Разработка урока истории с применением технологии развития критического мышления на тему "Эпоха дворцовых переворотов"
методическая разработка по истории

Алина Александровна Кальянова

Тема эпохи дворцовых переворотов является достаточно объемной и сложной для восприятия. Использование приёмов составления кластера, приёма Insert, составления синквейнов и написания эссе в качестве домашнего задания, я считаю наиболее удачным для изучения данной темы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_razvitiya_kriticheskogo_myshleniya.docx65.19 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

Пояснительная записка.        3

Технологическая карта урока        5

ХОД УРОКА        7

Приложение 1. Рабочий лист        11


Пояснительная записка.

Класс: 8класс

Курс: История России

Тема урока: Эпоха дворцовых переворотов

Тип урока: урок закрепления нового материала, урок с применением технологии развития критического мышления.

Цель: изучить материал урока по теме «Эпоха дворцовых переворотов», закрепить понятия «дворцовый переворот», «престолонаследие», «гвардия» и др., познакомиться с персоналиями эпохи.

Задачи:

Обучающая: Познакомить учащихся с событиями и личностями, связанными с эпохой дворцовых переворотов, выделить основные понятия и даты.

Развивающая: Формировать умение применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений; развивать  владение приемами работы с историческими источниками, умение самостоятельно анализировать документальную базу по исторической тематике, оценивать различные исторические версии, вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике. Развивать  такие базовые качества личности, как аналитическое и критическое мышление, креативность.

Воспитывающая: Формировать представления о современной исторической науке, ее специфике, методах исторического познания и роли в решении задач прогрессивного развития России в глобальном мире. Стимулировать самостоятельную творческую и поисковую деятельность, самоорганизацию и самообразование.

Приёмы и методики:

Использование приёмов технологии развития критического мышления (Составление кластеров, Insert, составление синквейна)

Оборудование:

Компьютер с проектором, мультимедийная презентация «Эпоха дворцовых переворотов», портреты исторических деятелей (Екатерина I, Петр II, Анна Иоанновна, Елизавета Петровна, Пётр III, Екатерина II), раздаточный материал (рабочие листы с дополнительной информацией по теме)

Ожидаемые результаты:

Усвоение учащимися материала урока (понятие «Дворцовые перевороты», причины, сущность, персоналии, правители, даты), дальнейшее развитие мыслительных способностей учащихся, гибкости мышления.


Технологическая карта урока

Раздел урока

Работа учителя

Основное содержание урока

Работа учащихся

I фаза

Вызов

Задаёт вводные вопросы учащимся.

Даёт задание разбиться на группы и составить кластеры по теме урока.

Актуализация полученных ранее знаний: сравнить эпоху феодальной раздробленности и смутное время. Назвать общие черты.

Работа в группах: составление кластера «Эпоха дворцовых переворотов»

Отвечают на вопросы, разбиваются на группы, составляют кластеры.

II фаза

Осмысление содержания

Даёт задание с применением приёма Insert.

На данном этапе используется прием Insert (работая с текстом рабочего листа (приложение 1) , учащиеся заполняют таблицу, используя маркировочные значки.

Сначала учащиеся работают индивидуально, затем разбиваются на группы, сопоставляя свои таблицы, затем представители от групп составляют на доске общую таблицу.

III фаза

Рефлексия

Даёт задание учащимся написать синквейны.

Подводит итог урока

Задаёт вопросы рефлексии

Даёт домашнее задание

Составление синквейна по теме урока.

Домашнее задание: Сочинение на тему «Какой я увидел эпоху дворцовых переворотов»

Составляют синквейны

Отвечают на вопросы учителя

Записывают домашнее задание

ХОД УРОКА:  

1 фаза. Вызов.

Задачи:

  • Актуализировать имеющиеся у учащихся знания и смыслы в связи с изучаемым материалом;
  • Пробудить познавательный интерес к изучаемому предмету;

Учитель: Ребята, прежде чем начать наш урок, давайте вспомним два периода из истории нашей страны – эпоху феодальной раздробленности и смутное время. Какие их общие черты вы можете назвать?

(ученики высказывают предположения: отсутствие наследника престола, борьба за власть и т.д.)

Учитель: После смерти Петра I Россия оказалась в несколько похожей ситуации. Перед кончиной император слабеющей рукой успел написать на бумаге: «Оставьте всё…» Кому? Кто знает… Решить вопрос о престолонаследии оказалось не так просто. Так страна на 37 лет погрузилось в эпоху дворцовых переворотов, когда при помощи оружия происходила смена правителей на троне.

Какой вам представляется эпоха дворцовых переворотов? Дома вы изучили параграф из учебника по данной теме.  Я предлагаю вам разбиться на группы и составить кластер «Эпоха дворцовых переворотов». Затем представители групп познакомят нас с результатами вашей работы.

2 фаза. Осмысление содержания.

Задачи:

  • Помочь активно воспринимать изучаемый материал;
  • Помочь соотнести старые знания с новыми.

На данном этапе используется прием Insert (работая с текстом рабочего листа (приложение 1) , учащиеся заполняют таблицу, используя маркировочные значки:

V

+

-

?

Я это знал

Это для меня абсолютно новое

Это противоречит тому, что я знал

Я хочу узнать об этом побольше

Сначала учащиеся работают индивидуально, затем разбиваются на группы, сопоставляя свои таблицы, затем представители от групп составляют на доске общую таблицу.

V

+

-

?

Введение

Екатерина I (правление)

Петр II (правление)

Анна Иоанновна (правление)

Елизавета Петровна (правление)

Петр III (правление)

Екатерина I (биография)

Петр II (биография)

Анна Иоанновна (биография)

Иван Антонович (биография, правление, Анна Леопольдовна)

Елизавета Петровна (биография)

Петр III (биография)

Екатерина I

(биография)

Иван Антонович (биография)

Елизавета Петровна (правление)

Петр III (биография)

3 фаза. Рефлексия.

Задачи:

  • Размышление, рождение нового знания
  • Постановка учеником новых целей обучения.

Учитель: В заключение нашего урока я предлагаю вам написать синквейны - маленькие стихотворения, состоящие из пяти строк:

  1. Первая строка: тема или предмет, выраженные одним словом (сущ.)
  2. Вторая строка: описание темы или предмета (два прилагательных или причастия).
  3. Третья строка: три глагола, характеризующих действия темы/предмета.
  4. Четвертая строка: фраза, выражающая отношение автора к теме/предмету (обычно состоит из четырех значимых слов).
  5. Пятая строка: синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы/предмета (одно слово).

Домашнее задание: Написать сочинение на тему: «Эпоха дворцовых переворотов»


Приложение 1. Рабочий лист.

Эпоха дворцовых переворотов

Введение.

По образному выражению В.О. Ключевского, период со смерти Петра I до воцарения Екатерины II получил название “эпохи дворцовых переворотов”: за это время шесть монархов занимали русский трон, получая его в результате сложных дворцовых интриг или переворотов при непосредственном участии гвардии (привилегированной части армии, созданной Петром I).

В 1722 г. Петр I отменил порядок престолонаследия по завещанию или соборным назначением, заменив его личным назначением. Но назначить преемника он не успел.

Екатерина I.

 После его смерти столкнулись представители родовой знати (Голицыны, Долгорукие), признававшие наследником князя Петра, и чиновная власть, сделавшая ставку на Екатерину I, и выигравшая эту борьбу с помощью гвардейских полков. Дворянские гвардейские полки с этого времени превратились в основное орудие борьбы между соперничавшими группировками. Все лица, попадавшие на престол путем дворцового переворота, не обходились без опоры на гвардию.

Краткая биография.

Екатерина I Алексеевна (урожд. Марта Скавронская) (1684- 1727) — российская императрица с 1725 г. (коронована Петром 11724 г.), вторая жена Петра I. Дочь прибалтийского крестьянина. Была в услужении у суперинтенданта Э. Глюка в Лифляндии; замужем за шведским драгуном; в 1702 г. попала в плен, жила у Б. П. Шереметева, затем у А. Д. Меншикова. В 1705 г. стала фактической женой Петра I, приняла православие. Дочери Анна и Елизавета рождены до венчания с Петром (1712). После смерти Петра в 1725 г. возведена на престол А. Д. Меншиковым с помощью гвардии. Заменила Сенат Верховным тайным советом (ВТС), в государственные дела не вмешивалась, передоверив власть А. Д. Меншикову, а потом ВТС. Незадолго до смерти подписана завещание (тестамент) о передаче престола сыну царевича Алексея, внуку Петра I — Петру II.

Правление.

В сложившихся условиях не могло быть и речи о продолжении крупных реформ. Фактическим правителем страны стал А. Д. Меншиков. Для помощи императрице в управлении страной был создан Верховный тайный совет — высший государственный орган, состав которого отразил состоявшийся компромисс соперничавших политических сил. В него вошли А. Д. Меншиков, Ф. М. Апраксин, Г. И. Головкин, П. А. Толстой, А. И. Остерман, Д. М. Голицын и голштинский герцог Карл Фридрих — муж старшей дочери Петра. Большинство оказалось из ближайшего окружения Петра I.

Пётр II.

После смерти Екатерины I в 1727 г., императором, согласно ее завещанию, провозглашается внук Петра I — Петр II, а к Верховному тайному совету, фактически к А.Д.Меньшикову, перешли функции регента.

Краткая биография.

Петр II Алексеевич, император всероссийский (1727-1730), родился 12 октября 1715. Отец его царевич Алексей Петрович, умер в 1718, мать бланкенбургская принцесса София-Шарлотта, внучка герцога Вольфенбюттельского, скончалась через 10 дней после рождения сына. После смерти царевича Алексея, многие считали Петра Алексеевича наследником престола Петра I. Но после смерти великого преобразователя русский трон заняла его вторая жена, Екатерина I (1725-1727). Поначалу она думала сделать преемницей одну из своих дочерей, но такому решению сильно противилась партия старинной русской знати. С целью личного возвышения с этой партией сблизился поначалу не принадлежавший к ней Меншиков. По его влиянию, Екатерина I оставила завещание, в котором обеспечивала престолонаследие за Петром Алексеевичем.

Не получивший правильного воспитания, своенравный, склонный к лени и увлечениям одними удовольствиями, молодой император Петр II, вступил на престол 7 мая 1727. В первое время он находился под исключительным влиянием всесильного Меншикова.

Правление.

Политика Меньшикова вызывала недовольство даже со стороны его недавних союзников. В сентябре 1727 г. он был арестован, сослан в далекий Березов, где вскоре и умер. Добившись преобладающего влияния в Верховном тайном совете, аристократическая группировка стремится пересмотреть преобразования и по возможности восстановить порядки, существовавшие в России до их проведения.

В январе 1730 г. молодой император во время очередной охоты простудился и скоропостижно умер.

Анна Иоанновна.

В ходе обсуждения возможных кандидатов на престол выбор пал на курляндскую герцогиню Анну Иоанновну, дочь брата Петра I — Ивана Алексеевича. В глубокой тайне были составлены кондиции, т.е. условия вступления Анны Иоанновны на престол. Князь Голицын предложил: “Надо бы нам себе полегчить..., чтоб воли прибавить. Надо бы послать к ее величеству пункты”.

Краткая биография.

Анна Ивановна (28.I.1693 - 17.X.1740) - российская императрица с 25. I. 1730. Дочь Ивана V Алексеевича, племянница Петра I. В 1710 году выдана замуж за герцога Фридриха Вильгельма Курляндского. Вскоре овдовев, жила в Курляндии. На престол была приглашена "верховниками" на условиях ("Кондициях") ограничения самодержавия в пользу феодальной аристократии (не объявлять войны, не заключать мира, не вводить новых налогов и т. д. без согласия Верховного тайного совета). Опираясь на дворянство и гвардейских офицеров, 25 февраля 1730 года Анна Ивановна отказалась от подписанных ранее "Кондиций". Верховный тайный совет был ликвидирован. Дворянство получило значительные льготы (исключительное право владения населенными имениями, ограничение срока гражданской и военной службы 25 годами, отмена закона о единонаследии и др.). Недалекого ума, ленивая и малообразованная, Анна Ивановна уделяла мало внимания государственным делам, предаваясь пирам и развлечениям. Главной опорой Анны Ивановны были прибалтийские дворяне-немцы, занявшие во главе с фаворитом Э. И. Бироном господствующее положение в правительстве.

Правление.

Кондиции ограничивали самодержавие, но не в интересах всего дворянства, а в пользу его аристократической верхушки из восьми человек, заседавшей в Верховном тайном совете. Согласно кондициям право заключения мира, установление новых налогов, производства в чины, командование армией, выбор преемника государю и многое другое переходило в руки Верховного тайного совета. Как замечает С.М. Соловьев: “Все гарантии для восьми, а против восьми для остальных — где гарантии?”

Эти планы не нашли поддержки ни у дворян, ни у гвардейцев. Воспользовавшись этим, Анна Иоанновна провозгласила себя самодержавной императрицей, упразднила Верховный тайный совет, а его наиболее активных членов отправила в Сибирь.

В царствование Анны Иоанновны небывалых размеров достигло влияние иностранцев. Тон при дворе задавал фаворит императрицы, курляндский герцог Бирон, пользовавшийся безграничным ее доверием. Он занял господствующее положение при дворе. В годы бироновщины на доходные должности продвигались по службе иностранцы, что вызывало протест со стороны русского дворянства.

Символом правления Анны Иоанновны стала Тайная канцелярия (преемница Преображенского приказа), следившая за благонадежностью российских подданных и буквально заваленная политическими доносами. Никто не мог считать себя безопасным от "слова и дела" (восклицание, начинавшее обычно процедуру доноса и следствия)

Иван Антонович.

Незадолго перед своей смертью императрица назначила себе преемника — Ивана VI — внука Екатерины Ивановны (дочери Ивана V), причем регентом ребенка была определена не его мать, а Бирон. В условиях всеобщего недовольства Бироном, фельдмаршалу Миниху без особого труда удалось совершить очередной дворцовый переворот, лишивший в ноябре 1740 г. Бирона прав регента. Регентом была провозглашена мать Ивана.

Краткая биография.

Иван VI Антонович (12.08.1740 — 5.07.1764), номинальный российский император (17.10.1740 — 25.11.1741), сын Анны Леопольдовны и герцога Антона-Ульриха Брауншвейгского. Его регентом был назначен Э.И. Бирон, а после свержения последнего — Анна Леопольдовна. 25 ноября 1741 года был свергнут Елизаветой Петровной. Сначала Иван VI Антонович вместе с родителями был отправлен в ссылку, затем переведен в одиночную камеру. Место его заключения неоднократно менялось и содержалось в глубокой тайне. С 1756 года находился в Шлиссельбургской крепости. Был убит стражей при попытке офицера В.Я. Мировича освободить его и провозгласить императором вместо Екатерины II.

Анна Леопольдовна.

Анна Леопольдовна (Елизавета Екатерина Христина) (7.12.1718—7.03.1746), правительница Российской Империи при малолетнем сыне Иване VI Антоновиче (с 9 ноября 1740 по 25 ноября 1741). Дочь герцога Мекленбург-Шверинского Карла Леопольда и Екатерины, дочери царя Ивана V. С 1722 жила в России. С 1730 воспитывалась при дворе императрицы Анны Ивановны. В 1733 приняла Православие. В 1739 была выдана замуж за принца Брауншвейг-Беверн-Люненбургского Антона-Ульриха. В 1740 родила сына Ивана, которому Анна Ивановна пожаловала титул великого князя и объявила наследником престола, а регентом при нем назначила Э.И. Бирона. После смерти императрицы и ареста Бирона Б. К. Минихом стала правительницей с титулами вел. княгини и императорского высочества. В 1741 отменила смертные приговоры Бирону и гр. А.П. Бестужеву-Рюмину. Управлением государством практически не занималась. Фактическая власть принадлежала Кабинету министров. Отличалась леностью, беспечностью, доверчивостью. Подписала манифест об отставке Миниха. Отстранена от власти Елизаветой Петровной.

Елизавета Петровна.

Переворот не мог удовлетворить интересов широких кругов русского дворянства, так как сохранял все еще за немцами руководящее положение в государстве. Пользуясь слабостью правительства и своей популярностью, Елизавета, дочь Петра I, переодевшись в мужское платье, явилась в казарму Преображенского полка со словами: "Ребята, вы знаете, чья я дочь, идите за мной. Клянетесь умереть за меня?" — спросила будущая императрица и, получив утвердительный ответ, повела их в Зимний дворец. Так во время очередного переворота, совершенного 25 ноября 1741 г. в пользу дочери Петра I Елизаветы, были арестованы находившиеся на российском престоле представители Брауншвейгской семьи. Участники переворота получили щедрые награды, те из них, кто не имел дворянского звания, были возведены в дворянство.

Краткая биография.

Российская императрица - Елизавета (1709-1761), младшая дочь Петра Великого и Екатерины I, была рождена за 2 года до их вступления в законный брак. Управляла российским государством с 1741 по 1761 год.

Рождение Елизаветы Петровны совпало с событием, когда Пётр I триумфально въезжал в Москву, чтобы отметить свою победу под Полтавой. Торжество по случаю победы над Карлом XII императору пришлось отложить, чтобы отпраздновать рождение дочери.

Имя «Елизавета» было особенно близко сердцу императора по многим причинам: так называлась шнява, которую он строил по своему проекту, так звали его любимую собаку и любимую лошадь - «Лизетт» и именины пришлись на 5 сентября, день праведной Елизаветы, матери Иоанна Предтечи.

Когда её родители сочетались законным браком, император присвоил своим дочерям титул цесаревен. Елизавета получила титул царевны в марте, 6 числа 1711 года и цесаревны - 23 декабря 1721 года.

Ещё в детском возрасте Елизавета отличалась особенной красотой и умела отличиться в танцах. Кроме этого, она была находчива, проницательна и изобретательна и имела большие способности.

Она в совершенстве знала французский язык и обладала красивым почерком. В остальном систематического образования она не получила. Любила охоту, верховую и лодочную езду, и очень тщательно заботилась о своей красоте. Елизавета могла быть фамильярной, разгневанной, ругая придворных скверными словами, и в то же время любезной и гостеприимной.

Брак Елизаветы и Карла-Августа Голштинского не состоялся по причине смерти последнего. После такого удара Елизавета оставалась незамужней и заимела первого «галанта», которым оказался красавец-денщик Бутурлина.

Правление.

Императрица Елизавета Петровна царствовала двадцать лет с 1741 по 1761 г. Наиболее законная из всех преемников Петра I, поднятая на престол с помощью гвардейцев, она, как писал В.О. Ключевский, "унаследовала энергию своего отца, строила дворцы в двадцать четыре часа и в двое суток проезжала путь от Москвы до Петербурга, мирная и беззаботная, она брала Берлин и побеждала первого стратега того времени Фридриха Великого...ее двор превратился в театральное фойе — все говорили о французской комедии, итальянской опере, а двери не закрывались, в окна дуло, вода текла по стенам — такая «золоченая нищета».

Стержнем ее политики стало расширение и укрепление прав и привилегий дворянства. Помещики теперь обладали правом ссылать непокорных крестьян в Сибирь и распоряжаться не только землей, но и личностью и имуществом крепостных. При Елизавете Петровне были восстановлены в правах Сенат, Главный магистрат, коллегии. В 1755 г. был открыт Московский университет — первый в России.

Показателем возросшего влияния России на международную жизнь являлось ее активное участие в общеевропейском конфликте второй половины XVIII в. — в Семилетней войне 1756 — 1763 гг.

Россия вступала в войну в 1757 г. В первом же сражении у деревни Гросс-Егерсдорф 19 августа 1757 г. русские войска нанесли прусским войскам серьезное поражение. В начале 1758 г. русские войска овладели Кенигсбергом. Население же Восточной Пруссии присягнуло императрице России — Елизавете.

Кульминацией военной кампании 1760 г. было взятие 28 сентября Берлина русской армией под командованием Чернышова. Фридрих II стоял на краю гибели, но его спас резкий поворот во внешней политике России, вызванный вступлением на престол Петра III, который сразу же разорвал военный союз с Австрией, прекратил военные действия против Пруссии и даже предложил Фридриху военную помощь.

Петр III.

Петр III находился на российском престоле недолго с 1761 по 1762 г.

Краткая биография.

Петр III Фёдорович, император всероссийский (1761 – 1762), сын дочери Петра I Анны и герцога Гольштейн-Готторпского Карла Фридриха.

Он родился 10 февраля 1728 в Голштинии и получил при рождении имя Карла Петра Ульриха. Последовавшая через 7 дней смерть матери и беспорядочная жизнь отца отразились на воспитании принца, крайне бестолковом и нелепом. 1739 он остался круглым сиротой. Воспитателем Петра был грубый солдатского закала человек фон Брюмер, который не мог ничего хорошего дать своему воспитаннику. Петр предназначался быть наследником шведского престола, как внучатый племянник Карла XII. Ему преподавался лютеранский катехизис, и внушалась ненависть к Московии – исконному врагу Швеции. Но императрица Елизавета Петровна сразу после восшествия на престол стала заботиться о своём преемнике, что необходимо было для укрепления престола за ней самой ввиду существования Брауншвейгской фамилии (Анны Леопольдовны и Ивана Антоновича). Петр привезен с родины в Санкт-Петербург в начале января 1742. Здесь, кроме голштинцев Брюмера и Берхгольца, к нему был приставлен академик Штелин, который, несмотря на все труды и усилия, не мог исправить принца и поставить его воспитание на должную высоту.

В ноябре 1742 принц принял православие и наименован Петром Федоровичем, а 1744 ему высватали принцессу Ангальт-Цербстскую Софию Августу, впоследствии Екатерину II. В том же году, во время поездки с императрицей в Киев, Пётр заболел оспой, исказившей рябинами все его лицо. Бракосочетание его с Екатериной состоялось 21 августа 1745. Жизнь молодой четы по взаимным отношениям супругов была самой неудачной; при дворе же Елизаветы положение их было достаточно тягостное. В 1754 у Екатерины родился сын Павел, разлученный с родителями и взятый на воспитание императрицей. В 1756 Екатерина родила ещё дочь Анну, умершую в 1759. В это время Петр, не любивший жены, сблизился с фрейлиной гр. Елизаветой Романовной Воронцовой. Под конец жизни, императрица Елизавета Петровна очень боялась за будущее, предстоявшее в царствование её наследника, но умерла, не сделав никаких новых распоряжений и не выразив официально своей последней воли.

Правление.

Племянник Елизаветы Петровны оказался не способным руководить государством. Особенное порицание русского общества вызвало его преклонение перед Фридрихом II, присутствие во многих его действиях по выражению современников "шаткости и каприза". Всем было очевидно расстройство государственного механизма, что и привело к новому дворцовому перевороту. Его жена Екатерина II, опираясь на поддержку Измайловского и Семеновского гвардейских полков, провозгласила себя в июне 1762 г. императрицей. Сенат и Синод присягнули ей. Попытка Петра III вступить в переговоры ни к чему не привела, и он был вынужден собственноручно подписать присланный Екатериной акт "самопроизвольного" клятвенного отречения от престола.

Так завершилась эпоха "дворцовых переворотов".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектирование уроков истории на основе технологии развития критического мышления.

Проектирование уроков истории на основе технологии развития критического мышления....

«Проектирование урока истории в режиме технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо"»

  Критическое мышление — это способность ставить новые, полные смысла вопросы; вырабатывать разнообразные, подкрепляющие аргументы; принимать независимые продуманные решения.•...

Методический семинар: «Формирование познавательной учебной деятельности на уроках физики с применением технологии развития критического мышления»

Современный этап развития образования характеризуется интенсивным поиском нового в теории и практике. Изменился социальный заказ общества по отношению к школе: школа должна способствовать формированию...

Формирование метапредметных результатов на уроках истории и обществознания. Технология развития критического мышления.

Технология  критического мышления. На примере урока истории в 7 классе На примере  урока истории в 7 классе«Россия на рубеже XVII-XVIII в.в. Предпосылки петровских  преоб...

Урок истории с использованием технологии " развитие критического мышления".

Материал будет полезен учителям истории для подготовки к уроку в 11 классе....

Мастер-класс "Приемы формирования метапредметных УУД на уроках истории с применением технологии развития критического мышления"

Мастер-класс "Приемы формирования метапредметных УУД на уроках истории с применением технологии развития критического мышления"...