Урок русского языка "Обобщение по теме ""Причастие"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Скопина Светлана Геннадьевна

Урок русского языка в 7 классе с использованием сингапурских структур. Предлагаю разнообразный материал для обобщения и повторения. Дополнительное сведения о стилистической роли  причастий могут быть интересны учащимся с точки зрения подготовки к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему. Значительное внимание уделяется развитию речи. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_po_teme_prichastie.docx28.71 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение по теме «Причастие»

Тип урока: повторительно-обобщающий урок
Цели: 

Обучающие: обобщить изученный материал по причастию.

Воспитательные: способствовать воспитанию интереса к языку. Развивающие: развивать умение употреблять причастия в речи

Организационный момент. Мотивация.

- Предлагаю вашему вниманию высказывание К.Г. Паустовского. Подумайте и ответьте на вопрос: как вы его понимаете.

        Русский язык открывается до конца в своих поистине волшебных свойствах лишь тому, кто кровно любит и знает до косточки свой народ и чувствует сокровенную прелесть нашей земли.

 - Перечитайте ещё раз, чтобы вникнуть в смысл слов писателя.

Ваши ответы.

        (- Свой язык надо знать хорошо, потому что это часть нашей истории, общей жизни, культуры.

        (- Любовь к своему языку – это любовь к своей стране.)

- Совершенно верно, мы должны хорошо знать свой язык, должны стремиться в совершенстве владеть им. Каждый урок мы с вами познаём что-то новое.  А познавать надо  с хорошим настроением. Скажем друг другу и нашим гостям: доброе утро! Пусть каждый день будет для всех нас добрым.

2.

- Предлагаю вам послушать ребят, это наша исследовательская группа. Они пополнят ваш словарный запас, познакомят с новыми для вас фразеологизмами.

Стоять как вкопанный

Неразменный рубль

Недрёманное око

Иван, не помнящий родства

Глас вопиющего в пустыне

- Какую роль играют фразеологизмы?

(- Фразеологизмы украшают нашу речь, делают её яркой, точной, выразительной. Вспомним, что фразеологизмы являются одним членом предложения.)

- Спасибо. Скажите, что общего в составе этих фразеологических оборотов? (Причастия)

- Выделите в них суффиксы.

- Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?

(Мы будем говорить о причастии, а так как мы уже изучили все темы по причастию, наверное, будем собирать воедино материал по этой части речи.)

- Верно, мы будем обобщать и  углублять наши знания о причастии. Предлагаю повторить то, что вы  знаете об этой интересной части речи. Для это прибегнем к известному вам приёму.

Приём ТОКИН МЭТ

1. Учитель задаёт тему «Причастие»

2. Ученик под номером 2 берёт лист А3 и записывает в середине «Причастие». Заключить в овал это слово.

3. Ученики записывают максимальное количество слов, фраз схем по теме (2 мин)

4. Команды переходят от стола к столу, чтобы создать взаимосвязи между записями и задать вопросы по работе другой команды. (3 мин.)

5. Команды возвращаются к своей работе, чтобы проанализировать комментарии других учеников. (1 мин.)

6. Команды презентуют свои работы друг другу. (30 сек. на презентацию: 1-4, 2-5, 3-6)

ОТЛИЧНО

ЗНАК ТИШИНЫ

ХЛОПКИ

Свои работы по окончании урока прикрепите к магнитной доске

- Вы повторили теоретический материал. Предлагаю вам выполнить творческое задание.

Берём со стола КАРТОЧКИ № 1 (Творческое задание)

На карточках записаны сложные предложения. Выберите ОДНО.  Вставьте в обе части   причастные обороты. Запишите ОДНО предложение. Расставьте знаки препинания, подчеркните причастные обороты.

Структура РАУНД РОБИН

По кругу ученики читают свои предложения и выбирают одно для чтения.

Начинает ученик под № 4

1. Шелестит камыш, и чьи-то голоса гулко раздаются в ночной тишине. (Шелестит камыш, колеблемы ветром, и чьи-то голоса, слышимые издалека, гулко раздаются в ночной тишине)

2. Разгорался костёр, и тень то укорачивалась, то удлинялась. (Разгорался костёр, раздуваемый ветром, и тень, колеблемая ветром, то укорачивалась, то удлинялась)

3. Солнце высоко стояло в небе, и его лучи освещали сопки.

ОТЛИЧНО!

- А теперь ещё одно интересное задание: побудьте в роли корректоров, исправьте стилистические ошибки в предложенных вам предложениях.

Берём со стола КАРТОЧКИ № 2

1. Это произведение Василя Быкова я прочитал летом, посвящённое Великой Отечественной войне.

2. Гулявшая женщина с собакой остановилась у витрины магазина.

3. Кажется, что облако превратилось в чудовище, смотрящего на тебя с высоты.

4. Машу особенно поразили те рыбы, степенно плавающие в огромном аквариуме.

Выполним проверку, поставьте на полях радом с предложениями + и -.

На слайде

1. Это произведение Василя Быкова, посвящённое Великой Отечественной войне, я прочитал летом.

2. Гулявшая с собакой женщина остановилась у витрины магазина.

    Женщина, гулявшая с собакой, остановилась у витрины магазина.

3. Кажется, что облако превратилось в чудовище, смотрящее на тебя с высоты.

4. Машу особенно поразили рыбы, степенно плавающие в огромном аквариуме.

- Сделаем выводы по проделанной работе. Каковы распространённые ошибки, связанные с употреблением причастий?

(Определяемое слово находится внутри причастного оборота; причастный оборот отделяется от определяемого слова другими словами; при определяемом слове есть указательное местоимение)

- Кстати, подобное задание есть в заданиях ЕГЭ

ОТЛИЧНО!

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

(Проводит ученик)

- А сейчас предлагаю вам выполнить тестовые задания. Эту работу я проверю и оценю сама, собрав тетради.

1 вариант

1. В каком причастии на месте пропуска пишется буква Е?

1) замеш..нный в преступлении человек

2) картины разве..ны

3) поле засе..но

4) измер..нное расстояние

2. В каком слове на месте пропуска пишется одна буква Н?

1) решё..ая задача

2) мороже..ые овощи

3) освещё..ая улица

4) копчё..ая на костре рыба

3. В каком слове на месте пропуска пишутся две буквы Н?

1) Листья развея..ы ветром

2) девочка рассея..а

3) страница разорва..а

4) общество образова..о пять лет назад

4) В каком ряду в обоих причастиях на месте пропуска пишется одна буква Н?

1) напряжё..ый труд, решение найде..о

2) печё..ые овощи, охваче..ы радостью

3) просвещё..ое общество, нечая..ая встреча

4) мощё..ая булыжником, дети растеря..ы

5. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?

1) Всю досаду, накопленную во время скучной езды путешественник вымещает на смотрителе.

2) В чём художественный смысл картинок на стенах «смиренной, но опрятной обители», изображающих историю о блудном сыне?

3) С детских лет отзывается в наших сердцах благородный голос Лермонтова, пробуждающий отвагу, утверждающий чувства долга и чести.

4) Д.С. Мережковский сравнивал стихи Лермонтова с «заученными с детства молитвами».

6. Какое причастие нельзя образовать от глагола ПОКАЗАЛОСЬ?

2 вариант

1. В каком причастии на месте пропуска пишется буква Е?

1) рассе.нные ветром тучи

2) тесто замеш..но

3) потер..нный ключ

4) пожелания выслуш..ны

2. В каком слове на месте пропуска пишется одна буква Н?

1) печё..ая в золе картошка

2) сгущё..ое молоко

3) варё..ое мясо

4) купле..ые продукты

3. В каком слове на месте пропуска пишутся две буквы Н?

1) Деревья украше..ы фонариками

2) Повесть изда..а

3) Девушка образова..а

4) Игрушка слома..а

4. В каком ряду в обоих причастиях на месте пропуска пишется одна буква Н?

1) гружё..ая машина, девочка рассея..а

2) покраше.ый забор, невида..ый успех

3) лома..ая линия, пути отреза..ы

4) вяза..ая бабушкой, письмо получе..о

5. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?

1) Он пролез через частокол в сад, влез на дерево, раскинувшееся ветвями, упиравшимися в самую крышу дома.

2) Бедная старушка, лишённая последней надежды, уныло поплелась в хату.

3) Крик, двигавшейся в стороне, тучи диких гусей отдавался  в дальнем озере.

4) Месяц с вышины неба давно уже озарял весь двор, наполненный спящими, густую кучу верб и высокий бурьян, в котором потонул частокол, окружавший двор.

6. Какое причастие нельзя образовать от глагола СВЕРКНУЛИ?

Ответы.

1 вариант

2 вариант

1. 4

1. 2

2. 2

2. 3

3. 2

3. 3

4. 2

4. 3

5. 1

5. 3

Закончили выполнять тест

МОЛОДЦЫ!

Рефлексия.

- Прежде чем мы перейдём к следующему этапу урока, попрошу вас подумать и ответить на вопрос: чем вы занимались на уроке, что для себя извлекли?

-Да, а кроме сказанного вами, вы ещё работали в команде, между вами происходило деловое общение, а работать вместе и слаженно тоже важно и этому надо учиться.

МОЛОДЦЫ!

ОТЛИЧНО!

- Ребята, за это время вы многое узнали о причастиях: их словообразование, их морфологические признаки, синтаксическую роль, которую они выполняют в предложении, правописание причастий.

- А можно ли сказать, что вы всё узнали о причастии на наших уроках?

- Конечно, нет. В жизни всегда есть место открытиям.

- Коснёмся  еще одного вопроса: какова стилистическая роль причастий?

        

- Как вы думаете? В какой речи преимущественно используются причастия: в разговорной или в книжной? В текстах какого стиля употребляются чаще?

А вы часто ли  употребляете в своей речи причастия? Кстати, это тоже может быть темой для небольшого исследования. Возможно, кто-нибудь из вас заинтересуется.

- Предлагаю вам послушать ещё одну исследовательскую группу, поработавшую над этой темой.

Ученик 1: Для разговорного стиля употребление причастий, а точнее причастных оборотов, нехарактерно. Причастный оборот более соотнесен с книжными стилями. На это указывали еще в 18 и 19 веках М.В.Ломоносов, Г.Р. Державин, А.С. Пушкин. Они отмечали высокость и торжественность причастий. "Причастия имеют в себе некоторую высокость, и для того очень пристойно их употреблять в высоком роде стихов", - писал Ломоносов. Образцом использования причастий в высоком стиле могут служить произведения Ломоносова, Державина, Жуковского.

Ученик 2: В. И. Даль, автор знаменитого словаря, дал такую характеристику причастиям: «Часть речи, причастная глаголу, в образе прилагательного». В причастиях заложены признаки и глаголов и прилагательных. Совмещение в одном слове признаков разных частей речи делает эти слова содержательнее и экономнее.

Ученик 3: М. В. Ломоносов обратил внимание на то, что «Сии глагольные имена служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу».

        Вспомните теорию "Трех штилей" Ломоносова, где он делит литературный язык на 3 стиля: высокий, средний и низкий. Так вот, согласно этой теории, причастия следует использовать в произведениях высокого стиля, так как они придают речи торжественность и оттенок высокости.

Ученик 4:   Возможность соединения действия и указания на признак предмета в одном слове увеличивает семантическую емкость причастий, позволяет избавиться от многословия. Эту особенность отмечал А.С. Пушкин. Он с сожалением пишет: "Мы не говорим: карета, скачущая по мосту; слуга, метущий комнату; мы говорим: карета, которая скачет; слуга, который метет, заменяя выразительную краткость причастий вялым оборотом". В этих словах Пушкин обратил внимание на выразительность причастия, без которого письменная речь будет бедной и вялой, и на отсутствие причастий в устной речи.

        Пушкин широко использовал причастия в своих произведения.

Ученик 5: Краткость, точность и выразительность причастий сделали их незаменимыми помощниками научного и делового стилей, где мысль должна быть выражена максимально кратко, но довольно точно и четко. Например, Наречие - самостоятельная часть речи, которая не изменяется. (звучит длинно и не совсем красиво). А если часть предложения заменим на причастие, то получится: Наречие - самостоятельная неизменяемая часть речи. Кратко и емко. И звучит красиво.

Ученик 1: Также и в деловой речи. Здесь необходимо сказать о кратких причастиях. Краткие причастия, используемые в деловом стиле, во-первых, выражают волевые акты, во-вторых, как бы "обезличивают" предложения. Вот, например, запрещено, запланировано, предусмотрено, рекомендовано, установлено. После рассмотрения материалов дела установлено, что факт данного правонарушения доказан. Причастия установлено, доказан. 

Ученик 2: Есть еще одна сфера использования причастий - тексты художественного стиля. Дело в том, что причастия, соединяя в себе действие и признак, являются яркими языковыми средствами. Они могут передавать быстроту и замедленность движений, звучание и тишину, цветение и увядание природы, различные физические и духовные состояния человека.

- Сравните ваши предположения с услышанным от ребят. Что вы теперь думаете?

Раньше я думал, что …,  теперь знаю…

Раньше я считал, что …, а теперь понял, что…

- Итак, употребление причастий и причастных оборотов характерно для письменной речи. Их часто используют поэты и прозаики, так как они придают речи образность и выразительность: «Чем богаче язык выражениями и оборотами, тем лучше для искусного писателя», считал А.С.Пушкин. Где нужен пафос, обличительность, торжественность – там всегда мы встретим причастие.

- Добавьте записи в свой говорящий коврик.

- Я надеюсь, сегодняшний урок пополнил ваш багаж знаний.

Домашнее задание.

1. Найти примеры употребления причастий  произведениях А.С. Пушкина,

М.В. Ломоносова, Г.Р. Державина. (По 3-4 предложения).

2. Написать сочинение-миниатюру «Слава причастию!»

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Причастие"

Урок изучения новой части речи-причастия, знакомство с морфологическими признаками причастия ( признаками глагола и прилагательного), его синтаксической ролью. В данном конспекте  использованы за...

Система уроков русского языка по теме "Причастие" в 7 классе

Учителем предлагаются примерные конспекты уроков по теме "Причастие как часть речи" в 7 классе. В каждом уроке имеют место психологические упражнения, работа над понятиями, цель каждого урока ра...

Презентация к уроку русского языка по теме "Причастие"

Презентация к уроку русского языка по теме "Причастие" 7 класс...

Урок русского языка на тему: "Причастие как особая форма глагола", 6 класс

Урок изучения нового материала по данной теме составлен с учетом требований ФГОС. Дана технологическая карта урока с примерной разбивкой по минутам, в которой расписаны виды деятельности на каждом эта...

Урок русского языка по теме "Причастие"

Содержание урока с применением активных методов обучения (технологии модерации)...

Разработка урока русского языка по теме "Причастие.Повторение."("Работа причастий").

Разработка урока русского языка  по  теме "Причастие.Повторение."("Работа причастий").Повторение на уроке строится на материале о межэтнических отношениях, повторяется по...