Урок русского языка на тему: "Причастие как особая форма глагола", 6 класс
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Цыдыпова Юлия Валерьевна

Урок изучения нового материала по данной теме составлен с учетом требований ФГОС. Дана технологическая карта урока с примерной разбивкой по минутам, в которой расписаны виды деятельности на каждом этапе урока и формируемые УУД. Расписаны предполагаемые метапредметные, личностные и предметные результаты, которых можно достичь на этом уроке. предлагается список литературы при подготовке к уроку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Причастие как особая форма глагола, 6 класс.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование и материалы к уроку: проектор, компьютер, учебник «Русский язык. 6 класс», по программе «Школа 2100», электронный учебник, презентация PowerPoint, толковый словарь, оценочные листы.

Основная цель учителя по отношению к заданным компетенциям (ключевым и предметным): 1. Дать понятие о причастии как особой форме глагола 2. Развитие учебно-познавательной, коммуникативной и информационной компетентностей учащихся 3. Воспитание культуры речи

Основная цель учителя по отношению к индивидуальной самореализации учеников во время урока:  создание целостного образа нового языкового понятия; помощь в организации разработки учащимися собственных версий по отношению к новой части речи; создание общего понятия о том, что такое причастие; помощь в умении находить причастие.

Предполагаемые цели учеников: узнать, какая часть речи называется причастием; развитие умения находить причастия в речи.

Главная проблема урока (по ходу обсуждения на уроке записывается одна или две-три проблемы): какова роль и место причастия в языке.

Как именно на уроке предполагается достичь индивидуальной самореализации учеников в направлении данной компетенции (данных компетенций): анализ изучаемого явления, работа по алгоритму (план изучения части речи), дифференцированные задания.

Технологическая карта урока (с примерной разбивкой по минутам)

Этап урока, время

Виды деятельности

УУД, формирующиеся на данном этапе

  1. Мотивация к учебной деятельности (1 мин)

На слайде пословица: «Корень учения горек, а плоды его сладки». Работа со смыслом эпиграфа. Почему так говорят? Вы согласны с этими словами? Была ли в вашей жизни такая ситуация?

Личностные УУД - смыслоопределения

  1. Целеполагание (2 мин.)

Решение учебной ситуации

Задание на целеполагание.

Ученикам предлагается решить учебную ситуацию. В каждой группе слов найди лишнее. 1. Краснеть, прекрасный, отцов (плащ) 2. Зашумели, волшебный, написал бы 3. Пишешь, краснеющий, похолодало  4. Золотой, серебряная, прочитавший.  

(1. Краснеть – глагол; 2. Волшебный – прилагательное; 3. Краснеющий – не знаем; 4 Прочитавший – не знаем). Взаимопроверка и обсуждение своих результатов в паре.

Какие у вас получились результаты? В какой группе слов вы затруднились найти лишнее слово? Почему? (мы не знаем этих частей речи)

Исходя из своего знания/незнания темы, сформулируйте для себя цель урока. Что сегодня нужно сделать, чтобы ваше незнание превратилось в знание? (Определить, к какой части речи относятся незнакомые слова). Как вы будете это делать? (на слайде план (открывается после того, как его проговорили ученики), у нас есть план изучения каждой части речи: 1. лексическое значение, 2. Вопрос, 3. Морфологические признаки. 4. Синтаксическая роль)

На оценочных листах отметьте знание вами темы, оцените, как вы справились с первым заданием

Регулятивные УУД – целеполагание

Познавательные УУД – выделение и формулирование познавательной цели

Коммуникативные УУД - планирование

  1. Актуализация знаний, введение в тему урока (2 мин)

Вернитесь к заданию, которое мы делали в начале урока. Назовите лишние слова 1 и 2 группы, назовите часть речи, докажите: краснеть – глагол, т.к. обозначает действие предмета, волшебный – прилагательное, т.к. обозначает признак предмета

Познавательные УУД – структурирование

Регулятивные УУД Коммуникативные УУД

  1. Изучение нового материала (15)

Определите лексическое значение слов «краснеющий и прочитавший», задайте к ним вопросы. Обсудите свои ответы в парах. (ЛЗ – признак предмета, вопрос: какой? В то же время в слове содержится действие: краснеющий – тот, который краснеет, прочитавший  - тот, который прочитал).

(На слайде слова В.И.Даля). В.И.Даль так сказал об этой части речи: “Часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного”. Найдите в словаре значение слова причастный. (Соотносящийся по знач., связанный с ним). Как вы понимаете слова В.И. Даля? Как бы вы назвали эту часть речи? (Причастный, может быть, причастие?)

Работа по электронному учебнику (чтение определения).

Работа по учебнику Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой (чтение определения). Сравните два определения (в нашем учебнике даны суффиксы причастий). По какому формальному признаку можно найти причастия? (по суффиксу)

Оцените, как вы справились с заданиями на оценочных листах

Познавательные УУД – поиск и выделение необходимой информации, логические УУД

Регулятивные УУД Коммуникативные УУД

  1. Первичное закрепление (10)

Выполнение упр. по учебнику. Определить части речи слов (даны глаголы, имена прилагательные, причастия), доказать (кто-то опирается на формальный признак – суффикс, кто-то – на ЛЗ, признак предмета по его действию, кто-то на двойной вопрос: какой? что делавший?, делающий?, сделавший?)

Оцените себя на оценочных листах

Познавательные УУД – структурирование знаний, выбор наиболее эффективных способов решения задач

Регулятивные УУД Коммуникативные УУД

  1. Самостоятельная работа учащихся (8)

Контроль усвоения в форме М-теста (4 мин)

Слабые учащиеся по учебнику (задание, подобное тому, которое выполняли на этапе закрепления)

Более подготовленные учащиеся – задание на слайде: «Выберите из предложений причастия.
1.Багряная листва, покрытая морозною росою, шуршит в аллее под моей ногою. 
2. И низко висит над чужою землей ревущее грозою наше небо.
3. Я сидел сзади и видел молодые напряжённые затылки моряков.
4. И потекла новая песня, решительная и решившаяся. 
5. Вся собранная, острая, живая, ты много, где успела побывать.
6. Гроза отгремела и ушла, оставив над городом мелкий дождичек, моросивший до самого утра.
7. Потемневшие деревья слились с силуэтами домов.»  

Сильные учащиеся:  задание на распечатке: в тексте найти причастия, выписать, доказать

Тестирование.

Проставьте свои баллы за тест на оценочном листе

Познавательные УУД – рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Регулятивные УУД – целеполагание, планирование, прогнозирование Коммуникативные УУД

  1. Итог урока. Рефлексия (2 мин)

Чему вы научились на уроке? Сможете ли вы теперь без проблем справиться с заданием, подобным первому?  Что получилось? Что не получилось? Что бы нового вам хотелось узнать о причастии?

Как вы оцениваете свое состояние на уроке?

Познавательные УУД – коррекция, оценка, саморегуляция

Регулятивные УУД Коммуникативные УУД

  1. Домашнее задание. Оценивание. (1 мин)

На слайде домашнее задание.

Сдача оценочных листов

Предполагаемые результаты выполнения заданий учениками:

- метапредметные результаты – целеполагание (определяют цель урока), планирование (разделяют известное и неизвестное, действуют по алгоритму), выполняют оценку по критериям;

- личностные - развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества; наличие мотивации к обучению;

- предметные – знать, какую часть речи называют причастием, узнавать и называть причастие по формальным признакам, вопросу и ЛЗ.

Рекомендуемые ученикам материалы: электронный учебник «Кирилла и Мефодия», школьный помощник (http://school-assistant.ru), ГлавСправ (http://edu.glavsprav.ru).

Список литературы и других источников, использованных учителем для подготовки к уроку:

статьи фестиваля «Открытый урок» (http://festival.1september.ru), портал готовых презентаций (http://prezentacii.com), методические разработки на http://nsportal.ru .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Причастие"

Урок изучения новой части речи-причастия, знакомство с морфологическими признаками причастия ( признаками глагола и прилагательного), его синтаксической ролью. В данном конспекте  использованы за...

Система уроков русского языка по теме "Причастие" в 7 классе

Учителем предлагаются примерные конспекты уроков по теме "Причастие как часть речи" в 7 классе. В каждом уроке имеют место психологические упражнения, работа над понятиями, цель каждого урока ра...

Презентация к уроку русского языка по теме "Причастие"

Презентация к уроку русского языка по теме "Причастие" 7 класс...

Урок русского языка по теме "Причастие"

Содержание урока с применением активных методов обучения (технологии модерации)...

Разработка урока русского языка по теме "Причастие.Повторение."("Работа причастий").

Разработка урока русского языка  по  теме "Причастие.Повторение."("Работа причастий").Повторение на уроке строится на материале о межэтнических отношениях, повторяется по...

Технологическая карта открытого урока русского языка по теме "Причастие"

Технологическая карта урока русского языка в 7 классе на тему: « Страдательные причастия прошедшего времени».Тип урока: урок открытия нового знания. Цель:  познакомить учащихся с...