

• проверяемые безударные гласные в корне слова;

• парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

• непроизносимые согласные;

• непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов);

• гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;

• разделительные ъ и ь;

• мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (ночь, нож, рожь, мышь);

• безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ья, -ье, -ия, -ов, -ин);

• безударные окончания имён прилагательных;

• раздельное написание предлогов с личными местоимениями;

не с глаголами;

• мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2-го лица единственного числа (пишешь, учишь);

• мягкий знак в глаголах в сочетании -ться;

безударные личные окончания глаголов;

• раздельное написание предлогов с другими словами;

• знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;

• знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами.

Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение.

Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при общении с помощью средств ИКТ. Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком.

Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определенную тему  с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).

Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.

Последовательность предложений в тексте.

Последовательность частей текста (абзацев).

Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).

План текста. Составление планов к данным текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам.

Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.

Знакомство с жанрами письма и поздравления.

Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов. Оформление текстов при клавиатурном письме.

Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания определений): изложения подробные и выборочные, изложения с элементами сочинения; сочинения-повествования, сочинения-описания, сочинения-рассуждения.

Пояснительная записка.

В наступившем XXI веке общество предъявляет все более высокие требования к начальному языковому образованию в школе: к его содержанию, структуре, к компетентности учителя. Обучение русскому языку получает прежде всего личностно-развивающую направленность. Современное языковое образование в начальной школе интегрирует в своем содержании обучение языку, развитие устной и письменной речи, знания об окружающем мире и роли человека в нем. Полифункциональность языкового образования реализуется в авторской программе по русскому языку, в учебниках «Русский язык» (1-4 классы), в справочнике «Русский язык в начальной школе» к учебникам, в тетрадях для упражнений по русскому языку и речи, в книгах для учителя.

Задачи обучения школьников родному языку определяются прежде всего той ролью, которую выполняет язык в жизни общества и каждого человека, являясь важнейшим средством познания окружающего мира, общения людей и взаимовлияния их друг на друга. Именно в процессе общения происходит становление школьника как личности, рост его самосознания, формирование познавательных способностей, нравственное, умственное и речевое развитие. У обучающихся возникает потребность познать свойства родного языка, чтобы получить возможность более точно и свободно выражать свои мысли, понимать собеседника, обогащать себя всем тем, что уже создано народом – носителем этого языка. Таким образом, основная задача обучения родному языку (в ее общей формулировке) – развитие школьника как личности, полноценно владеющей устной и письменной речью. На осуществление этой задачи и направлена, прежде всего, реализация развивающей функции учебного предмета «Русский язык».

Конкретные задачи обучения русскому языку в начальных классах разнообразны и тесно взаимосвязаны между собой:

  • овладение речевой деятельностью в разных ее видах (чтение, письмо, говорение, слушание);
  • усвоение основ знаний из области фонетики и графики, грамматики (морфологии, синтаксиса), лексики (словарный состав языка), морфемики (состав слова: корень, приставка, суффикс, окончание), элементов словообразования;
  • формирование каллиграфических, орфографических и пунктуационных навыков, речевых умений, обеспечивающих восприятие, воспроизведение и создание собственных высказываний в устной и письменной форме;
  • обогащение и уточнение словаря, умение пользоваться словарями разных типов и ряд других задач, направленных на эстетическое, эмоциональное, нравственное развитие школьника.

Установкой на полноценное овладение обучающимися коммуникативной функцией языка обусловлены не только основные задачи его изучения в школе, но и содержание обучения, его методы, средства и организационные формы, поскольку все они взаимосвязаны. В программу отобраны те знания из области фонетики, графики, лексики, морфемики, грамматики (морфологии, синтаксиса), а также орфографии и пунктуации, которые наиболее часто используются (или уместно было бы использовать) детьми 7-11 лет в процессе речевого общения. Такой принцип отбора программного материала по русскому языку можно определить как частотно-речевой. Наряду с лингвистическими знаниями включены и элементарные сведения из области речеведения: текст, тема и основная мысль текста, заголовок, структура, типы речи (повествование, описание, рассуждение), стили речи, изобразительно-выразительные средства речи.

В начальном курсе русского языка в последнее десятилетие все более четко выступают две взаимосвязанные подсистемы: языковое образование и речевое развитие. Под развитием речи в узком смысле понимается овладение учениками совокупностью речевых умений, обеспечивающих готовность к полноценному речевому общению в устной и письменной форме. При этом знания и умения по языку составляют для обучающихся фундамент, на котором происходит овладение речевыми умениями. Безусловно, усвоение лингвистических знаний – это только одно из условий развития речи. Не менее важное значение имеет также эмоциональное и литературное развитие школьника, формирование его научного мировоззрения, постоянное обогащение знаниями об окружающем мире, что, в свою очередь, связано с такими качествами личности, как любознательность, целеустремленность, трудолюбие. Таким образом, языковое образование и речевое развитие детей – это задача, которую можно решать только на межпредметной основе.

Важно подчеркнуть еще и то обстоятельство, что для школьника родной язык – это не только предмет изучения, но и средство обучения другим дисциплинам. На уроках русского языка обучающийся овладевает общеучебными умениями, связанными с полноценной речевой деятельностью. Фактически все специальные речевые умения младшего школьника – умение анализировать прочитанное, устанавливая причинно-следственные связи и обобщая существенное, умение составлять план прочитанного, подбирать материал для сообщения на определенную тему, создавать текст-повествование, описание или рассуждение с учетом его структуры, подробно, сжато или выборочно передавать его содержание – являются для него и общеучебными умениями. Поэтому речевая направленность обучения родному языку понимается и как установка на овладение средствами познания.

При распределении программного материала по классам учитывается прежде всего внутренняя логика самого учебного предмета, те связи и зависимости, которые существуют между отдельными сторонами (подсистемами) языка, его категориями. Принимаются во внимание также и возрастные возможности детей 7-11 лет, особенности их познавательной деятельности.

Поскольку все подсистемы языка – фонетическая, грамматическая, словообразовательная, лексическая – взаимосвязаны между собой, то в каждом классе проводится изучение всех подсистем языка, при котором каждая из них изучается не изолированно, а как составная часть такого сложного явления, которое представляет собой язык. Так, например, части речи постигаются на базе предложения и в тесной связи с лексикой и словообразованием. Морфемный состав слова познается обучающимися во взаимосвязи с лексикой и элементами стилистики. На базе фонетических знаний и знаний морфемного состава слова обучающиеся овладевают орфографическими навыками. При этом для ученика предметом наблюдений становятся сами связи, которые существуют в языке, что и позволяет применять знания по языку в целях общения. Системно-концентрический принцип построения курса позволяет осуществить усвоение учебного материала крупными частями (блоками), выделение которых из целостной системы обязательно основывается на связях и зависимостях между его компонентами.

Обучение русскому языку в 1-4 классах представляет собой первоначальный этап системы обучения родному языку в школе. В начальных классах осуществляется не только подготовка к изучению языка, но и изучение языка на понятийном уровне, доступном детям 7-11 лет. Обучение основывается на усвоении существенных признаков морфологических, синтаксических, словообразовательных понятий, на установлении связей между признаками понятий (внутрепонятийных связей), а также связей между понятиями (межпонятийных связей). Весь начальный курс русского языка в целом представлен для обучающихся как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и обеспечивающих общение людей.

В этих целях курс русского языка строится таким образом, чтобы дети осознали, что изучают они те самые единицы речи, которыми пользуются при общении: слово, предложение, текст. У каждой из данных единиц есть свои особенности, и их нужно знать, чтобы точно выражать свои мысли и правильно понимать мысли других людей.

Во всех классах большое место отводится наблюдениям над лексическим значением слова; постепенно усваиваются и грамматические признаки слова, а также его морфемный состав.

Начиная с 1 класса и постепенно усложняясь, осуществляется целенаправленное изучение предложения. Предложение познается обучающимися как минимальная единица сообщения, слово – как единица номинативная. Предложения, объединенные по смыслу и грамматически, рассматриваются как текст. Текст тоже познается учениками как единица сообщения, только более крупная, чем предложение.

Итак, применительно к каждому году обучения программой определен объем знаний о слове, предложении, тексте. В соответствии с программой материал представлен и в учебниках.

В учебниках для начальной школы значительно усилена направленность на осознание обучающимися функций единиц языка, языковых категорий.

Установка на овладение языком как целостным явлением, все стороны которого взаимодействуют между собой, сделала необходимым уточнить в целом систему обучения языку в 1-4 классах и систему изучения отдельных тем с учетом их связей.

В настоящее время учебники усовершенствованы в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта начального образования.

Кратко рассмотрим объем и характер учебного материала в каждом классе. Как отмечалось выше, каждый учебный год, начиная со 2 класса, проводится работа по всем разделам программы, однако в содержании программного материала для каждого класса есть своя специфика.

В 1 классе после завершения «Азбуки» начинается работа по учебнику «Русский язык». Обучение представляет собой пропедевтический этап начального курса русского языка.

Системно-деятельностный принцип обучения русскому языку реализуется во 2-4 классах. В 1 классе в процессе выполнения разного вида заданий по учебнику «Русский язык» проводятся наблюдения за словом, предложением, текстом как единицами речи и языка. У детей развивается внимание к устной и письменной речи, начинают формироваться умения организовывать свою познавательную деятельность по учебнику: принимать учебную задачу, искать пути ее решения, точно выполнять задания, контролировать себя.

Теоретический материал в определенной системе в 1 классе не изучается. Элементарные языковые и речеведческие сведения используются практически в речевой и учебно-познавательной деятельности.

Во 2 классе большое место занимают фонетика и графика, поскольку одной из главных задач уроков русского языка в этот период является совершенствование у обучающихся навыков чтения и письма, что непосредственно связано с овладение звуковым строем родного языка, слоговым принципом русской графики. У второклассников развиваются умение слышать и правильно произносить звуки в словах, соотносить звуки и буквы в произнесенном и написанном слове, правильно называть буквы алфавита, устанавливать последовательность звуков в слове, записывать слова без пропусков и перестановки букв, делить слова на слоги и для переноса, различать гласные и согласные звуки, мягкие и твердые согласные, обозначать мягкость согласного звука буквами и, е, ё, ю, я и ь, а также формируются навыки написания слов с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн и разделительным ъ, слов с двойными согласными типа класс, касса, аллея. Вместе с тем второй год обучения создает основу знаний и по синтаксису. Развиваются умения: различать предложения по цели высказывания и по структуре; распознавать текст как единицу речи, виды текстов и основные компоненты текста.

Центральное место в обучении младших школьников русскому языку по всем разделам занимает 3 класс, прежде всего потому, что происходит формирование понятий курса: части речи, значимые части слова, предложение, словосочетание, текст. Школьники изучают существенные признаки каждого из понятий и связи между ними, что чрезвычайно важно для усвоения языка и овладения речью. Углубляются знания о предложениях как единицах языка и речи, в частности о сложных и простых распространенных предложениях. Особое внимание в 3 классе уделяется словосочетанию как двум словам, связанным по смыслу и грамматически, из которых одно зависит от другого. На основе знаний состава слова в 3 классе проводится формирование навыков правописания безударных гласных, глухих, звонких и непроизносимых согласных в корне слова, а также навыков правописания приставок.

Ведущим направлением по языку в 4 классе в отличие от 3 класса является словоизменение. Изучается изменение по падежам имен существительных и имен прилагательных, изменение по лицам глаголов, формируются навыки правописания падежных и личных окончаний. Основы грамматических знаний, с опорой на которые формируются данные орфографические умения, создаются уже в 3 классе при изучении синтаксиса и таких морфологических категорий, как род, число, падеж.

Обратимся к содержанию разделов программы и проследим, как усложняется материал каждого раздела от 1 к 4 классу. Изучение раздела «Слово. Части речи» направлено на поэтапное формирование понятий «имя существительное», «имя прилагательное», «глагол», «местоимение» и на развитие умений употреблять их в связной речи.

Во 2 классе от общего понятия «слово» обучающиеся переходят к знакомству с особенностями каждой из указанных групп слов. В 3 классе исходным является понятие «часть речи», на базе которого изучаются имена существительные, имена прилагательные, глаголы, проводится ознакомление с местоимениями, числительными, наречиями. При этом каждая часть речи изучается исходя из тех признаков, которые уже на ранних этапах позволяют сравнивать части речи между собой, устанавливать общее для всех и характерное для каждой из них. Для школьников в качестве таких общих линий изучения выступают следующие:

  1. Что обозначает слово (предмет, признак предмета, действие предмета, признак действия предмета)?
  2. На какие вопросы оно отвечает?
  3. Как изменяется?
  4. С какой частью речи чаще всего связано в предложении?
  5. Каким членом предложения является?

Категория числа изучается во 2 классе, род имен существительных, прилагательных и глаголов в прошедшем времени – в 3 классе, а более сложные категории – падеж и лицо – в 4 классе.

С наречиями и числительными обучающиеся знакомятся практически в процессе анализа текстов учебника и составления своих высказываний не только на уроках русского языка, но и на уроках математики, природоведения и т.д. О наречии они узнают как о неизменяемой части речи, обозначающей место, время или образ действия. Школьники учатся правильно писать наречия с суффиксами на –о, -а, а также точно употреблять их в глагольных словосочетаниях. У учащихся формируется умение правильно склонять количественные числительные в словосочетаниях типа три карандаша, пять дней и т.п. и употреблять числительные в речи. Итак, в качестве самостоятельных учебных тем наречия и числительные не изучаются; уровень знаний о данных частях речи не проверяется.

Раздел «Состав слова» подразумевает усложнение материала от класса к классу, таким образом, программа 4 класса – это углубление знаний о словообразовательной роли приставок и суффиксов в процессе изучения частей речи, формирование навыков правописания безударных падежных окончаний.

Преемственность и перспективные связи реализованы в разделе «Предложение». В 4 классе в связи с изучением частей речи знания о словосочетаниях углубляются, происходит ознакомление с типами связи слов в словосочетании: согласованием и управлением. Новым для обучающихся в 4 классе является изучение предложений с однородными членами. Сложные предложения и предложения с прямой речью специально не изучаются.

Примерное количество слов для словарных диктантов в 4 классе – 12-15 слов.

Количество слов в текстах, предназначенных для контрольных диктантов в 4 классе – 65-70 слов в конце первого полугодия; 75-80 слов в конце года.

Тексты, предназначенные для изложения, в каждом классе увеличиваются  по сравнению с диктантами соответственно на 15-20 слов.

Основные требования к знаниям и умениям обучающихся к концу 4 класса.

        Обучающиеся должны знать:

  • изученные части речи и их признаки;
  • признаки однородных членов предложения.

Обучающиеся должны уметь:

  • находить в словах орфограммы на изученные правила и обосновывать их написание;
  • безошибочно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (75-80 слов) с изученными орфограммами и знаками препинания;
  • производить фонетический разбор слов типа лодка, площадь;
  • производить разбор слова по составу;
  • производить разбор слова как части речи;
  • производить синтаксический разбор предложения с однородными членами;
  • пользоваться в речи предложениями с однородными членами;
  • определять тему и основную мысль текста, в котором она прямо автором не сформулирована;
  • озаглавливать текст с опорой на тему или основную мысль текста;
  • составлять план текста;
  • распознавать тексты: описание, повествование, рассуждение и использовать их в речи;
  • в соответствии с правилами культуры общения выражать просьбу, извинение, отказ, приглашение, поздравление;

Кроме того, обучающимся по данной программе предоставляется возможность овладеть умениями:

  • писать изложение повествовательного текста с элементами описания и рассуждения (обучающее);
  • писать сочинение повествовательного характера с элементами описания (обучающее);
  • различать и использовать в устной и письменной речи предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске, распознавать простые и сложносочиненные предложения и осознанно применять их в речи.

Больше внимания уделять развитию коммуникативных умений, творческой самостоятельности, эмоционально-нравственных качеств личности.


Класс

Количество часов в неделю

по учебному плану

Реквизиты программы

УМК обучающихся

УМК учителя

Ф/к

Р/к

Ш/к

4

Рабочая программа по русскому языку начального общего образования, разработанная на основе примерной программы общего образования «Русский язык» и Программы общеобразовательных учреждений «Начальные классы» «Русский язык» 2009.

Автор: Рамзаева Т.Г.

Рамзаева Т.Г. Русский язык в 2 частях. Ч.1. учебник для 4 класса – М. Дрофа, 2008.

Рамзаева Т.Г. Русский язык в 2 частях. Ч.2. учебник для 4 класса – М. Дрофа, 2008.

Рамзаева Т.Г. Русский язык в 2 частях. Ч.1. учебник для 4 класса – М. Дрофа, 2008.

Рамзаева Т.Г. Русский язык в 2 частях. Ч.2. учебник для 4 класса – М. Дрофа, 2008.

Поурочные разработки по русскому языку.

Гараева Я.Ш. – М.: Вако, 2008.


 

        


[1] Изучается во всех разделах курса.

[2] Для предупреждения ошибок на письме целесообразно предусмотреть случаи типа «желток», «железный».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование уроков по русскому языку. 7 класс. Программа Бунеева.

Планирование составлено на основе «Программы по русскому языку для основной школы 5-9 класс. Авторы: Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, Л.Ю.Комиссарова, И.В.Текучёва: М, Баласс, 2008....

Календарно-тематическое планирование уроков по русскому языку 6 класс.М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская.

Настоящая программа по русскому языку создана для 6 класса на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа детализи-рует и раскрывает содержание ст...

Календарно-тематическое планирование уроков по русскому языку в 10 классе

Планирование уроков разработано на основе учебника-практикума для старших классов Дейкиной А. Д. и Пахновой Т. М. Календарно-тематическое планирование рассчитано на 68 часов, включает темы уроков и тр...

Календарно-тематическое планирование ИГЗ по русскому языку 5 класс

Календарно-тематическое планирование ИГЗ по русскому языку 5 класс (1 час в неделю)...

Календарно-тематическое планирование по предмету «Русский язык» для 6 класса с казахским языком обучения

Календарно - тематическое планирование составлено в соответствии с учебным планом и согласно учебнику под редакцией Г.Ф.Гуревич. В помощь учителям русского языка и литературы с казахским языком ...

Календарно- тематическое планирование по родному (русскому ) языку в 5 классе

Рабочая программа по родному русскому языку на основе методических рекомендация и учебника "Слово" Л.Г. Саяховой)...

Календарно- тематическое планирование по родному (русскому) языку в 7 классе

Календарно- тематическое планирование по родному (русскому) языку  в 7 классе...