О.В.Мутыгулина "Принципы русской орфографии"
методическая разработка по русскому языку (10 класс) по теме

Мутыгулина Оксана Валерьевна

Данный урок является итоговым по теме " Принципы рксской орфографии".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon printsipy_russkoy_orfografii_2.doc209 КБ
Файл printsipy_russkoy_orfografii_-2.pptx247.26 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока по русскому языку по теме "Принципы русской орфографии». 10 класс

 Мутыгулина Оксана Валерьевна,  учитель

Разделы: Преподавание русского языка

Основная цель данного урока заключается в том, чтобы повторить ранее изученные орфограммы в корне слова и приставке, вспомнить основные принципы русской орфографии.

задачи урока: научить учащихся  применять полученные теоретические знания на практике, развивать навыки грамотного письма, устной речи.

На уроке используются средства обучения: карточки с тестовыми заданиями, презентации, папки с правилами, раздаточный материал, 5 досок с маркерами для каждой группы.

На уроке применяются ИКТ, технологии проблемного обучения.

На уроке используются и разные формы работы: индивидуальная, при которой учитываются склонности, индивидуальные особенности и интересы учащихся; фронтальная (эта форма работы помогает учащимся вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка); групповая (помогает устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать).

  Ход урока

  1. Орфоэпическая разминка

арАхис, баловАть, балУясь, бАнты, бралА,  включИт, вручИт,  водопровОд, дозИровать, знАмение, Иконопись, клАла,клЕить, крАлась, красИвее, кренИтся,кровоточАщий, кровоточИть, мастерскИ, мизЕрный, молЯщий, нанЯвшийся, насорИт, начАвший, нАчатый, послАла

  1. Разминка с выходом на тему ( проводится фронтально) Приготовились?

Росток                         раздирать                    палисадник

Отрасль                       гореть                          позолота  

Президент                   зоревать                       рассветает    

Приоритет                   аккомпанемент           сбалансированный  

взимать                        дифирамб                      обмакнуть

Учитель:  Начали мы с Вами с небольшой разминки, опираясь на определённые виды орфограмм.

? Какие орфограммы встретились в разминке? ( «Безударная гласная в корне, проверяемая ударением», « Безударная гласная в корне, не проверяемая ударением», « Безударная гласная в корнях с чередованием», «Изменение корневой гласной с и на ы», « Приставки на –з,-с; пре-, при-; с.

? К какому разделу языкознания относятся данные орфограммы?

( Орфография)

? Что такое орфография?

! Сформулируйте тему сегодняшнего  урока (« Принципы русской орфографии».

   

( учитель записывает тему и  эпиграф на доске)

                                                                                                                                      …     механизация процесса письма
                                                                     никоим образом не даст абсолютной грамотности,
                                                                 процесс письма  должен быть сознательным. 
                                                                        Лев  Владимирович Щерба

  Опираясь на эпиграф, определите  цель урока: отработать основные виды орфограмм  по теме «Правописание корней», « Правописание приставок» сообразно с принципами русской орфографии ( запись темы и цели на доске). 

Действительно, письмо – это сознательная форма речевой деятельности.

 Мы попытаемся установить, какая интеллектуальная работа требуется для грамотного письма, какие  операции необходимы для безошибочного использования разнообразных орфографических правил и стоят ли за правилами орфографии языковые закономерности, а если стоят, то какие именно.

3. Работа в группах ( учащиеся разделены на 5 групп)

Сегодня мы с Вами будем работать с  произведениями известного классика, кому принадлежат следующие строки:

« И долго буду тем любезен я народу,

   Что чувства добрые я лирой пробуждал…»

О каком классике идёт речь?

Почему именно произведения Пушкина мы сегодня вспоминаем?

10 февраля ( 29 января) 1837 года  в 2. 45 пополудни на Мойке 12 остановилось сердце  великого поэта, а за 2 дня до этого 27 января ( 8 февраля) он был смертельно ранен на дуэли у Чёрной речки. И сегодня мы вспоминаем поэта – основателя русского литературного языка, чей лексикон состоял  из 21 191 слова.                    
        
Активный словарь современного взрослого образованного(!) человека обычно не превышает 7–9 тысяч разных слов (по подсчётам других исследователей, он достигает 10–12 тысяч). А вот пассивный словарь бывает вдвое больше — все 20, а то и 24 тысячи! Эти цифры носят общий оценочный характер, потому что сами понятия активного и пассивного словаря достаточно условны. Это зависит от профессии, возраста, образования, общего культурного уровня, места жительства (город, деревня) и  личных качеств, вкусов и интересов человека.
В повседневном общении мы обычно пользуемся 1000- 1500 слов. Этого количества нам вполне хватит, чтобы вести несложную бытовую беседу на родном языке. Учёные утверждают, что возможности человеческой памяти неисчерпаемы…

И сегодня мы в этом сможем убедиться, поэтому дополнительное задание: определите, из каких произведений А.С.Пушкина взяты цитаты ( запись на доске)

  Карточки с текстами раздаются всем группам.

Задание:

1 группа.  Классифицируйте орфограммы, сгруппируйте по видам, используя приём чистой таблицы, объясните принцип разделения на группы.

1. Под голубыми н..бесами
Великолепными к..врами,
Бл..стя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь ин..й зеленеет,
И речка подо льдом бл..стит.

2. Но лишь божественный глагол
До слуха чуткого к..снется,
Душа поэта встрепенется,
Как пробудившийся орел. ( «Поэт»)

3. Вьюга злится, вьюга плачет; 
Кони чуткие хр..пят; 
Вот уж он д..лече ск..чет, 
Лишь глаза во мгле г..рят; 
Кони снова пон..слися; 
Колокольчик дин-дин-дин... 
Вижу: духи собр..лися 
Средь б..леющих р..внин. (Бесы)

4. Принес — и ослабел, и лег 
Под сводом ш..лаша на лыки, 
И ум..р бедный раб у ног 
Непоб..димого владыки.

5. Одна з..ря сменить другую

Сп..шит, дав ночи полчаса…

( учащиеся представляют выполненное задание, опираясь на примеры)

2 группа. Составьте алгоритм, которым можно пользоваться при разграничении корней ( опираясь на примеры)

        

а) выделите корень слова; ( дер-дира, не путать с держ; растение не путать с растранжирить)

б) поставьте ударение;

в) определите Л.З. ( мер – мира в значении «замереть», не путать с меряю и мирю)

г) если корень безударный, то определите, нет ли чередования гласных;

д) если нет, подберите однокоренное слово

е) если данное слово не помогает в проверке исходного, обратитесь к словарю.

3 группа.  Классифицируйте орфограммы, сгруппируйте по видам, используя схему, объясните принцип разделения на группы.

1. . Но лишь божественный глагол
До слуха чуткого коснется,
Душа поэта в..трепенется,
Как пр..будившийся орел. ( «Поэт»)

2. Как ныне ..бирается вещий Олег
..мстить неразумным хозарам:
Их села и нивы за буйный набег

Обрек он мечам и пожарам;  

3. Пр..нес — и ..слабел, и лег 
Под сводом шалаша на лыки, 
И умер бедный раб у ног 
Н.победимого владыки.

4. Одна заря ..менить другую

Спешит, дав ночи полчаса…

5. Девицы, красавицы, душеньки, подруженьки,

Разыграйтесь, девицы, разгуляйтесь, милые!

               Написание приставок  

 

 

   

 1. Неизменяемые приставки:  над-, об-, от-, перед-, под-, в-, с-, за-, на-, до-,     пере-, по-

 2. приставки на ..з- , ..с-.

 3. приставки при-, пре-.

 4. приставки раз-, (рас-) – безударная , роз-, (рос-) – ударная позиция

 5. приставки про-, пра – ( про – многозначна, пра – указывает на древность, давность)

 6. приставки при-, пре –

4 группа. Составьте таблицу, которой можно пользоваться при разграничении приставок на при-, пре-


5.
Расскажите об изменении и на ы в корне после приставок, опираясь на примеры, составьте схему.

  1. Уж восемь робертов с.грали герои виста. ( « Евгений Онегин»)

  1. Нашёл и шлем и звонкий рог; Но лишь меча с.скать не мог ( « Руслан и Людмила»)

      3. В нем вз.грало ретивое! "Что я вижу? что такое?

         Как!" - и дух в нем занялся... Царь слезами залился,

        Обнимает он царицу,  И сынка, и молодицу …(«Сказка о царе Салтане»)

  1. Когда-нибудь монах трудолюбивый 

    Найдет мой труд усердный, безымянный;
      ( «Борис Годунов»)

 ( и --- Ы после согл., кроме сверх, меж, контр, транс, пан, супер, дез, пост, суб, взимать и если приставка оканчивается на гласный)

 Ответы 1 и 2 групп.

Учитель: используя алгоритм, найдите в каждой строчке лишнее слово и запишите его в тетрадь.

  1. Горько, прогореть, горчица, горчит.
  2. Сложить, сложный, слагаемый, прилагательный.
  3. Косить, коса, прикосновение, косит (траву).
  4. Пригорок, пригореть, горец, горский.
  5. Горе, пригорюниться, загоревать, загореться.
  6. Прикасаться, косовица, коснуться, прикосновение.
  7. Косолапый, коснуться, косая (линия), покосивший.

( учащиеся объясняют свой выбор)

Ключ: прогореть, сложный, прикосновение, пригореть, загореться, косовица, коснуться.

Определите Л.З. слова «косовица» ( сл. Ожегова)

    Л.З слова Косовица

косови́ца

ж. 
1.

Кошение травы, хлебов.


2.

Временной период, пора такого кошения.

С 5 класса  вам известны корни с чередующимися гласными и соответствующие правила, но именно эта орфограмма вызывает сложности не только у школьников, но и у взрослых, часто хорошо образованных людей.  Это происходит потому, что знать все правила написания корней с чередующимися гласными е/и, о/а или ин, им/а, я, а также все исключения практически невозможно. Однако наиболее часто встречающиеся слова можно и нужно запомнить.

А14. Корни с чередованием:

1. От cуффикса     2.  От ударения                              3. От согласной

Бер-бира                гАр- гор                                                лаг-лож (полог)

 Блест-блиста        зОр-зАр- зар (зоревать)                      раст-ращ-рос(росток    

 Дер-дира               клАн-клОн-клон                                                         ростовщик

 Жег-жига              твАр-твОр-твор(утварь)                                             Ростов,

 Мер-мира              плАв ( пловец, пловчиха, плывун)              Ростислав, отрасль)      

 Пер- пира

Стел-стила                                                                             скак-скоч ( скачу, скачок, скачу)                                                                                  

 Тер-тира                                                                                

 Чет-чита(сочетать, сочетание), кос- каса                                                            

 4. От Л.З: мак – погружать; мок- впитывать; Равн- одинаковый; ровн- прямой, гладкий

( равнина, ровесник, поровну, уровень)

  Не являются корнями с чередованием: горы, горе, держу, меряю, мирю, косы, потерялся

 

Ответы 3, 4, 5 групп

  Потренируйся

  • В каком ряду на месте пропуска во всех словах пишется одна и та же буква? Выпишите эту строчку

1)   бе.гранична, бе.заветное, в.зойти

2)   пр..вращение, пр..образовать, пр.дел в церкви

3)   ра..хаживать, и..дание, ди..пропорция

4)   дез..нформация, про..нформировать, небез..звестный

     

  • В каком ряду во всех трех словах пропущена одна и та же буква? 

1) и.полнять, в..драгивать, и..давать

2) п..дсказывать, п..никнуть, не..глядный

3) пр..клоняться перед талантом, пр..страстие, пр..мелькаться

4) раз..скать, без..сходный, п..истине  

  • раздать карточки- 5 уч-ся.

Дополнительное задание по группам ( по 2 человека из разных групп ): переверните доски,  используя лишние слова из теста,

 Составьте 1 пара – СПП ( слова из 1 теста)

                     2 пара -  ССП ( слова из 1 теста)

                     3 пара -  простое осложнённое предложение ( слова из 2 теста)

Предложения  могут быть составлены  на тему, связанную с творчеством А.С.Пушкина

 

Работа с классом

?Смогли  ли  определить, из каких произведений взяты цитаты А.С.Пушкина?

«Ведает мой добрый гений,
Что предпочел бы я скорей
Бессмертию души моей
Бессмертие своих творений ».

Конечно, пушкинское слово завораживает и с орфографией он был дружен, как и с рифмой.

«Прекрасный наш язык под пером неискусным, быстро клонится к падению. Слова искажаются. Грамматика колеблется. Орфография, сия геральдика языка, изменяется по произволу всех и каждого». А.С.Пушкин

 Учитель:  Как вы считаете, кого можно назвать грамотным человеком? 

Человека, знающего орфографию, не допускающего ошибок при письме, называют грамотным. Однако грамотным считается не тот, кто знает, как писать все существующие в языке слова, а тот, кто умеет пользоваться правилами, словарями и справочниками, способен объяснить написание слова.

Зачем нужно грамотно писать?

На этот вопрос  каждый находит приемлемый для себя ответ. Для одного грамотное письмо - это залог успешной карьеры; для другого - это дело престижа, если он привык не допускать ошибок во всём, что делает; третий овладевает правописанием, потому что этому учат в школе. Орфография - это, кроме всего, ещё и часть русской культуры. Обладающий языковым чутьём более восприимчив и ко всей культуре. За безграмотным письмом скрывается неуважение к своему народу, его традициям и культуре.

Вы знаете, что в область изучения орфографии входит  осмысление принципов, норм, правил графического оформления слова. В школьном курсе  правописание изучается на основе других разделов языкознания (фонетики, лексикологии, морфемики, словообразования, морфологии)- фронтальный опрос обучающихся. Наиболее тесно орфографическая система русского языка связана с графикой - разделом языкознания, изучающим буквенную систему.

  Принципы орфографии - это идеи, которые лежат в основе правил правописания конкретного языка..

 Какой принцип является ведущим в русском письме?  Морфологический принцип. 

Он заключается в единообразном написании слов и частей слов (морфем). Единообразие в написании значимых частей слова достигается тем, что в одной и той же части слова пишутся преимущественно одни и те же буквы, независимо от произношения: куб [п] - куба [б]; сапог [к] - в сапоге; отдалённый - даль; сбежать, сделать. Морфологический принцип позволяет опознавать родственные по значению и одинаковые по структуре слова.

При максимальном соответствии звукового и графического облика слова (т.е. слово пишется, как слышится) принято говорить о фонетическом принципе. В орфографических системах других языков, где слово пишется максимально приближенно к его произношению, фонетический принцип является ведущим. В русском правописании данный орфографический принцип представлен частично.

Правописание приставок на -з,  - единственное в русской орфографии правило, основанное на фонетическом принципе и последовательно соблюдающее этот принцип. Фонетический принцип определяет написание буквы ы, которая пишется в начале корня после приставок на согласные(интересный - безынтересный; история - предыстория), но после таких приставок, как меж-, сверх- и некоторых иноязычных приставок сохраняется буква и, а это уже морфологический принцип. 

Традиционный принцип предполагает большой разрыв, несоответствие между написанием и произношением слова. Написания слов и морфем, подчиняющиеся этому принципу, следует запомнить. В русском языке традиционный принцип присутствует в написании окончаний прилагательных и слов, изменяющихся, как прилагательные (красивого, третьего, которого), в наличии/отсутствии буквы ь на конце наречий и частиц (вскачь, замуж, лишь, уж).

Какой принцип не указан ?

Дифференцирующий принцип нужен для различения на письме слов, имеющих разное значение, но совпадающих в звучании, то есть слов-омофонов: поджёг дома – поджог дом, компания-кампания.

Орфографическую систему русского языка определяет не один принцип, а совокупность нескольких при доминировании одного - морфологического.

Основной единицей орфографии как прикладного раздела языкознания является орфограмма - такой элемент графического оформления слова, при написании которого пишущий должен сделать выбор на основании существующего правила. По традиционной программе школьного курса русского языка изучается 70 орфограмм. Почти все правила русской орфографии имеют исключения.

С какими орфограммами мы сегодня с вами работали? Проверим, насколько хорошо вы владеете данными темами.

Диктант « Проверь себя» (выделите орфограммы)

Горит восток зарею новой.  
Уж на равнине, по холмам  
Грохочут пушки. Дым багровый  
Кругами всходит к небесам  
Навстречу утренним лучам.  
Полки ряды свои сомкнули.  
В кустах рассыпались стрелки.  
Катятся ядра, свищут пули;  
Нависли хладные штыки.  
Сыны любимые победы,  
Сквозь огнь окопов рвутся шведы;  
Волнуясь, конница летит;  
Пехота движется за нею  
И тяжкой твердостью своею  
Ее стремление крепит.  

( учащиеся проверяют свои работы, выставляют оценки)

«5» -

«4»-

«3»-

Не забываем о том, что грамотный человек тот, который не только грамотно пишет, но и грамотно говорит…

Орфоэпия -  раздел языкознания, изучающий правильное произношение слов.

Орфоэпическая работа  ( проверка на оценку)

арахис,баловать,балуясь,банты, брала,  включит, вручит,  водопровод, дозировать, знамение, иконопись, клала, клеить, кралась,     красивее, кренится, кровоточащий, кровоточить, мастерски, мизерный,   молящий, нанявшийся, насорит, начавший, начатый, послала

Проверка:

арАхис, баловАть, балУясь, бАнты, бралА,  включИт, вручИт,  водопровОд, дозИровать, знАмение, Иконопись, клАла,клЕить, крАлась, красИвее, кренИтся,кровоточАщий, кровоточИть, мастерскИ, мизЕрный, молЯщий, нанЯвшийся, насорИт, начАвший, нАчатый, послАла

«5»-

«4»-

«3»-

Оцените правильность суждения: Человек стремится освоить письменную речь, когда у него для этого сформирован мотив. Невозможно научить грамотно писать того, кто не считает грамотность необходимым условием языковой компетенции.

Л.З. слова компетенция - (от лат. competere — соответствовать, подходить) — способность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач общего рода, также в определенной широкой области. 

Схему пр-я №1 вычерчивает учитель, других – ученики.

Примерные ответы:

(Безгранична, беззаветное, взойти)

1 группа ( СПП) : Беззаветное служение Музе превратило Пушкина в великого поэта, который взошёл на пьедестал безграничной читательской любви.

2 группа ( ССП): В его стихах есть беззаветная любовь к Человеку – и это безграничное чувство позволило стать ему первым поэтом.

 (исполнять , преклоняться пред талантом, поистине)

3 группа:

Преклоняться перед талантом Пушкина, искусно исполнять его произведения -  поистине удовольствие.

 Д.З.

 Кроме передачи звуков буквами в словах и морфемах правила русской орфографии отражают: 1) закономерности слитных, раздельных и дефисных написаний слов (пол-Европы, бок о бок, полмандарина);

                2) употребление прописных и строчных букв (Лос-Анджелес, День учителя, московский житель);

                  3) условия переноса слов с одной строки на другую (как правильно перенести слово: ше-стой, шест-ой или шес-той?);

                 4) возможности графического сокращения слов (совр. русск. яз.);

                5) тенденции передачи заимствованных слов и выражений русской графикой (как русскими буквами написать заимствованные слова: карате или каратэ, офф-шорный или оффшорный, плейер или плеер, Вильям или Уильям1?).

 30, 31, 32; rusolimp.kopeisk.ru/orfografia/file=3 (тест), 163, 164, 166, 167- письменно, 169 – устно, орфоэпическая разминка, тесты по группам

  «Орфография предельно упрощает чтение, делает его беглым и лёгким. Поэтому она и заслуживает благодарности всех читающих. Орфография … не только помогает быстрее читать, она позволяет быстрее сосредоточиться на содержании, позволяет читать, не замечая, как написан текст. Не будь орфографии, мы всё время бы разглядывали одежду слова, не замечая самого слова»

Докажите или опровергните высказывание  М. Панова ( уч-к стр.64)

Карточка для учащегося № 1.
Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте условия выбора.

Прик.сновение, подл...жить, сл..гается, разл...гать, отр...сль, сл...жение, р...сток, прик...саться, разл...жить разр...слись, к...снуться, прил..гается, нар...щение, прик...сание, выр...сли, к...сание, прил...гательное, к...сательная.

« Проверь себя» карточка № 1.

Прикосновение, подложить, слагается, разлагать, отрасль, сложение,

 росток, прикасаться, разложить разрослись, коснуться, прилагается, наращение, прикасание, выросли, касание, прилагательное, касательная.


Карточка для учащегося № 2.
Из текста выпишите слова с чередующимися гласными в корне в три столбика:в 1-й слова, в которых правописание гласной зависит от суффикса,
во 2-й слова, в которых правописание гласной зависит от последующей согласной корня, в 3-й слова, в которых правописание гласной зависит от ударения.

   

Леса в Мещере разбойничьи, глухие. Хорошо идти весь день по этим лесам, проб...раться сквозь зар...сли кустов, по дорогам к дальнему озеру. Я люблю лесные сум...рки, когда ст...лется туман, в траве г...рят светлячки. Закат тяжело пылает на кронах деревьев, з..лотит старинной поз...лотой. Последний луч солнца еще к...сается их верхушек, а у подножия сосен уже темно и глухо. На западе еще тлеет зорька, а в зар...слях волчьих ягод кричит выпь. Вот и озеро. Здесь под березой распол...жились знакомые рыбаки. Их лиц я еще не вижу из-за дыма костра, который то разг...рается, то гаснет. (По К.Паустовскому)
 

Карточка № 4 ( работа с толковым словарём)

Запишите и запомните эти слова иноязычного происхождения, объясните их значение. Составьте с данными словами словосочетания или предложения.

Прелюдия, преамбула, превалировать, престиж, привилегированный, прейскурант, премьера, примат, примадонна, претензия, прецедент.

 

Карточка для учащегося № 3.

 Вставьте пропущенные буквы. Распределите и запишите слова в две колонки: в первую — с приставкой при-, во вторую — с приставкой пре-.

Старинное пр...дание, камень пр...ткновения, пр...чуды природы, пр...ступить (к делу), богатое пр...даное, пр...вратности судьбы, пр...одоление препятствий, не надо пр...рекаться, пр...знание в содеянном, пр...бывать в бездействии, беспр...кословно повиноваться, пр...верженец новых взглядов, пр...дать друга, пр...мирить врагов, пр...бытие поезда, непр...менное условие, полезное пр...обретение, жизнь без пр...крас, пр...забавный случай, пр...ломление лучей, пр...вышение полномочий, пр...остановить слушание дела, давать пр...сягу, искатели пр...ключений.

« Проверь себя» Карточка № 3.

Причуды природы                                Старинное предание

Приступить к делу                                Камень преткновения

Богатое приданое                                  Превратности судьбы

Признание в содеянном                        Преодоление препятствий

Приверженец    новых взглядов           Не надо пререкаться

Примирить    врагов                              Пребывать в бездействии

          Прибытие поезда                                   Беспрекословно повиноваться

Полезное   приобретение                      Предать друга

Приостановить   слушание дела          Непременное условие

Давать присягу                                      Жизнь без прекрас

          Искатели приключений                        Презабавный случай

                                                                 Преломление лучей

                                                                 Превышение полномочий

         

 Карточка № 5.

  1. Выпишите слово(а), правописание приставки в котором(ых) определяется правилом  «Выбор согласной буквы приставки зависит от качества следующего за ней согласного звука»

Протока речка Марарайки и колодцы, которые обслуживали питьевой водой усадьбу, со временем были затоплены водой, затянуты тиной, и об их существовании говорят только воспоминания старожилов Тархан. Но все не так печально: во время расчистки территории  около Круглого сада был обнаружен небольшой родничок, который сотрудники музея расчистили и обиходили. И сегодня у этого родничка приятно посидеть.

« Проверь себя» Карточка № 5.

Воспоминания, расчистки, расчистили.

Карточка № 6.

Выпишите слово(а), в котором(ых) правописание приставки определяется правилом «В приставках, оканчивающихся на З и С, пишется буква З перед звонкими согласными, а буква С - перед глухими согласными»

Там, где недавно, еще на моей памяти , были болота, теперь – асфальтированные улицы, прямые, широкие. Исчезают нестройные ряды устарелых домишек, на их месте растут новые огромные дворцы. Один за другим поднимаются первоклассные заводы. Недавние гнилые окраины уже слились с центром и почти не уступают ему по благоустройству, а ближние деревни становятся участками столицы. В них входят стадионы – эти московские Колизеи, где десятки и сотни тысяч здоровой молодежи развивают свои силы, подготавливают себя к геройским подвигам во льдах Арктики, в мертвой пустыне  Кара-Кумов, в ледниках Кавказа

« Проверь себя» Карточка № 6.

Развивают.

  Карточка № 7.

Вставьте пропущенные буквы, распределяя слова по столбикам (пре-при-)

Пр_дорожный, пр_открыть, пр_одолеть пр_пятствие, пр_возмочь боль, пр_сесть на скамью, пр_глушить, пр_морский, пр_сытиться, пр_небрегать, пр_вращение, пр_следование, пр_знаться, пр_зирать труса, пр_брежный, пр_ображение, пр_ступить к делу, пр_остановить, пр_восходный, пр_образование, пр_града, пр_ручить, , пр_строить, , знаки пр_пинания, пр_забавный котенок. Пр_бывать в неведении – пр_бывать по расписанию; старинное пр_дание – пр_дание силы; пр_данный патриот – пр_данный врагами – пр_данный командованию; пр_емник традиций – пр_емник «Турист-2» – пр_емственность поколений – пр_емлемый вариант; пр_зрение к смерти – пр_зрение сироты – пр_зор; пр_зирать угрозы – пр_зирать детей, потерявших родителей; пр_ображенный – пр_обретенный; пр_творить в жизнь – пр_творить дверь; пр_ткнуться о камень – пр_ткнуться в уголок; пр_увеличивать – пр_уменьшать значение открытия, пр_уменьшать расходы ради экономии; пр_ходящий момент – пр_ходящий медработник; пр_дел в храме – пр_дел всему; пр_клонить ветви – пр_клонить колена; пр_падать к земле – пр_подать урок; пр_скорбный факт – пр_светлый образ.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок- практикум

Слайд 2

Успех на уроке возможен, если мы будем слышать и слушать, вникать и размышлять, анализировать и реагировать, оценивать.

Слайд 3

Орфоэпическая разминка арАхис, баловАть, балУясь, бАнты, бралА, включИт, вручИт, водопровОд, дозИровать, знАмение, Иконопись, клАла,клЕить, крАлась, красИвее, кренИтся,кровоточАщий, кровоточИть, мастерскИ, мизЕрный, молЯщий, нанЯвшийся, насорИт, начАвший, нАчатый, послАла

Слайд 4

Принципы русской орфографии механизация процесса письма никоим образом не даст абсолютной грамотности, процесс письма должен быть сознательным. Л.В.Щерба

Слайд 5

И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал …

Слайд 6

Словарь языка писателя В нем описывается 20000 слов (21 191 слово) русского языка, встречающихся в художественных и публицистических произведениях А. С. Пушкина, а также в его письмах и деловых бумагах.

Слайд 7

Словарь Вильяма Шекспира составляет 12 000 слов...Эллочка Щукина легко и свободно обходилась тридцатью... «Двенадцать стульев» И. Ильф и Е. Петров Активный словарь современного взрослого образованного(!) человека обычно не превышает 7–9 тысяч разных слов, пассивный словарь бывает вдвое больше! В повседневном общении мы обычно пользуемся 1000- 1500 слов.

Слайд 8

1. Под голубыми небесами Великолепными к..врами, Бл..стя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь ин..й зеленеет, И речка подо льдом бл..стит. 2. Но лишь божественный глагол До слуха чуткого к..снется, Душа поэта встрепенется, Как пробудившийся орел. 3. Вьюга злится, вьюга плачет; Кони чуткие хр..пят; Вот уж он д..лече ск..чет, Лишь глаза во мгле г..рят; Кони снова пон..слися; Колокольчик дин-дин-дин... Вижу: духи собр..лися Средь б..леющих р..внин. 4. Принес — и ослабел, и лег Под сводом ш..лаша на лыки, И ум..р бедный раб у ног Непоб..димого владыки. 5. Одна з..ря сменить другую Сп..шит, дав ночи полчаса…

Слайд 9

Используя алгоритм, укажите в каждой строчке лишнее слово Горько, прогореть, горчица, горчит Сложить, сложный, слагаемый, прилагательный Косить, коса, прикосновение, косит (траву) Пригорок, пригореть, горец, горский Горе, пригорюниться, загоревать, загореться Прикасаться, косовица, коснуться, прикосновение Косолапый, коснуться, косая (линия), покосивший

Слайд 10

А 14. Корни с чередованием 1. От c уффикса 2. От ударения 3. От согласной Бер-бира гАр- гор лаг-лож (полог) Блест-блиста зОр-зАр- зар (зоревать) раст-ращ-рос(росток, Дер-дира клАн-клОн-клон ростовщик, Ростов, Жег-жига твАр-твОр-твор(утварь) Ростислав, отрасль) Мер-мира плАв ( пловец, пловчиха, плывун) скак-скоч (скачи, Пер- пира скачок, скачу) Стел-стила Тер-тира Чет-чита(сочетать, сочетание), кос- каса 4. От Л.З: мак – погружать; мок- впитывать; Равн- одинаковый; ровн- прямой, гладкий( равнина, ровесник, поровну, уровень) Не являются корнями с чередованием: горы, горе, держу, меряю, мирю,косы, потерялся

Слайд 11

1 . . Но лишь божественный глагол До слуха чуткого коснется, Душа поэта в..трепенется, Как пр..будившийся орел. 2. Как ныне ..бирается вещий Олег ..мстить неразумным хозарам: Их села и нивы за буйный набег Обрек он мечам и пожарам; 3. Пр..нес — и ..слабел, и лег Под сводом шалаша на лыки, И умер бедный раб у ног Н.победимого владыки. 4. Одна заря ..менить другую Спешит, дав ночи полчаса… 5. Девицы, красавицы, душеньки, подруженьки, Р.зыграйтесь, девицы, ра.гуляйтесь, милые!

Слайд 12

А 15. Правописание приставок При : приближение, присоединение, неполнота действия, «около», завершение Пре: «очень», пере Не путай ! придел ( пристрой), предел(граница) терпению, пребывал(долго), прибывал куда-либо, презирать ( ненавидеть), призирать( давать приют), преемник ( последователь), приёмник, предать друга, придать значение, претворить мечту, притворить дверь, преклоняться перед авторитетом, приклонить ветку, преступить закон, приступить к делу, преходящие (временные) ценности, приходящий работник, преуменьшить (значительно), приуменьшить (немного)

Слайд 13

Уж восемь робертов с.грали герои виста. Нашёл и шлем и звонкий рог; Но лишь меча с.скать не мог В нем вз.грало ретивое! "Что я вижу? что такое? Как!" - и дух в нем занялся... Царь слезами залился, Обнимает он царицу, И сынка, и молодицу… Когда-нибудь монах трудолюбивый Найдет мой труд усердный, безымянный;

Слайд 14

А 15. Изменение корневой гласной И на Ы ..И на ..Ы: после согл. ( безыдейный, предымпрессионизм, предынфарктный) Не изменяется ( ..и-..и): 1. после гласной (поиск) 2 .взимать 3. после сверх, меж, суб, транс, пан, пост, контр, дез, супер

Слайд 15

В каком ряду на месте пропуска во всех словах пишется одна и та же буква? 1) бе.гранична , бе.заветное, в.ойти 2) пр..вращение, пр..образовать, пр.дел в церкви 3) ра..хаживать, и.менение, ди..пропорция 4) дез..нформация, про..нформировать, небез.звестный

Слайд 16

В каком ряду во всех трех словах пропущена одна и та же буква? 1) и.полнять, в..драгивать, и..давать 2) п..дсказывать, п..никнуть, не..глядный 3) пр..клоняться перед талантом, пр..страстие, пр..мелькаться 4) раз..скать, без..сходный, п..истине

Слайд 17

А.С.Пушкин Ведает мой добрый гений, Что предпочел бы я скорей Бессмертию души моей Бессмертие своих творений …

Слайд 18

Принципы русской орфографии 1. Морфологический - единообразное написание слов и частей слов (морфем) достигается тем, что в одной и той же части слова пишутся преимущественно одни и те же буквы, независимо от произношения: ку б [п] - куба [б]; отдалённый - даль; сбежать, сделать.

Слайд 19

Принципы русской орфографии 2. Фонетический принцип - максимальное соответствие звукового и графического облика слова (т.е. слово пишется, как слышится). Правописание приставок на -з, -с , интересный - без ы нтересный; история - пред ы стория).

Слайд 20

Принципы русской орфографии 3. Традиционный принцип предполагает большой разрыв, несоответствие между написанием и произношением слова. (красив ого , треть его , котор ого ), в наличии/отсутствии буквы ь на конце наречий и частиц (вскачь, замуж, лишь, уж ).

Слайд 22

По традиционной программе школьного курса русского языка изучается 70 орфограмм. Почти все правила русской орфографии имеют исключения Принципы русской орфографии

Слайд 23

Орфоэпическая разминка арахис,баловать,балуясь,банты, брала, включит, вручит, водопровод, дозировать, знамение, иконопись, клала, клеить, кралась, красивее, кренится, кровоточащий, кровоточить, мастерски, мизерный, молящий, нанявшийся, насорит, начавший, начатый, послала

Слайд 24

Орфоэпическая разминка арАхис, баловАть, балУясь, бАнты, бралА, включИт, вручИт, водопровОд, дозИровать, знАмение, Иконопись, клАла,клЕить, крАлась, красИвее, кренИтся,кровоточАщий, кровоточИть, мастерскИ, мизЕрный, молЯщий, нанЯвшийся, насорИт, начАвший, нАчатый, послАла

Слайд 25

Оцените правильность суждения: Человек стремится освоить письменную речь, когда у него для этого сформирован мотив. Невозможно научить грамотно писать того, кто не считает грамотность необходимым условием языковой компетенции.

Слайд 26

Я русский бы выучил… В. Маяковский И выучим!!! О.В.Мутыгулина + 10 А класс Дорогу осилит идущий!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский язык. Презентация "Основные принципы русской орфографии". 11 класс

Данная презентация по объёму небольшая, но она в полной мере дает учащимся понять, что из себя представляют принципы русской орфографии, какой докумаент регламентирует эти принципы....

Элективный курс по русскому языку "Секреты русской орфографии", 5 класс

Данный элективный курс имеет практическую направленной, т.к. его целью является развитие орфографической зоркости и отработка навыков грамотного письма. Курс рассчитан на 34 учебных часа (1 час в неде...

Рабочая программа факультативного курса по русскому языку "Секреты русской орфографии" для 7 класса.

Рабочая программа факультативного курса по русскому языку "Секреты русской орфографии" для 7 класса....

Программа по русскому языку для 8 класса на тему: «Трудные случаи русской орфографии»

Учебно-тематический план курса по русскому языку                                           ...

Рабочая программа факультативного курса по русскому языку для 8 класса "Секреты русской орфографии"

Данная программа, возможно, поможет словесникам, уделяющим особое внимание повышению уровня орфогафической грамотности учащихся....

Элективный курс по русскому языку "Принципы русской орфографии"

Актуальность введения в школе элективного курса "Принципы русской орфографии"  определяется, с одной стороны, необходимостью решать проблемы повышения грамотности учеников, с д...

Орфография_Принципы русской орфографии

В тетрадь для правил учащихся...