Контрольные работы по русскому языку. 7 класс
методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме

Каныгина Наталья Викторовна

В папке собраны тесты и контрольные диктанты по всем темам курса русского языка в 7 классе. Материалы подобраны из разных источников и самостоятельно, поэтому копии данных тестов ученикам невозможно найти и скопировать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon materialy_k_itogovoy_attestatsii_uchashchikhsya._7_klass.doc82.5 КБ

Предварительный просмотр:

Материалы к итоговой аттестации по русскому языку. 7 класс( трад.)

Нулевой срез.

 Небо перед утренней зарей прояснилось. На нем нет туч и облаков. Над узкой речкой расстилается синий туман. В такую раннюю пору здесь ни с кем не встретиться. Предрассветная тишь долго не нарушается никакими звуками, ничьими голосами. В утреннем тумане ничего не видишь. Только тяжелая от росы трава низко прилегает к земле и блестит серебряными каплями. Но вот пробежал легкий ветерок. Раздается стук дятла, и лес наполняется птичьим пением. Из куста выскочил косой зайчонок и сбросил с веток капли росы.

  Теперь уже нет опасности заблудиться в тумане. Поднимается горячее солнце. оно бросает свои лучи на весеннюю землю. Никогда не бывает утро так прекрасно, как ранней весной. Легко дышишь, любуешься природой.

Диктант по теме «Повторение изученного в 6 классе».

    Я живу на берегу красивого озера. Древние скалы здесь круто поднимаются над прозрачной водой, а сверху, у этих скал, заглядывают в глубину кряжистые, приземистые сосны.

  Весной, когда лед синеет, низко над озером тянутся на север широкие гусиные стаи. Птицы тяжело и устало машут крыльями и подчас останавливаются на узком острове. Всю ночь тогда разносятся вокруг беспокойные голоса больших и осторожных птиц.

   Как только лед вздувается, крошится, а на берег выступают широкие языки весенней воды, из холодных озерных глубин к берегу направляются щуки. Они приходят на затопленные болота отметать икру и медленными всплесками широких хвостов рассказывают о том, что весна на озере тоже началась.

   А потом, когда в глухих лесных заливах тают последние седые льдины, я поднимаюсь на самую высокую скалу, чтобы после долгой северной зимы поздороваться с другими озерами и поздравить их с наступившей весной.

Тест по теме «Причастие».

  1. Укажите правильный ответ:

  Причастие—особая форма глагола, которая имеет признаки:

а) глагола; б) наречия и глагола; в) прилагательного; г) глагола и прилагательного.

2. Укажите глагольные признаки, которые имеет причастие:

а) время(настоящее и прошедшее); б) время (будущее); в) вид; г) возвратность.

3. Укажите предложение (предложения) с причастным оборотом(знаки не расставлены):

А) Чуть слышится ручей бегущий в сень дубравы. Б) Взволновавшая меня мелодия доносилась с правого берега. В) Летящая стрела поразила противника. Г) Обработанная земля дала хороший урожай.

4. Укажите предложение, в котором нужно выделить запятыми причастный оборот(знаки не расставлены):

А) Тянувшийся позади дома сад выходил за село.

Б) Сад тянувшийся позади дома выходил за село.

В) За село выходил тянувшийся позади дома сад.

5. Укажите предложение, в котором нужно выделить запятыми причастный оборот ( знаки не расставлены):

А) Дорога освещенная бледной луной выглядела таинственной.

Б) Освещенная бледной луной дорога выглядела таинственной.

6. Укажите предложение , в котором допущена пунктуационная ошибка:

А) Тишина прерывалась звуками, доносившимися издали.

Б) Доносившиеся издали звуки, прерывали утреннюю тишину.

В) На тропинке, согреваемой солнцем, быстро таял снег.

7. Укажите предложение, в котором допущена ошибка в постановке знаков препинания:

А) Припудренные утренним инеем деревья радовали глаз.

Б) В саду стояли припудренные утренним инеем деревья.

В) Деревья припудренные инеем, радовали глаз.

8. Укажите словосочетание, в котором есть действительное причастие:

а) гонимый осенним ветром; б) цветущие поздней осенью; в) колеблемые ветром.

9.Укажите словосочетание, в котором есть страдательное причастие:

а) любимый учениками предмет; б) исследующий почву ученый; в) пишущий историю.

10. Укажите номера слов, которые являются краткими причастиями:

 (1) Освещенная солнцем поляна. Поляна была (2) освещена солнцем. Поверхность земли была  (3)изрыта тракторами. Цветы, (4)залитые полуденным солнцем, источали сладкий аромат. Цветы, (5)издававшие сладкий аромат, были (6)залиты ярким  полуденным солнцем.

11. Укажите ряд, в котором все слова пишутся с Н:

а) письмо отправле..о; освеще..ый зал; дерево повале..о.

б) заколдова..ый лес; моче..ые яблоки; жаре..ые грибы.

в) пече..ый картофель; хлеб убра..; пута..ые нитки.

12. Укажите ряд, в котором все слова пишутся с НН:

а) рассея..ый человек; рассея..о ветром; спута..ые волосы.

б) ране..ый пулей солдат; выстрое..ая школа; сожже..ое письмо.

в) грибы собра..ы;  дорожки подмете..ы; слома..ая вещь.

Контрольная работа по теме «Правописание причастий». Вариант 1.

  1. Укажите слова, пишущиеся с Н:

а) завороже..ый; б) завороже..; в) застое..ый.

2. Укажите слова, пишущиеся с НН:

а)жаре..ый картофель; б) жаре..ый во фритюре картофель; в) картофель пожаре..

3. Укажите ряд, в котором все слова пишутся с Н:

а) письмо отправле..о;  освеще..ый зал;  дерево повале..о;

б) заколдова..ый лес;  моче..ые яблоки; жаре..ые грибы;

в) печ..ый картофель; хлеб убра..; пута..ые нитки.

4. Укажите ряд, в котором все слова пишутся с НН:

а) рассея..ый человек; рассея..о ветром; спута..ые волосы;

б) ране..ый пулей солдат; выстрое..ая школа; сожже..ое письмо;

в) грибы собра..ы; дорожки подмете..ы; слома..ая вещь.

5. Выпишите сначала номера слов, пишущихся с Н, затем с НН:

(1)плете..ая корзина; (2) плете..ая из веток корзина;(3) сплете..ая корзина; (4) груже..ые баржи; (5)стари..ый глобус; (6) серебря..ое кольцо; (7) изране..ый человек; (8) ране..ый человек; (9) рва..ое

пальто; (10) разорва..ое пальто; (11) варе..ая рыба; (12) сваре..ая рыба; (13) варе..ая в (14) соле..ой воде рыба.

6. Закончите предложения:

А) НЕ с полными причастиями пишется раздельно, если при причастии есть …….

Б) НЕ с краткими причастиями пишется …..

7. Укажите слово (или слова) , которые пишутся с НЕ раздельно:

а)(не)годующий; б) (не) написанная еще книга; в) (не) полученная посылка.

8. Укажите слово (или слова), которые пишутся с НЕ слитно:

а) дом (не) отремонтирован; б) (не) отремонтированный еще дом; в) (не) отремонтированный дом.

9. Укажите номера слов, пишущихся с НЕ слитно:

(1) (не) кошеная трава; (2) никем (не) кошенная трава; (3) (не) скошенная трава; (4) трава (не) скошена; (5) (не)доумевающий взгляд; (6) никем (не) рассказанная история; (7) (не) законченная рукопись;

(8) (не) завершенная в срок работа; (9) хата (не) выбелена; (10) окно (не) вымыто.

Контрольная работа по теме «Правописание причастий». Вариант 2.

1. Укажите слова с Н: а) ране..ый; б) украше..ый; в) белье высуше..о.

2. Укажите слова с НН: а) взбудораже..ый; б) украше..о цветами; в) украше..ый цветами.

3. Укажите ряд, в котором все слова пишутся с Н: а) моще..ая дорога;

 моще..ая булыжником дорога; прерва..ый разговор; б) плете..ая корзина; суше..ые фрукты; моче..ые яблоки; в) плете..ая из веток корзина; суше..ые на солнце фрукты; моче..ые в бочке яблоки.

4. Укажите ряд, в котором все слова пишутся с НН: а) цветы сорва..ы; дети расстрое..ы; расстрое..ый

ребенок; б) нарисова..ый; приобрете..ый; ухоже..ый; в) дом сожже.. врагами; сожже..ый дом; обрече..ый.

5. Выпишите сначала номера слов, пишущихся с Н, затем с НН: (1) вываля..ый в снегу; (2) испеч..ый

в печи; (3) пече..ый пирог; (4) пече..ые бабушкой пирожки; (5) заряже..ая винтовка; (6) деревя..ый дом;

(7) улицы застрое..ы домами; (8) сбереже..ые деньги; (9) увиде..ый впервые ; (10) он озадаче..; (11) ва-

ре..ое мясо; (12) сваре..ое мясо; (13) краше..ая скамейка; (14) краше..ая в зеленый цвет скамейка.

6. НЕ с краткими причастиями : а) всегда пишется слитно; б) пишется всегда раздельно; в) может

быть написано и слитно, и раздельно.

7. Укажите слово (или слова), которые пишутся с НЕ слитно: а)  (не)доумевающий; б) (не)разгаданная тайна; в) никем (не)разгаданная тайна.

8. Укажите причастия , которые пишутся с НЕ слитно: а) окно (не) вымыто; б) (не) замеченная учителем ошибка; в) (не) замеченная ошибка.

9. Укажите номера слов, пишущихся с НЕ раздельно: (1) (не) дочитанный роман; (2) (не) дочитанный мной роман; (3) урок (не) доучен; (4) (не) окрепший после болезни дедушка; (5) (не) годующий человек;

(6) (не) замерзший пруд; (7) (не) замерзший к утру пруд; (8) (не) окрепший после болезни; (9) в доме еще (не) прибрано; (10) еще (не) украшенная елка.

 Диктант по теме «Деепричастие».

   Покончив за полдня с делами в мотострелковой части, Третьяков отыскал в лесу какую-то воронку, заполненную водой. Сняв темно-бурую от пыли и пота пилотку, он стал на колени. Клок белого облака скользил по зеркалу воды, и в нем Третьяков увидел себя. Не сам он, а кто-то черный, как цыган, незнакомый глядел на него. щеки от пыли, набившейся в отросшую щетину, были неопределенного темного цвета; запавшие глаза обвело черным… Третьяков отогнал к краю упавшие на воду съежившиеся листья и водяного жука, скакавшего невесомо на тонких паучьих ногах. Вода, как на торфянике, выглядела коричневой, но когда он зачерпнул ее в ладонь, оказалась прозрачна и холодна. Давно он так не умывался, даже гимнастерку стянул с плеч.

   Теперь Третьяков чувствовал себя чистым, освеженным.

   Синело небо, не было слышно ничьих шагов, и лишь издали едва рокотал неумолкающий гул канонады.

Наречие.

   Мы продвигаемся медленно поперек лесной речонки. Мне немного жутко, так как я ничего, даже воды, не вижу, но я все же ничем не выдаю своего страха. Наконец мы выходим на упругий  песчаный берег, неподалеку от небольшой полянки. Только теперь замечаю, что ночь несколько посветлела. От земли поднялся туман. На его седом фоне неясно вырисовываются ближайшие сосны. В их неподвижности среди никем не нарушаемой тишины чувствуется что-то суровое. Я не знаю, много ли проходит времени.

   Внезапно мой слух поражается странными звуками, так что я невольно вздрагиваю от неожиданности. Что бы это могло быть? Я никак не могу определить, ни что это за звуки, ни откуда они несутся: справа, слева, сзади, спереди. Они торопятся, будто вторя друг другу, и лес немедленно откликается на них звонким и чистым звуком.

   «Это журавлиные стаи начали свою утреннюю перекличку»,--шепотом говорит мне мой спутник.

  Стихло. Все вновь погружается в ничем не возмутимую тишину.

 Редко какой человек останется равнодушным при виде парусника, скользящего вдали по воде.

  Сейчас даже на миг трудно представить всю сложность управления парусным кораблем.

   Расцвет парусного флота приходится на вторую половину восемнадцатого века. О великих открытиях русских мореходов того времени рассказывает в своей поистине удивительной книге «Водители фрегатов» Николай Корнеевич Чуковский.

    Писатель по-детски восторженно говорит, какую находчивость, какие точные знания надо было иметь, чтобы уверенно управлять гигантским фрегатом, насчитывающим до двухсот парусов. Сколько-нибудь неверное движение грозило бедой. Нередко приходилось наугад блуждать по неведомым водам, никогда не зная, что ждет тебя впереди. .

  Деревянные днища кораблей гнили, обрастали ракушками, но все-таки тысячи миль оставались позади, волны по-прежнему били в борта, в небесах менялось расположение созвездий…

  Впоследствии с изобретением пароходов искусство управлять парусами пошло на убыль.

Служебные части речи.

Тест по теме «Служебные части речи (союз, частица). 7класс. Вариант 1.

1. Укажите среди данных примеров сочинительный союз.

1) потому что; 2) также; 3) же; 4) так как.

2. К служебным частям речи относится: 1) междометие; 2) местоимение; 3) наречие; 4) частица.

3. Укажите ошибку в объяснении написания слова. (Не) смотря на (не)ожиданно ударившие в марте морозы, н.. яблони, н.. сливы у нас (не) пострадали .

1) НЕ СМОТРЯ  –деепричастие с НЕ пишется раздельно.

2) НИ яблони,  НИ сливы—соединительный союз ни-ни при однородных членах.

3) НЕОЖИДАННО —наречие с приставкой НЕ, без НЕ не употребляется.

4) Не пострадали—частица НЕ пишется с глаголом отдельно.

4. В каких предложениях зато является союзом и пишется слитно?

1)Я спрятался (за) то дерево, что росло у дороги. 2)Морозило сильнее, (за) то было тихо. 3) Научить себя работать со справочной  литературой трудно, (за) то полезно. 4) (За) то время , которое вы потратите на чтение справочной литературы, вы узнаете много нового.

5. Выпишите номера предложений, в которых союз И связывает простые предложения в составе сложного (знаки препинания не расставлены).

1) Вечерело и мы заторопились домой . 2) Я бродил подолгу и видел много примет осени. 3) Снежинка мне на нос упала и  сразу растаяла вдруг. 4) Догорает костер разложенный в снегу и последний дымок его стелется низко. 5) Ветер разогнал тучи и к  утру лужи затянул тонкий ледок. 6) Белая пена сверкает и кипит буграми и с грохотом бьет в громадный черный утес.

6. Выпишите союзы в две колонки: сочинительные и подчинительные. Выполните морфологический разбор двух союзов (1 соч. и 1 подч.)

1) Свет падал на кусты сирени, и в чашечках ее цветов дрожали капельки росы. 2) Если свет падал на кусты сирени, в чашечках ее цветов дрожали капельки росы. 3) Когда свет падал на кусты сирени. В чашечках ее цветов дрожали капельки росы. 4) В чашечках цветов сирени дрожали капельки росы, потому что свет падал на ее кусты.

7. Запишите предложения с парами слов: 1) что бы—чтобы; 2) то же--тоже.

8. Выписать частицы, определить их разряд.

-- А видел ли слона?                              

--Да разве там он?

—Там.

–Ну, братец, виноват:

Слона –то я и не приметил.

9. Пишется через дефис: 1) лишь(бы) ; 2) все(таки); 3) что(же); 4) вряд(ли).

10. Заполните таблицу:

Разряд

Примеры

1. Отрицательные

2.

вон, вот, это

3.Выделительные

4.

именно, как раз, прямо

5. Усилительные

6.

неужели, ли, разве

7. Восклицательные

8. Сомнение

9. Формообразующие

а)….; б)…..

11. Спишите, вставляя пропущенные буквы, объясните написание частиц НЕ и НИ.

1) Вокруг нет (н..) души. 2) Н..льзя (н..) поражат..ся  кр..соте окружающ..й вас мес..ности. 3) Чего только (н..) увидишь в горах! 4) Идеш.. и идеш.., пока (н..) устанеш.. 5) (Н..) одной птиц.. (н..) слышно было в чащах. 6) Мы долго (н..) могли сказать (н..) слова. 7) Как (н..) любить стари..ых русских городов! 8)Сколько (н..) броди по берегам Волги, это никогда (н..) наскучит.

Тест по теме «Служебные части речи(союз, частица). 7класс. Вариант 2.

1. Укажите среди данных примеров подчинительный союз.

1) ни-ни; 2) также; 3) же; 4) так как.

2. К служебным частям речи относится: 1) междометие; 2) местоимение; 3) наречие; 4) частица.

3. Укажите ошибку в объяснении написания слова. (Не) смотря на усталость, мы н.. могли н.. восхищаться (не) превзойденными шедеврами живописи, и (н..) кто н.. проронил (н..) звука за время экскурсии.

1) НЕСМОТРЯ НА – производный предлог, пишется с НЕ слитно.

2) НИ могли НИ восхищаться—соединительный союз ни-ни.

3) НЕПРЕВЗОЙДЕННЫМИ—прилагательное, без НЕ не употребляется.

4) НИКТО—приставка НИ в отрицательном местоимении в безударном положении.

4. В каких предложениях зато является союзом и пишется слитно?

1) Не (за) то волка бьют, что сер, а (за) то , что овцу съел. 2) Его прозвали Знайкой (за) то , что он  много знал.3) Все умолкли, (за) то громче затрещали , разгораясь, ветки. 4) Незнакомец был невысок ростом, (за) то плечист.

5. Выпишите номера предложений, в которых союз И связывает однородные члены (знаки препинания не расставлены).

1) Вечерело и мы заторопились домой . 2) Я бродил подолгу и видел много примет осени. 3) Снежинка мне на нос упала и  сразу растаяла вдруг. 4) Догорает костер разложенный в снегу и последний дымок его стелется низко. 5) Ветер разогнал тучи и к  утру лужи затянул тонкий ледок. 6) Белая пена сверкает и кипит буграми и с грохотом бьет в громадный черный утес.

6. Выпишите союзы в две колонки: сочинительные и подчинительные. Выполните морфологический разбор двух союзов (1 соч. и 1 подч.)

1) Свет падал на кусты сирени, и в чашечках ее цветов дрожали капельки росы. 2) Если свет падал на кусты сирени, в чашечках ее цветов дрожали капельки росы. 3) Когда свет падал на кусты сирени, в чашечках ее цветов дрожали капельки росы. 4) В чашечках цветов сирени дрожали капельки росы, потому что свет падал на ее кусты.

7. Запишите предложения с парами слов: 1) что бы—чтобы; 2) так же—также.

8. Выписать частицы, определить их разряд.

-- А видел ли слона?                              

--Да разве там он?

—Там.

–Ну, братец, виноват:

Слона –то я и не приметил.

9. Пишется через дефис: 1) как(бы) ; 2) (как)будто; 3) что(ли); 4) дай(ка).

10. Заполните таблицу:

Разряд

Примеры

1. Отрицательные

2.

вон, вот, это

3.Выделительные

4.

именно, как раз, прямо

5. Усилительные

6.

неужели, ли, разве

7. Восклицательные

8. Сомнение

9. Формообразующие

а)….; б)…..

11. Спишите, вставляя пропущенные буквы, объясните написание частиц НЕ и НИ.

1) Вокруг нет (н..) души. 2) Н..льзя (н..) поражат..ся  кр..соте окружающ..й вас мес..ности. 3) Чего только (н..) увидишь в горах! 4) Идеш.. и идеш.., пока (н..) устанеш.. 5) (Н..) одной птиц.. (н..) слышно было в чащах. 6) Мы долго (н..) могли сказать (н..) слова. 7) Как (н..) любить стари..ых русских городов! 8)Сколько (н..) броди по берегам Волги, это никогда (н..) наскучит.

Итоговый диктант.

     Тропики.. Тишина и теплота ночи невыразимо приятны. Ни ветерка, ни облачка. Небо свободно от туч, и оттуда, как из отверстий какого-то озаренного светом храма, сверкают миллионы огней всеми красками радуги, как не сверкают звезды у вас никогда. Как страстно, горячо светят они! Эта вечно играющая и что-то будто говорящая на непонятном языке картина неба никак не может надоесть глазам. Выйдешь на полчаса дохнуть ночным воздухом, а простоишь в онемении два-три часа, не отрывая ни на минуту взгляда от неба. Все  хочется доискаться, на что намекает это мерцание, какой смысл выходит из этих таинственных непонятных речей.  И уйдешь, не объяснив ничего, но уйдешь в каком-то чаду раздумья…

  Но как ни привыкнешь к краостам тропиков, невольно устремляешься мыслями к далекой родине.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа по русскому языку в 10 классе по теме «Речевые и лексические нормы русского языка и их нарушение»

Целью данной контрольной работы является проверка уровня знаний по темам , связанным с разными видами нарушений языковых норм (лексической, морфологической, грамматической, синтаксической). Учащийся д...

Контрольно-измерительные материалы контрольных работ по русскому языку,рабочие программы,презентации в 5- 6-м классе

Контрольно-измерительные материалы контрольных работ по русскому языку в 6-м классе ...

Контрольно-измерительный материал по русскому языку «Итоговая контрольная работа по русскому языку за курс 5-го класса»

Тестовые задания включают в себя 35 вопросов с вариантами ответов, где нужно выбрать один верный и записать в соответствующий столбец....

Контрольная работа по русскому языку в 10 классе по теме: "Лексика и фразеология. Нормы русского языка"

Контрольная работа по теме "Лексика и фразеология. Нормы русского языка" рассчитана на обучающихся  10 класса вечерней школы, обучающихся по учебнику В.Ф.Грекова, С.Е.Крючкова, Л.А.Чешко. Задания...

Контрольная работа по русскому языку в 5 классе. Работа с текстом

Контрольная работа по русскому языку в 5 классе. Работа с текстом...