Формирование здорового образа жизни на уроках русского языка
статья по русскому языку на тему

Нурлыгаянова Наталья Николаевна

Методы и приёмы формирования здорового образа жизни на уроках русского языка

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Нурлыгаянова Н.Н.,

учитель русского языка и литературы

 МБОУ «Кадетская школа «Патриот»

ЭМР Саратовской области

Задача образования - развитие каждого молодого человека как высококвалифицированного профессионала, гражданина, чувствующего свою ответственность за судьбу России. Главная составляющая этой задачи - сохранить наше молодое поколение здоровым.

В воспитательной работе уделяю внимание формированию здорового образа жизни, профилактике заболеваний у детей и подростков, поднятию престижа российского спорта. Классные часы  посвящаю вопросам гигиены, профилактике вредных привычек, беседам о важности беречь своё здоровье. Провожу классные часы о спорте и спортсменах: «Универсиада-2013», «Олимпийские чемпионы России 2014 года», «Как правильно закаляться», о  вреде табакокурения. Обучающиеся приняли участие в школьной акции «Линия жизни», в межрегиональной акции «Брось сигарету – возьми конфету!»,  во всероссийском конкурсе «Планета увлечений», в международной акции «16 дней против насилия».

Стремлюсь привлечь учащихся к занятиям физической культурой и спортом (44% учащихся класса занимаются в спортивных секциях; есть призёры областных, российских соревнований по футболу, плаванию, гребле на каноэ, спортивным танцам). Формирую у обучающихся активную жизненную позицию.

В Федеральном компоненте образовательного стандарта по русскому языку среди целей, направленных на изучение русского языка,  на первое место поставлено «воспитание гражданственности и патриотизма, любви к родному языку, сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в различных сферах человеческой деятельности». На уроках русского языка комплексная  работа  с  текстом  даёт  возможность   обеспечить  взаимосвязь  изучения  нового  материала  и повторения, создаёт  условия  для реализации  внутрипредметных  и  межпредметных связей. Для лингвистического анализа, в качестве самостоятельных работ использую тексты, пропагандирующие спорт, разные его виды, туризм, здоровый образ жизни.

Например, при изучении темы «Простое осложнённое предложение. Вводные слова» в 6 классе предлагаю учащимся задание:

- Спишите текст, вставляя подходящие вводные слова, расставьте знаки препинания.

Ребята делайте по утрам зарядку! Для этого необходимо (…) хорошо проветрить комнату (…) во время упражнений соблюдать правильное дыхание (…) по окончании зарядки обтереться до пояса холодной водой.

Утренняя гимнастика благотворно действует на организм человека (…) ею надо обязательно заниматься.

Слова для справок: во-первых, во-вторых, наконец, следовательно.

При изучении темы «Текстоведение» шестиклассники анализируют текст В. Новоскольцева [1]:

О спорт! Ты – наслажденье! Нашему духу и телу ты щедро даёшь радость бытия. Ты бессмертен. Ты – мастер гармонии. Ты делаешь нас сильными, ловкими, статными. Ты указываешь прямые, честные пути для достижения целей, поставленных в жизни. Ты беспристрастен. Ты утверждаешь, что надо мечтать, сметь, дерзать. Ты осеняешь лаврами лишь того, кто боролся за победу честно, открыто, бескорыстно. Ты безупречен. Ты преградой встаёшь на пути недугов, извечно угрожающих людям, исцеляешь от них. Ты утверждаешь, что в здоровом теле – здоровый дух. Ты способствуешь совершенству человека. Ты раздвигаешь горизонты. Ты сближаешь людей. Ты собираешь молодость под свои мирные знамёна. О спорт! Ты – мир!

- Выберите заголовок, наиболее точно отражающий тему данного текста («Похвальное слово спорту»).

- Определите главную мысль текста («Спорт делает нас сильными физически и духовно»).

- Объясните лексическое значение слов: бескорыстен, безупречен.

- Найдите в тексте простые нераспространённые предложения.

-Найдите простые предложения, осложнённые обособленным распространённым определением, выраженным причастным оборотом.

-Найдите сложное предложение, в состав которого входит простое односоставное. Составьте схему этого предложения.

- Найдите слово, образованное бессуффиксным способом (преграда).

Из «Календаря природы»[1] обучающиеся узнают о полезных свойствах шиповника:

Плоды шиповника очень полезны. Свежими срывают их с кустов и сушат. Потом заваривают как чай. Чай из шиповника является одним из самых лечебных. Пьёшь такой чай и ощущаешь бодрость. Только в конце лета мы можем собирать богатые витаминами плоды шиповника.

- Какова основная мысль текста? (Плоды шиповника вкусны и полезны).

-В каком предложении сказуемое выражено кратким прилагательным?

-Укажите простые односоставные предложения.

- Выпишите глаголы, выделите в них морфемы.

-Напишите изложение-миниатюру о полезных свойствах плодов шиповника.

Восьмиклассникам предлагаю карточки.  Прочитайте текст.

Хоккей с шайбой — спортивная игра,  заключающаяся в противоборстве двух команд, которые, передавая шайбу клюшками, стремятся забросить её наибольшее количество раз в ворота соперника и не пропустить в свои. Побеждает команда, забросившая наибольшее количество шайб в ворота соперника.

История хоккея с шайбой является одной из самых оспариваемых среди всех видов спорта. Традиционно местом рождения хоккея считается Монреаль. Однако ещё на некоторых голландских картинах XVI века изображено множество людей, играющих на замёрзшем канале в похожую на хоккей игру. Но, несмотря на это, родиной современного хоккея с шайбой считается всё-таки Канада. Поскольку канадские зимы очень суровые и длинные, то в этой местности всегда приветствовались зимние виды спорта. Прикрепляя резаки для сыра к своим ботинкам,  канадцы играли в эту игру на замерзших реках, озёрах и прочих водоёмах.

Выполните задания:

  1. Составьте транскрипцию слова «считается».
  2. Выпишите слово, образованное суффиксальным способом образования.
  3. Проведите лингвистический эксперимент: попробуйте определить, признаки каких частей речи объединяются в  словах «передавая», «прикрепляя».  
  4. Выпишите 3 слова с непроверяемой согласной в корне слова.
  5. Произведите разбор словосочетания «к своим ботинкам».
  6. Составьте опорную схему «Виды сложных предложений». Проиллюстрируйте примерами из текста.
  7. Какая информация из текста наиболее интересная для вас? Ответ оформите в виде текста.

Для восстановления умственной работоспособности провожу  на уроках физкультминутки, включаю  упражнения по формированию осанки, укреплению зрения и выработке правильного дыхания. Хорошие результаты даёт проведение физических минуток самими школьниками. 

Список литературы

1. Ларионова Л.Г.Русский язык. 6 класс: учеб. пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / Л.Г.Ларионова; под ред. С.И.Львовой. – М.: Мнемозина, 2014. – 140 с.

2. Львова С.И.. Сборник диктантов с языковым анализом текста. 7 - 9 кл.: пособие для учителя. – М.: Мнемозина, 2004.- 144 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование здорового образа жизни на уроках английского языка через здоровьесберегающие технологии ________________________________________

   Урок — зона психологического комфорта, в результате введения в урок видов деятельности, поддерживающих положительное отношение ребенка к себе, уверенность в себе, в своих силах и д...

Формирование здорового образа жизни на уроках английского языка через здоровьесберегающие технологии

Состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее.Ухудшение здоровья детей ...

«Примерные виды работы, пропагандирующие здоровый образ жизни на уроках русского языка»

Цель Уроков здоровья – обогащение словарного запаса учащихся, закрепление орфографических и пунктуационных навыков на материале, который поможет детям грамотно заботиться о своём здоровье, предупредит...

Пропаганда здорового образа жизни на уроках русского языка

Материал представляет собой тезисы и конспект выступления по теме на ежегодных педагогических чтениях...

Формирование здорового образа жизни на уроках русского языка — сборник диктантов для 5–9 классов

Умеешь ли ты купаться?Ты, конечно, купаешься не в запрещенных местах. Не лезешь в омут, потому что омут затягивает даже очень сильных пловцов. Не ныряешь в незнакомых местах. И, разумеется, не сидишь ...

« Укрепление здоровья и формирование здорового образа жизни на уроках английского языка»

Современные стандарты и программы Министерства образования Российской Федерации, а также общих тенденций модернизации образования в начальной и средней школе подразумевают  единство образования и...

Формирование здорового образа жизни на уроках английского языка

По данным психологов, педагогов и медиков, иностранный язык является одним из самых трудных предметов. По 11-балльной шкале ранжирования учебных предметов по степени трудности на иностранный язык прих...