Разработка урока по теме "Ветер" с применением технологии критического мышления. География. 6 класс
план-конспект урока по географии (6 класс)

Урок спланирован в технологии критического мышления,,где в структуре урока выделяются три стадии. Данный прием позволяет осознанно запомнить понятия по данной теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krit_myshlenie.docx43.81 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока по теме «Ветер» с применением технологии критического мышления. География, 6 класс

 

Цели:

-образовательные:

формирование представлений об образовании ветра и причинах его возникновения;

ознакомление с видами ветров и графическим изображением наблюдений за направлением ветра;

-развивающие:

развивать критическое мышление, коммуникативные умения и речь в логике поставленных вопросов;

-воспитательные:

обучение учащихся самостоятельности при получении знаний, выработке своего мнения;

обучение рефлексии учебной деятельности.

 

Оборудование: флюгер; раздаточный материал; учебник  

Ход урока

I. Организационный момент         

Доброе утро, ребята! Сегодня у меня отличное настроение, я рада встрече с вами.

А какое настроение у вас, ребята? Покажите тот символ, который соответствует вашему настроению.        

(Данный прием позволяет учителю оценить эмоциональное состояние учащихся в начале урока).

II. Стадия вызова         

  Сегодня мы продолжим знакомство с явлениями атмосферы. Интересуетесь ли вы прогнозом погоды?         

  Классу демонстрируется  синоптическая карта

Вопросы классу:

Какие элементы погоды и почему в такой последовательности отражены в прогнозе?

Какого явления не достает?

Ветер – это и будет тема урока. С ветром вы встречаетесь в повседневной жизни, имеете личный опыт, значит, сможете выполнить следующую работу.         

  Заполнение таблицы.

              Лист №1

знаю

хочу узнать

узнал

- движение

- сила

- скорость

- направление

        

          

Задание:

Впишите в первую колонку все, что знаете о ветре, используя только ключевые слова. Потом обменяйтесь информацией в парах, дополните или отбросьте лишнее.

Вторую колонку учащиеся заполняют каждый самостоятельно.         

(Данный методический прием технологии критического мышления возрастных особенностей учащихся. Цель использования приема на стадии вызова – это актуализация знаний, определение ключевых понятий, необходимых для усвоения нового материала, расширения и систематизации знаний по изучаемому вопросу).

Несколько учащихся называют ,что они вписали.        

Вписанные вопросы и будут планом урока.

Задание классу:

На основе содержания колонки (хочу узнать) сформулируйте цели нашего урока:

1.Выявить причины возникновения ветра.

2.Узнать от чего зависит сила, скорость, направление ветра.

3.Выяснить, как ведут наблюдения за ветром и обрабатывают результаты.

III. Стадия осмысления         

Тема нашего урока: «Ветер». Попытаемся сформулировать определение ветра.

Выделим ключевое слово и признаки.

Ветер – это движение воздуха в горизонтальном направлении.

Вопросы классу:

Какие причины могут вызвать это движение?         

(Данный прием позволяет осознанно запомнить понятия)

Опираясь на жизненный опыт, учащиеся делают вывод:

- разная подстилающая поверхность (суша и море нагреваются по-разному);

- над сушей и морем разная температура;

- разное давление;

- из-за разницы в давлении возникает движение воздуха (ветер).

Рассмотрели образование ветра днем.

Задание классу:

Смоделируйте ситуацию, откуда и куда, а также почему дует ветер ночью?

Формируем понятие бриз (дневной, ночной).

Можно ли в условиях класса смоделировать ветер и как это сделать?         

  Опыт с воздушными шариками.

   Учащиеся надувают шары, затем плавно выпускают из них воздух и поясняют, что из за разности в давлении возник ветер. Шар, который больше надут, воздух из него выходит с большей скоростью. Объясняют большей разницей в атмосферном давлении.

    Наиболее важные вопросы темы фиксируем, строя логическую опору.         

Данный эксперимент позволил учащимся проверить зависимость направления ветра от атмосферного давления.

Таким образом, мы рассмотрели причины образования ветра.

В жизни мы встречаемся не с таким ветром, как моделировали.         

  Прослушайте отрывки из литературных произведений и ответьте на вопрос:

«О какой характеристике ветра идет речь?».

Тиха украинская ночь.

Прозрачно небо. Звезды блещут.

Своей дремоты превозмочь

Не хочет воздух. Чуть трепещут

Сребристых тополей листы.

                                 ( А.С. Пушкин)

Сегодня старый ясень сам не свой, -

Как будто страшный сон его тревожит.

Ветвями машет, шевелит листвой,

А почему, - никто сказать не может.

                                 (  С.Я.Маршак)

- Сила, скорость ветра.         

Применение отрывков из литературных произведений – активное средство для развития мышления учащихся.

Знакомимся с силой и скоростью ветра, местными признаками их определения, используя форзац учебника.

  Формулировка вывода:

Скорость и сила ветра зависит от разницы в атмосферном давлении.

Знакомство с флюгером.

    На листе представлены результаты наблюдений за направлением ветра

По этим данным учимся строить графическое изображение (розу ветров).

Работа с розой ветров.

-Какой вывод можно сделать по графическому изображению?

-Для каких целей нужно знать розу ветров?         

На данном этапе урока продолжилось формирование технологической компетентности. Дети с графиками не знакомы (на этом уроке получают только первоначальное представление), поэтому работа была организована по инструкциям.

Задание: на определение правильности размещения жилых кварталов.        

Говоря об использовании силы, скорости ветра, учащиеся подходят к выводу, что ветер может быть разрушителем и созидателем.         

  IV. Стадия рефлексии.         

  1. В листе №1 заполняется третья колонка (узнал).        

(Данный прием на стадии рефлексии позволяет учащимся систематизировать новые понятия, а учителю корректировать свою деятельность).

Восстановление перепутанной логической цепочки.

 

V. Домашнее задание.

Прочитать текст в учебнике.

По выбору:

1.Написать эссе на тему: «Что было бы на Земле, если бы не стало ветра?»;

2.Подготовить сообщение о видах ветра.        

.( На дом предложена работа в форме эссе, что является методическим приемом технологии критического мышления).

На этом наш урок подходит к завершению. Мне хотелось бы узнать, а какое настроение у вас сейчас? Благодарю вас, ребята, за работу.         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработки уроков географии с применением технологии критического мышления

Статья "Разработки уроков географии с применением технологии критического мышления"...

Разработки уроков географии с применением технологии критического мышления

Одна из основных целей технологии критического мышления - научить ученика самостоятельно мыслить, осмысливать структурировать и передавать информацию, чтобы другие узнали о том, что новое они открыли ...

Разработка урока с применением технологии критического мышления

Разработка урока технологии с применением технологии критического мышления....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ«ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА» (на примере применения приемов стадии вызована уроках русского языка в ...

Методическая разработка урока с применение технологии критического мышления на тему: "Бодрствование и сон" 8 класс

Методическая разработка урока с применением технологии критического мышления. Технология состоит из 3 стадий: 1. Стадия вызова, 2. Стадия осмысления, 3. Стадия рефлексии....

Разработка урока истории с применением технологии развития критического мышления на тему "Эпоха дворцовых переворотов"

Тема эпохи дворцовых переворотов является достаточно объемной и сложной для восприятия. Использование приёмов составления кластера, приёма Insert, составления синквейнов и написания эссе в качестве до...

Методическая разработка по теме" Разработка урока английского языка с применением технологии критического мышления".

В связи с переходом образовательных учреждений на ФГОс нового поколения возникает острая необходимость изменения подходов к планированию современного урока. В отличии от традиционного урока, который я...