Проектирование уроков истории на основе технологии развития критического мышления.
методическая разработка (история) на тему

Проектирование уроков истории на основе технологии развития критического мышления.

Скачать:

Реклама
Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Подробнее >


Предварительный просмотр:

«Проектирование образовательного процесса  

на основе технологии развития критического мышления».

                                                               Недостаточно иметь хороший ум,

  главное – правильно его использовать.

Рене Декарт

  1.1.Условия возникновения, становления опыта

         Современный этап развития общества характеризуется возрастанием требований к уровню развития личности. В концепции модернизации российского образования  в качестве одной из задач выдвигается формирование молодого человека с критическим, нестандартным мышлением, способного к поиску взвешенных решений, основанных на самостоятельном исследовании окружающего мира.

Постоянное увеличение объема знаний, быстрое устаревание имеющихся сведений, необходимость ориентироваться во все возрастающем потоке информации заставляют нас искать источник новых знаний. Выпускник школы должен самостоятельно мыслить, уметь увидеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления, четко осознавать, где и каким образом приобретаемые им знания могут быть применены в окружающей действительности.

       ХХI век потребовал качественного изменения содержания образования, которое должно быть направлено на развитие возможностей и способностей человеческой личности. Задача школы и каждого педагога создать условия, позволяющие личности ребенка максимально самореализоваться.

1.2 Актуальность и перспективность опыта.                                                         

Нет смысла доказывать правоту слов  В.А. Сухомлинского, который  писал: "Страшная опасность - безделье за партой, безделье месяцы и годы. Это развращает, морально калечит человека, и ни школьная бригада, ни школьный участок, ни мастерская - ничто не может возместить того, что упущено в самой главной сфере мысли, т.е. на уроке."[7]

Традиционная система, в какой-то мере является благоприятной средой для развития упущений, о которых говорил В.А. Сухомлинский. Чтобы понять это, достаточно выделить основные негативные явления, накопившиеся в ней:                

  • объяснительно - иллюстрированный характер преподавания;
  •  преобладание репродуктивных методов обучения;
  • недостаточно высокий уровень самостоятельной деятельности учащихся;
  • ученик является пассивным объектом учебного процесса;
  • учащиеся недостаточно хорошо владеют навыком работы с дополнительной литературой, статистическим материалом.

Чтобы преодолеть указанные негативные явления, повысить эффективность учебного процесса,  передо мной стал вопрос об использовании современных образовательных технологий. Одной из технологий, базирующейся на позициях деятельного активного подхода к построению педагогического процесса, является технология  развития критического мышления.  

Критическое мышление — это:

способность ставить новые, полные смысла вопросы;

вырабатывать разнообразные, подкрепляющие аргументы;

принимать независимые продуманные решения [1].

Думать критически:

  • Проявлять любознательность
  • Использовать исследовательские методы
  • Ставить перед собой вопросы
  • Осуществлять планомерный поиск ответов
  • Вскрывать причины и последствия фактов
  • Сомнение в общепринятых истинах
  • Выработка точки зрения и способность отстоять ее логическими доводами
  • Внимание к аргументам оппонента и их логическое осмысление

Основными мотивами внедрения в учебный процесс технологии  развития критического мышления быть:

  • гарантированность достижения результатов обучения;
  • паритетные отношения учителя и учеников;
  • возможность работы обучаемых в парах, в группах;
  • возможность общения с товарищами;
  • возможность выбора уровня обучения;
  • возможность работы в индивидуальном темпе;
  • раннее предъявление конечных результатов обучения;
  • "мягкий" контроль в процессе освоения учебного содержания.

Таким образом, актуальность данной системы обучения состоит в том, что учащиеся включаются в активную и эффективную учебно-познавательную деятельность. Обучение имеет субъективный осознанный характер. Принципиально меняется и роль учителя в учебном процессе. Задачи учителя: мотивировать, организовать, координировать, консультировать, контролировать деятельность ученика. Педагог создает условия, помогающие ребенку свободно и увлеченно добывать знания самостоятельно. А это поиск: поиск - исследование, поиск - путешествие, поиск индивидуальный и коллективный. Данная система обучения гарантирует ученику освоение стандарта образования и продвижение на более высокий уровень обучения.

Большие возможности у системы и для развития таких качеств личности ребенка, как самостоятельность, стремление к самообразованию. Ученик имеет возможность самореализовываться и это способствует мотивации учения.

Нужно отметить, что построение учебного процесса на   основе технологии развития критического мышления принадлежит будущее. В перспективе, возможно, данные технологии вытеснят традиционную малоактивную систему обучения.

1.3 Идеи и цели опыта.

Технология развития критического мышления разработана в конце XX века в США. Известна в России с 1997 г. Представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией. Она является общепедагогической, надпредметной [2]. 

Цель технологии: обеспечение  развития  критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс.

Задачи:

  1.  Развивать  такие базовые качества  личности, как критическое мышление, рефлексивность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.
  2.  Формировать  аналитическое, критическое  мышления , а именно выделение причинно-следственных связей; рассматривание новых идей и знаний в контексте уже имеющихся; выделение ошибок в рассуждениях; умение отличать факт, который всегда можно проверить, от предположения и личного мнения;
  3. Способствовать развитию  культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения.
  4.  Стимулировать  самостоятельную  поисковую  творческую деятельность,  запуск механизмов самообразования и самоорганизации.

1.4 Теоретическое обоснование опыта.

1.4.1 Принципы технологии развития  критического мышления

Для того чтобы учащийся мог воспользоваться своим критическим мышлением, ему важно развить в себе ряд качеств:

  • Готовность к планированию. Мысли часто возникают хаотично. Важно упорядочить их, выстроить последовательность изложения. Упорядоченность мысли – признак уверенности.
  • Гибкость. Если учащийся не готов воспринимать идеи других, он никогда не сможет стать генератором собственных идей и мыслей. Гибкость позволяет подождать с вынесением суждения, пока ученик не обладает разнообразной информацией.
  • Настойчивость. Часто, сталкиваясь с трудной задачей, мы откладываем ее решение на потом. Вырабатывая настойчивость в напряжении ума, ученик обязательно добьется гораздо лучших результатов в обучении.
  • Способность  исправлять свои ошибки. Критически мыслящий человек не будет оправдывать свои неправильные решения, а сделает выводы, воспользуется ошибкой для продолжения обучения.
  • Осознание. Это очень важное качество, предполагающее умение наблюдать за собой в процессе мыслительной деятельности, отслеживать ход рассуждений.
  • Поиск компромиссных решений. Важно, чтобы принятые решения воспринимались другими людьми, иначе они так и останутся на уровне высказываний[4].

1.4.2.Что технология развития  критического мышления дает ученику:
- повышение эффективности восприятия информации;
- повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;
- умение критически мыслить;
- умение ответственно относиться к собственному образованию;
- умение работать в сотрудничестве с другими;
- повышение качества образования учеников;
- желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.

1.4.3.Что технология развития критического мышления дает учителю:
- умение создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества;
- возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения;
- стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность;
- стать источником ценной профессиональной информации для других учителей.

1.4.4.Особенности  технологии развития   критического мышления:

  • Технология критического мышления предполагает равные партнерские отношения, как в плане общения, так и в плане конструирования знания, рождающегося в процессе обучения.
  • Работая в режиме технологии критического мышления, учитель перестает быть главным источником информации, и,  используя приемы технологии, превращает обучение в совместный и интересный поиск.

2. Собственно описание опыта

Практическое осуществление идей опыта  связано с прохождением следующих этапов:

  • изучение методической литературы по данной технологии;
  • выстраивание содержания курсов истории по программе и учебнику  А.А.Данилова Л.Г. Косулиной на основе технологии развития критического мышления;
  • проектирование  и апробирование  уроков истории с использованием приемов технологии развития критического мышления;

  Технология развития критического мышления представлена следующей структурой: вызов, осмысление и рефлексия с описанием деятельности учителя и обучающихся на различных стадиях.

Вызов:

УЧИТЕЛЬ

· Провоцирует ученика

· Задает вопросы

· Создает ситуацию актуализации опыта ученика

· Формирует мотивацию ученика

УЧЕНИК

· Отвечает на провокацию

· Вспоминает все, что знает по данной теме

· Формулирует первые гипотезы

· Определяется в своих мотивах и целях

Осмысление:

УЧИТЕЛЬ

· Предлагает опорный текст по теме

· Организует процессы чтения, обсуждения, понимания, дискуссии

· Управляет групповой динамикой

· Поддерживает мотивацию и цели

· Учит работать сообща

УЧЕНИК

· Включается в процессы чтения, обсуждения, дискуссии

· Участвует в групповом взаимодействии

· Подкрепляет и делает коррекцию своих целей

· Слушает, задает вопросы, пишет, выделяет главные моменты в новой информации

· Учится работать сообща

Рефлексия:

УЧИТЕЛЬ

· Управляет подведением итогов

· Ставит новые вопросы и задачи на будущее

· Оценивает деятельность ученика

УЧЕНИК

· Суммирует в групповой работе весь изученный материал

· Задает вопросы на будущее

· Делает самооценку своей деятельности

На основе данных видов деятельности формируются технологические этапы сценария урока:

Технологические этапы

Вызов

Осмысление

Рефлексия

Актуализация имеющихся знаний

Пробуждение интереса к  получению новой информации. Постановка учеником собственных целей обучения

Получение новой информации

Корректировка учеником поставленных целей обучения

Размышление, рождение новых знаний

Постановка учеником новых  целей обучения.

Вы умнее чем думаете, и креативнее,

чем можете себе представить.
Джойс Викофф

При проектировании уроков на основе технологии развития критического мышления использую следующие приемы:

1.Дерево предсказаний.

Ствол дерева представлен вопросами,

ветви – варианты ответов ребят.

Пример: урок истории в 6 классе по теме «Столетняя война.

  1.  «Таблица ЗХУ»

Стратегия З-Х-У была разработана профессором из Чикаго Донной Огл в 1986 г.. Работа с таблицей ведется на всех трех стадиях урока.   На «стадии вызова», заполняя первую часть таблицы «Знаю», учащиеся составляют список того, что они знают или думают, что знают, о данной теме. Через эту первичную деятельность ученик определяет уровень собственных знаний, к которым постепенно добавляются новые знания. Вторая часть таблицы «Хочу узнать» — это определение того, что дети хотят узнать, пробуждение интереса к новой информации. На «стадии осмысления» учащиеся строят новые представления на основании имеющихся знаний.  Теперь они могут стать базой для усвоения новых знаний. После обсуждения текста (фильма и т.п.) учащиеся заполняют третью графу таблицы «Узнал».

Пример: Урок истории Древнего Мира в 5 классе по теме «Первобытные охотники и собиратели»

ЗНАЮ

ХОЧУ УЗНАТЬ

УЗНАЛ

Первые люди жили стаей, затем общинами.

Чтобы добыть себе питание люди кочевали.

Где появились первые люди?

Как люди заселили нашу Землю?

Почему сейчас люди не кочуют?

• Ответы на поставленные вопросы учащиеся находят в тексте учебника в течение урока.

• Если нет ответа на поставленный вопрос – работа продолжается дома.

  1. Схема «Фишбоун» или «Рыбий скелет»  

  Данная графическая техника помогает структурировать процесс. Более глубоко, поставить цели, показать внутренние связи между разными частями проблемы.                                                                                                               Голова – вопрос темы, верхние косточки – основные понятия темы, нижние косточки – суть понятий, хвост – вывод урока. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.  Можно заполнять:  (Верх причины – низ следствия).

Пример: Урок истории России в 10 классе «Распад Древнерусского государства».

                             

                                 

  1. Инсерт

Приём «Инсерт» используется на стадии «осмысления».  При работе с текстом в данном приёме используется два шага: чтение с пометками и заполнение таблицы «Инсерт».                                                      

 Шаг 1: Во время чтения текста учащиеся делают на полях пометки: «V» – уже знал; «+» – новое; « – » – думал иначе; «?» – не понял, есть вопросы. При этом можно использовать несколько вариантов пометок: 2 значка «+» и «V», 3 значка «+», «V», «?» , или 4 значка «+» , «V», «–», «?».                                     Шаг 2: Заполнение таблицы «Инсерт», количество граф которой соответствует числу значков маркировки:

«V»
поставьте « V » (да) на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете, или думали, что знаете;

«+»
поставьте «+» (плюс) на полях, если то, что вы читаете, является для вас новым;

« – »
поставьте « – » (минус), на полях, если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали, или думали, что знаете;

«?»
поставьте «?» на полях, если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.

Пример: Урок истории в 9 классе по теме «Великая Отечественная война»                   5. «Толстый и тонкий вопросы»

Прием «Толстый и тонкий вопросы» известен и используется  при   организации взаимоопроса. После изучения темы учащимся предлагается сформулировать три «тонких» и три «толстых» вопроса, связанных с пройденным материалом. Затем – они опрашивают друг друга, используя свои таблицы «толстых и тонких вопросов.

Пример: Урок   истории Средних веков в 6 классе по теме  "Возникновение средневековых городов".

Толстые ?

Тонкие ? 

Как успехи в сельском хозяйстве и ремесле повлияли на возникновение городов?
В чем различие между городом и деревней?
Как был защищен средневековый город?
С чем связан быстрый рост городов в Европе в Х-Х1 вв?

Когда в Европе стало быстро увеличиваться количество городов?
Кто были первыми жителями городов?
Перечислите крупнейшие города средневековой Европы.
Были ли средневековые города центрами торговли?

6. Кластеры

  Прием - кластеров («гроздья») универсален. Он может применяться на стадии вызова для систематизации имеющейся информации и выявления областей недостаточного знания. На стадии осмысления кластер позволяет фиксировать фрагменты новой информации. На стадии рефлексии понятия группируются и между ними устанавливаются логические связи.                 Кластер – графический прием систематизации материала.

Пример: Урок истории России  в 11 классе «Реформы Н.С.Хрущева».

 

7. Таблица «Плюс – минус - интересно»

   Данный приём формирует навыки анализа и классификации изучаемой информации. Заполняя такую таблицу, учащиеся учатся точно работать с информацией, не искажая её смысла.

  • «Плюс» (+) записываем те факты, которые могут отвечать на вопрос «Что в этом хорошего?»
  • «Минус» (-) записываем все те факты и мысли, которые могут отвечать на вопрос «Что в этом плохого?»
  • «Интересно» (?) - предназначается для записи различных интересующих ученика фактов и мыслей «Что в этом интересного?» Пример: Урок истории России  в 11 классе  по теме «Распашка целинных и залежных земель».                                            

+

-

интересно

Решение зерновой проблемы.


Дополнительное создание рабочих мест.


Заселение ранее пустовавших  территорий.

Распашка земель по плану, без учета плодородности почв.

Пылевые бури и суховеи.

Уничтожение плодородного слоя.

Уничтожение прудов и озер Сибири.

Изменение экосистемы.

Нерешённость продовольственной проблемы

Есть ли другой путь увеличения зерновых культур?


Где он уже применялся?


Есть ли в нашей стране такая возможность?


Можно ли восстановить ущерб нанесенный природе?

8.«Ромашка вопросов» («Ромашка Блума»)

Таксономия (от др. греч. – расположение, строй, порядок) вопросов, созданная известным американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом, достаточно популярна в мире современного образования. Эти вопросы связаны с его классификацией уровней познавательной деятельности: знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка[5].

Шесть лепестков – шесть типов вопросов.

 Простые вопросы. Отвечая на них, нужно назвать какие-то факты, вспомнить, воспроизвести некую информацию.                                                       Уточняющие вопросы . Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что...?», «Если я правильно понял, то...?», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о...?». Целью этих вопросов является предоставление обратной связи человеку относительно того, что он только что сказал. «Ты действительно думаешь, что...?».                                                                               Интерпретационные (объясняющие) вопросы . Обычно начинаются со слова «Почему?».                                                                                                              · Творческие вопросы . Когда в вопросе есть частица «бы», а в его формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии прогноза. «Что бы изменилось в мире, если бы у людей было не пять пальцев на каждой руке, а три?», «Как вы думаете, как будет развиваться Куба  после ухода из власти Фиделя и Рауля Кастро?»                                                                  Оценочные вопросы . Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. «Почему после отмены крепостного права крестьянам стало хорошо, а помещикам плохо?                             ·Практические вопросы. Всегда, когда вопрос направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой, мы его будем называть практическим. «Где вы в обычной жизни могли наблюдать реформу?», «Как бы вы поступили на месте президента?».                                                              Опыт использования этой стратегии показывает, что учащиеся всех возрастов (начиная с первого класса) понимают значение всех типов вопросов (то есть могут привести свои примеры).

9.«Шесть шляп мышления»

В практику развития мышления метафору «шести шляп» ввел известный психолог Эдвард де Боно. Выражение «put on your thinking hat (cap)» (дословно: надень свою мыслительную шляпу) на русский язык можно перевести как «призадуматься, поразмыслить». Обыгрывая этот оборот,                                                 Э. де Боно предлагает «поразмыслить» шестью различными способами.

Группа школьников делится на шесть групп. Каждой группе вверяется одна из шести шляп. Причем, в некоторых классах используются настоящие разноцветные шляпы, сделанные из картона. Каждой группе предлагается представить свой опыт, свои впечатления и мысли исходя из цвета шляпы.

Белая шляпа                                                                                                                         Белая шляпа – мыслим фактами, цифрами. Без эмоций, без субъективных оценок. Только факты!!! Можно цитировать чью-то субъективную точку зрения, но бесстрастно, как цитату. Пример: «Какие события произошли в период октябрьской революции?», «Перечислите членов первого временного правительства» и т. д.                                                                                              Желтая шляпа                                                                                                               Позитивное мышление. Необходимо выделить в рассматриваемом явлении позитивные стороны и (!!!) аргументировать, почему они являются позитивными. Пример: «Революция решила сразу проблему отсутствия демократии», «Ввела республиканскую форму правления» и т.д.

Черная шляпа                                                                                                 Противоположность желтой шляпе. Нужно определить, что было трудно, неясно, проблематично, негативно, вхолостую и – объяснить, почему так произошло. Смысл заключается в том, чтобы не только выделить противоречия, недостатки, но и проанализировать их причины.

Пример: «Октябрьская революция породила гражданскую войну».                                                      Красная шляпа                                                                                                                   Это – эмоциональная шляпа. Нужно связать изменения собственного эмоционального состояния с теми или иными моментами рассматриваемого явления. С каким именно моментом занятия (серии занятий) связана та или иная эмоция? Не нужно объяснять, почему Вы пережили то или иное эмоциональное состояние (грусть, радость, интерес, раздражение, обиду, агрессию, удивление и т. д.), но лишь осознать это. Иногда эмоции помогают нам точнее определить направление поиска, анализа. Пример: «Финал Гражданской войны” вызвал у меня чувство горечи и растерянности».                               Зеленая шляпа                                                                                                                      Это – творческое мышление. Задайтесь вопросами: «Как можно было бы применить тот или иной факт, метод и т.д. в новой ситуации?», «Что можно было бы сделать иначе, почему и как именно?»,  Эта «шляпа» позволяет найти новые грани в изучаемом материале. Пример: «Если бы белогвардейцы не отменили декрет о земле, то вряд ли такое количество крестьян пошло бы добровольно в Красную Армию».                                                                       Синяя шляпа                                                                                                                           Это – философская, обобщающая шляпа.  Группе, выбравшей синюю шляпу, необходимо все время работы поделить на две равные части: в первой – походить по другим группам, послушать, что они говорят, а во второй – вернуться в свою «синюю» группу и обобщить собранный материал. За ними – последнее слово.

10.«Синквейн»

Синквейн – это стихотворение, состоящее из  пяти строк, в которых человек высказывает своё отношение к проблеме. 

Порядок написания синквейна:

Первая строка  одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна.
Вторая строка два прилагательных, характеризующих данное предложение.
Третья срока
 три глагола, показывающие действие понятия.
Четвёртая строка  короткое предложение, в котором автор высказывает своё отношение.
Пятая строка – одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации связанные с данным понятием.

Пример: Урок Новой истории в 7 классе по теме «Великие географические открытия».

Колумб                                                                         Колумб

Отважный, храбрый.                                        Жестокий, жадный.

Путешествовал, открывал, изучал.                Открывал, захватывал, убивал.

Он открыл Америку.                                        Он не попал в Индию.

Первооткрыватель.                                          Завоеватель.

Кто прав? Докажи свою правоту.

3. Результативность

Учебный процесс предполагает отслеживание и изучение результатов. Главным критерием эффективности использования технологии развития критического мышления  является  успеваемость.

Учащимся были предложены задания первого (репродуктивного), второго (конструктивного), третьего (творческого) уровней.  Диагностика выполнения разно уровневых заданий показала следующие результаты при 100 процентной успеваемости. Качество знаний в 2010, 2011 годах выросло до 100%.

2009 - традиционная система обучения

2010, 2011 - технология развития критического мышления

С целью выявления влияния технологии развития критического мышления  на учащихся  проводилось интервьюирование и анкетирование по представленным  темам. Предлагаемые вопросы при интервьюировании:

  • большой ли объем знаний вы получаете при технологии развития критического мышления ?
  • сколько времени вы тратите сейчас на домашнюю работу?
  • нравиться ли вам выполнять предлагаемые по темам творческие задания и хватает ли времени на их выполнение?
  • больше ли вы стали обращаться к дополнительной литературе?

 Ребята указали на следующие возможности, которые им дает данная технология:

  1. получить больший объем знаний при меньших затратах времени, причем с большим интересом;
  2. сокращает время на домашнюю работу;
  3. способствует выделению значительного времени на выполнение творческих заданий, что ведет к развитию логического мышления, интереса к историческим знаниям;
  4. более интенсивно развивает умения работать с различными источниками информации

Результаты анкетирования учащихся приведены в следующей таблице.

Наименование показателей

Оценка в процентах

5

4

3

2

1

1. Раскрепощенность на уроке.

75

18,75

6,25

2. Ускоренное изучение нового материала

62,5

12,5

19

6,25

3. Возможность проявления своих потенциальных данных

50

25

31,25

6,25

4. Проявление самостоятельности на уроках

75

18,75

6,25

5. Углубленное изучение материала

50

43,75

6,25

6. Разнообразие форм организации уроков

50

50

Проведем анализ данной таблицы. Учащимся предлагалось по пяти бальной шкале оценить шесть показателей системы уроков на основе модульного подхода. Ответы в зависимости от их оценки группировались. После этого шел подсчет количества учащихся, оценивших показатели на "5", "4", "3" и т.д. Потом эти цифры переводились в проценты. Из данных таблицы мы видим, что все показатели абсолютное большинство оценили на "5" и "4". Так, показатель "раскрепощенность на уроке" был оценен на"5" - 75%, на "4" – 18,75% школьников. Учащиеся отметили, что учебный материал изучается более углубленно и ускоренно - соответствующей оценкой "5" –50% и 62,5 %,оценкой "4" – 43,75% и 12,5% . Показатель "проявление самостоятельности  на уроках" был оценен на "5" - 75%, на "4" – 18,75%. И последний показатель "разнообразие форм организации уроков" оценен на "5" - 50%, на "4" - 50%.

Всесторонний анализ результатов технологии развития критического мышления  еще впереди, но некоторые выводы уже можно сделать. Применение такой системы занятий в сравнении с традиционным обучением  позволил:

  1. увеличить время на самостоятельную работу учащихся, что способствует углубленному и сознательному обучению, прочности усвоения знаний;
  2. развивать самостоятельность и стремление учащихся к самообразованию;
  3. разнообразить используемые формы организации обучения, способствующие развитию у школьников интереса к географическим знаниям, познавательной активности;
  4. целенаправленно формировать специальные и общеучебные умения и навыки;
  5. повысить успеваемость  учащихся, качество образования, уровень коммуникативных умений школьников.

4.Заключение

  • Разнообразные приемы, методы, технологии – это не самоцель.
  • Важен результат. 
  • Педагог должен оценивать свои успехи успехами своих учеников.
  • Нетрадиционные педагогические технологии повышают мотивацию обучения и интерес детей к школе, формируют обстановку творческого сотрудничества и конкуренции, воспитывают в детях чувство собственного достоинства и уважение к различиям, дают им ощущение творческой свободы и, самое главное, приносят радость. 

  1. Использованная литература.
  1. Богатенкова Н.В., Муштавинская И.В.  «Технология развития критического мышления на уроках истории и краеведения», Санкт - Петербургский университет педагогического мастерства, 2001
  2.  Загашев И. О., Заир-Бек С. И. Критическое мышление: технология развития. – СПб : Альянс-Дельта, 2003. – 284 с.
  3.  Заир – Бек С. И., Муштавинская И.В. «Развитие критического мышления на уроке», Москва «Просвещение», 2004
  4. Клустер Дэвид “Что такое критическое мышление?” ИД “Первое сентября”, газета “История” №29/2002.
  5. Полат Е.С.  Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие. – М. Академия, 2003.
  6. Сухомлинский В.А. О Воспитании.- М.: Политиздат- 1975
  7. Халперн Д. «Психология критического мышления» Санкт – Петербург.

Натуральное хозяйство

Любечский съезд князей

Расцвет крупных удельных княжеств

Листвичная система наследования

Феодальная раздробленность на Руси

Бесконечные княжеские усобицы

Укрепление власти князей в своих землях

Потеря обороноспособности

Распад Киевской руси на удельные княжества

Слабые экономические связи между землями


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по биологии в 6-м классе "Строение цветка" на основе технологии развития критического мышления

В последнее время  в системе образования все больше становится актуальными педагогические технологии. Большинство ученых считают, что творческие способности  у учащихся формируются т...

Формирование ключевых компетенций школьников на уроках литературы на основе технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо». (Из опыта работы)

«Концепция модернизации российского образования» ставит задачу по формированию «целостной системы универсальных знаний, умений и навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответствен...

«Проектирование урока истории в режиме технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо"»

  Критическое мышление — это способность ставить новые, полные смысла вопросы; вырабатывать разнообразные, подкрепляющие аргументы; принимать независимые продуманные решения.•...

Формирование метапредметных результатов на уроках истории и обществознания. Технология развития критического мышления.

Технология  критического мышления. На примере урока истории в 7 классе На примере  урока истории в 7 классе«Россия на рубеже XVII-XVIII в.в. Предпосылки петровских  преоб...

Урок истории с использованием технологии " развитие критического мышления".

Материал будет полезен учителям истории для подготовки к уроку в 11 классе....

Мастер-класс "Приемы формирования метапредметных УУД на уроках истории с применением технологии развития критического мышления"

Мастер-класс "Приемы формирования метапредметных УУД на уроках истории с применением технологии развития критического мышления"...

Разработка урока истории с применением технологии развития критического мышления на тему "Эпоха дворцовых переворотов"

Тема эпохи дворцовых переворотов является достаточно объемной и сложной для восприятия. Использование приёмов составления кластера, приёма Insert, составления синквейнов и написания эссе в качестве до...