Лексика. Фразеология.
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Терехова Светлана Мухадиновна

Обобщающий урок по теме "Урок викторина.Лексика"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_leksika_kuzheva_s.m.docx146.37 КБ

Предварительный просмотр:

Словообразование и орфография. Обобщающий урок для специального коррекционного обучения VII  вида в форме игры 6 класс.

Тема: Знаешь ли ты русский язык? (урок-викторина).

Эпиграф:

Цели урока: 1) воспитать у обучающихся стремление к приобретению знаний; 2)повысить эрудицию в области русского языка; 3)проверка теоретических знаний и практических навыков; 4)вызвать интерес к изучению русского языка.

Оборудование: штурвальное колесо со стрелкой; плакат с названием станций; таблица результатов; жетоны.

Ход урока:

Класс разбит на две команды. Представители команд выходят к колесу, выбирают задание с помощью колеса и отвечают, вопросы обсуждает вся команда (групповая работа). За правильный ответ команда получает жетон, который прикрепляется в таблицу результатов. Если  стрелка  указывает «Музыкальную станцию», звучит детская песня. После исполнения музыкального номера испытанию подвергается следующая  команда.

I Вопросы исторической станции . (Вопросы истории языка изучаются на каждом уроке, применяется  деятельностный подход , в форме активной словарно - орфографической работы. Обучающиеся записывают новое словарное слово, ищут его лексическое значение в толковом словаре, составляют с ним словосочетание, определяя главное и зависимое слово, затем с этим словосочетанием создают предложение. Контрольным  результатом такой работы в итоге является связный текст, дети самостоятельно ведут работу со словарем, который составляют сами, записывая в него новые слова, такой подход необходим для работы с детьми специального коррекционного обучения VII вида, для  систематизации и закрепления  узучаемого материала.)

  1. Каково происхождение слова  Словосочетание? ( Ответ: чета- два (слово славянского происхождения).Так как словосочетание состоит из двух частей связанных между собой по смыслу и грамматически.
  2. Каково значение слова паркет? ( Ответ: Слово паркет заимствовано в XVIII веке из французского языка, с исходным значением «огороженное место, помост, возвышение).
  3. Каково происхождение слова апельсин? ( Апель- « яблоко» слово голландского происхождения. Син-« желтый»- слово из китайского языка. Дословный перевод « китайское яблоко».
  4. Какова история возникновения слова богатырь? (Ответ:  богатый- древнерусское слово. Бог- «достояние», «счастье», «доля».
  5. Каково происхождение слова телеграф? Поберите как можно больше однокоренных слов. (Ответ: «теле»- далеко, «графо»- пишу. Слово греческого происхождения. Телефон, телеграмма, телевизор, телетайп, телеграмма…)
  6. Из какого языка заимствованы слова жюри, брошюра, парашют? Каково их лексическое происхождение? ( Ответ: слова заимствованы из французского языка. Жюри- «присяга на верность», парашют «против падения», брошюра- «брошь, игла».
  7.  Назовите общий корень слов  терраса, территория, террариум и его лексическое общее значение.( Ответ: «терра» - земля, слово латинского происхождения).
  8. Каково происхождение и значение слова диалог?  (Ответ: Слово диалог заимствовано из греческого языка. «Диа»- два, «логос» -слово.)
  9. Каково по своему происхождению  слово  аквариум? Подберите как можно больше однокоренных слов. ( Ответ: «Аква»- вода, слово заимствовано из латинского языка. Акварель, акваланг, акванавт…)
  10.  Из какого языка  заимствованы слова синоним, антоним, омоним? Что они дословно означают? (Ответ: слова из греческого языка. Синоним- «син»- одно, «оним»- имя; антоним – «анти» -против, «оним»- имя;

II Вопросы теоретической станции.( Вопросы теоретической станции связаны с предстоящими вопросами практической станции с аналогичными заданиями для закрепления материала. При подборе заданий учитывается низкий уровень учащихся в запоминании большого объема информации, практическая работа на репродуктивном уровне дает эффективность в результатах обучения. Учащиеся лучше  запоминают изучаемый материал.

 1.Какая морфема меняет форму слова?

2. Что называется основой слова?

3.Какая морфема является неизменяемой частью слова?

4.Что такое суффикс?

5. Что называется приставкой слова?

6. Сформулируйте правило правописания корня (-гор-гар-)

7. Когда после приставки пишутся буквы (-Ы,-И)

8.Когда в сложных словах пишется соединительная О, когда –Е ?

9.Сформулируйте правило правописания корня (-КАС-,КОС-)

10.Сформулируйте правило написания приставок (ПРИ-, ПРЕ-).

 III Вопросы практической станции.

  1. Сделайте морфемный разбор слова  расстелить.
  2. Назовите однокоренные слова к слову растение.
  3. Определите род сложносокращенных слов ВДНХ, МХАТ, ТЮЗ.
  4. Назовите слова с корнем –кос-, -кас-.
  5. Назовите способ образования слов спецкор, газопровод, путешествие.
  6. Подберите синоним к слову бесчувственный
  7. Подберите антоним к слову безветренный.
  8. Напишите три слова с приставкой При- и три слова с приставкой Пре-
  9. Объясните правописание слов загоревший, загар.
  10. Назовите и запишите слова исключения в корнях (-раст-рос-ращ-).

IV Динамическая минутка (  музыкальная станция).

V.Сообразительная станция

1. С буквой К меня на покос, а без буквы А ужалю в нос. (Оса)

2. Из писка птиц мой первый слог возьмете, второй с бараньей головы, откройте печь и там найдете то, что не раз едали вы. (Пирог)

3. В состав какого продукта входит химическая колба? (Колбаса)

4. Как из ствола дерева не используя  ни одного инструмента сделать стол? (Убрать букву В).

5. В каком цветочке разместилась целая страна? (Настурция).

6. Какое животное жить не может без уроков? (Сурок).

7.Какой овощ необходим для изготовления каблуков?

8. Какая часть линейки быстро тает на солнышке? (Иней)

9. Какое средство передвижения можно моментально вырезать из скатерти? (Катер).

10.Что общего у медведя и медузы?(Мед)

Подведение итогов викторины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка "Лексика.Фразеология"

Урок -повторения и обобщения материала  и подготовки к ЕГЭ с использованием ИКТ....

Повторение по теме "Лексика. Фразеология" (урок-игра по русскому языку в 6 классе)

Данный урок является закреплением темы "Лексика. Фразеология". Материал подобран в соответствии с темой....

Урок-путешествие "Лексика.Фразеология" 7класс

Данный урок хорошо проводить в конце года в качестве повторения пройденного....

Урок-путешествие "Лексика.Фразеология" 7класс

Урок целесообразно проводить в конце года в качестве повторения пройденного. Большинство заданий  разработаны с использованием краеведческого материала....

"Лексика.Фразеология" 6 класс

Работа содержит разработку дидактических материалов по темам "Лексика. Фразеология" 6 класс. В работе даны примерные тексты контрольных  и других видов  диктантов с различными грамматическим...

Контрольная работа по русскому языку "Лексика.Фразеология"

Контрольная работа по русскому языку "Лексика.Фразеология" 1 курс....