Урок русского языка в 6классе
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Маслова Татьяна Викторовна

Урок русского языка в 6классе с использованием  проблемно- диалогического обучения.  Тема урока "Разряды прилагательных" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon maslova_t.v.-stsenariy.doc103 КБ

Предварительный просмотр:

                           Сценарий урока с использованием компьютера

Автор – Маслова Татьяна Викторовна

Образовательное учреждение – МАОУ СОШ с. Минаевки Асиновского района Томской области

Предмет: русский язык

Класс: шестой

Тема: «Разряды прилагательных по значению. Качественные прилагательные»

Тип урока: урок объяснения нового материала

Цель: дать понятие о разрядах имён прилагательных, познакомить с признаками и значениями качественных прилагательных.

Задачи:

1. образовательные: повторить степени сравнения  

     прилагательных, познакомить учащихся с разрядами прилагательных,

     определить их основные признаки, дать   понятие  качественных

     прилагательных, выяснить значения качественных имён прилагательных;

  2.развивающие: развивать навыки определения качественных

     прилагательных, умение  находить их в тексте;

  3.воспитательные: воспитывать интерес к русскому языку, наблюдательность

     по  отношению к языковым явлениям.

Учебно-методическое обеспечение – учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией В.В. Агеносова, 11класс, 1 часть. Дрофа, Москва,  2005

Время реализации занятия: 45 мин.

Авторский медиапродукт: презентация 23 слайда (среда PowerPoint)

                                   Медиапродукт

1. Среда: программа для создания презентаций Microsoft PowerPoint, текстовый Microsoft Word

2. Вид медиапродукта:

наглядная презентация учебного материала

3. Содержание кадров

  № слайда

                             содержание

 1

Титульный лист: предмет, класс, тема, учитель

 2

Девиз урока

 3

Языковая разминка

 4

Лексическое значение слова ЯР

 5

Проверьте себя (проверка самостоятельной работы)

 6

Тема и цель  урока

 7

Лингвистический эксперимент

 8

Опорный конспект

 9

Найди «лишнее» прилагательное. Тестовое задание

 10

Значения качественных прилагательных

 11

Работа с текстом

 12

Проверка текста

 13

Домашнее задание

4. Последовательные кадры презентации

           

             Схема взаимосвязи кадров урока                             

Смена слайдов происходит по щелчку.

Целесообразность использования медиапродукта на занятии:

  1. Позволяет повысить мотивацию к обучению.
  2. Повышает эффективность усвоения учебного материала за счёт одновременного изложения учителем необходимых сведений и показа демонстрационного фрагмента.
  3. Формирует информационную культуру и компетентность учащихся.

Необходимое оборудование и материалы для занятия – компьютер с подключением к сети Интернет, проектор, экран.

Технологии: ИКТ, проблемно- диалогическое обучение, элементы технологии проектирования.

Формы работы с обучающимися: фронтальная, индивидуальная, интерактивная самостоятельная с компьютерными модулями.

                                           

Карта урока.

Комментарий хода урока

Время

(мин)

слайдов

Развитие личностных качеств и

  психических процессов

Репродуктивные формы деятельности

Продуктивные формы деятельности

Организационный момент.

Девиз урока:

 Учимся быть внимательными, сообразительными, активными. Работаем быстро, пишем красиво.

1

 

2

Внимание

Языковая разминка (лексическая работа, синтаксический и морфемный разборы)

5

3,4

Внимание

Память

Коммуникативная культура

Активность

системность

Актуализация знаний (самостоятельная работа, индивидуальное задание)

4

5

Самостоятельность

Память

Системность

Аргументированность

Точность речи

 Введение в тему.  Постановка проблемы.

Формулирование темы урока.

2

6

Мышление

Память

Аргументированность

Активность

Логичность

Поиск решения. Лингвистические эксперименты.

6

7

Внимание

Память

Активность

Выражение решения.

Составление мини- проекта

3

8

Самостоятельность

Активность

Логичность

Глубина рассуждений

Реализация продукта

(электронный тест, работа с текстом) 

20

9-12

Самостоятельность

Внимание

Рефлексивность

Системность

Активность

Рефлексия.

3

Мышление

Память

Рефлексивность

 Активность

Аргументированность

Домашнее задание

1

13

Внимание

Память

Альтернатива

                                                                Ход урока:

I Организационный момент.

Девиз нашего урока: «Учимся быть внимательными, сообразительными, активными. Работаем быстро, пишем красиво» (сл.2)

II Языковая разминка.

Среди обгорелых от лесного пожара деревьев сохранилась небольшая осинка на самом краю высокого яра. ( сл.3)

1.Лексическая работа.

 -Что такое яр? (сл. 4)

-Посмотрите на слайд и объясните.

ЯР- 1- крутой берег, обрыв; 2-глубокий заросший овраг.

2. Синтаксический разбор предложения (у доски)

3. Морфемный разбор слова сохранилась (у доски)

III Актуализация знаний.

1. Выпишите имена прилагательные вместе с существительными, указать морфологические признаки (самостоятельно, в тетрадях)

Обгорелых(деревьев), лесного (пожара), небольшая (осинка), высокого (яра).

Проверка. (сл. 5)

2. Степени сравнения имени прилагательного (у доски готовится к ответу ученик)

IV Введение в тему.  Постановка проблемы.

1. Как образуются степени сравнения прилагательных? Ответ учащегося. (Конспект на доске)

 - От каких прилагательных можно образовать степени сравнения?

Обгорелый?

Лесной?

Прошлый?

Большой- больше- более большой- большущий- больше всех

Высокий- выше- более высокий- высочайший- выше всех

- Как образуются? Ответ учащегося. (Конспект на доске)

- Почему от других нельзя?

- Какой возникает? Какая перед нами стоит проблема?

- Сформулируйте тему и цель урока.

Запись темы урока в тетради. (сл. 6)

V Поиск решения

1.Лингвистический эксперимент. (сл.7)

Подберите антонимы к словам:

Большой, высокий, молодой, красивый, умный, хороший.

Вывод: эти прилагательные имеют противоположность, могут сравниваться с другим. Именно благодаря такому признаку они объединяются в одну группу. (Качественные прилагательные)

2.Лингвистический эксперимент. (сл.7)

Подберите антонимы к прилагательным:

Обгорелый, лесной, деревянный, томский, утренний, детский.

- Смогли выполнить это задание?

- Можем ли сказать, что признак, обозначенный данными словами, может проявляться в большей или меньшей степени?

Вывод: Эти имена прилагательные не имеют степени сравнения. (Относительные прилагательные)

3. Лингвистический эксперимент. (сл. 7)

Определите, какой признак обозначают данные прилагательные и на какой вопрос отвечают:

Лисий хвост, волчий след, собачья будка, мамино пальто, отцов плащ.

Вывод: данные прилагательные отвечают на вопрос ЧЕЙ? И обозначают признак предмета по его принадлежности кому- нибудь. (Притяжательные прилагательные)

4. Прочитайте определения к п. 50,51,52. Исследуйте материал и сделайте выводы.

VI Выражение решения.

1. Составление мини- проекта (конспект, схема, эйдос- конспект)

 Например, опорный конспект. (сл.8)

- Почему круги пересекаются? Нашли ответ на этот вопрос, читая теорию?

Вывод: круги пересекаются, потому что разряды прилагательных подвижны, т. е. прилагательные могут переходить из разряда в разряд. Об этом у нас разговор впереди.

4. Учащиеся читают теоретический материал § 50.

-Что ещё узнали о качественных прилагательных? Допишите в конспект.

VII. Реализация продукта.

1. Найдите «лишнее» прилагательное в каждой строчке, обоснуйте свой ответ. ( Устное задание) (сл.9)

1. Зелёная, тёмная, деревянная, вкусная

2. Книжный, вечерний, мамин, стеклянный

3. Волчий, Машин, учительский, еловый

2. Электронное задание. (Проводится с целью определения значений качественных прилагательных)

Интерактивный  тест «По какому признаку характеризуется предмет?» (сл.10)

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f6e9a1b7-5798-46cf-876c-729db6c709e0/index_listing.html

- Какие значения имеют качественные прилагательные?

Вывод: Значения веса, цвета, величины, возраста, внешние и внутренние качества, состояния и настроения...) (сл.11)

3. Работа с текстом.

Задание:  вставьте в текст на месте скобок подходящие по смыслу имена прилагательные, согласуйте с именами существительными. Подчеркните как члены предложения  качественные прилагательные. (сл. 12)

Здравствуй, гостья зима!

Мы вышли из школы на прогулку. Взглянули кругом и увидели, что земля покрыта (мягкий, серебристый, пушистый) снегом. Только кое-где можно заметить еще (черный, темный) пятна земли.
Вверху над нами (
хмурый, зимний) небо. Оно покрыто (небольшой серовато-белый) облаками. Только в одном месте проглядывает (узенький) полоса голубого (чистый) неба.
Входим в лес. Деревья разукрашены (
прихотливый) узорами инея, кое-где на ветвях желтеют (осенний) листья. Ели и сосны выделяются своим (зеленый) убранством. (Глубокий) тишину леса нарушают наши голоса. (Чистый зимний) воздух бодрит нас. Мы играем в снежки, бегаем, кувыркаемся. 
Впереди еще настоящая зима с ее (
жгучий)  морозами, (сильный) ветрами, (снежный) заносами, но мы рады ее приходу!

-Чтение текста учеником (индивидуальное задание). (сл.13)
-Какие из вставленных прилагательных относятся к разряду качественных?

VIII. Рефлексия.

-Что нового узнали на уроке?

-Чему научились на уроке?

-Назовите разряды имён прилагательных.

-Как будете их различать?

Домашнее задание: (сл.14)

1. § 50, подготовить связный рассказ о качественных прилагательных, доработать проект.

2. Выписать из учебника литературы 5предложений с прилагательными, определить их разряд

 или упражнение 290.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

системно-деятельностный подход на уроке русского языка (6класс)

Системно-деятельностный подход - методологическая основа стандартов  образования нового поколения.Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности. Урок русского языка по теме "О...

Урок русского языка в 6классе по теме "Имя прилагательное"

Урок развития речи проводится как обобщающий урок в конце изучения данного раздела школьной программы....

Уроки русского языка,6класс

Конспекты уроков для 6 класса....

Конспект открытого урока по русскому языку в 6классе по теме: «Разносклоняемые существительные»

Цели урока: 1.Обучающая:Формировать умение изменять разносклоняемые существительные по падежам, обосновывая выбор гласных в окончаниях, предупреждать грамматические ошибки в письменной речи.2.Раз...

Работа с текстом на уроках русского языка в 5,6классах в рамках коммуникативно-деятельностного подхода

В  статье  описываются  технологии  работы  с  текстом  на  уроках  русского языка в  рамках  коммуникативно-деятельностного подхода...

«Работа с текстом на уроках русского языка в 5,6классах в рамках коммуникативно-деятельностного подхода»

Приводится материал, раскрывающий способы работы с текстом в рамках коммуникативно-деятельностного подхода...

Урок русского языка в 6классе на тему: "Повторение.Имя числительное. Местоимение"

Урок разработан в соответствии с ФГОС ООО и ФООП на основе школьного учебника для русского языка, авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.Согласно планирования урок можно провести п...