Методическая разработка урока истории в 10 классе "Духовный мир восточного человека" на основе технологии развития критического мышления
методическая разработка по истории (10 класс)

Фазылзянова Ильмира Ильдусовна

Данная разработка урока истории в 10 класе составлена на основе технологии развития критического мышления учащихся через чтение и письмо.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_duhovnyy_mir_vostochnogo_cheloveka_10_klass.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по теме: «Духовный мир восточного человека»

(на основе технологии развития критического мышления)

10 класс

Тип урока:

 урок-обобщение полученных знаний.

Цель урока: развитие критического мышления учащихся через чтение и письмо.

Задачи урока:

  1. проследить становление мироощущения восточного человека, его отношения к себе, природе, обществу;
  2. закрепить основные понятия по теме;
  3. усовершенствовать навыки работы учащихся с историческими источниками;
  4. выявить личностное отношение учащихся к изучаемой теме.

Оборудование:

  1. доска;
  2. предметы восточной культуры: египетские календарь, картина на папирусе, статуэтки с изображением бога и фараона;
  3. тест по цивилизациям Древнего Востока и лист для ответа;
  4. отрывки из исторических источников: стихотворение неизвестного автора Египта «Спор разочарованного со своей душой» (III в. до н.э.) и отрывок из китайской книги «Чжуан-цзы» (IV в. до н.э.);
  5.  выставка дополнительной литературы:

Удивительная планета Земля / иллюстрированный атлас эволюции. –Франция, 2003;

Всемирная история: люди, события, даты/ энциклопедия. Франция, 2001;

Иллюстрированный атлас мира. – М.: Дрофа, 2002;

Гусев Г.М. Странствия Великой Мечты. – 2-е изд., доп.- М.: Молодая гвардия, 1987;

Рабочая тетрадь «Древний восток»;

Нравы и традиции старого Китая. – М., 1999.

Понятия:

менталитет, тотемизм, шаманизм, аниматизм, теофагия, фетишизм, миф, деспотия, восточный фатализм, иерархия, культ, традиционное общество, антропоморфизм.

Межпредметные связи:

литература, изобразительное искусство.

Ход урока

  1. Постановка целей урока

      Эпиграф озвучивается учителем:

       Азия – солнечный восход, где зародилась ранняя людская цивилизация,

       Африка – полдень – население погружено в сонливость и избегает

       каких-либо контактов с миром,

       Европа – закат – ей дано особое предназначение: в наибольшей степени

       выявить способности, достижения людей; развитие человека здесь

       подходит к кульминации.

       Открытие Америки говорит о приближении нового заката и новой

       кульминации.

       Полярные районы – полночь – вечный сон.

                                               Карл Риттер, основатель географии о цивилизациях.

  1. Знакомство с алгоритмом работы на уроке, написанным на доске:

  1. Проблема трудности изучения темы.
  2. Характерные черты духовного мира восточного человека:

а) зависимость от природы;

б) мифологические формы мышления, культа и речи.

  1. Проблема единства цивилизаций Востока.
  2. Проблема традиционного общества и менталитета восточного человека.

Объяснить логическую цепочку: человек = природа – судьба – традиции – ритуалы – иерархия.

  1. Проблема формирования духовных ценностей или проблема «золотого века».
  2. Религии спасения. Их суть.

  1. Работа по заданному алгоритму

      По  проблеме трудностей изучения темы учитель ставит проблемные вопросы, раскрывающие ее суть:

Учитель: Почему трудна для изучения ученик: из-за недостаточности дошедших

 данная тема?                                                                   исторических источников

          Еще почему?                                                    Из-за удаленности во времени

                                                                                          изучаемой эпохи.

Понятен ли вам язык древности?            Нет, т.к. современный язык отличается

                                                                     от языка древности и поэтому идет

                                                                     искажение информации.

       Учитель обобщает ответы учащихся и переходит к проблеме характерных черт духовного мира восточного человека.

       Учитель задает проблемные вопросы, раскрывающие пункт а) зависимость от природы:

В чем видна зависимость человека от  В изображении животных и человека,бо-

природы на Древнем Востоке?              гов в искусстве: дуализм: человек – жи-

                                                                  вотных

       Учитель в это время демонстрирует висящий на доске календарь египтян и статуэтку бога на учительском столе, называя это явление, характерное для древних, антропоморфизм.

В чем природа антропоморфизма?     Это остатки тотемистических представ-

                                                                лений древнего человека.

Что такое тотемизм?                            Вера в происхождение человеческого

                                                                рода от животных или растений.

В чем также видна связь человека      Боги посвящались силам природы, т.к.

и природы?                                            люди в то время не имели достаточных

                                                                 знаний для их объяснения.

      Учитель задает проблемные вопросы для раскрытия пункта б) мифологические формы мышления, культа, речи:

Как объяснялась смена времен года?         Смертью и оживлением богов на при-

                                                                        мере мифа об Осирисе.

                                                                        Волей богов.

Какие культовые ритуалы проводили в      Жертвоприношения, песни, танцы,

древности?                                                     заклинания, молитвы.

Какие речевые обороты использовали    Аллегории – сравнения с природой, жи-

древние?                                                     вотными.

       Учитель обобщает ответы учащихся и поднимает, следуя алгоритму, проблему единства цивилизаций Востока.

Какие в древности были пути сбора           Географические экспедиции, военные  

исторической информации?                       походы, торговля, освоение огромных

                                                                       пространств, вклад рабов, выходцев из

                                                                      одних стран, в культуру других стран и

                                                                      народов.

       Учитель приводит учащимся новую дополнительную информацию об экспедициях, осуществленных известным путешественником Туром Хейердалом по землям изученным древними египтянами (экспедиция «Ра»), древних индусов (экспедиция «Тигрис»).

        Учитель поднимает проблему традиционного общества и менталитета восточного человека.

       Дает определение менталитета  (от франц.– умственный) – это образ мышления, мировосприятия, духовной настроенности, присущий индивиду или группе. В данном случае народам.

        Учитель раскрывает суть традиционного общества, в основе которого лежат традиции, земледелие как основа хозяйства, отсюда мировосприятие идет в категориях природных. Человек не отделяет себя от природы, о чем уже выше говорилось на уроке. Он слит с обществом, воспринимает свою жизнь как данность от рождения и до ее конца (в этом проявляется восточный фатализм), в отличие от человека западной цивилизации. У него нет мыслей об ошибочности и ненужности такого несправедливого мира. Отсюда отсутствие качественных изменений на протяжении большого исторического времени, причина отставания восточной цивилизации от западной.

        Когда западная цивилизация достигла больших успехов в развитии производства и техники, то стала терять духовные ценности и не случайным стало ее обращение к духовному миру Востока. Это увлечение Востоком получило название неопримитивизма.

        Отсюда учитель делает переход к проблеме духовных ценностей Востока или «золотого века».

         Раскрытие проблемы идет через самостоятельную работу учащихся с историческими источниками, предложенными учителем.

        Источник № 1 – стихотворение неизвестного автора Египта «Спор разочарованного со своей душой» (III в. до н.э.):

Кому мне открыться сегодня?

Братья бесчестны,

Друзья охладели.

Кому мне открыться сегодня?

Алчны сердца,

На чужое зарится каждый.

Кому мне открыться сегодня?

Раздолье насильнику,

Вывелись добрые люди.

Кому мне открыться сегодня?

Худу мирволят повсюду,

Благу везде поруганье.

Кому мне открыться сегодня?

Над жертвой глумится наглец,

А людям потеха – и только!

Кому мне открыться сегодня?

У ближнего рады

Последний кусок заграбастать!

Кому мне открыться сегодня?

Злодею – доверие,

Брата врагом почитают.

Кому мне открыться сегодня?

Не помнит былого никто.

Добра за добро не дождешься.

Об утрате каких ценностей сетует автор      Ученик: добра, честности, братства,  

стихотворения?                                             доверия, милосердия, сострадания.                

       

Источник № 2 – отрывок из китайской книги «Чжуан – Цзы» (IV в. до н.э.):

       … Природа людей постоянна: они ткут и одеваются, пашут и едят – это можно назвать общими их свойствами. Единство и равенство – естественное их состояние. Вот почему во времена Высшей Добродетели их поступь была степенна, а взгляд – сосредоточен. В те времена в горах не было дорог и тропинок, а на реке – лодок и мостов; все живое держалось вместе, не зная границ; птицы и звери бродили стаями, а трава и деревья росли как им вздумается. Зверя и птицу можно было водить по веревочке, можно было, взобравшись на дерево, заглянуть вгнездо к вороне или сороке. Тогда люди жили вместе с птицами и зверями, были родней всему живому – где уж им было знать о низких и о благородных! Все были равно невежественны, и добродетель их не оставляла; в равной мере не знали желаний – и были просты и естественны. Так, живя в простоте и естественности, народ сохранял свою природу.

        Но вот явились мудрецы, выдавая свои потуги за “добро”, свои ухищрения за “долг”, и в Поднебесной родились сомнения. Беспутство и неистовство стали выдавать за музыку, а мелочные правила за обряды, и в Поднебесной начались раздоры. Разве можно вырезать жертвенный кубок, не калеча дерева? Разве можно выточить скипетр, не губя белой яшмы? Как научить “добру” и “долгу”, если не отрешиться от Пути и Добродетели? Как научить обрядам и музыке, если не поступиться естественными чувствами? Разве можно создать узор, не перемешав пяти цветов? Разве можно построить шесть ладов, не смешав пяти звуков? Когда ради утвари калечат дерево – в этом повинен плотник; когда ради “добра” и “долга” забывают о Пути и Добродетели – в этом повинны мудрецы…

Против чего выступает автор этого  Ученик: против науки, ремесла, искусства,

источника?                                                                  в целом против прогресса.

        Учитель говорит, что не случайно восточные люди в своих произведениях писали о старых временах «добрые старые времена», они видели к чему может привести прогресс человечества. Отсюда появляются религии спасения, которые должны были нацелить людей на путь исправления своих поступков, мыслей.

      Назовите, какие вы знаете религии  Ученик: зороастризм, буддизм, иудаизм,

спасения?                                                   конфуцианство, индуизм.

          Учитель переходит к закреплению терминов: ставится задание соотнести следующие понятия и определения. На доске написан понятийный банк, из которого учащиеся находят по звучащему определению понятие.

- сказание, в образной форме передающее                              Ученик: миф

представление о мире, его происхождении,

о богах и героях;

- вера в сверхъестественную связь между племенем,             Ученик: тотемизм

общиной, т.е. группой людей, и каким – либо

животным, птицей и т.д.;

- последовательное расположение общественных слоев        Ученик: иерархия

или служебных званий от низших к высшим, в порядке

их подчинения;

- форма самодержавной власти;                                                Ученик: деспотия

- система письма, в которой рисуночные знаки исполь-     Ученик: иероглифика

зуются для обозначения слов и звуков.

        В конце урока проводится тестирование. Учащиеся получают лист с 6 тестовыми вопросами и лист для ответов.

Тест

Цивилизации Древнего Востока

  1. В древних восточных цивилизациях сложилась особая форма государства:

А) деспотия

Б) республика

В) конституционная монархия

  1. Какие социальные группы относятся к древневосточному обществу:

А) жрецы

Б) дворянство

В) буржуазия

Г) родовая и военная аристократия

Д) чиновники

Е) мещанство

Ж) купцы

З) воины

И) свободные общинники – крестьяне

К) рабы

  1. Кто из величайших законодателей древности возвестил: боги передали ему власть, чтобы он защищал слабых, вдов и сирот от притеснений?

А) китайский реформатор Шан Ян (390 – 338 гг. до н.э.)

Б) древнееврейский царь – певец Давид (около 1000 г. до н.э.)

В) вавилонский царь Хаммурапи (1792 – 1750 гг. до н.э.)

  1. Реформы египетского фараона Аменхотепа IV (1364 – 1347 гг. до н.э.), известного под именем Эхнатона, называют «религиозной революцией». Суть этих преобразований заключалась в:

А) возрождении древнего культа бога Солнца в форме почитания Атона

Б) поклонении единому богу и запрете на поклонение другим божествам Древнего   Египта, уничтожении их имен на священных надписях

В) восстановлении поклонения старым богам Древнего Египта

Г) начале строительства пирамид

  1. В чем проявилось более привилегированное положение женщин Древнего Египта, по сравнению с жительницами стран Древнего Востока?

А) занимали официальные государственные посты

Б) имели те же права и обязанности перед законом, что и мужчины

В) могли заниматься торговлей и самостоятельно представлять свои интересы в суде

Г) имели право на развод и повторный брак

  1. Суть религий спасения заключалась в том, что:

 

      А) бог олицетворяет таинственные силы природы

      Б) бог олицетворяет справедливость, высший идеал добра

      В) необходимо совершенствовать себя или окружающий мир  

       Учитель в завершении урока оценивает работу учащихся по решению поставленных в алгоритме урока проблемных задач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по биологии в 6-м классе "Строение цветка" на основе технологии развития критического мышления

В последнее время  в системе образования все больше становится актуальными педагогические технологии. Большинство ученых считают, что творческие способности  у учащихся формируются т...

Проектирование уроков истории на основе технологии развития критического мышления.

Проектирование уроков истории на основе технологии развития критического мышления....

Методическая разработка урока литературы в 7 классе «Анализ рассказа И.С. Тургенева «Бирюк» на основе технологии развития критического мышления через чтение и письмо

Тип урока: изучение нового материалаФорма проведения: анализ с остановкамиТехнология: развитие критического мышления через чтение и письмоФорма организации учебной деятельности: фронтальная, групповая...

Формирование ключевых компетенций школьников на уроках литературы на основе технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо». (Из опыта работы)

«Концепция модернизации российского образования» ставит задачу по формированию «целостной системы универсальных знаний, умений и навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответствен...

Методическая разработка по теме: "Понятие многогранника. Призма", с использованием элементов технологий развития критического мышления и диалогового взаимодействия.

Урок на тему: "Понятие многогранника. Призма" с использованием универсальных учебных действий (УУД), а именно, развитие криьтического мышления и диалоговое взаимодействие....

Разработка внеклассного мероприятия на основе технологии развития критического мышления "Seasons" для 4 класса

Внеклассное мероприятия на основе технологии развития критического мышления. Цели и задачи: Развитие языковой догадки, монологической и диалогической речи, творческого мышления, перевода, умения ...

Разработка урока по биологии в 6-м классе "Клеточное строение листа" на основе технологии развития критического мышления

Цель: дать представление учащимся о клеточном строении листа.Задачи:Образовательные: углубить знания учащихся о растительных тканях; сформировать представление о связи особенностей строения клеток с и...