Контрольно-измерительные материалы по русскому языку в 5 классе
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс) по теме

Сорокина Светлана Владимировна

Данный материал ориентирован на УМК под редакцией М.Т.Баранова и представляет собой подборку диктантов и контрольных работ по темам, изучаемых в 5 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kimy_5_klass.docx19.07 КБ

Предварительный просмотр:

Контрольный диктант  по орфографии

                                                        Белки

       В еловом лесу с утра и до позднего вечера мелькают проворные белки. Вот белки забрались на вершину высокой ели, перемахнули с ветки на ветку и спустились на землю за орехами.

       В развилке елового сучка белочка развесила сушить крепкий подосиновик, тонкие опёнки. В лесных кладовых спрятала вкусные орехи.

       Поздней осенью переменит белочка своё рыженькое платье на серую зимнюю шубку. В вершине густой ёлки устроила белочка тёплое гнездо. В этом гнезде она растит своих маленьких бельчат.

      Шустрая белка – самый весёлый и проворный зверёк в наших лесах.

Грамматическое задание:

1.Выполнить морфемный разбор слов:

лесных, переменит

2.Обозначить части речи в предложении:

 В еловом лесу с утра и до позднего вечера мелькают проворные белки.

3.Выделить грамматическую основу в предложении:

Вот белки забрались на вершину высокой ели, перемахнули с ветки на ветку и спустились на землю за орехами.

Входной мониторинг

                                                   Осенний лес

       Особенно красив русский лес в ранние осенние дни. На золотом фоне листвы выделяются пурпурные пятна клёнов и осин. Медленно кружатся, падают с берёз лёгкие жёлтые листья.

       Тихо в осеннем печальном лесу. Шелестит под ногами сухая листва. Кое-где краснеет шапка позднего подосиновика. Тонко просвистит рябчик, прокличут высоко в небе пролетающие косяком журавли.

       Что-то грустное, прощальное слышится и видится в опустевшем лесу. Ещё цветут последние осенние цветы. Ещё зелёный стоит старый развесистый дуб и роняет жёлуди, но уже оголились вершины берёз. На тёмном фоне сплошного елового леса отчётливо видны яркие краски клёнов и осин.

      Не хочется уходить из леса, прощаться с золотыми осенними днями.

Грамматическое задание:

1.Выполнить морфемный разбор слов: слышится, развесистый

2.Выписать из диктанта два слова с проверяемой безударной гласной в корне слова.

3.Подчеркнуть грамматические основы в предложении:

 Ещё зелёный стоит старый развесистый дуб и роняет жёлуди, но уже оголились вершины берёз.

Контрольный диктант

по теме «Синтаксис и пунктуация»

                               Крылатые, хвостатые горожане…

       В утреннем небе кружили и спорили галки. Их крик похож на цоканье друг о друга ёлочных шаров.

       Ворона сидела на берёзе и разглядывала серого пуделя. А тот прыгал вокруг дерева и лаял задорно и дружелюбно.

       В саду дети швыряли хлебные крошки голубям, и птицы сыто бормотали и подходили близко к людям.

       Крылатые, хвостатые горожане… Часто мы не замечаем их. Зато они следят за нами на улицах города зорко, цепко. Ведь от этого иногда зависит их жизнь.

       Любовь к земле, роще, к радуге, горным вершинам, животным… Не с этой ли любви начинается человек? Без этой любви нельзя быть вершителем судьбы всего живого.

Грамматическое задание:

1.Выделить графически  все однородные члены предложения.

2.Выполнить синтаксический разбор предложения:

  Ворона сидела на берёзе и разглядывала серого пуделя.

Контрольная работа

по теме «Фонетика»

1.Расположить и записать слова в алфавитном порядке, вставляя пропущенные буквы:

К..лендарь, а..томобиль, библи..тека, х..зяйство, г..р..зонт, предс..датель, б..т..рея,уч..ник, д..визия, инж..нер, во..зал, пут..шествие, ш..ссе, пас(?)ажир, ав..ация, один(?)адцать, д..ректор, земл..ника.

2.Поставить в словах ударение:

Баловать, договор, каталог, квартал, щавель, ненависть, красивее, занята, премировать, статуя, расположить, цемент.

3.Вставить  Ь, если он нужен:

Жиз..нь, зор..ка, мрач..ный. камен..щик, прос..ба, кос..ти, пул..с, бол..шой, дач..ник, бор..ба, луч..ше.

4.Вставить пропущенные буквы, записать проверочные слова:

Ро..кий, у..кий, лё..кий, ре..кий, ре..кий, гла..кий, сколь..кий. ни..кий, мя..кий, жи..кий, дер..кий, ло..кий, зы..кий.

5.Выполнить морфемный разбор слов:

молотьба, янтарь.

Контрольная работа

по теме «Словообразование»

1.Выполнить морфемный разбор:

Подберёзовик, отводить, новинка, удивляешься, мечтатели, посеребрённый, проговорил, зеленоватый, воссоединение, зауральский.

2.Вставить  пропущенные буквы в корни с чередованием О-А:

Р..сток, предл..гать, прил..гательное, выр..щенный, отр..сль, сл..жение, предл..жение. р..стительность, водор..сли, р..стовщик, пол..жение, взр..сление, Р..стов.

3.Вставить в приставки пропущенные буквы З-С:

Бе..вкусица, бе..форменный, и..жарить, и..подтишка, ра..считать, чере..чур, ра..бросать, во..торжествовать, бе..ценный, чре..мерный, ра..полагать, бе..шумный, ра..дать, ра..сеянность, и..менчивый.

4.Вставить буквы О-Ё после шипящих в корне:

Ж..сткий, ш..лк, трущ..ба, крыж..вник, тяж..лый, ч..рточка, обж..ра, ч..ртик, ш..рох, ш..колад, расч..ска, ч..кнуться, ж..нглёр, ш..пот, пч..лы.

5.Вставить пропущенные буквы И-Ы после Ц:

Бледнолиц..й, ц..ркуль, ц..плёнок, лисиц..н, у проводниц.., провокац..я, ц..ган, куц..        й, ц..линдр, пловц.., сестриц..н, дезинфекц..я, две овц.., ц..нк, цариц..н.

Контрольный диктант по теме

«Имя существительное»

                                                 Переполох в лесу

       На большой полянке играют лисята, радостно кувыркаются в траве. Вдруг с молоденькой сосны прямо на лисёнка упала шишка. Малыш испугался и кинулся с поляны. От страха он не заметил откоса и кубарем покатился к реке.

      По берегу шла дикая свинья с поросятами, и лисёнок свалился прямо на поросят. Завизжали, захрюкали поросята и разбежались. Один бросился в кусты малины, а там медведь лакомился ягодами.

     Он заревел, бросился через лес к реке. Мчится медведь берегом, только подошвы мелькают. Остановился на поляне, где раньше лисята играли.            Поднял голову, замер.

     На сосновой ветке белочка сидит, шишку срывает.

     Не знал медведь, что эта белочка шишку уронила и переполох в лесу устроила.

Грамматическое задание:

1.Морфологический разбор имени существительного:

        В-1                                                                        В-2

  траве                                                                       шишку

2.Синтаксический разбор предложения:

Завизжали, захрюкали поросята                       На сосновой ветке белочка            

и разбежались.                                                        сидит, шишку срывает.

Контрольный диктант

по теме «Имя прилагательное»

                                        Приближение весны

        Тихо в лесу. Лиловые длинные тени лежат на сугробах. По нежно-голубому весеннему небу плывут лёгкие белоснежные облака.

        Если прислушаться, можно услышать, как тихо дышит, пробуждается зимний лес. Он живёт в эти дни невидной и неслышной жизнью, которая доступна только зоркому глазу и чуткому уху. Вот по-весеннему попискивают,  возятся шустрые черноголовые синички. На макушке сухого звонкого дерева пустил весеннюю торжественную трель лесной барабанщик дятел. Стайка клестов широким красно-брусничным ожерельем рассыпалась по вершинам елей.

       Празднично в весеннем солнечном лесу. На сугробах уже появились стеклянные кружева. Высятся на солнце бронзовые стволы сосен, возносят в самое небо раскидистые вершины. Жёсткие ветки багульника показались у пригретого мартовским солнцем высокого пня.

       Скоро начнётся настоящая, бурная весна.

 

Грамматическое задание:

1.Выполнить морфологический разбор прилагательных:

сухого (1вариант), солнечном (2вариант).

2.Выполнить синтаксический разбор предложения:

По нежно-голубому весеннему небу плывут лёгкие белоснежные облака.

Контрольный диктант

по теме «Глагол»

                                                    На Енисее

       Лес расступился и открыл перед Васюткой берег Енисея. Так красива, так широка была родная река! Раньше она ему казалась обыкновенной и не очень приветливой. Васютка бросился вперёд, упал на край берега и жадными глотками стал хватать воду, шлёпать по ней руками.

      Место было незнакомое. Мальчик стал решать, идти вниз по Енисею или вверх, но так ничего и не придумал.

      Вот в верховьях реки появился дымок, потом показался пароход. Васютка видел, что это не обыкновенный пароход, а двухпалубный пассажирский теплоход. Мальчик заметался по берегу, закричал: «Пристаньте! Возьмите меня!» Кто-то из пассажиров заметил его и помахал рукой. Растерянным взглядом Васютка проводил теплоход. Он понимал, что около каждого не будешь останавливаться, и всё-таки было обидно.

Грамматическое задание:

1.Выполнить морфемный разбор глаголов:

расступился (1 вариант), заметался (2 вариант)

2.Выполнить морфологический разбор глаголов:

казалась (1вариант), появился (2 вариант).

3.Выполнить синтаксический разбор предложения:

  Лес расступился и открыл перед Васюткой берег Енисея.

Итоговый контрольный диктант

                                                   Лето в тундре

        Коротка летняя пора на севере тундры. В мае ещё в воздухе вьются снежинки, бушуют буйные ветры по её бескрайним просторам. Потом вдруг проясняется небо, тает снег, начинают оживать и цвести первые растения.

        В это время сюда возвращаются птицы. Тундра – родина этих птиц. На берегах светлых озёр они строят свои гнёзда. Здесь они спокойно могут отложить яйца, выкормить птенцов и не беспокоиться о пище. Мошки и комары сами лезут им в рот!

        Быстро проходит летняя пора. Птенцы вырастают и отправляются за далёкие горы, леса и моря. Весной они опять вернутся сюда.

        Наступает день, когда солнце не поднимется из-за горизонта. Теперь его не увидишь до весны. Долгая полярная ночь простирается над необъятными просторами тундры, и только синие сумерки освещают землю.

                           

                             

                           

                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактический материал. Контрольно-измерительные материалы по русскому языку 6 класс.

Предлагаемый материал поможет сэкономить время и силы ученика и учителя в подборе языкового материала для практической части. охватывает все разделы курса русского языка, является эффективным средство...

Дидактический материал, Контрольно-измерительные материалы по русскому языку. 7 класс.

Предлагаемые материалы поомогут сэкономить время и силы ученика и учителя в подборе языкового материала для практической части, охватывают все разделы курса русского языка, являются эффективным средст...

Дидактические материалы. Контрольно-измерительные материалы по русскому языку. 8 класс.

Предлагаемые материалы помогут сэкономить время и силы ученика и учителя в подборе языкового материала для практической части, охватывают все разделы курса русского языка, являются эффективным средств...

Дидактический материал, Контрольно-измерительные материалы по русскому языку. 9 класс.

Предлагаемые материалыпомогут сэкономить время и силы ученика и учителя в подборе языкового материала для практической части, охватывают все разделы курса русского языка, являются эффектным средством ...

Дидактический материал. Контрольно-измерительные материалы по русскому языку.10 класс.

Предлагаемые материалы помогут сэкономить время и силы ученика и учителя в подборе языкового материала для практической части, охватывают все разделы курса русского языка, являются эффективным средств...

Дидактический материал, Контрольно-измерительные материалы по русскому языку. 11 класс.

Предлагаемые материалы помогут сэкономить время и силы ученика и учителя в подборе языкового маиериала для практической части, охватывают все разделы курса русского языка, являются эффективным средств...

Контрольно-измерительные материалы по русскому языку. 5 класс

Контрольно-измерительные материалы по русскому языку для 5 класса ориентированы на учащихся, которые занимаются по УМК по русскому языку под ред. М.М.Разумовской, но могут быть использованы для ...