Главные вкладки

    урок в 8 классе по теме:"Описание памятника"
    план-конспект урока по русскому языку (8 класс) по теме

    Довжук Любовь Анатольевна

    Урок развития речи  в 8 классе. Учащиеся работают в парах, группах.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл opisanie_pamyatnika.docx18.61 КБ
    Файл plan_uroka_po_tem1.docx10.81 КБ
    Office presentation icon prezentatsiya_2.ppt2.24 МБ
    Файл prezentatsiya_no3.docx945.52 КБ
    Файл prezentatsiya_no4.pptx2.21 МБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект урока по русскому языку в 8 классе.

    Тема: Подготовка к сочинению. Описание памятника культуры.

    Тип урока: урок развития речи

    Цель урока: поверить умение учащихся анализировать готовый текст и создавать собственный текст-описание (собрать материал к сочинению);

    -совершенствовать написанное;

    -добиваться полного соответствия содержания и языковых средств коммуникативной задаче речи активизировать лексику учащихся;

    -расширить кругозор

    -

    Воспитательная задача: воспитание любви к малой Родине, к её истории, к культурному наследию.

    Оборудование к уроку:

    Репродукция картин, компьютер, мультимедийное оборудование, учебник «Русский язык» 8 класс под редакцией Л.А. Тростенцовой, презентации, словари.

    Ход урока:

    1.Оргмомент.

    Итак, друзья, внимание!

    Ведь прозвенел звонок,

    Садитесь поудобнее –

    Начнем скорей урок!

    2.Вступительное слово учителя:

    -Как вы понимаете значение слова памятник?

    -Сегодня на уроке я вас познакомлю со святыней Владимирской земли- с памятником храмом Покрова на Нерли.

    3. Музыкальная презентация.(№1)

    4.Определение темы, целей, задач:

    -Определите, пожалуйста, тему урока.

    -Откройте тетрадь и запишите число, месяц, тему.

    -А умети ли вы ставить цели урока, задачи, зная тему?

    -А помогут вам в этом речевые конструкции:

    1)Приготовиться (к чему?)

    2)Собрать (что?)

    3)Развить (что?)

    4) Обогатить (что?)

    5)Анализировать (что?)

    6)Приобщить (к чему?)

    5.Работа с эпиграфом.

    Посмотрите внимательно на эпиграф к уроку, запишите его в тетрадь.

    Аполлон Григорьев, русский критик, поэт, сказал:

    «Ничего не боялся я столько,

    Как жить в городе без истории,

    Преданий и памятников».

    -Как вы понимаете смысл высказывания А.Григорьева?

    -Почему автор боялся жить в таком городе?

    Вывод: Памятник-это символ гордости, славы

    У каждого города есть свои памятники.

    Они языком искусства рассказывают о подвигах на полях сражений и в мирном труде.

    6.Проблемный вопрос.

    Сегодня мы приступаем к новому для вас виду работы:

    Сочинение-описание памятника культуры.

    Наш урок будет посвящен подготовке к сочинению.

    И у меня сразу возник вопрос:

    -Знаете ли вы памятник Покрова на Владимирской земле?

    -А умеет ли вы описывать памятник культуры?

    У меня 2 варианта

    Простой: могу вам дать готовый текст, и вы напишите все одинаково или

    2 вариант (сложный, проблемный) готовлю вас на уроке, и вы дома создаете свой шедевр.

    -Что вам больше нравится?

    -Какой вариант выбираете?

    Вывод: Решая проблемную ситуацию, человек находит новое, либо пытается отыскать неизвестное в известном.

    Займемся поиском решения.

    7.Построение связного текста. Задание №2 (файл)

    Задание: В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?

    А) Она выделяется своей ослепительной белизной.

    Б) Наше время характеризуется пристальным вниманием к памятникам архитектуры.

    В) Храм пленяет необыкновенным изяществом.

    Г) Интерьер церкви необыкновенно легок и светел.

    Д) Церковь Покрова на Нели (1165 г.) находится за городом.

    Ответ: б), д), а), в), г).

    Слово учителя:

    -Откройте учебник (вкладыш)

    Перед вами две картины, на которых изображена церковь Покрова на Нерли. Одна картина художника С.А.Баулина, другая принадлежит кисти художника С.В. Герасимова.

    8.Слово о художниках. Презентация №2 (индивидуальное задание.)

    9.Работа по тексту (Упражнение 89)

    Прочитать 1 абзац упражнения.

    А) Лексическая работа.

    -Объясните и запишите значение слов:

    Барабан, пилястры, арочный фриз, уникальный

    -Подберите синонимы к словам и запишите:

    Храм, художник, картина, изображено

    Ответ: Храм; церковь, шедевр архитектуры, памятник культуры, собор

    Художник; живописец, мастер кисти, пейзажист

    Картина; плотно, репродукция

    Изображено; показано, нарисовано, передано

    Б) Орфографическая работа, направленная на предупреждение орфографических ошибок.

    Тест.

    Задание: найдите слово, в котором пишется одна н

    1. Белокаме…ый
    2. Запечатле…ый
    3. Изображе…ый
    4. Наклоне…ы

    10.Физкультминутка

    11.Беседа по картине.

    Почитайте 2 абзац упр. 89

    Вы должны, во-первых, рассмотреть внимательно репродукции картин, во-вторых, поделиться впечатлениями об изображенном, в-третьих, определиться, какой из них вы отдадите предпочтение или обеим, в-четвертых, ответить на вопрос: «В чем вы видите различия двух памятников? Где связь церкви с природой? Где отчетливо выписаны детали, которые подчеркивают её изящество?»

    Вывод:

    Каждый из памятников имеет свои достоинства. Оба памятника нужны, чтобы получить полное представление об этом уникальном произведении.

    Вопросы:

    Что привлекает ваше внимание на картине?

    Рассмотрим памятник более внимательно.

    На какие детали обратим внимание? (работа в парах)

    Детали:

    Храм, часовня, купол, барабан, резьба, окна, фриз

    Небо, облака, деревья, березки, река, трава

    Какое время года, суток?

    Представьте, что вы внутри храма. Какие чувства испытываете?

    Какие краски преобладают?

    Белый цвет: символ долголетия, счастья, мира, чистоты,      невинности

    Зеленый: символ процветания, достатка, стабильности, весны, растительности, непрерывности и даже бессмертности, символ победы жизни над смертью; являясь смесью жёлтого и синего, он становится символом щедрости и возрождения души через благие деяния

    Голубой: нежность

    Краски: яркие

    Вывод: Цвет в картине имеет большое значение. Художник  помощью цвета создаёт образ, предает свое отношение.

    Вопросы:

    Какое впечатление произвели на вас эти картины?

    Почему женщина с ребенком пришла гулять именно сюда, на берег реки?

    12.Слово учителя:

    Проанализируйте текст, ответьте на вопрос: « С чем можно сравнить этот храм?»

    Ответ:

    Поэты сравнивают с парусом, уносящим вдаль по безбрежным волнам.

    Иногда уподобляется лучистой звезде, уплывающей в бесконечность.

    Сравнивают и с белоснежным лебедем (лебедь-храм), со свечой, с поэмой, запечатленной в камне.

    13.Знакомство с искусствоведческим текстом. (Презентация №3)

    14.Месторасположение Храмов Покрова. (Презентация №4)

    Вопрос: «Знает ли кто из вас, где, кроме Владимирской земли, есть Храмы Покрова?»

    Слово учителя:
    В Тверской области тоже есть такой храм (Селижаровский район)

    Даже в Кесовогорском уезде ,в деревнях Ширятино, Березовец были такие храмы. В настоящее время утрачены.

    14.Поведение итогов. Вывод:

    Вы сегодня на уроке познакомились со святыней Владимирской земли. Это то, что является особенно дорогим, хранимым. Это прекрасное творение человеческих рук, ума, такое, как памятник церковной архитектуры. Он был создан во имя Бога и на благо людей. Вы узнали, что и наш край знаменит своими святынями, которые дороги нам. Мы не будем ставить точку, а продолжим работать дальше: изучать памятники культуры.

    15. Выставление оценок.

    16. Рефлексия.

    Комфортно ли вы чувствовали себя на уроке?

    Что вам понравилось?

    Какие задания были для вас трудными?

    Как вы оцениваете результаты своей работы?

    17. Домашнее задание.

     



    Предварительный просмотр:

    План урока по теме:

    «Подготовка к сочинению. Описание памятника культуры».

    1.Оргмомент.

    2.Вступительное слово учителя.

    3.Музыкальная презентация.

    4.Определение темы, целей и задач урока.

    5.Работа с эпиграфом.

    6.Проблемный вопрос.

    7.Построение связного текста.

    8.Работа по  учебнику. Слово о художниках.

    9.Работа по тематике картины:

    а) лексическая работа

    б) орфографическая работа

    10. Физкультминутка.

    11.Описание картины. Мини-исследование.

    12.Искусствоведческий текст.

    13.Храмы Покрова.

    14.Подведение итогов.

    15.Выставление оценок.

    16.Рефлексия.

    17.Домашнее задание. Памятка.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 3

    Еще в детстве Сергей Герасимов решил, что обязательно станет художником. Путь к воплощению мечты для него начался на пятнадцатом году жизни, когда он приехал в Москву поступать в Строгановское училище на декоративное отделение. Его полотна украшают крупнейшие музеи и картинные галереи России.

    Слайд 4

    Художник Сергей Алексеевич Баулин – мастер архитектурного пейзажа. Он хорошо чувствовал архитектуру, как древнюю, так и современную.

    Слайд 5

    Церковь Покрова расположена на заливных лугах неподалеку от слияния рек Нерли и Клязьмы.



    Предварительный просмотр:

    Древней церкви нежный силуэт
    Отразился в зеркале реки,
    И струится лучезарный свет
    Храма, что воздвигнут на Нерли.
    Белый  легкий, устремленный ввысь -
    Словно камнем обернулась песня.
    Словно лебедь, осеняя мыс,
    И готов умчаться в поднебесье.
    Церковь ту построил князь Андрей,
    Праздник, чтя, не думая о славе;
    Храм, пройдя века до наших дней,
    Все грустит о юном Изяславе.
    Матерь Богородица родная!
    Русь возьми под свой святой Покров -
    Пусть она живет, беды не зная,
    И минует вражеских оков.

          Храм Покрова на Нерли называют шедевром мирового зодчества,вершиной творчества владимирских мастеров эпохи Владимиро-Суздальского княжества.Это маленькое,изящное здание поставлено на небольшом холме,там,где Нерль впадает в Клязьму.

    Во всей русской архитектуре нет памятника более лирического,чем всемирно известная церковь Покрова на Нерли.Этот удивительно гармоничный белокаменный храм,органично сливающийся с окружающим пейзажем,называют поэмой,запечатлённой в камне.

     Бывало,что во время весеннего разлива вода подступала к самым стенам церкви,тогда над водной гладью одиноко высился ослепительно сверкающий белизной легкий одноглавый храм,словно свеча,вырастающий над просторами лугов во всей ясности и красоте.

        Издалека храм кажется совсем небольшим на широких просторах пойменного луга, но, подойдя ближе, видишь, что он велик и грандиозен, и можно только представить, какое впечатление он производил на подплывавших к нему по реке путешественников и купцов. Храм был построен всего за одно лето, и это – еще один удивительный факт из жизни уникального памятника. 

        

    Стены церкви украшены резным рельефом. Центральная фигура в композиции трёх фасадов храма — восседающий на троне царь Давид с псалтырью (струнным музыкальным инструментом) в левой руке, двуперстно благословляющий правой рукой. Также в оформлении используются львы, птицы и женские маски.

            

            Три женские маски с волосами,заплетёнными в косы.

    Такие же маски помещены и на боковых частях фасада-Храм как бы опоясывается ими.Эти маски символизируют  Богородицу и присутствуют на всех владимирских храмов той эпохи.

         Луг, на котором расположена церковь, ныне является особо охраняемой природной территорией и объявлен историко-ландшафтным комплексом регионального значения.  Церковь Покрова на Нерли включена в Список Всемирного наследия.

    Из книги  Е. И. Осетрова "Живая Древняя Русь"


       "
    Поэты сравнивают храм Покрова на Нерли с парусом, уносящимся вдаль по безбрежным волнам времени. Иногда прославленную белокаменную церковь под Владимиром уподобляют лучистой безмолвной звезде, уплывающей в бесконечность мироздания."

        

    "Трудно сказать, когда Покровом на Нерли лучше всего любоваться. Недвижимый белый камень удивительным и таинственным образом перекликается с временами года."

    "Храм посвящается Покрову Богородицы, которая, по старинному поверью, держала в руках плат — покров, защитив город от врагов.  Отмечаемый в пору, когда заканчиваются полевые работы, начинаются свадьбы, Покров был и праздником урожая. Кроме того, с незапамятных языческих времен было распространено почитание Девы-Зари, что расстилает по небу свою нетленную розовую фату, прогоняя всякое зло."


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Презентация на тему «Храмы Покрова»

    Слайд 2

    Храм Покрова на Нерли (Владимирская область)

    Слайд 3

    Храм Покрова в Филях (Московская область)

    Слайд 4

    Храм Покрова в Медведкове (Московская область)

    Слайд 5

    Храм Покрова в Акулове (Калуж ская область)

    Слайд 6

    Храм Покрова на Рву (Храм Василия Блаженного в Москве)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок развития речи в 8 классе на тему: «Описание памятника А.Бутлерову»

    Урок развития речи в 8 классе на тему: «Описание памятника А.Бутлерову»...

    Конспект урока русского языка в 8 классе на тему "Описание памятника архитектуры"

    Конспект урока развития речи в 8 классе на тему "Описание памятника архитектуры"  на основе краеведческого материала ....

    Урок развития речи в 8 классе по теме Описание памятника культуры

    Презентация для урока русского языка в 8 классе по теме Описание памятника культуры. Презентация содержит план, фотографии Храма Покрова на Нерли, словосочетания для написания сочинения....

    Урок развития речи по теме "Описание как тип речи. Анализ текстов-описаний. Структура описания".

    Данный урок поможет пятиклашкам познакомиться с описанием как типом речи, а также с анализом текстов-описаний и со структурой текстов данного типа речи;позволит расширить преставление об изобразительн...

    ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКОВ РАЗВИТИЯ РЕЧИ НА ТЕМУ: «ОПИСАНИЕ ПРИРОДЫ», «ВЫБОРОЧНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ – ОПИСАНИЕ НА ТЕМУ «УЖАСНАЯ МЕТЕЛЬ» (6 КЛАСС)

    Разработка уроков развития речи с использованием современных методик и технологий для развития коммуникативных умений учащихся....