Урок русского языка в 7классее по теме:"Причастие"
план-конспект урока (русский язык, 7 класс) по теме

Урок поможет ребятам в определении понятия "Причастие" на основе наглядно-практического метода.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prichastie_7kl..doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  русского  языка

В  7 классе

  ТЕМА: « Понятие о причастии.»

ЦЕЛЬ: ознакомить учащихся с грамматическими признаками причастия, формировать умение различать причастия и имена прилагательные; развивать умение составлять устный рассказ на лингвистическую тему; обогатить синтаксический строй учащихся путём использования причастий.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ: беседа, сравнение, наблюдение, работа по таблице.

ОБОРУДОВАНИЕ: таблица для сравнения «Глагол- прилагательное-причастие», теннисный мячик.

УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ  –    Евдокимова  Ирина

                                                                                  Николаевна

ХОД  УРОКА

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

- приветствие

- посадка, проверка готовности к уроку

- настрой на работу

                                    Начинается урок.

Приготовься –ка, дружок!

Много нового узнаешь,

На уроке «поиграешь»:

Будем мячик мы бросать

И часть речи изучать.

  1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ БЕСЕДА
  1. Какая часть речи называется глаголом?
  2. Как изменяется глагол?
  3. Что такое спряжение глагола и как определить спряжение глагола с безударным окончанием?
  4. Какие глаголы называются переходными (непереходными)?
  5. Какая часть речи называется именем прилагательным?
  6. Как изменяются имена прилагательные?
  7. Назовите разряды имён прилагательных.

  1. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА

- Сегодня на уроке мы познакомимся с новой частью речи, которая взяла для себя морфологические признаки двух частей речи- глагола и имени прилагательного. А поможет нам в этом вот этот теннисный мячик

( учитель показывает).

  1. ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
  1. Наблюдение за материалом

- Какой мяч по цвету? (Синий)

- Какой мяч по размеру? (Маленький)

- Из какого он материала? ( Резиновый)

- Для какой игры? (Теннисный)

                                     (На доске появляется запись)

                                                    МЯЧ

Синий

Маленький

Резиновый

Теннисный

                                           ________________

                                                    КАКОЙ?

                                         ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА

                                     ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

( Учитель бросает мяч)

 - Мяч что делает? (Летит)

 - Он какой? (Летящий)

 - А сейчас мяч что делает? (Падает)

 -Значит он какой ? (Падающий)

 - А когда он летел, какой он? (Летящий)

                                   (На доске появляется запись)

                                                     МЯЧ

                                          Летит

                                          Падает

                                          Скачет

                                         __________________

                                              ЧТО ДЕЛАЕТ?

                                       ДЕЙСТВИЕ ПРЕДМЕТА

                                                    ГЛАГОЛ

- Новая часть речи, которая объединила в себе признаки имени прилагательного и глагола – п р и ч а с т и е.

              ( На доске появляется запись, в тетрадях учащихся тоже)

                                                     МЯЧ

                                                Летящий

                                                Падающий

                                       __________________

                                                  КАКОЙ?

                        ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА ПО ДЕЙСТВИЮ

                                               ПРИЧАСТИЕ

- Какие же морфологические признаки  прилагательного можно обнаружить у причастия?       Для этого сопоставим данные ниже формы слов.

Летящий (мяч) – Летящая (тарелка) – Летящие (шары)

Летящий, летящего, …летящим, о летящем.

 

- Правильно, причастие, как и имена прилагательные,  изменяются по родам, числам и падежам.

- Какие же морфологические признаки глагола можно обнаружить у причастия? Давайте сопоставим данные ниже формы слов.

Летящий – летевший

Падающий – упавший

- Правильно, причастие, как и глаголы, изменяются по временам (в прошедшем и настоящем времени) и могут быть совершенного и несовершенного времени.

  1. Чтение правила по новому материалу на стр. 25.

  1. ЗАКРЕПЛЕНИЕ

  1. Устная работа на закрепление значения причастия – формы глагола, обозначающей признак действия (учащиеся заменяют причастия сочетаниями глаголов с местоимением    к о т о р ы й     и, наоборот, сочетания глаголов с местоимениями – причастиями.

а) Читающая девочка — которая читает; сражавшийся воин — кото рый сражался; встреченная делегация — которую встретили; решаемая задача — которую  решаем.

б) Ученик, который отвечает — отвечающий ученик; земля, которую покрыл снег — покрытая снегом земля; упражне ние, которое задали — заданное упражнение; отряд, который занял первое место — отряд, занявший первое место.

  1. Объяснительный диктант

1)Вылетевшее слово и на коне не догонишь. 2) Пересохший пласт уро- жая не дает. 3) Рассыпанный рис соберешь, а сказанных слов не воротишь. 4) Обдуманное слово дороже золота. 5) Катящийся камень травой не обрас тает.

                 

  1. Упражнение № 54

  1. ИТОГ  УРОКА

1) Что называется причастием?

2) Какие свойства глагола и прилагательного имеет причастие?

3) Какой признак предмета обозначает причастие?

4) Какова синтаксическая роль причастия в предложении?

  1. ДОМАШНЯЯ  РАБОТА

Выучить определение причастия как части речи;

Упражнение № 57


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока по русскому языку в 7классе по теме : "Наречие".

Данный материал даёт возможность повторить и закрепить основные  правила правописания наречий, формирует умение применять теоретические знания на практике....

Урок русского языка в 7 классе. Тема: Обобщение и систематизация знаний по теме «Правописание суффиксов действительных и страдательных причастий настоящего времени».

Цели:Деятельностные - создание  условий  для  усвоения  темы, развитие  готовности  мышления  к  усвоению  новых  способов  деятельности, развити...

Урок русского языка в 10 классе. Тема:"Причастие. Морфологические признаки. Стилистическая роль"

Урок русского языка в 10 классе спланирован по программе Н.Г. Гольцовой. На уроке учащиеся сами определяют цели учебной деятельности, выполняют самостоятельные задания с последующей самопроверкой и вз...

План-конспект урока русского языка в 7классе. Повторение изученного по теме «Фразеология. Происхождение и употребление фразеологизмов».

Данный урок знакомит учащихся с происхождением и употреблением фразеологических оборотов. Построен с использованием метода критического мышления. Материал урока позволяет закрепить знания семиклассник...

Урок русского языка и презентация по теме "Причастие" 7 класс

Урок-игра "Обобщение и систематизация знаний по теме "Причастие". 7-й класс...

Технологическая карта урока русского языка  в 7 классе Тема: «Признаки прилагательного и глагола у причастия».  1.Предмет:  русский язык

                 Технологическая карта урока русского языка  в 7 классе                Тема: &laqu...