Обучение аргументации собственной позиции в сочинении по русскому языку
учебно-методический материал по русскому языку (10 класс) по теме

Кондакова Татьяна Алексеевна

Научить школьников работать над сочинением - рассуждением части С, подобрать аргументы для обоснования своего мнения, оформить эти аргументы,  "достучаться" до каждого ученика - эти задачи поможет решить метапредметный урок. В предлагаемых материалах содержится не только обоснование целесообразности проведения таких уроков при подготовке к ЕГЭ, но и приводится план-конспект одного из них, а также материалы для аргументации собственной позиции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon argumentatsiya_sobstvennoy_pozitsii.doc95.5 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение аргументации собственной позиции в сочинении по русскому языку

Научить писать сочинение части С – это сложно или просто? Кажется, накоплен уже достаточный опыт, мы создали в своих копилках богатейший инструментарий, можем предложить ученикам множество шаблонов и клише. Но вот прошёл очередной «пробник» - и видим: хороших, добротных работ немного. Особенно в той части, где ученик должен изложить свой взгляд на проблему и аргументировать собственное мнение. Как член экспертной комиссии по проверке экзаменационных работ, каждый раз подробно анализирую ошибки и выявляю распространённые недостатки:  отсутствие аргументов из читательского опыта, неуместная аргументация (когда выпускник приводит аргумент не по теме), неумение рассуждать, отсутствие иллюстрации к аргументу, неспособность проявить свою индивидуальность. А между тем, на сегодняшний день издана уже масса пособий с подбором аргументов по отдельным проблемам. Да и у каждого учителя, не сомневаюсь,  есть приличный список систематизированного по проблемам литературного материала.

Дело за малым - запомнить этот список. Хорошо, если ребёнок знаком хотя бы с некоторыми произведениями. А если он не читает? Будем честными: те, кто не заглядывает в книгу, есть в каждом классе и у каждого учителя (у кого-то двое-трое, а где-то – до 70%). Кто-то добросовестно учит и сумеет выучить рекомендации учителя, даже если и не читал.  Кто-то умеет зубрить, и хотя зубрёжка не обеспечит высокого результата на экзамене, но  какие-то баллы принесёт. Но есть и ещё одна – известная - категория учащихся. Как бы там ни было, ясно одно: пока ребёнок не окунётся в атмосферу  произведения, не прочувствует его, он не сможет использовать его разумно в качестве аргумента. Хуже того, в критический момент может даже и не вспомнить о нём.

Мне могут возразить: на уроках литературы об этом произведении шёл обстоятельный разговор. А разве нет учеников, которые не слышат того, что происходит на уроке? Кроме того, каждый словесник, работающий в старших классах, безусловно, на уроках литературы работает и на конечный результат по русскому языку, но тесные временные рамки не позволяют нам увлекаться подготовкой к ЕГЭ в ущерб изучению литературы. А среди школьников далеко не все способны интегрировать две дисциплины: многие воспринимают русский язык и литературу как  не связанные между собой предметы, особенно там, где их преподаёт не один учитель. И как следствие подобного положения дел – недостатки  в сочинениях на ЕГЭ.

             

Чтобы добиться успеха в обучении аргументации собственной позиции в части С, надо поставить каждого ученика в такую ситуацию, чтобы он волей-неволей был вовлечён в мыслительную деятельность, добыл и «выстрадал» самостоятельно хотя бы минимум знаний. Мой восьмилетний опыт подготовки старшеклассников к ЕГЭ по русскому языку свидетельствует о том, что наиболее эффективно подобная работа осуществляется на метапредметных уроках. Безусловно, метапредметный урок – не панацея от всех неудач, но преимущества его перед другими уроками очевидны.

 Во-первых, он даёт возможность сосредоточить внимание непосредственно на рассматриваемом проблемном явлении и поразмышлять о нём безотносительно к заданному тексту, т.е. ненавязчиво, непринуждённо поговорить о том жизненно важном, что волнует каждого. (Этим мы обеспечим гораздо больший интерес к предмету разговора). Поэтому целесообразно на начальном этапе обучения посвящать накоплению материала для собственного рассуждения в части С (т.е. аргументов) специальные уроки.  

 Во-вторых, такой урок предполагает всестороннее, обстоятельное обсуждение проблемы и, бесспорно, позволяет каждому выработать собственное мнение, а также расширить кругозор.

 Наконец, метапредметный урок можно сделать очень ярким, эмоционально насыщенным, что непременно вызовет интерес  даже у самых заядлых скептиков и обеспечит непроизвольное запоминание.

 Главным на метапредметном уроке должна стать дискуссия, а чтобы она удалась, желательно подобрать текст, в котором поднимается не один проблемный вопрос или поставлена многоаспектная проблема. Это позволит учителю обратить внимание на все нюансы, а каждому ученику - найти что-то «своё», близкое. Кроме того, появится возможность подробно рассмотреть довольно объёмный  материал, который, в свою очередь, пригодится при решении других проблем.

 Наиболее оптимальной для осуществления этих задач, на мой взгляд, является технология проектирования. В процессе групповой работы ни один участник проекта не должен оставаться в стороне.

Опыт подтверждает: это вполне осуществимо, эффективно, результативно. И вполне реально проведение 4-6 подобных занятий в год. Ниже привожу план-конспект одного из таких уроков, получивших высокую оценку и одобрение коллег на районном семинаре учителей-словесников.

Лекарство от одиночества

(Сценарий метапредметного урока. Метапредмет «Проблема»)

(Аргументация собственной позиции в сочинении-рассуждении)

             (Данному уроку предшествовал урок знакомства с текстом, предложенным для сочинения в части С материалов ЕГЭ. Цель первого урока - обучение выявлению, формулированию и комментированию проблемы, определению и изложению позиции автора. Ученикам были предложены групповые домашние задания по подбору и систематизации аргументов. Кроме того, старшеклассники были нацелены на предстоящую дискуссию, поэтому  в ходе работы над групповыми проектами должны были выработать собственное мнение о таком распространённом в наше время явлении, как одиночество).

Цель – формирование коммуникативной, культурологической, лингвистической компетенций:

              1) обучение обсуждению проблемных вопросов, решению важных проблем; обучение способам аргументации собственной позиции в сочинении-рассуждении в рамках подготовки к ЕГЭ;

 2) развитие умения организовывать и вести диалог, формирование способностей проблематизации, целеполагания, самоопределения; совершенствование техники позиционного анализа;

              3) воспитание толерантного отношения к оппоненту, чувства товарищества, активной жизненной позиции; формирование потребности противостоять жизненным невзгодам.

Запись на доске: тема урока; способы аргументации (поддерживающая, опровергающая); разновидности аргументов («аргументы к обещанию», «аргументы к угрозе»); структура аргумента (тезис – логический переход – аргумент (иллюстрация) –  микровывод).

Вступительное слово учителя:

              - На прошлом уроке мы начали разговор об одиночестве. И как выяснилось, это серьёзнейшая проблема современности, которая касается чуть ли не каждого человека. Тревожит то, что это явление носит массовый характер. Именно так считает автор текста, над которым мы начали работать, психолог, писатель Владимир Леви. Сегодня вы предложите свои «рецепты» борьбы с одиночеством, и мы вместе постараемся найти лекарство от этого недуга.

В ходе комментария мы выделили несколько аспектов проблемы, поднятой в тексте, выявили позицию автора. Сегодня наша задача – аргументировать собственное мнение. Готовясь к уроку, вы работали в группах, подбирали аргументы по определённому аспекту проблемы и сейчас представите результаты своей работы.

Текст для анализа

               Что такое одиночество? Болезнь? Болезнь – это опасность для жизни или препятствие для полноценной жизни. Но если болезнью считать само одиночество, то значит, больными нужно признать подавляющее большинство населения нашей планеты.

Очень много на свете вполне здоровых людей, страдающих от ощущения одиночества по причине каких-то обстоятельств развития своей личности, особенностей характера или расклада судьбы. Таких вы найдёте по нескольку человек в каждой детсадовской группе, в любом школьном классе и студенческом коллективе, в офисе каждой компании, в каждой туристической группке таких заметите, если чуточку вглядитесь… А уймы одиноких пожилых и стариков, прибитых судьбой на крохотный островок своего существования доживать оставшееся?..

Разобщённость душ, нехватка взаимопонимания, заботы и любви в нашем мире – вот главные источники массового одиночества. Не болезнь, нет, - стадия развития такая, всеобщая наша душевная незрелость, недочеловечность.

И среди друзей и близких родных можно хлебать одиночество полной чашей и не спастись от него…

А главная, опасная, иллюзия в состоянии одиночества – что ты исключение, что таких одиноких, как ты, больше нет. То кажется, будто все успешно общаются, всем друг с дружкой легко, свободно, естественно, свойски – лишь ты какая-то деревяшка заледенелая, живой труп. То наоборот: все кругом лгут, притворяются, все манекены, а ты единственное живое создание среди мёртвых кукол, и твоя искренность и любовь никому не нужны.

Кто-то больше всего чувствует одиночество за порогом дома – в детском саду, в школе, в институте, на службе, на улице, в шумной компании… А кого-то оно как раз и настигает вплотную под родным кровом, с родными людьми.

Однако можно и не чувствовать себя одиноким, даже если окажешься в положении, когда тебя никто не понимает, не принимает, не любит… Главное – живи, делай дело, будь открыт миру других – и рано или поздно будешь востребован, родные души найдутся, откликнутся…

Не знаю, можно ли это назвать открытием, ведь это настолько очевидно: одиночество – основная сила, объединяющая людей и вообще всё живое. С чего начинаются всякого рода партнёрства, сотрудничества, всевозможные сообщества и союзы, религиозные и общественные движения, с чего начинаются все на свете дружбы, с чего начинается любовь?.. С одиночества, всегда с одиночества, того или иного. Одиночества соединяют нас, со страшной и вечной силой соединяют. Словно магнитные частички, влечёмся мы друг к другу своими одиночествами – смыкаем, сливаем их воедино – и тем живём.

Таков закон, созидающий жизнь. И единственный смысл одиночества – быть соединяющей силой жизни.

(По В.Леви)

Работа групп. (По ходу на слайде – формулировка обсуждаемого вопроса и позиция автора). Руководитель группы (это, как правило, сильный ученик) излагает точку зрения (одну или несколько), которую будет отстаивать группа, рассказывает об избранных способах аргументации, предоставляет слово своим товарищам, ведёт дискуссию внутри группы (при поддержке учителя). Ему, единственному в своей группе, известны мнения всех участников и то, какую они выберут тактику. Поэтому  обсуждение проходит естественно и вызывает интерес у всех. Подготовительную работу в группе следует организовать так, чтобы каждый ученик выступил с развёрнутым аргументом. Во время выступления группы в дискуссию вовлекаются и другие учащиеся.

1 группа.  Можно ли считать одиночество болезнью?

Автор: Не болезнь, нет, - стадия развития такая, всеобщая наша душевная незрелость, недочеловечность. 

2 способа аргументации.

            1. Поддерживающая аргументация – подтверждение авторской позиции.

Выдвижение собственного тезиса: «Одиночество – это действительно определённая стадия развития, которая характеризуется разобщённостью душ, нехваткой взаимопонимания, заботы и любви, бессердечным или равнодушным отношением окружающих».

Аргументы: а) одиночество Базарова (И.С.Тургенев «Отцы и дети»), обусловленное нигилизмом, свойственным определённой стадии развития;

                      б) одиночество Матрёны (А.И.Солженицын «Матрёнин двор»);

                      в) одиночество одиноких больных стариков, детей-сирот, подростков из неблагополучных семей и просто чем-то отличающихся от других и поэтому не понятых окружающими людей – конкретные примеры из жизни (по материалам периодической печати и популярных телепередач)

             2. Опровергающая аргументация – опровержение авторской позиции.

Тезисы:     а) «Одиночество нельзя считать какой-то стадией развития, т.к. стадия – это определённый промежуток времени, а одинокие люди существовали во все времена» (аргументы - великие, неординарные личности, гении, физически неполноценные, страдающие различными комплексами люди и т.д.; в литературе – Чацкий, Онегин, Печорин и т.д.)

                   б) «Не всегда одиночество продиктовано недочеловечностью окружающих, оно может быть связано с особой ситуацией» (аргумент - И.С. Тургенев «Как хороши, как свежи были розы» - одиночество лирического героя обусловлено тоской по прошлому, по безвозвратно ушедшей молодости, любви);

                   в) «В определённом смысле одиночество можно считать болезнью» (аргумент - Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание» - одиночество Раскольникова и его идея – это одно целое, не ясно, что первично; это уже мания, а мания – это психический недуг, т.е. болезнь).

Учитель:

           - Болезнь это или нечто иное, но, как мы читаем в тексте, это явление несёт определённую опасность. Так ли это – попробуем разобраться.

2 группа. Какую опасность несёт одиночество?

Автор: [Если это болезнь] – это опасность для жизни или препятствие для полноценной жизни. Опасная иллюзия в состоянии одиночества – что ты исключение, что таких одиноких, как ты, больше нет.

1. Аргументация с использованием пословиц или поговорок.

    Выдвижение тезиса: «Одинокому человеку многое не удаётся, и поэтому он не может вести полноценную жизнь».

Аргумент: поговорка «Один в поле не воин».

2. Аргументация – обращение к литературе. 

    Выдвижение тезиса: «Одиночество, действительно, представляет опасность. Как для самого человека, так и для окружающих. Одиночество способствует развитию такого свойства личности, как эгоизм и даже индивидуализм. Человек замкнут в себе, сосредоточен только на своей личности, поэтому совершенно не думает о других и часто приносит им огорчения».

Аргументы 1) одиночество Печорина (М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»);

                   2) одиночество Мармеладова (Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание») – подобно тому, которое приводит к трагедии, к таким негативным последствиям, как алкоголизм;

                   3) одиночество Раскольникова (Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»).

3. Аргументация путём ссылки на авторитет.

    Выдвижение тезиса: «Одинокий человек часто изводит себя мыслью о том, что ему многого не хватает в жизни, часто испытывает комплекс неполноценности».

Аргумент: «Человеку нужна способность сосредоточивать своё внимание, свою любовь, свою волю и своё воображение – не на том, чего не хватает, чего он «лишён», но на том, что ему дано. Кто постоянно думает о недостающем, тот будет всегда голоден, завистлив, заряжен ненавистью. Вечная мысль об убытках может свести человека с ума или уложить в гроб, вечный трепет перед возможными лишениями унижает его и готовит его к рабству».

(По И.Ильину - философ)

Учитель:

          - Итак, прозвучала мысль о том, что одиночеству, вероятно, можно как-то противостоять. Видимо, есть какой-то секрет у этого явления, раскрытие которого поможет победить его. И об этом говорится в данном тексте.

3 группа. В чём должен быть смысл одиночества?

Автор: Одиночество – основная сила, объединяющая людей и всё живое. Единственный смысл одиночества – быть соединяющей силой жизни.

Выдвижение тезиса: «Действительно, одиночество объединяет людей, так как одинокий человек, спасаясь от него, стремится контактировать с другими людьми, чаще всего с такими же, как он, одинокими».

Аргументы: 1) Объединение Андрея Соколова и Ванюшки в семью (М.А.Шолохов «Судьба человека») – два одиноких, несчастных человека нашли друг в друге опору и близкую душу;

                    2) Сближение Сони Мармеладовой и Раскольникова (Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание») – на почве одиночества каждого из них.

                    3) Примеры из жизни, личного опыта учащихся.

Учитель:

             - Как видим, у одиночества есть и положительная сторона, т.е. «эта болезнь», наверное, всё-таки излечима, хотя бы в отдельных случаях. А вы могли бы предложить какие-то «лекарства» от неё? (Предложения из класса).

4 группа. Можно ли победить одиночество? Как?

Автор: Можно и не чувствовать себя одиноким… Главное – живи, делай дело, будь открыт миру других – и рано или поздно будешь востребован, родные души найдутся, откликнутся…

Выдвижение тезиса: «Чтобы победить одиночество, человек не должен замыкаться в себе. Он должен трудиться, заниматься каким-либо творчеством, стремиться делать добрые дела для других людей, вести активный образ жизни, постоянно совершенствоваться. У него должна быть богатая духовная жизнь».

2 вида аргументов.

1. «Аргументы к обещанию» содержат указание на положительные последствия принятия тезиса.

                  1) Победа над одиночеством героев рассказа Л.Улицкой «Бумажная победа», романа Д.Дефо «Робинзон Крузо».

                  2) Примеры преодоления одиночества из жизни известных людей (группа представила интересный материал о физике А.-М. Ампере и прототипе Робинзона Крузо А.Селькирке);

     3) Ссылки на авторитет (высказывания известных учёных, писателей, публицистов). Находки детей:

Философ И.Ильин.

        Люди часто разыгрывают дружбу, хотя по сути – очень одиноки. И это одиночество может проломить только истинная дружба,  основанная на искренних чувствах. И такой дружбой надо дорожить.

        На свете есть только одна-единственная сила, способная преодолеть одиночество человека; эта сила есть любовь.

        На свете есть только одна возможность выйти из одиночества – духовная жизнь.

Публицист В.Шахиджанян.

        Общение может помочь предотвратить одиночество.

         Если вас обидел тот, кого вы любите, то нужно успокоиться и, всё проанализировав, подумать, как погасить ссору, как помириться.

          Если человек вам дорог, то нужно его простить, а не разжигать ссору. И первым сказать: давай забудем плохое. Кто первый должен попросить прощения, предложить помириться? Тот, кто умнее!

2. «Аргументы к угрозе» указывают на негативные последствия принятия (или игнорирования) тезиса.

              1) Одиночество Премудрого Пескаря (М.Е.Салтыков-Щедрин «Премудрый Пескарь»), обусловленное пассивностью гражданской позиции, мещанской психологией, обывательским мироощущением, приводит к бесславной, безвестной кончине, к уходу в никуда, в бесславье и безвестность.

              2) Трагедия одиночества, запечатлённая в «Демониане» Михаила Врубеля. (Группа подготовила прекрасную презентацию по теме).

Заключительное слово учителя. 

             - Наш «консилиум» подошёл к своему завершению. Мы попытались найти  лекарство от одиночества. Как вы думаете: состоялся наш разговор? Удалось вам убедить друг друга? Верите вы в то, что можно справиться с одиночеством достойным способом? (Далее – оценка работы класса).

              - В заключение я хочу выразить своё мнение: я верю, что с одиночеством справиться можно; просто не надо давать волю унынию; нужно найти себе дело по душе.  Пусть напутствием  в жизни для вас будут слова известного публициста В. Шахиджаняна (на экране):

«Надо перестать думать об одном и том же: почему другие так несправедливы к вам, почему вас никто не понимает? Попытайтесь сами понять других. Если я не могу изменить мир и других людей, то, может  быть, я могу измениться сам? Подумайте на эту тему 

Я верю: подводить итоги – рано,

А одиночество – всего лишь полустанок,

Он дан мне Богом, чтоб передохнуть,

Не ошибиться, выбирая дальше путь.

И я, от плевел зерна отделяя,

Как «рыцарь света» говорю во тьму:

«Что ж, на ошибках учимся,

И, битву продолжая,

Я одиночество в союзники возьму!..» –

выразительным чтением этого стихотворения неизвестного автора (взято из Интернета) учитель заканчивает урок, что обеспечивает высокий эмоциональный накал. Ученикам предлагается написать небольшое сочинение-рассуждение по проблеме  (в зависимости от  наличия времени – в классе или дома)

*** *** ***

 Далее привожу некоторые материалы, подобранные детьми в ходе подготовки к уроку. Разумеется,  данные тексты будут использованы в качестве аргументов не в полном объёме. Можно поработать над сжатием этого материала, чтобы оформить его и «вписать» в свои размышления как аргумент.        

Примеры победы над одиночеством (из жизни)

Александр Селькирк  - прототип литературного героя романа Даниеля Дефо — Робинзона Крузо.

Шотландец Александр Селькирк (1676-1721) восемнадцати лет покинул дом и отправился в море навстречу своей удивительной судьбе.

Во время плавания между ним и капитаном галеры «Сэнк пор» Томасом Стредлингом не раз возникали пререкания, порой даже ссоры. Упрямый шотландец пришелся не ко двору властолюбивому капитану. Дошло до того, что Селькирк решил покинуть корабль.

В шлюпку погрузили платье и белье, кремневое ружье, фунт пороху, пули и огниво, несколько фунтов табака, топор, нож, котел, не забыли даже Библию. Селькирка ждала вполне «комфортабельная» жизнь на необитаемом острове Мас-а-Тьерра, входящем в архипелаг Хуана Фернандеса и расположенном в шестистах километрах к западу от Чили. 

В душе боцман надеялся, что долго пробыть на острове в положении добровольного узника ему не придется. Но время шло, а скорое избавление, на которое он так надеялся, не приходило. Волей-неволей пришлось заботиться не только о настоящем, но думать и о будущей жизни на клочке земли, затерянной в океане.

Первые месяцы было особенно трудно. И не столько оттого, что приходилось ежечасно вести борьбу за существование, сколько из-за полного одиночества. Как он сам потом рассказывал, восемнадцать месяцев потребовалось для того, чтобы привыкнуть к одиночеству и примириться со своей участью. Но надежда не оставляла его. Селькирк построил две хижины из бревен и листьев, оборудовал их. Одна служила ему «кабинетом» и «спальней», в другой он готовил еду. Когда платье его изветшало, он сшил при помощи простого гвоздя, служившего ему иглой, одежду из козьих шкур. Закончив трудовой день, Селькирк отдыхал, плотничал — смастерил, например, сундучок и разукрасил его искусной резьбой, кокосовый орех превратил в чашу для питья. Подобно первобытным людям, он научился добывать огонь трением, а когда у него кончился порох — стал ловить руками диких коз.

                 Здоровый климат и каждодневный труд укрепили силы и здоровье бывшего боцмана. Он уже не испытывал тех мук одиночества, которые одолевали его в начале пребывания на острове. Прошло более четырех лет — тысяча пятьсот восемьдесят дней и ночей один на один с природой. Напряжение всех физических и моральных сил, дабы не впасть в уныние, не поддаться настроению тоски, трудолюбие — лучшее лекарство от одиночества, настойчивость в достижении цели, предприимчивость — все эти качества были присущи Селькирку так же, как в еще большей степени ими будет наделен его литературный собрат — будущий Робинзон Крузо.

Андре Мари Ампер (22 января 1775, Лион - 10 июня 1836, Марсель) - выдающийся французский учёный, физик, математик и химик.

                  Это пример человека, которому в жизни не раз довелось вести борьбу с одиночеством. С ранней юности и на протяжении всей жизни его преследовали удары судьбы, тяжкие потрясения. Его отец Жан Жак Ампер был гильотинирован якобинцами 24 ноября 1793. Незадолго до этого он перенес страшный удар - от туберкулёза умерла Антуанетта, старшая из сестёр, которую он горячо любил и без которой почувствовал себя одиноким. Перенесённые душевные травмы почти на два года выбили Андре Мари из колеи. Он, на взгляд многих окружающих, ведёт себя странно. Часто бродит в одиночестве, неуклюжий и неряшливо одетый, порой громко и размеренно скандируя латинские стихи, или разговаривая сам с собой. К тому же, он очень близорук, что усиливает его беззащитность.

                  Спасли Андре Мари, вернули его к жизни книги. Читать он начал примерно с четырёх лет. Чтение вообще было не только главным, но и единственным источником его знаний. Других учителей у него не было, он никогда не ходил в школу, не сдал за всю свою жизнь ни одного экзамена (что, в свою очередь, тоже обусловило замкнутость и наивность). Но он постоянно и много черпал из книг. Ампер не просто читал, он изучал, творчески усваивая прочитанное. Не случайно уже в 12 -14 лет он начал представлять математические мемуары в Лионскую академию, писал научные труды по ботанике, изобретал новые конструкции воздушных змеев, трудился над созданием нового международного языка и даже совмещал всё это с сочинением эпической поэмы.

                  Наверное, одним из главных импульсов, вернувших Ампера к активной жизни, стала его встреча с золотоволосой Катрин Каррон. Ампер влюбился сразу и навсегда, но согласия на свадьбу удалось добиться только через три года. В августе 1800 родился сын Амперов, которого в честь деда назвали Жан Жаком. Однако счастье недолго длилось – Ампер овдовел. Потеря обожаемой жены повергла его в отчаяние и религиозное смятение; душевная рана, нанесённая потерей жены, была мучительной.

                  Второй брак, с 26-летней Жанной Франсуазой, приносит ему одни несчастья: доверчивый, простодушный и беззащитный в своей наивности Ампер, которого через некоторое время попросту выгнали из дома, стал жертвой торгашеской алчности и грубого эгоизма этой женщины и всего её семейства.  

                  Но, несмотря на все потери, трудности, Ампер боролся; жил работой, творческим трудом. Он работал учителем физики и химии, давал частные уроки по математике, занимался научной деятельностью. Затем преподавал в Лионском лицее и был репетитором в Парижской Политехнической школе. В 32 года стал профессором математического анализа, а через год – главным инспектором университета. Позднее был избран членом Парижской Академии наук.

В маленькой комнатке своей скромной квартиры учёный проводил многочисленные опыты. В результате упорного труда была создана, по существу, новая наука об электричестве и магнетизме. И в то же время была одержана победа над жизненными невзгодами и одиночеством.

Эдуард Асадов.  Одиночество

     Одиночество - дьявольская черта,

     За которой все холодно и сурово,

     Одиночество - горькая пустота,

     Тишина... И вокруг ничего живого...

     На земле нашей сложно и очень людно.

     Одиночество - злой и жестокий друг.

     Люди! Милые! Нынче мне очень трудно,

     Протяните мне искренность ваших рук

    Нынче в душу мне словно закрыли дверь.

     Боль крадется таинственными шагами.

     Одиночество - очень когтистый зверь,

     Только что оно, в сущности, рядом с вами?!

     Сколько раз меня било тупое зло,

     Сколько раз я до зверской тоски терзался,

     Ах, как мне на жестокую боль везло!

     Только вновь я вставал и опять сражался!

     Ложь, обиды, любые земные муки

     Тяжелы. Но не гибнуть же, наконец!

     Люди! Милые! Дайте мне ваши руки

     И по лучику ваших живых сердец!

     Пусть огонь их в едином пучке лучится,

     Чтобы вспыхнуть, чтоб заново возродиться,

     Я сложу все их бережно: луч - к лучу,

     Словно перья прекрасной, как мир, жар-птицы,

     И, разбив одиночество, как темницу,

     Вновь, быть может, до радости долечу.

Фрагмент рассказа Л.Улицкой «Бумажная победа»

Когда солнце растопило чёрный зернистый снег и в воздухе поднялась кутерьма запахов, в которой самым сильным был сырой и сладкий запах весенней земли, во двор вышел Геня Пирап-лётчиков. Его фамилия писалась так нелепо, что с тех пор, как он научился читать, он ощущал её как унижение.

Помимо этого, у него от рождения было неладно с ногами, и он ходил странной, прыгающей походкой.

Помимо этого, у него был всегда заложен нос, и он дышал ртом. Губы сохли, и их приходилось часто облизывать.

Помимо этого, у него не было отца… Всё это, вместе взятое, делало Геню очень несчастным и одиноким человеком.

…Геня стоял посреди двора и ошеломлённо вслушивался в поднебесный гул, а толстая кошка, осторожно трогая лапами мокрую землю, наискосок переходила двор.

Первый ком земли упал как раз посередине, между кошкой и мальчиком. Кошка, изогнувшись, прыгнула назад. Геня вздрогнул – брызги грязи тяжело шлёпнулись на лицо. Второй комок попал в спину, а третьего он не стал дожидаться, пустился вприпрыжку к своей двери.

…Накануне дня рождения мать сказала Гене, что устроит ему настоящий праздник.

- Позови из класса кого хочешь и из двора, - предложила она.

- Я никого не хочу. Не надо, мама, - попросил Геня.

- Надо, - коротко ответила мать, и по тому, как дрогнули её брови, он понял, что ему не отвертеться.

…Геня сидел у подоконника, спиной к столу, и старался не думать о том, как сейчас в его дом ворвутся шумные, весёлые и непримиримые враги… Казалось, что он совершенно поглощён своим любимым занятием: он складывал из газеты кораблик с парусом. Он был великим мастером этого бумажного искусства…

Бритые головы мальчишек, стянутые тугими косичками головки девчонок склонились над столом. Лодка… кораблик… кораблик с парусом… стакан… солонка… хлебница… рубашка… Он едва успевал сделать последнее движение, как готовую вещь немедленно выхватывала ожидающая рука. Они тянули к нему руки, и он раздавал им свои бумажные чудеса, и все улыбались, и все его благодарили.

Такое чувство он испытывал только во сне. Он был счастлив. Он не чувствовал ни страха, ни неприязни, ни вражды. Он был ничем не хуже их. И даже больше того: они восхищались его чепуховым талантом, которому сам он не придавал никакого значения. Он словно впервые увидел их лица – не злые. Они были совершенно не злые…

Мать мыла посуду, улыбалась и роняла слёзы в мыльную воду.

Счастливый мальчик раздаривал бумажные игрушки…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примеры аргументации собственного мнения в сочинении ЕГЭ

Здесь приведены примеры аргументации собственного мнения на сочинении ЕГЭ по наиболее распространенным темам...

Презентация к уроку по русскому языку в 11 кл. "Проблематика и аргументация личной позиции в сочинении части С ЕГЭ" "

Презентация представляет формулировки распространённых проблем, поставленных в публицистических текстах, приводит примеры произведений, на которые можно опираться при аргументации...

Средства морфологии при аргументации собственного мнения в сочинении-рассуждении на лингвистическую тему в 9 классе

В таблице приводятся случаи использования средств морфологии в зависимости от их функций в речи при аргументации собственного мнения в сочинении-рассуждении на лингвистическую тему....

Урок в 11 классе "Аргументация собственной позиции.Виды и стуктура аргументов"

Урок позволит розобраться учащимся с видами аргументов, научиться приводить собственные доводы при написании части С ЕГЭ....

Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы (Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы МОУ «Ялгинская СОШ» Калединой Натальи Владимировны)

Неудовлетворительные показатели состояния здоровья детей и подростков, обучающихся в учебных заведениях, являются актуальной проблемой современности. Неуклонное снижение числа практически здоровых дет...

Сочинение по русскому языку. 11 класс. Собственная позиция в сочинении.

Презентация данного материала поможет при подготовке обучающихся к ЕГЭ...