Урок развития речи в 8 классе на тему: «Описание памятника А.Бутлерову»
методическая разработка по русскому языку (8 класс) по теме

 

Урок развития речи в 8 классе на тему: «Описание памятника А.Бутлерову»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pamyatnik.doc98.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок развития речи в 8 классе на тему:

«Описание памятника А.Бутлерову»

Капралова И.А.

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №150»

Приволжского района г.Казани

Казань – 2010г.


Урок развития речи (2 часа)

Тема урока: Описание памятника А.Бутлерову в Казани

Цели: Подготовить учащихся к написанию сочинения на заданную тему; развивать умение анализа скульптурного портрета; совершенствовать речевую практику учащихся, обогатить их словарь новой лексикой, прививать любовь к культурным ценностям, формировать эстетические вкусы учащихся.

Задачи: Познакомить учащихся с особенностями произведений монументальной скульптуры и с особенностями сочинения «Описание памятника»; научить определять замысел скульптора и видеть его реализацию в общем виде памятника, его деталях, окружении.

Примечание: Урок проводится после изучения темы «Однородные члены предложения». К сочинению необходима предварительная подготовка, а именно:

  1. Возможно включение в уроки русского языка упражнений, отдельных предложений, дающих информацию о скульптурном произведении, о конкретном памятнике.
  2. Оформление в кабинете стенда с иллюстративным и информационным материалом по данной тематике.
  3. Индивидуальные задания учащимся: найти и подготовить материал о Бутлерове, об авторе памятника.
  4. Организовать экскурсию к памятнику.

Предварительная беседа о специфике памятника как скульптурного сооружения.

Памятник – трёхмерное произведение искусства, объёмное, поэтому его, в отличие от картины, следует рассматривать с разных точек зрения: спереди, сбоку, сзади, т.е. обойти вокруг.

Для лучшего обзора скульптура обычно помещается на пьедестал (постамент).

Рассматривая памятник, надо всегда обращать внимание на то, как статуя связана с постаментом, а весь памятник – с пространством улицы, площади, окружающими зданиями.

Очень важен выбор материала. Обычно памятники превышают натуральную величину, стоят под открытым небом, поэтому материал должен быть особенно прочным: мрамор, гранит, бронза и т.п.

Над созданием памятника обычно работает творческий коллектив. Создатель памятника, автор его – скульптор (ваятель); над пьедесталом работает архитектор, декораторы заботятся об окружении (фонари, ограды). Иногда в творческий коллектив входит и садовник.

Возможные вопросы во время экскурсии:

  • Каков общий вид памятника? (Мы видим скульптурное изображение учёного-химика. Памятник большой, очень красивый, но строгий.)
  • Как памятник вписывается в пространство местности? (Памятник очень органично вписывается в пространство местности. Кажется, он был здесь всегда.)
  • Каков вид на памятник с разных точек обзора (прямо, сбоку, сзади)?  (Прямо перед собой мы видим фигуру Бутлерова в кресле. Всё это находится на высоком постаменте, на выступающей части которого простая надпись золотом «Александр Бутлеров». Памятник установлен на гранитном полированном основании, состоящим из трёх врезанных друг в друга прямоугольных объёмов.)
  • Из какого материала выполнена скульптура и пьедестал? (Они выполнены из бронзы.)
  • Каковы особенности скульптурного изображения учёного? (Он изображён в спокойной устойчивой позе, руки покоятся на подлокотниках кресла. Пальцы левой руки сжимают пенсне. Бутлеров смотрит прямо перед собой.)
  • Какое впечатление произвел на вас памятник? О чём заставил задуматься? (Памятник очень понравился. Хорошо, что люди помнят о тех, кто отдал свой ум, свои силы служению Родине.)

Оборудование: фотографии памятника (на доске и у каждого на парте), опорная лексика (плакат), эпиграф: «Уважение к минувшему – вот черта, отделяющая образованность от дикости» А.С.Пушкин.

Ход урока:

  1. Вступительное слово учителя.

Учитель. Ребята! Сегодня у нас с вами интересная работа. Мы должны научиться описывать памятник. Как вы понимаете это слово?

Ученик. Памятник – от слова «память». Мы ставим памятники тому, кого уважаем, чтим, помним, кто жил до нас и творил полезные дела.

Учитель. Да, это так. Обратите, пожалуйста, внимание на эпиграф. Прочитайте его и скажите, как вы его понимаете?

Ученик. Мы должны уважать своё прошлое, потому что это наши корни. Мы должны брать пример с тех, кто составил гордость России. Кто приумножил наши военные, культурные, научные ценности.

Учитель. Ребята! Перед сочинением мы провели с вами определённую работу. Почитали воспоминания о Бутлерове, узнали, что он был создателем Казанской химической школы, побывали на экскурсии к памятнику. У некоторых из вас были индивидуальные задания: подготовить сообщения и выступить перед классом.

  1. Индивидуальные сообщения учащихся:
  1. О великом химике Бутлерове. (см. приложение)
  2. О времени и месте открытия памятника. (см. приложение)
  3. Об авторе памятника. (см. приложение)
  4. О лексическом значении специальных слов: памятник, монумент, обелиск, пьедестал, комплекс, увековечить. (см. приложение «Из толкового словаря С.И.Ожегова»)

  1.  Работа над речевыми конструкциями.

Продолжите фразу:

  • скульптору удалось выразить (что?) своё восхищение учёным, его подвижническим трудом во имя науки
  • памятник Бутлерову выражает (что?) любовь и память потомков о тех, кто трудился во имя Отчизны
  • скульптор сумел передать (что?) душевное состояние учёного

Подберите синонимы к словам:         скульптор – ваятель, зодчий

                                                грандиозный – величественный

                                                создать – воздвигнуть, соорудить

                                                запечатлеть – увековечить

Запишите под диктовку: скульптор, архитектор, статуя, памятник, обелиск, бюст, барельеф, постамент, пьедестал, архитектурный ансамбль. Наш город богат традициями, верен памяти тех, кто составил гордость отечественной науки. Один из них Александр Михайлович Бутлеров, который был учёным-химиком.

  1. Составление плана.
  1. Учитель. Из скольких частей будет состоять ваше сочинение?

Ученик. Сочинение должно состоять из трёх частей: вступление, основная часть, заключение.

Учитель. Что мы будем писать во вступлении. Каким оно может быть?

Ученик. Вступление может быть философским, лирическим, информативным.

Учитель. Давайте попробуем на основании собранного материала составить возможные варианты вступлений.

Варианты вступлений.

  • Памятник А.Бутлерову был открыт в центре Казани к 150-летию великого учёного.
  • Казань, 6 сентября 1978 года. Сюда, к памятнику видному учёному-химику А.Бутлерову спешат люди.
  • Много памятных мест в Казани, связано с именами замечательных людей нашей Родины. В центре столицы установлен памятник А.С.Пушкину. недалеко от него находится памятник татарскому поэту Г.Тукаю. Я же хочу написать о памятнике замечательному учёному-химику А.М.Бутлерову. Он был открыт 6 сентября 1978 года, когда общественность города праздновала 150-летие со дня его рождения.
  • Много в разных краях и землях памятников. Гранитные, мраморные, высеченные из простого камня, стоят они на перекрёстках дорог, на площадях городов, на известных курганах и безымянных высотах. Нельзя представить нашу землю без памятников. К ним приходят люди; подолгу стоят, думают, вспоминают…

Вот и мы пришли к памятнику А.Бутлерову.

  • Поэт Марина Цветаева, определяя бессмертие А.Пушкина, воплощённое в его памятнике, писала: «Уходим мы или приходим, а он – всегда стоит. Под снегом, под летящими листьями, в заре, в синеве, в мутном молоке зимы – всегда стоит». Но ведь это сказанное можно отнести к любому памятнику. Ведь памятник – это прежде всего память о тех, кто много сделал для своего народа. Кто своим трудом возвысил Россию. И таким человеком был учёный-химик А.Бутлеров. О памятнике этому человеку я и хочу рассказать.

  1. Работа над основной частью.

Учитель. Что будем писать в основной части?

Ученик. Описывать сам памятник, опираясь на план-вопросник, данный во время экскурсии.

Учитель. Ребята, план вопросник я выставляю на доску. Смотрите, вспоминайте, записывайте.

Образцы основной части (фрагменты).

  • Скульптура установлена на постаменте из серого гранита. Памятник стоит в зелени прекрасного сада, где любят отдыхать студенты. Неподалёку от него расположены старинные здания.
  • Подхожу к скверику, где среди берёзок возвышается А.Бутлерову. В облике учёного запечатлены простота, трудолюбие, человечность.
  • Учёный-химик изображён в устойчивой позе, руки покоятся на подлокотниках кресла, левая рука сжимает пенсне. Бутлеров смотрит прямо перед собой, взгляд его сосредоточен. Возможно, он обдумывает очередной эксперимент.
  1. Работа над заключительной частью сочинения.

Учитель. О чём мы можем написать в заключении?

Ученик. О впечатлении, которое производит памятник на каждого из нас. О чём заставил этот памятник задуматься.

Образцы заключения (фрагменты).

  • Человек не может жить только настоящим. Он стремится в будущее, при этом бережно хранит память о прошлом.

Памятник А.Бутлерову произвёл на меня огромное впечатление. Он напоминает нам, потомкам, о замечательном учёном, который прославил Казань.

  • Подвиг Бутлерова во имя науки не забыт. Памятник ему – дань светлой памяти благодарных потомков замечательному человеку, рыцарю химии.

  1. Работа над образцами сочинений.

Учитель. Теперь я прочитаю вам образец сочинения. Послушайте его и выскажите своё мнение.

Образец сочинения (фрагмент).

Наступило 6 сентября 1978 года. Всё было, как и быть положено в сей торжественный час. Митинг, речи, цветы. Сотни жителей столицы Татарстана приняли участие в церемонии открытия памятника А.М.Бутлерову, знаменитому учёному-химику, в городском сквере неподалёку от университета.

Фигура учёного находится в покое. Скульптор Ю.Г.Орехов изобразил его сидящим глубоко в кресле. Руки находятся на подлокотниках, но внимание присутствующих обращено на пальцы. Они выдают в Бутлерове человека, который много работал, ставил небезопасные опыты.

Взгляд его устремлён вперёд. Возможно, учёный думает  новых химических соединениях.

Вокруг памятника кипит жизнь. Троллейбусы, трамваи, автобусы, вечно спешащие студенты.

В работе скульптора чувствуется проникновение в духовный мир учёного, вера в творческую мысль, в духовную красоту человека.

Ученик. Вступительная часть, на мой взгляд, хорошая, но надо добавить более подробный материал об открытии памятника и его авторе.

Ученик. В описании памятника не указан материал, из чего он сделан (бронза, мрамор, гранит).

Ученик. Почему-то не звучат слова «постамент», «надпись золотом».

Ученик. А в заключении нет слов о своём впечатлении о памятнике.

Учитель. Молодцы. Я надеюсь, что у вас подобных недочётов не будет.

Образец сочинения-описания памятника А.М.Бутлерову (фрагмент).

Надеюсь я служить моему Отечеству

верою и правдою и желал бы встретить

старость мирно… оставив по себе память

добра и пользы ближним.

А.М.Бутлеров

Ленинский сад. Памятник А.М.Бутлерову находится в центре города недалеко от университета.

Памятник великому русскому химику, создателю теории строения органических соединений, основателю и главе крупнейшей казанской школы русских химиков-органистов, выдающему общественному деятелю А.М.Бутлерову воздвигнут в Казани в ознаменование его исключительных наук перед наукой в честь 150летия со дня его рождения. Юбилей великого учёного наша страна встретила как большой праздник. В Казани была проведена Всесоюзная конференция, посвящённая этой дате. Важной составной частью юбилейных мероприятий явилось открытие памятника Бутлерову, состоявшегося 6 сентября 1978 года.

Авторы памятника – скульптор Ю.Г.Орехов, архитекторы В.А.Петербужцев и В.А.Степанов – выполнили его в лучших традициях отечественной скульптуры, найдя выразительное пространственно-пластическое решение и точно воплотив свой замысел.

Трапецевидная площадка, на которой установлен памятник, органично вписалась в архитектурный ансамбль старинного уголка Казани. Памятник возвышается в глубине площадки и окружён квадратным цветником.

Бронзовый памятник, представляющий единое целое с бронзовым постаментом, установлен на гранитном полированном основании, состоящим из трёх врезанных друг в друга прямоугольных объёмов. Бутлеров изображён в спокойной устойчивой позе. Руки покоятся на подлокотниках кресла, левая рука сжимает пенсне. Великий учёный смотрит прямо перед собой, как бы ведя разговор с окружающими его собеседниками. Открытый лоб мыслителя, мудрые глаза под прямыми бровями, окладистая борода, дышащая энергией фигура.

На лицевой стороне постамента, на выступающей средней части его надпись: «Александр Бутлеров».

Авторы памятника пластическими средствами сумели ярко выразить представление о всемирно известном учёном, одном из выдающихся умов своего времени, богато одарённой натуре.

Учитель ещё раз обращает внимание детей на план сочинения, который вывешивается на доску.

План.

  1. Вступление. Что такое памятник в вашем понимании.
  2. Основная часть.
  1. Когда и где был открыт памятник А.Бутлерову.
  2. Кто его автор.
  3. Общий вид памятника.
  4. Материал, из которого сооружён памятник.
  5. Поза учёного, его взгляд, лицо, руки, одежда.
  6. Что хотели выразить (какие мысли и чувства) создатели памятника (скульптор и архитектор).
  1. Заключение. Какое впечатление произвёл на вас памятник, о чём заставил задуматься.

  1. Работа над черновиком сочинения (учитель в это время наблюдает и помогает учащимся).
  2. Задание на дом.
  1. Написать сочинение-описание на тему: «Памятник А.Бутлерову в Казани», используя ряды однородных членов предложения.
  2. Написать репортаж на тему: «Открытие памятника А.Бутлерову» (для сильных учеников).


Примечание.

Из толкового словаря С.И.Ожегова

Памятник – скульптурное или архитектурное сооружение в память кого или чего-нибудь.

Монумент – большой памятник.

Пьедестал – подножие памятника.

Увековечить – сделать навеки памятным, прославить.

Обелиск – памятник, сооружение в виде сужающегося кверху столба.


Список литературы.

  1. Пичугов Ю.С. «Обучение сочинениям на свободную тему в 7-8 классах». – М., 1986

  1. Турик П.В. «Подготовка к сочинению-описанию скульптурного произведения». Русский язык в школе – 1983.-№6

  1. Яхонт О.В. «Советская скульптура». – М.,1988


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

А.Бутлеров. Великий химик и пчеловод

Великий химик Д.И.Менделеев о нем писал: "А.М.Бутлеров - один из замечательных русских ученых... В химии существует бутлеровская школа, бутлеровское направление. У Бутлерова все открытия истекали и направлялись одной общей идеей. Она-то и сделала школу, она-то и позволяет утверждать, что его имя навсегда останется в науке". Александр Михайлович Бутлеров (1828-1886) родился в Чистополе. Мать его умерла при родах. Восьми лет его отдали в частный пансион в Казани, где за проведение небезопасных опытов ему в наказание повесили на грудь табличку "Великий химик". В Казани Бутлеров окончил гимназию, потом университет и по предложению ректора Н.И.Лобачевского был оставлен при университете. В 1854 году он защитил докторскую диссертацию "Об эфирных маслах". Им открыто много органических веществ, в частности уротропин. Много времени Бутлеров посвящал разработке основ ведения сельского хозяйства, особенно пчеловодства. В его имении в Бутлеровке была образцовая пасека. С 1868 года Александр Михайлович работал в Петербургском университете. В 1870 году его избрали президентом Русского химического общества. В Казани на доме 27/11 по ул.К.Маркса, где жил Бутлеров, установлена мемориальная доска, а возле Ленинского сада - памятник.


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Орехов Юрий Григорьевич

Родился 20 апреля 1927 года в городе Туле.

В предвоенные годы жизнь семейства Ореховых сложилась непросто. У мамы было две сестры и старший брат Сергей - член правительства. В 1937 году его объявили "врагом народа" и расстреляли. Ореховы в полной мере испытали судьбу членов семьи "врага народа": отца исключили из партии, и вновь вступить в ее ряды он смог только на фронте.

Интерес к творчеству проявился у Юры Орехова с раннего детства - благодаря воспитанию мамы, которая окончила учительские семинары и очень любила рисовать. А первым профессиональным учителем рисования стал его школьный преподаватель - Константин Николаевич Скороходов - выпускник дореволюционного Строгановского училища. По его приглашению Юра Орехов поступил в кружок рисования, где занимался до Великой Отечественной войны.

Когда началась война, 14-летнего Юрия с сестрой и двоюродными братьями отправили в эвакуацию в Оренбург. Через год Юрий вернулся и сразу поступил на военный завод "Электросчетчик" в Мытищах, где проработал с 1943 по 1945 год в инструментальном цехе, выпуская минные взрыватели, переговорные устройства для танкистов и летчиков, телефоны. Он стал слесарем-лекальщиком и одновременно - учеником вечерней школы.

Война окончилась, и в августе 1945-го у Ярославского вокзала на Комсомольской площади Юрий увидел большую афишу-приглашение на учебу в Строгановское училище. Он сразу же поехал записаться на собеседование, и через месяц, успешно сдав экзамены, стал студентом факультета монументально-декоративной скульптуры.

Его первыми учителями стали великолепные скульпторы Абрам Лазаревич Малахин и Саул Рабинович. Рабинович умел увидеть в каждом из своих студентов творческую индивидуальность, направить и развить их способности. Позже Юрий Орехов стал одним из ближайших его учеников, а впоследствии и другом.

В 1953 году Юрий Орехов окончил Строгановку и приступил к самостоятельной работе скульптора. Ему предлагали крупные заказы, и он работал, работал, работал...

Особенно любил Орехов работать в камне. Причем лучшими он считал те работы, которые рубил сам от начала до конца. Вдвойне счастлив автор, когда совпадает его личное творческое решение с заказанным.

Всего в его творческом активе около 30 памятников и скульптурных композиций, установленных в разных городах России и за рубежом. Среди них: Памятник воинам, погибшим в Гражданской и Отечественной войнах, установленный на Мемориальном холме Славы в городе Ялта (1968), памятник Герою Советского Союза Маршалу Советского Союза Ф.И.Толбухину в Ярославле (1972), памятник Ю.А.Гагарину в городе Гагарин (1974), Памятник великому русскому химику А.М.Бутлерову в Казани (1978), Памятник-ансамбль Н.С.Лескову в Орле (1980), Памятник-ансамбль, посвященный 1000-летию города Брянска (1985), Памятник Герою Советского Союза В.Д.Корнееву в городе Электросталь (1985), Памятник И.И.Шишкину в городе Елабуге (1986), Памятник И.Е.Репину в городе Чугуеве (1987), Памятник Александру Невскому, установленный в нише собора Александра Невского в штате Нью-Джерси (США, 1989), Памятник дважды Герою Советского Союза С.А.Афанасьеву в городе Клин (1990), Памятник жертвам трагедии в городе Осака (Япония, 1991), Памятник Виктору и Аполлинарию Васнецовым в городе Вятка (1992), Памятник четырежды Герою Советского Союза Маршалу Советского Союза Г.К.Жукову, установленный в Москве у станции метро Каширская (1992), Памятник В.В.Маяковскому, установленный в Государственном музее В.В.Маяковского в Москве (1993), Памятник четырежды Герою Советского Союза Маршалу Советского Союза Г.К.Жукову в Парке Победы на Поклонной горе (1995), Памятники А.С.Пушкину в Минске, Якутске, Вене, Париже (1999) и в Риме (2000) и др.

Много и плодотворно работал Юрий Орехов и в области монументально-декоративной скульптуры. Среди его работ в этой области: рельеф "Музыка" (Высотный дом на Котельнической набережной, 1953), аллегорическая фигура "Наука" (Дом на Смоленской набережной, 1955), декоративная композиция "Космос" (Звездный городок, 1976), десять скульптурных композиций "Мир" (Материнство), "Вся власть Советам", "Мы кузнецы...", "Наука", "Земля", "Хлеб", "Тыл", "Рабочий", "Красная Армия", "Отечественная война" (зал пленумов ЦК в Кремле, ныне Мраморный зал, 1983) и другие произведения.

С большим удовольствием Орехов работал в области мемориальной скульптуры. Этот вид пластики был интересен ему своей камерностью. Увековечивая память простых и известных людей, отражая их судьбы и характеры, скульптор тем самым как бы помогал создавать летопись современной жизни. Мемориальные доски, изготовленные скульптором, установлены на многих улицах Москвы и других городов. Среди них: Ю.А.Гагарину (Байконур, 1974), А.Н.Косыгину (Москва, ул.Грановского, 80-е годы), академику И.Артоболевскому (Москва, ул.Тверская, 80-е годы), Народному артисту СССР А.В.Свешникову (Москва, ул.Тверская, 80-е годы), Народному артисту России А.А.Миронову (Москва, ул.Петровка, 22/2, 1988), Маршалу Советского Союза Г.К.Жукову (Москва, ул.Знаменка, 1991), Народному артисту СССР Н.А.Крючкову (1999), Народному артисту СССР С.Бондарчуку (2000).

Ю.Г.Ореховым сделано более 40 надгробий. Они находятся на Новодевичьем, Ваганьковском, Немецком и Кунцевском кладбищах Москвы. Это надгробия академику РАН Ю.А.Овчинникову (1990), В.Бялыницкого-Бирули (1958), художнику Д.А.Налбандяну (1955), скрипачу Л.Б.Когану (1987), композитору Е.Птичкину (1997), народным артистам А.А.Миронову (1988), Е.Н.Гоголевой (1994), Н.А.Крючкову (1998), И.С.Козловскому (1998), памятник-надгробие погибшим защитникам Белого Дома (1992) и др.

Еще одна сторона таланта Ю.Орехова - его скульптурные портреты классиков мировой художественной культуры - П.И.Чайковского (1968), Н.В.Гоголя (1971), А.С.Пушкина (1974), И.В.Гете (1975), Н.Паганини (1980), Г.Ф.Генделя (1980), Н.С.Лескова (1981), И.С.Тургенева (1981), Ф.И.Шаляпина (1981), К.С.Станиславского (1981), И.Е.Репина (1985), А.Блока (1997) и другие работы.

Творчество скульптора получило широкое признание в стране и за рубежом. Он удостоен золотой медали ВДНХ СССР за скульптурную композицию А.С.Пушкин (1972), первой премии на Международном симпозиуме скульпторов в Вышних Ружбахах в Чехословакии за композицию "Элегия" (1973), первой премии на Международном симпозиуме скульпторов в Хойесверде (Германия) за композицию "Счастье" (1975), первой премии на Творческом пленэре в болгарском городе Бургасе за скульптурную композицию "Кирилл и Мефодий" (1978), первой премии на Международном симпозиуме по скульптуре на Кубе за композицию "Спящая волна" (1983). В 1980 году ему было присвоено звание "Заслуженный художник РСФСР".

В 1975 году Ю.Г.Орехов был избран председателем художественно-экспертного совета по скульптуре Художественного фонда РСФСР. Позже - заместителем председателя правления Московского отделения Союза художников РСФСР, председателем художественно-экспертного совета Министерства культуры СССР.

С 1995 года Ю.Г.Орехов принимал самое деятельное участие в работах по воссозданию храма Христа Спасителя в Москве в качестве руководителя восстановления его скульптурного убранства. По его инициативе было создано товарищество "Скульптор", куда вошли более 50 талантливых скульпторов из разных городов России. Для храма Христа Спасителя в творческой мастерской Ю.Г.Орехова было воссоздано 48 скульптурных композиций, из которых 8 многофигурных. Среди них горельеф "Преподобный Дионисий благословляет князя Пожарского и гражданина Минина на освобождение Москвы от поляков", который расположен на северном фасаде храма Христа Спасителя, а также архангел Варахиил с цветами в руке и архангел Иегудиил с венцом в руке, расположенные над правой оконной аркой выступа на западном фасаде, горельефы "Рождество Христово" и "Святитель Стефан Пермский в епископском облачении с хартией пермского письма", расположенные на восточном фасаде храма. Теперь, когда скульптурные композиции заняли свои места на возрожденном Храме Христа Спасителя, никому не приходит в голову, что их делали разные мастера, а это говорит о высоком профессиональном уровне российских скульпторов.

Народный художник России (1988), лауреат Ленинской (1984) и Государственной премий СССР (1982), действительный член Российской академии художеств (1995), почетный член Академии изящных искусств города Каррары (Италия, 1989), он награжден орденом Почета (1997), золотой медалью Российской академии художеств (1997), серебряной медалью Академии художеств СССР (1988).

Ю.Г.Орехов был вице-президентом Российской академии художеств, академиком-секретарем отделения скульптуры Российской академии художеств, членом секции изобразительного искусства Комиссии при Президенте РФ по Государственным премиям РФ, членом комиссии по премиям мэрии Москвы в области литературы и искусства, членом экспертно-консультативного совета по монументально-декоративному искусству при Правительстве РФ, председателем президиума Фонда содействия скульпторам России.

Скончался в 2001 году.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Описание как тип речи" Материалы к уроку развития речи. 5 класс.

По вопросам и заданиям, содержащимся в данной публикации, можно организовать работу школьников при изучении темы "Типы речи. Описание". Листы с текстами и заданиями удобно использовать как раздаточный...

Конспект урока русского языка в 8 классе на тему "Описание памятника архитектуры"

Конспект урока развития речи в 8 классе на тему "Описание памятника архитектуры"  на основе краеведческого материала ....

Урок развития речи в 8 классе по теме Описание памятника культуры

Презентация для урока русского языка в 8 классе по теме Описание памятника культуры. Презентация содержит план, фотографии Храма Покрова на Нерли, словосочетания для написания сочинения....

Урок развития речи. 6 класс. Тема урока:"Описание природы. Зима"

Методическая разработка урока по развитию речи в 6 классена конкурс«Современный урок как средство эффективного и качественного образования»«Описание природы. Зима»....

Урок развития речи. 8 класс. Литература.Тема. Сравнительная характеристика двух литературных героев. Гринев и Швабрин. (По роману А.С. Пушкина “Капитанская дочка”.)

Сравнительная характеристика двух литературных персонажей - один из трудных жанров школьного сочинения. На этом уроке идет подготовка к написанию сочинения, рассматриваются поэтапно приемы сопоставлен...

урок в 8 классе по теме:"Описание памятника"

Урок развития речи  в 8 классе. Учащиеся работают в парах, группах....