Конспект открытого урока русского языка "Правописание НЕ с именами прилагательными"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Кузнецова Ирина Николаевна

 

      В этом учебном году  в образовательном процессе Республики Татарстан большие нововведения: реализация совместного  проекта Министерства образования и науки РТ «Совершенствование качества преподавания в РТ» и сингапурской компании «Educare International Consultancy».

   Для многих учителей новые структуры обучения - яркий всплеск, большая  надежда на возможность  обновления образовательного процесса современной школы. Главные идеи новых технологий так актуальны для  формирования  молодого поколения современного общества:

1) «…обучить навыкам эффективной коммуникации, сотрудничества  и работы в команде…»;

2) «…формирование навыков критического и креативного мышления для генерации новых идей…» (из обращения Генерального директора Educare International Consultancy Майка Тирумана).

      Для меня, учителя с 30-летним стажем работы в школе, новые структуры обучения – большая возможность  для повышения качества преподавания русского языка и литературы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon novye_struktury_obucheniya.pervye_opyty_i_problemy.doc94.5 КБ
Реклама
Подтяните знания с репетитором за лето

Начните заниматься летом, чтобы разобраться в сложных темах без стресса от школьной нагрузки, оценок и домашних заданий — одного занятия в неделю будет достаточно.

вводный урок бесплатно, онлайн, 30 минут

Подробнее >


Предварительный просмотр:

Новые структуры обучения. Первые опыты и проблемы…

                                                                 Учитель русского языка и литературы

                                                                        МБОУ    «Хорновар-Шигалинская СОШ»

                                                                               Дрожжановского муниципального района

                                            Республики Татарстан

      В этом учебном году  в образовательном процессе Республики Татарстан большие нововведения: реализация совместного  проекта Министерства образования и науки РТ «Совершенствование качества преподавания в РТ» и сингапурской компании «Educare International Consultancy».

   Для многих учителей новые структуры обучения - яркий всплеск, большая  надежда на возможность  обновления образовательного процесса современной школы. Главные идеи новых технологий так актуальны для  формирования  молодого поколения современного общества:

1) «…обучить навыкам эффективной коммуникации, сотрудничества  и работы в команде…»;

2) «…формирование навыков критического и креативного мышления для генерации новых идей…» (из обращения Генерального директора Educare International Consultancy Майка Тирумана).

      Для меня, учителя с 30-летним стажем работы в школе, новые структуры обучения – большая возможность  для повышения качества преподавания русского языка и литературы.

Урок  русского языка в 6 классе

с применением  новых структур обучения

                                                               

Тема: Правописание  НЕ  с прилагательными

Задачи  урока.

Образовательные:

1)познакомить с основными правилами слитного и  раздельного написания не с именами прилагательными;

2) сформировать навыки правильного написания НЕ с именами прилагательными;

Развивающие:

1) развивать у детей учебно-организационное умение определять задачу на уроке;

2) осуществлять самоконтроль;

3) расширять словарный запас учащихся, формировать умение аргументировать свой ответ, развивать культуру речи.

Воспитывающие:

1) Воспитание интереса к природе, стремления  к заботливому  отношению к ней;

2)Воспитание у учащихся социальной компетентности, умение учитывать позиции                                                         других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем;

Оборудование: компьютер, раздаточный материал, карточки, презентация, доска, менеджменты.

Тип урока: изучение нового материала.  

Технологии: новые структуры обучения, педагогика сотрудничества.

Ход урока

  1. Организационный момент: тема,  цель,  планируемые образовательные результаты.

- Мы сегодня  на уроке работаем, сидя  в группах (бригадах), учимся  заниматься сообща, сотрудничая и помогая  друг другу лучше усваивать учебный материал.   

 - Приветствуем партнера по лицу, по плечу;  пожелаем друг другу хорошего настроения и  удачи на уроке.

- Цель  сегодняшнего урока:  изучить тему «Не с именами прилагательными»

2. Подготовка к активной учебной деятельности каждого ученика на основном этапе урока: постановка учебной задачи, актуализация знаний.

 1)  Повторение о разрядах имен прилагательных.

- Чтобы изучить новую тему, мы сначала должны повторить темы «Качественные прилагательные»  и «Правописание НЕ с существительными».

 1) Структура «Джот-тотс»   (30сек.)

Задача: вспомнить про качественные имена прилагательные и написать их правильно.

Алгоритм работы:

1)Берите  лист  бумаги, складывайте  на 2 части, разглаживайте линию, чтобы ровно порвать лист, потом делите половинки еще на 2 части и получите 4 карточки, на них пишите слова.

2) Придумайте по 4 слова -  качественные прилагательные;

3)Проговорите это слово громко для членов вашей команды и запишите на одном листочке бумаги.

4)Положите на центр стола лицевой стороной вверх и не закрывайте слово;

5)Каждый должен написать по 4 слова (проверяю правильность слов   на карточках у каждой команды)

2)Структура Тик-тэк-тоу: (30 сек.)

-А как мы умеем  применять имена прилагательные в связной речи? Выполним такое задание.

Задача: составить предложения с  придуманными прилагательными.

 Алгоритм:  

 1)   партнер №1 раскладывает    9 листочков   в формате3\3 на середине стола;

 2)   каждый член команды составляет  3 предложения, используя любые три слова на одной линии (по вертикали, по горизонтали или диагонали).

- У кого получились самые интересные предложения, читают партнеры №1

3)Структура  Финк-райт-раунд робин (по 30 сек. каждому партнеру)

-Для изучения новой темы повторим о правописании НЕ с именами существительными.

Задача: ответить на вопрос «Чем отличаются качественные и относительные имена прилагательные?»

Алгоритм:

1.подумай;

2.напиши кратко  в черновике, не забудь написать примеры;

3. расскажи другим  в команде (по кругу, друг за другом рассказываем, обсуждаем.)

- Отвечают на данный вопрос партнеры под №2, другие все слушают, при необходимости исправляют и добавляют.

- Сегодня на уроке над качественными прилагательными  работаем дальше, учимся их правильно писать.

3.Изучение новой темы.

1) Постановка учебной задачи,

-Прочитайте тему урока, попробуйте поставить перед собой задачи на урок

(научиться правильно писать не с именами прилагательными )

2)Решение учебной задачи. Усвоение новых знаний.

- Ребята, попробуйте изучить эту тему самостоятельно, по учебнику.

-Выполним  работу «До и после»

Структура «ЭЙ АР ГАЙД» («До и после»)

Задача: изучить самостоятельно новую тему, используя ранее изученную тему «Не с именами существительными»

Алгоритм:

1этап: работаем с утверждениями и ставим   плюс, если согласны с утверждением и - минус, если не согласны, в графе «До»; (не боимся ошибаться)

2 этап- изучаем  тему «Не с прилагательными»  по учебнику на стр.25, п.62

3 этап: выполняем работу и ставим  +, если согласны с утверждением и  -тире , если не согласны в графе «После».

4 этап-  объясняем свои ошибки у доски.

«До и после»

      До

-  или +

Утверждения

Пишется:

После

+или  -

(не) высокий -  слитно

(не)брежный -слитно

(не)маленький, а большой- раздельно

совсем (не) умный - слитно

вовсе (не) слабый - раздельно

ничуть (не) спокойный -  слитно

нисколько (не) красивый -  раздельно

мальчик (не)скромен- раздельно

девочка (не)ряшлива-  раздельно

-Правописание  каких слов не смогли правильно отметить?

-Какие имена прилагательные написали правильно, какие - неправильно? Пишем на доске, объясняем.

Правильно  отметили

Неправильно отметили

Невысокий

Совсем (не) умный.

Не маленький, а большой

Вовсе (не) слабый

Небрежный

Ничуть (не) спокойный

-Почему слова 2-ой колонки  отметили неправильно ( Не с прилагательными пишется раздельно, если  при нем есть слова совсем, вовсе, ничуть, отнюдь –этого пункта нет по теме «Не с именами прилагательными», этого  не знали до изучения темы)

  Финк-райт-раунд робин (по 30 сек. каждому партнеру)

Задача: запомнить правила правописания     НЕ с именами прилагательными.

Алгоритм:

1.подумай;

2.напиши кратко  в черновике, не забудь написать примеры;

3. расскажи другим  в команде (по кругу, друг за другом рассказываем, обсуждаем).

- Отвечают на данный вопрос партнеры под №3, другие все слушают, при необходимости исправляют и добавляют.

Учебный материал для запоминания.

Не с именами прилагательными  пишутся слитно:

  1. Если слово не употребляется без не.
  2. Если прилагательное с не может быть заменено синонимом без не – или близким по значению выражением.

Пишутся раздельно:

  1. Если в предложении есть противопоставление с союзом а.
  2. Если к прилагательным относятся слова далеко не, вовсе не, ничуть не, нисколько не. 

Структура «Клок-баддис»(Встреча по часам)

Задача :   ответить на вопрос и запомнить, чем отличаются правила правописания не с прилагательными от правил написания   не с существительными»   (встреча  с партнером на 9 часов, 30 сек.)

-Берем ваши часы, смотрим, кому назначили встречу на 9 часов и идем на встречу под музыку (физминутка)

- Даем друг другу  «5» , приветствуем и начинаем работу.

Задача: запомнить, чем отличаются  правила правописания не с прилагательными от правил  «Не с существительными»

1.Чем различаются  правила правописания Не с существительными и Не с прилагательными?(встреча  с партнером на 9 часов)

(Отличие: Не с прилагательными пишется раздельно, если  к прилагательным относятся слова далеко не, вовсе не, ничуть не, нисколько не)

Алгоритм:

1.Подумайте.

2. Запишите .

3 Расскажите партнеру.

-Сначала думаем, потом рассказывают те партнеры, кто выше.

-Те, кто  ниже, рассказывают всему классу то, что услышали от партнера.

3. Первичная проверка понимания учащимися нового учебного материала (текущий контроль ).

 -Важно не только знать правило, но и уметь его применять.

- Напишите правильно, применяя изученное правило.

1)почерк (не)брежен;

2)(не)счастливый день;

3)(Не) добрый, а злой взгляд;

4)Вовсе (не)справедливое решение;

5)Арбуз (ни)чуть не сладкий.

Лист контроля:

1)Почерк небрежен;         

2)Несчастливый день;

3)Не добрый, а злой взгляд;

4)Вовсе не справедливое решение;

5)Ничуть не сладкий арбуз.

Оцениваем: 1-2 ошибки- «4», 3 ошибки- «3»

4. Закрепление изученного материала. Развитие речи.

 -Отправляемся в путешествие в зимний  лес.

-Прочитайте текст, определите  тип  текста ( описание)

-Какова идея текста? (Красив и интересен зимний лес)

-Слов каких частей речи много  в тексте?

- Как пишутся прилагательные и существительные с НЕ?

Задание: списать  имена прилагательные, которые пишутся слитно (1 стол), раздельно (2,3 стол) и объяснить  написание  с партнерами по  плечу (релли-робин), затем всему классу.

                                                                                      Текст

Зимний лес

Лес утонул в (не)пролазных сугробах. Вместе со снегом налетели в лес диковинные существа. Белые (не) знакомые фигурки расселись по пням и сучкам. У реки грустит о братце (не)веселая Алёнушка .Тут вылез из сугроба лесной человечек в огромной шапке. А этот зверёк и вовсе (не)известен. Но сделай шаг в сторону, и обернётся зверёк сучком. (Не) грустное, а веселое настроение сменило осеннее (не)настье.

 Структура «Ол- райт –раунд-робин»

Задача: составить  рассуждение по теме  «Нам очень нравится зима»

Структура текста-рассуждения:

1 часть –тезис, утверждение;

2 часть- аргументы, доказательства , примеры.(во-первых, во-вторых, в третьих и т.д.);

3 часть- вывод (таким образом, итак ).

-Тезис вам дается, (Нам нравится зима), вывод писать тоже нетрудно, будем учиться подбирать аргументы утверждению.

Утверждение: Нам очень нравится зима.

Алгоритм.

  • 1этап. Каждый берет лист бумаги и пишет  аргумент, почему ему нравится зима.
  • 2этап. Каждый по очереди читает свои аргументы, кто слушает, тот  пишет черточку после своих аргументов и добавляет   в свой лист  после черточки те аргументы, которых  у него нет.
  • 3 этап. Партнеры №3 читают всему классу  аргументы, которые получились в результате совместной работы бригады.

-В результате  выполнения этой работы вы подготовились писать домашнее сочинение по теме «Нам очень нравится зима».

5. Контроль и самопроверка знаний 

 Самостоятельная работа.(упражнение 357)

Задача: написать слова с Не правильно, объяснить.

1 этап-выполнение, 2 этап-взаимопроверка в парах по лицу.

Критерии оценивания: 1-2 ошибки- «4»;3-4 ошибки – «3»

6.Рефлексия.

 -Как вы изучили новую тему? Все ли поняли?

Структура: 3-2-1

  • 3…самых важных момента, которые я сегодня узнал.
  • 2 …правила, которые я буду помнить при написании Не с прилагательными.
  • 1…вопрос, который у меня возник на уроке.

-Напишите краткие ответы и  обменяйтесь мнением в парах по плечу

7. Домашнее задание и инструктаж по его выполнению :

1) упражнение 360 (для всех),п.62;

2) сочинение «Наступила зима» (по выбору, с использованием составленных в классе аргументов).

-Вы оценили свою работу на уроке, значит, вам не составит труда выполнить домашнее задание.

-Прочитаем домашнее задание и объясняем, какие задачи пред вами.

-Если непонятно, спрашиваем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к открытому уроку на тему: "Правописание окончаний имен прилагательных" для детей коррекционной школы V вида

. Цель урока:1. Расширить словарный запас учащихся;2. Закрепить знания об имени прилагательном;3. Развивать умение согласовывать имена прилагательные в роде, числе и падеже;4. Совершенствовать орфогра...

Открытый урок русского языка на тему «Притяжательные прилагательные». 6 класс (коррекционный).

  Цели: усовершенствовать знания учащихся об имени прилагательном; продолжить обучение правильному письму и употреблению в речи имен прилагательных; активизировать словарь учащи...

Конспект открытого урока русского языка в 6 классе специальной коррекционной школы VIII вида "Закрепление и обобщение по теме «Имя прилагательное»".

Конспект открытого урока русского языка в 6 классе специальной коррекционной школы VIII вида "Закрепление и обобщение по теме "Имя прилагательное""....

конспект урока русского языка "Морфологический разбор имени прилагательного"

разработка  урока русского языка на тему "Морфологический разбор имени прилагательного"...

План-конспект открытого урока в 6 классе "Разряды имен прилагательных"

Урок поможет повторить пройденный ранее материал,связанный с именем прилагательным.В интересной игровой форме объясняется новая тема. Таким  образом, несколько тем объединяются в единое целое....

Открытый урок по теме "Повторение об имени прилагательном"

Урок русского языка в 6 классе по теме "Повторение об имени прилагательном" Путешествие по зимнему лесу...

Презентация к уроку русского языка "Степени сравнения имен прилагательных", 6 класс.

Презентация к уроку русского языка разработана по учебнику М.Т.Баранова для 6 класса. Тип урока: комбинированный....