Деление лексики в зависимости от употребления в разные исторические эпохи. Устаревшие слова.
презентация к уроку по русскому языку (5 класс) по теме

Анисимова Наталья Петровна

В уроке дается  представление об устаревших словах,  осуществляется знакомство со значением некоторых из них; совершенствуется умение учащихся работать в режиме онлайн с тестами, а также с этимологическим и толковым словариками при объяснении лексического значения устаревших слов, развивается умение самостоятельно добывать знания, наблюдать за словами, вышедшими из употребления, устанавливать причины, по которым слова выходят из употребления (исчезновение предметов, явлений), с помощью технологии проблемного диалога и ТРКМЧП  (технологии развития критического мышления через чтение и письмо) вводится  понятие устаревшие слова. Учащиеся учатся  понимать смысл устаревших слов, правильно объяснять их значение путем подбора современных синонимов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon upm_anisimova.zip567.86 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_upm.ppt614 КБ

Предварительный просмотр:

Методические дни

«Уроки педагогического мастерства – 2014»

Конспект урока  русского языка

«Деление лексики в зависимости от употребления в разные исторические эпохи. Устаревшие слова»

5 класс

Автор: Анисимова Наталья Петровна,

учитель русского языка и литературы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №31»

Мурманск

2014

Тема: «Деление лексики в зависимости от употребления в разные исторические эпохи. Устаревшие слова»

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Вид урока: комбинированный (смешанный – беседа, теоретическая и практическая самостоятельная работа (исследовательского типа), тестирование, работа в группах)

Цели урока:  1) дать представление об устаревших словах  и познакомить со значением некоторых из них;  2) совершенствовать умение работать в режиме онлайн с тестами, а также с этимологическим и толковым словариками при объяснении лексического значения устаревших слов, уметь самостоятельно добывать знания.

Задачи урока: 

Образовательная: наблюдать за словами, вышедшими из употребления, устанавливать причины, по которым слова выходят из употребления (исчезновение предметов, явлений), с помощью технологии проблемного диалога и ТРКМЧП  (технологии развития критического мышления через чтение и письмо) ввести понятие устаревшие слова, научиться понимать смысл устаревших слов, правильно объяснять их значение путем подбора синонимов.

Развивающая: развивать речь учащихся, умение анализировать, сравнивать, устанавливать закономерности, умение определять цель урока, формулировать учебную проблему, умение работать в группах и определять степень успешности работы;  развивать  внимание, память, расширить словарный запас учащихся.

Воспитательная: воспитывать любовь к русскому языку, его истории через знакомство со старинными  предметами русского быта.

Оборудование: 1) мультимедийный проектор; 2) персональный компьютер с доступом к интернету; 3) раздаточный материал: справочные материалы (Приложение) к учебнику С.И.Львовой, В.В.Львова; распечатанные части пословиц и поговорок (из упр.708 учебника С.И.Львовой, В.В.Львов «Русский язык»); 4) листы учета знаний; 5)презентация в формате PowerPoint.

Список литературы:

1. Львова С.И. Русский язык. 5 класс: учебник для общеобразоват. учреждений. В 3 ч.  – М.: Мнемозина, 2011. – 173 с.

2. Львова С.И. Русский язык. 5 класс: справочные материалы: приложение к учебнику. В 3 ч. – М.: Мнемозина, 2011.

3. Васильевых И.П. Уроки русского языка. 5 класс: пособие для учителя к учебнику С.И.Львовой и В.В Львова «Русский язык. 5 класс»/ И.П.Васильевых; под ред. С.И.Львовой – М.: Мнемозина, 2008.

4. Методический журнал для учителей – словесников №11 (627) «Русский язык» - декабрь, 2012.

5. С.И.Ожегов и Шведова

6. http://www.banktestov.ru/

     http://admin.1september.ru/

     http://onlinetestpad.com/

                                                       ХОД УРОКА

 Нет ничего в окружающей нас жизни,

чего нельзя было бы передать русским словом.

К.Г.Паустовский.

СЛАЙД № 1

I. Мотивация к учебной деятельности (постановка целей и задач урока; привлечение внимания к тому, что будет освоено на уроке; тестирование).

Учитель:  Здравствуйте, ребята! Вы знаете, что 2014 год – Год культуры в РФ.  А культура любого народа тесно связана с его историей, с историей языка в частности. Но у нас урок не истории, а русского языка. Мы постараемся сегодня через слово прикоснуться к историческому прошлому. Поэтому урок пройдёт в необычной форме. Настройтесь на активную самостоятельную  работу. На столах у вас лежат листы учёта знаний, куда вы будете заносить количество набранных баллов по каждому этапу проделанной работы. Я надеюсь, что в конце урока у каждого из вас будут хорошие оценки.

Сегодня на уроке мы с вами узнаем, на какие группы делится лексика в зависимости от употребления в разные исторические эпохи, узнаем о причинах появления таких групп, а также будем развивать умение пользоваться словарем для определения значений данных слов.

Запишите тему сегодняшнего урока. Но обратите внимание на то, что я оставила свободное место в последней строке (пропущено слово «устаревшие»).  Я попрошу вас также оставить пока это место свободным.

Прежде чем начать знакомство с новой темой, я хочу вас спросить: «С какими группами лексики вы уже знакомы? (общеупотребительная лексика, лексика ограниченной сферы употребления (диалектизмы, профессионализмы), исконно русская и заимствованная лексика)

-В каком разделе лингвистики вы познакомились с названными группами слов? («Лексикология и фразеология»).

Предлагаю Вам пройти тест в режиме онлайн, по итогам прохождения которого вы сможете оценить свои  знания  по теме  «Лексика»   http://www.banktestov.ru/  или на слайдах тест (СЛАЙД №2 - 9).  Учитель заходит по ссылке на сайт – Тесты онлайн – Тесты для детей – Лексика 5 класс (vlada 1966).

Проверка  (СЛАЙД № 10) и оценивание своих знаний учеником.

 Поставьте в первой колонке на листках учета знаний количество набранных вами баллов (1 балл за каждый правильный ответ).

 II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном действии. Создание проблемной ситуации (стадия вызова путем использования ТРКМПЧ – технология развития критического мышления через  чтение и письмо).

Учитель: Мы уже с вами знаем, что лексика делится на разные группы в зависимости от происхождения и сферы употребления. Давайте вернемся к теме урока. Почему же лексика может делиться на некоторые группы? Какие предположения о делении  лексики возникают у вас, когда мы говорим о разных исторических эпохах? (существование разных слов в разные исторические эпохи - старая и новая лексика).

Итак, сегодня нам с вами предстоит окунуться в прошлое, в историю старины.

СЛАЙД № 11 Посмотрите на группы слов и выясните, чем они отличаются.

ЗАБРАЛО                                 НОУТБУК

 КАФТАН                                  ПРЕЗЕНТАЦИЯ  

ШАРМАНКА                           ИНТЕРНЕТ

Предметы и слова какой группы  знакомы вам? (второй).

Пользовались ли такими предметами в старину ваши предки?  Почему? (нет, они появились уже в современной жизни и для многих людей стали новыми).

Как можно назвать такие слова, которые недавно вошли в обиход нашей жизни? (новые)

Почему предметы первой группы не знакомы вам? (они ушли из современной жизни).

Как можно назвать такие слова, которые ушли из жизни? (устаревшие).

А нужны ли нам такие слова, раз предметы, название которым они дают, ушли из современной         жизни? (да, нужны, потому что они воссоздают колорит эпохи, придают образность речи)

Можете ли вы догадаться, какое название соответствует каждому предмету первой группы? Что нам поможет найти соответствия, если мы будем затрудняться? (словарь).

Задание: Давайте проверим, верными ли были ваши предположения. Обратимся с вами к толковому словарику стр.19 (см. Справочные материалы. Приложение к учебнику  С.И.Львовой, В.В.Львова).  Найдите в словарике  и выпишите толкование устаревших слов (1-ый ряд работает со словом «Забрало», 2-ой ряд – «Кафтан», 3-ий ряд – «Шарманка»). Обратите внимание, с какой пометы начинается толкование слов («Устар.»).

Сделайте вывод: почему в русском языке некоторые слова устаревают? В чем вы видите закономерность данного процесса? Как связаны в этом отношении история народа и его язык?  (причина в исчезновении самих предметов или явлений: исчезли предметы – соответственно, исчезают слова, которые давали им название).

Итак, именно устаревшие слова  будут предметом нашего изучения сегодня.

Вернемся к нашей теме урока. Какое слово сюда следует вписать? (устаревшие). Дети дописывают на месте пропуска слово «Устаревшие»  (СЛАЙД 12)

Как вы думаете, какова  будет цель нашего урока? (Предположительные ответы учеников: узнать, что такое устаревшие слова, научиться их узнавать, толковать  и уместно употреблять).

 СЛАЙД №  13

Стадия осмысления в ТРКМЧП (технологии развития критического мышления через чтение и письмо).

Работа с учебником.

-Где мы можем получить необходимую информацию об устаревших словах? (в учебнике С.И.Львовой – см. параграф 50 – стр.51)

СЛАЙД  № 14

Используя метод активного чтения (маркировка с использованием значков «V», «+», «-», «?»)  по мере чтения учащиеся ставят на полях правки.

Беседа с классом. Обсуждение материала на основе поставленных учениками  значков и выявление пробелов в полученной информации.

- Какие слова называются устаревшими? (вышедшие из живого употребления)

- Как обозначаются устаревшие слова в толковых словарях? (пометой «устар.»)

- А чем в современном русском языке мы заменили устаревшие слова? (синонимами)

-Как вы думаете, где  чаще всего встречаются устаревшие слова? (в произведениях художественной литературы, в которой говорится о далеком прошлом).

В произведениях литературы мы очень часто  можем увидеть следующие слова СЛАЙД 15

Задание:  Покажите мне на себе те части тела, которые показаны на экране (Учитель называет части тела-дети показывают)

Соотнесите данные слова с современными (подберите современные синонимы) и запишите их парами.

СЛАЙД 16 (проверка).

Оцените свою работу и поставьте себе набранное количество баллов (за каждый правильный ответ по 1 баллу)

III. Физминутка (СЛАЙД 17)

                                        Пощелкайте перстами,

                                   Улыбнитесь устами,

                                   Наклоните выю вперёд, назад.

                                   Погладьте свои ланиты.

                                   Поднимите очи вверх, вправо, влево, вниз.

IV. Первичное закрепление во внешней речи.

РАБОТА В ПАРАХ (Учащиеся получают на распечатанных листах  перепутанные части пословиц и поговорок из упр.708.  Их задача верно соединить части пословиц)

Перед вами части старинных русских выражений, которые перепутались. Как вы думаете, что необходимо сделать? (Правильно соотнести их части, найти в них устаревшие слова, перепишите в тетрадь полученные выражения и объясните графически постановку пропущенных орфограмм)

Как аршин

г..ршок.

Сам с вершок, а голова с

л..к..ток.

Сам с ноготок, а борода с

хл..бать.

Семи пядей

пр..гл..тил.

За семь верст киселя

во лбу.

Что получилось? Сверьте с образцом (СЛАЙД № 18)

А теперь попытайтесь дать толкование того выражения, которое у вас отмечено звездочкой. (Представитель каждой пары раскрывает смысл необходимого выражения)  

Смысл пословиц  (Как аршин проглотил – о человеке, который держится неестественно прямо; За семь верст киселя хлебать - выражение неохоты отправляться в дальнюю, трудную дорогу; сам с вершок, а голова с горшок – о маленьком, но умном человеке; семи пядей во лбу – об очень умном человеке; сам с ноготок, а борода с локоток – о маленьком, но мудром человеке)

V. Выявление места и причины затруднения.

- На какие слова вы опирались, когда объясняли значение выражений? (слова, обозначающие меры длины – аршин, верста, вершок, пядь, локоток).

- Трудны ли они для понимания? Почему? (трудны, так как не используются сейчас).

Где вы узнали  их значение? (в словаре: аршин – мера длины, 0,7 м; верста – единица измерения расстояния, 1,066 м; вершок - старорусская единица измерения, первоначально равнялась длине основной фаланги указательного пальца, 4,5 см; пядь - старинная русская народная мера длины, равная расстоянию между концами растянутых пальцев руки; локоть – мера длины, равная расстоянию вытянутого среднего пальца руки до локтевого сгиба (размер от 38 до 46 см, т.е примерно 2 пяди)).

Оцените свою работу в парах по 5-тибалльной системе. Было ли вам трудно работать? Или вы внесли большой вклад в парную работу?

Кто испытывал трудности при толковании смысла пословиц?

Вернемся к эпиграфу: При помощи чего мы только что раскрыли смысл старинных русских выражений? (при помощи слова)

Значит, прав был К.Г.Паустовский? Все в нашей жизни можно передать словом?

VI. Самостоятельная работа над составлением текста.  Включение в систему знаний и повторение. 

Но иногда мысли человека передаются не через слово, а через изображение. Обратимся к картине Виктора Михайловича Васнецова (1848 – 1926) «Иван-царевич на Сером Волке» (смотри приложение или СЛАЙД 19)

Какой фрагмент русской народной сказки запечатлен художником? (Иван-царевич с Еленой Прекрасной спасаются от погони) Чудесно передал тревожность и загадочность момента)

-Что, по-вашему, хотел выразить автор? (основную идею любви, красоты и верности, которой полностью соответствует и внешность героев)

Обратимся к тексту упр.712 (стр.53 – читаем текст, обсуждаем постановку пропущенных орфограмм, тип речи)

Дополните текст описанием одежды героев (девочки описывают одежду Елены Прекрасной, мальчики – одежду Ивана – царевича), используя устаревшие слова. Для начала по толковому словарику уточните лексическое значение данных слов.

Для описания Елены Прекрасной используйте слова, записанные на доске (толклвание слов ученики смотрят в словариках):

Яхонт – устар. Старинное название драгоценных камней – рубина и сапфира. 

Скатный – устар. Крупный, ровный, высокого качества (о жемчуге).

Парча – устар. Плотная узорчатая шелковая ткань, вытканная золотыми и серебряными нитями.

Слова для описания Ивана – царевича: 

Кафтан – устар.Старинная мужская верхняя долгополая одежда.

Кушак – устар. Пояс из куска ткани или связанный из шнура.

Сафьяновый – устар. Сделанный из сафьяна, т.е. из кожи высокого качества (обычно коз или овец.

Проверка выполненных заданий.

Примерные тексты могут быть такими:

1) На Елене Прекрасной парчовая златотканая одежда - голубое атласное платье с узким поясом, украшенным драгоценными камнями. Широкая золотая кайма украшает одежду девушки. На голове ее драгоценный яхонтовый убор, на шее ожерелье из скатного жемчуга, ножки обуты в расшитые золотом сапожки.

2) На Иван – царевиче расшитый золотом кафтан, подпоясанный синим кушаком, и узорчатые рукавицы. Голову его покрывает отороченная мехом шапка, на ногах красные сафьяновые сапоги.

VII. Домашнее задание. (СЛАЙД 20) :

Дифференцированная работа. Тем, кто испытывал трудности: выписать из текстов художественной литературы  3 выражения, содержащих устаревшее слово. Дать толкование этим словам, пользуясь словарем.
Второму варианту составить 3 предложения с включением устаревших слов на тему русских сказок (богатырь, кольчуга, гусли, колчан, булава и др.).

По желанию упр.713 (с помощью рисунков передайте шутливое понимание одного из устаревших слов: гусар, пищаль, забрало)

VIII. Подведение итогов и рефлексия.

Какова была  цель сегодняшнего урока? (Узнать, что такое устаревшие слова, научиться их узнавать в тексте, давать им толкование, пользуясь словариками и подбирая к ним синонимы).

Узнали мы, что такое устаревшие слова? Добились ли цели? Докажите!

Найдите устаревшие слова и отгадайте загадку.      

1) Расселась барыня на грядке

Одета в шумные шелка.

Мы для неё готовим кадки

И крупной соли полмешка. (Капуста)

2) Сам алый сахарный; кафтан зелёный, бархатный. (Арбуз)      

- Понравился ли вам сегодняшний урок?  Поставьте себе оценку по набранному количеству баллов.

-  Поднимите руки, у кого в индивидуальном листке  оценка «5», «4» ?

- Молодцы, ребята! Кто считает, что он сегодня работал на уроке в полную силу, активнее, чем раньше?

 - С чем было интересно работать?

 - Что было трудным?

 -Что оказалось новым для вас?

Захотелось ли вам узнать побольше устаревших слов и раскрыть их значение? (тогда я могу порекомендовать вам словарь живого великорусского языка, автором и составителем которого является Владимир Иванович Даль – показать словарь)

- Какие устаревшие слова вы сегодня узнали? Напишите их на обратной стороне листка учета знаний, потом передайте вашему учителю, и она поставит вам отметки за сегодняшний урок.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лексика_Устаревшие слова

Часть презентации к уроку...

Досуг и развлечения русских людей в разные исторические эпохи

Раскрытие содержания этой темы позволит лучше узнать историю развития досуга населения России;увидеть существенные изменения, взаимосвязь всех граней деятельности человека и непосредственное выражение...

"Лексика. Устаревшие слова"

Урок русского языка в 5 классе...

Устаревшие слова. Употребление в художественных произведениях

особенности употребления устаревших слов...

Сценарий общешкольного мероприятия "Школа-интернат в разные исторические эпохи"

Общешкольное мероприятие для учащихся 6-11 классов - инсценировка школьной жизни в разные исторические эпохи....

Урок «Происхождение лексики современного русского языка. Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления. Употребление устаревшей лексики и неологизмов»

Цель урока:  научить применять лингвистические знания при работе с языковым материалом.Задачи урока: - научить определять лексическое значение слова, фразеологизма;- развить умение употреблять сл...