"Обобщающие слова при однородных членах предложения"
методическая разработка по русскому языку (8 класс) по теме

Шрамова Юлия Александровна

Методическая разработка урока русского языка в 8 классе по теме "Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них". Материал содержит конспект урока и презентацию к нему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon obobshchayushchie_slova.ppt230 КБ
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_v_8_klasse.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 8-м классе по теме: "Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них"

Цели: 

  • Повторить предложения с обобщающими словами  и углубить знания о них;
  • Правильно ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами предложения и обобщающими словами;
  • Составлять схемы предложений с обобщающими словами.
  • Формировать культуру речи учащихся.
  • Способствовать развитию познавательного интереса учащихся путем использования развивающе-систематизирующих упражнений, подобранных с учетом индивидуальных психофизиологических особенностей и способностей учащихся.

Основные задачи: 

  • Учащиеся должны научиться опознавать данное языковое явление.
  • Учащиеся должны приобрести навыки анализа предложений данной конструкции.
  • Учащиеся должны овладеть нормами построения и употребления предложений  с обобщающим словом в собственной речи.

Обеспечение урока: 

  • Презентация в Power Point
  • Программа для проведения компьютерного теста.1С:Репетитор. Русский язык.
  • Бланки для проведения безмашинного теста.
  • Школьная доска.
  • Письменные принадлежности.
  • Учебник ("Русский язык"  под редакцией С.Г. Бархударова.8 класс).

Урок рассчитан на 45 мин.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Фронтальный опрос учащихся

– Над изучением какой темы мы работали на предыдущих уроках?

– Какие члены предложения называются однородными?

- На какие  группы делятся сочинительные союзы?

Какую роль играют соединительные союзы

III. Синтаксическая пятиминутка (устно)

Для выработки навыков грамотного письма необходимы три условия: знание правил, внимание и умение пользоваться справочной литературой.

Анализ предложения по вопросам.

-Есть ли в данном предложении однородные члены?

– Прочитайте однородные члены из данного предложения.

- к какому слову в первой части предложения относятся однородные члены?

– Как вы думаете, над какой темой мы будем работать сегодня на уроке?
– Запишите тему урока.

СЛАЙД № 3

Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них.

Сколько положений содержит тема урока? (два)

Теперь, зная тему урока, попробуйте сформулировать его цели. Для этого используйте опорную запись.

СЛАЙД № 4

Цели:

Надо выяснить:

1) что значит выражение «обобщающие слова»?

2) какие знаки препинания (не один! ставятся) если в предложении есть обобщающее слово?

– Да, действительно, цели нашего урока –

  • Повторить предложения с обобщающими словами  и углубить знания о них;
  • Правильно ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами предложения и обобщающими словами;
  • Составлять схемы предложений с обобщающими словами.
  • формировать культуру речи учащихся.

IV. Работа над темой

Из курса 5 кл. вы знаете, что при однородных членах в предложении могут быть обобщающие слова. Чтобы повторить изученное, я предлагаю вам разгадать загадку.

Слайд 5

Двенадцать братьев друг за другом ходят, друг друга не находят (Месяцы). Перечислите их. Как можно назвать эти слова сточки зрения синтаксиса? (однородные члены)

Помните, мы указали в качестве одной из целей урока  что надо выяснить, что значит выражение «обобщающие слова»? Как по-вашему?

Обобщающие слова – это слова, которые обобщают все перечисленное.

Запишите в тетрадь с терминами.

Какое из этих слов «собирает», обобщает все перечисленное? Действительно, слово МЕСЯЦЫ. Т.к,  это слово обобщающее, то на  графической схеме оно изображается как кружок с точкой внутри, а все предложение схематично будет выглядеть так:

Нарисовать схему предложения на доске. СЛАЙД № 6

Потренируемся подбирать обобщающие слова. Назовите картинки, подберите к ним обобщающее слово. ОВОЩИ, ИГРУШКИ Слайд 7,8

Обобщающее слово заключает в себе родовое понятие (более общее), а однородные члены – видовые понятия.

Сдайд 9

Карточка –информатор каждому ученику

В качестве обобщающих слов могут выступать:

1)местоимения и местоимённые наречия:

        все, всё, это все, вот что, никто, ничто, везде, всюду, повсюду, нигде, никогда;

2)слово или словосочетание, которое является родовым названием (мебель, фрукты и т.д).

Слайд 11

Обобщающее слово и однородные члены предложения выполняют одинаковую синтаксическую функцию, согласуясь с ним в падеже.

Слайд 12.

Однородные члены конкретизируют понятие, выраженное обобщающим словом. Поэтому между обобщающим словом и однородными членами существует пояснительная связь, которая находит свое выражение в наличии или возможности вставки слов а именно, как то ,то есть, например.

VI. Изучение нового материала

– Обратимся к учебнику.  § 28 на с.127 . Теория читается медленно, четко, ясно.

– А теперь, пользуясь материалом §28, заполните схему:

СЛАЙД № 13

Знаки препинания при обобщающих словах

двоеточие

тире

Обобщающее слово стоит впереди однородных членов

Обобщающее слово стоит после однородных членов

– На основе  § 28 расскажите о знаках препинания  по схемам. Слайд 15, 16,17

VII. Актуализация опорных знаний

1. Этап первичного закрепления.

СЛАЙД №18

Составьте предложение, выполнив предварительно следующие  действия:

1) из предложения Неопытному грибнику легко заблудиться в лесу  взять обстоятельство места;

2)добавить сказуемое предложения Экскурсантов поражает старинный сад в усадьбе Тургенева;

3) добавить подлежащее предложения

В маленьком домике на окраине все напоминало об отце.

Продолжить полученное предложение однородными членами к обобщающему слову в тетради.

Слайд 19

Проверь себя.

В лесу поражает все: деревья, травы, цветы.

Найди «четвертое лишнее»

Подлежащее, глагол, дополнение, определение

Глагол – часть речи

Остальные  слова – члены предложения

С остальными словами составить предложения с обобщающим словом (словосочетанием).

Запишите полученные предложения в тетрадь.

2. Этап вторичного закрепления (5 мин).

Учащиеся выполняют задание на компьютере (по 2 человека)используя тренажер

4. Самостоятельная работа(10 мин)

– Для того чтобы проверить, как вы поняли тему урока, вам предстоит выполнить самостоятельную работу по   вариантам.

При выполнении задания ориентируйтесь на алгоритм, указанный на экране.

Алгоритм.

1.Найти однородные члены предложения.

2.Найти обобщающее слово.

3.Обратить внимание на его положение в предложении.

4.Определить какой(какие)   знак(и)   препинания поставить.

Задание выполняется на карточках.

Все оценки выставляются по ходу выполнения  работ.

VIII. Обобщение

Домашнее задание:

§ 28 (всем).

На свой выбор:

1.упр  286;

2.Из художественных произведений выписать 10 предложений на изученное правило.

3.По изученному материалу составить карточку для соседа (10 предложений)

Итог урока. (На парте у учеников карточка с вопросами.) (3мин)

Фамилия, имя ____________________________________________

  1. Я хорошо закрепил материал. Да нет   (Подчеркнуть)
  2. У меня есть проблемы. (Вписать) _____________________
  3. Цель урока достигнута?       да нет (Подчеркнуть)
  4. Что мне понравилось? (Вписать) __________________________
  5. Мое пожелание. (Записать) _________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них"

Данная презентация использовалась на уроке открытия новых знаний в 8 классе...

Открытый урок в 8 классе по теме "Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них".

Комплексный анализ текста на уроке позволяет повторить сведения практически из всех разделов русского языка и подготовить учащихся к ГИА....

Урок-повторение "Обобщающие слова при однородных членах предложения"8 класс).

Использование здоровьесберегающих технологий  на уроках  русского языка снимает напряжение  и усталость.На каждом уроке  присутствуют зарядки, зарядки с движениями, с э...

Урок "Обобщающие слова при однородных членах предложения"

Урок проводился в 11 классе по программе Гольцовой. На уроке ребята самостоятельно готовили материал по теме и объясняли его для всех....

Презентация "Обобщающие слова при однородных членах предложения"

Урок проводился в 11 классе по программе Гольцовой. На уроке ребята самостоятельно готовили материал по теме и объясняли его для всех....

Обобщающие слова при однородных членах предложения

Нелинейная презентация содержит информацию об однородных членах предложения и обобщающих словах при них.http://prezi.com/ngxzshqzcfjw/untitled-prezi/...