Сложносочиненные предложения с соединительными союзами
методическая разработка по русскому языку (9 класс) по теме

Петрова Ирина Николаевна

Данная методическая разработка урока по русскому языку  позволяет ученикам 9 класса  расширить знания  о сложносочиненном предложении и  совершенствовать навыки постановки знаков препинания в них.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ssp_s_soedinitelnymi_soyuzami.rar34.01 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Сложносочиненные предложения  с соединительными союзами

Цель: расширить знания учеников о сложносочиненном предложении;

            совершенствовать навыки постановки знаков препинания в ССП.

Оборудование: раздаточный материал, электронный учебник «Уроки русского языка Кирилла и Мефодия».

Ход урока

  1. Организационный момент:

-  Приветствие

- Ознакомление с темой и целью урока: 

Сегодня мы с вами   немного повторим о видах  сложных предложений, о сочинительных союзах  и  познакомимся с ССП с соединительными союзами (слайд №1)

  1. Проверка домашнего задания.

А)Вопросы по теории сложного предложения:

- Назовите основные виды сложного предложения.

- В чем сходство и различие между  видами сложных предложений?

- Какими способами соединяются  простые предложения в составе сложного?

 (слайд №2)

Б) Практическое задание

- Прочитайте стихотворение Анны Ахматовой, расставьте знаки препинания.

 Перед весной бывают дни такие:

Под плотным снегом отдыхает луг,

Шумят деревья весело – сухие,

И теплый ветер нежен и упруг.

И легкости своей дивится тело,

И дома своего не узнаешь,

А песню ту, что прежде надоела,

Как новую, с волнением поешь (слайд №3)

- Какие виды связи вы заметили в стихотворении?

( В 1-ом сложном предложении двоеточием и первой запятой обозначена бессоюзная связь; второй запятой отделяется  предложение с союзом И, связь сочинительная.

Во 2-ом предложении первые два предложения  связаны сочинительной связью с сочинительным союзом И, третье простое предложение  связано со вторым  сочинительной связью  с сочинительным союзом А, четвертое предложение  встроено в третье с помощью подчинительной связи  с подчинительным союзом ЧТО)

3. Работа над новым материалом

А) Вводная  беседа

-Какие предложения называются сложносочиненными?( сложное предложение, в котором два или более простых предложений связаны сочинительными союзами и интонацией)

-Какие сочинительные союзы вы знаете?

-На какие группы делятся сочинительные союзы? (соединительные, разделительные и противительные)

Б) Объяснение нового материала.

 По аналогии с сочинительными союзами  ССП делятся на 3 группы (слайд №4 )

Каждая группа предложений  отличается значениями, которые может передавать.

- Какой вывод вы можете сделать, посмотрев на экран?

-    Какие союзы относятся к соединительным? (и, да (=и), ни…ни, тоже, также)

- Какое значение имеют ССП с соединительными предложениями? (ССП с соединительными союзами выражают одновременность  и последовательность, а также причинно-следственные отношения)

В) Внимательно прочитайте и определите  значения   предложений   (слайд №5)

Только иволги нарушают тишину, да кукушки наперебой отсчитывают кому-то непрожитые года. (М.А. Шолохов) (одновременность)

В это время дверь одного из шалашей отворилась, и старушка в белом чепце, опрятно и чопорно одетая, показалась у порога. (А.С. Пушкин) (последовательность)

Антон ударил по лошадям, и они выехали со двора. (А.С. Пушкин)  (Причинно-следственная связь)

У Евсеича сорвалась какая-то большая рыба и   щука  оторвала удочку.

Ночью  долго бушевала гроза  и лил дождь как из ведра. ( одновременность)

- Сделайте синтаксический анализ этого предложения, определите главные и второстепенные  члены предложения.

-Почему между двумя предложениями нет никакого знака препинания?

- Когда бушевала гроза? Когда лил дождь?  

-Какой вывод мы можем сделать? ( Если предложения, входящие в ССП с одиночными соединительным  или разделительным союзом, имеют общий второстепенный член, запятая между ними не ставится.) (Слайд №6)

Приведите свои примеры по каждому значению

4. Закрепление  нового материала (слайд №7)

А) внимательно послушайте стихотворение  А.С Пушкина «К***» в чтении

Г. Бортникова    

Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

В томленьях грусти безнадежной,

В тревогах шумной суеты,

Звучал мне долго голос нежный

И снились милые черты.

.( одновременность)

Шли годы. Бурь порыв мятежный

Рассеял прежние мечты,

И я забыл твой голос нежный,

Твои небесные черты.

 ( последовательность)

В глуши, во мраке заточенья

Тянулись тихо дни мои

Без божества, без вдохновенья,

Без слез, без жизни, без любви.

Душе настало пробужденье:

 И вот опять явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

( причинно-следственная связь)

И сердце бьется в упоенье,

И для него воскресли вновь

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слезы, и любовь.

         ( одновременность)

                      1825г.

     Выпишите из стихотворения ССП с соединительными союзами, определите их   значения.  

Б) Работа с учебником

-Выполнить упражнение 63  на странице 38: записать ССП, подчеркивая  грамматические основы и ставя  пропущенные знаки препинания.

В) Работа с картиной Виктора Васнецова « Три богатыря» (Слайд № 8)

В 1881 -1898 годах Виктор Васнецов создает свое знаменитое полотно «Три богатыря» по мотивам русских былин. Костюм богатырей  и упряжь коней изобилует археологически точными деталями: там и бронзовые бляшки на кожаных подпругах, и кольчуги, шлемы – точные реконструкции останков реальных предметов.

 Размеренность и величавость ритма повествования, чутко уловленная художником, передана им в неподвижных, мощных фигурах богатырей. Ясность  и полнота смысла, наполняющего слова былин, раскрыта художником в точной постановке фигур лицом к зрителям.

Три разных героя, разных характера, предстают перед зрителем. Они индивидуальны, их отличает все – взгляды, украшения платья, даже норов коней. И все они объединены одной целью – стоя на рубежах Русской земли, охранять ее от врагов.  За ними расстилается  широкая панорама лесов, степь, среди которой стоят то ли межевые камни, то ли  древние памятные плиты – знак предков, которые тоже находятся под защитой богатырей и помогают им своей магической силой. Маленькие сосенки создают трогательный контраст фигурам героев.

Взгляды героев создают напряженное диагональное развитие движения внутри композиции, поддержанное и направлением копья. Но головы коней, как противовес, возвращают движение слева направо, гасят его диалогизм. Так что  и жесты героев, и постановка их поз напоминают парадные портреты, но не реальных исторических персонажей, как это было в искусстве  прошлых эпох, но портреты персонажей истории, чье существование утверждается горячей верой в их реальность.

Внимательно посмотрите на картину и попробуйте описать ее:

- Что вы видите на картине?

- Что изображено на переднем плане?

- Какими изображены богатыри?

- Что можете сказать о костюмах героев?

- О чем говорит взгляд каждого богатыря?

- Как  изображены кони? Соответствуют ли они героям?

- Что изображено на втором плане?

- Что хотел сказать этой картиной художник?

Запишите описание картины в тетрадях. При этом постарайтесь как можно больше использовать  ССП с соединительными союзами.

      Г) Работа с раздаточным материалом.

Из данных ниже простых предложений сделайте сложносочиненные предложения с соединительными союзами.

1. Дохнул мороз. Рады мы проказам  матушки – зимы.

2. Тихо шепчутся березы над могилами кладбища. Ветер волнует хлебана нивах.

3. Глядел мальчик  очень умно и прямо. В голосе у него звучала сила.

4. Раздался легкий свист. Дубровский умолк.

5. Вскоре после восхода набежала туча. Брызнул короткий дождь.

6. Губы Кати не улыбались. Темные глаза выражали недоумение.

7. В сенях пахло свежими яблоками. Висели волчьи  и лисьи шкуры.

8. В селе не переводилась лихорадка. Была топкая грязь.

9. Ночь уже ложилась на горы. Туман начинал бродить по ущельям.

10. Сон одолел меня. Я заснул в каком-то блаженном упоении.

5. Домашнее задание: упражнение 64 (выписать ССП, подчеркнуть главные члены предложения, расставить знаки препинания)

6. Подведение итогов урока.

- Что нового узнали на уроке?

- Какие союзы  встречаются в ССП?

- Какие соединительные союзы вы знаете?

- Какие значения могут иметь сложносочиненные предложения?

- В каком случае  запятая между предложениями в ССП не ставится?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 7 классе по теме "Разряды союзов по значению. Сочинительные союзы: соединительные, разделительные, противительные"

Урок русского языка в 7 классе по теме "Разряды союзов по значению. Сочинительные союзы: соединительные, разделительные, противительные"...

Урок по теме: "Основные группы сложносочиненных предложений по значению и союзам"

Урок на тему "Основные группы сложносочиненных предложений по значению и союзам"  продолжает знакомство учащихся со сложными предложениями и вводит понятие  «сложносочиненное предложение». Т...

К вопросу об отсутствии зяпятой в сложносочиненном предложении с союзом

Данная статья посвящена проблемной теме: "Отсутствие запятой в ССП с союзом"....

Особенности употребления соединительных союзов (урок в 9 классе)

Материал урока-практикума помогает учащимся 9 - го класса избежать ошибок в применении некоторых сочинительных союзов, в частности союза ТАКЖЕ....

ССП с соединительными, разделительными и противительными союзами. Урок русского языка в 9 классе. Презентация.

Презентация к уроку "ССП с соединительными, разделительными и противительными союзами". Урок русского языка в 9 классе по учебнику «Русский язык. 9 класс» линии УМК под ред....

Урок русского языка в 9 классе по теме: "Группы сложносочиненных предложений по значению и союзам. Знаки в сложносочиненных предложениях"

Презентация к уроку русского языка "Группы сложносочиненных предложений по значению и союзам. Знаки в сложносочиненных предложениях" (9 класс)...