Урок русского языка в 6классе по теме "Имя прилагательное"
презентация урока для интерактивной доски по русскому языку (6 класс) по теме

Истимирова Айгуля Сарлываевна

Урок развития речи проводится как обобщающий урок в конце изучения данного раздела школьной программы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_prilagatelnoe.docx20.48 КБ
Файл prilagatelnye_v_tekste.pptx202.25 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Новополтавская средняя общеобразовательная школа

 имени А.Г. Кораблева»

Старополтавского муниципального района Волгоградской области

404215, с. Новая Полтавка, ул. 40 лет Победы, 4 «а». Тел. 8(844)934-76-43. E-Mail: novpol.mou@mail.ru

_______________________________________________________________________________________________________

Конспект урока по теме «Прилагательные в тексте», проведённого в 6 классе,

учителя русского языка и литературы МКОУ «Новополтавская СОШ им.А.Г.Кораблёва»Истимировой Айгули Сарлываевны.

                                           Новая Полтавка 2014.

Цели урока:

  1. образовательная: повторить изученное о имени прилагательном как части речи;
  2. развивающая: развивать мыслительные способности учащихся при выполнении логических операций распознания имён прилагательных в тексте;
  3.  воспитательная: привить любовь к языку через выразительные возможности прилагательных, помочь учащимся понять эстетическую функцию слова, использовать прилагательные в устной и письменной речи.
  1. Мобилизующий этап.

-Здравствуйте, посмотрите, всё ли готово у вас к уроку?

Прозвенел звонок -  и смолк.                                                                                

            Начинается урок.

            На меня все посмотрели,

            На друзей все посмотрели,

            Улыбнулись… (Всем, всем добрый день.)

            И за парты тихо сели

Эпиграфом к сегодняшнему уроку мне хотелось бы взять слова выдающегося лингвиста А.М. Пешковского: «У каждой части речи свои достоинства». О достоинствах какой части речи будем говорить сегодня?

Значит тема урока: «Имена прилагательные в тексте»

По опорным фразам сформулируйте цель урока.

Опорные фразы: 

  1. Повторить изученное о…

2.  Учиться .……   ..….. в речи

3. Узнать …….   ….. (запись на доске)

Проверка домашнего задания:

Дома вы подготовили небольшие проекты «Из истории одного слова».Выслушаем выступления групп.

Подведение итогов.

 

Слово учителя: Посмотрите, какой прекрасный зимний день сегодня. Эти прекрасные мгновения запечатлел на своём полотне мастер кисти И.И.Шишкин.

Если бы вам предложили написать текст, то в каком стиле вы бы его написали?

Какой тип речи использовали?

Один из учеников уже написал сочинение-миниатюру, но я снизила ему оценку. Как вы думаете, за что?

На картине Шишкина «Зима» изображён ( )день в сосновом бору. Я вижу ( ) снег, (  

  ) небо.  

 На переднем плане художник написал ( ) сосны, заметённые снегом. Справа непроходимой стеной стоит ( )лес. А слева лес уже совсем другой – ( ).

 Тихо в лесу. Ничто не нарушает спокойствия этого ( )дня. На картине нет солнца, но я вижу ( ) свет на деревьях.

 ( ) колорит картины точно передаёт красоту ( ) леса.

 Когда мы смотрим на это ( )полотно великого художника, то чувствуем покой и ( ) красоту ( ) зимы.  

Нужно исправить текст.(работа в группах)

Примерный текст:

 На картине Шишкина «Зима» изображён морозный солнечный день в сосновом бору. Я вижу белый-белый глубокий снег, светло- розовое ясное небо.  

  На переднем плане художник написал огромные вековые сосны, заметённые снегом. Справа непроходимой стеной стоит дремучий лес. А слева лес уже совсем другой – редкий и светлый.

  Тихо в лесу. Ничто не нарушает спокойствия этого удивительного дня. На картине нет солнца, но я вижу золотистый свет на деревьях.

  Сине – белый колорит картины точно передаёт красоту зимнего леса.

 Когда мы смотрим на это замечательное полотно великого художника, то чувствуем покой и сказочную красоту русской снежной зимы.

Проверка.

Слова какой части речи мы добавили в текст?

Что мы можем сказать о них? (ответы детей).

По частотности употребления прилагательные занимают 3 место после существительных и глаголов. Но то, что выражается двумя важными частями речи, нуждается в дополнительной информации. Для этого и нужны прилагательные, которые распространяют предложение. В этом вы убедились, выполнив задание.

Какие ещё задания мы можем выполнить, чтобы выполнить цели урока? (самостоятельно формулируют задания, выполняют их).

Физминутка

А самый лучший отдых – это, как известно, смена деятельности. Проведем физминутку. Все встали, послушайте задание. Я вам называю словосочетания, а вы, если слышите качественное имя прилагательное, делаете шаг вперед – назад, относительное – разминаете пальцы, притяжательное – выполняете движение головой вверх – вниз. 
Задание понятно? Тогда выполняем.
Чудесный день, зимний лес, заячьи следы, холодный ветер, февральский мороз, птичье пение, легкая поземка, ночная буря, медвежья берлога, высокие деревья.

– Откиньтесь на спинку стула, расслабьтесь, закройте глаза, представьте себе яркое солнце, теплый ветерок, ласковое журчание воды. Помечтайте о том времени, когда сможете расслабиться и отдохнуть по-настоящему. Откройте глаза,  поищите глазами предмет в нашем классе, которого раньше здесь не было. Угадайте, что это такое?  

– Охарактеризуйте предмет, называя его различные качества и свойства

Запишите высказывание А.И.Куприна.

Выполним задание.

Знакомство с эпитетами.

Рассмотрим, какие определения-прилагательные к слову «снег» употребляет А.С.Пушкин.

Назовите антоним к слову печальный.

А есть ли у Пушкина весёлый снег?

Прочитайте строчки, которые начинаются со слов Опрятней модного паркета…

Запишите только последнее предложение.

Сколько картинок-зарисовок даёт нам поэт?

Почему А.С.Пушкин, рассказывая о зиме, вводит красное пятно?

С.Я.Маршак: «Пушкин и всегда был скуп на прилагательные. А в сказках особенно.»

Можете ли вы доказать правильность этого суждения? – домашнее задание.

Итог урока: обратимся к теме и целям урока. Всё ли мы выполнили?

Наш урок подошел к концу. Подберите по одному прилагательному, выражающему ваше впечатление от урока.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Эпиграф к уроку: Лингвист А.М. Пешковский : «У каждой части речи свои достоинства» . О достоинствах какой части речи будем говорить сегодня?

Слайд 2

Т ема урока: Имена прилагательные в тексте По опорным фразам сформулируйте цель урока. Опорные фразы: 1.Повторить изученное о… 2. Учиться .…… ..….. в речи 3 .Узнать ….. ………

Слайд 3

И.И.Шишкин «Зима».

Слайд 4

На картине Шишкина «Зима» изображён ( )день в сосновом бору. Я вижу ( ) снег, ( ) небо. На переднем плане художник написал ( ) сосны, заметённые снегом. Справа непроходимой стеной стоит ( )лес. А слева лес уже совсем другой – ( ). Тихо в лесу. Ничто не нарушает спокойствия этого ( )дня. На картине нет солнца, но я вижу ( ) свет на деревьях. ( ) колорит картины точно передаёт красоту ( ) леса. Когда мы смотрим на это ( )полотно великого художника, то чувствуем покой и ( ) красоту ( ) зимы.

Слайд 5

На картине Шишкина «Зима» изображён морозный солнечный день в сосновом бору. Я вижу белый-белый глубокий снег, светло- розовое ясное небо. На переднем плане художник написал огромные вековые сосны, заметённые снегом. Справа непроходимой стеной стоит дремучий лес. А слева лес уже совсем другой – редкий и светлый. Тихо в лесу. Ничто не нарушает спокойствия этого удивительного дня. На картине нет солнца, но я вижу золотистый свет на деревьях. Сине – белый колорит картины точно передаёт красоту зимнего леса. Когда мы смотрим на это замечательное полотно великого художника, то чувствуем покой и сказочную красоту русской снежной зимы.

Слайд 6

Физминутка Е сли слышите качественное имя прилагательное, делаете шаг вперед – назад, относительное – разминаете пальцы, притяжательное – выполняете движение головой вверх – вниз.

Слайд 7

А.И.Куприн: «Русский язык в умелых руках и в опытных устах красив, могуч, выразителен». * В чём смысл этого предложения? *Есть ли здесь прилагательные? *К какому разряду относятся имеющиеся в этом предложении прилагательные? *Разберите предложение по членам.

Слайд 8

Какова обычная функция прилагательных? А необычная?

Слайд 9

Эпитет – это самое меткое, самое свежее, самое нужное, «озаряющее» слово, которое выбирает писатель, изображая уже известный нам предмет.

Слайд 10

Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит… Какие эпитеты вы подобрали бы к слову «снег»?

Слайд 11

Татьяна (русская душою, Сама не зная почему) Сеё холодною красою Любила русскую зиму, На солнце иней в день морозный, И сани, и зарёю поздней Сиянье розовых снегов, И мглу крещенских вечеров. Назовите антоним к слову печальный. В поле чистом серебрится Снег волнистый и рябой, Светит месяц, тройка мчится По дороге столбовой. Мой первый друг, мой друг бесценный И я судьбу благославил , Когда мой двор уединенный, Печальным снегом занесенный, Твой колокольчик огласил.

Слайд 12

Опрятней модного паркета Блистает речка, льдом одета. Мальчишек радостный народ Коньками звучно режет лёд; На красных лапках гусь тяжёлый, Задумав плыть по лону вод, Ступает бережно на лёд, Скользит и падает; весёлый Мелькает, вьётся первый снег, Звездами падая на брег. -Запишите последнее предложение.

Слайд 13

С.Я.Маршак: «Пушкин и всегда был скуп на прилагательные. А в сказках особенно.» Можете ли вы доказать правильность этого суждения?

Слайд 14

Итог урока Обратимся к эпиграфу и целям урока.

Слайд 15

Дополнительноезадание . А сейчас вы поработаете редакторами. Найдите ошибки в предложениях. Вот и наступил самый морознейший месяц зимы – февраль. В этом году морозы более лютее , чем в прошлом, но ребята все равно проводят все свое свободное время на снежнейших горках и строят ледяные городки более лучше прошлогодних. А затем идут домой и пьют горячий чай с более вкуснейшими пирожками. - Какие ошибки допустил автор в этом тексте? (неправильно поставил прилагательные в степени сравнения) - Вы должны устно отредактировать текст.

Слайд 16

Чёрное и серое Чёрное тихонько дремало на полу. Серое тихонько пряталось в углу. Чёрное легонько лапой шевельнуло. Серое проворно хвостиком вильнуло.

Слайд 17

Я слово ищу необычное, звучное, Особое, сильное, самое лучшее, Короткое, длинное, красное, синее, Неброское, яркое, очень красивое, Оно уменьшительное или ласкательное, Его называют ещё …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 6 классе. Имя прилагательное как часть речи.

Предложенный учебный материал состоит из плана урока и методических рекомендаций к нему....

Урок русского языка в 6 классе. Имя прилагательное как часть речи.

Конспект урока русского языка в 6 классе. Имя прилагательное как часть речи....

Урок русского языка в 5 классе «Имя прилагательное как часть речи»

цель урока: показать роль прилагательного в тексте, повторить морфологические признаки прилагательного, синтаксическую роль в предложении, научить правильно употреблять прилагательное в речи....

Урок русского языка в 6 классе " Имя прилагательное. Повторение изученного в 5 классе"

Данный урок рекомендуется проводить в 6 классе в самом начале изучения темы " Имя прилагательное"....

Урок русского языка в 6классе

Урок русского языка в 6классе с использованием  проблемно- диалогического обучения.  Тема урока "Разряды прилагательных"...

открытый урок .русский язык 6 класс «Разряды имён прилагательных по значению. Качественные прилагательные»

План-конспект урока«Разряды имён прилагательных по значению. Качественные прилагательные» по русскому языку  6 класс...