Открытый урок по русскому языку "Путешествие по стране Фразеология" для учащихся 6 класса
план-конспект урока по русскому языку по теме

Обобщающий урок по теме "Фразеология" для 6 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_frazeologiya.docx23.11 КБ

Предварительный просмотр:

Путешествие по стране Фразеология

(обобщающий урок по теме «Фразеология» в 6 классе)

Цели :

  • закрепление, систематизация и обобщение знаний по теме «Фразеология»; формирование норм правильной литературной речи;
  • развитие способности к распределению внимания, догадке, к сравнению и сопоставлению, способности к осмысленности восприятия учебного материала;
  • воспитание любви к родному русскому языку.

Слайд № 1.

Вступительное слово учителя. Сегодня мы завершаем  работу по разделу «Фразеология».Мы закрепим знания, полученные на предыдущих уроках. Для этого отправимся в небольшое путешествие по интересной стране Фразеология. Мы побываем на нескольких станциях, где нам предстоит выполнить несколько заданий. Девизом нашего путешествия будет пословица, которую прочитаем на следующем слайде.

Слайд № 2.

        Слава (к)тем приход…т, кто в ногу ход…т.

  • Объяснить смысл пословицы. Почему предлагаю взять её с собой в дорогу?
  • Записать пословицу в тетрадь, объяснить орфограммы.

Слайд № 3.

Первая остановка на станции «Знайка», где вам необходимо ответить на несколько вопросов.

  • Что такое фразеологизмы?
  • Для чего мы используем фразеологизмы в своей речи? (они украшают нашу речь, делая её более живой, образной, яркой, красивой)
  • Найдите фразеологизм в записанной пословице  (в ногу ходит). Какое значение он имеет?

Слайд № 4.

1.Староста класса – правая рука учителя.

 2. Единственное пустое место в зале было в пятом р…ду.

3. С…ветую вам п…думать о вашей матер…, если вы м…хнули на себя рукой.

4. Правая рука больного была заб…нтована.

 5. В нашем отряд… Вася Зайцев - пустое место.

6. От укусов к…маров чешут(?)ся руки.

 7. Эй, возьмите  меня в работники, пор…ботать  руки  чешутся.

8. Пр…вожать тебя я выйду – ты махнёш(?) рукой.

Выпишите  только предложения с фразеологизмами, вставьте пропущенные орфограммы.

   (предложения №1, 3, 5, 7)

(Ребята читают записанные предложения, объясняют значения фразеологизмов, орфограммы)

Слайд № 5.

 Мы приближаемся к  станции «Историческая».  Здесь нам необходимо проверить домашнее задание.

Слайд № 6 

Учащиеся объясняют происхождение фразеологизмов.

У чёрта на куличках -очень далеко.( Первоначальное значение выражения «где-то далеко в лесу». Кулички, кулига – расчищенная лесная поляна).

Ахиллесова пята  - уязвимое место. (Мать Ахилла богиня Фетида держала сына за пятку, окуная в воды волшебной реки, чтобы сделать его неуязвимым. Лишь пятка Ахилла не коснулась воды. А убит он был в пятку).

Знать на ять –знать очень хорошо.(«Ять» - буква в дореволюционном русском алфавите. Тот, кто писал правильно слова на «ять», считался грамотным человеком).

Кузькина мать –жестоко наказать. (Кузька- небольшой хлебный жучок, безобидный на вид, но очень прожорливый. Считался грозой крестьян: налетал на хлебные растения и высасывал молодые зёрна).

Время истекло - нет больше времени на выполнение чего-либо. (Раньше прибором для измерения времени служили водяные часы: время определялось количеством воды, вытекающей из сосуда).

Слайд № 7.

Дорогие друзья, мы прибыли на станцию «Аукцион». Сегодня на аукционе продаются слова. (Слова приготовить на отдельных листочках). Побеждает тот «покупатель», кто последним назовёт фразеологизм с продаваемым словом. Учащиеся записывают три понравившиеся фразеологизмы (три-четыре фразеологизма).

УМ (Возможные варианты: браться за ум, без ума от чего-либо, повредиться в уме, сойти с ума, раскидывать умом, ума не приложу, ум за разум заходит, в своём уме, задним умом, себе на уме , не выходит из ума)

ВОДА (Возможные варианты: как в воду опущенный, водой не разольёшь, как с гуся вода, как рыба в воде, вывести на чистую воду, толочь воду в ступе, много воды утекло, как две капли воды)

ОДИН (один на один, семеро одного не ждут, на один зуб, мерить на один аршин, одним духом, на одно лицо, жить одним днём, одним росчерком пера, все до одного, семь раз отмерь- один раз отрежь)

Слайд № 8.

Станция «Перевёртыши».

  • Как вы понимаете слово «перевёртыш»? (всё наоборот)
  • Как в русском языке называются слова со значением «наоборот»?  (антонимы)

Среди фразеологизмов тоже есть антонимы, т.е. перевёртыши.

Слайд № 9.

Для фразеологизма первого столбика нужно найти антонимичную пару из второго столбика.

Хоть иголки собирай                                 ни зги не видно

Заваривать кашу                                 воспрянуть духом

По чайной ложке                                 на ночь глядя

Коломенская верста                                 не покладая рук

Чуть свет                                         как кошка с собакой

Повесить нос                                         одним духом

Жить душа в душу                                 расхлёбывать кашу

Сидеть сложа руки                                 от горшка два вершка

Непредвиденная остановка. Нам требуется немного отдохнуть. Физкультминутка.

Слайд № 10.

  • А сейчас перед вами «перевёртыши», в которых каждое слово заменено антонимом. Восстановите их первоначальный вид и запишите в тетради . Образец: выйти из безвкусицы – войти во вкус)

                                                        

новая ложь  (старая истина)

выйти из безвкусицы (войти во вкус)

умирать своей глупостью (жить чужим умом)

 ночи  бессчетны (дни сочтены)

взять начала (отдать концы)

Непредвиденная остановка. Нам требуется немного отдохнуть. Физкультминутка.

И мы снова в пути.

Слайд № 11.

 Следующая станция – «Игровая». На этой станции вам предлагается  игра «бумеранг». Читаю фразеологизм, а вы в ответ мне записываете значение его одним словом.

Делать их мухи слона (преувеличивать)

Выйти из себя (разгневаться, разозлиться)

Повесить нос (расстроиться)

Жить за тридевять земель (далеко)

Кот наплакал (мало)

В час по чайной ложке (медленно)

Сломя голову (быстро)

Бить баклуши (бездельничать)

Задирать нос (зазнаваться)

Навострить уши (насторожиться)

На вес золота (дорого)

Слайд № 12.

Станция «Культурная». Украшая нашу речь, фразеологизмы доставляют нам и немало хлопот – при неверном их употреблении появляются речевые ошибки. На этой станции дано задание по культуре речи. Наша задача – исправить ошибки.

Слайд № 13.

1.Он постоянно сидит сложив руки.

2.Опять надела туфли на босую ногу.

3.Данный вопрос имеет большую роль в развитии этой науки.

4.Ну хоть бейся об стенку!

5.Все её ругали на чём свет стоял.

Слайд № 14.

Станция «Чудесная». Эта станция славится тем, что здесь есть поле чудес, куда мы сейчас и отправимся. (На столе большой лист бумаги, на котором нарисован круг, разбитый на секторы. В каждом секторе рисунок: заяц, глаз, рыба, рак, голова, рука, белка, перо птицы. В центре круга волчок со стрелкой). Играющие крутят волчок и называют фразеологизм, содержащий слово, обозначающее предмет, на который указывает стрелка волчка.

Слайд № 15.

Станция «Чудесная» многонациональная. Здесь можно услышать речь на разных языках. Иностранцы тоже пользуются фразеологизмами. Нам необходимо определить, какие фразеологизмы русского языка соответствуют приведённым иноязычным фразеологизмам.

His  heart  sank  into  boots  (англ.; его сердце упало в его ботинки) (рус.: сердце в пятки упало)

Jak  koziol  w  studnie (польский;  как козёл в колодец) (рус.: как кур в ощип)

Eile  mit  Weile (немецкий;  спеши с медленностью) (рус.: тише едешь -дальше будешь)

Слайд № 16.

Станция «Домашняя».Заканчивается наше путешествие, и мы возвращаемся домой.

Слайд № 17.

Чтобы упрочить наши знания,  даю домашнее задание. ( каждый ученик получает карточку с текстом, в котором нужно  выделенные слова заменить подходящими по смыслу фразеологизмами)

              Петя работал на уроке плохо. Дома он ничего не делал.

За домашние задания Петя брался неохотно. В конце

четверти с дневником, полным двоек Петя  печально

шёл домой. «Надо после каникул усердно приниматься

за работу», - думал мальчик.

Подведение итога урока.

Слайд № 18.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытые уроки по русскому языку в 6 и 7 классах

Тема: «Морфологический разбор имени числительного».Тема: «Непроизводные и производные предлоги»....

Открытый урок по русскому языку: "Разряды имен прилагательных" 6 класс

Открытый урок по русскому языку "Разряды имен прилагательных"6 класс, программа под ред. Т.Ладыженской. Урок с элементами ФГОС...

Открытый урок по русскому языку в 3 и 4 классах. Тема: «Правописание слов с гласными после шипящих»

Цели.Повторить и закрепить знания, полученные по теме «Правописание слов с гласными после шипящих;Формировать навыки правописания слов с гласными после шипящих;Развивать орфографическую зоркость;Воспи...

Открытый урок по русскому языку "В стране изученных деепричастий"

Данная презентация содержит интересный материал по теме "Деепричастие". ...

Открытый урок по русскому языку "Употрбление предлогов" в 7 классе

Данный урок разработан для конкурса "Учитель года-2016"...

Открытый урок "Борьба русских земель с западными завоевателями" , 6 класс

Представляю вашему вниманию разработку открытого урока для 6 класса  "Борьба русских земель с западными завоевателями". Этот методический продукт адресован педгогам, которые используют ...

Поурочный план открытого урока по русскому языку. Учитель Халиуллина Р.Х. Класс: 6-а Тема урока: Имена прилагательные женского рода.

Поурочный план открытого урока по русскому языку.  Учитель Халиуллина Р.Х. Класс:  6-а   Тема урока: Имена прилагательные женского рода....