опорные схемы к урокам
учебно-методический материал по русскому языку (7 класс) на тему

Кошлякова Галина Викторовна

один из вариантов оптимизации обучения обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opornye_skhemy_k_urokam_russkrgo_yazyka.docx14.75 КБ

Предварительный просмотр:

Формы выражения сказуемых в односоставных и двусоставных предложениях.

Изъявительное наклонение                           повелительное наклонение

                                                                А

Ед.ч.                        мн.ч.                                        ед.ч                                мн.ч.

1л. – у(ю)            -ем(им)                                         -и                                   -и + ите

2л.- ешь(ишь)      -ете(ите)                                               + те

                     В                                                                                    С

3л. –ат(-ят)                                                                                 -ет(ит)

      - ут(ют)                                                                                 -Л о

      -Ли

                                     Правила пользования таблицей.

  1. Если в предложении нет подлежащего, а глагол-сказуемое имеет окончание сектора А, то это предложение определённо-личное .Люблю грозу в начале мая…
  2. Если  в предложении нет подлежащего, а глагол-сказуемое имеет окончание сектора В, то это предложение либо определённо-личное, либо двусоставное неполное.

                           Алгоритм разграничения.

Неопределённо-личное                              двусоставное неполное

  1. производитель действия  неакту-   1. производитель действия актуален, восстанав

ален  или неизвестен.                             ливается из контекста.

  1. недопустима замена формы            2. такая замена допустима.

мн.ч. на форму ед.ч. глагола.

В школе знаЮТ обо всех.

Пример: По радио сообщили метеосводку.(неопред.-личное).

                В комнату забежали две девочки. Быстро сели.(двусост. неполное, т.к.можно  восстановить из контекста подлежащее. Девочки быстро сели.)

 3. если в предложении нет подлежащего, глагол-сказуемое или глагол-связка в форме прошедшего имеет окончание сектора С, то это либо безличное, либо двусоставное неполное.

                                 Алгоритм разграничения.

   Безличное                                                           двусоставное неполное

1.нет позиции для подлежащего,            1. позиция для подлежащего есть  

   Т.е. нельзя вставить словоформу    

    в им.п.  

                Подмораживает.

2. Нельзя проспрягать по лицам              2. Можно проспрягать глагол

     глагол.

___________________________________________________________________________

  1. Если сказуемое оканчивается на ЛА или Л, то это только двусоставное неполное

          Деепричастие

                                                                                             

несовершенный вид                          совершенный вид

                                                                                                         

           - А                                                                  -В

           - Я                                                                  -ВШИ

                                                                                        -ШИ

                                                                                                           

гулять – гуляя             прочитать- прочитав


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опорные схемы на уроках литературы в старших классах

Схемы различных типов для уроков литературы в старших классах (по программам Курдюмовой , Агеносова, Журавлевой)....

Активизация познавательной деятельности через использование ИКТ и опорных схем на уроках русского языка.

Обобщение  и представление  накопленного опыта в области использования ИКТ и применения опорных схем на уроках русского языка....

Опорные схемы на уроках химии

Применение опорных схем на уроках химии - это целесообразно, удобно, особенно используя мультимедийную систему - это наглядно.......

Опорная схема к уроку истории "Религия древних греков" 5 класс

Опорная схема - это дополнительный раздаточный материал для изучения темы: "Религия древних греков" по истории в 5 классе. Учебник "История Древнего мира" А.А. Вигасин...

Опорные схемы на уроках химии

В данной работе я поделилась опытом составления и применения опорных схем на уроках химии при запоминании материала, при решении задач, при составлении  уравнений электролитической диссоциац...

Использование опорных схем на уроках письма и развития речи в 5-9 классах отделения коррекционного обучения VIII вида.

Поиски способов, облегчающихся обучающимся понимание и запоминание материала привело к мысли создать опорные схемы, которые на глазах детей находят графические выражение, это и материал для активизаци...

«ИСПОЛЬЗОВАВАНИЕ ОПОРНЫХ СХЕМ НА УРОКАХ ХИМИИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ»

перед учителями химии стоит проблема: как обеспечить качественное обучение в  нелегких условиях, устранив при этом зубрежку, систематически осуществлять взаимосвязь с другими науками. Как сделать...