рабочая программа по русскому языку в 5б классе по программе М.М. Разумовской (ФГОС)
календарно-тематическое планирование по русскому языку (5 класс) по теме

Волошина Ирина Алексеевна

Данная рабочая программа предназначена для работы в 5 классе по учебнику М.М.Разумовской в условиях реализации ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа разработана на основе проекта Федерального образовательного государственного стандарта общего образования, Примерной программы по русскому языку (М.: Просвещение ДО 11),  Программы по русскому языку 5 – 9 классы М.М.Разумовской, В.И.Капинос, С.И.Львовой. Программа  отражает обязательное для усвоения в основной школе содержание обучения русскому языку и реализует основные идеи стандарта второго поколения для основной школы.

При разработке курса учитывалась особая роль родного языка в формировании личности, в развитии мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся. Содержание программы нацелено на то, чтобы учащиеся осознали родной язык как средство приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, как основной канал социализации и самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности.

Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

Как учебная дисциплина, он имеет первостепенное значение, так как является не только предметом изучения, но и важнейшим средством познания других наук, средством интеллектуального, духовного, эстетического развития учащихся.

Основные цели преподавания русского языка в общеобразовательных учреждениях РФ:

  • Формирование у учащихся на базе усвоения ими определенной системы знаний о языке умений и навыков полноценно, грамотно (в широком понимании этого слова) пользоваться богатыми ресурсами родного языка в своей речевой практике;
  • Воспитание бережного отношения к языку и речи, стремление к самосовершенствованию в области языковой подготовки и культуры речевого общения

Эти цели обусловливают следующие задачи:

  • Дать учащимся представление о роли языка в жизни общества, о языке как о развивающемся явлении, о месте языка в современном мире, о его богатстве и выразительности;
  • Обеспечить усвоение определенного круга знаний в области фонетики, графики, орфоэпии, орфографии, лексики, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса, пунктуации, стилистики, а также формирование умений применять эти знания на практике;
  • Развивать речь учащихся: обогащать их активный и пассивный запас слов, грамматический строй речи; способствовать усвоению норм литературного языка, формированию и совершенствованию умений и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности;
  • Формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки;
  • Формировать умение анализировать речевые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации общения;
  • Формировать умение анализировать и составлять тексты разных жанров и стилей.

Содержание обучения русскому языку на базовом уровне в 5 классе структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим развиваются и совершенствуются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – систематизация знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане

5 класс – 204 часа (УМК М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос)

При распределении часов по темам ориентировалась на программу, составленную М.М.Разумовской, В.И.Капинос, С.И.Львовой (для 5 класса) , Рабочую программу "Русский язык" 5-9 классы: учебно-методическое пособие/ сост. Е.И.Харитонова.-М.: Дрофа,2012 и методическое пособие к учебнику "Русский язык.5 класс" под редакцией М.М.Разумовской, Москва, "Дрофа" 2012г.

Поурочно-тематическое планирование

Предмет русский язык

Классы 5Б

Учитель Волошина И.А.

Количество часов: 210

Всего 210 часов; в неделю 6 часов. (Из расчета 35 недель в год)

Плановых контрольных работ - 7

Уроков развития речи – 36

Поурочно-тематическое планирование

Количество часов:

Всего 210 часов; в неделю 6 часов. (Из расчета 35 недель в год в 5-8, 10 классах; 34 недели в 9, 11 классах)

Планируемые результаты

№ п/п

Название темы

Кол-во ч.

Из них

Использование ИКТ

Л (личностные),

П (метапредметные познавательные),

К (метапредметные коммуникативные);

 Р (метапредметные регулятивные)

Предметные

Контр. раб.

Лаб. раб.

Ученик научится

Ученик получит возможность научиться

ТЕМА 1 О языке

7

Л: 

оценивание общечеловеческих и национальных ценностей, в т.ч. человеколюбие, уважение к культуре, труду;

освоение социальной роли обучающихся, приобретение мотивов учебной деятельности и понимание личностного смысла учения

П:

  самостоятельное предположение о том, какая нужна информация для решения предметной учебной задачи в несколько шагов;

- выполнение универсальных логических действий

Р:

  совокупность умений самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;

К:

совокупность умений самостоятельно организо-вывать учебное взаимо-действие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.);

–  отстаивать свою точку зрения, подтверждать аргументами и фактами

Узнает о значении изучения русского языка, его особен-ностях, структуре, о значении языка в жизни людей, об основной функции языка - общении

Научится составлять план параграфа

Узнает условия, необходимые для речевого общения; способы языкового анализа

Зачем человеку нужен язык

1

Зачем человеку нужен язык

1

Что мы знаем о русском языке

1

Что такое речь

1

Что такое речь

1

Речь монологическая и диалогическая

1

Речь устная и письменная

ТЕМА 2  Язык. Правописание. Культура речи

Л: 

оценивание важности исполнения роли "хорошего ученика", осознание важности учёбы и познания нового;

освоение социальной роли обучающихся, приобретение мотивов учебной деятельности и понимание личностного смысла учения

П:

- выполнение универсальных логических действий (установление аналогий и причинно-следственных связей;

- умение передавать содер-жание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде

Р:

  совокупность умений самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;

К:

совокупность умений самостоятельно организо-вывать учебное взаимо-действие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.);

–  отстаивать свою точку зрения, подтверждать аргументами и фактами;

Знать отли-чие буквы от звука, о назначении письма, о роли орфо-графических правил, определение частей слова

Уметь пра-вильно про-износить названия букв, разбирать слова по составу

Пользоваться словарями, выделять темы узкие и широ-кие,отражать основную мысль текста в заголовке,  уметь находить и исправлять ошибки, разграничивая их виды

Доносить свою позицию до других, владея приёмами монологичес-кой и диалоги-ческой речи

Звуки и буквы. Алфавит.

1

Что обозначают буквы е, ё, ю, я.

1

Фонетический разбор слова

1

Что такое текст (повторение)

1

Тема текста.

1

Основная мысль текста.

1

Контрольная работа №1. Сочинение "Памятный день летних каникул"

1

Контрольная работа №1. Сочинение "Памятный день летних каникул"

1

Зачем людям письмо.

1

Орфография. Нужны ли правила

1

Орфограммы гласных корня. Правила обозначения буквами гласных звуков

1

Орфограммы согласных корня. Правила обозначения буквами согласных звуков

1

Орфограммы согласных корня. Правила обозначения буквами согласных звуков

1

Буквенные сочетания  жи –ши, ча-ща, чу-щу; нч, чн, чк, нщ, щн, рщ.

1

Буква  Ь после шипящих в конце имен существительных и глаголов

1

Разделительные Ь и Ъ.

1

Не с глаголами

1

Правописание тся и ться в глаголах

1

Контрольная работа №2. Диктант и задания к нему.

1

Анализ диктанта

1

Почему корень, приставка, суффикс, окончание - значимые части слова

1

Почему корень, приставка, суффикс, окончание - значимые части слова

1

Как образуются формы слова

1

Как образуются формы слова

1

Самостоятельные части речи

1

Самостоятельные части речи

1

Как изменяются имена существительные, имена прилагательные и глаголы

1

Служебные части речи: предлог, союз, частица

1

Служебные части речи: предлог, союз, частица

1

От чего зависит порядок расположения предложений в тексте

1

От чего зависит порядок расположения предложений в тексте

1

Абзац как часть текста

1

Абзац как часть текста

1

План текста.

1

Сжатие и развёртывание текста

1

ТЕМА 3. Систематический курс русского языка.

Что изучает фонетика

1

Звуки гласные и согласные

1

Звуки гласные и согласные

1

Слог, ударение.

Что изучает орфоэпия Произношение ударных и безударных гласных звуков

1

Что изучает орфоэпия Произношение ударных и безударных гласных звуков

1

Произношение согласных звуков. Орфоэпический разбор слова

1

Произношение согласных звуков. Орфоэпический разбор слова

Л: 

Совокупность прогнозирования  оценки одних и тех же ситуаций с позиций разных людей;

- признание расхождений своих поступков с заявленными позициями, взглядами, мнениями

П:

- выполнение универсальных логических действий (установление аналогий и причинно-следственных связей;

- сопоставление и отбор информации, полученной из разных источников (словари, энциклопедии, справочники, диски, сеть Интернет)

Р:

  совокупность умений самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;

- использование наряду с основными и дополнительных средств (справочная литература, средства ИКТ)

К:

совокупность умений самостоятельно организо-вывать учебное взаимо-действие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.);

–  отстаивать свою точку зрения, подтверждать аргументами и фактами;

- владение правильным типом читательской деятельности; самостоятельное использование приёмов изучающего чтения на различных текстах, а также приёмов слушания;

- критичное отношение к собственному мнению;

- владение грамотной письменной речью

Восприни-мать звучащий текст, пользоваться знаками фонетиче-ской тран-скрипции;

различать гласные и согласные звуки, ударные и безударные гласные, согласные твёрдые и мягкие, звонкие и глухие;

пользовать-ся толковым словарём;

разбирать слова по составу и выполнять словообра-зовательный разбор

Развивать речевой слух;

использовать многозначные слова в речи;

определять характерные черты старославя-низмов;

находить известные орфограммы; знать, что изучает наука "Стилистика"; определять роль предло-жений со значением оценки в художествен-ной речи

Контрольная работа №3 по фонетике и орфоэпии

1

Как определить лексическое значение слова

1

Как определить лексическое значение слова

1

Сколько лексических значений имеет слово

1

Когда слово употребляется в переносном значении

1

Когда слово употребляется в переносном значении

1

Когда слово употребляется в переносном значении

1

Как пополняется словарный состав русского языка

1

Как пополняется словарный состав русского языка

1

Как образуются слова в русском языке

1

Как образуются слова в русском языке

1

Как образуются слова в русском языке

1

Какие чередования гласных и согласных происходят в словах

1

Правописание чередующихся гласных в корнях лаг-лож и рос - раст (ращ)

1

Правописание чередующихся гласных в корнях лаг-лож и рос - раст (ращ)

1

Буквы О-Ё после шипящих в корне слова

1

Чем отличаются друг от друга слова-омонимы

1

Что такое профессиональные и диалектные слова

1

О чём рассказывают устаревшие слова

1

Умеем ли мы употреблять в речи  этикетные слова

1

Правописание корней слов

Правописание приставок

1

Правописание приставок

1

Буквы И-Ы после Ц

1

Значение, строение и написание слова

1

Контрольная работа №4: диктант с заданиями к нему

1

Анализ диктанта

1

Что изучает стилистика

1

Разговорная и книжная речь

1

Культура речевого поведения

1

Художественная речь

1

Художественная речь

1

Научно-деловая речь

1

Контрольная работа №5. Изложение "Барсучонок"

1

Контрольная работа №5. Изложение "Барсучонок"

1

Что изучают синтаксис и пунктуация

1

Словосочетание

1

Словосочетание

1

Словосочетание

Предложение. Интонация предложения

1

Виды предложений по цели высказывания

1

Восклицательные предложения

1

Главные члены предложения

1

Главные члены предложения

1

Тире между подлежащим  и сказуемым

1

Тире между подлежащим  и сказуемым

1

Предложения распространённые и нераспространённые. Второстепенные члены предложения

1

Предложения распространённые и нераспространённые. Второстепенные члены предложения

1

Предложения распространённые и нераспространённые. Второстепенные члены предложения

1

Предложения распространённые и нераспространённые. Второстепенные члены предложения

1

Однородные члены предложения Обобщающие слова при однородных членах предложения

1

Однородные члены предложения Обобщающие слова при однородных членах предложения

1

Однородные члены предложения Обобщающие слова при однородных членах предложения

1

Однородные члены предложения. Обобщающие слова при однородных членах предложения

1

Контрольная работа №6

1

Анализ контрольной работы

1

Обращение

1

Обращение

1

Синтаксический разбор простого предложения

1

Сложное предложение

1

Сложное предложение

1

Сложное предложение

1

Сложное предложение

1

Прямая речь

1

Прямая речь

1

Диалог

1

Повторение и обобщение изученного по синтаксису, пунктуации, орфографии

1

Повторение и обобщение изученного по синтаксису, пунктуации, орфографии

1

Контрольная работа №7. Диктант и задания к нему

1

Контрольная работа №7. Диктант и задания к нему

1

Что такое тип речи

1

Описание, повествование, рассуждение

1

Описание, повествование, рассуждение

Оценка действительности

ТЕМА 4. Строение текста

Л: 

Оценивание важности исполнения роли "хорошего ученика", осознание важности учёбы и познания нового

- совокупность прогнози-рования  оценки одних и тех же ситуаций с позиций разных людей;

- признание расхождений своих поступков с заявленными позициями, взглядами, мнениями

П:

- выполнение универсальных логических действий (установление аналогий и причинно-следственных связей;

- сопоставление и отбор информации, полученной из разных источников (словари, энциклопедии, справочники, диски, сеть Интернет)

Р:

  совокупность умений самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;

- использование наряду с основными и дополнительных средств (справочная литература, средства ИКТ);

- сверка своих действий с целью и , при необходимости, исправление ошибок с помощью учителя

К:

совокупность умений самостоятельно организо-вывать учебное взаимо-действие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.);

–  отстаивать свою точку зрения, подтверждать аргументами и фактами;

- владение правильным типом читательской деятельности; самостоятельное использование приёмов изучающего чтения на различных текстах, а также приёмов слушания;

- критичное отношение к собственному мнению;

- владение грамотной письменной речью

Различать самостояте-льные и служебные части речи;

правильно писать НЕ с частями речи;

слова с чередова-ниями в корне;

развивать мысль в тексте, находить "данное" и "новое"  в предложе-нии

Безошибочно определять  инфинитив;

уметь образовывать формы глагола;

уметь объяснять и испрвлять орфографичес-кие и пунктуацион-ные ошибки

Строение текста типа рассуждения-доказательства

1

Строение текста типа рассуждения-доказательства

1

Анализ текста: определение типа речи. Контрольная работа №8

1

Соединение типов речи в одном тексте. Контрольная работа №9 (изложение)

1

Анализ изложения

1

Тема5. Морфология. Правописание

Самостоятельные и служебные части речи

1

Что обозначает глагол

1

Правописание не с глаголами

1

Как образуются глаголы

1

Вид глагола

1

Корни с чередованием букв Е-И

1

Неопределённая форма глагола (инфинитив)

1

Правописание тся и ться в глаголах

1

Наклонение глагола

1

Как образуется сослагательное (условное) наклонение глагола

1

Как образуется повелительное наклонение глагола

1

Как образуется повелительное наклонение глагола

1

Времена глагола

1

Времена глагола

1

Спряжение глагола. Лицо и число

1

Правописание личных окончаний глагола

1

Правописание личных окончаний глагола

1

Безличные глаголы

1

Переходные и непереходные глаголы

1

Как связываются предложения в тексте. "Данное" и "новое" в предложениях текста

1

Как связываются предложения в тексте. "Данное" и "новое" в предложениях текста

1

Строение текста типа повествование

1

Строение текста типа повествование

1

Строение текста типа повествование

1

Что обозначает имя существительное

1

Как образуются имена существительные

1

Употребление  при письме суффиксов чик-, -щик-

1

Употребление при письме суффиксов ек-, -ик-

1

Слитное и раздельное написание НЕ с именами существительными

1

Имена существительные одушевленные и неодушевленные

1

Имена существительные собственные и нарицательные

1

Род имен существительных. Существительные общего рода

1

Род несклоняемых имён существительных

1

Число имён существительных. Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа

1

Падеж и склонение имен существительных

1

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных.

1

Употребление имен существительных в речи

1

Употребление имен существительных в речи

1

Контрольная работа №10. Диктант и задания к нему

1

Анализ контрольной работы

1

Строение текста типа описание предмета

1

Редактирование текстов типа описания предмета

1

Редактирование текстов типа описания предмета

1

Создание текстов типа описания предмета художественного и делового стилей

1

Создание текстов типа описания предмета художественного и делового стилей

1

Контрольная работа №11. Сочинение и его анализ

1

Контрольная работа №11. Сочинение и его анализ

1

Типы речи в тексте

1

Анализ и редактирование текста

1

Анализ и редактирование текста

1

Сочинение "Что я люблю делать и почему" или "Как я однажды пёк (пекла) пироги".

1

Сочинение "Что я люблю делать и почему" или "Как я однажды пёк (пекла) пироги".

1

Контрольная работа. №12. Изложение

1

Контрольная работа. №12. Изложение

1

Анализ изложения

1

Что обозначает имя прилагательное

1

Прилагательные качественные, относительные и притяжательные

1

Прилагательные качественные, относительные и притяжательные

1

Правописание безударных окончаний имён прилагательных

1

Правописание безударных окончаний имён прилагательных

1

Образование имён прилагательных

1

Прилагательные полные и краткие. Правописание кратких прилагательных на шипящий

1

Прилагательные полные и краткие. Правописание кратких прилагательных на шипящий

1

Сравнительная и превосходная степени сравнения имён прилагательных

1

Сравнительная и превосходная степени сравнения имён прилагательных

1

Итоговый годовой контроль в виде теста

1

Итоговый годовой контроль в виде теста

1

Резервный урок

1

Резервный урок

1

Резервный урок

1

Резервный урок

1

Резервный урок

1

Резервный урок

1

Резервный урок

1

Резервный урок

1

Резервный урок

1

Резервный урок

1

Резервный урок

1

Резервный урок

1

Резервный урок

Резервный урок

Требования к результатам изучения предмета « Русский язык» в основной школе

Личностные результаты:

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные результаты:

1) владение всеми видами речевой деятельности:

  адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);

  владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным:, изучающим) текстов разных стилей и жанров; адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования.

  способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе я на электронных носителях;

  овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;

  умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

   умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости (план, пересказ) умение создавать устные и письменные тексты разных типов.

   способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям        окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

   владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога.

    соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

   способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;

   способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения;          способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

  умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, ; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;

   2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

    3) (коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем.

    Предметные результаты:

   1) представление о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и .культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества:

   2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

   3) усвоение основ научных знаний о родном языке;

   4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог;  ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста;  основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка, изучаемыми в 5 классе;

6) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения

 7) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

 

УУД, сформированные в процессе усвоения программы

В результате изучения русского языка ученик должен знать и понимать:

•     роль русского языка  как национального языка  русского народа, государственного языка  Российской  Федерации и средства

межнационального общения;

  • смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; ситуация речевого общения;
    »     основные признаки стилей языка;
  • признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
  • основные единицы языка, их признаки;

•        основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные)
для данного периода обучения; нормы речевого этикета;

уметь:

  • различать разговорную речь и другие стили;
  • определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи;
  • опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
  • объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;

аудирование и чтение:

  • адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста);
  • читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
  • извлекать    информацию    из    различных    источников,    включая    средства    массовой    информации;    свободно    пользоваться
    лингвистическими словарями, справочной литературой;

говорение и письмо:

  • воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение);
  • создавать тексты различных стилей и жанров (применительно к данному этапу обучения);
  • осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями общения;.
  • владеть различными видами монолога  (повествование, описание,  рассуждение) и диалога  (побуждение  к действию, обмен
    мнениями);
  • свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность,
    последовательность, связность, соответствие теме и др.);
  • соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского
    литературного языка;
  • соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

•        соблюдать нормы русского речевого этикета;

«     осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания значения родного языка в жизни человека и общества;
  • развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления
    культуры;
  • удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на
    основе наблюдения за собственной речью;
  • использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.

Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку

Знания, умения и навыки учащихся оцениваются на основании устных ответов и письменных работ по пятибалльной системе оценивания.

I. Оценка устных ответов учащихся

Устный опрос является одним из основных, способов учета знаний учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями,

учитывать:

1) полноту и правильность ответа,

2) степень осознанности, понимания изученного,

3) языковое оформление ответа.

Отметка «5» ставится, если ученик:

1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;

2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только из учебника, но и самостоятельно составленные;

3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка

Отметка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1 —2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1—2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;

2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;

3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание, большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Отметка «1» не ставится.

Отметка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

II. Оценка диктантов

Диктант — одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.

Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.

Объем диктанта устанавливается: для класса V – 90-100 слов. (При подсчете слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова.)

Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов: для V класса – 15 слов.

Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.

До конца первой четверти (а в V классе – до конца первого полугодия) сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса.

При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:

1) на правила, которые не включены в школьную программу;

2) на еще не изученные правила;

3) в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;

4) в передаче авторской пунктуации.

Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля).

При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибок.

Среди ошибок следует выделять негрубые, т.е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну.

К негрубым относятся ошибки:

1) в исключениях из правил;

2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;

3) в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;

4) в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;

5) в написании ы и и после приставок;

6) в случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не...; не кто иной, как; ничто иное не...; не что иное, как и др.);

7) в собственных именах нерусского происхождения;

8) в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;

9) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.

Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.

Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в здании; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.

Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода — воды, рот — ротик, грустный — грустить, резкий — резок).

Первые три однотипные ошибки считаются за одну, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная[1].

Диктант оценивается одной отметкой.

Отметка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.

Отметка «4» выставляется при наличии в диктанте орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок.

Отметка «4» может выставляться при 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.

Отметка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В V классе допускается выставление отметки «3» за диктант при 5 орфографических и 4 пунктуационных ошибках.

Отметка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.

Отметка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.

В контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического и т.п.) задания, выставляются две оценки (за диктант и за дополнительное задание).

При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:

Отметка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

Отметка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий.

Отметка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.

Отметка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.[2]

При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:

Отметка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.

Отметка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1-2 ошибки.

Отметка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки.

При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «2».

Ш. Оценка сочинений и изложений

Сочинения и изложения — основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

Сочинения и изложения в V-IX классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развитие навыков связной речи».

Примерный объем текста для подробного изложения: в V классе – 100-150 слов.

При оценке учитывается следующий примерный объем классных сочинений: в V классе — 0,5-1.

Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление (соблюдение языковых норм и правил выбора стилистических средств), вторая за соблюдение орфографических и пунктуационных норм.

Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.

Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:

- соответствие работы ученика теме и основной мысли;

- полнота раскрытия темы;

- правильность фактического материала;

- последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:

- разнообразие словарного и грамматического строя речи;

- стилевое единство и выразительность речи;

- число языковых ошибок и стилистических недочетов.

Орфографическая и пунктуационная грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок (см. нормативы для оценки контрольных диктантов).

Содержание и речевое оформление оценивается по следующим нормативам:

Отметка «5» ставится, если:

1) содержание работы полностью соответствует теме;

2) фактические ошибки отсутствуют;

3) содержание излагается последовательно;

4) работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления;

5) достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

В работе допускается 1 недочет в содержании, 1-2 речевых недочета, 1 грамматическая ошибка.

Отметка «4» ставится, если:

I) содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы);

2) содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности;

3) имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей;

4) лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен;

5) стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

В работе допускается не более 2 недочетов в содержании, не более 3-4 речевых недочетов, не более 2 грамматических ошибок.

Отметка «3» ставится, если:

1) в работе допущены существенные отклонения от темы;

2) работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные нарушения последовательности изложения;

4) беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление;

5) стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В работе допускается не более 4 недочетов в содержании, 5 речевых недочетов, 4 грамматических ошибок.

Отметка «2» ставится, если:

1) работа не соответствует теме;

2) допущено много фактических неточностей;

3) нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану;

4) крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления;

5) нарушено стилевое единство текста.

В работе допущено более 6 недочетов в содержании, более 7 речевых недочетов и более 7 грамматических ошибок[3].

Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.

Критерии оценки тестовых заданий

 

При оценке выполнения тестового задания используется следующая шкала

 

 Баллы

 Степень выполнения задания

 1

Менее чем на балл «2»

 2

Выполнено не менее 20 % предложенных заданий

 3

Выполнено не менее 30 % предложенных заданий

 4

Выполнено не менее 40 % предложенных заданий

 5

Выполнено не менее 50 % предложенных заданий

 6

Выполнено не менее 60 % предложенных заданий

 7

Выполнено не менее 70 % предложенных заданий

 8

Выполнено не менее 80 % предложенных заданий

 9

Выполнено не менее 90 % предложенных заданий

 10

Выполнены все предложенные задания

Оценка «5» за тест ставится, если набрано 9-10 баллов.

Оценка «4» ставится, если набрано 6-8 баллов.

Оценка «3» ставится, если набрано 3-5 баллов.

Оценка «2» ставится, если набрано 1-2 балла.

Описание материально-технической базы

      1.  Русский язык. М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос, В.В.Львов, учебник для общеобразовательных учреждений - М.: Дрофа,2012

 

 Учебно-методический комплект дополняет литература, используемая при реализации данной программы:

  1. Блинов, Г. И. Сборник диктантов по орфографии и пунктуации. 5-9 классы / Г. И. БлиновВ. А. Антохина. — М. : Просвещение, 2001.
  2. Костяева, Т. А. Проверочные материалы по русскому языку для 5-8 классов / Т. А. Костяева. - М. : Просвещение, 1992.
  3. Никитина, Е. И. Уроки развития речи : к учебному пособию «Русская речь. 5-7 кл.» : 5 класс/Е. И. Никитина. - М. : Дрофа, 2008.
  4. Русский язык в школе : журн. - 2002. - № 3-6 ; 2003. - № 1,2.
  5. Богданова Г.В. Уроки русского языка в 5 классе, М.: Просвещение, 2007
  6. Мамон Г.М. Книга для учителя. Уроки русского языка в 5 классе, В.: Учитель, 2008

Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:

  • электронный репетитор «Русский язык» (система обучающих тестов);
  • репетитор по русскому языку (Кирилла и Мефодия);
  • репетитор «Русский язык» (весь школьный курс);
  • программа «Домашний репетитор»;
  • орфотренажер «Грамотей».


[1] Примечание. Если в одном слове с непроверяемыми орфограммами допущены 2 ошибки и более, то все они считаются за одну ошибку.

[2] Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.

[3] Примечание.

1. При оценке сочинений необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного, речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.

2. Если объем сочинения в полтора-два раза больше указанного в настоящих нормах, то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: «4» ставится при соотношениях: 2—3—2, 2—2—3; «3» ставится при соотношениях: 6—4—4, 4—6—4, 4—4—6. При выставлении отметки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.

3. Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям сочинение написано удовлетворительно.

4. На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведенных в разделе «Оценка диктантов».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку для 6 класса по программе М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского и др. ФГОС

Материал содержит рабочую программу по русскому языку для 6 класса к УМК М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского и др., составленную с опорой на материал учебника и требованиям ФГОС. В п...

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса (по программе М.М. Разумовской)

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса рассчитана на 210 часов и составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Примерной програм...

Рабочая программа по русскому языку для 6 класса (по программе М.Разумовской)

Рабочая программа по русскому языку для 6 класса рассчитана на 210 часов и составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы осн...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса (по программе М.М. Разумовской)

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса рассчитана на 140  часов и составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Примерной програм...

Рабочая программа по русскому языку для 8 класса (по программе М.М. Разумовской)

Рабочая программа по русскому языку для 8 класса рассчитана на 105 часов и составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Примерной програм...