Урок русского языка по теме "Причастие"
методическая разработка по русскому языку по теме

Урок изучения новой части речи-причастия, знакомство с морфологическими признаками причастия ( признаками глагола и прилагательного), его синтаксической ролью. В данном конспекте  использованы занимательные задания на умения учащихся находить причастия в тексте, определять его грамматические признаки, правильно употреблять причастия в речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prichastie.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка по теме: «Причастие»

Тип урока: урок изучения нового материала

Цели и задачи урока:

  1. познакомить учащихся с грамматическими признаками причастия;
  2. формировать умение отличать причастие от прилагательного;
  3. учить находить причастие в тексте, определять его грамматические признаки;
  4. учить правильно употреблять причастие в речи. Учить грамотно писать;
  5. воспитывать любознательность, стремление пополнять свои знания.

Оборудование урока: учебники, таблицы «Причастие».

Ход урока.

I. Организация урока.

1) Сообщение цели и задач урока.

—        Ребята, на сегодняшнем уроке мы повторим некоторые сведения из ранее изученного и проведём серьёзную работу по усвоению новой темы.

2) Работа над ошибками.

3) Устная синтаксическая пятиминутка.

—        Составьте схему предложений.

1.Носит ветер запах мяты, звёзды падают в росу.

 [=-],[-=]

2.Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет

 [- = и =].

3.Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

 [-=],[- =],и[-=].

II.        Подготовка учащихся к восприятию нового материала.

1. Сведения о какой части речи мы повторяли на прошлом уроке? (Сведения о глаголе).           ,

     2.Расскажите, что вы знаете о глаголе?

Создание проблемной ситуации.

На доске предложение:

?                 предлог     сущ     сущ.        нареч.    глагол

Потемневшее   перед    грозой  море    глухо    шумело.

—        Запишите предложение, определите, какой частью речи является каждое слово в этом предложении. Укажите это над словом.

—        Какие вопросы у вас возникли?

—        Чтобы ответить безошибочно, какой частью речи является слово «потемневшее», нужно серьёзно поработать над новой большой темой, к изучению которой мы приступаем.

III.        Изучение нового материала.

1. Учитель подбрасывает жёлтые листья и обращает внимание учащихся на то, как они падают.

— Посмотрите, сейчас листья падают. Обратите внимание на момент падения листьев, как мы скажем о них: листья какие?

(Листья падающие, от глагола падать).

—        А если речь идёт о птице в воздухе, самолёте в момент полёта? Как мы о них скажем?    (Летящий самолёт, летящая птица).

—А вы сейчас что делаете? Сидите, слушаете, смотрите. Значит, вы ученики какие?
(Слушающие, смотрящие, сидящие).        ,

- Как вы думаете, какая из знакомых вам частей речи может обозначать не просто признак, а признак действующего предмета? Знаете ли вы такую часть речи?

  1. Хотите узнать, что за часть речи живёт в ещё одном замке нашей Сказочной страны Морфологии?

  1. Эта часть речи называется «Причастие».
  2. Послушайте сначала сказку.

2. Жили-были суффиксы

-ущ-        -ом-        -вм-

-ющ-        -ем-        -ш-

-ащ-        -им-        -енн-

-ящ-        -т-        -нн-

Были они одинокие, ничего не значащие. Бегают они по стране Грамматике и плачут, а навстречу им Глагол (на доске появляется домик, где живут Глаголы: лете[ть], плач[ут], раскры[ть]).

—О чём, суффиксы, плачете?

—Бедные мы, одинокие, ничего не значащие. Другие суффиксы новые слова помогают образовывать. Вон -чик-, -щик-, -ан-, -ян-, всех не перечислить, а мы живём без слов.

—А вы попытайтесь. Возьмите мою основу.

Обрадовались суффиксы. Основу лете- подхватил -вш-, основу плач- -ущ-, а основу раскры-      -т- (летевш-, плачущ-, раскрыт-).

Рано радовались суффиксы, слова-то не получились, какие-то они куцые.

Снова расстроились суффиксы. А тут, к счастью, навстречу идёт Прилагательное. (На доске появляется домик, где живут прилагательные: син|ий|, болыц/ая/, ярк|ое|.) Суффиксы рассказали ему о своей беде, и оно подарило им свои окончания: -ий, -ая, -ое и другие.

Вот и появились в сказочной стране Морфологии новые слова, которые поселились в своём домике «Причастия».

-Что вы узнали из сказки?

-С помощью каких суффиксов образовалось причастие?

-Что оно взяло от глагола (прилагательного)?

3. Любое слово мы определяем как часть речи по следующим признакам:

  1. Общее значение.
  2. Морфологические признаки.
  3. Роль в предложении.

—Выясним значение причастия. Запишите слова:

Жёлтый (лист) — желтеет (лист) — желтеющий (лист).

-Каково лексическое и грамматическое значение этих однокоренных слов? (По лексическому значению — значение цвета; по грамматическому жёлтый — признак предмета, желтеет — действие предмета, желтеющий — признак предмета.)

  1. Можно ли назвать слово желтеющий прилагательным?

Жёлтый лист уже не изменит цвета, это его постоянный признак; желтеющий лист — тот, который сейчас желтеет, находится в процессе действия, то есть это признак непостоянный, признак по действию, которое совершает предмет, или которое совершается с предметом.

Вывод: это не прилагательное, это — причастие.

Слово жёлтый непроизводное, оно не образовано от глагола. Слово желтеющий образовано от глагола желтеть. Это причастие.

-На какие вопросы отвечает причастие?

  1. Определим морфологические признаки причастия.

Для этого откроем учебник и приступим к изучению. Чтобы лучше понять тему, построим схему «паучок». Она так называется потому, что внешне похожа на паука. Нам нужен «диктор» и «художник». Диктор будет громко и медленно читать параграф. А мы с художником будем фиксировать всё самое важное о причастии.

Причастие

признаки

прилагательного

глагола

согласование

род

признак предмета

вид

время

число

какой? какая?

совершенный и

настоящее и

падеж

какое? какие?

несовершенный

прошедшее

  1. Формы будущего времени причастие не имеет.
  2. Обозначая признак предмета, причастие, как и прилагательные, грамматически зависят от существительных, согласующихся с ними, то есть стоят в том же падеже, числе и роде, что и существительное, к которому относятся.
  3. Каким членом предложения является причастие? Чтобы ответить на этот вопрос, запишем предложение и сделаем его синтаксический разбор.

Дующий ветер подгонял лодку.

4. Формирование определения.

—        Итак, сделаем вывод.

Причастие — часть речи, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы  какой? какая? какое?

Причастия бывают совершенного и несовершенного вида, настоящего и прошедшего времени. Причастия обычно изменяются по падежам, числам и родам. В предложении являются определением.

— Давайте прочтём определение в учебнике на с.22.

IV. Первичное закрепление материала.

1) Выполнение упражнения №46.

2) Задание. Записать предложения, найти причастие, выделить суффикс, определить вид и время.

— Рассуждайте так: пожелтевшие листья, то есть те, которые пожелтели — совершенный вид, прошедшее время.

    сов.в., прош.в.

1.Опавшие листья шуршали под ногами.

     н.в., несов.в.

2.Бьющие из под земли ключи.

                  прош.в., несов.в.

3.Васютка встал, потянулся и спугнул кормившуюся белку.

      прош.в., несов.в.

4.Дувший с моря ветерок трепал колючую хвою.

                                               сов.в., прош.в.                        наст.в., несов.в.

5.Люблю дымок спалённой жнивы, в степи ночующий обоз, и на холме

                                                                                несов.в.,н.в.

средь желтой нивы чету белеющих берёз.

                                                                       н.в., несов.в.

6.Внезапно раздался топот скачущей лошади.

        н.в., несов.Е

7.Тающий снег пахнет сыроежками.

         сов.в., прош.в.

8.Подстреленных уток мы не достали.

3.) Задание на карточках.

Укажите причастие.

  1. синий
  2. синеет
  3. синеющий
  4. синеватый

Укажите словосочетания «прил.+сущ.».

  1. зимняя дорога
  2. зимующие птицы
  3. замёрзшая река
  4. раскрытая книга

-Найдите в предложении причастие.

Мы шли узенькой тропинкой, ведущей прямо к речке.

У. Итог урока.

  1. С какой новой частью речи вы сегодня познакомились?
  2. На какие вопросы отвечает причастие?
  3. Назовите признаки прилагательного (признаки глагола).
  4. Каким членом предложения является причастие?

Задание на дом.

— Чтобы лучше закрепить знание о причастии, выполните дома упражнение №47 и повторите определение на стр.22.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"

Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"

Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...

Урок русского языка : Стили русского литературного языка.Автор : учитель русского языка Мешкова В.Н МОУ « Филимоновская СОШ»

Р/Р. СТИЛИ РЕЧИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Цели: систематизировать знания учащихся о стилях речи; учить составлять тексты определенного стиля...

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе (к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой) (68 ч.)

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе(к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы»  А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой)(68 ч.)...


 

Комментарии

Спасибо! Очень понравился урок.