Главные вкладки

    Конспект открытого урока русского языка "Правописание НЕ с именами прилагательными"
    план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

    Кузнецова Ирина Николаевна

     

          В этом учебном году  в образовательном процессе Республики Татарстан большие нововведения: реализация совместного  проекта Министерства образования и науки РТ «Совершенствование качества преподавания в РТ» и сингапурской компании «Educare International Consultancy».

       Для многих учителей новые структуры обучения - яркий всплеск, большая  надежда на возможность  обновления образовательного процесса современной школы. Главные идеи новых технологий так актуальны для  формирования  молодого поколения современного общества:

    1) «…обучить навыкам эффективной коммуникации, сотрудничества  и работы в команде…»;

    2) «…формирование навыков критического и креативного мышления для генерации новых идей…» (из обращения Генерального директора Educare International Consultancy Майка Тирумана).

          Для меня, учителя с 30-летним стажем работы в школе, новые структуры обучения – большая возможность  для повышения качества преподавания русского языка и литературы.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon novye_struktury_obucheniya.pervye_opyty_i_problemy.doc94.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Новые структуры обучения. Первые опыты и проблемы…

                                                                     Учитель русского языка и литературы

                                                                            МБОУ    «Хорновар-Шигалинская СОШ»

                                                                                   Дрожжановского муниципального района

                                                Республики Татарстан

          В этом учебном году  в образовательном процессе Республики Татарстан большие нововведения: реализация совместного  проекта Министерства образования и науки РТ «Совершенствование качества преподавания в РТ» и сингапурской компании «Educare International Consultancy».

       Для многих учителей новые структуры обучения - яркий всплеск, большая  надежда на возможность  обновления образовательного процесса современной школы. Главные идеи новых технологий так актуальны для  формирования  молодого поколения современного общества:

    1) «…обучить навыкам эффективной коммуникации, сотрудничества  и работы в команде…»;

    2) «…формирование навыков критического и креативного мышления для генерации новых идей…» (из обращения Генерального директора Educare International Consultancy Майка Тирумана).

          Для меня, учителя с 30-летним стажем работы в школе, новые структуры обучения – большая возможность  для повышения качества преподавания русского языка и литературы.

    Урок  русского языка в 6 классе

    с применением  новых структур обучения

                                                                   

    Тема: Правописание  НЕ  с прилагательными

    Задачи  урока.

    Образовательные:

    1)познакомить с основными правилами слитного и  раздельного написания не с именами прилагательными;

    2) сформировать навыки правильного написания НЕ с именами прилагательными;

    Развивающие:

    1) развивать у детей учебно-организационное умение определять задачу на уроке;

    2) осуществлять самоконтроль;

    3) расширять словарный запас учащихся, формировать умение аргументировать свой ответ, развивать культуру речи.

    Воспитывающие:

    1) Воспитание интереса к природе, стремления  к заботливому  отношению к ней;

    2)Воспитание у учащихся социальной компетентности, умение учитывать позиции                                                         других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем;

    Оборудование: компьютер, раздаточный материал, карточки, презентация, доска, менеджменты.

    Тип урока: изучение нового материала.  

    Технологии: новые структуры обучения, педагогика сотрудничества.

    Ход урока

    1. Организационный момент: тема,  цель,  планируемые образовательные результаты.

    - Мы сегодня  на уроке работаем, сидя  в группах (бригадах), учимся  заниматься сообща, сотрудничая и помогая  друг другу лучше усваивать учебный материал.   

     - Приветствуем партнера по лицу, по плечу;  пожелаем друг другу хорошего настроения и  удачи на уроке.

    - Цель  сегодняшнего урока:  изучить тему «Не с именами прилагательными»

    2. Подготовка к активной учебной деятельности каждого ученика на основном этапе урока: постановка учебной задачи, актуализация знаний.

     1)  Повторение о разрядах имен прилагательных.

    - Чтобы изучить новую тему, мы сначала должны повторить темы «Качественные прилагательные»  и «Правописание НЕ с существительными».

     1) Структура «Джот-тотс»   (30сек.)

    Задача: вспомнить про качественные имена прилагательные и написать их правильно.

    Алгоритм работы:

    1)Берите  лист  бумаги, складывайте  на 2 части, разглаживайте линию, чтобы ровно порвать лист, потом делите половинки еще на 2 части и получите 4 карточки, на них пишите слова.

    2) Придумайте по 4 слова -  качественные прилагательные;

    3)Проговорите это слово громко для членов вашей команды и запишите на одном листочке бумаги.

    4)Положите на центр стола лицевой стороной вверх и не закрывайте слово;

    5)Каждый должен написать по 4 слова (проверяю правильность слов   на карточках у каждой команды)

    2)Структура Тик-тэк-тоу: (30 сек.)

    -А как мы умеем  применять имена прилагательные в связной речи? Выполним такое задание.

    Задача: составить предложения с  придуманными прилагательными.

     Алгоритм:  

     1)   партнер №1 раскладывает    9 листочков   в формате3\3 на середине стола;

     2)   каждый член команды составляет  3 предложения, используя любые три слова на одной линии (по вертикали, по горизонтали или диагонали).

    - У кого получились самые интересные предложения, читают партнеры №1

    3)Структура  Финк-райт-раунд робин (по 30 сек. каждому партнеру)

    -Для изучения новой темы повторим о правописании НЕ с именами существительными.

    Задача: ответить на вопрос «Чем отличаются качественные и относительные имена прилагательные?»

    Алгоритм:

    1.подумай;

    2.напиши кратко  в черновике, не забудь написать примеры;

    3. расскажи другим  в команде (по кругу, друг за другом рассказываем, обсуждаем.)

    - Отвечают на данный вопрос партнеры под №2, другие все слушают, при необходимости исправляют и добавляют.

    - Сегодня на уроке над качественными прилагательными  работаем дальше, учимся их правильно писать.

    3.Изучение новой темы.

    1) Постановка учебной задачи,

    -Прочитайте тему урока, попробуйте поставить перед собой задачи на урок

    (научиться правильно писать не с именами прилагательными )

    2)Решение учебной задачи. Усвоение новых знаний.

    - Ребята, попробуйте изучить эту тему самостоятельно, по учебнику.

    -Выполним  работу «До и после»

    Структура «ЭЙ АР ГАЙД» («До и после»)

    Задача: изучить самостоятельно новую тему, используя ранее изученную тему «Не с именами существительными»

    Алгоритм:

    1этап: работаем с утверждениями и ставим   плюс, если согласны с утверждением и - минус, если не согласны, в графе «До»; (не боимся ошибаться)

    2 этап- изучаем  тему «Не с прилагательными»  по учебнику на стр.25, п.62

    3 этап: выполняем работу и ставим  +, если согласны с утверждением и  -тире , если не согласны в графе «После».

    4 этап-  объясняем свои ошибки у доски.

    «До и после»

          До

    -  или +

    Утверждения

    Пишется:

    После

    +или  -

    (не) высокий -  слитно

    (не)брежный -слитно

    (не)маленький, а большой- раздельно

    совсем (не) умный - слитно

    вовсе (не) слабый - раздельно

    ничуть (не) спокойный -  слитно

    нисколько (не) красивый -  раздельно

    мальчик (не)скромен- раздельно

    девочка (не)ряшлива-  раздельно

    -Правописание  каких слов не смогли правильно отметить?

    -Какие имена прилагательные написали правильно, какие - неправильно? Пишем на доске, объясняем.

    Правильно  отметили

    Неправильно отметили

    Невысокий

    Совсем (не) умный.

    Не маленький, а большой

    Вовсе (не) слабый

    Небрежный

    Ничуть (не) спокойный

    -Почему слова 2-ой колонки  отметили неправильно ( Не с прилагательными пишется раздельно, если  при нем есть слова совсем, вовсе, ничуть, отнюдь –этого пункта нет по теме «Не с именами прилагательными», этого  не знали до изучения темы)

      Финк-райт-раунд робин (по 30 сек. каждому партнеру)

    Задача: запомнить правила правописания     НЕ с именами прилагательными.

    Алгоритм:

    1.подумай;

    2.напиши кратко  в черновике, не забудь написать примеры;

    3. расскажи другим  в команде (по кругу, друг за другом рассказываем, обсуждаем).

    - Отвечают на данный вопрос партнеры под №3, другие все слушают, при необходимости исправляют и добавляют.

    Учебный материал для запоминания.

    Не с именами прилагательными  пишутся слитно:

    1. Если слово не употребляется без не.
    2. Если прилагательное с не может быть заменено синонимом без не – или близким по значению выражением.

    Пишутся раздельно:

    1. Если в предложении есть противопоставление с союзом а.
    2. Если к прилагательным относятся слова далеко не, вовсе не, ничуть не, нисколько не. 

    Структура «Клок-баддис»(Встреча по часам)

    Задача :   ответить на вопрос и запомнить, чем отличаются правила правописания не с прилагательными от правил написания   не с существительными»   (встреча  с партнером на 9 часов, 30 сек.)

    -Берем ваши часы, смотрим, кому назначили встречу на 9 часов и идем на встречу под музыку (физминутка)

    - Даем друг другу  «5» , приветствуем и начинаем работу.

    Задача: запомнить, чем отличаются  правила правописания не с прилагательными от правил  «Не с существительными»

    1.Чем различаются  правила правописания Не с существительными и Не с прилагательными?(встреча  с партнером на 9 часов)

    (Отличие: Не с прилагательными пишется раздельно, если  к прилагательным относятся слова далеко не, вовсе не, ничуть не, нисколько не)

    Алгоритм:

    1.Подумайте.

    2. Запишите .

    3 Расскажите партнеру.

    -Сначала думаем, потом рассказывают те партнеры, кто выше.

    -Те, кто  ниже, рассказывают всему классу то, что услышали от партнера.

    3. Первичная проверка понимания учащимися нового учебного материала (текущий контроль ).

     -Важно не только знать правило, но и уметь его применять.

    - Напишите правильно, применяя изученное правило.

    1)почерк (не)брежен;

    2)(не)счастливый день;

    3)(Не) добрый, а злой взгляд;

    4)Вовсе (не)справедливое решение;

    5)Арбуз (ни)чуть не сладкий.

    Лист контроля:

    1)Почерк небрежен;         

    2)Несчастливый день;

    3)Не добрый, а злой взгляд;

    4)Вовсе не справедливое решение;

    5)Ничуть не сладкий арбуз.

    Оцениваем: 1-2 ошибки- «4», 3 ошибки- «3»

    4. Закрепление изученного материала. Развитие речи.

     -Отправляемся в путешествие в зимний  лес.

    -Прочитайте текст, определите  тип  текста ( описание)

    -Какова идея текста? (Красив и интересен зимний лес)

    -Слов каких частей речи много  в тексте?

    - Как пишутся прилагательные и существительные с НЕ?

    Задание: списать  имена прилагательные, которые пишутся слитно (1 стол), раздельно (2,3 стол) и объяснить  написание  с партнерами по  плечу (релли-робин), затем всему классу.

                                                                                          Текст

    Зимний лес

    Лес утонул в (не)пролазных сугробах. Вместе со снегом налетели в лес диковинные существа. Белые (не) знакомые фигурки расселись по пням и сучкам. У реки грустит о братце (не)веселая Алёнушка .Тут вылез из сугроба лесной человечек в огромной шапке. А этот зверёк и вовсе (не)известен. Но сделай шаг в сторону, и обернётся зверёк сучком. (Не) грустное, а веселое настроение сменило осеннее (не)настье.

     Структура «Ол- райт –раунд-робин»

    Задача: составить  рассуждение по теме  «Нам очень нравится зима»

    Структура текста-рассуждения:

    1 часть –тезис, утверждение;

    2 часть- аргументы, доказательства , примеры.(во-первых, во-вторых, в третьих и т.д.);

    3 часть- вывод (таким образом, итак ).

    -Тезис вам дается, (Нам нравится зима), вывод писать тоже нетрудно, будем учиться подбирать аргументы утверждению.

    Утверждение: Нам очень нравится зима.

    Алгоритм.

    • 1этап. Каждый берет лист бумаги и пишет  аргумент, почему ему нравится зима.
    • 2этап. Каждый по очереди читает свои аргументы, кто слушает, тот  пишет черточку после своих аргументов и добавляет   в свой лист  после черточки те аргументы, которых  у него нет.
    • 3 этап. Партнеры №3 читают всему классу  аргументы, которые получились в результате совместной работы бригады.

    -В результате  выполнения этой работы вы подготовились писать домашнее сочинение по теме «Нам очень нравится зима».

    5. Контроль и самопроверка знаний 

     Самостоятельная работа.(упражнение 357)

    Задача: написать слова с Не правильно, объяснить.

    1 этап-выполнение, 2 этап-взаимопроверка в парах по лицу.

    Критерии оценивания: 1-2 ошибки- «4»;3-4 ошибки – «3»

    6.Рефлексия.

     -Как вы изучили новую тему? Все ли поняли?

    Структура: 3-2-1

    • 3…самых важных момента, которые я сегодня узнал.
    • 2 …правила, которые я буду помнить при написании Не с прилагательными.
    • 1…вопрос, который у меня возник на уроке.

    -Напишите краткие ответы и  обменяйтесь мнением в парах по плечу

    7. Домашнее задание и инструктаж по его выполнению :

    1) упражнение 360 (для всех),п.62;

    2) сочинение «Наступила зима» (по выбору, с использованием составленных в классе аргументов).

    -Вы оценили свою работу на уроке, значит, вам не составит труда выполнить домашнее задание.

    -Прочитаем домашнее задание и объясняем, какие задачи пред вами.

    -Если непонятно, спрашиваем.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект открытого урока русского языка в 11 классе Тема урока: Подготовка к написанию сочинения в формате ЕГЭ.

    Конспект урока очень удачный. Урок получился очень красивый и трогательный. Носил не только образовательный, развивающий характер, но и воспитательный....

    Презентация к открытому уроку на тему: "Правописание окончаний имен прилагательных" для детей коррекционной школы V вида

    . Цель урока:1. Расширить словарный запас учащихся;2. Закрепить знания об имени прилагательном;3. Развивать умение согласовывать имена прилагательные в роде, числе и падеже;4. Совершенствовать орфогра...

    Открытый урок русского языка на тему «Притяжательные прилагательные». 6 класс (коррекционный).

      Цели: усовершенствовать знания учащихся об имени прилагательном; продолжить обучение правильному письму и употреблению в речи имен прилагательных; активизировать словарь учащи...

    Конспект открытого урока русского языка в 6 классе специальной коррекционной школы VIII вида "Закрепление и обобщение по теме «Имя прилагательное»".

    Конспект открытого урока русского языка в 6 классе специальной коррекционной школы VIII вида "Закрепление и обобщение по теме "Имя прилагательное""....

    конспект урока русского языка "Морфологический разбор имени прилагательного"

    разработка  урока русского языка на тему "Морфологический разбор имени прилагательного"...

    План-конспект открытого урока в 6 классе "Разряды имен прилагательных"

    Урок поможет повторить пройденный ранее материал,связанный с именем прилагательным.В интересной игровой форме объясняется новая тема. Таким  образом, несколько тем объединяются в единое целое....

    Открытый урок по теме "Повторение об имени прилагательном"

    Урок русского языка в 6 классе по теме "Повторение об имени прилагательном" Путешествие по зимнему лесу...