"Служебные части речи"
методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме

Филатова Галина Николаевна

Данный ресурс рекомендуется использовать как урок-зачет,позволяющий закрепить знания о служебных частях речи(союз,предлог,частица)и вспомнить правила дорожного движения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_sluzhebnye_chasti_rechi.docx28.88 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-презентация «Служебные части речи в гостях у правил дорожного движения»

Урок рассчитан на учащихся, обучающихся по общеобразовательной программе, по учебнику Т.А Ладыженской. На уроке использованы игровые технологии, дифференцированное обучение, личностно – ориентированный подход. В процессе урока применена презентация из  слайдов, используются компьютеры для тестирования.На уроке предполагается закрепить знания о  служебных частях речи. Тексты использованы рифмованные, что повышает интерес как к уроку ,так и к правилам дорожного движения. Компьютерные технологии развивают зрительную зоркость, улучшают эмоциональное настроение, улучшают контакт учителя и ученика. Тест, рассчитанный на опережающее обучение, помогает развитию логического мышления. Материал к уроку подобран так, чтобы подвести учеников к тому, что служебные части речи имеют большое значение в русском языке,а правила дорожного движения в жизни школьника.

Цели урока:

Систематизация  знаний о служебных частях речи и правилах дорожного движения.

Доказательство  значимости  служебных частей речи.

Совершенствование  устной  и письменной речи.

Ход урока

Видеоролик  (выступление работника полиции о значимости правил дорожного движения)

Здравствуйте, ребята. Рада вас видеть на моем уроке. Вы уже поняли, что сегодня мы с вами побываем вместе с правилами дорожного движения в гостях…

Откройте рабочие тетради, запишите дату. А сформулировать тему урока поможет небольшое стихотворение:

Они неделимы и целы,

 Корней и приставок в них нет,

 Нельзя отыскать в них морфемы –

 И в этом их главный секрет! (1 слайд)

Речь на уроке, как вы поняли, пойдет о частях речи, но о каких?

Какие части речи не имеют ни корней, ни приставок? Как они называются?

Запишите тему урока: «Служебные части речи» (2 слайд).. Но сначала я расскажу вам сказку, ребята.

 В далекой стране когда-то

 Жил мальчик, не слушавшийся никогда,

 И звали, ребята, мальчишку Балда. (4 слайд)                                                                                                Балда, где хотел, постоянно гулял,

 Дорожные правила не соблюдал.

 И к Умнику как-то его привели,

 Чтоб толк в этом буйном мальчишке нашли.

У м н и к:

 Ты знаешь, Балда, это ведь не игрушки!

 Попасть под машину – не петь вам частушки!

 Я знал вот такого же, вылитый ты –

 Все было неважно: дорога, мосты,

Играл, где хотел, пробегал, где хотел,

 И папа спасать его еле успел!

 Учитель: Однажды мальчишке причудился сон,

 И вот что парнишке показывал он:

Предлоги, союзы, частицы –

 Все встали в один хоровод,

 Служебные, важные лица –

 На редкость серьезный народ.

 Без них обойтись невозможно,

 И знают об этом они.

 Всегда и во всем осторожны:

 Нигде не гуляют одни.

 Но исподволь и незаметно

 Значенье свое принесут,

 Здесь свяжут, а рядом разделят,

 Укажут и силу дадут. (5 слайд).                                                                                                                                И снится Балде,что лихо он мчится,надеясь на то,что ничего не случится.Запишите,какие служебные части речи встретил наш герой во время езды на самокате.(6 слайд,7 слайд ).

Проверим, правы ли вы. В этом вам помогут стихотворения-загадки.

Объединять и связывать стараюсь

 Я равных и неравных в нужный час.

 Порою я совсем не повторяюсь,

 Порою повторяюсь много раз.

Это? (союз) (8лайд)  

 Назовите разряды союзов,с которыми встретится Балда,нарушая ПДД.

Знак "Движение на велосипедах запрещено"  Знак запомните, друзья,

И родители, и дети: Там, где он висит, нельзя

 Ездить на велосипеде! (9 слайд,)

А еще есть знаки:добрые друзья,                                                                                                                                  Укажут направление вашего движения,

Где поесть,заправиться,поспать,

И как  в деревушку к бабушке попасть.(10 слайд).

Определите в тексте разряды союзов.

-Посреди дороги дети,и мы все за них в ответе.

-Кому нужно подлечиться,знак покажет вам  больницу.(11 слайд)

Запиши морфологический разбор союза.(12 слайд)

Чем отличаются подчинительные союзы от сочинительных? Найдите лишние союзы!(13 слайд).Каково значение союзов.

А дальше в пути Балда увидел знак.  «Что бы это значит?»-подумал дурак.                                                        Знак "Движение пешеходов запрещено":

В дождь , в ясную погоду

В течение дня не ходят пешеходы.

Говорит им знак одно:

"Вам ходить запрещено! "(15 слайд)

Какая служебная часть речи выделена в тексте? Что такое предлог?                                                                В предложении на службе

 С падежом всегда он в дружбе,

 На него показывает

 И слова все связывает.

Это? (предлог) (16 слайд).

Посмотрите на картину В. Васнецова «Витязь на распутье». На развилке дорог остановился в раздумье перед камнем былинный богатырь. На камне высечено:

«Прямо поедешь – голодать, холодать тебе;налево свернёшь – сам останешься жив, а коня потеряешь;направо свернёшь – сам будешь мёртв, а твой конь останется жив».Конечно, сюжет картины сказочный, но в каждой сказке есть доля правды. Оказывается, что эти надписи на волшебном камне не что иное, как дорожные знаки, которые указывают герою сказки на направление движения.Дорожные знаки – это тоже регулировщики дорожного движения. Их использование очень удобно.Ведь не везде на дороге можно поставить постового, а знак можно повесить где угодно. Из сказочного сюжета вы уже поняли, что знаки на дорогах появились давно, в древнем мире. Только они выглядели не так, как сейчас. Это были камни, простые или с различными изображениями (например, животных), зарубки на деревьях, особым способом надломленные ветки. Но все они выполняли одинаковую работу: указать, предупредить, запретить, обратить внимание. Наши предки – славяне тоже применяли камни для различных обозначений на дорогах, пользовались ветками и сучьями, делали зарубки на деревьях. В России официальные дорожные знаки появились в 1909 году, когда в стране уже имелись автомобили.(17 слайд).

Отгадай загадку:

Начало – противительный союз.

За ним – одна лишь буква алфавита,

И будет, предсказать я вам берусь,

Машинами вся улица забита.(затор) (18слайд)

Отредактируте текст,вставив пропущенные предлоги(19 слайд)

Наша школа .. бойком месте,

 .. центре города она.

 Дорогами большими тесно

 ..трех сторон окружена.                                                                                                                                                      Мы подскажем вам ..пути,

 Как дорогу перейти!

-Что вы знаете о разрядах предлогов? (20 ислайд)

Что вам известно о присхождении предлогов? (21 слайд).

Расскажите о слитном и раздельном правописании предлогов!(22 слайд).

Отредактируйте текст, вставив пропущенные предлоги(23 слайд)

Исправь ошибки в предложениях!

-(В)течени(и,е) дня на дороге стоит,
Машинам спешащим он стоп говорит.-(в) целях безопасности,изучай правила движения.(24 слайд).

Отгадай загадки.(25 слайд).

В конце какого предлога стоит сотня?

Какой предлог является нотой?

Какие два предлога укажут на количество лекарства на один прием?

К какому предлогу нужно прибавить загородный дом, чтобы получить то, что требует решения?

Мы так увлеклись работой,что не заметили,что на нашем пути появился светофор.Красный свет будет гореть до тех пор ,пока мы не выполнил задание. 

Светофор есть возле школы,

 Он стоит не для прикола,

 Отправляясь утром в путь,

 Про него ты не забудь!                                                                                                                                                        Ты переходи проспект

 Только на зелёный свет!                                                                                                                                                    Учитель:Укажи ,на какой падеж указывает предлог.Запиши морфологический разбор предлога.(26 слайд).

Мчится дальше наш Балда и задумался : «Как быть? Стоит дальше путь продлить?

Пролетел он знаки эти…Вдруг частицу повстречал и ей внятно прокричал : «Уходи и не мешай!» А частица отвернулась и тихонько усмехнулась.                                                                         Изменится ли смысл предложения от исчезновения частицы? (27 слайд)                                                                                                                       Что такое частица?

Могу оттенки придавать значеньям,

 Могу усилить их без напряженья.

 Могу помочь я форм образованью,

 Когда Глагол на службу призовёт,

 Могу вообще подвергнуть отрицанью

 Всё то, что кто-нибудь произнесёт.

Это? (частицы) ( 28слайд)

Назовите группы частиц по значению!(29 слайд).

От чего зависит правописание частиц? (30 слайд).

А может ли одно и тоже слово выполнять разные функции ? Подумай!

Придумай предложение со слитным и раздельным написанием не и ни.(31 слайд).

Мы сможем дальше отправиться в путь,если преодолим следующее препятствие. Найди частицу,которую встретили в нескольких предложениях и объясни уместность ее постановки.(слайд-игра 32-34)

Вынужденная остановка.Мы сможем перейти дорогу,если используем  формообразующие частицы или смысловые частицы. (35 слайд).

Объясни правописание частиц(36 слайд)

Отыщи-ка переход

И иди спокойно.

Это белых линий ряд

На асфальте черном.

Поменяй местами частицы во втором и третьем предложениях.Изменился смысл предложений?(37 слайд).Запиши морфологический разбор  частицы.

И даже в дом соседний к деду

Я через улицу не еду.

А на зеленый свет иду

Велосипед за руль веду.

Выполните синтаксический разбор предложения:

Пусть у всех будет хорошее настроение, соблюдайте,дети,правила движения!   (38 слайд)

Служебные части речи нужны для обслуживания самостоятельных. Они связывают слова, словосочетания в предложении, а также предложения между собой.

К служебным частям речи задать вопрос невозможно. (39 слайд)

– А теперь сделайте вывод о служебных частях речи.(40 слайд)                                                                            

Служебные части речи нне изменяются,не употребляются без самостоятельных частей речи,

 не бывают членами предложения (41 слайд)

– А знаете ли вы, о частоте употребления служебных частей речи в языке?

Оказывается, по частоте употребления предлог занимает 4 место, союз – 7, роль частиц тоже велика. (42 слайд)                                                                                                                                                   Думу думает Балда,теперь двинуться куда.

И вдруг оказался Балда  на суде,

 И пальцами тычут на парня везде.

 Его обвинили в незнании правил.

 С тех пор нарушать он идею оставил.

Б а л д а:

 Подумаешь – сон! Вот тебе уж беда!

 Да мне не приснится такой никогда!

 Ты, Умник, меня просто не понимаешь!

 Представь, красота: там, где хочешь, гуляешь,

Не нужно искать, где стоит светофор,

 Как здорово, словно фантазий простор!

 А ты в свои книжки как носом уткнешься,

 И вдруг оказался он в зале суда.

 Присяжные – звери, не ведать, какие,

 Да и на зверей не похожи чудные.

С у д ь я:

 Прошу на суде успокоиться всем!

 Мы слушаем дело 177.

 Итак, вызывается к нам светофор –

 Он всем пешеходам надежный партнер.

 С в е т о ф о р:

 Виновен! (44 слайд)

 С у д ь я:

 А пристав теперь позовет

 Всем верного друга. Прошу, переход!

 П е ш е х о д н ы й п е р е х о д:

 Виновен! (45 слайд).

С у д ь я:

 Ну что ж, тут свобода не светит.

 Послушаем знак «Осторожнее, дети!»

 З н а к «Осторожно, дети»:

 Всегда я пытался его защитить,

 Ну как же мне строже с Балдой этим быть?

 Не слушает он. Буду немногословен

 И произнесу свой вердикт – он виновен! (46 слайд).

 Учитель:

 Проснулся мальчишка в холодном поту.

 Он понял, что он преступает черту .

 Дозволенных правил простого движенья.

 С тех пор изменилось его поведенье.

 Б а л д а:

 Я понял, ребята, нельзя нарушать!

 Нам надо порядок движения знать,

 Ведь все эти знаки морали полны.

 И пусть вам лишь снятся хорошие сны! Служебные речи вам в этом помогут,а я отправляюсь с друзьями в дорогу!(47 слайд)

Помните,что в Росси ежегодно погибают около 30 тысяч,получают ранение около 180 тысячи человек.(48 слайд).

Для того ,чтобы ваше путешествие было безопасным,выполните домашнее  задания.(47 слайд)

И проверочную работу.Поделив тетрадь на три столбика,(овал-союзы,прямоугольник-предлоги,треугольник-частицы) запишите известные вам части речи в нужный столбик.

С. Михалков “Бездельник Светофор”.

В лесу, где все без правил

Ходили до сих пор,

Однажды появился

Дорожный светофор.

Откуда-то с дороги

Принес его Медведь.

И звери прибежали

На технику смотреть.

И первым начал Ежик:

«Какая ерунда!

Нужны для светофора

И ток, и провода.                                                                                                                                                                       И если он не будет,

Как следует гореть,

То нам на эту штуку

Не стоит и смотреть!»

«Я с Ежиком согласен! -

Сказал, зевая Волк. -

А если б он работал.

Какой в нем был бы толк.

Когда гоню я зайца,

Мне просто смысла нет

Бежать на свет зеленый,

Стоять на красный свет!»

«И я, - сказал Зайчишка, -

Когда уже бегу,

Следить за светофором,

Простите, не могу.»

«У нас, - Лиса сказала. -

Порядки здесь свои,

И нам на перекрестке

Не нужен пост ГАИ!»

«Мне тоже он не нужен!-

Сказал из норки Крот. -

Я сам себе пророю

Подземный переход!»

Услышав над собою

Разумные слова,

«Я вообще летаю!»-

Прогукала Сова.

Осталось всё как было.

Шумит дремучий бор…

Качается на ветке

Бездельник светофор…

Но мы с тобой не зайцы,

Не волки, не кроты

Хожу я на работу,

А в школу ходишь ты.

А мимо мчат машины,

Включив огни свои,

И нам на перекрестках

Нужны посты ГАИ!

Они нам помогают,

Нас учат с малых лет

Шагать на свет зеленый,

И в этом спору нет!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по дисциплине "Русский язык". Тема "Служебные части речи. Предлог как часть речи".

Методическая разработка представляет собой план-конспект урока по дисциплине "Русский язык" Тема "Служебные части речи. Предлог как часть речи". С применением техно...

Переход знаменательных частей речи в служебные части речи

Исследование особенностей перехода частей речи...

Конспект урока по теме "Служебные части речи. Предлог как часть речи"

Цель: -дать общее понятие о предлоге как служебной части речи, важнейшими грамматическими особенностями которой являются неизменяемость и невозможность быть членом предложения;-позна...

Презентация к уроку русского языка в 7 классе по теме "Служебные части речи. Предлог как часть речи"

Данная презентация является сопровождением к уроку русского языка в 7 классе  по теме "Служебные части речи. Предлог как часть речи"....

Методическая разработка урока "Обобщающее повторение частей речи. Морфологический разбор самостоятельных и служебных частей речи" (10 класс)

Методическая разработка урока "Обобщающее повторение частей речи. морфологический разбор самостоятельных  служебных частей речи" (10 класс)...