Контрольно-измерительные материалы по русскому языку в 6 классе
учебно-методический материал по русскому языку (6 класс) на тему

Сорокина Светлана Владимировна

Данный материал ориентирован на УМК под редакцией М.Т.Баранова и представляет собой подборку диктантов и контрольных работ по темам, изучаемых в 6 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kimy_6_klass.docx20.74 КБ

Предварительный просмотр:

Входной мониторинг

                                            Галкино болотце

         Крошечное это болотце я знаю. Оно находится в двух километрах от нас.

         Однажды осенью мы с сестрою лакомились на его кочках спелой, мягкой после первых ночных приморозков клюквой. Нашли мы ягод мало, потому что остальные к тому времени уже склевали птицы. Специально за ягодой на это болотце никто не ходил. Человеку тут многим не поживиться, а галкам, снегирям да клестам можно кое-что высмотреть на пушистых кочках.

          В другой раз солнечным сентябрьским днём проходил я мимо Галкина болотца с тяжёлой ношей, остановился, свалил с плеч рюкзак и обомлел. Грибы самых разных величин и возрастов стояли тут кругами, простирались мостами, рассыпались и снова сбивались в толпы. Собрать всё это и унести одному человеку было трудно. Я срезал только несколько маленьких крепышей. Вот оно какое болотце!

  Грамматическое задание:

  1.Морфемный разбор: проходил,  приморозков.

                                 

  2.Синтаксический разбор:  Грибы самых разных величин и возрастов стояли тут кругами, простирались мостами, рассыпались и снова сбивались в толпы.

Контрольная работа

по теме «Лексика и фразеология»

1.Записать  5-6 профессиональных слов-терминов, относящихся к  теме «Спорт»:

2.Заменить устаревшие слова современными синонимами:

Очи –

ланиты –

чело –

глаголет –

кушак –

льзя –

3.Дать определение неологизмов, привести три примера.

4.Записать по три слова, в которые входят данные  иноязычные морфемы:

Авиа-:

анти-:

микро-:

поли-:

5.Подобрать к заимствованным словам русские синонимы:

Дебаты –

пенальти –

форум –

финал –

6.Заменить фразеологизмы одним словом:

Зарубить на носу –

точить лясы –

мозолить глаза –

клевать носом –

бить баклуши –

7.Закончить фразеологизмы:

Комар носа не …

Ждать с моря …

Ищи ветра …

Яблоку негде …

                                   

Контрольная работа

по теме «Словообразование и орфография»

1.Выполнить морфемный разбор слов:

Сероватый, переносчик, прекрасный, прабабушка, похолодание,  заготовительница, болтливость, переобучить, паровозный, выходил.

2.Образовать и записать существительные со значением действия:

Бегать –

рисовать –

косить –

убирать –

дремать –

3.Вставить пропущенные буквы О или А,  объяснить их выбор:

Прик..снуться плечом, отличный заг..р, приг..ревший ужин, не к..саться темы, ог..рок свечи, уг..рный газ, заг..релый ребёнок, случайное соприк..сновение,   провести к..сательную, ярко разг..раться.

4. Вставить гласные И или Ы, объяснить их выбор:

Уголовный роз..ск, сверх..нтересный фильм, с..грать шутку, без..дейная информация, меж..нститутские соревнования, пред..дущий год, успеть от..граться, пред..стория романа.

5.Объяснить условия выбора приставок ПРЕ- и ПРИ-:

Пр..соединиться к демонстрации, пр..щурить глаза, пр..вокзальная площадь, пр..увеличить опасность, пр..неприятное известие, пр..близиться вплотную, назначить пр..емника, включить пр.емник.

6.Вставить соединительные гласные в сложные слова:

Пыл..сос, земл..коп, камен..тёс, гранат..мёт, пут..шественник, язык..знание, кон..водство, звер..бой, электр..двигатель, солнц..пёк, нефт..провод.

7.Образовать сложные слова:

Овощ, хранить –

лес, рубить –

левый, берег –

море, плавать –

грязь, вода, лечить –

                                       

Контрольный диктант

по теме «Имя существительное»

                                                     Азбука тайги

         Третьи сутки мы шли по тайге. До станции было ещё далеко.

         Я выбрал для ночлега сухое, высокое местечко, но мой спутник, который всю жизнь прожил в лесной деревушке, отказался от удобной стоянки и увёл меня на болото.

        Наступила полночь. Вдруг смерчем пронёсся тяжёлый ветер, начался бурелом. Вокруг раздавался грохот, вой, треск, но нас всё это обошло стороной.

        К утру появилось солнце, и мы побрели кипятить чай туда, где я хотел расположиться. Это место было завалено грудой стволов.

       Как таёжник догадался об опасности?

       За чаем старичок сознался, что с вечера заметил следы медведя, который ушёл из тайги на болото. Он доверился предчувствию животного. «Медведь всё знает, слушайся в тайге медведя», - закончил старик свой рассказ.

Грамматическое задание:

1.Выполнить морфемный разбор слов:

Бурелом, спутник, полночь.

2.Выписать три словосочетания « глагол + существительное с окончанием Е или И в косвенных падежах». Объяснить правописание этих букв.

Контрольный диктант

по теме «Имя прилагательное»

Прогулка в сосновый лес

     Хорош вековой бор погожим июльским днем. Чувствуешь себя в таком лесу как в величественном соборе: в синюю вышину гордо вознесли деревья свои роскошные могучие кроны. Лучи солнца пронизывают их, и воздух напоен смолистым запахом. Потоки горячего света льются вниз на мягкую подстилку из опавшей хвои. Кажется, что вместе с ними струятся нежнейшие звуки птичьих голосов, не нарушая общей торжественности и покоя.

Как только полуденный жар начинает спадать, лесные звуки становятся слышнее. Около неуклюжего пня на мягкой земле заметны беличьи следы. Тени стволов становятся длиннее, а сами стволы с западной стороны светлее. Но самое чудесное зрелище - это бор в прощальных лучах заходящего солнца. Поразительное впечатление от как будто пылающих сосен долго не изгладится из нашей памяти.

     Совершив прогулку по сосновому лесу, понимаешь, что природа - наше величайшее богатство и мы должны его беречь.

Грамматическое задание:

1.Выполнить морфемный разбор слов:

величественном, нежнейшие, беличьи.

2.Выполнить морфологический разбор  прилагательного длиннее.

Контрольная  работа

по теме «Имя числительное»

                                                        В – 1

1.Просклонять числительные 545, 168-й, подобрав к ним существительные.

2.Составить и записать словосочетания:

Пятеро, пять (сестры);  семеро, семь (ножницы); шестеро, шесть (апельсины); двое, два (ребята).

3.Вместо точек вставьте числительные ОБА, ОБЕ в нужной форме:

По … сторонам дороги тянулись поля. Город раскинулся на … берегах реки. Ребёнок держал игрушку … руками. … братьев приняли в секцию.

4.Вместо точек вставьте числительное ПОЛТОРА в нужной форме:

К … километрам пути неожиданно прибавилось и поле. Лес находился в … километрах от лагеря.

5.Запишите цифры словами, раскройте скобки:

Ко 2 (февраль),  до 3 (март), о 7 (январь).        

                                                          В – 2

1.Просклонять числительные 639, 234-й, подобрав к ним существительные.

2.Составить и записать словосочетания:

Трое, три (подруги); четверо, четыре (сани); пятеро, пять (килограмм); семеро, семь (козлят).

3.Вместо точек вставьте числительные ОБА, ОБЕ в нужной форме:

У … ребят отличные оценки. Хорошие отношения установились между … государствами. С … сторон нависали густые кроны деревьев. За … деревнями начинались поля.

4.Вместо точек вставьте числительное ПОЛТОРА в нужной форме:

Туристам осталось пройти около … километров. В … километрах от шоссе находится наша дача.

5.Запишите цифры словами, раскройте скобки:

К    3 (декабрь),  до 9 (апрель), о 5 (август).

Контрольный диктант

по теме «Местоимение»

                                                       Взгляни на небо

         Каждого человека хотя бы один раз в жизни поражало звёздное небо. Самым необычным оно бывает ясной зимней ночью, которая наступает после Рождества. Сколько на небе звёзд! Смотришь на небо , и кажется, что звёзды понимают тебя. Когда не с кем поделиться радостью, не с кем посоветоваться, некого любить, иди к ним. «Здравствуйте, таинственные звёзды», - скажи негромко, и обязательно услышишь ответ. Можно рассказать им о себе или от них узнать что-нибудь невероятное, если внимательно прислушаться к их шёпоту. Звёзды живут своей жизнью. Что сияет вон там так ярко? Этот свет идёт от созвездия.

        Никто не может знать, сколько звёзд на бесконечном небе. Но говорят, что судьба каждого человека как-то связана со звёздным небом, что чем ярче живёт человек, тем ослепительней горит на небосводе его звезда.

Грамматическое задание:

Найти в тексте все местоимения, указать разряды.

Контрольный диктант

по теме «Глагол»

                                             Кто сеет в лесу

 Кроты по ночам трудились в лесу на поляне и всю её изрыли. Насыпали горки земли, распахали бороздки. Человеку трудно стало передвигаться по этой пашне.

        Дождь смочил кротовую пашню, солнце нагрело её. Кто же начнёт сев?

        Вокруг полянки расположились ели, раскрыли свои шишки. Налетел ветер. И полетели бесшумно вниз на жёлтых парашютиках лёгкие семена. Одни ветер с поляны унёс, другие в траве запутались. Но многие попали на рыхлую пашню, и выросли потом здесь ёлочки. Они торчат зелёными свечками. Теперь войдёшь в лес и не увидишь на бороздках свободного места.

       Так кроты весною пашут, ёлки и ветер сеют, и лесные поляны зарастают деревьями.

Грамматическое задание:

1.Морфемный разбор: расположились, передвигаться

2.Морфологический разбор:  (не) увидишь

3.Синтаксический разбор: Кроты по ночам трудились в лесу на поляне и всю её изрыли.

Итоговый контрольный диктант

                                     

                                                    Птицы в мае

     Как прекрасен погожим майским днём светлый лиственный лес!

     Сотни птиц распевают в кустах и кронах деревьев. Сладким свистом перекликаются в вершинах берёз таинственные иволги. Бьют, рассыпаются дробной песенкой зяблики. В тенистом овражке свистит и щёлкает соловей.

     Скворец  юркнул в трещину на старой осине, и из неё донёсся писк и возня скворчат. В гнезде на толстой развилине клёна стоит презабавный дроздёнок. Он глупо смотрит на меня круглым беспокойным глазом, на его голове торчат смешные жёлтые волосёнки, жёлтая складка обрамляет клюв, который готов раскрыться перед родителем с кормом.

     В дроздиной колонии день первого вылета из гнезда. Один желтоватый дроздёнок приседает, трусит, не решается покинуть родную развилину. Дрозды суетятся, будто говорят: «Давай, давай, смелее!»

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактический материал. Контрольно-измерительные материалы по русскому языку 6 класс.

Предлагаемый материал поможет сэкономить время и силы ученика и учителя в подборе языкового материала для практической части. охватывает все разделы курса русского языка, является эффективным средство...

Дидактический материал, Контрольно-измерительные материалы по русскому языку. 7 класс.

Предлагаемые материалы поомогут сэкономить время и силы ученика и учителя в подборе языкового материала для практической части, охватывают все разделы курса русского языка, являются эффективным средст...

Дидактические материалы. Контрольно-измерительные материалы по русскому языку. 8 класс.

Предлагаемые материалы помогут сэкономить время и силы ученика и учителя в подборе языкового материала для практической части, охватывают все разделы курса русского языка, являются эффективным средств...

Дидактический материал, Контрольно-измерительные материалы по русскому языку. 9 класс.

Предлагаемые материалыпомогут сэкономить время и силы ученика и учителя в подборе языкового материала для практической части, охватывают все разделы курса русского языка, являются эффектным средством ...

Дидактический материал. Контрольно-измерительные материалы по русскому языку.10 класс.

Предлагаемые материалы помогут сэкономить время и силы ученика и учителя в подборе языкового материала для практической части, охватывают все разделы курса русского языка, являются эффективным средств...

Дидактический материал, Контрольно-измерительные материалы по русскому языку. 11 класс.

Предлагаемые материалы помогут сэкономить время и силы ученика и учителя в подборе языкового маиериала для практической части, охватывают все разделы курса русского языка, являются эффективным средств...

Контрольно-измерительные материалы по русскому языку. 5 класс

Контрольно-измерительные материалы по русскому языку для 5 класса ориентированы на учащихся, которые занимаются по УМК по русскому языку под ред. М.М.Разумовской, но могут быть использованы для ...