Разработка урока русского языка на тему "Разноспрягаемые глаголы" с элементами критического мышления
план-конспект урока (русский язык, 6 класс) по теме

Выполнила учитель русского языка и литературы МБОУ "Елпачихинской СОШ" Мансурова Ляйсан Халитовна

 Цели урока:

                         развить навыки правописания безударных личных окончаний в глаголах;

                        познакомиться с разноспрягаемыми и особо спрягаемыми глаголами;

                         рассмотреть лексическое значение разноспрягаемых глаголов, расширить словарный запас.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока21.55 КБ
Office presentation icon Презентация к уроку1.6 МБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 6 классе ( по программе М.Баранова, Т. Ладыженской,  по учебнику М.Баранова, Т,Ладыженской и др.)

Тема урока.   Разноспрягаемые глаголы.

  • Цели урока: развить навыки правописания безударных личных окончаний в глаголах;
  • познакомиться с разноспрягаемыми и особо спрягаемыми глаголами;
  • рассмотреть лексическое значение разноспрягаемых глаголов, расширить словарный запас.

Приложение: мультимедийная презентация.

Продолжительность урока : 45 минут

По технологии критического мышления

Ход урока.

Орг. момент. (Слайд 1)

А )Повторение спряжения глагола. Слайд 2

Учащимся предлагается выполнить проблемное задание: лингвистическая игра «Четвертый лишний».

- Задание: рассмотрите ряд слов, определяя лишнее по какому-то признаку: рисовать, отдавать, накрывать, молчать .

- Слово учителя: чтобы правильно выполнить это задание, необходимо искать ответ с точки зрения грамматики. Если будет трудно, воспользуемся подсказками.

Подсказки:

Обратите внимание на спряжение глаголов  ( переход по гиперссылке слайд №3-4

Вспомните алгоритм определения спряжения, ( переход по гиперссылке на слайды  №№5 - 6)

В ходе рассуждения учащиеся определяют, что  «лишнее» слово – молчать, т.к. оно относится ко 2 спряжению ( молчим, молчишь, молчите, молчит, молчат ( слайд № 7)

Окончание  в глаголе  молчать ударное.

Б) Введение новой темы через проблемное задание. ( слайд № 8)

Учащимся предлагается продолжить игру «Четвертый лишний», но уже с другим рядом слов: молчать, кричать бежать ворчать.

( в случае затруднения можно подсказать учащимся, что нужно проспрягать эти глаголы- поставить их в форму 3 лица единственного и множественного числа ( слайд № 9 гиперссылка)

В результате выполнения данного задания  учащиеся обращают внимание , что глагол бежать имеет окончания и 1 , и 2 спряжения: бежим, бежишь, бежите, бежит, НО бегут ( слайд № 10)

Слово учителя: с каким подобным лингвистическим явлением мы встречались при изучении имени существительного? (слайд №11)

Ответ учащихся: разносклоняемые существительные.( слайд №11)

- Как можно назвать глагол бежать, если он совмещает окончания 1 и 2 спряжения? (слайд №12)

Ответ учащихся: это разноспрягаемый глагол. (слайд №12)

- Значит, о каких глаголах мы будем сегодня говорить? (слайд 13)

- Что нам даст изучение разноспрягаемых глаголов?

- Таким образом, чему мы сегодня должны научиться? (слайд 14)

В) Переход к работе над новым материалом (слайд №15)

Запись даты и темы урока

Работа с учебником  п.81.

- К разноспрягаемым глаголам относится не только глагол бежать. Остальные глаголы мы найдем в параграфе 81. (слайд 15)

- Какой еще глагол относится к разноспрягаемым? Прочитаем спряжение глагола хотеть.

- Какие у них окончания – ударные или безударные? Затрудняться будем в их спряжении?

- Образуйте от этих глаголов новые приставочным способом. Проспрягаем их.

Какой вывод можно сделать7 (Однокоренные глаголы тоже будут разноспрягаемыми).

- Обратите внимание  на данные предложения.  

Кто не работает, тот не ест.

Когда я ем, я глух и нем.

Мама в любой момент даст совет.

Найдем глаголы, определим их лицо, число, и выделим окончания.

- Окончания в каких глаголах вам показались необычными?

- Прочитаем спряжение данных глаголов (слайд 17)

- В чем особенность спряжения этих глаголов? ( Такие окончания являются архаическими, устаревшими, поэтому данные глаголы (и образованные от них однокоренные глаголы) называются особо спрягаемыми.(слайд 18)

 - Составим кластер (слайд 19)

- Расскажите по кластеру про разноспрягаемые глаголы.

Физкультминутка

Тренировочные упражнения

Упражнение 472  ( обратить внимание учащихся на употребление глагола бежать в переносном значении)

Облака бегут – быстро перемещаются

Вода бежит – течет, льется.

Кровь бежит – течет

Тропинка бежит – простирается, тянется

-  Какой прием использован в этих примерах?

Ответ учащихся : олицетворение. (слайд №22)

2. Употребление разноспрягаемых глаголов.

Посмотрите на слова, записанные на доске. Как они называются?

У вас на столах лежит текст. Прочитайте его, вставляя на место пропусков подходящие синонимы из тех, что записаны на доске.

Хотеть

желать  

стремиться

жаждать

мечтать

хотеться

Здравствуй, дорогая Сашенька!

 Я … поздравить тебя с наступающим праздником. … тебе здоровья и счастья. …о встрече с тобой. Так …обо всем поговорить!

Твоя подруга Галя.

- А теперь подумайте и сами составьте предложение, используя данные синонимы.

5.Домашнее задание.   П.81.  упр. 474. Или Подобрать пословицы с разноспрягаемыми глаголами Слайд 20

6.Подведение итогов урока. Рефлексия учащихся. (слайд 21)

Синквейн на тему разноспрягаемые глаголы

Я вспомнил, что…

Я понял…

Вызвало затруднение…

Нужно выучить…

Прочитайте текст, вставляя на место пропусков подходящие синонимы из тех, что записаны на доске.

Здравствуй, дорогая Сашенька!

 Я … поздравить тебя с наступающим праздником. … тебе здоровья и счастья. …о встрече с тобой. Так …обо всем поговорить!

Твоя подруга Галя.

Прочитайте текст, вставляя на место пропусков подходящие синонимы из тех, что записаны на доске.

Здравствуй, дорогая Сашенька!

 Я … поздравить тебя с наступающим праздником. … тебе здоровья и счастья. …о встрече с тобой. Так …обо всем поговорить!

Твоя подруга Галя.

Прочитайте текст, вставляя на место пропусков подходящие синонимы из тех, что записаны на доске.

Здравствуй, дорогая Сашенька!

 Я … поздравить тебя с наступающим праздником. … тебе здоровья и счастья. …о встрече с тобой. Так …обо всем поговорить!

Твоя подруга Галя.

Прочитайте текст, вставляя на место пропусков подходящие синонимы из тех, что записаны на доске.

Здравствуй, дорогая Сашенька!

 Я … поздравить тебя с наступающим праздником. … тебе здоровья и счастья. …о встрече с тобой. Так …обо всем поговорить!

Твоя подруга Галя.

Прочитайте текст, вставляя на место пропусков подходящие синонимы из тех, что записаны на доске.

Здравствуй, дорогая Сашенька!

 Я … поздравить тебя с наступающим праздником. … тебе здоровья и счастья. …о встрече с тобой. Так …обо всем поговорить!

Твоя подруга Галя.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка с использованием технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо" в ИОС

Конспект урока по русскому языку в 8 классе по теме; "Строение и грамматическое строение словосочетаний"...

материалы для мастер-класса по русскому языку с использованием приёмов развития критического мышления

данный мастре-класс содержит описание приёмов развития критического мышления, а также материалы практического занятия с аудиторией...

Разработка урока по литературе с применением технологии развития критического мышления

Этот урок был разработан по итогам посещения курса "Технология развития критического мышления", проведен как открытый урок....

Выступление на МО учителей русского языка и литературы « Использование технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы»

Выступление на МО учителей русского языка и литературы« Использование технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы»...

Формирование учебно-познавательной мотивации обучающихся на уроках русского языка и литературы через технологию критического мышления (5-11 класс)

Формирование учебно-познавательной мотивации обучающихся на уроках русского языка и литературы через технологию критического мышления (5-11 класс)...

"Воспитание российской гражданской идентичности на уроках русского языка с использованием технологии развития критического мышления"

Работа над формированием гражданской идентичности в каждом классе различна и зависит об общей подготовки учащихся, специфики программного материала по русскому языку и межпредметных связей русского яз...

Разработка урока по теме "Ветер" с применением технологии критического мышления. География. 6 класс

Урок спланирован в технологии критического мышления,,где в структуре урока выделяются три стадии. Данный прием позволяет осознанно запомнить понятия по данной теме....