Промежуточный контроль: зачетная работа по теме "Причастие"
тест по русскому языку (7 класс) на тему

Мурашова Елена Александровна

Цель данного занятия: систематизация знаний о причастии - глагольной форме; актуализация опорных знаний и умений; совершенстввание и формирование новых способов действий учащихся при решении орфографических задач по теме "Причастие"; проверка умений определять грамматические признаки причастия, правильно выполнять орфографический разбор причастий, выделять запятыми причастный оборот. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл promezhutochnyy_kontrol_prichastie.docx87.08 КБ

Предварительный просмотр:

Промежуточный контроль: зачетная работа по теме «Причастие» (7 класс)

Цель урока: систематизация знаний о причастии, актуализация опорных знаний и умений, совершенствование имеющихся, формирование новых способов действий учащихся; проверка  умений определять грамматические признаки причастия, находить, правильно писать орфограммы в причастии, выделять запятыми причастный оборот.

I вариант

ЧАСТЬ А: восстановите деформированный текст: вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы; расставьте знаки препинания, выполните пунктуационный разбор.

(1)До середины XVII века граница заселе(н,нн)ых земель в Казанском крае
проходила по Каме служившей естестве(н,нн)ой преградой и оберегавш..й жителей
от набегов кочевников. (2)Плодороднейшие земли на южном берегу Камы пустовавш..е со времени упадка Золотой Орды постепенно осваивают(?)ся. (3)Так  в 1620-е гг. здесь возникает село Набережные Челны, Троицкий монастырь (ныне село Бетьки Тукаевского района), возводят(?)ся крепости-остроги защищающие осваива(е,и)мые земли.  

(4)Однако в 1636 году башкирами был разоре(н,нн) Троицкий монастырь,  а в 1644 году калмыками сожже(н,нн)а деревня Чертыковская основа(н,нн)ая Казанским Спасо-Преображенским монастырем раскинувш..мся  на левом берегу Волги, недалеко от
развалин Булгара. (5)Десятки крестьян были захваче(н,нн)ы в плен и
убиты. (6)Именно поэтому (ни)кем (не)защища(е,и)мая территория совреме(н,нн)ого Чистопольского района привлекавшая внимание как помещиков, так и крестьян начала осваиваться несколько позже.

(7)Основателями первого поселения на этих землях стали крестьяне Саввы Аристова. (8)Земли расположе(н,нн)ые недалеко от вотчин помещика еще (не)оформле(н,нн)ые в собстве(н,нн)ость уже были прозва(н,нн)ы «Сави(н,нн)ым городком».

ЧАСТЬ В.

В1. Закончите высказывание:

1)Причастие получило непостоянные морфологические признаки от __________________

2)Краткую форму имеют ______________________________________________причастия.

3)Причастия могут быть в предложении ______________________и____________________

4)Причастие с зависимыми словами называется_____________________________________

5)Причастный оборот, стоящий перед определяемым словом_________________________

6)От возвратных глаголов нельзя образовать _______________причастий_______времени.

7)Перед суффиксом –вш- в действительных причастиях прошедшего времени в безударном положении пишется__________________________________________________

        

В2. Установите соответствие морфологических признаков причастий:

1) заселенных земель

а)страдательное причастие настоящего времени, винительного падежа, множественного числа

2)защищающие крепости

б)действительное причастие настоящего времени, винительного падежа, множественного числа

3)осваиваемые земли

в)страдательное причастие прошедшего времени, родительного падежа, множественного числа

4)десятки убиты

г)страдательное причастие прошедшего времени, в краткой форме, множественного числа

1)__________2)__________3)__________4)__________

В3. Выпишите грамматическую основу предложения №5:

_____________________________________________________________________________

В4. Установите соответствие, указав правильную характеристику предложения:

                            номер предложения      

характеристика

1

2

3

4

5

6

7

8

9

причастный оборот стоит перед главным словом

причастный оборот стоит после главного слова

в предложении нет причастного оборота

причастный оборот стоит и после, и перед определяемым словом

ЧАСТЬ С. Напишите сочинение-рассуждение: почему причастие путают с прилагательным.

II вариант


ЧАСТЬ А: восстановите деформированный текст: вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы; расставьте знаки препинания, выполните пунктуационный разбор.

(1)В конце XVI века жители деревень Урахча и Мельничный Починок  Казанского края (ныне Рыбнослободский район РТ) расположе(н,нн)ых на правом берегу Камы стали переплывать реку и заготовлять сено, пахать пашню «наездом». (2)Русские помещики стремивш..еся закрепить плодородные земли в собстве(н,нн)ость осваивали еще (не)воздела(н,нн)ые из-за угрозы набегов кочевников угодья. (3)Основателем первого поселения на территории совреме(н,нн)ого Чистопольского района стал Савва Тимофеевич Аристов.

(4)С.Т.Аристов - богатейший землевладелец происходивш..й из  нижегородских дворян. (5)Отличивш..йся в событиях «смутного времени» он, вероятно, свои владения получил за заслуги перед Отечеством.

(6)Савва Тимофеевич активно принимавш..й участие в ополчении 1812 года был назначе(н,нн) воеводой в Царевосанчурск (ныне г. Санчурск Кировской области). (7)Однако в 1616 году по приказу прибывшего в Казань К.Минина молодой дворянин был подвергнут «торговой казни» (телесному наказанию палками) за произвол учиня(е,и)мый им при сборе налогов и вызвавший мощное восстание коре(н,нн)ого населения с трудом подавле(н,нн)ое.

ЧАСТЬ В.

В1. Закончите высказывание:

1)Причастие получило постоянные морфологические признаки от ____________________

2)Причастия не употребляются в форме ___________________________________времени.

3)Причастие с зависимыми словами называется_____________________________________

4)Причастный оборот, стоящий после определяемого слова___________________________

5)От глаголов _________________вида невозможно образовать действительные причастия настоящего времени.

6)Выбор гласной в суффиксах причастий настоящего времени зависит от_______________

7)Возвратность – признак _____________________________________________причастий.

В2. Установите соответствие:

1)прибывшего Минина

а)страдательное причастие прошедшего времени в краткой форме, единственного числа, мужского рода

2)учиняемый призвол

б)действительное причастие прошедшего времени, именительного падежа, единственного числа, мужского рода

3)отличившийся он

в)страдательное причастие настоящего времени, винительного падежа, единственного числа, мужского рода

4)дворянин подвергнут

г)действительное причастие прошедшего времени, родительного падежа, единственного числа, мужского рода

1)__________2)__________3)__________4)__________

В3. Выпишите грамматическую основу предложения №6:

В4. Установите соответствие, указав правильную характеристику предложения:

                            номер предложения      

характеристика

1

2

3

4

5

6

7

8

9

причастный оборот стоит перед главным словом

причастный оборот стоит после главного слова

в предложении нет причастного оборота

причастный оборот стоит и после, и перед определяемым словом

Часть С1. Напишите сочинение-рассуждение: почему причастие путают с глаголом.

Позже земля была
справлена за Саввой и первоначально получила название “Савин городок”.
Это было связано с тем, что деревня была основана рядом с древним
булгарским городищем. Поэтому вскоре стало употребляться и другое
название деревни – Жукотино, по названию города, который часто
упоминался в русских летописях. В XVII веке оба названия
сосуществовали, в XVIII веке название Жукотино стало официальным. Это и
была первая деревня на территории Чистопольского района. В советское
время село Жукотино переименовано в Галактионово.

Основывая
деревню за Камой, Савва Аристов рисковал. В 1654 году, когда уже
действовала Закамская черта, “из степи приходили по старой вотчинной
дороге воинские ногайские люди и засеку посекли и прошли Закамские
места и погромили Саввы Аристова село Жукотино и ушли обратно по той же
дороге”. Именно этот набег ногайцев заставил власти поставить между
Тиинским и Новошешминским острогами еще один – Билярский, расположенный
на месте бывшей столицы Волжской Булгарии и прикрывавший от набегов
кочевников территорию нынешнего Чистопольского района.

Савва
Аристов умер ранее 1665 года. Все его владения были не поместьями, как
у большинства дворян, а вотчинами, то есть полной частной
собственностью, которая не перераспределялась властями после смерти
хозяина, как поместья. Преобразование поместий в вотчины Савва в свое
время получил в качестве награды за участие в войне на стороне Василия
Шуйского. У него не было прямых наследников: по тогдашним законам и
обычаям ими были только сыновья или внуки по мужской линии, а из
дочерей – только незамужние. Именно поэтому положенные им “на
сохранение казанского митрополита” 14000 рублей (огромная сумма по тем
временам) были “взяты на государя”. Земля же была поделена по очень
сложной схеме между племянниками, внучатыми племянниками, зятьями.
Отсюда в селе Жукотине вплоть до отмены крепостного права всегда было
большое количество помещиков.

Так, в 1763 г. здесь имели
владения отставной поручик лейб-гвардии Михаил Васильевич Мельгунов (75
душ), капитан Федор Аристов (59 душ), отставной капитан Данила Кузьмич
Аристов (51 душа), капитан Иван Зуев (39 душ), подполковник Степан
Ермолов (34 души), премьер-майор Василий Аристов (33 души), жена
капитана Елена Алексеевна Аристова (24 души), премьер-майор Никита
Аристов (16 душ), адьютант Гаврила Аристов (10 душ), отставной поручик
Лев Тимофеевич Аристов (10 душ), жена сержанта Федосья Никитична
Крымова (6 душ).

Все это были потомки родственников Саввы Тимофеевича Аристова, получивших его наследство в 1660-е гг.  

 

Чистополь средневековый

Немалое число городов расположено в Республике Татарстан, и у каждого из них имеется своя, неповторимая биография, знакомство с которой представляет интерес не только для краеведов, но и для широкого круга читателей. Один из них – Чистополь.

 Расположенный на левом берегу полноводной Камы, город имеет многовековую историю, историю, в которой самым тесным образом переплелось существование как средневековых булгарских городов- Тухчин и пригород Джукетау, так и более поздних поселений - безымянный татарский поселок второй половины XVI века - русское село Чистое Поле начала XVII века.
Первое упоминание в русских летописях булгарского города Тухчин относится к событиям 1183 года (в некоторых летописях – 1184 года), в связи с объединенным походом русских князей во главе с суздальским князем на столичный булгарский Великий город Биляр.
Согласно Лаврентьевской летописи у Тухчина русские полки простояли два дня, а на третий день, предварительно отведя «лодьи» на остров и «отрядив» Белоозерский полк во главе с воеводой Фомой Лазковичем для их охраны, двинулись к Биляру. Пока Всеволод безуспешно осаждал в течение 10 дней Биляр, на русские ладьи напали булгары из Собекуля, Челмата и Темтюзи. Такое объединенное выступление булгарских племен против захватчиков побудило князя заключить мир и возвратиться назад.
Знакомясь с этим сообщением летописи, многие исследователи полагали, что Тухчин следует искать где-то на Волге или в низовьях Камы. Так, Р. Г. Фахрутдинов считает, что городище Кокрять на речке Утка (Ульяновская область) и есть бывший Тухчин, а в «Полном географическом описании нашего Отечества» под редакцией В. П. Семенова за 1901 год, на карте Булгарского царства, Тухчин указан на месте Кураловского городища, что на речке Бездна (Спасский район). В свою очередь Т. А. Хлебникова и И. Л. Измайлов видят Алексеевское городище, расположенное вблизи р. Архаровка, остатками Тухчина.
То, что эти утверждения вряд ли соответствуют истине, можно убедиться, исследовав местонахождение перечисленных городищ. Во-первых, все три городища находятся на маленьких мелководных речках, которые были судоходны только в половодье, и то в приустьевой части, и не могли вместить огромную флотилию Всеволода, тем более, что в ее составе были большие речные суда – струги, груженные лошадьми. Неслучайно, летописцы конца XII века, подчеркивая ее многочисленность, писали: «… может Волгу разбрызгать веслами…». Во-вторых, все городища до поднятия уровня Куйбышевского водохранилища были отделены от русла рек многокилометровой непроходимой поймой. И, наконец, в-третьих, никаких островов на речках в районе Кокрятского, Кураловского и Алексеевского городищ не было.
Где же тогда искать летописный Тухчин? Согласно нашим данным он находился на месте современного Чистополя. Укрепленная часть городища располагалась на мысу, образованном левыми берегами р. р. Прость и Берняжка (ныне территория завода АСО). За сходство с пикой первые жители села Чистое Поле назвали это место Пикановкой. Посад занимал часть надпойменной террасы (ныне территория нижнего парка) и коренного берега.
Свидетельствами тех далеких дней сегодня являются многочисленные археологические данные. Это часть рва, что находится во дворе дома №14 по ул. Энгельса и найденные в нижнем парке при прокладке траншеи в 2003 году фрагменты керамики «типа джукетау». Сохранился остров, вернее, что осталось от острова после заполнения Куйбышевского водохранилища и сторожевой пункт с оплывшим валом и рвом на одном из мысов р. Малой Берняжки. Такие сторожевые пункты определены нами и у городищ Змеево и Джукетау. Судя по тому, что все они расположены по берегам речек, протекающих рядом с городищами, то можно предположить, что создавались они для защиты природных скрытых подходов к этим крепостям.
Длительное время оставалось загадкой, где локализовать перечисленных в летописи булгар – сабакулян, челмата, темтюзи. Первому, кому удалось это сделать, был С. Н. Шпилевский. В 1977 году он писал: «Я первый приурочиваю названия, упомянутые в летописи при описании похода 1184 года к определенным местностям, и не нахожу, что могло бы противоречить моим объяснениям». Не вдаваясь в пересказ исследования ученого, сообщим только, что это названия булгарских племен, проживающих в то время на правом берегу Камы (ныне территория Рыбно-Слободского и Тюлячинского районов). Теперь становится понятно, как эти племена, используя речные суда, могли оказать так быстро военную помощь Тухчину (Чистополю), напав на флотилию неприятеля, расположенную на острове.
Еще одним аргументом, подтверждающим существование Тухчин на месте современного Чистополя, является следующие сообщение летописи: «… поиде на третий день к Великому городу, сторожем наперед ездящим… и перешед черемисан в 1 день». Учитывая состояние дорог того времени, сторожевой отряд русских за один день не мог проехать более 40 км. от своего лагеря на берегу реки. Если мы посмотрим направления древних торговых путей из Биляра, обозначенных А.Х. Халиковым в 1973-1974 гг. с использованием аэрофотосъемки, то таким лагерем, находящимся в 40 км. от р. Черемшана, может быть только Тухчин (Чистополь) на Каме.
Важным фактором в споре о местоположении Тухчина является и учет географического положения Чистополя. Начиная от Нижнекамска, бывшей северо-восточной границы Волжско-Камской Булгарии и до самого устья, левый берег реки Камы на всем своем протяжении имеет обширную пойму, доходящую в низовьях до 30 км, и только от Чистополя до села Кубассы коренной берег находится у самого русла реки. Такая особенность участка издревле являлась притягательной для неприятеля, как с целью грабежа прибрежной территории, так и нападения на центральные районы Булгарии. Многократные нападения речных разбойников – ушкуйников, так же, как и поход русских 1183 года, тому подтверждение. Знали об этой особенности участка реки и булгары. Неслучайно, возвели они здесь через каждые 2-3 км 9 укрепленных городищ, из них 4 были сторожевыми пунктами.
О дальнейшей судьбе Тухчина после событий 1183/1184 гг. в русских летописях не сообщается. Вероятнее всего, пребывание русских в течение 2-х дней и последующее нашествие в 1236 году монгольских орд для города стало трагичным. Согласно монгольским законам укрепления взятых городов должны быть сравнены с землей, а его жители угнаны в плен.
В середине XIII века победители создали на территории порабощенной Волжско-Камской Булгарии 2 вассальных княжества – Булгарское и Жукотинское. Центром последнего стал Джукетау (в русских летописях - Жукотин). Благодаря широкому развитию ремесел город стал быстро застраиваться, но мировую славу ему принесла торговля. Ввиду стремительного течения у Джукетау, обусловленного резким поворотом р. Камы, погрузка, разгрузка и зимовка торговых и речных судов осуществлялась в единственном пригодном для этих целей ближайшем затоне, образованным р. Прость. Так, на месте бывшего Тухчина возник один из пригородов Джукетау. Этот пригород имел большое значение и для купцов Биляра. Именно отсюда они отправлялись и сюда возвращались по знаменитому Камскому торговому пути.
Особенно бурно Джукетау и его пригород развиваются в XIV веке. По мнению Н. Г. Набиуллина, золотоордынский Джукетау становится гигантским городом, «растекаясь» по берегу Камы на многие километры. Как крупный речной порт он становится известным и в международном масштабе. В 1367 году братья Ф. и Д. Пицигани издали портуланы – компасные карты, где на реке Едил (ныне Кама) указан город Жукотин. Присутствует Джукетау и в Каталонском атласе, изданном в 1375 году. Следует отметить, что эти карты включали только крупные морские и речные порты, широко известные в то время в Старом Свете.
В это же время в самом пригороде появляются на кладбище булгарские надмогильные памятники, которые сохранились до наших дней. Особый интерес представляет эпитафия на памятнике, поставленном в 1311 году. Обнаружен памятник во время эпиграфической экспедиции на татарском кладбище Ф.С. Хакимзяновым в 1984 году, и он же первый сделал перевод этой надмогильной эпитафии - «Давшего воспитание ученым, любившего набожных, мечети воздвигавшего, много благих дел совершившего Мажар-кази сына, Исмагила, место погребения это. Скончался: по летосчислению семьсот одиннадцать лет, раджаба месяца двадцать второй день был».
В научном мире этот памятник вызвал настоящую сенсацию. На этническое наследство сегодня претендуют и венгры, по мнению которых, эта могила венгерского судьи Исмагила, о чем прямо заявил побывавший в 1986 году в Чистополе главный хранитель Национального музея Венгрии господин А. Краловански, и чуваши, аргументирующие свои претензии тем, что датирующая часть памятника написана на древнечувашском языке, и бесспорно, татары. Другие булгарские надмогильные памятники на кладбище или разрушены, или глубоко заземлены.
В конце XIV – начале XV веков Джукетау и его пригороды подверглись нападению полчищ Тамерлана и речных разбойников из Руси. Начался отток населения в более безопасные лесные территории – район Казани и речки Казанки. Осталась лишь незначительная часть жителей.
После взятия Казани русскими в 1552 году начался обратный процесс миграции, теперь уже в бывшие центральные районы Волжско – Камской Булгарии, в Закамье. На месте пригорода Джукетау поселилась татарская община. По преданию жителей деревни Туктарово – Урдала (Лениногорский район), это были их предки, которые после запрета русских на проживание татарам по берегам крупных рек мигрировали вверх по р. Шешме.
В начале XVII века появились первые русские, которые и обосновали на этом месте село под названием Чистое Поле.
В 1993 году произошло важное историческое событие. Бывшие булгарские средневековые города и пригороды слились в единое целое под названием Чистополь, что делает город в археологическом плане уникальным.
Сегодня северо-западная территория Чистополя включена в список памятников федерального значения и получила статус историко-культурной заповедной территории. Однако до сегодняшнего дня ни один из средневековых памятников города не обустроен. Надо помнить, что все эти надмогильные камни, оплывшие рвы и валы укреплений являются памятниками духовной и материальной культуры булгар-предков татарского народа. Трудно здесь не согласиться с одним из авторитетных исследователей Джукетау Н. Г. Набиуллиным, который считает, что «не последнею роль должно сыграть и общественное мнение местных жителей и властей, которые видят сохранение и надлежащее использование памятника необходимым и, в хорошем смысле этого слова, выгодным».
Через 15 лет все мировое мусульманское сообщество будет отмечать знаменательную дату 1100-летие принятия ислама волжско-камскими булгарами. Чистополь и район к этой дате имеют прямое отношение. В окрестностях реки Джавшыр (Яуширма) в 922 году булгары приняли ислам и в это же время, согласно найденному резаному дирхему, был основан Джукетау.


Лыков Г.И 

Исторический центр Чистополя отнесен к достопримечательному месту

12 ноября 2013 года подписано постановление Кабинета Министров РТ № 869 «Об отнесении к объектам культурного наследия регионального (республиканского) значения достопримечательного места «Исторический центр Чистополя» и включении его в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации». Постановлением КМ РТ утверждены границы территории объекта культурного наследия регионального (республиканского) значения «Достопримечательное место «Исторический центр Чистополя» и режим использования территории. Среди российских городов Чистополь является уникальным историческим поселением России федерального значения с сохранившимся историческим центром. На территории исторического центра расположено более 140 объектов культурного наследия, имеющих архитектурную и историческую ценность. Значительное  количество зданий имеет мемориальное значение – в 1941-43 гг. в Чистополе размещалось отделение Союза писателей СССР, в эвакуации в Чистополе находились более 200 писателей, деятелей культуры и членов их семей; этот период творчества писателей имеет колоссальное значение для развития мировой литературы. Пребывание в городе в 1941-1943 годы большой группы писателей, среди которых - Борис Пастернак, Леонид Леонов, Константин Тренёв, Константин Федин, Николай Асеев, Михаил Исаковский, Мария Петровых, Виктор Боков, Василий Гроссман, Александр Гладков, приезды писателей-фронтовиков Александра Твардовского, Евгения Долматовского, Льва Ошанина, их активная творческая, воспитательная и просветительская деятельность должны стать объектом изучения и сохранения, стать частью социокультурной среды города и региона. В Чистополе ими созданы десятки известных литературных произведений. Не зря Чистополь называли «Литературными Афинами». В Чистополе в годы войны были написаны: - Л.Леонов создал пьесу «Нашествие», начал работу над пьесой «Ленушка», - М.Исаковский написал более тридцати стихотворений, среди которых – «Огонёк», «В лесу прифронтовом», «Ой, туманы мои, растуманы», - К.Федин создал пьесу «Испытание чувств», вторую часть книги «Горький среди нас», возобновил работу над романом «Первые радости», - Н.Асеев пишет стихотворения, поэму «Пламя победы», - Б.Пастернак перевел на русский язык трагедии В.Шекспира «Ромео и Джульетта», «Антоний и Клеопатра». Писатели, приезжавшие в Чистополь с фронта, также занимались литературной деятельностью, создавали знаменитые произведения: - Александр Твардовский продолжал работать над поэмой «Василий Тёркин», - Василий Гроссман написал повесть «Народ бессмертен», - Илья Сельвинский закончил пьесу «Генерал Брусилов», написал несколько стихотворений, - Алексей Сурков – стихотворение «Землянка» («Бьется в тесной печурке огонь»), - Петр Павленко создал ряд военных рассказов, - Вера Инбер впервые читала в Чистополе поэму «Пулковский меридиан». Указанное выше постановление КМ РТ станет еще одним значимым шагом в деле сохранения культурного наследия Республики Татарстан и Российской Федерации.

Николай  Александрович Демерт “ВпеЧатлениЯ от недавней поездки”

(Текст  Демерта  публикуется обычным шрифтом,  таким  же  шрифтом

даются  и  его собственные примечания. Наши комментарии выделены

курсивом.)

Чисто-русский город с греческим окончанием.

С   каким-то   особенным,  чрезвычайно  сложным,   смешанным   и

неопределенным  чувством  подплывал я  на  пароходе  к  пристани

города  Чистополя1, к пункту, с которого я решился  начать  свои

наблюдения. В этом городе, несколько лет тому назад, в  качестве

председателя  земской управы, я прожил с  лишком  год.  При  мне

открыта управа, мною составлены все проекты, которые теперь уже,

как   утвержденные  собранием,  должны  быть  уже  приведены   в

исполнение.  Очень естественно, что мне, больше  чем  кому-либо,

любопытно было посмотреть, как осуществилось на деле все то, что

тогда  только  лишь казалось удобоисполнимым. И так,  при  самом

обсуждении моих проектов, люди опытные, мужи, убеленные сединою,

покачивали   головами,  в  душе  сердились  и  не  противоречили

единственно только потому, что не умели противоречить и, притом,

боялись,  чтобы не прослыть ретроградами. Проект  о  переложении

подводной  повинности в денежную с привлечением к  платежу  всех

землевладельцев  и  капиталистов  –  едва-едва   прошел.   Мужи,

убеленные  сединою, хотели-было вытащить из-под спуда  старинный

указ  о  вольности  дворянства  и  опереться  на  него,  как  на

meqnjpsxhls~  твердыню;  но, к счастью, в  собрании  преобладали

черные и русые волосы, а седины составляли только лишь ничтожный

клок, не имевший силы2.

Времени  мною  прожито в этом городке немного, но за  то  немало

пережито.  Не  входя  в  неинтересные читателям  подробности,  я

замечу только, что в чистопольской управе, в течение первых трех

лет, успело перемениться четыре председателя3, членами же в этот

короткий  промежуток  времени перебывала чуть  не  третья  часть

всего количества гласных. В председателях успели перебывать люди

различных  сословий  и национальностей; не  было  покуда  только

татарина и чувашанина.

Был  в числе их и князь, но очень, впрочем, недолго, и то больше

номинально4.  Он  все время прожил вдали от управы,  и  даже  за

получением  жалованья  не  приезжал.  Теперь,  пятым  по   счету

председателем, – мещанин, вышедший из крестьянского сословия5.

Уже  из  одного  количества  председателей  и  членов,  успевших

смениться  в три года, читателю делается более или менее  ясным,

почему  я  завел речь о пережитом мною в течение года в  русском

купеческом городе с греческим окончанием. Считаю нелишним прежде

всего поговорить о самом городе.

Каждый,   имеющий  привычку  выражаться  точно  и   определенно,

увидавши хотя раз в жизни Чистополь, сейчас бы понял, что  слово

Чисто – решительно неподходяще и неприлично как к его греческому

окончанию, так, равно, и к самой внешности города. Его с большим

удобством   можно  было  бы  назвать  Грязнополем,   Мерзополем,

Свинополем  или  вообще,  как  вам  угодно,  но  с  единственным

условием: не употреблять слова, чистоту выражающего.

Город  этот  по  населенности своей занимает не последнее  место

между  уездными  городами: в нем числится  до  двенадцати  тысяч

постоянных жителей6, но уж за то относительно внутренних удобств

– не взыщите!7

Осенью и весною, даже на самых главных его улицах, люди и лошади

буквально  тонут в жидкой и липкой, как раствор вишневого  клея,

грязи. (Несколько лет тому назад, на базарной улице, один  мужик

действительно утонул в грязи. Некоторым оправданием городу может

служить  здесь то обстоятельство, что, при судебном вскрытии,  в

желудке у мужика оказалась водка и каленые яйца; хотя, с  другой

стороны,  если  бы  подвергнуть вскрытию каждого  чистопольского

гражданина после двенадцати часов пополудни, то в желудке жидкие

частицы оказались бы те же, что и у покойного мужика). В  городе

устроены тротуары, но такого свойства, что можно подумать, будто

устроены  они  для гибели человечества, а не для удобства:  это,

скорее,  капканы,  чем  тротуары. В самое последнее  время,  при

новом  исправнике, расставили было по улицам несколько  фонарей,

но  сомнительно, чтобы это нововведение удалось. На  другой  же,

или  на  третий  день,  два  фонаря украли.  Местные  статистики

рассчитывают,  что к концу осени останутся в городе  только  два

фонаря: у подъездов исправника и его помощника; остальные же все

будут  раскрадены,  так  как в Чистополе  крепко  придерживаются

мудрой  поговорки:  “всяк  для себя, Бог  для  всех”.  Старожилы

рассказывают,  что  много  лет  тому  назад  какому-то   мудрому

городничему   удалось  вбить  в  голову  не  менее   мудрому   и

податливому  городскому  голове мысль о необходимости  вымостить

улицы  камнем. Камень был припасен и сложен на видном месте,  но

граждане  весь  его  раскрали на каменки в  банях  и  на  другие

домашние  потребности. Мудрый городничий и голова успели  теперь

уже обратиться в миф, а камень тоже улетучился8.

Судя  по  тому, что Чистополь расположен на наклонной плоскости,

dnbnk|mn  круто  спускающейся к Каме, большой грязи  нельзя  бы,

кажется,  в  нем и ожидать; но, чего бы не следовало ожидать  от

естественного  расположения, к тому нечистоплотные чистопольские

жители  пришли  искусственными способами. Чистополь,  в  течение

более   или  менее  продолжительного  периода  времени,   сумели

накопить  на  своих улицах толстый слой искусственной  почвы  из

перегнившего навоза и всевозможных гниющих остатков и,  наконец,

достигли  до  того, что теперь улицы их мостить  даже  неудобно:

камни тонут в жидкой, клейкой грязи, и ложатся так глубоко,  что

толку  от  них никакого и быть не может. Самое простое и  легкое

дело обратилось теперь в головоломное; а все потому единственно,

что  грязи  уж  слишком  много накопилось.  Над  накоплением  ее

трудилось несколько поколений.

Впрочем,   и  незаметно,  чтобы  чистополы  ломали  голову   над

разрешением этого вопроса; они давно порешили его по-своему, без

всякой  головоломной  работы: богатые  граждане  завели  у  себя

лошадей и экипажи, так что их пеших и увидать так же трудно, как

китайских   девиц  из  местной  аристократии,  у  которых,   как

известно,  ноги нарочно делают негодными для ходьбы;  а  бедному

населению  все  равно: могут ходить или в смазных  сапогах,  или

босиком,  соображаясь с состоянием. На этом все и успокоились  и

принялись опять накапливать на своих улицах гнилую, вязкую почву

для  будущих  поколений.  Но  в то же  время  нельзя  однако  же

сказать, чтобы богатые люди не заботились об украшении города. В

прошедшем году, например, богатые граждане порешили устроить  на

общественные  городские суммы на площади, при  самом  выезде  из

города,  огромный сквер, на манер петербургского на Румянцевской

площади, – и работа уже кипит по-петербургски. Огромная  площадь

огорожена   красивой   решеткой,  деревья   рассажены,   дорожки

проложены, и хотя сквер этот по соседству с бесконечными полями,

лугами и рощами может показаться вещью совершенно ненужною, – но

все-таки, как хотите, а красиво выходит. Если чего можно  сильно

опасаться – энергия к рождению новой рощи не остынет;  если  это

потешное предприятие чистопольских затейников не будет потоптано

коровами  и  телятами и взбудоражено свиньями, – то впоследствии

может  вырасти на этом месте отличная роща, которую руководители

городской думы могут выгодно продать на сруб, точно так же,  как

продали  нынешнюю превосходную дубовую рощу около самого города,

служившую в течение многих лет единственным загородным гуляньем.

Впрочем, впоследствии новый сквер с большим удобством может идти

и   под  кладбище,  которое  находится  с  ним  по  соседству  и

становится уже тесным.

Впрочем,  нельзя сказать, чтобы богатые и именитые чистополы  не

делали  кое-чего  и для низшей ободранной братии.  Во-первых,  и

самый сквер устраивается на общественный счет, для всех; в  нем,

когда  деревья подрастут, могут гулять, сколько душе  угодно,  и

бедняки.  (Оно  и  кстати,  потому  что,  когда  городскую  рощу

вырубят,  то  тень  и  успокоение в летние жары  бедняки  найдут

только лишь на кладбище. У богатых, опять-таки, свои сады есть);

во-вторых,  устраивается  и  еще  кое  что,  кроме  сквера.   По

завещанию  умершего  купца Полякова,  наследник  его  воздвиг  в

прошлом  году на берегу Камы новую, прекрасную каменную церковь,

которую с Камы видно издали, со всех сторон9. При церкви устроен

монастырь   для   нескольких  женщин,   разумеется,   небогатых,

неспособных  или  отвыкших  от  работы,  так  что,   без   вновь

устроенного  общежития, они бы принуждены были голодать,  или  с

величайшим  только  усилием  приниматься  за  работу10.  На  это

учреждение,  которое мы не смеем назвать иначе, как полезным,  –

употреблено до восьмидесяти тысяч денег.

Вообще,   речь   повести  об  общественной   благотворительности

местного  купечества,  то упрекнуть его  решительно  невозможно:

деньги  сыпятся  щедро,  в особенности,  когда  имеется  в  виду

поминовение  умершего  близкого  человека.  В  нередких  случаях

похорон, родин, крестин, различных “родительских” и т.п. – сотни

небогатого  народа  стекаются  на обширные  купеческие  дворы  и

получают  там  пшеничные пироги, блины, калачи и медные  деньги.

Съестного  раздается  им  так  много,  что  бедные,  даже  самые

прожорливые  из них, не успевая всего переесть на дворе,  уносят

кое-что  с собою, и иногда доносят до дому, если только на  пути

не  случится  драки, весьма нередкой в этих случаях,  или,  если

пшеничные пироги не поступят в кабаки в обмен на сивуху, которая

бедному  человеку  так  же необходима, как  и  пироги.  Так  как

похоронные раздачи для избавления от вечной муки умерших богатых

хлеботорговцев производятся в течение нескольких дней, и так как

купцы, по значительному их количеству в городе, мрут нередко,  а

купчихи родят еще чаще, – то рассказывают, что доход, получаемый

бедными   людьми  этим  путем,  превышает  доходы  обыкновенного

поденщика. Такой порядок дел, само собою разумеется, воспроизвел

особенный, довольно многочисленный класс работников, единственно

только  умеющих  поминать души умерших  купцов.  Прекратись  эти

благодетельные раздачи только на какие-нибудь полгода, –  сейчас

же  образуется  в  городе  и окрестностях  многочисленный  класс

самого   несчастнейшего   народа,  какой   только   можно   себе

вообразить;  к счастью, что этого и вообразить себе  невозможно,

по  крайней мере, в близком будущем. Это все равно, как если  бы

кто задал вопрос: что бы сталось с несметными стаями ворон, если

бы  вдруг  куда-нибудь пропала обычная их  пища?  На  это  можно

только   ответить,   что   при  наших  хозяйствах,   при   нашем

значительном скотоводстве, воронам опасаться нечего; точно так и

бедняки,    специально   пробавляющиеся   поминанием    умерших.

Купечество   наше,  при  его  похвальном  стремлении   сохранять

нерушимо  все старое, просуществует в том виде, как теперь,  еще

времена нескончаемые; следовательно, и бедным людям, непривыкшим

ни  к  какой, особенно обременительной работе, опасаться  покуда

нечего:  купцы  поддержат.  Умирать же  они,  конечно,  тоже  не

перестанут11.

Впрочем, если взглянуть на дела повнимательнее, то окажется, что

купечеству  даже  невыгодно было бы уничтожить подобный  порядок

вещей;  окажется, что благодеяния беднякам, принося  неоспоримую

пользу  умершим,  почти  не приносят  никакого  убытка  и  живым

жертвователям. Бедняки, получивши свою добычу, потребляют из нее

только  лишь малую часть, а остальное все, превративши в деньги,

несут  в кабаки, которые в городе содержатся опять-таки теми  же

благотворителями.  Во  всем этом олицетворяется,  разумеется,  в

малом   виде,  мудрый  механизм  природы,  посредством  которого

образуется   постоянный  дождь.  Капли  дождя  (как   купеческие

копейки, бросаемые нищему) всасываются в землю (то есть  идут  в

кабак),  и  собираются там в ручьи, которые,  сливаясь  в  реки,

впадают   в   море  (то  есть  во  все  купеческие   карманы   в

совокупности);  а  море  опять испаряет свои  излишки,  и  опять

повторяется тот же бесконечный круговорот.

Но, мне кажется, о благотворительности чистопольского купечества

сказано   уже   довольно;  пора  поговорить  о   тех   способах,

посредством которых приобретают они капиталы, потому что в  этом

состоит  вся суть. Чтобы прослыть благодетельным Титом,  –  мало

еще  одного  желания: нужно иметь средства.  Что  в  том  толку,

читатель,  если  вы,  например, желали бы устроить  монастырь  с

женским  или мужским общежитием? На это нужны деньги,  а  деньги

msfmn  уметь добыть. Чистопольские купцы деньги добывать  умеют;

вот  об  этом-то мы с вами и поговорим. Несмотря на непроходимую

грязь по улицам и на невзрачность, когда-то погоревшего и до сей

поры  неотстроенного  городка, здешняя клейкая,  навозная  почва

способна,  как  видно, производить миллионные капиталы  и  целые

поколения  ты-сячников.  Здешняя  пристань  ежегодно  отправляет

сотни тысяч кулей разных сортов, так называемого, сборного хлеба

в  Рыбинск,  и  занимается в больших размерах поставкою  его  по

различным ведомствам.

Каждый    год,   перед   самыми   сроками   уплаты    податей12,

двухсоттысячное   население  уезда  везет   свой   сыромолотный,

второпях  обработанный,  сорный  хлеб  на  городской  базар   не

партиями,  а  отдельными  возами,  хотя  этих  отдельных   возов

появляются  целые тысячи. (Отсюда и название: сборный  хлеб,  то

есть  с  миру  по  возу).  Вот тут-то и начинается  своеобразная

торговля, очень выгодная для капиталистов, и убыточная беднякам.

Эта  торговля  и  дает возможность местным капиталистам  строить

различные  общежития,  как мужские, так  и  женские  и,  вообще,

производить   всякого  рода  добрые  дела,   приносящие   пользу

преимущественно душам умерших капиталистов.

Самые деятельные из местных капиталистов выстроили свои дома при

самом  въезде в город, с той стороны, где сходятся  все  дороги,

ведущие  из  внутренности уезда, – с целью как можно  бдительнее

следить за приезжающими с хлебом крестьянами. Таким образом,  на

месте  Чистополя  образовалось как бы  два  города:  старый,  на

берегу Камы, с церквами, присутственными местами, кабаками  и  с

жилищами нуждающихся всякого рода, и – новый город, при выезде в

поле,  со  вновь  устраиваемым  сквером,  обстроенный  красивыми

домами,  в  которых  живут те, в ком все нуждающиеся  нуждаются.

Устроено  все  это  дело  так отлично,  что  ни  одному  мужику,

приехавшему с хлебом из деревни, не удается проникнуть в  старый

город  с  цельным возом, а все больше уже налегке, с деньгами  в

кармане,  которые  он  тут же и распределяет,  более  или  менее

равномерно, между уездным казначейством и кабаками.

Еще  версты  за  две  до  города, чуть только  ловкие  и  зоркие

купеческие  приказчики  завидят  тянущихся  по  полю  с   возами

мужиков,  –  они, как ясные соколы, нападают на бедных  утиц  и,

волей-неволей,  тянут их к своим хозяевам на  широкие  дворы,  с

высокими,  как виселицы, весами, за тесовые ворота.  Встречается

иногда  и  протест  со  стороны приезжих и врасплох  захваченных

мужиков,  выражающийся, обыкновенно, в форме кулачного боя;  но,

так  как купеческие приказчики не даром же называются молодцами,

то,  очень  естественно,  что победа всегда  остается  за  ними;

побежденные силою протискиваются, в качестве пленных, на  дворе,

и  за  ними  плотно  захлопываются тесовые  ворота.  Само  собою

разумеется,  что  образованные  хозяева  не  приказывают   своим

молодцам   распоряжаться   так  бесцеремонно   и,   по-видимому,

рискованно;  они  только лишь не запрещают  им;  смотрят  сквозь

пальцы.  Освободившись от хлеба, приезжие на базар,  то  есть  в

старый город, едут уже с пустыми возами, беззаботно развалившись

в телегах. Многие из них жалуются на излишнюю, будто бы, тяжесть

хозяйских  гирь  и  на  недостаток  математической  верности   в

хозяйских  весах; но жалуются они только лишь  Богу,  да  промеж

себя,  а  к  весам  местной Фемиды никогда  они  не  обращаются,

считая, почему-то, и эти весы не совсем верными13.

Впрочем,  неразумные  мужики  понапрасну  только  Бога   гневят,

понапрасну жалуются на недодачу им какого-нибудь полтинника,  да

и  сами  молодцы,  если только предположим,  что  они  заботятся

единственно о хозяйских интересах, тоже напрасно им  не  додают,

onrnls  что, в конце концов, деньги все там же будут. На базаре,

или  на  обратном пути в деревню, все вырученные деньги  целиком

все-таки  попадут  в  карманы тех же  капиталистов,  посредством

бесчисленного   множества   кабаков,  воздвигнутых   заботливыми

капиталистами  на каждом, сколько-нибудь видном месте  города  и

уезда14.

И  здесь опять наглядно, в малом виде, совершается мудрый  закон

природы, помощью которого моря постоянно испаряются и никогда не

иссякают  и  почва постоянно высыхает, но никогда не рассыхается

до такой степени, чтобы окончательно растрескалась.

Но  это  самый грубый вид хлебной торговли, заменяемый  нынешним

цивилизующимся  купечеством другими,  более  тонкими  способами.

Нынче  хозяева сами уже разъезжают по уезду, приобретают  там  в

собственность  земли,  арендуют  мельницы,  и  сами  входят,  на

местах,  в  сделки  с крестьянами, освобождая  их  от  напрасных

поездок  в  городе.  Зная  очень  хорошо  сроки,  когда   мужики

чувствуют особенную крайность в деньгах, капиталисты сами лично,

или  чрез  своих  агентов,  обязательно  предлагают  нуждающимся

деньги  под залог будущего хлеба, который они обязуются  принять

по  существующим  в условленный срок городским  базарным  ценам,

например,  на 6-е декабря, или по какой-нибудь другой  срок,  но

уже  непременно такой, относительно которого заранее  условились

все  местные  капиталисты. Все это очень хорошо и безобидно  для

крестьян,  но  беда  в том, что в известный,  условленный  срок,

базарные  цены на хлеб обыкновенно бывают самыми низкими,  а  от

мужика, “в подлости рожденного”, между тем, требуется, чтобы  он

честно и благородно держал свое слово. Местные капиталисты, хотя

бы  и находящиеся между собою в семейной ссоре, лишь только дело

коснется  их  общих  интересов, действуют  дружно,  не  допуская

измены,  а  конкурентов им нет, да и некому быть. Помещики  сами

постоянно  запродают  тем же купцам хлеб  на  сроки,  а  местные

чиновники,  если  и  покупают хлеб, то  больше  все  печеный  и,

притом,  в  количествах весьма незначительных. Таким-то  образом

капиталисты   собирают  огромные  запасы  мужицкого   хлеба   за

бесценок,  так  что,  после, несмотря на  риск  при  отправке  в

Рыбинск  и  Петербург,  всегда  остаются  с  большими  барышами.

Изредка,  разумеется, и нарываются, но что же  значит  азартному

игроку  продуть  раз тысячу рублей, когда он  постоянно,  каждую

неделю, выигрывает наверняка по две?

Капиталисты очень хорошо знают поговорку: “один в поле не воин”,

и  потому всегда действуют скопом, компаниями, в которых каждому

из  членов дается обязанность, соответствующая его способностям.

Близко  знакомые с деревенским бытом, помогают легчайшему  сбыту

хлеба  крестьянам и деревенским помещикам; купцы же,  получившие

так  называемое  высшее  образование15, то  есть  внешний  лоск,

странствуя  постоянно  по  дворянским  клубам,  облегчают   труд

помещиков,  постоянно  живущих по  городам.  Образованные  купцы

очень  хорошо  знают,  что  если  у  крестьян  нужда  в  деньгах

преимущественно  является во время сбора  податей  и  рекрутских

наборов, то у помещиков она является почти исключительно  тогда,

когда  они  продуваются в своем клубе в карты. В обоих  случаях,

очевидно,  нужда временная, преходящая; следовательно,  в  обоих

случаях  одинаково  необходимо придерживаться мудрой  поговорки:

“куй  железо,  покуда  горячо”  –  и,  разумеется,  образованные

капиталисты  куют,  да так иной раз удачно, что  из  неостывшего

помещика,  как  от выкованного в кузнице куска железа,  остается

только  один, выбрасываемый за дверь, негодный шлак,  называемый

попросту кузнечным дерьмом.

Те   же   самые  образованные  коммерсанты  с  большою   пользою

sonrpeak~rq  при поставке компанейских партий сборного  хлеба  в

различные  учреждения16. Образованный купчик,  не  то  что  неуч

какой  неотесанный, умеет и поболтать с кем  следует  и  об  чем

следует.  Когда нужно, то, пожалуй, он и об литературе  пройтись

не   прочь;   кстати,  например,  заметить,  что   из   новейших

произведений  литературы  ему  “Война  и  мир”  его  сиятельства

нравится больше, чем “Трущобы” господина Крестовского17. Подчас,

в  случае  надобности, он сумеет с большим чувством и о народной

нужде  поговорить  и об эксплуатации, какой наш  бедный  мужичок

опутывается,  как  таракан  паутиной, благоразумно,  разумеется,

умалчивая, кто именно тут играет роль паука. Сумеет образованный

купчик  и  в  карточки сыграть партийку с  кем  следует  и  даже

проиграть, сколько следует18.

Впрочем, такие тонкости к делу применять обыкновенно очень редко

случается.  По  большей  части откровенные  приемщики  объявляют

прямо,  как  подобает честному и благородному человеку,  сколько

ему нужно получить с куля добавочных, то есть, значит, сверх той

цены,   по   которой  поставляется  хлеб  на  бумаге.   Торговля

производится  здесь  уже на чистоту, как  в  обыкновенной  лавке

пушными,  или  какими угодно товарами. Точно так же запрашивают,

скидывают, божатся и клянутся и даже употребляют торговую фразу:

“только  для  вас, поверьте, по знакомству”. Мне  раз  случилось

быть невольным свидетелем подобного, очень оригинального торга у

одного,   знакомого   мне,  образованного  купца.   Само   собою

разумеется,  что  я был заключен в отдельную  комнату  номера  и

выпущен был из нее только лишь тогда, когда договор о добавочной

плате был окончательно улажен за бутылкой доброго вина и, когда,

получивший  эти  добавочные, уже ехал на извозчике  по  огромной

площади, раскинувшейся перед окнами гостиницы.

Замечательно, что оба сторговавшиеся были в одно и то  же  время

отменно   веселы.  И  получивший  добавочные  потирал   руки   и

посмеивался,  точно  будто  кого  оставил  в  дураках,   и   мой

образованный  приятель утверждал положительно,  что  он  оставил

приемщика  в дураках, потому что теперь ему остается  с  каждого

куля  по столько то копеек чистой пользы против той цены,  какую

предполагалось дать. Приятель уверял меня, главнейшая выгода при

поставке  хлеба  заключается именно в величине  этой  добавочной

платы,    которая   зависит   единственно    от    личности    и

сообразительности приемщика.

–  Да  зачем  же  вы платите эти добавочные-то? –  спросил  я  в

простоте сердечной своего приятеля. – Ведь он, во всяком случае,

должен  хлеб  принять? Зачем же тут еще добавочные, которые,  по

правде тебе сказать...

Образованный приятель не дал мне договорить, схватился  меня  за

плечо  и  захохотал очень громко и добродушно.  Видимо,  что  он

посмотрел  на меня, как на человека очень мало образованного,  а

главное, несообразительного.

Оно  и  точно,  что  я тогда, с первого-то раза,  не  сообразил.

Оказалось, что этот сборный хлеб, хотя и дешев, но за то и  плох

очень,  так  что стоить только захотеть приемщику, и  он  всегда

имеет  возможность  его  не  принять; следовательно,  во  всяком

случае,  нужно  так устроить, чтобы приемщику не  захотелось  не

принять,  а  напротив, как можно сильнее захотелось бы  принять.

Вот добавочные то для этого именно и выдуманы.

– А что, – спросил я. – Хлеб-то очень разве плох?

–  Какой  уж хлеб! Охотно отвечал приятель, увлекшись, вероятно,

страстью  образовать  меня, невежду,  хотя  несколько.  –  Хлеб,

hgbeqrmne дело, сборный, крестьянский, сырой, портится  скоро  и

слеживается в лепешки. Хорошего хлеба возить сюда нельзя, потому

что  все равно придраться могут и к хорошему, и потребуют  также

добавочные,  а  уж  тогда платить будет не из чего.  Теперь,  по

крайней мере, мы сами скупили его у мужиков за бесценок, а тогда

и купи за дорогую цену, да еще тоже добавочные плати.

“Вот   как!  –  подумал  я.  –  Когда  буду  заниматься  хлебной

торговлей,  тогда  приму  к  сведению.  Вот  уж  правда,  что  с

образованным человеком если поговоришь, и сам сделаешься заметно

образованнее!”

–  Хорошего-то хлеба, – продолжает приятель. – Нигде нынче и  не

требуется,  по крайней мере, не требуется в больших количествах,

а  запрос существует только на дрянной, сборный. От этого  нынче

хороший,  высушенный и отчищенный хлеб стоит почти в  одинаковой

цене  с  дрянным, так что не стоит им и заниматься.  А  попробуй

только  доставить сюда хорошего, сейчас на него цена и подымется

и наша пристань обанкротится. Наша пристань тем именно и слывет,

что она сбывает дрянь, но зато много19.

После этих слов моего знакомого я уже просветлел окончательно.

Вот  та  влиятельная  среда, в которой  принуждены  вращаться  и

работать  земские  деятели  в  описываемой  местности.  Читатель

видит,  что  при описанных условиях очень трудно ожидать,  чтобы

народ  разбогател,  или,  по крайней мере,  хотя  сколько-нибудь

поправился;  а  между  тем,  для  успеха  земского   дела,   это

положительно  необходимо, потому что от  нищих  трудно  ожидать,

чтобы  они завели у себя прочные мосты, удобные дороги, училища,

больницы  и  богадельни.  Посмотрим  же  теперь,  какое  влияние

произвели на народе земские учреждения в течение трех лет своего

существования20.

Примечания

1. Чистополь – уездный город Казанской губернии и, вместе с тем,

одна  из важнейших хлебных пристаней на Каме. Настоящее название

этого  города,  вероятно, было просто Чистое поле,  а  греческое

окончание,  надобно  полагать, присвоено уже  впоследствии,  так

больше,  из  приличия. Судя по окончанию поль –  подумаешь,  что

город   основан   греками,   точно   будто   Севастополь,    или

Константинополь,  но  за  то  уж  слово  Чисто,   как   его   ни

перевертывай, все-таки остается чисто русским. Могу  побожиться,

что   город   Чистополь  никогда  не  был  греческой   колонией.

Метрополией его, по справедливости, может считаться, недалеко от

него  отстоящее,  село  Рыбная Слобода, из  которого  вышли  все

родоначальники   нынешних   именитых  чистопольских   купеческих

фамилий. Недалеко от Чистополя есть деревня Дикое Поле,  которое

тоже,  вероятно, когда разбогатеть и увеличится,  превратится  в

Дикополь, на том же основании, как и Чистое поле в Чистополь,  в

котором  нет  ни  одного грека; разве случайно  какой  зайдет  с

коробкой, или с халвой.

2.  В  обществе,  к сожалению, до сей поры еще понятие  о  седых

волосах  тесно  соединено  с понятием о  мудрости  и  умственной

зрелости,  хотя  это  далеко не всегда  так.  Недавно,  в  одной

австрийской  газете  был  рассказан замечательный  случай,  как,

заграницей,  в одном игорном доме, в несколько минут  совершенно

поседел  какой-то прокутившийся 22-х летний юноша, сын  русского

откупщика, поставив на карту последние 75 тысяч. Неужели и таких

седых  кутил, когда они, промотавшись заграницей, возвратятся  в

отечество, мы будем считать тоже мудрыми?

3. Сам Н.А. Демерт, князь А.С.Хованский, коллежский секретарь Г.

D. Кацари

4.  Князь  Александр Сергеевич Хованский, чистопольский  уездный

предводитель дврянства

5.  Не  мещанин, а купец второй гильдии Иван Михайлович  Вахотин

был председателем Чистопольской земской управы в 1868-1872 гг.

6.  Н.А. Демерт прав. Уже к 1861 году в Чистополе проживали,  по

неполным данным, 5475 мужчин и 5405 женщин, в том числе дворян и

чиновников  130 мужчин и 105 женщин, купцов 601  мужчина  и  572

женщины,   мещан  3579  мужчин  и  3641  женщина,  православного

духовенства 29 мужчин и 55 женщин, мусульманского духовенства 10

мужчин  и 8 женщин, солдат и отставных солдат 378 мужчин  и  146

женщин,  государственных крестьян – 676  мужчин  и  799  женщин,

временнообязанных крестьян 32 мужчины и 41 женщина,  разночинцев

38  мужчин  и  34 женщины, иностранных подданых 38 мужчин  и  34

женщины.  В это число не вошли многочисленные дворовые в  семьях

дворян,  учащиеся  духовного училища  и  медресе  и  ряд  других

категорий.

7.  Во  всех  календарях,  по заверению аферистов-издателей  их,

тщательно  проверенных,  в  Чистополе  значится  1800  с  чем-то

жителей,  тогда  как  в нем теперь наверное слишком  двенадцать!

Что,  если бы кто взял на себя труд проверить действительно  все

эти тщательно проверенные календари? Вот бы враки-то открылись!

8.  Автор  грешит против истины – к 1868 году в  Чистополе  были

вымощены  камнем  две  центральные  улицы  и  дорога  к  хлебной

пристани – так что далеко не весь камень выкрали.

9.  Имеется  в  виду Чистопольский Успенский женский  монастырь,

основанный в 1864 году, и его храм, построенный в 1859-1869 гг.,

к  сожалению, не сохранившийся. Инициаторами создания  монастыря

были  купец  Дмитрий Андреевич Поляков и его сын Иван Дмитриевич

Поляков.

10.  В  издевательской характеристике монахинь  как  женщин,  не

способных  к  труду, проявился нигилизм автора.  На  самом  деле

большинство  монахинь и послушниц Чистопольского монастыря  были

крестьянками,  привыкшими  к труду и не  оставлявшими  усердного

труда и в монастыре.

11.   Н.А.   Демерт  примитивно  представляет  благотворительную

деятельность   чистопольского  купечества.  В  следующем   после

опубликования его статьи, 1869, году была организована городская

богадельня,  названная  по имени купца  Григория  Александровича

Полякова, но и в ее правлении, и среди жертвователей были лучшие

представители  чистопольского купечества, как принадлежавшего  к

господствующей  церкви, как Г. А. Поляков, так  и  старообрядцев

разных согласий.

12.  Имеется  в виду подушная подать – основной прямой  налог  в

России  до  1868  года. За крепостных крестьян его  должны  были

вносить   помещики,   государственные  крестьяне,   составлявшие

большинство населения уезда, должны были платить подушную подать

сами.  Внести деньги было необходимо до конца календарного года,

иначе начислялись существенные пени.

13.  Описанные  Демертом явления действительно имели  место,  но

основная  хлебная торговля Чистополя велась все  же  не  сборным

хлебом,  скупленным у крестьян по возу – а крупные хлеботорговые

фирмы вообще не прибегали к таким способам.

14.  Н.А.  Демерт опять передергивает. Крупные хлеботорговцы  не

держали  кабаков, для старообрядцев и мусульман это было  вообще

немыслимо.  Торговлей спиртным занимались мелкие предприниматели

hg  мещан и крестьян. Кроме того, в кабаках оставались далеко не

все  деньги. Половина населения Чистополя занималась ремеслом  и

торговлей  бакалеей,  галантереей и т.д. Для  татарской  общины,

составлявшей   четверть  населения  города,  торговля   “красным

товаром” была основным видом деятельности.

15. Вплоть до конца XIX века в Чистополе не было ни одного купца

не только с высшим, но и со средним образованием.

16. Имеются в виду государственные закупки.

17.   Роман   Всеволода  Крестовского  “Петербургские  трущобы”,

известный  современным  россиянам  по  его  телеэкранизации  под

названием    “Петербургские   тайны”.   Считался   произведением

низкопробной “бульварной” литературы, но был очень популярен.

18.  Здесь описан вовсе не реальный тип чистопольского купца,  а

какой-то  собирательный образ, основанный, очевидно,  на  личных

впечатлениях  Демерта  в разных местах и на  персонажах  Алексея

Николаевича  Островского. Старообрядцы (а типичный чистопольский

купец  –  именно старообрядец) не могли рассуждать о  Толстом  и

Крестовском  и  не  стали бы играть в карты. Да  и  православные

купцы  Поляковы и другие по своим нравственным устоям  и  уровню

образования мало отличались от старообрядцев.

19. Живописный рассказ о продаже плохого хлеба, очевидно, навеян

реальными впечатлениями, но вряд ли относится к Чистополю.  Дело

в  том, что чистопольские купцы были не только торговцами, но  и

промышленниками.  Почти весь купленный хлеб, сборный  или  иной,

перерабатывался в городе, рожь вывозилась в виде муки, гречиха и

мягкая пшеница – в виде крупы. Поэтому ничего подобного быть  не

могло.  Что  касается взяток приемщикам хлеба,  поставляемого  в

казенные  учреждения (воинские части, тюрьмы, больницы и  т.д.),

то их чиновники вымогали независимо от качества товара.

20.  К  сожалению,  в третьей главе своего сочинения,  говоря  о

деятельности земских учреждений, Н. А.Демерт почти не обращается

к чистопольским впечатлениям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа по дисциплине ЕН04 Численные методы в программировании в рамках промежуточного контроля

Данный материал разработан для прведения контрольной работы в рамках промежуточного контроля по дисциплине ЕН04 Численные методы в программировании для студентов специальности 230115 Программирование ...

Контрольная работа (в форме ОГЭ) по русскому языку для учащихся 8-го класса (промежуточный контроль)

Контрольная работа (в форме ОГЭ) по русскому языку  для учащихся 8-го  класса(промежуточный контроль)...

Spotlight 9. Module 1-3. Контрольная работа для промежуточного контроля усвоения материалов 1-3 модулей.

Spotlight 9. Module 1-3. Контрольная работа для промежуточного контроля усвоения материалов 1-3 модулей....

Спецификация промежуточного контроля(контрольная работа) за 1 полугодие 7 кл, учебник А.Г. Мерзляк

Промежуточный контроль( контрольная работа) за 1 полугодие, учебник А.Г. Мерзляк....

Организация промежуточного контроля на уроках истории: преимущества письменных работ

Организация промежуточного контроля на уроках истории:преимущества письменных работ...