«Примерные виды работы, пропагандирующие здоровый образ жизни на уроках русского языка»
учебно-методический материал по русскому языку по теме

Цель Уроков здоровья – обогащение словарного запаса учащихся, закрепление орфографических и пунктуационных навыков на материале, который поможет детям грамотно заботиться о своём здоровье, предупредить вредные привычки, будет способствовать их стремлению к здоровому образу жизни. В процессе апробирования некоторых из предложенных заданий я пришла к выводу, что такие уроки повышают интерес к предмету, помогают преподавателю установить доверительные отношения со студентами, максимально использовать индивидуальные особенности и способности студентов для повышения результативности их обучения. Предложенные задания могут использоваться в процессе уроков разных видов, а также на любых их этапах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГАОУ СПО МО «1-ЫЙ МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ОТДЕЛ

 СООБЩЕНИЕ

 «Примерные виды работы, пропагандирующие здоровый образ жизни на уроках русского языка»

                   

                                                                   Составитель: преподаватель

                                                                   русского языка и литературы

                                                                   Шаповалова Татьяна Анатольевна

Коломна

Введение.

Цель Уроков здоровья – обогащение словарного запаса учащихся, закрепление орфографических и пунктуационных навыков на материале, который поможет детям грамотно заботиться о своём здоровье, предупредить вредные привычки, будет способствовать их стремлению к здоровому образу жизни. В процессе апробирования  некоторых из предложенных заданий   я пришла к выводу, что такие уроки повышают интерес к предмету, помогают  преподавателю установить доверительные отношения со студентами, максимально использовать индивидуальные особенности и способности  студентов для повышения результативности их обучения.  

 Предложенные задания могут использоваться в процессе уроков разных видов, а также на любых их этапах.

1. Пословицы и поговорки:

  “Здоровье не купишь”, “Болен – лечись, а здоров – берегись”,

 “Зрение дороже денег, острее сабли”, “ Чистота – залог здоровья”.

“Пешком ходить - долго жить”,

“Будешь двигаться - через хребет перевалишь, будешь сидеть - в яму скатишься”,

“Систематически заниматься спортом - значит заботиться о своём здоровье”,

“Воздух, солнце и вода – три кита здоровья”.

“Здоров на еду, да хил на работу”,

“Больному и мёд не вкусен, а здоровый и камень ест”, “После обеда полежи, после ужина походи”,

“Кто жаден до еды, тот дойдёт до беды”,

“По яблоку в день – и доктор не нужен”,

“Ешь просто - доживёшь лет до ста”.

“Хороший смех оздоравливает душу”,

“Здоровый сон – прекрасное самочувствие днём”,

“Улыбка – лучшая таблетка”.

Эти тексты можно использовать для разнообразных видов работы: пунктуационный разбор, Синтаксический разбор, орфографический анализ, работа со словосочетаниями. Можно использовать как тему для мини-сообщений или сочинений.

 2. Афоризмы

1.Надо непременно встряхивать себя физически, чтобы быть здоровым нравственно.
Толстой Л. Н.

2. Если не бегаешь, пока здоров, придется побегать, когда заболеешь.
Гораций

3. При помощи физических упражнений и воздержанности большая часть людей может обойтись без медицины.
Аддисон Д.

4. Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь.
Гиппократ

5. Если заниматься физическими упражнениями — нет никакой нужды в употреблении лекарств, принимаемых при разных болезнях, если в то же время соблюдать все прочие предписания нормального режима. Авиценна

Абу-али ибн Сина

6. Единственный способ сохранить здоровье — это есть то, чего не хочешь, пить то, чего не любишь, и делать то, что не нравится.

Марк Твен

7. Кто рассчитывает обеспечить себе здоровье, пребывая в лени, тот поступает так же глупо, как и человек, думающий молчанием усовершенствовать свой голос.

Плутарх

Эти тексты можно использовать для разнообразных видов работы: пунктуационный разбор, синтаксический разбор, орфографический анализ, работа со словосочетаниями. Можно использовать их как материал для тестовых заданий по типу ЕГЭ  

 3.Словарный диктант “ Домашняя аптечка”.

Анальгин, корвалол, но-шпа, уголь активированный, валидол, йод, спазган, гематоген, мезим-форте, фестал, цитрамон, стрептоцид, мукалтин, бальзам “Золотая звезда», лейкопластырь, корвалол, стрептомициновая мазь, нафтизин, бронхолитин и т.д.

 Можно использовать текст диктанта для распределительного тематического диктанта (по принципу первой помощи от разных недугов)

4. Творческий словарный диктант “ Если хочешь быть здоров…”.

1.Вид спортивной гимнастики (аэробика), приспособление для обливания тела водяными струйками (душ), система физических упражнений, способствующих общему развитию организма и укреплению здоровья (гимнастика), поглаживание, растирание тела с лечебной и гигиенической целью (массаж), расслабление и снятие психического напряжения (релаксация).

2. Этот конь не ест овса,                                      
Вместо ног – два колеса.
Сядь верхом и мчись на нем,
Только лучше правь рулем. 
(Велосипед) 

На квадратиках доски
Короли свели полки.
Нет для боя у полков
Ни патронов, ни штыков.
(Шахматы)

Он на вид - одна доска,
Но зато названьем горд,
Он зовется…
(Сноуборд) 

Во дворе с утра игра, 
Крики: «шайбу!», «мимо!», «бей!» - 
Это зимний спорт-… 
(Хоккей)

На белом просторе
Ддве ровные строчки, 
А рядом бегут 
Запятые да точки. 
(Лыжня)

Силачом я стать решил,
К силачу я поспешил:
- Расскажите вот о чем,
Как вы стали силачом?
Улыбнулся он в ответ:
- Очень просто. Много лет,
Ежедневно, встав с постели,
Поднимаю я ...
(Гантели)

Зеленый луг,
Сто скамеек вокруг,
От ворот до ворот
Бойко бегает народ.
На воротах этих
Рыбацкие сети.
(Стадион) 

Палка в виде запятой 
Гонит шайбу пред собой. 
(Клюшка) 

Есть лужайка в нашей школе,
А на ней козлы и кони.
Кувыркаемся мы тут
Ровно сорок пять минут.
В школе – кони и лужайка?!                                                                               Что за чудо, угадай-ка!                                                                     (Спортзал) 

5.Выполните орфографический и пунктуационный разбор предложений.

1.Повар случайно прикоснулся к горячей плите и сильно ожёг пальцы.

2.Зима – время разнообразных травм, связанных с льдом, сосульками, катанием на лыжах, санках, коньках.

3. Летом необходимо беречься от прямых солнечных лучей: это спасет вас от солнечных ожогов и солнечного удара.

4.Весна- время тонкого тающего льда: опасность подстерегает вас на поверхности водоемов.

5. Летом остерегайтесь пчел: их укусы могут вызвать сильную аллергическую реакцию.

- Расскажите о первой помощи при  подобных травмах, правилах спасения провалившихся в полынью.

6. Тексты для диктантов

Софья Андреевна Толстая всю жизнь собирала рецепты вегетарианской кухни – ведь великий писатель не ел мяса (после 60 лет Л.Н.Толстой стал вегетарианцем). Вы можете приготовить одно из овощных блюд, которые подавались на стол в Ясной Поляне. Для этого смешайте мелко нарезанные редьку, морковь, зелень петрушки, посолите по вкусу, добавьте сахар и приправьте сметаной.

В летнюю пору часты укусы насекомых: пчёл, ос, шмелей, комаров. В местах укуса появляются краснота, отечность. Ребенок жалуется на боли, жжение, зуд. Необходимо осторожно удалить жало насекомого и наложить холодный компресс или повязку с нашатырным спиртом. Хорошо помогает при укусах насекомых бальзам” Золотая звезда”.

В некоторых странах, например, в Индии, Китае, Вьетнаме, основное транспортное средство – велосипед. У него много поклонников и в России. Лев Николаевич Толстой, как известно, научился велосипедной езде в 67 лет. Велосипед является прекрасным средством для укрепления здоровья. Но при несоблюдении правил дорожного движения он может стать причиной травм и даже смерти.

Если у вас подавленное настроение из-за плохой погоды, неприятностей в личной жизни, в школе или на работе, то это немедленно сказывается на состоянии здоровья.

Общение с жизнерадостными людьми, уютный вечер, проведённый в семейном кругу, просмотр кинокомедии или просто яркий букет цветов в вашей комнате могут удивительным образом поднять ваше настроение.

Учёные утверждают, что зелёный цвет снимает усталость, нервное напряжение, делая нас добродушными и спокойными. Поэтому мы так хорошо себя чувствуем, выезжая на природу.

7. Материалы для сообщений

1. 19 февраля 1906 года семью Маяковских постигло большое горе: неожиданно от заражения крови умер отец.

Он готовился сдавать дела багдадского лесничества, так как получил новое назначение…

Владимир Константинович сшивал бумаги, уколол палец иголкой, и у него сделался нарыв. Он не обратил на это внимания и уехал в лесничество, но там ему стало ещё хуже. Вернулся домой он в плохом состоянии. Операцию было уже поздно делать. Ничем нельзя было помочь. ( Из воспоминаний матери В.В.Маяковского.)

- Расскажите о первой помощи при различных повреждениях кожи.

В Древней Греции огромное значение придавали силе и красоте гармонически развитого тела. Недаром именно здесь зародились олимпийские игры... Это было одно из наиболее почитаемых празднеств Эллады. Победители олимпийских игр пользовались исключительным почётом и уважением. В их честь сочинялись хвалебные оды, им ставились памятники. Спортсмены освобождались от налогов и пожизненно обеспечивались питанием за счёт государства. Олимпийские игры считались праздником мира. Во время их проведения прекращались все военные действия между враждовавшими государствами.

- Расскажите, какие виды зимних (летних) олимпийских игр вы знаете.

 

Макароны. Их придумал некто Марко Арони. Он жил в XVIII столетии, владел таверной близ Неаполя. Лапша была уже к тому времени излюбленным блюдом итальянцев. Однажды дочь Арони играла с тестом, сворачивая его в длинные тонкие трубочки и развешивая их на верёвке для белья. Находчивый хозяин сварил трубочки, полил их специальным томатным соусом и подал новое блюдо гостям. Они были в восторге. Таверна стала излюбленным местом неаполитанцев.

Эти тексты можно также использовать как материал для мини-изложений.

8.  Творческие задания

Напишите  названия спортивных игр, героями которых являются

 Мяч, клюшка, лыжи, коньки

 Запишите предложения, заменив один из причастных оборотов придаточным определительным.

Великий философ Платон, всю жизнь занимавшийся гимнастикой, называл хромыми людей, пренебрегающих ежедневной тренировкой мышц.

Сократ утверждал, что человек, следящий за своим здоровьем, не смог бы найти врача, знающего лучше полезное для его здоровья, чем он сам.

По мнению Леонардо да Винчи, человек, не ценящий жизнь, ее не заслуживает.

Ромен Роллан считал, что первая обязанность человека, желающего быть здоровым, - очистить вокруг себя воздух.

 

9.Задания по культуре речи.

Найдите и исправьте речевые и грамматические ошибки.

1. Наши лыжники пришли к финишу первыми, высунув язык на плечо.

2. Хоккеисты боролись за победу до последнего дыхания.

3. Спускаясь с горы на лыжах, не забудь смотреть в стороны.

4. Я люблю фигурное катание и наблюдать за поединком боксеров.

5. Готовясь  к соревнованиям, мы должны обязательно проверить лыжи, лыжные палки, спортивное лыжное снаряжение, а также ботинки и крепления.

6.При подготовке к лыжным стартам большое значение играет правильно подобранная

   лыжная мазь.

 

10. Фонетический разбор

 

1. Сделайте фонетический разбор слова, обозначающего род жёстких конфет, приготовленных из сахара и патоки. Подсказку можно найти в скороговорке “Вёз корабль…, наскочил корабль на мель”.

2. Сделайте фонетический разбор слов:

Чистота – залог…(здоровья)

Без труда не вытащишь и …..из пруда

3.  Сделайте фонетический разбор слов, спрятанных в загадках:

Не пойму, ребята, кто вы?

Рыболовы? Птицеловы?

Что за невод во дворе?

- Не мешал бы ты игре!

-Ты бы лучше отошел!

-Мы играем в …( волейбол)

Чтобы мы никогда и ничем не болели,
Чтобы щёки здоровым румянцем горели,
Чтобы мы на пятёрки уроки учили,
Чтобы в школе и дома мы бодрыми были,
Чтобы было здоровье в отличном порядке,
Всем нужно с утра заниматься … (Зарядкой.)

11. Задания для карточек

 Запишите меню, исправив в нём ошибки.

Щи из свежей копусты.

Пильмени.

Кортошка тушёная.

Яишница с калбасой.

Пирожное бисквитное.

Кесель клюквенный.

Кампот яблочный.

Запишите буквальный перевод следующих заимствованных слов: помидор, вермишель, батон, винегрет, пельмени, редис.

Слова для справок: корень, червячки, золотое яблоко, палка, кислое вино, медвежьи ушки.

12.  Тексты для орфографического и пунктуационного разборов.

Очень полезно и приятно смотреть на аквариум с разноцветными рыбками. Плавно раскачивающиеся водоросли и плавающие рыбки погружают нас в состояние невесомости. Всё наше тело медленно расслабляется, кровеносные сосуды расширяются, сердце начинает биться ровнее, полностью исчезают напряжение в теле и головная боль. Аквариум - прекрасное средство от страха в зубном кабинете.

Музыка для релаксации расслабляет, снимает психическое напряжение. Она сочетает в себе успокаивающие звуки живой природы: журчание ручейка, шум моря, голоса птиц. Она возвращает душевное равновесие и хорошее настроение.

 13. Лексическая работа

1. Красивые волосы – показатель здоровья. Объясните это утверждение

2. .Объясните значение фразеологических оборотов : волосы дыбом встали, рвать на себе волосы,  

Составьте и запишите с ними предложения.

 3. Объясните устаревшее французское слово “куафюра” в предложении из романа Ф.М. Достоевского “Игрок”.

«Цвет волос чёрный, как тушь, и волос ужасно много, достало бы на две куафюры.»

14. Тексты для диктанта.

Чтобы быстрее и гуще росли волосы, стричь их надо при растущей Луне.

Согласно старому обычаю, нельзя бездумно относиться к остриженным и оставленным на расчёске волосам. Их нужно выбрасывать в воду. Так вы освободитесь от отрицательной энергии, накопленной в них.

15. Материал для сообщения.

Медицина до сих пор ещё не знает точного ответа на вопрос о причинах появления перхоти. По-научному это явление называется себорейной экземой. Если перхоть становится причиной сильного зуда и человек чешется, то это может привести к инфекции. Без помощи врача-дерматолога здесь не обойтись.

Литература.

Виноградова Л.А. Сборник диктантов по русскому языку, 4 класс, Москва. “Просвещение”, 1985.

Гурвич М.М. Диетология для всех. Москва. “ Медицина”, 1992.

Дерюгина М.П. От колыбели до школы и далее. Минск. “ Беларусь”, 1994.

Календари: “ Здоровье без лекарств”, “ Советы прекрасному полу”, “ Секреты долголетия”

Купалова А.Ю. (составитель). Дидактические материалы по русскому языку. 5 класс. Москва. “ Просвещение”, 1997.

Новиков Ю.В. Азбука здоровья. Тула. Приокское книжное издательство, 1991.

Словарь русского языка в 4-х томах. Академия наук СССР. Институт русского языка. Москва. 1985.

Францман Е.К. Сборник диктантов по русскому языку. 5-9 классы. Москва. “ Просвещение”, 1995.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пропаганда здорового образа жизни на уроках русского языка

Материал представляет собой тезисы и конспект выступления по теме на ежегодных педагогических чтениях...

«Пропагандируем здоровый образ жизни на уроках биологии»

*Цель:  убеждать учащихся в необходимости наблюдать и анализировать свое состояние здоровья и вести здоровый образ жизни...

Формирование здорового образа жизни на уроках русского языка

Методы и приёмы формирования здорового образа жизни на уроках русского языка...

Популяризация идеи здорового образа жизни на уроках русского языка и литературы.

Одним из назначений государственного стандарта образования является защита обучающихся от перегрузок и сохранение их психического и физического здоровья. В наше время накоплено большое количество инфо...

Популяризация идеи здорового образа жизни на уроках русского языка и литературы.

Одним из назначений государственного стандарта образования является защита обучающихся от перегрузок и сохранение их психического и физического здоровья.В наше время накоплено большое количество инфор...

Формирование здорового образа жизни на уроках русского языка — сборник диктантов для 5–9 классов

Умеешь ли ты купаться?Ты, конечно, купаешься не в запрещенных местах. Не лезешь в омут, потому что омут затягивает даже очень сильных пловцов. Не ныряешь в незнакомых местах. И, разумеется, не сидишь ...

Популяризация идей здорового образа жизни на уроках русского языка и литературы.

Выпустить здорового ребенка из школы - важная задача всех образовательных учреждений...