Урок русского языка (КВН) "Правописание не с причастиями"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме

Филипцова Татьяна Анатольевна

Тема урока: «Правописание не с причастиями»

 Урок проводится в 7 классе. Цели, задачи и содержание урока определяются через развитие языковой, лингвистической, коммуникативной компетенций.

Цели:

-- систематизировать знания и умения обучающихся по теме «Правописание не с причастиями»;

 -- в игровой форме проверить имеющиеся знания и умения, выявить и восполнить пробелы в знаниях;

--  учить работать самостоятельно;

-- развивать чувство коллективизма, ответственности;

-- совершенствовать речь обучающихся, развивать орфографическую зоркость;

-- воспитывать умение контролировать свои эмоции.

Задачи:

--заинтересовать учеников необычной формой проведения урока;

--помочь каждому поверить в себя

Оборудование: карточки с заданием, эмблемы, красочно оформленная доска, столики с названием команды, компьютер, фонограмма музыкальной композиции, идущей в заставке КВН.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_na_konkurs._russkiy_yazyk._filiptsovoy_t.a.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1 п. Пангоды»

Урок русского языка

(КВН)

«Правописание не с причастиями»

                                                                                 Филипцова Татьяна Анатольевна,

                                                                                         учитель русского языка и литературы,

                                                                      МОУ СОШ №1 п. Пангоды

                                                                      Надымского района ЯНАО

п. Пангоды, 2013 г.

Тема урока: «Правописание не с причастиями»

              Урок проводится в 7 классе. Цели, задачи и содержание урока определяются через развитие языковой, лингвистической, коммуникативной компетенций.

Цели:

-- систематизировать знания и умения обучающихся по теме «Правописание не с причастиями»;

 -- в игровой форме проверить имеющиеся знания и умения, выявить и восполнить пробелы в знаниях;

--  учить работать самостоятельно;

-- развивать чувство коллективизма, ответственности;

-- совершенствовать речь обучающихся, развивать орфографическую зоркость;

-- воспитывать умение контролировать свои эмоции.

Задачи:

--заинтересовать учеников необычной формой проведения урока;

--помочь каждому поверить в себя

Оборудование: карточки с заданием, эмблемы, красочно оформленная доска, столики с названием команды, компьютер, фонограмма музыкальной композиции, идущей в заставке КВН.

Содержание урока

Звучит музыка (заставка КВН). Все участники исполняют песню:

                                                      Снова в этом классе,

                                                      В этом классе нет пустого места,

                                                      Значит, это знания,

                                                      Это знания собирают всех.

                                                      Мы начинаем КВН,

                                                      Для кого, для чего?

                                                      Чтоб не осталось в стороне

                                                      Никого, ничего.

            Вступительное слово учителя. 

Доброе утро! Я рада вас приветствовать на необычном уроке русского языка. Сегодня мы поиграем в КВН. Команды и жюри прошу занять свои места. Тема нашей игры: «Правописание не с причастиями».  

Итак, мы начинаем КВН! Ни пуха, ни пера!

            Конкурс 1.«Приветствие».

Команды выступают с приветствием, жюри оценивает по пятибалльной системе.

Конкурс 2. «Волшебные карточки».

Каждая команда получает по перфокарте, в течение отведенного времени выполняет задание и сдает жюри.

1-я команда

2-я команда

Вырежьте по контуру  и наклейте на лист только те словосочетания, в которых  не с причастиями пишется слитно?

1.(Не)замеченная ошибка

_____________________________________

2.Гласные, (не)проверяемые ударением

_______________________________________

 3. (Не)продуманный ответ

______________________________________

4. Решение (не)продумано

______________________________________

5. Работа (не)закончена

______________________________________

6. (Не)законченное сочинение

_____________________________________

7. Еще (не)прочитанная мною книга

____________________________________

8. (Не)обжитый строителями, а заброшенный край

_____________________________________

9. (Не)обозримая равнина

_____________________________________

10. Никем (не)нарушаемая тишина.

_____________________________________________________

Вырежьте по контуру  и наклейте на лист только те словосочетания, в которых  не с причастиями пишется слитно?

1.(Не)сыгранная пьеса

___________________________________

2. Еще (не)вспаханное поле

___________________________________

3. Никогда (не)выигрывающий

__________________________________

4.Стены (не)завешены картинами

__________________________________

5. (Не)отправленное письмо

__________________________________

6. Урок (не)выучен

__________________________________

7.(Не)имеющий ничего схожего;

___________________________________

8. (Не)выполненное Сеней;

___________________________________

9. (Не)исследованная, а совсем еще дикая;

___________________________________

10. (Не)защищенное от ветра лицо

Выполнение задания жюри оценивает по пятибалльной системе.

Конкурс 3. «Создай свою звезду».

Каждая команда получает по макету звезды. Участники команд должны заполнить вершины звезды примерами, соблюдая условия:

1. Есть зависимое слово.

2.Краткое причастие.

3.Не употребляется без не.

4.Есть противопоставление с союзом а.

5. Нет зависимого слова.

Выигрывает та команда, которая правильно и быстро выполнит задание.

Конкурс 4. «Состязание капитанов».

 Назовите признак, объединяющий записанные на доске слова. Определите части речи.

Ненастный, нелепый, негодующий, непоседа, невежа, ненавидящий, недоумевать, невзлюбила.

Побеждает тот, кто первым назовет признак и безошибочно определит части речи.

Конкурс 5. «Командный переполох».  (Данный конкурс выступает в роли разминки).

Учитель читает предложения,1-я команда, взявшись за руки, встает с мест, если не с причастием пишется слитно; 2 –я команда встает, если не с причастием пишется раздельно.

  1. Еще не тронутые увяданием георгины гордо высились перед окном.
  2. Неумолкающий рокот кузнечиков заполнял вечернюю тишину.
  3. Волны с неумолкающим шумом бились о борт корабля.
  4. Незабываемое впечатление оставила весенняя гроза.
  5. Тайга, не заваленная буреломом, а выстланная зеленым ковром, расстилалась перед нами.
  6. В воздухе закружилась не опавшая, а сорванная с деревьев листва.
  7. Свежий ветер, еще не утихший после шторма, трепал паруса.

Побеждает команда, которая выполняла задание организованно и безошибочно.

Конкурс 6. «Лексическая разминка».

Командам по очереди предлагается определить соответствующий синоним с приставкой не, если 1-я команда затрудняется с ответом, отвечает 2-я, получая дополнительные баллы.

  • Безграничный, безмерный (неисчерпаемый)
  • Постоянно светящийся, не утрачивающий своей силы, своего значения (немеркнущий)
  • Не знающий жизни, не имеющий опыта (неоперившийся)
  • То, что трудно описать словами (неописуемый)
  • Лишённый покрытия, кровли (непокрытый)
  • Запрещённый, недозволенный (неразрешённый)
  • Огнеупорный (несгораемый)
  • Поддерживающий собой что – либо неподвижное, служащий опорой чему – либо (несущий)
  • Имеющий плохую успеваемость, отстающий в занятиях (неуспевающий)
  • Постоянно бодрый и жизнерадостный (неунывающий)

Побеждает команда, набравшая большее количество баллов.

Конкурс 7. «Конкурс грамотеев».

Каждая команда получает текст. Выигрывает та команда, которая быстро и безошибочно выполнит задание.

Карточка №1

Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания.

Отступили д…жди и хл…потливая осень сп…шит пор…довать всех последними теплыми д…неч(?)ками. Бабье лето спустившееся на землю п…хоже на ч…до. М…гучие д…ревья измученные дождями и ветрами нежатся на солнце. Пересвистываются еще (не)улетевшие птицы и стр…кочут кузнечики.

Карточка №2

Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания.

Анды самые высокие горы американского к…нтинента расс…кающие его с севера на юг. Они п…ражают его м…няющимися п…йзажами. Здесь увид…шь п…крытые вечными снегами пики гор дымящиеся вулканы. На зап…де св…ркает бирюзой Тихий ок…ан на в…стоке в…схищают (не)пролазные джунгли.

Жюри подводит итоги. Задание оценивается по пятибалльной системе.

Учитель. Наш  урок подходит к концу. Ребята, вы молодцы! Показали отличные знания по теме, проявили ум, смекалку. Я поздравляю с победой, с победой в знаниях и умениях.

Подведение итогов урока. Выставление оценок.

        Домашнее задание: подготовить связный рассказ о правописании не с причастиями.  Выполнить упражнение138.

                                                                                                                                               

                                             

Используемая литература

  1. Русский язык: Учеб. для 7 кл. общеобразоват. Учреждений  /  М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. – М.: Просвещение, 2009.  – 223 с.

  1.  Русский язык. 7 класс. Уроки: путешествия, игры, КВН, сюрпризы / авт.-сост.О.В.Сухова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 95 с.

  1. Русский язык. 7 класс. Поурочные планы по учебнику М.П.Баранова и др. – Изд. 3-е, переработанное. / Сост. Н.В.Сиденко. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2007. – 112 с.

  1. Тестовые задания по русскому языку:7кл.: пособие для учащихся / Богданова Г.А. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2008. – 143 с.

  1. Н.Е. Щуркова. Собранье пёстрых дел. – М.: «Новая школа», 2003. – 110 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка в 7 классе "Действительные причастия настоящего времени"

Урок содержит в себе работу по повторению ранее изученного материала, изучение таблицы суффиксов причастий, самостоятельную работу с учебником, работу с текстом, работу над выразительными средствами я...

Урок русского языка в 7классее по теме:"Причастие"

Урок поможет ребятам в определении понятия "Причастие" на основе наглядно-практического метода....

Презентация к уроку русского языка в 6 классе "Действительные причастия настоящего и прошедшего времени"

Презентация к уроку русского языка в 6 классе по теме: "Действительные причастия настоящего и прошедшего времени"...

Использование ЭОР на уроке русского языка по теме: "Не с причастием"

Урок разработан учителем русского языка и литературы МБОУ "СОШ №3" Аверьяновой Ириной Вадимовной в соответствии с ФГОС. Цели урока: на основе эмпирической области в языковых явлениях данной группы соз...

Самоанализ урока русского языка в 6 классе «Употребление причастий в языке»

Данный урок  изучается в разделе «Текст» после изучения разделов «Система языка. Морфология. Причастие» и «Правописание». Его цель – актуализация имеющихся знаний; пробуждение у школьников интере...

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе «Образование причастий. Действительные и страдательные причастия».

Данная разработка содержит практический материал для проведения урока в 6 классе по программе М.М.Разумовской....

Конспект урока русского языка для 7 класса "Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени"

Технологии: исследовательская, здоровьесберегающая, технология коллективного сотрудничества, технология личностно-ориентированного образования, компьютерная технология....