«Инновационные системы образования и практического применения на примере исследовательской деятельности учащихся на уроках русского языка».
методическая разработка по русскому языку (10 класс) по теме

Исследовательская деятельность на уроках русского языка способстует разитию творческой личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл karnizova.innovatsii.docx23.2 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГБОУ НПО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ № 34

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Научно-методическая статья

«Инновационные системы образования и практического применения на примере исследовательской деятельности учащихся на уроках русского языка».

автор  Карнизова Наталья Владимировна,

 преподаватель русского языка и литературы высшей категории

 ГБОУ НПО ПУ № 34

 г.о. Электрогорск  Московской области

2014

   

I.Вступительная часть

   Чрезвычайно популярна в наши дни исследовательская деятельность учащихся на уроках русского языка во внеурочное время, так как приемы и задания позволяют активизировать познавательный процесс. При данной форме очень эффективно повторение пройденного материала, обобщение, комплексная работа с текстом, а самое главное – творческий подход учащихся.

   Для создания атмосферы исследования, мне приходится планировать виды и формы заданий:  выбираю нужный уровень проведения учебного исследования в зависимости от уровня развития мышления учащегося; стараюсь сочетать индивидуальные и коллективные формы проведения исследований на уроке; формирую проблемные ситуации в зависимости от уровня учебного исследования, его места в структуре урока и от цели урока. Обязательное условие для преподавателя – это умелая организация систематической самостоятельной поисковой деятельности учащихся по получению знаний, приобретению умений и навыков и усвоению способов умственной деятельности, а не интерпретация со стороны преподавателя.

II.Правила подготовки к исследованию на уроках русского языка по морфологии

   Будущие исследователи в области морфологии   имеют сначала очень приблизительное представление о частях речи, поэтому ввожу первый, предварительный этап. Он дает учащимся возможность войти в русло лишь отчасти знакомой науки, предусматривает систематизацию и расширение их общеморфологических знаний, определенный настрой на языковую рефлексию. Мне приходится на этом этапе проводить диагностику знаний и умений, определить, как организовать последующие знания. Основными компонентами (или этапами) исследования являются: постановка задачи; предварительный анализ информации, условий и методов решения задач; формулировка исходных гипотез; планирование и организация эксперимента; анализ и обобщение полученных результатов; проверка исходных гипотез на основе полученных фактов; окончательная формулировка новых факторов и законов; получение объяснений или научных предсказаний; внедрение полученных результатов в учебную деятельность.

III.Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся:

1.Предварительный этап.

Цели и задачи учебно-исследовательской деятельности: диагностика знаний, навыков и  умений; организация в сфере личных интересов учащегося. Формирование общих представлений об исследовательской работе по русскому языку. Знакомство с современными проблемами изучения русского языка в области морфологии. Развитие языковой рефлексии. Содержание занятий: письменные и устные задания, вопросы, помогающие выявить уровень владения знаниями и умениями по русскому языку в области морфологии, способности и интересы участников УИД. Обсуждение работ, выполнение упражнений, моделирующих исследование. Задания, нацеливающие учащихся на самостоятельный подбор морфологического материала, ведение записной книжки или дневника исследователя.

2.Выбор проблемы исследования.

Цели и задачи учебно-исследовательской деятельности: предварительная ориентация в выборе проблемы исследования.

Содержание занятий: обсуждение возможных тем исследования (темы предлагает преподаватель, учитывая и личные качества учащихся, и тематику предстоящих конференций учащихся).

3.Изучение научной литературы.

Цели и задачи учебно-исследовательской деятельности: приобретение практических навыков работы со справочной и научной литературой. 

Содержание занятий: составление библиографии по теме; разные виды чтения, выделение главной мысли, конспектирование; обсуждение прочитанных научных работ.

 4.Формулирование темы, гипотезы.

Цели и задачи учебно-исследовательской деятельности: формирование исследовательских навыков (формулирование темы, гипотезы, постановка целей и задач исследования, определение методов в зависимости от объекта исследования).

Содержание занятий: консультирование по вопросам формулирования темы, гипотезы, понимания целей и задач работы, по методике проведения исследования.

5.Сбор материала.

Цели и задачи учебно-исследовательской деятельности: обучение сбору языкового материала или постановке морфологического эксперимента. 

Содержание занятий: планирование и проведение морфологического эксперимента, сбор языкового материала.

6.Обработка полученного материала.

Цели и задачи учебно-исследовательской деятельности:  обучение

статистической обработке полученного материала и представлению результатов в виде таблиц, диаграмм. 

Содержание занятий: обработка полученного материала.

7.Формулирование выводов.

Цели и задачи учебно-исследовательской деятельности: выработка умения формулировать выводы. Содержание занятий: систематизация и обобщение результатов работы.

8.Создание текста УИД.

Цели и задачи учебно-исследовательской деятельности: практическое овладение научным стилем речи. Обучение редактированию научного текста; навыкам «свертывания» и «развертывания» текста.

Содержание занятий: написание текста исследовательской работы. Редактирование и оформление работы, составление тезисного плана.

9.Оценка работы.

Цели и задачи учебно-исследовательской деятельности: рефлексия на продукт и результат УИД. 

Содержание занятий: анализ проделанной работы, обсуждение перспективных планов на открытом уроке русского языка.

10.Представление результатов работы.

Цели и задачи учебно-исследовательской деятельности: овладение навыками устного публичного выступления. 

Содержание занятий: представление работы на городской научно – практической конференции учащихся «Шаг в науку», областных и всероссийских конференциях.   

IV.Заключительная часть

   Переходя от этапа к этапу, учащийся учится: работать с первоисточниками;   наблюдать явления, факты; объяснять их, сопоставлять, видеть противоречие; формировать гипотезу; обобщать материал и представлять его в виде текста; проводить презентацию исследовательской работы. На всех этапах работы нужно стремиться к высокому уровню самостоятельности и творческой активности.

   Языковая личность наших учащихся находится в процессе активного формирования, прежде всего это касается развития речевой и языковой  рефлексии. Поэтому необходимо усилить роль исследовательской деятельности учащихся на уроках русского языка, особенно в морфологическом аспекте. Опираясь на опыт современных преподавателей, актуализируя тексты Марацмана В. Г., следует заметить, что  эффективным средством обучения и развития такой инновационной системы, как исследовательская деятельность,  является открытие новых знаний и способов деятельности, углубление и систематизация изученного; поиск нового составляет основу для развития воли, внимания, памяти, воображения и мышления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы "Исследовательская деятельность учащихся на уроках русского языка и литературы"

Выступление  на педсоветеПриложения содержат методические разработки в области исследовательского метода...

Исследовательская деятельность учащихся на уроках русского языка

В работе рассматривется проблема системной работы по исследовательской деятельности на уроках русского языка...

Методическая статья «Организация поисково-исследовательской деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы» с целью формирования общеучебных компетенций»

Методическая статья«Организация поисково-исследовательской деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы» с целью формирования общеучебных компетенций»...

Исследовательская деятельность учащихся на уроках русского языка

В современной школе все чаще учителя обращаются к исследовательской, или проектной, деятельности учеников. Это прекрасный способ повысить учебную мотивацию школьников, сформировать исследовательские к...

«Исследовательская деятельность учащихся на уроках русского языка»

Методическая разработка «Исследовательская деятельность учащихся на уроках русского языка»...

Методическое пособие "Проектно – исследовательская деятельность учащихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время"

В методическое пособие «Проектно- исследовательская деятельность учащихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время» помещены материалы по организации проектно- исследовательской дея...

Проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроках русского языка и литературы как один из путей развития способностей учащихся в рамках ФГОС

Стандарт нового поколения направлен на обеспечение перехода в образовании к стратегии социального проектирования и конструирования, от простой ретрансляции знаний к развитию творческих способностей об...