Знакомство с орфоэпией.
план-конспект урока (русский язык, 5 класс) по теме

Чехонина Елена Викторовна
Урок русского языка в 5 классе с применением современных образовательных технологий (технология проблемного обучения, групповая технология, технология уровневой дифференциации). В ходе урока идёт обращение к краеведческому материалу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon znakomstvo_s_orfoepiey.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 5 классе

Знакомство с орфоэпией.

   ( разработка для открытого урока, поэтому в оргмомент включено приветствие гостей).

   Цели: познакомить с термином “орфоэпия”;

              формировать навыки правильной речи (нормы ударения и произношения);

               обогащать словарный запас учащихся;

               развивать логическое мышление;

               воспитывать положительное отношение к знаниям, любовь к языку.

Запись на доске:

Для чего нужна орфоэпия?

Ход урка:

1.Оргмомент

2.Проверка д/з

3.Оформление тетрадей

4. Работа со словом ОРФОЭПИЯ.

5. Работа с книгой.

6. Фронтальный опрос.

7. Работа с предложениями. Разбор по членам предложения.

8. Работа в парах с последующей проверкой. Составление словосочетаний и их разбор.

9. Орфографическая работа.

10. РР  Составить предложения о КОЛОМНЕ

11. Орфоэпический словарь.

12. Так для чего же нужна ОРФОЭПИЯ?

13. Дача Д/З

14. Подведение итогов.

15. Игра

  1. Оргмомент

Здравствуйте, ребята, я рада видеть вас.

У нас сегодня гости, они пришли к нам в класс.

Давайте, мы тихонечко и дружно повернёмся,

Поклоном поприветствуем и мило улыбнёмся.

Ну, а теперь внимание и поворот кругом,

Урок по орфоэпии сейчас уже начнём.

Рябята, садитесь за парты, не забывая, что спинки наши ровные, прямые и красивые.

 

       Посмотрите на доску. Видите вопрос. Для чего нужна орфоэпия?

- Скажите, для чего нужны глаза?

                        - Чтобы видеть.

- Для чего нужны уши?

                        -Чтобы слушать.

- Для чего нужна голова?

                         -Чтобы думать.

- Вот я и думаю, что головы-то и помогут нам ответить на главный вопрос сегодняшнего урока. В течение всего занятия мы будем искать ответ на вопрос: «Для чего нужна орфоэпия?»

        2. Спешить не будем. Спешка не всегда уместна. Начнём с проверки Д/З.

У вас был ряд интересных заданий, которые вы себе выбирали сами.

К предложенным словам вы должны были нарисовать картинки, составить предложения или небольшой текст, объясняя значение слова.

Мне очень хочется увидеть и услышать, что же у вас получилось. Вы уже не первый раз делаете иллюстрации, и мне всегда нравятся ваши творческие работы. Давайте встанем так, чтобы рисунки были видны всем.

(дети встают по периметру кабинета)

       Проверка Д/З: рисунки, тексты к словам КРУЖКИ, ЗАМКИ, СТРЕЛКИ.

Для каждого слова должно получиться по два рисунка, если у детей не хватает, то добавляю свои. (распечатанные или на слайде)

 - Ребята, а как это так получилось, что слово одно, а картинки две, и предложения такие непохожие?

              -  В словах разные ударения.

- Верно. Эти слова по-разному произносятся. И произношение влияет на значение слова.

-А как вы думаете, ваше домашнее задание было как-то связано с нашим вопросом? Те, кто считают, что ДА, поднимите правую руку вверх..

       3. Оформление тетрадей

- Всё правильно, но прежде чем, дать полный  ответ на главный вопрос сегодняшнего дня, нам всё-таки надо понять, что же обозначет слово ОРФОЭПИЯ. Ведь именно ОРФОЭПИЯ – тема нашего урока.

 Садитесь на свои места. Открывайте тетради. Давайте запишем число, классная работа. Тема урока ОРФОЭПИЯ. Желающие могут записать и вопрос урока: «Для чего нужна орфоэпия?»

Оформляют записи в тетрадях

     4. Ну, что ж давайте повнимательнее приглядимся к слову ОРФОЭПИЯ.

-Скажите, пожалуйста сколько букв в этом слове? 8

-А сколько звуков?                                                      9

-А почему?                                                                   Я- обозначает 2 звука.

-А какой звук ударный?                                             Э

-Как вы думаете, а сколько корней в этом слове?    2  (можно подсказать)

-А кто назовёт первый корень?                                 Орфо       (молодцы)

-Ребята, а в каком слове нам этот корень уже встречался?  ОРФОГРАММА

-Совершенно верно! А что обозначает это слово –         правильная буква

- Правильно! Значит, корень ОРФО обозначет ПРАВИЛЬНЫЙ.

Теперь нам нужно узнать, что же обозначает вторая часть слова ОРФОЭПИЯ. Сейчас нам, конечно же, поможет наш друг, наш умный учебник.

       5.Работа с учебником.

Откройте книги  и представьте, что остались наедине со своим мудрым другом-учебником. Он расскажет вам о значении слова, познакомит вас с теоретическим материалом, поможет вам узнать что-то новое.

Вам сейчас представить нужно, будто рядом никого.

Только  вы и ваш учебник, и много-много нового.

Мудрый друг вам всё расскажет, объяснит, поможет вам.

Он подскажет и покажет только тем, кто учит сам.

На общение с книгой я вам даю 1 минуту. Этого будет вполне достаточно.Будьте внимательны. Я задам потом коварные вопросы, кто не ответит, тот пропал! Успехов.

     6. Фронтальный опрос.

- Что обозначает корень эпос?    Речь

- Что такое орфоэпия?     Правильная речь

     7. Ребята. А теперь я хочу вернуться к словам, которые были вашим домашним заданием. Мне, конечно же, понравились ваши предложения, но я хотела бы предложить вам для записи свои.

 К доске  1 ученик.

-Давайте перенесёмся в далёкое прошлое.

В бойницы Маринкиной башни глядят

Стрелки, что на страже Коломны стоят.

Внизу на воротах большие замки.

Врагов не пропустят в наш город они.  

                                  Последнее предложение разбор по членам.

К доске 2-ой ученик

На цифре двенадцать лишь стрелки сойдутся,

И с колокольни мелодии льются.          

                                     Записываем, ставим ударения.

- Ребята, а с какой колокольни в Коломне льётся мелодия, издаваемая часами?

….В центре Старой Коломны есть колокольня ИОНА Богослова

Молодцы!  (если дети не знают, то дать краткую информацию)

     8. Итак, верно поставленное ударение является смыслоразличительным. У вас на столах лежат карточки зелёного цвета, на них слова. Работать вы будете  в парах.

Нужно составить  словосочетания со следующими словами: АТЛАС, СЕЛО, ПРОПАСТЬ. Записать их в тетрадь, указать главное слово, поставить вопрос к зависимому.

- Если у вас серьёзные затруднения поднимите руку, я подойду к вам для консультации. Я желаю вам успехов на работу у вас 3 минуты.

(сильные ребятки привыкли к тому, что, если у них остаётся время, они «зарабатывают бонусы», выполняя любой разбор или тихонечко отдыхают)

Проверка   2 мин

- Ребята, а вы помните, как называются слова, которые одинаково звучат, но имеют разное лексическое значение?                      

               -  Омонимы

- Правильно. А вот слова, с которыми вы сейчас работали, называются ОМОГРАФЫ. Лексическое значение таких слов  зависит от ударения.

Вам сейчас не обязательно запоминать это понятие, но мне хотелось познакомить с ним самых любознательных. Вы же любознательные? Вполне возможно, что кто-то запомнит. ОМОГРАФЫ – это слова, лексическое значение которых различается по ударению: мука- мука, засыпать - засыпать

      9. Орфографическая работа с взаимопроверкой.

- Продолжим разговор об ОРФОЭПИИ.

Характерной чертой русского ударения является его подвижность.

Во французском языке во всех словах ударенрие падает на последний слог:

мамА, папА, бонжУр, абажУр, ЖалюзИ, …..

В английском оно тесно связано с одним каким-то слогом в слове и никуда не перемещается. (про ударения в английском языке можно спросить у детей).

А вот в русском языке в однокоренных словах и даже в формах одного и того же слова ударение может перемещаться с одного слога на другой.

Прочитайте слова на голубых карточках, расставьте ударения, обозначьте корни, вставьте пропущенные буквы, запишите в тетради. Тот, кто работает очень быстро, подберёт свои примеры на эту орфограмму.

Ст..на – стены, м..л..дёж.. – мол..д – м…лоденький  – пом..л..дел

Д…р…гой –дор..го – д…роже – дороговато                2 мин

Взаимопроверка по образцу. Встают те, у кого нет ошибок, потом те, кто ошибся 1 раз, потом остальные.

- А как нам помогает эта удивительная особенность языка - подвижное ударение?

         -  Мы можем подобрать проверочные слова.

 

 10. Развитие речи. Творческая работа.

-Давайте составим  предложения о нашем городе, в которых будут слова с безударными проверяемыми гласными. Предложение надо записать в тетрадь, в скобочках указать проверочное слово. Я даю вам две минуты, кто-то может быть успеет записать больше одного предложения.

Проверить.

  11. Орфоэпический словарь

- Ребята, но не во всех словах ударение способно перемещаться с одного слога на другой. Есть слова, в которых ударение постоянно на одном слоге. Такие слова  иногда даже вызывают определённые затруднения у людей, которые не очень хорошо знают орфоэпические нормы и правила. А задания, связанные с орфоэпией, есть на выпускных экзаменах. Но для тех, кто работает, трудности становятся мизЕрными.

- Мы с вами сейчас поразгадываем загадки и убедимся в том, что слова из орфоэпического словаря не такие уж и страшные, как некоторые думают:

1) Буквы – значки,

 Как бойцы на парад,

 В строгом порядке построены в ряд.

 Каждый в условленном месте стоит,

 И называется все…(Алфавит)

2) Из меня посуду тонкую,

 Нежно-белую и звонкую

 Обжигают с давних пор,

 Называюсь я…(Фарфор)

3) Чтоб скорей в библиотеке

 Отыскать ты книгу смог,

 В ней бывает картотека,

 Специальный…(Каталог)

- Теперь поработаем со словами, а чтобы наша работа была на сто процентов успешной, мы обратимся к орфоэпическому словарю. Он размещён  в конце ваших учебников.Откройте стр…..  

- Видите, как много слов, требующих запоминания правильного их произношения. Есть и большой Орфоэпический словарь. Он очень хороший помощник для тех, кто готовится к выступлению.

- Мы с вами сейчас запишем слова, расставим в них ударения  и потом полушёпотом  произнесём .

Задания на карточках или на слайде

Красивее, звонит, приговор, договор, включим, банты, шарфы, баловать. библиотека, средства, километр, документ, свекла, начал, досуг, процент, магазин.

12. А теперь я готова услышать от вас ответ на наш главный  вопрос урока.

    - Для чего нужна орфоэпия?

(правильно произносить слова, благодаря ударению различать смысл слов)

13.    Ребята, я вижу, что вам всё понятно. Ваша домашняя работа будет для вас лёгкой, необходимо выполнить упр…   Ну, а желающие могут поработать со словами. Необходимо составить предложения, которые помогут правильно произнести слова, а значит, правильно понять их лексическое значение. Кто хочет выполнить этот вид работы, возьмите карточки. Если дома вы решите, что это задание вам сложно, то выполните заданное упражнение.

Открываем дневники. Записываем Д/З.                                

( Слова на карточках: полки, мою, дорог, косит, сорок, хлопок)

  1. Подволим итог нашей работы.

- Что узнали?

- Что запомнили?

- Что поняли?

- Что помогало нам в работе?

- Вы довольны своей работой?

Я очень рада, что у нас осталось время, чтобы немного поиграть. Выбирайте игру на сегодня.

«Слова» (по цепочке слова на определённую орфограмму),

«Ребус-малыш»,

«Пазл» (собрать из морфем слова).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по подготовке к ЕГЭ по теме: "Обобщающее повторение орфоэпии и лексики"

Данная разработка содержит презентацию и методическую рекомендацию к уроку по повторению лексики и орфоэпии. Поможет учителю при подготовке к ЕГЭ по заданиям А2, А11, А30....

Тестовые задания А1, А3 (орфоэпия и грамматика) по русскому языку.

Данный материал содержит 20 тестовых заданий по орфоэпии и грамматике русского языка (задания №1 и №3 части "А" ЕГЭ). 2 вариант тестов, размещённых ранее....

Урок в 9 классе.Фонетика.Орфоэпия.Орфоэпические нормы современного русского языка.

Материалы к уроку позволяют обобщить и систематизировать знания учащихся по фонетике и орфоэпии, отработать орфоэпические нормы современного русского языка в процессе работы над устной речью учащихся,...

Подготовка к ЕГЭ. Упражнения по орфоэпии.

Тренировочные упражнения по орфоэпии для подготовки к ЕГЭ по русскому языку...

Презентация к уроку русского языка по теме "Орфоэпия"

Презентация к уроку русского языка по теме "Орфоэпия как раздел лингвистики". Урок представлен как дополнительный материал к работе по основным тетрадям, представленным в комплекте учебника Львова В.В...

Урок по теме "Обработка информации. Знакомство Знакомство с программой Microsoft PowerPoint. Презентация".

Урок по теме "Обработка информации. Знакомство Знакомство с программой Microsoft PowerPoint. Презентация". Учебник Босова Л. Л. (5 класс)...

Урок-знакомство в 4 классе. (Знакомство будущего учителя в 5 классе) Урок-путешествие в страну русского языка.

Урок-знакомство в 4 классе. Для учителя важна преемственность, такой урок в 4 классе дает возможность будущему учителю русского языка и литературы познакомиться с детьми заранее, посмотреть , как они ...