О речи и речевой культуре
элективный курс по русскому языку (9 класс) по теме

Берлинская Парасковия Васильевна

Занятие к элективному курсу "  Чтобы речь-людское чудо-не скудела в наши дни" Язык. Слово человеческое!.. Какая другая сила в мире может сравниться с его безмерною силою?..

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл o_rechi_i_rechevoy_kulture.docx19.09 КБ

Предварительный просмотр:

ЗАНЯТИЕ

«О речи и речевой     культуре»

в 9 – ом классе

(элективный курс)

           

                           

ЧТОБЫ РЕЧЬ – ЛЮДСКОЕ ЧУДО – НЕ СКУДЕЛА В НАШИ ДНИ  

                                                                                                        В. Шефнер  

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ: предметные: умение на практике применять теоретические знания связанный с понятием «тема текста»; повторить материал о видах речи (устной, письменной, монологической, диалогической) и особенностях каждого вида речи  ; Познакомить школьников с видами культуры (материальной, духовной культурой); рассмотреть с учащимися компоненты речевой культуры.

 метапредметные: умение выявлять проблему, определять цель работы, умение работать со справочным материалом; умение грамотно строить устное монологическое высказывание; умение контролировать  и оценивать свою работу и полученный результат;

личностные: осознание социальной, практической и личностной значимости учебного материала.

ОБОРУДОВАНИЕ: раздаточный материал, словари синонимов и толковые словари русского языка.

1.Слово учителя.

   Еще в конце 18 века видный российский общественный деятель И.И. Дмитриев восклицал: « Остановите порчу отечественного языка!» прошло два века  с тех пор, а этот пламенный призыв,  к сожалению, стал куда как актуальным.

Чтение текста А.К.Югова. (раздаточный материал)

Язык. Слово человеческое!.. Какая другая сила в мире может сравниться с его безмерною силою?..

   Каждый из нас знает, что слово, речь – устная или письменная – это необходимое средство общения между людьми, средство взаимопонимания, связи…

   Но в то же время кто из нас не слышал, что есть еще и какое – то особое слово – слово художественное. Об этом, конечно, знает каждый, если даже он сам прямого отношения к этому художественному слову и не имел…

  Возьмем первые слова всем известной песни: «во поле березонька стояла, во поле кудрявое стояло…» - и вам станет смешно. И не потому только, что разрушен склад, размер песни. А потому. Что для каждого ясно, что эта замена уже отнюдь не художественна… С березонькой навеки срослись живописующие эпитеты: белая, кудрявая. А слово дерево – смутно, оно вызывает у нас в сознании никакого четкого вещественного образа…

  Поэт предпочел березу, а не дерево; полынь.  А не просто траву!

После чтения текста учитель просит  учеников определить его тему, но перед этим прошу вспомнить определение понятия  тема текста» (тема – то, о чем говорится в тексте).

  Учащиеся убеждаются: тема этого текста – сила художественного слова, речи.

Далее учитель предлагает ребятам: попытайтесь  определить тему урока, опираясь на только что сформулированную тему текста.

   Учитель обобщает все сделанные предложения и говорит о том, что данный урок будет посвящен речевой культуре и, конечно же, речи, на которой она базируется.

   Знакомство с материалом о культуре.

Ребята, чтобы понять значение термина «речевая культура», необходимо знать, что такое культура вообще, так как речевая культура – часть общей культуры человечества.

  Работа со словарями.

   Что такое культура? Это очень сложное понятие. Для объяснения значения слова «культура» обратимся к «Толковому словарю  русского языка» С.И.Ожегова. Словари  лежат  на партах найдите и  прочитайте определение данного понятия. Обратите внимание, что у слова «культура» несколько значений, оно является многозначным.

Культура – 1) совокупность производственных,  общественных и духовных достижений людей (культура древних греков);

2.)то же, что культурность (человек высокой культуры);

3)высокий  уровень  чего - нибудь,  высокое развитие, умение физическая культура,  культура речи).

  Также прочитайте, как  раскрывается в словаре значение слова «культурный»

Культурный – находящийся на высоком уровне культуры, соответствующий ему (культурный  человек, культурное общество).

  Далее проводится лексическая работа по подбору синонимов к словам «культура» и  «культурный».

   Для лучшего понимания значения данных слов попробуем подобрать к ним синонимы. Сначала подберите свои синонимы к этим словам, а затем обратитесь к «Словарю синонимов русского языка» и посмотрите, какие синонимы даны к словам «культура» и «культурный» там.

Культура – 1) цивилизация;

2)уровень (или степень) культуры, интеллигентность, культурность, цивилизованность.

Культурный – цивилизованный, просвещенный, интеллигентный.

  Таким образом, культура – это еще и интеллигентность каждого проживающего в нем человека, внутренняя культура этого человека, его культурный уровень.

   Давайте послушаем,  что говорят о культуре человека классики литературы? (двое подготовленных учеников знакомят с высказываниями о культуре, сделанные писателями Е.Носовым и А.Астафьевым.)

Культура личности – это синоним просвещенности. Ведь образованный человек – это еще не значит культурный. Образованный человек – это человек, получивший определенную сумму знаний, и только. Но он может быть и хамом, и кем угодно… А просвещенный человек?  Он, как правило, и образованный… Просвещенный человек… себе не позволяет каких – то дурных поступков, потому что у него есть жизненные принципы. Это и есть культура личности, когда человек не может отказаться от этических норм, которые он исповедует.  

                                                                                                       Е.Носов

Внутренняя культура – это прежде всего порядочность человека. Можно иметь высочайшее образование, а дома быть полнейшим негодяем. И можно быть совершенно неграмотным человеком (а я знавал таких в деревне), но быть человеком огромной внутренней культуры, огромнейшего такта, чистоты и порядочности…

   Думаю, что большая культура заключается в естественности поведения в любых обстоятельствах.

                                                                    В.Астафьев

В результате анализа данных текстов учащиеся приходят к выводу о том, что культурный человек – это,  во – первых, просвещенный человек. Такой человек не только образован, но и всегда следует этическим принципам (нормам поведения), никогда не совершает дурных поступков.

   Во – вторых,  культурный  человек ведет себя естественно в любых обстоятельствах.

    Наконец, оба писателя утверждают, что культурный человек – это прежде всего образованный и порядочный человек.

   Теперь, когда вы знаете определение слов «культура» и «культурный», попробуйте составить с ними словосочетания. Итак, мы составляем словосочетания с данными словами.

   Дети могут составить такие словосочетания, как:

- культура общения , культура речи, развитие культуры, человеческая культура, высокая культура, русская культура, изучение культуры, культурный человек, культурное общество, культурная традиция и так далее.

  После составления словосочетаний учитель объясняет : существует два вида культуры: материальная и духовная.

  Давайте оформим эти виды культуры в виде схемы. Посредине строки запишите слово «Культура человечества», далее поставьте две стрелки вниз и запишите эти виды культуры. Каждый вид культуры имеет свои особенности. В материальную культуру входят все материальные, вещественные ценности человечества: деньги, одежда, дома, квартиры, ювелирные украшения, предметы быта (посуда, предметы интерьера) и так далее.

  Под стрелкой слева запишите характеристики материальной культуры: это деньги, вещи, украшения, предметы быта.

  Духовная культура – совершенно иное явление.

Духовная культура человечества объединяет знания, информацию, различные языки, искусство, музыку, литературу. Частью духовной культуры является этикет, различные обычаи и традиции и многое другое.

  Под стрелкой справа запишите такие составляющие духовной культуры, как знания, искусство.

Ребята как вы считаете, частью какой культуры, (материальной или духовной) являются речь и речевая культура человека? (как правило школьники дают правильный ответ на этот вопрос)

  Ребята, допишите понятия «речь» и «речевая культура» в нашу схему под стрелкой справа, туда, где располагается духовная культура человечества. Таким образом, в тетрадях получается следующая таблица - схема

                           КУЛЬТУРА  ЧЕЛОВЕЧЕСТВА                                      

       МАТЕРИАЛЬНАЯ                                                   ДУХОВНАЯ

КУЛЬТУРА ЧЕЛОВЕЧЕСТВА                       КУЛЬТУРА ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

        

                    деньги        знания

                     вещи                                                                   искусство

                  украшения                                                               речь

        предметы быта                                             речевая культура

         знания    умение        речевой

        о речи    общаться        этикет

Ребята, как видите, речевая культура человека является частью духовной культуры человечества.

  Далее постарайтесь ответить на три вопроса:

1.Как вы понимаете смысл понятия «речевая культура»? Что такое речевая культура человека? 2.Как вы считаете, речь и речевая культура нужны людям?  3.Если они нужны, то почему? Вот некоторые ответы:

  Для того чтобы точно выразить свои мысли. Чтобы быть грамотным. Чтобы понимать друг друга. Чтобы передать свои мысли.

   После опроса приводится определение речевой культуры с последующей записью в тетрадь.

    Речевая культура человека – часть духовной культуры человечества, она предполагает владение речью, умение общаться и владение речевым этикетом.

   Из каких элементов состоит речевая культура человека?  Три составляющие речевой культуры уже есть в нашем определении. Попробуйте назвать их.

   Итак, это:

 - владение речью

 - умение общаться

- владение речевым этикетом.

Далее идет рассмотрение компонентов речевой культуры. С этой целью учитель задает несколько вопросов.

1.Вспомните определение понятия «речь». 2.Какие виды речи вам известны? Как вы понимаете значение слова «общение»? 3. Вспомните определение понятия « речевой этикет».

  Подведение итогов. Учащимся предлагается ответить на вопрос: «Что нового на этом уроке вы узнали  о речевой культуре и о культуре вообще?»

   В заключение урока учитель еще раз обращает внимание детей на уникальность речевой культуры: «Ребята, великий педагог В.А. Сухомлинский произнес гениальную фразу: « Речевая культура человека – зеркало его духовной культуры». Речевая культура – очень сложное и уникальное явление. Но овладеть ею может каждый, это по силам любому человеку. Главное. Чтобы было желание и стремление стать лучше как в речевом, так и в личностном плане.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-проект "Речевая культура и речевая агрессия"-9 класс

          Этот урок - итог проектной деятельности с учащимися 9-го класса по изучении словарного запаса школьников и взрослого населения, разговор о бережном использова...

Доклад для конференции "Культура речи и речевой этикет в современных условиях

"Мы перестали молиться, исповедоваться, каяться в грехах, просить прощения у родителей и ближних своих, разучились прощать и терпеть, вежливость стала дефицитной» - это слова из вступления к ром...

«Речевая культура человека — зеркало его духовной культуры»

Цель данного эссе: развитие интереса к русскому языку и воспитание потребности к его изучению....

План - конспект открытого занятия педагога дополнительного образования А.В. Гаврюшенко Тема: «Культура речи и речевой этикет»

Перед вами конспект открытого занятия по развитию речи на тему "Культура речи и речевой этикет"", на котором учащиеся поработают над исправлением детских речевых ошибок и в реальном вре...

Слово, речь – показатель общей культуры человека, его интеллекта, его речевой культуры. Вот почему овладение культурой речи, её совершенствование особенно активно начинается и продолжается в школьные годы. Культура речи – важнейший регулятор системы «ч

Слово, речь – показатель общей культуры человека, его интеллекта, его речевой культуры. Вот почему овладение культурой речи, её совершенствование особенно активно начинается и продолжается в шко...

Конспект учебного занятия по теме "Лексическая норма и речевая культура" (учебная дисциплина ОГСЭ.05 Русский язык и культура речи, 2 курс отделения СПО)

Конспект учебного занятия по дисциплине Русский язык и культура речи разработан по теме "Лексическая норма и речевая культура" для обучающихся 2 курса отделения СПО специальности 21.02.01 Ра...