Урок русского языка в 10 классе. Тема:"Причастие. Морфологические признаки. Стилистическая роль"
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему

Гудаева Людмила Геннадьевна

Урок русского языка в 10 классе спланирован по программе Н.Г. Гольцовой. На уроке учащиеся сами определяют цели учебной деятельности, выполняют самостоятельные задания с последующей самопроверкой и взаимопроверкой , дают оценку своим успехам, прогнозируют зону дальнейшего развития. В прцессе всего урока работают с текстами, направленными на формирование коммуникативной и информационной компетенций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx32.33 КБ
Файл prichastie.pptx477.84 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 10 классе.

Гудаева Людмила Геннадьевна, учитель русского языка и литературы.

МБОУ СОШ № 72 г. Хабаровска

Тема: Причастие. Морфологические признаки. Стилистическая роль.

Тип урока: совершенствование знаний, умений и навыков учащихся.

Цель урока: обеспечение понимания причастия, умения находить в тексте, отличать их от прилагательных, конструировать предложения с причастным оборотом.  

Создание условий для развития умений  слушать, сравнивать, анализировать, устанавливать связи между элементами учебного материала, осуществлять  

 самоконтроль, самооценку учебной деятельности на основе уважения, взаимопонимания, доброжелательности.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация Power Point,  раздаточный материал, учебники Н.Г. Гольцовой, И.В. Шамшина. 

Структура урока: Ф – фронтальная работа, П – работа в постоянных парах, И – индивидуальная работа, Г– групповая работа.

                                               Ход урока.

1.Организационный момент.

Приветствие, объявление темы, запрос целей:

Как вы определите цели урока, исходя из темы? (Да, мы сегодня постараемся в комплексе применить знания о причастии)

Каких действий на уроке потребует это от вас? Зачем? Что лично вам это  даст?

Оценить свои умения по данной теме вы сможете с помощью листа контроля:

Задания

Моя оценка

Взаимооценка

Мои затруднения

Работа

с текстом

Составление кластера

Поиск причастий в тексте

Лингвистический эксперимент

2.Основная часть. Работа с текстом.  (Приложение №1)  

(распечатанные тексты до урока раздаются уч-ся). 

Текст проецируется на доску  (Слайд №4).  Учитель дает небольшую справку о писателе.

Учащиеся читают текст и маркируют его, используя приемы маркировки.

Прочитайте текст, используя прием маркировки текста (Слайд № 3).

Система маркировки текста включает следующие значки:

«V» – то, что известно;

«» – то, что противоречит представлениям читающего,  вызывает сомнения;

«+» – то, что является для читателя интересным и неожиданным;

«?» – у читателя возникло желание узнать о том, что описывается, более подробно.

В парах обсуждают вопросы:

Какие утверждения автора вызвали ваши сомнения?

Что показалось интересным и неожиданным в рассуждениях С.В. Лукьяненко?

Сформулируйте авторскую позицию. Учащиеся обмениваются мнениями, затем читают высказывание С. Лукьяненко о книге: «Прочитанная книга –

еще одна прожитая жизнь». (Слайд №7)

Можно считать аргументом это высказывание к позиции автора?

Работа с текстом готовит к выполнению творческого дом. задания.  

Дом. задание на выбор: (Слайд №6)

  1. Задайте по содержанию текста С.В. Лукьяненко «толстые» вопросы, сформулируйте и прокомментируйте проблему, поставленную автором.
  2. Сформулируйте собственную позицию, выразите согласие или несогласие с точкой зрения автора.

3.Морфологические признаки причастия.

(Слайд №8) Учитель читает высказывание В.И.Даля о причастии: «часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного».

Такое емкое и интересное определение дал причастию В.И. Даль, автор знаменитого словаря. Раскройте суть данного высказывания с помощью кластера.

а) Работа в группах. Учащиеся структурируют сведения о морфологических признаках причастия, оформляют их кластером. (Слайд №9)

Взаимопроверка групповой работы с последующей взаимооценкой.  (Слайд №10)

б) Самостоятельная работа.      

Задание:    из текста С. В. Лукьяненко выпишите все причастия, обозначьте суффиксы, определите постоянные морфологические признаки: время, действительное оно или страдательное.

(Слайд №10) Самопроверка выполненного задания, заполнение листа контроля.

- По каким признакам вы узнали причастие?  Учащиеся называют способы, которыми они оперируют, определяя принадлежность слова к части речи (выделяют суффиксы,  можно заменить сочетанием который + глагол, наличие зависимого слова).

в) Отличие причастий от прилагательных. Проблемная  ситуация.  

Блестящий ответ

Любящий взгляд

Открытый характер

Сокровенные мысли

Можно ли назвать выделенные слова причастиями?  (Слайд №11)

Уч-ся работают в парах, определяют принадлежность слова  к прилагательным.

Способы определения принадлежности слова к части речи записывают в тетрадь.

У данных слов отсутствуют глагольные признаки, их нельзя заменить синонимичным сочетанием который + глагол, зависимые слова невозможно подставить, употреблены в переносном значении.

Вывод: причастия могут переходить в прилагательные. Этот процесс называется адъективацией.

(Слайд №12 )

  Релаксация (слайд №13)

4.Стилистическая роль причастий.  

Учитель: Совмещение в одном слове признаков разных частей речи делает причастия более богатыми содержательно, а поэтому и более экономными, на что обратил внимание М.В. Ломоносов.

а) Учащиеся читают слова М.В. Ломоносова. (Слайд №14 )

б) Лингвистический эксперимент.

Перед вами предложение о книге, произведите замену придаточных предложений на причастные обороты, и вы получите высказывание Алишера Навои.  (Слайд №15)

Затем учащиеся, работая с предложением (Слайд №16), делают выводы, когда замена придаточного предложения на причастный оборот невозможна.

Вывод: причастия позволяют избегать повторов, делают речь яркой и убедительной, предложение стало короче, что подтверждает слова Ломоносова.

 Но все-таки,  несмотря на достоинства причастий, совмещающих в себе «силу имени и глагола», в обычной речи они встречаются не очень часто. Вот А.С. Пушкин сказал об этом: «Причастия обыкновенно избегаются в разговоре… Краткость причастия заменяется вялым оборотом». 

в) Реализация домашнего задания (по группам). 

 - Учащиеся 1 группы получили задание  исследовать тексты художественного, публицистического стилей, содержащие причастия.

Учащиеся 2 группы - научного стиля  (определения частей речи).

Учащиеся 3 группы следили за речью одноклассников, родителей.

Собщения учащихся. Выводы о стилистической роли причастий записываются в тетрадях в форме таблицы

Стили речи

Стилистическая функция причастий

художественный

образность, красочность, выразительность

научный

краткость, точность, лаконичность

публицистический

эмоциональность, торжественность

разговорный

используется редко, заменяется оборотом «который + глагол»

5.Проба сил.  (Слайды  №17-21)

Тест «Готовимся к ЕГЭ»  (Приложение  № 2)

6. Итог занятия. Рефлексия.  (Слайд № 22) Учащиеся отвечают на вопросы, определяя для себя ближайшую зону развития. Учитель подводит итог, цитируя слова Блеза  Паскаля:  «Доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другим». (Слайд № 23)

Приложение № 1

Вопросы и задание по тексту.                 

   Прочитайте текст, используя прием маркировки текста                    

    Что показалось интересным и неожиданным в рассуждениях С.В. Лукьяненко?

     Сформулируйте авторскую позицию.

     Определите стиль текста.

Мне давно кажется, что чтение книг миновало тот краткий период, когда оно было всеобщим развлечением. Кино, как бы оно ни было хорошо снято, при всем желании составить конкуренцию не могло – поход в кино был отдельным событием, а книга всегда под рукой. Телевизор, даже обретший цвет и большие экраны, не мог удовлетворить всех и сразу.

Зато видео и компьютер нанесли свой удар. Кино – это чтение для нищих духом. Для тех, кто не способен представить себе войну миров, вообразить себя на мостике «Наутилуса» или в кабинете Ниро Вульфа.

Кино – протертая кашка, обильно сдобренная сахаром спецэффектов, которую не надо жевать. Открой рот – и глотай. Почти то же самое с компьютерными играми – это вдруг ожившая книга, в которой ты волен выбрать, на чьей ты стороне.

А чтение вернулось к своему первоначальному состоянию. К тому времени, когда оно было развлечением умных. Книги стали дороже, тиражи стали меньше – примерно как в XIX веке.

По мне так лучше признать: чтение – это удовольствие не для всех. И даже не просто удовольствие, это работа, преобразующая нашу душу.    

                                                                       С.В. Лукьяненко

Домашнее задание на выбор:

  1. Задайте по содержанию текста С.В. Лукьяненко «толстые» вопросы, сформулируйте и прокомментируйте проблему, поставленную автором.
  2. Сформулируйте собственную позицию, выразите согласие или несогласие с точкой зрения автора.

Приложение № 2

Тест «Проба сил»

1. Какое причастие образовано от выделенного глагола?

Решить (решавший, решенный, решающий, решаемый) 

2. Укажите правильную морфологическую характеристику слова ПОКРЫТОЙ из второго (2) предложения текста. 

(2)С маленьким чемоданом я вышел из поезда и зашагал по направлению к деревне прямо по некошеной траве, покрытой травой.

1) действительное причастие

2) деепричастие

3) страдательное причастие

4) прилагательное

 3. Из предложений 10-11 выпишите причастия.

(10)Откуда же взялся детский классик Маршак, восхищавший таких больших и очень разных писателей, как М. Горький, В. Маяковский, М. Цветаева, К. Чуковский? (11)Всемирно известный переводчик, выигрывавший творческие «дуэли» у самых выдающихся мастеров?

4. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые?

Вовремя прочитанная (1)книга (2)может иногда решить судьбу человека, стать его путеводной звездой, на всю жизнь определить его идеалы. (С. Михалков)         

        1) 1

        2) 1, 2

        3) 2 

        4) нигде

5. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения можно заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

1. Разве не смело встретили мы нашу судьбу, храня в сердце все то спокойствие, мир, доброту, которые нашли за волшебной дверью книг? (А. Конан Дойль)

2. Дом, в котором нет книги, подобен телу, лишенному души. (Цицерон)

3. Книга – это живая нить, которая выводит ребенка из детской комнаты и соединяет с остальным миром.  (Д. Мамин-Сибиряк)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Причастие. Морфологические признаки. Стилистическая роль.

Слайд 2

Лист самоконтроля Задания Моя оценка Взаимооценка Мои затруднения Работа с текстом Составление кластера Поиск причастий в тексте Лингвистический эксперимент

Слайд 3

Прочитайте текст, используя прием маркировки текста. Система маркировки текста включает следующие значки: « V » – то, что известно; « – » – то, что противоречит представлениям читающего, вызывает сомнения; « + » – то, что является для читателя интересным и неожиданным; « ? » – у читателя возникло желание узнать о том, что описывается, более подробно.

Слайд 4

Мне давно кажется, что чтение книг миновало тот краткий период, когда оно было всеобщим развлечением. Кино, как бы оно ни было хорошо снято, при всем желании составить конкуренцию не могло – поход в кино был отдельным событием, а книга всегда под рукой. Телевизор, даже обретший цвет и большие экраны, не мог удовлетворить всех и сразу. Зато видео и компьютер нанесли свой удар. Кино – это чтение для нищих духом. Для тех, кто не способен представить себе войну миров, вообразить себя на мостике «Наутилуса» или в кабинете Ниро Вульфа. Кино – протертая кашка, обильно сдобренная сахаром спецэффектов, которую не надо жевать. Открой рот – и глотай. Почти то же самое с компьютерными играми – это вдруг ожившая книга, в которой ты волен выбрать, на чьей ты стороне. А чтение вернулось к своему первоначальному состоянию. К тому времени, когда оно было развлечением умных. Книги стали дороже, тиражи стали меньше – примерно как в XIX веке. По мне так лучше признать: чтение – это удовольствие не для всех. И даже не просто удовольствие, это работа, преобразующая нашу душу. С.В. Лукьяненко

Слайд 5

Что показалось интересным и неожиданным в рассуждениях С.В. Лукьяненко? Сформулируйте авторскую позицию.

Слайд 6

Домашнее задание на выбор: Задайте по содержанию текста С.В . Лукьяненко «толстые» вопросы, сформулируйте и прокомментируйте проблему, поставленную автором. Сформулируйте собственную позицию, выразите согласие или несогласие с точкой зрения автора.

Слайд 7

Прочитанная книга – еще одна прожитая жизнь. С.В. Лукьяненко

Слайд 8

Причастие – это «часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного» В.И.Даль Раскройте суть данного высказывания с помощью кластера.

Слайд 9

Кластер Причастие Прилагательное Глагол род число падеж возвратность время вид Настоящее время Прошедшее время

Слайд 10

Проверь страдательные причастия прошедшего времени сня т о протер т ая сдобр енн ая действительные причастия п рошедшего времени настоящего времени обрет ш ий ожи вш ая преобразу ющ ая

Слайд 11

Блестящий ответ Любящий взгляд Открытый характер Сокровенные мысли Можно ли назвать выделенные слова причастиями?

Слайд 12

Адъективация – процесс перехода причастий в прилагательные. Чаще других переходят в разряд прилагательных действительные причастия настоящего времени и страдательные причастия прошедшего времени. Утрата глагольных свойств. Отсутствие зависимых слов. Возможность употребляться в переносном значении. Способность образовывать степени сравнения, сочетаться с наречиями очень , весьма . (от лат. adjectivum - прилагательное) Признаки адъективации:

Слайд 13

Облака

Слайд 14

Стилистическая роль причастия Сии глагольные имена служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу. М.В.Ломоносов

Слайд 15

Книга – это собеседник, к оторый имеет м озг, покрытый кожей, о тайных делах к оторый вещает м олча . имеющий вещающий Алишер Навои, узбекский поэт XV в .

Слайд 16

Любимыми мы считаем обычно такие книги, которые помогают нам разбираться в жизни и в людях . Можно ли придаточное предложение заменить на причастный оборот?

Слайд 17

Проба сил 1. Какое причастие образовано от выделенного глагола? Решить (решавший, решенный, решающий, решаемый)

Слайд 18

Проба сил 2 . Укажите правильную морфологическую характеристику слова ПОКРЫТОЙ из второго (2) предложения текста. (2) С маленьким чемоданом я вышел из поезда и зашагал по направлению к деревне прямо по некошеной траве, покрытой травой. 1 ) действительное причастие 2) деепричастие 3) страдательное причастие 4) п рилагательное

Слайд 19

Проба сил 3 . Из предложений 10-11 выпишите причастия. (10) Откуда же взялся детский классик Маршак, восхищавший таких больших и очень разных писателей, как М. Горький, В. Маяковский, М. Цветаева, К. Чуковский? (11) Всемирно известный переводчик, выигрывавший творческие «дуэли» у самых выдающихся мастеров?

Слайд 20

Проба сил 4 . В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые ? Вовремя прочитанная ( 1) книга ( 2) может иногда решить судьбу человека, стать его путеводной звездой, на всю жизнь определить его идеалы. (С . Михалков ) 1 ) 1 2 ) 1, 2 3 ) 2 4 ) нигде

Слайд 21

Проба сил 5. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения можно заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом ? 1 . Разве не смело встретили мы нашу судьбу, храня в сердце все то спокойствие, мир, доброту, которые нашли за волшебной дверью книг? (А. Конан Дойль ) 2. Дом, в котором нет книги, подобен телу, лишенному души . (Цицерон) 3 . Книга – это живая нить, которая выводит ребенка из детской комнаты и соединяет с остальным миром. (Д . Мамин-Сибиряк )

Слайд 22

Лист самоконтроля Задания Моя оценка Взаимооценка Мои затруднения Работа с текстом Составление кластера Поиск причастий в тексте Лингвистический эксперимент Что, на мой взгляд, не удалось? Почему? Что учесть на будущее?

Слайд 23

Доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другим. Блез Паскаль


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыков УУД на уроке русского языка при изучении темы «Причастие» в 6 классе.

Формирование навыков УУд на уроке русского языка при изучении темы "Причастие" в 6 классе....

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС «Морфологические признаки причастия» (первый урок)

Тема урока предполагает расширение представлений учащихся о причастии как особой форме глагола и его морфологических признаках. На уроке учащиеся развивают умения формулировать определения понятий, ум...

Урок русского языка "Обобщение по теме ""Причастие"

Урок русского языка в 7 классе с использованием сингапурских структур. Предлагаю разнообразный материал для обобщения и повторения. Дополнительное сведения о стилистической роли  причастий могут ...

Конспект урока русского языка _6___ класс Тема: Местоимение как часть речи. Роль местоимений в письменной и устной речи.

Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте...

Конспект урока русского языка _6___ класс Тема: Местоимение как часть речи. Роль местоимений в письменной и устной речи.

Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте...


 

Комментарии

Очень интересно было следить за развитием мысли на уроке. Рзумеется, заинтересовало и высказывание Сергея Лукьяненко. Как-то сразу не среагировала на инициалы Только увидела слайд - поняла, о ком речь. Наверное, с ребятами тоже можно было говорить о точке зрения писателя и предложить другое высказывание - работников телевидения, программистов. Тот же фильм "Москва слезам не верит". Но это для дискуссии.
Может, портрет фантаста дать перед его словами? Или это для интриги?
Вот ещё о чем подумала: все-таки проблема, использованная вами не собственно лингвистическая. А чем не проблема: нужны ли нам причастия, если они вообще не наши и звучат неприятно? А где, собственно, наши причастия? Проанализировать текст с "ущами и вшами", определить его стиль. В разговорном или художественном отрывке увидеть бывшие древнерусские причастия. Сразу решить проблему их отнесенности к прилагательным. Далее оторвать от них полное окончание и увидеть...глаголы прошедшего времени. Детектив!
Простите за опус. Это я очень скучаю по русским классам. Может, какие-то идеи и пригодятся вам.