Интеллектуальная игра "За семью печатями" (История славянской письменности)
методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме

Игра «За семью печатями» построена по образу и подобию интеллектуальной телевизионной игры с одноименным названием, показываемой каналом «Культура». Данная игра посвящена истории развития славянской письменности. Игра "За семью печатями" является интеллектуальной, развивающей, познавательной игрой, позволяющей научить детей анализировать исторические события, ощущать их взаимосвязь, логически мыслить и делать выводы. В игре участвуют три человека и зрители. Игроки отвечают на семь вопросов и записывают ответы в Послужном формуляре. После каждого из семи туров игры игроки записывают предполагаемое имя героя в Тайном формуляре. Это позволяет проследить за ходом мысли игроков. За каждый правильный ответ игрок получает печать. Если игроки не знают правильного ответа, то вопрос задаётся зрителям. Правильно ответивший зритель полученную печать отдает любимому игроку. Игрок, получивший наибольшее количество печатей, признаётся победителем и в конце игры называет имя героя.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интеллектуальная литературно-историческая игра «За семью печатями» 7-8 класс

Цели игры:

Образовательные: выявление умений и способностей учащихся работать самостоятельно,   углубление познаний учащихся по истории и культуре языка, закрепление речевых умений, обогащение речи.

Воспитательные: погружение учащихся в поисково-творческую работу, формирование личной ответственности, формирование общественно-активных, критически и конструктивно мыслящих личностей, углубление интереса к русскому языку, его истории и культуре.

Развивающие: развитие умения анализировать исторические события, ощущать их взаимосвязь, логически мыслить и делать выводы, умения работать самостоятельно с дополнительной и справочной литературой, расширение кругозора, повышение эрудиции, развитие устойчивого интереса к книге, творческих и организаторских способностей учащихся, их умение презентовать результаты своей деятельности.

Описание игры.

Игра «За семью печатями» построена по образу и подобию интеллектуальной телевизионной игры с одноименным названием, показываемой каналом «Культура». Данная игра посвящена истории  развития славянской письменности. Игра "За семью печатями" является интеллектуальной, развивающей, познавательной игрой, позволяющей научить детей анализировать исторические события, ощущать их взаимосвязь, логически мыслить и делать выводы.

 В игре участвуют три человека  и зрители. Игроки отвечают на семь вопросов и записывают ответы в Послужном формуляре. После каждого из семи туров игры игроки записывают предполагаемое имя героя в Тайном формуляре. Это позволяет проследить за ходом мысли игроков.

 За каждый правильный ответ игрок получает печать. Если игроки не знают правильного ответа, то вопрос задаётся зрителям. Правильно ответивший зритель полученную печать отдает любимому игроку. Игрок, получивший наибольшее количество печатей, признаётся победителем и в конце игры называет имя героя.

Оборудование для игры: ноутбук, слайд-проектор, экран, магнитофон или колокольчик (для сигнала к началу тура), печать; у игроков – ручки, Послужной и Тайный формуляры.

Для индивидуальной игры – ряд из учебных столов без стульев.

Ход игры.

 

 Ведущий: Здравствуйте, друзья!

 Письменность – одна из важнейших составных частей человеческой культуры. Мы живем в мире надписей. Представьте себе, что все надписи  вдруг  исчезли  – сколько  трудностей  сразу возникнет в нашей жизни! Мы не будем знать, куда привезет нас автобус, какими товарами торгует магазин на другой стороне улицы, какой фильм идет в кинотеатре, как правильно принимать лекарство. В общем, трудно пришлось бы нам в таком “бесписьменном мире”. Когда мы пытаемся представить себе начало русской книжности, наша мысль обязательно обращается к истории письма.

         Значение письма в истории развития цивилизации трудно переоценить. В языке, как в зеркале, отражен весь мир, вся наша жизнь. И читая написанные или напечатанные тексты, мы как бы садимся в машину времени и можем перенестись и в недавние времена, и в далекое прошлое.

         Возможности письма не ограничены ни временем, ни расстоянием. Но искусством письма люди владели не всегда. Это искусство развивалось долго, на протяжении многих тысячелетий. А как она начиналась? Разве это не интересно узнать?

– Так давайте приоткроем завесу тайны хотя бы над одним коротким эпизодом истории.

Ведущий:  Итак, время нашей  игры «За семью печатями» пошло. Как известно, время – понятие относительное, поэтому за 40 минут перед вами пройдёт целая жизнь двух известных людей.  Над ними время не властно, их имена знают все, но от нас они  скрыты за семью печатями. И чтобы узнать имена этих людей, нам предстоит провести целое историко-литературное  расследование. А помогут нам в этом  (представление игроков)

 В процессе игры нашим игрокам предстоит заполнить Послужной формуляр. В Послужном формуляре они будут записывать ответы на заданные вопросы. Туда же будут ставиться печати за правильный ответ.  Если игроки не знают правильного ответа, то вопрос задаётся зрителям. Правильно ответивший зритель полученную печать отдает любимому игроку. Игрок, получивший наибольшее количество печатей, признаётся победителем и в конце игры называет имя героя.

Итак, внимание, мы начинаем наше расследование.

 Подошло время первой печати.

 Вопрос первой печати: Вопрос о  происхождении этого народа  считается одним из основных вопросов в истории Восточной и Юго-Восточной Европы. Европу и часть Азии населяли племена индоевропейцев, говоривших на одном языке, имевших во внешнем облике много общих черт. Эти племена находились в постоянном движении, передвигаясь и осваивая новые территории. Постепенно отдельные группы индоевропейских племен стали отделяться друг от друга. Некогда общий язык распался на ряд отдельных языков. В 5 веке эти племена мощными потоками устремились на восток и юг. Они дошли до верхнего течения Волги и до Белого озера, до берегов Адриатики. В ходе этого движения эти племена разделились на три ветви. Одна из этих ветвей заселила в 6-8 веках обширную территорию Восточной Европы, от озера Ильмень до Причерноморских степей и от Восточных Карпат до Волги, то есть большую часть Восточно-Европейской равнины.

Главным занятием этого народа было земледелие. Сеяли пшеницу, просо, ячмень и гречиху. В огородах выращивали овощи. Также занимались скотоводством. Большую роль в их жизни играли рыболовство и охота.

Люди этого племени отличались  высоким ростом, крепким телосложением, обладали незаурядной физической силой и необыкновенной выносливостью. У них были русые волосы, румяное лицо и серые глаза.

Этот народ был добродушным и гостеприимным. Каждый странник считался дорогим гостем. Хозяин делал все возможное, чтобы угодить ему, ставил на стол самые лучшие кушанья и напитки.

А еще они были известны как храбрые воины.

Представители этого племени были язычниками.

У этого народа не было письменности. Именно наши герои и создали для них азбуку.

  Внимание, вопрос: О каком народе идет речь? (Славяне)

Время второй печати. «Наши герои родились и выросли в стране, которая  занимала  восточную часть Римской империи, пережившей  падение Рима и утрату западных провинций в начале Средних веков и просуществовавшей до завоевания Константинополя (столицы Византийской империи) турками в 1453. Был период, когда она простиралась от Испании до Персии, но основу ее всегда составляли Греция и другие балканские земли, а также Малая Азия. До середины 11 в. эта империя являлась самой могущественной державой христианского мира, а Константинополь был крупнейшим городом Европы. Жители  называли свою страну "Империей ромеев" (греч. "ромей" - римлянин), однако она чрезвычайно сильно отличалась от Римской империи времен Августа. Она  сохранила римскую систему управления и законы, но по языку и культуре была греческим государством, имела монархию восточного типа, а самое главное - ревностно хранила христианскую веру. Веками эта  империя выступала как хранительница греческой культуры, благодаря ей к цивилизации приобщились славянские народы.

В  древней Руси эту империю называли «Греческим царством», а её столицу «Царьградом».

Название эта империя получила по городу,  на месте которого римский император Константин I Великий в начале IV века заложил Константинополь.  Расположенная  на  трех континентах – на  стыке  Европы, Азии и Африки, – эта империя   занимала площадь до 1 мл кв. Она  включала  Балканский полуостров,  Малую Азию,  Сирию, Палестину, Египет, Киренаику, часть Месопотамии и Армении, средиземноморские острова, в первую очередь Крит и Кипр, опорные владения в Крыму (Херсонес), на Кавказе (в Грузии), некоторые области Аравии, острова Восточного Средиземноморья. Ее границы простирались от Дуная до Евфрата.

Внимание, вопрос.  Что это за империя? (Византия)

Время третьей печати.

Заметный шаг вперед в своем развитии сделало молодое русское государство в период княжения Владимира Святославовича (980 — 1015 гг.). Особенно важное  значение  имела проведенная им   реформа  988 года. Древние русичи были язычниками, поклонялись множеству богов (бог неба — Сварог, бог Солнца — Дажбог, бог грома и молний — Перун и т.д). Это нововведение было уже известно на Руси и до реформы Владимира. Как пишет Н. М. Карамзин в “Истории государства Российского”, княгиня Ольга в 955 г. “пленясь этим  учением отправилась  в Констатинополь.»

“Возвратившись в Киев, она старалась просветить сына князя Святослава, но получила ответ: “Могу ли один принять новый закон, чтобы дружина не смеялась надо мной?”

Сын Святослава великий князь Владимир, занявший киевский престол в 980 г., уже в первые годы своего правления осознавал необходимость перемен для укрепления княжеской власти. Однако  прошло немало  времени,  пока изменились его взгляды.

Дело внедрения реформы Руси облегчалось внешними обстоятельствами. Византийскую империю сотрясали удары мятежников — Варды Склира и Варды Фоки. В этих условиях императоры-братья Василий Болгаробойца и Константин обратились за помощью к Владимиру. В награду за военную помощь Владимир просил руки сестры императоров Анны.

Императоры не выполнили своего обязательства — отдать за Владимира свою сестру Анну. Тогда Владимир осадил Корсунь и принудил византийскую царевну выйти замуж.

Горожане медлили принять новшество, тогда князь приступил к решительным мерам. Он велел киевлянам собраться у Днепра и затем всем войти в реку: кто заходил в воду добровольно, кого силой загоняли княжеские дружинники. Произошло это событие в 988 году.

Это событие оказало огромное влияние на дальнейшее развитие Руси. Содействовало развитию культуры, письменности, архитектуры и искусства. Существенно изменилось и международное положение Древнерусского государства.

Вопрос третьей печати: О каком событии идет речь? (Принятие христианства на Руси)

Время четвёртой печати. В 1890 году никому тогда еще неизвестный художник, выходец из далекой Уфы  ворвался в художественную жизнь Москвы, представив на передвижной выставке свой шедевр "Видение отроку Варфоломею". Картина стала сенсацией выставки, и была сразу же приобретена Павлом Третьяковым для своей галереи. Все было необычно в этом произведении - сама идея, столь непривычная для русской живописи того времени, смелое композиционное и живописное решение, пейзаж, так непохожий на пейзажи передвижников, лиричная одухотворенность мотива и невиданная доселе сопричастность к изображаемому. Все говорило о том, что в лице этого художника Россия получила молодого самобытного художника, смело идущего своей дорогой в искусстве и не оглядывающегося на стереотипы и догмы прошлого. Картина повествует об эпизоде из детства Сергия Радонежского (в миру Варфоломея), великого русского святого и сподвижника, жизнь и наследие которого занимали художника с ранней молодости. Картина "Видение отроку Варфоломею" стала одной из любимейших картин во всей русской живописи 19-го века.

С начала девяностых годов начинается длительный период, когда художник в основном занимался храмовой живописью. Пятнадцать лет провел художник на лесах различных церквей и соборов. Кисти  этого художника  принадлежат иконы наших героев в иконостасах Владимирского собора в Киеве.Они  изображены во всей своей чистоте и величественности. Их лики безмятежны, полны небесной умиротворенности и покоя. Фигуры не требуют каких-либо дополнений, они естественны и просты.

Вопрос четвёртой печати: Назовите имя этого художника. (М.В.Нестеров)

Время пятой печати. «Наши  герои изобрели славянскую азбуку.  Претерпев  ряд изменений, эта азбука живет и по сей день у нас, болгар, сербов и других славянских народов. За свою тысячелетнюю историю наше письмо пережило две большие реформы. Первая реформа была проведена этим царем. Реформы этого царя  имеют громадное значение в истории России. Реформы явились той прогрессивной движущей силой, которая заставила проснуться Россию, и дали толчок для последующего развития. Именно  преобразования этого царя  позволили выйти Российскому государству на международную арену и занять на ней одно из ведущих мест среди остальных государств.

 Неоспоримые заслуги этого великого человека перед Отечеством:

Россия стала империей;

первый в России военный флот;

Россия получила выход к Балтийскому морю;

Россия была модернизирована (появление мануфактур, развитие промышленности);

расцвет культуры, поддержка образования;

реформы государственной власти;

строительство Санкт-Петербурга.

Внимание, вопрос. О каком царе идет речь? (О Петре  Первом)

Он специальным указом отменил некоторые лишние для русского языка буквы: Ѱ(пси), Ѯ(кси), Ѕ(зело). (Они передавали то же, что и другие буквы: Ѱ-то же, что сочетание букв пс, Ѯ сочетание букв кс, Ѕ- то же, что и з.

Кроме того, было изменено начертание самих букв - они приближены по своему виду латинским. Так появились две азбуки: новая азбука, которую назвали гражданицей , поскольку она предназначалась для светских, не церковных текстов, и прежняя, которая обслуживала теперь лишь церковнославянские тексты.

Время шестой печати. От нашего главного свидетеля первоначальной истории Руси мы узнаем, что однажды славянские князья Ростислав, Святополк и Коцел отправили к византийскому царю Михаилу послов с такими словами:

“Земля наша крещена, но нет у нас учителя, который бы наставил и поучил нас, и объяснил святые книги. Ведь не знаем мы ни греческого языка, ни латинского; одни учат нас так, а другие иначе, от этого не знаем мы ни начертания букв, ни их значения. И пошлите нам учителей, которые бы могли нам рассказать о книжных словах и о смысле их”.

    Тогда вызвал к себе царь Михаил двух ученых – наших героев и “уговорил их царь, и послал их в славянскую землю к Ростиславу, Святополку и Коцелу. Когда же они пришли, начали они составлять славянскую азбуку и перевели Апостол и Евангелие”.Так говорится в древнейшем из дошедших до нас летописных сводов, озаглавленных следующими словами: «Се повести временных лет, откуда есть пошла русская земля, кто в Киеве первее начал княжить и откуда русская земля стала есть»

    Вопрос шестой печати: Как называется   величайший исторический и литературный памятник второй половины XI -начала XII столетия является. ( "Повесть временных лет". )

      Время седьмой печати.В болгарском праздничном календаре этот день  — один из самых светлых и оригинальных праздников. Может быть, нет болгарина, который бы не знал, что за событие отмечается  в этот день. Есть сведения, что этот праздник в Болгарии стали отмечать еще в 12 веке. В годы болгарского Возрождения этот день  перерос в светский праздник. По инициативе деятеля болгарского Возрождения Найдена Герова в 1851 году, сначала в Пловдиве, а затем в Шумене, Ломе, Стамбуле, как и по всей стране стали отмечать этот праздник.  К этому дню заканчивались учебные занятия в школе, и праздник являлся удобным случаем показать гостям и родителям знания и достижения школьников. И по сей день в начальных классах  устраивают праздники букв и викторины знаний. Школьники под руководством своих учителей сплетают из живых цветов венки, которыми украшают портреты наших героев.

 С недавнего времени праздник стали отмечать и за рубежом. Сегодня дело наших героев официально празднуют в России, в Белоруссии, в Украине и Молдове. По инициативе писателя Виталия Маслова город Мурманск стал самой северной точкой, где построен памятник нашим героям.. А в 1980 году за их вклад в культуру Европы Папа Иоан Павел Второй объявил их святыми покровителями Старого континента.

Вопрос седьмой печати: О каком празднике идет речь и когда он отмечается?(24 мая День славянской письменности)

Русский народ также в этот день отдает дань памяти и благодарности учителям всех славянских стран. В России День славянской письменности и культуры, как день святых Мефодия и Кирилла официально отмечается с 1991 года. До официального признания праздника государственным он отмечался церковью. Центром празднования в России каждый раз становятся разные города, выбирается столица праздника, в которой он отмечается особо торжественно.

Ведущий: Пришло время назвать имя нашего героя. Это право предоставляется тому участнику, который набрал больше печатей, чем другие.

Ответ: Братья Кирилл и Мефодий.

Перед нашими глазами прошла история жизни двух великих людей, двух славянских просветителей – Кирилла и Мефодия. Судьба их была трудной, сложной, но интересной. Не менее сложной, но интересной была и жизнь их детища – славянской азбуки. Благодаря кириллице мы можем читать и писать, общаться с великими писателями прошлого и настоящего. Очень хочется, чтобы вы осознали, с каким удивительным явлением мы сталкиваемся каждый день – удивительным, поистине чудесным является наш алфавит, удивительным и чудесным является русское слово, русский язык.

Давайте же бережно относиться к драгоценностям, подаренным нам нашим народом, нашей Родиной – Великой Россией. Ваши бабушки и дедушки бережно хранили наш язык и передавали его своим детям, вашим родителям, а родители передали его вам, вы передадите великое русское слово своим детям, и в этом вам поможет детище солунских братьев.

Великий поэт и прозаик XX в. Иван Бунин, написал стихотворение “Слово”, им я хочу закончить нашу игру:

Молчат гробницы, мумии и кости, –

 Лишь слову жизнь дана:

 Из древней тьмы, на мировом погосте.

 Звучат лишь Письмена.

 И нет у нас иного достоянья!

 Умейте же беречь

 Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

 Наш дар бессмертный – речь.

                                        У          Учитель русского языка и литературы высшей категории

                                                            Верхнетимерсянской СОШ Мыгыш Н.Г.                У


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"День славянской письменности и культуры"

Внеклассная работа по предмету. Устный журнал «День славянской письменности и культуры» знакомит с историей создания славянской азбуки, её основоположниками. Дается в двух папках: №1 - основной м...

Праздник славянской письменности. Презентация к внеклассному мероприятию.

Презентация к внеклассному мероприятию по русскому языку "История азбуки"...

ИЗ ИСТОРИИ ПИСЬМЕННОСТИ КОНСПЕКТ ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ИЗ ИСТОРИИ ПИСЬМЕННОСТИ Цель занятия: познакомить учащихся с истоками возникновения славянской письменности.

КОНСПЕКТ ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУИЗ ИСТОРИИ ПИСЬМЕННОСТИЦель занятия:  познакомить учащихся с истоками возникновения славянской письменности. Наше внеклассное мероприятие по русском...

Открытый урок по ОПК «Глаголь. Добро. Урок в славянской школе.», посвящённого Дню славянской письменности и культуры

Цели урока: приобщить подрастающее поколение к православной культуре России, в интерактивной игровой форме «урока и весёлой переменки» преподнести знания о значении письменности для народов России, о ...

Славянская письменность. Презентация к 1150-летию славянской письменности.

Материал посвящен 1150-летию славянской письменностии был представлен для участия в муниципальном конкурсе презентаций обучающихся 7-8 классов, посвященном этому юбилею. В нем рассматривается вопросы ...

Сценарий праздничного мероприятия, посвящённого Дню славянской письменности и культуры «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ СЛАВЯНСКОЙ АЗБУКИ»

24 мая, в день памяти святых равноапостольных Кирилла  и  Мефодия, Россия отмечает  День  славянской  письменности и культуры. Этот праздник восходит к церковной традиции, сущ...

«История славянской и русской письменности»: Урок-викторина для 9-11 классов, посвященный Дню славянской письменности и культуры

Цель: воспитание  уважительного отношения учащихся к трудам христианских проповедников Кирилла и Мефодия, создавших первую славянскую азбуку....