Урок русского языка "Обобщение по теме ""Причастие"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему
Урок русского языка в 7 классе с использованием сингапурских структур. Предлагаю разнообразный материал для обобщения и повторения. Дополнительное сведения о стилистической роли причастий могут быть интересны учащимся с точки зрения подготовки к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему. Значительное внимание уделяется развитию речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchenie_po_teme_prichastie.docx | 28.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщение по теме «Причастие»
Тип урока: повторительно-обобщающий урок
Цели:
Обучающие: обобщить изученный материал по причастию.
Воспитательные: способствовать воспитанию интереса к языку. Развивающие: развивать умение употреблять причастия в речи
Организационный момент. Мотивация.
- Предлагаю вашему вниманию высказывание К.Г. Паустовского. Подумайте и ответьте на вопрос: как вы его понимаете.
Русский язык открывается до конца в своих поистине волшебных свойствах лишь тому, кто кровно любит и знает до косточки свой народ и чувствует сокровенную прелесть нашей земли.
- Перечитайте ещё раз, чтобы вникнуть в смысл слов писателя.
Ваши ответы.
(- Свой язык надо знать хорошо, потому что это часть нашей истории, общей жизни, культуры.
(- Любовь к своему языку – это любовь к своей стране.)
- Совершенно верно, мы должны хорошо знать свой язык, должны стремиться в совершенстве владеть им. Каждый урок мы с вами познаём что-то новое. А познавать надо с хорошим настроением. Скажем друг другу и нашим гостям: доброе утро! Пусть каждый день будет для всех нас добрым.
2.
- Предлагаю вам послушать ребят, это наша исследовательская группа. Они пополнят ваш словарный запас, познакомят с новыми для вас фразеологизмами.
Стоять как вкопанный
Неразменный рубль
Недрёманное око
Иван, не помнящий родства
Глас вопиющего в пустыне
- Какую роль играют фразеологизмы?
(- Фразеологизмы украшают нашу речь, делают её яркой, точной, выразительной. Вспомним, что фразеологизмы являются одним членом предложения.)
- Спасибо. Скажите, что общего в составе этих фразеологических оборотов? (Причастия)
- Выделите в них суффиксы.
- Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?
(Мы будем говорить о причастии, а так как мы уже изучили все темы по причастию, наверное, будем собирать воедино материал по этой части речи.)
- Верно, мы будем обобщать и углублять наши знания о причастии. Предлагаю повторить то, что вы знаете об этой интересной части речи. Для это прибегнем к известному вам приёму.
Приём ТОКИН МЭТ
1. Учитель задаёт тему «Причастие»
2. Ученик под номером 2 берёт лист А3 и записывает в середине «Причастие». Заключить в овал это слово.
3. Ученики записывают максимальное количество слов, фраз схем по теме (2 мин)
4. Команды переходят от стола к столу, чтобы создать взаимосвязи между записями и задать вопросы по работе другой команды. (3 мин.)
5. Команды возвращаются к своей работе, чтобы проанализировать комментарии других учеников. (1 мин.)
6. Команды презентуют свои работы друг другу. (30 сек. на презентацию: 1-4, 2-5, 3-6)
ОТЛИЧНО
ЗНАК ТИШИНЫ
ХЛОПКИ
Свои работы по окончании урока прикрепите к магнитной доске
- Вы повторили теоретический материал. Предлагаю вам выполнить творческое задание.
Берём со стола КАРТОЧКИ № 1 (Творческое задание)
На карточках записаны сложные предложения. Выберите ОДНО. Вставьте в обе части причастные обороты. Запишите ОДНО предложение. Расставьте знаки препинания, подчеркните причастные обороты.
Структура РАУНД РОБИН
По кругу ученики читают свои предложения и выбирают одно для чтения.
Начинает ученик под № 4
1. Шелестит камыш, и чьи-то голоса гулко раздаются в ночной тишине. (Шелестит камыш, колеблемы ветром, и чьи-то голоса, слышимые издалека, гулко раздаются в ночной тишине)
2. Разгорался костёр, и тень то укорачивалась, то удлинялась. (Разгорался костёр, раздуваемый ветром, и тень, колеблемая ветром, то укорачивалась, то удлинялась)
3. Солнце высоко стояло в небе, и его лучи освещали сопки.
ОТЛИЧНО!
- А теперь ещё одно интересное задание: побудьте в роли корректоров, исправьте стилистические ошибки в предложенных вам предложениях.
Берём со стола КАРТОЧКИ № 2
1. Это произведение Василя Быкова я прочитал летом, посвящённое Великой Отечественной войне.
2. Гулявшая женщина с собакой остановилась у витрины магазина.
3. Кажется, что облако превратилось в чудовище, смотрящего на тебя с высоты.
4. Машу особенно поразили те рыбы, степенно плавающие в огромном аквариуме.
Выполним проверку, поставьте на полях радом с предложениями + и -.
На слайде
1. Это произведение Василя Быкова, посвящённое Великой Отечественной войне, я прочитал летом.
2. Гулявшая с собакой женщина остановилась у витрины магазина.
Женщина, гулявшая с собакой, остановилась у витрины магазина.
3. Кажется, что облако превратилось в чудовище, смотрящее на тебя с высоты.
4. Машу особенно поразили рыбы, степенно плавающие в огромном аквариуме.
- Сделаем выводы по проделанной работе. Каковы распространённые ошибки, связанные с употреблением причастий?
(Определяемое слово находится внутри причастного оборота; причастный оборот отделяется от определяемого слова другими словами; при определяемом слове есть указательное местоимение)
- Кстати, подобное задание есть в заданиях ЕГЭ
ОТЛИЧНО!
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
(Проводит ученик)
- А сейчас предлагаю вам выполнить тестовые задания. Эту работу я проверю и оценю сама, собрав тетради.
1 вариант
1. В каком причастии на месте пропуска пишется буква Е?
1) замеш..нный в преступлении человек
2) картины разве..ны
3) поле засе..но
4) измер..нное расстояние
2. В каком слове на месте пропуска пишется одна буква Н?
1) решё..ая задача
2) мороже..ые овощи
3) освещё..ая улица
4) копчё..ая на костре рыба
3. В каком слове на месте пропуска пишутся две буквы Н?
1) Листья развея..ы ветром
2) девочка рассея..а
3) страница разорва..а
4) общество образова..о пять лет назад
4) В каком ряду в обоих причастиях на месте пропуска пишется одна буква Н?
1) напряжё..ый труд, решение найде..о
2) печё..ые овощи, охваче..ы радостью
3) просвещё..ое общество, нечая..ая встреча
4) мощё..ая булыжником, дети растеря..ы
5. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?
1) Всю досаду, накопленную во время скучной езды путешественник вымещает на смотрителе.
2) В чём художественный смысл картинок на стенах «смиренной, но опрятной обители», изображающих историю о блудном сыне?
3) С детских лет отзывается в наших сердцах благородный голос Лермонтова, пробуждающий отвагу, утверждающий чувства долга и чести.
4) Д.С. Мережковский сравнивал стихи Лермонтова с «заученными с детства молитвами».
6. Какое причастие нельзя образовать от глагола ПОКАЗАЛОСЬ?
2 вариант
1. В каком причастии на месте пропуска пишется буква Е?
1) рассе.нные ветром тучи
2) тесто замеш..но
3) потер..нный ключ
4) пожелания выслуш..ны
2. В каком слове на месте пропуска пишется одна буква Н?
1) печё..ая в золе картошка
2) сгущё..ое молоко
3) варё..ое мясо
4) купле..ые продукты
3. В каком слове на месте пропуска пишутся две буквы Н?
1) Деревья украше..ы фонариками
2) Повесть изда..а
3) Девушка образова..а
4) Игрушка слома..а
4. В каком ряду в обоих причастиях на месте пропуска пишется одна буква Н?
1) гружё..ая машина, девочка рассея..а
2) покраше.ый забор, невида..ый успех
3) лома..ая линия, пути отреза..ы
4) вяза..ая бабушкой, письмо получе..о
5. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?
1) Он пролез через частокол в сад, влез на дерево, раскинувшееся ветвями, упиравшимися в самую крышу дома.
2) Бедная старушка, лишённая последней надежды, уныло поплелась в хату.
3) Крик, двигавшейся в стороне, тучи диких гусей отдавался в дальнем озере.
4) Месяц с вышины неба давно уже озарял весь двор, наполненный спящими, густую кучу верб и высокий бурьян, в котором потонул частокол, окружавший двор.
6. Какое причастие нельзя образовать от глагола СВЕРКНУЛИ?
Ответы.
1 вариант | 2 вариант |
1. 4 | 1. 2 |
2. 2 | 2. 3 |
3. 2 | 3. 3 |
4. 2 | 4. 3 |
5. 1 | 5. 3 |
Закончили выполнять тест
МОЛОДЦЫ!
Рефлексия.
- Прежде чем мы перейдём к следующему этапу урока, попрошу вас подумать и ответить на вопрос: чем вы занимались на уроке, что для себя извлекли?
-Да, а кроме сказанного вами, вы ещё работали в команде, между вами происходило деловое общение, а работать вместе и слаженно тоже важно и этому надо учиться.
МОЛОДЦЫ!
ОТЛИЧНО!
- Ребята, за это время вы многое узнали о причастиях: их словообразование, их морфологические признаки, синтаксическую роль, которую они выполняют в предложении, правописание причастий.
- А можно ли сказать, что вы всё узнали о причастии на наших уроках?
- Конечно, нет. В жизни всегда есть место открытиям.
- Коснёмся еще одного вопроса: какова стилистическая роль причастий?
- Как вы думаете? В какой речи преимущественно используются причастия: в разговорной или в книжной? В текстах какого стиля употребляются чаще?
А вы часто ли употребляете в своей речи причастия? Кстати, это тоже может быть темой для небольшого исследования. Возможно, кто-нибудь из вас заинтересуется.
- Предлагаю вам послушать ещё одну исследовательскую группу, поработавшую над этой темой.
Ученик 1: Для разговорного стиля употребление причастий, а точнее причастных оборотов, нехарактерно. Причастный оборот более соотнесен с книжными стилями. На это указывали еще в 18 и 19 веках М.В.Ломоносов, Г.Р. Державин, А.С. Пушкин. Они отмечали высокость и торжественность причастий. "Причастия имеют в себе некоторую высокость, и для того очень пристойно их употреблять в высоком роде стихов", - писал Ломоносов. Образцом использования причастий в высоком стиле могут служить произведения Ломоносова, Державина, Жуковского.
Ученик 2: В. И. Даль, автор знаменитого словаря, дал такую характеристику причастиям: «Часть речи, причастная глаголу, в образе прилагательного». В причастиях заложены признаки и глаголов и прилагательных. Совмещение в одном слове признаков разных частей речи делает эти слова содержательнее и экономнее.
Ученик 3: М. В. Ломоносов обратил внимание на то, что «Сии глагольные имена служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу».
Вспомните теорию "Трех штилей" Ломоносова, где он делит литературный язык на 3 стиля: высокий, средний и низкий. Так вот, согласно этой теории, причастия следует использовать в произведениях высокого стиля, так как они придают речи торжественность и оттенок высокости.
Ученик 4: Возможность соединения действия и указания на признак предмета в одном слове увеличивает семантическую емкость причастий, позволяет избавиться от многословия. Эту особенность отмечал А.С. Пушкин. Он с сожалением пишет: "Мы не говорим: карета, скачущая по мосту; слуга, метущий комнату; мы говорим: карета, которая скачет; слуга, который метет, заменяя выразительную краткость причастий вялым оборотом". В этих словах Пушкин обратил внимание на выразительность причастия, без которого письменная речь будет бедной и вялой, и на отсутствие причастий в устной речи.
Пушкин широко использовал причастия в своих произведения.
Ученик 5: Краткость, точность и выразительность причастий сделали их незаменимыми помощниками научного и делового стилей, где мысль должна быть выражена максимально кратко, но довольно точно и четко. Например, Наречие - самостоятельная часть речи, которая не изменяется. (звучит длинно и не совсем красиво). А если часть предложения заменим на причастие, то получится: Наречие - самостоятельная неизменяемая часть речи. Кратко и емко. И звучит красиво.
Ученик 1: Также и в деловой речи. Здесь необходимо сказать о кратких причастиях. Краткие причастия, используемые в деловом стиле, во-первых, выражают волевые акты, во-вторых, как бы "обезличивают" предложения. Вот, например, запрещено, запланировано, предусмотрено, рекомендовано, установлено. После рассмотрения материалов дела установлено, что факт данного правонарушения доказан. Причастия установлено, доказан.
Ученик 2: Есть еще одна сфера использования причастий - тексты художественного стиля. Дело в том, что причастия, соединяя в себе действие и признак, являются яркими языковыми средствами. Они могут передавать быстроту и замедленность движений, звучание и тишину, цветение и увядание природы, различные физические и духовные состояния человека.
- Сравните ваши предположения с услышанным от ребят. Что вы теперь думаете?
Раньше я думал, что …, теперь знаю…
Раньше я считал, что …, а теперь понял, что…
- Итак, употребление причастий и причастных оборотов характерно для письменной речи. Их часто используют поэты и прозаики, так как они придают речи образность и выразительность: «Чем богаче язык выражениями и оборотами, тем лучше для искусного писателя», считал А.С.Пушкин. Где нужен пафос, обличительность, торжественность – там всегда мы встретим причастие.
- Добавьте записи в свой говорящий коврик.
- Я надеюсь, сегодняшний урок пополнил ваш багаж знаний.
Домашнее задание.
1. Найти примеры употребления причастий произведениях А.С. Пушкина,
М.В. Ломоносова, Г.Р. Державина. (По 3-4 предложения).
2. Написать сочинение-миниатюру «Слава причастию!»
Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка по теме "Причастие"
Урок изучения новой части речи-причастия, знакомство с морфологическими признаками причастия ( признаками глагола и прилагательного), его синтаксической ролью. В данном конспекте использованы за...
Система уроков русского языка по теме "Причастие" в 7 классе
Учителем предлагаются примерные конспекты уроков по теме "Причастие как часть речи" в 7 классе. В каждом уроке имеют место психологические упражнения, работа над понятиями, цель каждого урока ра...
Презентация к уроку русского языка по теме "Причастие"
Презентация к уроку русского языка по теме "Причастие" 7 класс...
Урок русского языка на тему: "Причастие как особая форма глагола", 6 класс
Урок изучения нового материала по данной теме составлен с учетом требований ФГОС. Дана технологическая карта урока с примерной разбивкой по минутам, в которой расписаны виды деятельности на каждом эта...
Урок русского языка по теме "Причастие"
Содержание урока с применением активных методов обучения (технологии модерации)...
Разработка урока русского языка по теме "Причастие.Повторение."("Работа причастий").
Разработка урока русского языка по теме "Причастие.Повторение."("Работа причастий").Повторение на уроке строится на материале о межэтнических отношениях, повторяется по...