Исследовательская деятельность учащихся на уроках русского языка
материал по русскому языку по теме

Коннова Татьяна Анатольевна

В работе рассматривется проблема системной работы по исследовательской деятельности на уроках русского языка 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования науки Самарской области

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

Самарский областной институт повышения квалификации

и переподготовки работников образования

Итоговая работа по курсу повышения квалификации по ИОЧ

«Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»

на тему:

 «Исследовательская деятельность учащихся на уроках русского языка»

время обучения: 1 сессия: 13.01.2014 – 17.01.2014 г.

                            2 сессия: 27.01.2014  – 31.01.2014 г.

                                                                           

 Выполнила

Коннова Татьяна Анатольевна,

 учитель русского языка

ГБОУ ООШ с.Краснояриха

муниципального района

Челно-Вершинский  

Самарской области

Самара, 2014г

Содержание

1.Введение……………………………………………………..……………..…3

        Актуальность…………………………………………………..……....…3

        Противоречия………………………………………………………….….3

        Проблема……………………………………………………………...…..4

             Цель………………………………………………………………………..4

        Задачи…………………………………………………………..…………4

        Результаты………………………………………………………………...5

2.Основное содержание……………………………………………………….…5

3. Заключение……………………………………………………………….……8

4. Список использованной литературы …………………………………….10

Приложение………………………………………………………………………11

  1. Введение.

         В настоящее время изменения во всех областях жизни происходят с невиданной скоростью. Одна из задач школы сегодня – формирование молодого человека с критическим, нестандартным мышлением, способного к поиску взвешенных решений,  основанных на самостоятельном исследовании окружающего мира. Такие люди будут определять успехи нашей страны в будущем. Известный российский психолог А.Г. Асмолов так объясняет актуальность нововведений: «Задача системы образования состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научить учиться. При этом становление учебной деятельности означает становление духовного развития личности. И по сути дела мы идем по пути от действий к фундаментальному ядру образования. Дать способы культурного мышления — вот что необходимо сделать сегодня в мире, где поток информации безграничен».

 Модернизация школьного образования ориентирует на развитие познавательной самостоятельности учащихся, формирование у них умений исследовательской деятельности. Школа нового времени должна раскрывать личность ребёнка, воспитывать в детях интерес к учёбе, должна быть образовательной системой, адекватной нашей жизни.

Актуальность работы.

В настоящее время учитель решает очень сложные задачи переосмысления своего педагогического опыта, ищет ответ на вопрос «Как обучать в новых условиях?». Все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения,  поэтому исследовательская работа на уроках русского языка необходима.

        Противоречия.

          К сожалению, наша школа не всегда может соответствовать этим задачам в силу самых разных причин. Таким образом, возникают противоречия между стандартами образования и социальным заказом. С одной стороны:

  • между новыми требованиями общества к организации исследовательской деятельности на уроках русского языка и имеющимися у учителя возможностями;
  •  между требованиями общества к высокому уровню материально-технического оснащению школы для организации исследовательской деятельности и недостаточным уровнем школьной инфраструктуры;
  • между необходимостью организовывать исследовательскую деятельность  на уроках русского языка  и недостаточным уровнем  методической подготовки педагога для организации этой деятельности.

Проблема.

           Исходя из данных противоречий,  определяется  проблема эффективной организации исследовательской деятельности на уроках русского языка. Поиски решения этой очень серьёзной проблемы ведутся по всем направлениям.  Одним из путей решения было и остаётся формирование всесторонне развитой личности школьника: развитие творческого потенциала ребёнка, его способностей, одарённости через применение исследовательской деятельности на уроках русского языка. Данная проблема позволила мне определить тему работы «Исследовательская деятельность на уроках русского языка».

Цель.

        Таким образом, главная цель  –  создать систему работы по организации исследовательской деятельности на уроках русского языка  для развития самостоятельной, активно развивающейся творческой личности, способной к самореализации в обществе.

Задачи.

Заявленная цель определяет дальнейшие задачи:

  • изучение имеющейся методической литературы по организации исследовательской деятельности на уроках русского языка;
  • создание условий для самовыражения учащихся в соответствии с их индивидуальными особенностями через применение системы организации исследовательской деятельности на уроках русского языка;
  • использование различных педагогических технологий, а именно исследовательской деятельности, для развития творческого и интеллектуального потенциала учащихся;
  • обобщение педагогического опыта на РМО.

Результаты.

            Мы предполагаем, при использовании  методов исследовательской деятельности на уроках русского языка будут получены следующие результаты: 

1. развитие творческой познавательной активности учащихся;

2. развитие самостоятельности мышления и деятельности, и, как следствие, формирование творческой личности: увеличится не только количество  участников, но и победителей в разнообразных конкурсах и олимпиадах;

3. повышение качества знаний по ГИА. 

          Кроме того, повышается работоспособность учащихся, интерес к предмету, развиваются память, речь, а также способности восприятия и переработки информации. Всё вместе способствует самоопределению учащихся, выбору дальнейшего жизненного пути.

 

Учащиеся получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.

  1. Основное содержание.

Организация учебно-исследовательской работы

на уроках русского языка 

Учебное исследование – деятельность, главной целью которой является образовательный результат; она направлена на обучение учащихся, развитие у них исследовательского типа мышления.

Научное исследование – вид деятельности, направленный на получение новых объективных научных знаний.

Процесс организации учебного исследования на уроках представляет собой поэтапное, с учётом возрастных особенностей, целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской культуры школьника:

– мыслительных умений (анализ и выделение главного; сравнение; обобщение и систематизация; определение и объяснение понятий; конкретизация, доказательства и опровержение, умение видеть противоречия);

 – умений и навыков работы с книгой и другими источниками информации;

– умений, связанных с культурой устной и письменной речи;

    – специальных исследовательских умений (формулировка задач, гипотезы, выбор путей решения проблемы, и проверка правильности выбранного пути и др.).

Итак, исследовательская деятельность учащихся – это, прежде всего, эффективный способ организации образовательного процесса, средство развития общих (способность к анализу, обобщению, синтезу, аналогии, идентификации и др.) и специальных компетентностей учащихся, способ социализации и воспитания личности ребёнка.

Рассмотрим возможные пути, способствующие развитию исследовательской культуры школьников. На наш взгляд, сначала целесообразно предлагать учащимся задания, развивающие способность к оценочным действиям (анализ устного ответа одноклассника, отзыв о сочинении одноклассника, авторецензия на сочинение и т.д.). Мы пришли к мнению о возможности и необходимости включать учебно- исследовательские задания в уроки русского языка уже в 5-м классе. Поскольку в этом возрасте ведущую роль играет общение со сверстниками в контексте собственной деятельности подростка (учебной, общественно полезной), учащиеся выполняют задания в творческих группах, самостоятельно формулируя их и распределяя внутригрупповые обязанности. В результате такого подхода мы пришли к выводу, что любой учебный материал может быть усвоен в исследовательском контексте, для этого необходимо только дать возможность учащимся обнаружить проблему, содержащуюся в учебном материале, увидеть пробелы в собственных знаниях, обратиться к личному опыту. 

Исследование лексического значения слов. В процессе исследования пятиклассники выявят возможные значения «слов» (лингвистических единиц) (на примере сказки Л. Петрушевская «Пуськи бятые»)  и на этой основе составят толковые словарики, которые затем объединят в один, и осуществили возможные «переводы» сказки на русский язык. (текст сказки в Приложении 1)

Исследование грамматического значения слов. Пятиклассники определят, слова каких частей речи употреблены в сказке. Они придут к выводу, что служебные части речи Л. Петрушевская сохранила (союзы и, а; предлоги за, с, по и др.). Самостоятельные части речи, к которым относятся использованные писательницей «слова», а также их морфологические признаки точно определяются по их морфемному составу (суффиксам и особенно окончаниям).

Материалом для учебных исследований являются различные словари. Задания могут быть направлены на решение как одной учебной задачи, так и комплекса задач. Это и поиск в толковых словарях однокоренных слов с раскрытием их лексических значений, а также фразеологизмов с данными словами (во фразеологическом словаре), и наблюдение за изменением семантики слов (по словарям В.И. Даля и С.И. Ожегова), и построение словообразовательных цепочек и гнёзд (словообразовательный словарь), и преобразование текста, и наблюдение за изменением его смыслового содержания (работа со словарями синонимов и антонимов).

В современной понятии учебное исследование есть всегда исследование уже познанного: «Учащиеся решают проблемы, уже решенные обществом, наукой и новые только для школьников ... Учитель предъявляет ту или иную проблему для самостоятельного исследования, зная ее результат, ход решения и те черты творческой деятельности, которые требуется проявить в ходе решения»

Любой школьный предмет состоит из проблем, уже решенных обществом и наукой, рассказывает о путях решения, уже изведанных. Поэтому можно назвать любой учебный метод - исследовательским.

По моему мнению, учебное исследование вносит в процесс преподавания русского языка следующее: помощь в формировании самосознания школьника, в обретении позиции заинтересованного и ответственного участия в познавательно-творческой работе на уроке.

   Учебное исследование способно «освежить»  атмосферу уроков, воздействовать на все стороны, все приемы преподавания.

  Поэтому исследовательскую работу на уроках русского языка целесообразно рассматривать с двух взаимодополняющих точек зрения:  метод и  уровень, до которого в идеале могут подняться многие виды учебного труда школьников.

       Исключительную важность приобретает одно условие: не переоценивать возможности учащихся, остерегать их от скороспелых суждений, от самоуверенности, приучать к научной строгости и ответственности. Учебное исследование становится реальным не тогда, когда нам вдруг захочется его ввести, а тогда, когда мы сумеем подготовить к этому уровню работы и себя, и учеников. Работа это нелегкая, требующая настойчивости, накопления знаний по крупицам, которая может стать дорогой к творческому труду.

       В идеале любая квалифицированная учительская работа сегодня немыслима без исследования. Оно необходимо, чтобы видеть реальный педагогический процесс, его проблемы, конфликты, перспективы, чтобы искать эффективные способы обучения и воспитания, объективно оценивать результаты своей работы.

     Считаю, что исследование может применяться на всех этапах обучения языку: некоторые элементы исследовательского подхода школьникам следовало бы осваивать уже в детском и подростковом возрасте, тогда более реальным будет подъем к высшему уровню творческой самостоятельности.

Я расскажу лишь о некоторых видах организации исследовательской деятельности на уроках русского языка.

1. Учебное исследование как игра.

Игру многое роднит с искусством, особенно словесным: любимые человеческие игры - ролевые, в которых образы создаются с помощью слова.

Для школы важно, что игра - исток художественного мышления и творчества. Это давно замечено писателями. Л. Н. Толстой считал игру в «муравейное братство» и в «зеленую палочку» началом своей духовной жизни, соотносил со всей своей деятельностью. Видимо, это закономерность, которая проявляется повсеместно и во все времена. Считаю, что игра должна занимать большое место и в школьном преподавании. Но это далеко не так. Игра применяется иногда во внеклассной работе (обычно - типа викторины). На уроках же она - редчайшая гостья и встречается, добавим, только у тех учителей, на чьих уроках вообще бывает интересно и весело.

Я не буду утверждать, что причина скуки - именно невнимание к игре: есть и другие причины. Игра способна помочь в преодолении скуки: потянешься к игре, задумаешься над нею - и захочется поискать живые начала во всем преподавании.

2. Исследование как наблюдение над авторским текстом и творческая работа учащихся.

3. Уроки-исследования.

Учебное исследование на уроках реально при одном решающем условии - если сам учитель по своему подходу к работе, по характеру преподавания является исследователем. Однако вполне возможен вопрос: действительно ли учитель может и должен быть исследователем?

Известна иная точка зрения: дело учителя - практическое преподавание, а не научные изыскания. Есть даже традиционное выражение - «учитель-практик». Распространенность такой позиции можно объяснить общепризнанной перегруженностью учителя, поглощенностью повседневными заботами, которые иногда не дают поднять головы, осмыслить сделанное, заглянуть вперед.

Это очень серьезная трудность, поэтому в государственных документах подчеркнута необходимость преодолеть перегрузку, помочь учителю сосредоточить свои силы на главном - на обучении и воспитании. Но именно это главное и требует исследования как типичной черты учительской деятельности. У учителя русского языка, верно понимающего свою профессию, всегда есть исследовательский интерес. И когда преподаватель рассказывает в классе о том, что уже добыто наукой, или организует решение (в целях подготовки, тренировки) уже решенных наукой задач, он является исследователем, потому что ему интересно и важно понять, как постигают язык  конкретные его ученики, что им легко, что трудно и почему; какие возникают успехи и конфликты, а иногда и для того, чтобы найти истину. И ученикам важно увидеть в учебных заданиях нечто, выходящее за рамки усвоения готовых решений, четких упражнений.

3. Заключение.

            Мы предполагаем, при использовании разработанной  системы исследовательской деятельности на уроках русского языка будут развиты и познавательные потребности учащихся на творческом уровне, самостоятельность мышления,  и  как следствие,  - формирование творческой личности, учащиеся смогут не только принимать участие в разнообразных олимпиадах различных уровней (школьного, муниципального, регионального, общероссийского), но и занимать призовые места,   научатся писать научно-исследовательские работы.

     Включение учащихся в исследовательскую деятельность, выполнение творческих работ обеспечивает овладение методами познания, поиска и структурирования информации, способности ориентироваться в современной информационной среде, способствует более успешной адаптации к быстро изменяющимся условиям современного мира, формирует механизмы саморазвития, самосозидания. Познавательная творческая деятельность создает благоприятные условия для самообразования учащихся, личностного саморазвития, проявления самостоятельности в поведении и мышлении.

    Участие в конференциях, олимпиадах, конкурсах является итоговым, завершающим этапом творческой  исследовательской работы. Конечными критериями оценки исследовательской деятельности учащихся должны быть полученные знания умения и навыки.

Конечно, исследовательский метод никогда не отменит и не заменит других учебных методов, но стать перспективой на учебном пути - может.

     Подтверждающим результатами эффективности исследовательской работы можно считать выполнение исследовательских, творческие работ, которые получат соответствующую оценку на различных уровнях.

4. Список использованной литературы:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования/ Министерство образования и науки Российской Федерации. – М., 2012;
  2. Фундаментальное ядро содержания общего образования / под редакцией В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – 4-е изд. - М.: Просвещение, 2012;
  3. Якиманская И.С. Личностно – ориентированное обучение в современной школе. М., 1996;
  4. Маркова А.К. Формирование мотивации учения. – М., Просвещение, 1990;
  5. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: Инновационная деятельность. М., 1997;
  6. Дьяченко В.К. Два варианта новейшей педагогической технологии // Коллективный способ обучения http://pedlib.ru/Books/5/0307/5_0307-1.shtml;
  7.  Асмолов А. Г.   Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения // Педагогика.-2009.-№4.-С.18-22;
  8. Методические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода http://omczo.org/publ/393-1-0-2468.

Приложение 1

Сяпала Калуша с Калушатами по напушке. И увазила Бутявку, и волит:

– Калушата! Калушаточки! Бутявка!

Калушата присяпали и Бутявку стрямкали. И подудонились. А Калуша волит:

–  Оее! Оее! Бутявка-то некузявая!

Калушата Бутявку вычучили. Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки. А Калуша волит калушатам:

– Калушаточки! Не трямкайте бутявок, бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые. От бутявок дудонятся.

А Бутявка волит за напушкой:

– Калушата подудонились! Зюмо некузявые! Пуськи бятые!

Приложение 2.

1. Учебное исследование как игра.

Будьте внимательны.

Один школьник написал: Волна красавuтся. Что с чем он перепугал? Как вы объяснили бы ему его ошибку? Попробуйте сами написать без ошибок под диктовку такие примеры.

У колодца расколоться

Так хотела бы вода,

Чтоб в болотце с позолотцей

Отразились провода.

Так хотела бы водица

Убегать и расходиться.

(В.Хлебников).

Очень знать нам хочется,

Звездная Медведица,

Как вам ночью ходится,

Как вам ночью ездится ...

              (В.Маяковский).

Мы вас ждем, товарищ птица!

Отчего вам не летится?

                             (В.Маяковский).

Мягкий знак после шипящих.

Попробуйте подобрать рифмы к словам: ключ, дочь, шалаш, багаж, камыш, меч, полночь, мелочь, дрожь.

Мне  не удалось подобрать рифмы ко всем словам. А что получилось у вас?

Играем со словосочетаниями.

Вы знаете, что бывают золотое кольцо, золотое сердце, золотые руки, золотые слова. Составьте как можно больше словосочетаний с прилагательными: острый, твердое, легкий, холодное, львиная, круглый, глубокая.

Изучаем «Фонетику» 5 класс

З а д а н и е 1. Запишите одними гласными буквами фамилии известных поэтов и писателей 19 в. Например: еао, еоо, еu, оuu, аяоu.

Легко ли расшифровать эту запись?

А теперь запишем те же фамилии при помощи одних согласных: Нкрсв, Л pмнтв, Гндч, Фнвзн, Мквскй. Теперь запись расшифровывается почти без всякого труда.

- Давайте вспомним, сколько гласных фонем (звуков, различающих слова) в русском языке? Их шесть. Назовите их. А согласных? Более 30 (до 37 по подсчетам ученых - представителей разных научных школ). Ясно видно, что согласных в языке больше. Благодаря такому разнообразию согласных «звуковых красок» наши слова звучат по-разному. Гласные меньше используются для «раскраски». А для чего же? Что нужнее - гласные или согласные?

З а д а н и е 2. Вот какое задание предложил когда-то учащимся проф. А. М. Пешковский в учебной книге «Наш язык»:

Трудные слова.

Поспорили однажды Миша и Сережа, кто труднее слова выдумает - хотя бы и без смысла. Вот Миша и говорит: «Ауэ!» А Сережа: «Прк!»

А Миша: «Ауэо!» А Сережа: «Пркх!»

- Ауэоы!                        - Пркхт!

- Ауэоыу!                     -  Пркхтш!

А труднее они уже не могли придумать.

Вопросы для беседы: чем трудны Мишины слова? Что делается со ртом, когда их произносишь? Открыт он или закрыт? Закрывается ли он сколько-нибудь значительно хоть на одно мгновение?

А чем трудны Сережины слова? Что делается со ртом, когда их произносишь? Раскрывается ли он хоть немного? А что делается со ртом при произнесении обыкновенных слов баба, тетя, Миша?

И т. д.

Что нужнее - гласные или согласные?

Совершенно ясно, что одинаково нужны и гласные и согласные. Деление звуков на два эти разряда свойственно всем языкам мира.

Изучаем «Синтаксис» 9 класс

Тема «Тире и двоеточие в бессоюзном сложном предложении»

Карточки с предложениями (предложения даны без знаков препинания)

Получивший карточку должен обосновать свой ответ.

1) Страшная мысль мелькнула в уме моем: я вообразил ее в руках разбойников. (Пушкин.)

2) Одно было несомненно: назад он не вернется. (Тургенев.)

3) Сыр выпал - с ним была плутовка такова. (Крылов.)

4) Иван Иванович подошел к воротам, загремел щеколдой - изнутри поднялся собачий лай. (Гоголь.)

5) Дуб держится - к земле тростиночка припала. (Крылов.)

6) С беспокойством я выпрыгнул из кибитки и вижу: матушка встречает меня на крыльце с видом глубокого огорчения. (Пушкин.)

7) Вы раздвинете мокрый куст - вас так и обдаст накопившимся теплым запахом ночи. (Тургенев. )

8) Пашню пашут - руками не машут. (Пословица.)

9) Я проснулся: заря уже занималась. (Тургенев .)

10) Одного только я не понимаю: как она могла тебя укусить? (Чехов.)

11) Глубже пахать - больше хлеба видать. (Пословица. )

12) Иногда мне думается - надо убежать. (М. Горький.)

13) Однако пора вставать: уже без четверти шесть. (Пушкин.)

14) Приказ есть приказ - так его воспитал фронт. (Воробьев.)

15) На стене ни одного образа - дурной знак. (Лермонтов.)

16) Птиц не было слышно: они не поют в часы зноя. (Тургенев.)

Тема «Запятая и ее отсутствие в сложносочиненном предложении»

На доске прикреплены кармашки: распределить предложения соответственно правилам.

Карточки с предложениями (предложения даны без знаков препинания) Учащийся объясняет свое решение.

1) Наташа говорила шепотом, да и дед и лесничий тоже говорили вполголоса. (Паустовский.)

2)Уймись, или худо будет. (Пушкин.)

3) Вскоре после восхода набежала туча и брызнул короткий дождь. (Пушкин.)

4) Глаза у всех устремились и носы вытянулись по направлению к письму. (Гончаров.)

5) От долгого сиденья у него затекли ноги и заболела спина. (Куприн.)

6) Он чувствовал себя нехорошо: тело было слабо и в глазах ощущалась тупая боль. (Куприн.)

7) По словам охотников, зверь в этих лесах вывелся и птица исчезла.

8) Странный старичок заговорил очень протяжно, звук его голоса также изумил меня. (Тургенев.)

9) Это кто такие и что им надобно? (Пушкин.)

10) Пусть кончится холод и наступит тепло.

11) Как он смешон и как глупы его выходки!

12) Подсудимых тоже куда-то выводили и только что ввели назад. (Л. Толстой.)

13) Оглянитесь вокруг, и увидите столько нового и интересного!

14) Хриплый стон и скрежет ярый. (Пушкин.)

15) Необходимо рассмотреть авторские заявки и срочно составить по ним заключения.

16) Между тем совсем рассвело, и надо было опять выходить в море. (Катаев.)

2. Исследование как наблюдение над авторским текстом и творческая работа учащихся.

1) 8 класс, тема урока «Частотность употребления конструкций с однородными членами в разных эпизодах рассказа Л. Толстого «После бала».

А)  Индивидуальная исследовательская работа по рассказу Л. Толстого.

Класс слушает сообщения о результатах исследования (наиболее часто конструкции с однородными членами встречаются в портретных описаниях героев, в описании мазурки, в сцене наказания татарина, в эпизодах, передающих душевное состояние Ивана Васильевича).

Б)  Коллективная исследовательская работа.

- Давайте проследим роль и экспрессивные возможности предложений с однородными членами в этих эпизодах. Мы слышали, что наиболее часто однородные члены встречаются при создании портрета. Почему? (Зачитаются отрывки с описаниями портретов Вареньки и ее отца. Использованные конструкции создают очень точную картину, позволяют описать героя,  подробно, передать все детали,  так что мы можем ясно представить его.)

Какой вам представляется Варенька? ее отец? Попытайтесь выразить свои ассоциации с помощью слова или словосочетания. (Варенька - нежная лилия, грациозная лань, распустившаяся роза, звезда. Отец - античная статуя, белое и черное.)

Каждый из вас попытался зрительно представить себе героя благодаря экспрессивности однородных членов, которые передают мельчайшие детали портрета.

2) 8 класс,  тема урока «Обособленные члены предложения».

Читается отрывок из повести А. И. Куприна «Олеся». Первый вариант чтения - без обособленных членов, второй вариант текст взят полностью. Учащиеся делают вывод: обособленные члены предложения обогащают нашу речь.

Затем каждому ученику выдаются фотоэтюды, к которым нужно дать сопроводительный текст из пяти-шести предложений с обособленными членами.

3) 7 класс, урок-практикум «Деепричастие - особая форма глагола» (проводится после изучения темы «Деепричастие»)

Цель - не только обобщить, систематизировать материал по теме, закрепить изученные орфограммы (не с деепричастиями) и пунктограммы (выделение деепричастия и деепричастного оборота); сравнить две глагольные формы (причастие и деепричастие), помочь каждому усвоить грамматико-стилистическую норму употребления деепричастия в предложении, научиться видеть границы деепричастного оборота.

Работа с текстом:

Выпив чашку чая Наташа шумно вздохнула забросила косу за плечо и начала читать книгу в ж..лтой обл..ке, с картинками. Мать стараясь (не) шуметь посудой наливая чай вслушивалась в плавную речь девушки. Но скоро она утомилась следить за рассказом и стала ра(с,сс)матривать гостей, (не) заметно для сына и для них. Павел сидел рядом с Наташей; он был красивее всех. Наташа ни..ко наклоняясь над книгой часто попр..вляла сползавшие ей на виски волосы. Взмахивая головою и понизив голос говорила что-то от себя не глядя в книгу ласково скользя глазами по лицам слушателей. Хохол нав..лился широко грудью на угол стола, косил глазами стараясь рассмотреть издерга(н,нн)ые концы своих усов. Весовщиков сидел на стуле прямо упираясь ладонями в колени и его рябое лицо без бровей, с тонкими губами, было (не) подвижно, как маска. (Не) мигая узкими глазами он упорно смотрел на свое лицо отраже(н,нн)ое в блестящей меди самовара, маленький Федя слушая чтение беззвучно двигал губами точно повторяя про себя слова книги. А его товарищ согнулся поставив локти на колени и задумчиво улыбался. В комнате было как (то) особенно хорошо. (М. Горький).

- Выразительное чтение текста и работа с ним.

1. Найдите деепричастия. Почему вы решили, что это деепричастия? Докажите.

2. Почему деепричастие - особая форма?

3. Какие признаки глагола есть у деепричастия? Добиваюсь полного ответа:

а) общее лексическое значение (не глядеть не глядя);

б) вид;

в) зависимое слово ставится при деепричастии в том же падеже, что и существительное при глаголе (не глядеть в книгу не глядя ... );

г) возможность определяться наречием (совсем не глядеть совсем не глядя).

4. Какие общие черты у деепричастия и наречия?

- Замените, где можно, один из глаголов деепричастием. Укажите условия замены.

1) Сестренка беспрерывно болтала и не слышала даже своих слов. 2) Море грозно шумело, и волны яростно бились о берег. З) Малыш напевал и хлопал в ладоши. 4) Герасим шел, не торопился, не отпускал Муму с веревки.

-  Исследование с опорой на сравнение двух глагольных форм.

- А есть ли общие грамматические признаки у причастия и деепричастия?

Общими усилиями приходим к выводу: обе формы глагольные; образуются от глагола; имеют вид; могут иметь при себе зависимыe слова.

- А в чем их различия?

Повторяем сведения об образовании деепричастий. На что нужно обращать внимание? (На вид, основу глагола.)

 - Разберите по составу деепричастия.

Выпив, стараясь, наливая, наклоняясь, понизив, завернув, развертывая, проговорив.

- Придумайте и запишите слова с данными значимыми частями: -евши, -евший, -ивши, -uвшuй, -авши, -авшuй.

- Этимологическая страничка: форма деепричастия несовершенного вида от глагола быть -будучи является архаическим образованием в современном языке. Происходит она от им. падежа, ед. ч. кратких причастий женского рода, и её можно обнаружить в фольклоре и литературных произведениях, близких по стилю к устному народному творчеству:

Лето он жил работаючи, Зиму не видел детей,

Ночи о нём. помышляючи, я  не смыкала очей.

(Н. Некрасов «Мороз, Красный нос»)

Ср. также: жить припеваючи, работать играючи, говорить жалеючи.

Деепричастия продуктивно используются также в устойчивых сочетаниях, пополняя фразеологический актив языка: засучив рукава, не покладая рук, спустя рукава, сложа руки, сломя голову, положа руку на сердце, разиня рот и т. п.

Например, устойчивое сочетание засучив рукава живёт в современном языке, существенно изменив своё лексическое значение в процессе исторического развития общества. Глагол засучить образован с помощью суф. -ить- от основы «сук» (как и слово сукно). В древнерусском языке было слово сукман, что означало «суконный кафтан». Поэтому буквально засучить рукава значило бы «отвернуть сукно на рукавах кафтана». Однако, в результате сложной эволюции глагол засучить и деепричастие засучив резко разошлись в значениях; глагол и его особая форма перестали быть тождественны друг другу в смысловом отношении.

Такие сведения о деепричастии повышают интерес учащихся

4) 8 класс. «Однородные члены предложения»

- Знаки препинания, объяснить их; раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы.

Хлестаков вовсе (не)надувает он не лгун по ремеслу он сам забывает что лж .. т и уже сам почти вер .. т тому что говорит. Это вообще лучшая и самая поэтическая минута в его жизн .. - почти род вдохновения. (Гоголь).

-Проверка диктанта (один ученик у доски).

- Работа с текстом. О какой «минуте» говорит Гоголь? Действительно ли Хлестаков верит

своей фантазии?

- Чтение по ролям явл. 4 третьего действия. Как восприняли чиновники рассказ Хлестакова о петербургской жизни? До какого момента инициатива разговора     в руках Хлестакова? (До реплики Марьи Антоновны.) Действительно ли Хлестаков обладает «легкостью необыкновенной в мыслях»? Замечает ли Хлестаков, что начинает врать? Как выходит из затруднительных положений?

Как вы думаете, где высшая точка (кульминация) сцены вранья? Почему Гоголь говорит не упал, ашлепнулся? Как реагируют чиновники на эту сцену? Почему?

- Пунктуационный разбор (вывод к беседе).

Все они, уездные, напуганные и знающие свои грешки, благоговеющие перед начальством, готовы в носе, в бакенбардах, пустышке, в фитюльке увидеть какие угодно величественные черты, раз они признали бакенбарды и фитюльку персоной. (Г у к о в с к ий).

- Обобщающая беседа. Что             же       помогает        Хлестакову молниеносно вознестись в мечтах до генерала и даже фельдмаршала? Как Гоголь передает изменение настроения чиновников города?

Каковы жизненные идеалы Хлестакова? Какая фраза лучше всего отражает сущность этого «елистратишки»?

Запись эпиграфа к уроку: «Ведь на то и живешь, чтобы срывать цветы удовольствия!»

- Словарная работа: записать существительные и прилагательные, характеризующие Хлестакова.

Пустозвон, несколько приглуповат, щеголь, простодушный, тщеславный, болтун, недалекий.

3. Уроки-исследования.

7 класс. Урок-исследование по теме «Частица»

- Знакомства с определением частиц по школьному учебнику и с обобщающей таблицей «Разряды частиц по значению и функциям»

Вопросы для анализа таблицы:

1. На какие группы делятся все частицы? По каким признакам?

2. Отметьте иаиболее употребительные частицы. В каких стилях речи они употребляются? 3. Какие частицы используются редко? В каких стилях?

4. На что указывают пометы в скобках после некоторых частиц?

Второй этап - анализ текста с помощью вопросов и исследовательских заданий.

- Скажи, что ты ешь, и я скажу, кто ты.

- Угадай, кто я? Ем жуков и муравьев и живу на елке.

-Неужели дятел?

- Нет, вот и не угадал! Еще я ем ос и шмелей. Так ты птица- осоед. -

- Как же, осоед! Еще я ем гусениц и личинок. Как раз гусениц и личинок любят дрозды.

- Действительно, дрозды, а не я. Ведь я грызу сброшенные лосями рога.

- Ну тогда ты, наверно, лесная мышь.

- Вот еще - мышь! Бывает, я даже сама ем мышей.

- Хорошо! Тогда ты, конечно, кошка.

- Куда уж - кошка! Иногда я ем ящериц. И изредка рыбу.

- Ладно, ты - цапля.

- Где уж - цапля! Я ловлю птенцов и таскаю из птичьих гнезд яйца.

- Точно, куница!

- Вот именно не куница. Куница - мой старый враг. А ем я еще почки, орехи, семенa елок и сосен, ягоды и грибы ..

_-Скорее всего ты - свинья, раз лопаешь все подряд. Ты одичавшая свинья, которая сглупу забралась на елку!

- Нет, нет и нет! Я белка! Запомни: кошки едят не только мышей, чайки ловят не только рыбу, мухоловки глотают не одних мух, а белки грызут не только орешки. (По Н. И. С л а дко ву).

Вопросы и задания:

1. Прочитайте выразительно текст. Понравился ли он вам? Чем?

2. Как его можно озаглавить? Сравните свое название с авторским («Скажи, что ты ешь, и я скажу, кто ты»). Какое точнее, удачнее? Почему?

3. Определите стиль текста. Обоснуйте свое мнение.

4. Сравните два предложения: Ты ошибся, nотому что я не лесная мышь.- Вот еще лесная мышь!Можно ли их употребить в диалоге? В каком предложении содержание передано сжато, энергично? Какими средствами? Где решительно и резко опровергается суждение, высказанное собеседником? В какой конструкции обнаруживается отношение говорящего к предмету разговора (к тому, о чем говорится) и к собеседнику?

5. Найдите в тексте аналогичные конструкции, по которым можно определить отношения собеседников. Каковы эти отношения? Какая часть речи помогла нам узнать о них?

6. Укажите в тексте все частицы, их разряды по значению и функциям, обратившись за справками к обобщающей таблице и к следующему предписанию:

Роль частиц в предложении и тексте.

1. Укажите частицу (или сочетание частиц).

С какой целью употреблена частица в предложении (в тексте)?

1) Для образования наклонения глагола.

2) Для выражения значений модальности (каких?).

3) Для внесения в предложение значения утверждения или отрицания.

4) Для оформления предложения по цели высказывания.

5) Входит в структуру предложения как необходимый компонент («Пойдем?» - «Давай».согласие; «Лентяй он».- «Ну уж» - сомнение).

6) Связывает части предложения, его члены или целые предложения.

Признаком какого стиля является употребление частицы в данном контексте?

7. В словаре некоторые частицы имеют особые стилистические пометы: Ну да, так-таки, идетразговорные, аж, эк, ага, ишь, вишь - просторечные.

На что указывают эти пометы? Можно ли просторечные и разговорные частицы употреблять в диалоге? Почему? Какие из названных слов встречаются в вашей речи? Замените просторечные частицы синонимичными нейтральными.

8. Сделайте вывод: почему в тексте разговорного стиля используется множество частиц?

- Конструирование микротекстов по предложениям.

Вопросы и задания.

1. Сравните четыре предложения. Одинаковую ли информацию они содержат? Как вы это установили?

1) Я  nриглашаю вас сегодня в гости.

2) И я nриглашаю вас сегодня в гости.

3)Я nриглашаю и  вас сегодня в гости. 4) Я nрuглашаю вас и  сегодня в гости.

2. Какой частью речи является и в этих предложениях? Аргументируйте свое мнение. (Частица, так как союз связывает однородные члены или части сложного предложения.)

3. Сконструируйте микротекст по каждому предложению. Какие получились микротексты: одинаковые или разные? Почему?

- Выводы:

1) Могут ли частицы «путешествовать» по предложению? Произвольна ли позиция частицы в высказывании?

2) Помогают ли частицы восстановить контекст, подсказать, о чем говорилось прежде, и предсказать продолжение текста? Докажите своими примерами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы "Исследовательская деятельность учащихся на уроках русского языка и литературы"

Выступление  на педсоветеПриложения содержат методические разработки в области исследовательского метода...

«Инновационные системы образования и практического применения на примере исследовательской деятельности учащихся на уроках русского языка».

Исследовательская деятельность на уроках русского языка способстует разитию творческой личности....

Методическая статья «Организация поисково-исследовательской деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы» с целью формирования общеучебных компетенций»

Методическая статья«Организация поисково-исследовательской деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы» с целью формирования общеучебных компетенций»...

Исследовательская деятельность учащихся на уроках русского языка

В современной школе все чаще учителя обращаются к исследовательской, или проектной, деятельности учеников. Это прекрасный способ повысить учебную мотивацию школьников, сформировать исследовательские к...

«Исследовательская деятельность учащихся на уроках русского языка»

Методическая разработка «Исследовательская деятельность учащихся на уроках русского языка»...

Методическое пособие "Проектно – исследовательская деятельность учащихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время"

В методическое пособие «Проектно- исследовательская деятельность учащихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время» помещены материалы по организации проектно- исследовательской дея...

Проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроках русского языка и литературы как один из путей развития способностей учащихся в рамках ФГОС

Стандарт нового поколения направлен на обеспечение перехода в образовании к стратегии социального проектирования и конструирования, от простой ретрансляции знаний к развитию творческих способностей об...